Центр экстремальной журналистики

Центр экстремальной журналистики

Россия, 119021, Москва, Зубовский бульвар, 4

Телефоны: (+7 495) 637-7626, 637-3550, факс (+7 495) 637-7626

e-mail: [email protected] Вэб-сайт: www.cjes.ru

ОПАСНАЯ ПРОФЕССИЯ

Ежемесячный бюллетень событий

в средствах массовой информации стран СНГ

Апрель 2007 г.

Составитель бюллетеня – аналитик Центра экстремальной журналистики Ирада Гусейнова ( HYPERLINK «mailto:[email protected]» [email protected])

Азербайджан

Как правильно заметил один из азербайджанских журналистов, сегодня информация о СМИ напоминает сводки с фронта. Причем не в пользу журналистов. В войне с властью журналисты терпят поражение за поражением, потери за потерями. Главный редактор газет «Реальный Азербайджан» и «Гюнделик Азербайджан» Эйнулла Фатуллаев 20 апреля был признан виновным в «клевете» и «оскорблении» и осужден азербайджанским судом к двум с половиной годам лишения свободы. За последние 10 месяцев Фатуллаев стал уже пятым журналистом, осужденным к лишению свободы в Азербайджане. Двумя неделями ранее суд оштрафовал Фатуллаева на 10 тыс. манатов (около 12 тысяч долларов США) по тому же эпизоду, но уже в рамках гражданского иска, предъявленного руководителем азербайджанского Центра защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев Татьяной Чаладзе. Она же инициировала против журналиста и уголовное дело. Парадоксально, что сама статья, ставшая предметом иска, не фигурировала в качестве доказательства, хотя приговор был частично основан на содержащихся в ней заявлениях. Более того, весь судебный процесс и решение выносили судьи, срок судейства которых истек. Суммируя это и другие нарушения никто в стране и за пределами Азербайджана не сомневается в политической подоплеке судебного преследования.

В день суда в результате нападения неустановленных лиц серьезные травмы получил военный обозреватель этих изданий Узеир Джафаров. Журналист был госпитализирован с травмой головы и проходил лечение в больнице. По его словам, одного из нападавших он видел днем в суде. И это тоже подтверждает версию политического заказа.

При этом представители власти даже не скрывали своего отношения к происходящему. К примеру, председатель комиссии Милли меджлиса по правам человека Рабиат Асланова заявила, что «арест Эйнуллы Фатуллаева полностью соответствует закону. Каждый журналист должен уважать свое перо и не должен оскорблять честь и достоинство людей, сделав знаменем клевету».

А другой депутат парламента Хава Мамедова призвала к аресту и «смертной казни» Фатуллаева за «оскорбление ходжалинцев».

То, что произошло с корреспондентом газеты «Экспресс» Эльманом Малыевым на юридическом языке называется «киднеппинг». Но правоохранительные органы считают, что журналиста всего-навсего пригласили поговорить. А дело было так. После появления в газете информации об убийстве трех людей в городе Джульфа Нахчыванской Автономной республики (НАР) со ссылкой местного министерства внутренних дел, это самое МВД обратилось в Нахчыванский городской суд с иском против Э. Малыева за распространение ложной информации. А 25 апреля Э. Малыев пропал. Обеспокоенные коллеги подняли шум и сообщили, что журналист пропал после того, как отправился по вызову в 39-е отделение полиции Сабаильского района Баку. Оказалось, что журналиста тайно вывезли в НАР, чтобы он предстал там перед судом. Видимо от того, что С. Малыева похитили сотрудники полиции НАР, полицейские и не считают это киднеппингом. Тем более, что подобное они практикуют периодически. К примеру, так было с корреспондентом газеты «Ени Мусават» Эльбеем Гусейнли, написавшим критический материал об одном из сел в Нахчывани.

Верховный суд оставил в силе приговор в отношении сотрудника газеты «Азадлыг», сатирика-журналиста Мирзы Сакита.

Апелляционный суд оставил в силе решение районного суда по делу сотрудников газеты «Нота Бене» Фарамаза Новрузоглу (Аллахвердиев) и Сардара Алибейли. За «клевету» и «оскорбление» первый был осужден к двум годам тюремного заключения, второй – полутора годам исправительных работ. Причем, Апелляционный суд выносил решение без участия представителя сотрудников «Нота Бене».

Судебную тяжбу по иску министерства обороны республики проиграла и оппозиционная газета «Азадлыг». Ясамальский районный суд Баку удовлетворил иск министерства о нанесении ущерба имиджу и деловой репутации и оштрафовал газету на 20 тысяч манатов. (около $23 тыс.).

К сожалению, этими решениями судебные преследования СМИ не закончились. Под прицелом оказалась газета «Ени Мусават» и ее редактор Рауф Арифоглу. Шеф компании «Азерсун холдинг» Абдулбари Гезал подал судебный иск по статье 147.2 УК (клевета о совершении особо тяжкого преступления) с требованием возбуждения уголовного дела и ареста Рауфа Арифоглу. Основанием для иска стало его интервью турецкому телеканалу «Canalturk» 29 марта, где обсуждалась тема курдского сепаратизма. В судебной повестке говорится, что в интервью Арифоглу было допущено оскорбление. Сам журналист считает, что претензии должны быть не к нему, а к этому каналу. К слову сказать, между газетой «Ени Мусават» и руководством «Азерсун холдинг» существует давняя вражда. Компания неоднократно подавала на газету и редактора в суд. Как правило, суды удовлетворяли иски компании, вынося решения о многотысячных штрафах газете.

Под ударом оказалась еще одна оппозиционная газета «Мухалифат». Истец – тоже известный «сутяжник» — дядя президента страны Джалал Алиев. Главного редактора Ровшана Кабирли и заведующего отделом газеты Яшара Агшазаде обвиняют по статьям 147.1, и 147.2 (клевета) в связи со статей, вышедшей 27 февраля, «АМАЙ торговая марка семьи Алиевых» и цитата из статьи «Джалал Алиев стоит за коррупцией в Азербайджане».

К слову сказать, ОБСЕ уже давно призывает власти Азербайджана изъять статью о клевете из уголовного кодекса, на основе которого журналисты привлекаются к уголовной ответственности. Об этом снова говорил представитель ОБСЕ по свободе печати Миклош Харасти, когда приезжал в марте в Баку.

«Количество журналистов, против которых дела подаются в суд, растет, достигло 11. В будущем также не исключены новые жертвы, но я надеюсь, что в уголовный кодекс Азербайджана будут внесены изменения», — сказал Харасти.

Правда, есть и позитив. Национальный совет по телевидению и радиовещанию (НСТР) Азербайджана выдал шестилетнюю лицензию независимой телерадиокомпании ANS. Эта популярная телерадиокомпания в 2006 году была на время отлучена от эфира по обвинению в лицензионных нарушениях. Многие в стране считают, что это произошло после критики запада, однако, на наш взгляд, причина в другом: скорее всего руководству телекомпании все-таки удалось договориться с властями, не исключено, что лицензия была дана в обмен на лояльность.

Армения

8 апреля в Армении стартовала предвыборная агитация политических сил, претендующих на место в парламенте. Многие международные и неправительственные организации пытаются понять, насколько эти выборы будут прозрачными и объективными. По оценке эксперта ЦЭЖ в Армении Давида Петросяна, за время, прошедшее с последних парламентских выборов, ситуация изменилась, причем не в лучшую сторону. В частности, распался самый популярный общественно-политический еженедельник «Право» и теперь выходят две газеты. И если в бумажных СМИ еще сохраняется какой-то плюрализм, то электронные СМИ об этом только мечтают. Правда, отмечает наш эксперт, накануне выборов власти создают видимость того, что оппозиции предоставлены все возможности для общения с народом, однако лидеры оппозиции, которых четыре года не пускали в эфир, вряд ли могут изменить ситуацию за то короткое эфирное время, что им выделили перед самыми выборами. Не изменило ситуацию и создание Общественного телевидения, которое практически ничем не отличается от государственного. Хотя, как правильно заметил Д. Петросян, накануне выборов и здесь были созданы условия для оппозиционеров. Это подтверждают и результаты мониторинга. Оценивая первую неделю предвыборной агитации, можно констатировать, что большинство партий, участвующих в выборах, имели доступ к эфиру. В том числе, получили полагающееся им по закону платное и бесплатное рекламное время на общественных каналах. Судя по печатным СМИ, ставшим объектом мониторинга, в отличие от предыдущих избирательных кампаний, армянская пресса в большей степени делает акцент на освещении выборов в целом, нежели на агитации в пользу тех или иных политических сил. Что касается сбалансированности уделяемого партиям внимания, то частные издания “Аравот” и “Айкакан жаманак” освещают гораздо более широкий политический спектр, чем “Айастани Анрапетутюн” и “Республика Армения”, относящиеся к официозным СМИ.

И все же, как бы ни прискорбно это звучало, но эксперты в Армении, не ожидают, что ситуация для СМИ после выборов изменится в лучшую сторону. Они не ожидают, что новое национальное собрание будет более демократичным по отношению к журналистам.

Иллюстрацией может стать интервью с кандидатом в депутаты, занимающим 23 место в пропорциональном списке пропрезидентской партии «Процветающая Армения» Шамирам Агабекян. Ее имя связывают с Комиссией по телевидению и радио, вместе с остальными членами комиссии она закрывала телекомпанию «А1+». Именно она оценивала программы телекомпании как «слабенькие». На вопрос журналиста газеты «Аравот» «Сейчас, когда у нас нет по-настоящему независимой телекомпании и остались одни «ответственные», вы не чувствуете себя виноватой, нет ли у вас угрызений совести по поводу закрытия «А1+»?», прозвучал ответ уверенного в своей правоте человека.

«Я глубоко убеждена, что «А1+», точнее, ООО «Мелтекс» то ли по недоразумению, то ли сознательно, преподносило сюрпризы. Я даже склонна считать, что организация умышленно пыталась их преподносить — возможно, политический шум был ей нужнее, чем эфир. Уверяю вас, программы, которые представляла эта организация, были слабыми, у меня есть основания называть их «слабенькими». В жизни я никогда не руководствовалась конъюнктурными соображениями. У меня были очень серьезные основания ставить такие оценки», — ответила Ш. Агабекян.

«Я не считаю наши телекомпании прогосударственными или, как вы говорите, «ответственными». Это не так. Просто сейчас, наверное, у них на первом месте вопросы бизнеса. Если власть не препятствует бизнесу, они хотят, чтобы эта власть сохранилась. Если они, исходя из интересов своего бизнеса, ведут такую политику, то я не вижу других объяснений субъективности, которую вы замечаете в их деятельности. Я приписываю это становлению экономического поля и считаю, что это временный процесс, что самоцензура, которая есть в них, исчезнет. И вообще, я не признаю независимое, зависимое телевидение, радио или прессу, потому что не понимаю, в чем состоит их независимость. В чем независимость, если журналист зависит от курса редактора, если он должен следовать этому курсу, в противном случае ему придется оставить это дело и уйти. Редактор следит за тем, какой курс проводит учредитель, какую политику ведут власти, насколько эта политика им выгодна. Так что я не признаю разговоры о независимости «А1+», — констатирует кандидат в депутаты.

Беларусь

Между властью и СМИ уже давно сложились своеобразные отношения. Какими стали эти отношения — иллюстрирует статья одного из участников встречи руководителей СМИ и президента Александра Лукашенко, состоявшейся 12 апреля. Забегая вперед, скажем, что редакторы ведущих СМИ осознали новые правила игры: пресс-конференции не для вопросов, а для решения своих проблем. К президенту допустили не журналистов, а руководителей СМИ, превосходно понимающих последствия любого своего вопроса.

«За 13 лет белорусский президент ответил на все вопросы, в том числе на те, которые ему еще пока не задали. Находясь с ним в одном помещении, через 15 минут понимаешь, что сам за него можешь ответить на все собственные заготовки: «Не пора ли, Александр Григорьевич, в условиях, когда БРСМ проводит акции «За независимость!», проводить референдум и восстанавливать бело-красно-белую символику?» — «Нет, Виктор, не пора. Потому что эту символику использовали полицаи во время войны, ходили с ней на рукавах. Так что ж, мы, народ, потерявший каждого третьего, будем сейчас снова ее восстанавливать?»

Очевидно, что эта ситуация требует введения в теорию журналистики нового жанра — «аутоинтервью», когда интервьюер интервьюирует интервьюируемого посредством общения с самим собой», — говорится в статье.

«Президент обязан встречаться с представителями СМИ. Вы — своеобразная связь между президентом и обществом», — сказал Лукашенко во вступительном слове. «Глава государства предложил два формата работы: либо обычная пресс-конференция, с вопросами и ответами, либо диалог, обмен мнениями. Непонятно, какой из них в итоге был избран, но вопросы первые полчаса задавались в строгом шахматном порядке представителями «крупных» СМИ. Не исключено, что это такая белорусская форма диалога. При этом официальная часть с «крупными» вопросами прошла в куда более агрессивной, наступательной манере, чем часть неформальная, когда неподготовленные вопросы задавали негосударственные СМИ».

На этой встрече главный редактор газеты «Народная воля» Иосиф Середич обратился к президенту с просьбой вернуть издание в типографии и подписные каталоги. Как известно, большинство негосударственных изданий вычеркнуты из подписного каталога на 2007 год, а также лишены возможности печататься в местных типографиях, поэтому они вынуждены тиражироваться в России. Причем И. Середич, прогнозируя ответ, сразу попросил «не кивать в сторону министра информации Русакевича», так как «проблема зависит от одного человека». Лукашенко ответил с присущей ему искренностью.

«Найдите еще в мире такого дурня, которому на его семью такую грязь выливают! Как бы вы на моем месте поступили? Как президент я не запрещаю, но то, что вы напишете, ни одна типография по закону напечатать не сможет. Лукашенко нет на экранах потому, что он в запое!» Зачем вы это пишете? Вы что, когда-нибудь меня пьяным видели? А как вы истязаете моих детей!» — ответ президента, который прозвучал как аргументированный отказ в просьбе.

Правда, позже президент вдруг похвалил Середича, назвав его своим «учителем», и поинтересовался, отчего же тот не ценит, что «ученик» стал президентом. «А что ж вы меня не цените? Три раза в эмиграции побывал!» — заявил в ответ главный редактор «Народной воли», имея в виду производство своей газеты за границей.

Президент поручил руководителю ОНТ Григорию Киселю выступить посредником в общении с Середичем. «Надо вернуть его назад», — предложил Кисель простой вариант. Но президент был неумолим. «Распространять мы его не будем», — сказал, как отрезал А. Лукашенко.

Главный редактор агентства БелПАН Алесь Липай признался, что уже два года не может зарегистрировать новостную радиостанцию. Президент ответил: «Легче зарегистрировать вещание не будет… Радио и телевидение — это порядок уже очень высокий, мы очень аккуратно к ним относимся. Я уже давно говорил, что данные СМИ не будут приватизироваться». К слову сказать, в проекте закона «Об электросвязи» порядок использования радиочастотного спектра и установления порядка рассмотрения материалов и принятие решений о выделении полос радиочастот, радиочастотных каналов, а также порядок проведения экспертизы на электромагнитную совместимость радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств будет устанавливать президент страны.

И в заключение встречи президент А. Лукашенко пообещал «никогда не подставлять журналистов». «Вам за меня не будет стыдно. Я буду делать так, чтобы журналист гордился своим президентом. И если вы услышите вопиющую информацию — что я спился, проворовался или имею миллиардные счета — плюньте тому в глаза. Этого никогда не будет, потому что не может быть», — подчеркнул президент.

Причем А. Лукашенко даже не отказывает в поддержке оппозиционным СМИ…если они будут соблюдать действующее законодательство. Имеется в виду публикация только проверенных материалов. Оппозиционные СМИ, считает он, несправедливо оценивают проводимую в стране политику, работу депутатов.

«Я готов дать соответствующую команду, но если будет размещен заведомо нечестный материал, то больше на территории Беларуси это издание выходить не будет», — заявил президент.

Судя по понятию президента и его команды все материалы, которые не хвалят политику А. Лукашенко и его правительства. Поэтому понятен отказ председателя Национальной государственной телерадиокомпании Александра Зимовского предоставить эфир лидеру белорусской оппозиции Александру Милинкевичу. Экс-кандидат в президенты хотел обсудить на Первом канале проблемы, связанные с аварией на ЧАЭС.

Никакой альтернативной информации – таков девиз белорусских чиновников. 3 апреля был арестован оппозиционер Андрей Климов. Его обвинили в нарушении статьи 361 Уголовного Кодекса за размещенные на Интернет-сайте публикации. Эта статья предусматривает уголовную ответственность за призывы к свержению или изменению конституционного строя или «совершению преступлений против государства» с использованием СМИ. Климову грозит от 1 до 5 лет лишения свободы. Инкриминируемая публикация была размещена на сайте http://www.ucpb.org и содержит размышления по поводу изменения политического режима в Беларуси.

Другого оппозиционера Владимира Шульжицкого тоже арестовали, но за то, что он по личной инициативе на небольших листах бумаги написал от руки волны радио «Свабода» и распространял их по почтовым ящикам. Более того, он оставлял свои координаты для тех, кому нужна помощь в установке волны радио «Свабода».

В городе Лида работники коммунальных служб потребовали с жильцов снять спутниковые антенны. Как объяснили журналисту «Лiдскай газеты» работники коммунальной службы, делается это в соответствии с требованиями республиканских правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома. Но по неофициальной информации, инициатива местных властей связана с объявлением о том, что в октябре из Польши начнет вещание независимое белорусское телевидение. И указание насчет антенн поступило из Минска.

Говоря о законах, о требовании соблюдать которых власти все время напоминают, обратимся к оценке Белорусской ассоциации журналистов законопроекта «Об информации». Журналистская организация считает, что он возвращает Беларусь во времена советской цензуры – констатирует эта неправительственная организация.

12 апреля на пресс-конференции в Минске юристы общественного объединения «Белорусская ассоциация журналистов» заявили, что законопроект «Об информации, информатизации и защите информации» направлен на установление жесткого контроля государства за пользованием и распространением любой информации.

Заместитель председателя БАЖ Андрей Бастунец отметил, что проект закона направлен на регулирование разнородных общественных отношений, которые уже урегулированы другими законодательными актами. По его словам, законопроект содержит положения, дублирующие нормы этих актов, либо не соответствующие им. «Многие его нормы являются чрезмерно общими и более уместными в государственных программах, чем в законодательном акте, либо предельно детализированными. При этом законопроект содержит минимум правовых норм непосредственного действия. Так, в 58 статьях документа содержится 109 отсылочных норм», — подчеркнул А. Бастунец. По его словам, некоторые положения законопроекта изложены юридически некорректно, а ряд норм противоречит конституции и международным стандартам.

Как отметил руководитель центра правовой защиты журналистов при БАЖ, доктор юридических наук, профессор Михаил Пастухов, законопроект подготовлен комиссией Палаты представителей Национального собрания по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству. По его словам, документ предусматривает деление информации на различные виды, а также создание системы государственных органов, обеспечивающих безопасность информации. «Во главе этой системы — президент и Государственный центр безопасности информации при президенте, деятельность которых направлена на исключение из свободного доступа целых сегментов информации», — сказал ученый. По его словам, регистрацией информационных ресурсов, в том числе и размещенных в Интернете, по законопроекту будет заниматься Национальная академия наук Беларуси. «Кроме того, во всех госструктурах, обладающих информацией ограниченного доступа, предполагается создание подразделений по контролю за распространением информации», — сказал М.Пастухов. Все это, по его словам, возвращает Беларусь во времена советской цензуры.

Свои замечания и предложения по законопроекту БАЖ направил в нижнюю палату белорусского парламента. Хочется надеяться, что там к этим предложениям прислушаются.

Грузия

Самая тревожная информация, сигнализирующая о серьезных проблемах грузинских журналистов, по-прежнему поступает из регионов. В регионе Шида Картли журналисты и представители неправительственных организаций собрались вместе, чтобы обсудить проблемы, с которыми им приходиться сталкиваться, и наметить дальнейшие действия. Острой критике были подвергнуты местные власти, которые, по словам участников встречи, замалчивают свою деятельность и постоянно блокируют публичную информацию. Более того, они фактически отказываются от сотрудничества с оппозиционными СМИ, игнорируя приглашения для участия в ток-шоу, мероприятия, где предполагается участие представителей оппозиции, отказывают в интервью, отказываются предоставлять информацию. Речь, в частности, идет о работе телекомпании «Триалети», у которой не складываются отношения с местной властью. Как отмечают журналисты, местная власть руководствуется логикой: журналист имеет право задавать мне вопросы, а я имею право на них не отвечать. К слову сказать, такая политика широко используется в Грузии. К примеру, представители власти не идут на политические ток-шоу оппозиционного канала «Имеди», прекрасно понимая, что без такого участия дискуссионные программы бывают скучными и предсказуемыми. Аналогичная ситуация была и с популярным каналом «202», который из-за этого практически потерял своих зрителей, которому неинтересно смотреть и слушать только представителей оппозиции.

Теперь региональная оппозиционная телерадиокомпания «Триалети» намерена организовать телевизионное ток-шоу в прямом эфире с тем, чтобы обсудить актуальные проблемы Шида Картли. Поэтому она намерена вместе с НПО обратиться к представителям власти с предложением о сотрудничестве. Сделает ли власть шаг от закрытости к прямому эфиру, и захотят ли ее представители говорить открыто о наболевших проблемах, на которые до сих пор было наложено табу, пока неизвестно. Инициаторы проекта надеются, что диалог все-таки состоится. Действительно, трудно прогнозировать реакцию властей, если учесть, что 3 апреля «Триалети» обратилась в Горийский и Карельский районные суды с исками против муниципалитета сакребуло (собрания) Гори и муниципалитета гамгеоба (правления) Карели. Основанием для исков послужил тот факт, что их журналистов не впускают в административные здания Гори и Карели. К искам приложены письма, которые телерадиокомпания направила председателю сакребуло муниципалитета Гори Марлену Надирадзе и гамгебели муниципалитета Карели Гие Занардия. В письмах указаны конкретные факты нарушения прав журналистов, которые отражены в имеющихся у телерадиокомпании видеоматериалах. На основании данных исков, представленных в соответствии со 2-й частью 1-й статьи и 24-й статьей Административного кодекса Грузии и 177-179 статьями Гражданского процессуального кодекса Грузии, телерадиокомпания требует допущения своих журналистов в помещения муниципалитетов. Как считают в телерадиокомпании, создание помех профессиональной деятельности журналистов происходит по непосредственному указанию уполномоченного президента в регионе Шида Картли Михаила Карели.

Своеобразный выход по сокрытию информации нашел губернатор Гурии Михаил Свимонишливи. Он полностью упразднил службу по связям с прессой сразу же, как только был назначен на этот пост — в ноябре прошлого года. При этом сотрудникам пресс-службы заявил, что сам будет осуществлять эту связь. За все это время, связь так и не была налажена. И журналисты подозревают, что именно для этого и была ликвидирована пресс-служба.

Выполнявшая до прихода М. Свимонишвили функции пресс-секретаря государственного уполномоченного в Гури Лела Таварткиладзе рассказала, что «через несколько дней после своего назначения губернатором Михаил Свимонишвили, устами главы аппарата администрации, велел всем сотрудникам службы по связям с медиа и общественностью написать заявления об уходе с работы. Нас успокоили, — дескать, это всего лишь формальность и не стоит нервничать. А в конце получилось так, что эту структуру он вообще упразднил, а нам объявил, — я, мол, теперь сам буду совмещать функции пресс-секретаря, но неофициально».

По словам Лелы Таварткиладзе, в результате этого решения уполномоченного, в краевой администрации не осталось структуры или человека, который мог бы дать общественности, тем же журналистам, разъяснения по какому-либо вопросу и отвечал бы за выдачу публичной информации. «Хорошо еще, если повезет, и Свимонишвили на твой звонок ответит, а если нет, — как ни старайся, связаться с ним не сможешь», — замечает Лела Таварткиладзе.

Редактор газеты «Вестник Гурии» Ладо Менабде говорит: «Жаль, что в истории существования института краевого уполномоченного Гурии Свимонишвили — первый, кто, можно сказать, не выносит не только иное мнение, но и журналистику как профессию, и ведет себя на этом посту не как государственный деятель, а как бизнесмен».

Как разъясняет представитель Ассоциации молодых юристов Тамар Гурчиани, деятельность института государственного уполномоченного президентом и его функции не регулируются законом, и потому в существующем законодательстве точно не определено, имеет ли уполномоченный президентом право совмещать функции пресс-секретаря. Но на аппарат краевой администрации, поскольку он финансируется госбюджетом, распространяется действие 3-й статьи Общего административного кодекса, которая предусматривает наличие в штате лица, ответственного за выдачу публичной информации. Однако губернатору статья кодекса не писана. Хотя, быть может, он сделает вывод после решения суда по иску аппарата Народного защитника в отношении председателя Горийского сакребуло (городского собрания) Марлена Надирадзе. В феврале аппарат Народного защитника обратился к М. Надирадзе с просьбой о выдаче общественно значимой информации. Однако ответа так и не получил. В результате последовал иск в суд. Суд вынес решение, что М. Надирадзе в течение 30 дней должен выплатить штраф в 2000 лари за невыдачу информации. Согласно Кодексу административных правонарушений, невыполнение законного требования Народного защитника наказывается штрафом в размере 20-50 минимальных зарплат.

В апреле был обнародован отчетный доклад Народного защитника Грузии Созара Субари «О положении в Грузии с защитой прав и свобод граждан — вторая половина 2006 года». В нем отмечается, что представители международных неправительственных организаций, действующих в Гальском районе непризнанной Республики Абхазия, «нередко изменяют название организации или вообще закрывают представительство, так как в их отношении осуществляется постоянное давление со стороны сепаратистских властей». Об этом говорится в отчетном докладе Народного защитника Грузии Созара Субари «О положении в Грузии с защитой прав и свобод граждан — вторая половина 2006 года», рассмотрение которого в парламентском комитете по правам человека и гражданской интеграции запланировано на 26 апреля.

Как отмечается в той части доклада, где рассматривается деятельность международных неправительственных организаций в Абхазии, «по имеющейся у Народного защитника информации, в Гальском районе (заселенном, преимущественно, этническими грузинами) на сегодня действуют представительства трех международных неправительственных организаций. Они реагируют на факты нарушений прав человека, поддерживают и, по возможности, защищают находящееся под жестким давлением местное население, которому не дается возможность свободно выражать собственное мнение».

В докладе омбудсмена указывается на факт давления в отношении членов семьи гальской студентки Нино Квеквескири 24-25 октября 2006 года. Нино Квеквескири дала интервью одной из грузинских телекомпаний, после чего «в Гали прибыли представители абхазских спецслужб, которые допросили членов семьи Квеквескири и старались вынудить их покинуть территорию Абхазии».

В отчетном докладе отмечается неблагополучная ситуация и в Южной Осетии. Согласно данным отчета, руководитель Комитета по информации и печати правительства непризнанной Республики Южная Осетия Ирина Гаглоева по своей воле решает вопрос допуска журналистов в Цхинвальский регион, требует аккредитацию от представителей как грузинской, так и международной медиа.

Вместе с тем Субари отмечает и тот факт, что правительство президента непризнанной республики Эдуарда Кокойты периодически заглушает частоту независимой телекомпании «Алания» (которая распространяется на территорию Цхинвальского региона), особенно, во время выхода в эфир информационных и аналитических программ.

В Цхинвальском регионе не сформировался ни один демократический институт, защищающий интересы общества и личности. Общество полностью исключено из политических процессов, формальный характер носит институт уполномоченного «президента» по вопросам прав человека, говорится в докладе.

Как отмечает Субари, неправительственный сектор находится под постоянным давлением Кокойты, который полностью контролирует его деятельность.

Финансирование властью новых СМИ в регионах создает серьезные проблемы действующим газетам, — они не только не развиваются, чтобы иметь возможность более независимо выйти на местный рынок, но, во многих случаях, разоряются, закрываются, что создает существованию независимой региональной медиа большую опасность. Это тоже из отчетного доклада Созара Субари. В докладе приводится также решение властей, по которому отменены налоговые льготы для печатной медиа.

Казахстан

Из этой благополучной республики и позиционирующей себя как демократическое государство в последнее время поступает очень тревожная информация. Вряд ли всплеск атак на СМИ можно связывать с весенним обострением, тем не менее, в апреле зафиксировано большое количество случаев давления на журналистов и СМИ.

30 марта пропала журналистка выходящей в Астане газеты “Закон и правосудие” Оралгайша Омаршанова (Жабагтайкызы). И до сих пор о ней нет никакой информации. Последний раз ее видели в Алматы 30 марта, когда в середине дня она села в неизвестный джип. По словам брата пропавшей, Оралгайша выехала в командировку в Алматы 28 марта вместе со своим коллегой Мухитом Искаковым. 29 марта она позвонила ему и сказала, что через пару дней будет уже дома, в Астане, но дома так и не появилась. Ее брат выехал в Алматы, и 9 апреля подал заявление в правоохранительные органы об исчезновении журналистки.

Журналистские организации склоняется к тому, что исчезновение О. Омаршановой связано с выходом 26 марта в газете «Закон и правосудие» статьи «Кровавый беспредел, или Кто стоит за братьями-«махновцами»?». Дело в том, что после появления именно этой статьи она стала волноваться за свою безопасность. Председатель Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев и президент фонда «Адил соз» Тамара Калеева уверены, что исчезновение журналистки связано с ее профессиональной деятельностью, другие версии, по их мнению, просто нежизнеспособны.

8 апреля в Актау злоумышленники взломали дверь офиса типографии «Лада» и газеты «Лада TV плюс» и подожгли его. По словам пожарных, огонь распространялся сразу из трех точек, что не оставляет сомнений в том, что это был именно поджог. К тому же из помещения типографии исчез компьютер. Сотрудники газеты осторожны в оценках, но не исключают версию поджога, поскольку газета пользуется популярностью у читателей за критические публикации. Главный редактор газеты Светлана Эшметова не исключает, что поджог мог быть хулиганством, хотя, по ее словам, обычные хулиганы не ходят с канистрами, полными бензина. К тому же это не первый случай. В 2005 году злоумышленники принесли в подъезд главного редактора газеты кучу ящиков и коробок, сложили все это у дверей ее квартиры и подожгли. Тогда от дыма чуть не угорели люди во всем подъезде. Чуть ранее был поджог квартиры ведущего журналиста газеты. Вполне возможно, что если бы правоохранительные органы были бы порасторопнее и нашли злоумышленников, то череде поджогов был бы положен конец.

19 апреля съемочная группа программы «Четверг» ТРК «ТАН» в составе журналиста Тахмины Молдыбековой и оператора Рината Алибекова получила редакционное задание подготовить материал о решении Акимата Алматы об ограничении строительства домов высотой более 16 этажей. Группа решила снять один из таких объектов. С этой целью они подъехали к объекту стройкомплекса «Есентай Тауэрс». Несмотря на то, что объект не является охраняемой территорией, охранники стройки напали на съемочную группу и стали требовать кассету с отснятым материалом. При этом они пытались применить физическую силу, в результате чего повредили руку Т. Молдыбековой и сломали дорогостоящую камеру. Отметим, что превышение своих полномочий охранной службой, когда ее сотрудники нападают на журналистов, ломают оборудование – довольно частое явление, причем не только в Казахстане. При этом нельзя подобное поведение списывать на незнание о праве на информацию. Дело в том, что охранники, как правило, получают соответствующее указание от своих хозяев: никого посторонних не пускать ни при каких обстоятельствах, что и выполняют весьма ретиво.

Не любят открытости не только бизнесмены, но и чиновники. Особенно, когда неудобные вопросы задают негосударственные СМИ. К примеру, газета «Республика еще в январе отправила запрос в министерство образования, но уже третий месяц не может получить ответ.

«Пресс-секретарь Жанар Жолдаспаевна, а именно с нее мы начали нашу эпопею, пообещала узнать судьбу наших запросов. И узнала! Судьба их оказалась нелегкой: бумаги канули в Лету во время переезда Минобразования из одного здания в другое. Пресс-секретарь попросила продублировать письма и заверила, что ответы мы получим на днях. Потом она клялась, что ответы будут лежать на нашем столе через три дня, через неделю, завтра, вечером этого дня… В общем, сроки всегда переносились, однако веру в положительный исход событий в нас всегда поддерживали. Но в конце концов свое обещание и свои должностные обязанности пресс-секретарь так и не выполнила по неизвестным для нас причинам», — говорится в статье.

А когда журналистам все-таки удалось обратиться непосредственно к министру образования Жансеиту Туймебаеву, то получили ответ – обращайтесь в пресс-службу.

Аналогичная судьба постигла и другой запрос – в Генеральную прокуратуру. Газета еще 20 марта обратилась в Генеральную прокуратуру с запросом о назначении прокурором города Капшагая 23-летнего Нурбола Назарбаева вопреки закона «О прокуратуре», запрещающего назначать на такую должность лиц, моложе 25 лет. Генеральная прокуратура газете так и не ответила. Все попытки выяснить по телефону судьбу запроса оказались безуспешными. Из всех тех сотрудников Генпрокуратуры, на которых выходили журналисты, корректно и вежливо говорили только помощники прокурора и дежурный прокурор. Последний сообщил не только входящий номер запроса 7068-07, но и фамилию исполнителя, которому было поручено разобраться с редакционным запросом и подготовить ответ. Помощник прокурора дал телефон начальника управления по надзору за рассмотрением обращений граждан и делопроизводства Баяны Саутпаевой. Однако та направила журналистов в отдел кадров. Одним словом, нужная информация была добыта, но редакцией, а не из прокуратуры.

Обозревая ситуацию со СМИ в Казахстане, сложилось впечатление, что власти ведут какую-то двойную игру: в одни игры они играют с журналистами, в другие – с международными организациями. Связано это скорее всего с тем, что Казахстан хочет председательствовать в ОБСЕ и потому вынужден идти на уступки СМИ и НПО. Так, министр культуры и информации Ермухамет Ертысбаев, идя навстречу пожеланиям ОБСЕ, временно отказался от идеи о лицензировании издательской деятельности. Министр отозвал разработанный его ведомством законопроект об издательской деятельности, нормами которого в республике планировалось ввести лицензирование деятельности по оказанию полиграфических услуг. Законопроект вызвал недовольство не только самих издателей и журналистов, но и представителей ОБСЕ.

«Поскольку мы находимся в диалоговом режиме с ОБСЕ, партнерские отношения пытаемся выстроить и проявляем добрую волю, идем навстречу по многим вопросам, 16 апреля 2007 года мы действительно решили отозвать закон об издательской деятельности», — сказал министр Ертысбаев.

Вместе с тем глава министерства культуры заявил, что ввести лицензирование издательской деятельности в республике «потребовали» сами издатели. «Требование лицензирования — это не выдумка министерства, это требование самих типографий и крупных книжных издательств, которые очень озабочены качеством сертификации полиграфической продукции на книгоиздательском и печатном (рынке) Казахстана», — заявил Е. Ертысбаев.

При этом непонятно, чем «озабочены» типографии: то ли качеством печатной продукции, то ли качеством сертификации. Министр также не уточнил, какие именно типографии и издательства обратились к нему с таким «требованием».

Однако министр Е. Ертысбаев не оставил идеи взять под контроль Интернет. В апреле он вновь заявил о необходимости борьбы с «киберпреступностью». Министр сообщил, что его ведомство разработало законопроект «по Интернету». «Мы законопроект по Интернету тоже разработали, но он направлен, так же как и в США, и в странах Западной Европы, против киберпреступности, против террористических информационных сайтов», — сказал тогда министр. При этом Е. Ертысбаев уточнил, что речь идет не о том, чтобы «регулировать в политическом плане Интернет».

Представитель ОБСЕ Миклош Харасти, комментируя ситуацию в Казахстане, сказал, что оценить положение дел можно будет тогда, когда «наступит более высокое проникновение Интернета». Он пояснил, что все зависит от того, «появится ли аппетит» у чиновников «регулировать СМИ, которые базируются в Интернете». «Это может наступить в Казахстане», — предостерег он.

Кыргызстан

В Кыргызстане продолжаются противостояние между властью и оппозицией. И, как это обычно бывает, достается не только противоборствующим сторонам, но и журналистам. Только за 4 дня бессрочных митингов с 11 по 14 апреля было зафиксировано 5 фактов нападений на журналистов. В связи с увеличением случаев нападений на журналистов общественные организации Кыргызстана 17 апреля обратились к руководству страны и лидерам оппозиции.

Авторы обращения с тревогой констатируют рост случаев насилия по отношению журналистов, что препятствуют исполнению их профессиональной деятельности. Так, 12 апреля нападению подверглась съемочная группа телекомпании «НТС». Сломана телекамера и штатив. 13 апреля в адрес журналистов «НТС» перед зданием ГТРК прозвучали угрозы о физической расправе, если журналисты не уедут. Сотрудники «НТС» были вынуждены вернуться в редакцию. 14 апреля жестоко избит сотрудник ИА «24.kg» Азиз Эгембердиев, который был доставлен в госпиталь с диагнозом «сотрясение головного мозга, закрытая черепно-мозговая травма и ушиб правого глазного яблока». В этот же день у фотокорреспондента газеты «Слово Кыргызстана» Нины Горшковой неизвестные пытались разбить камеру. 14 апреля журналисты телеканала «НТВ» Санжар Хамидов и Бобожон Туганов получили легкие телесные повреждения во время съемки митинга.

«Однако, это только те факты, которые получили огласку, — говорится в обращении, — журналисты в большинстве случаев не желают афишировать факты нападений, т.к. не верят, что по данным случаям правоохранительные органы примут соответствующие меры и виновники понесут наказание. На неверие журналистов оказывает влияние еще и тот факт, что руководство страны не сделало ни одного заявления по многочисленным случаям нападения на журналистов».

Авторы документа обратились руководству страны, руководителям правоохранительных органов и лидерам оппозиции с конкретными требованиями по обеспечению безопасности журналистов во время их работы «по освещению бессрочных митингов».

Обращение подписали президент ОФ «За Международную Толерантность» Рая Кадырова, председатель правления ОО «Журналисты» Марат Токоев, директор ОФ «Институт Медиа Представителя» Илим Карыпбеков, директор Интерньюс Нетуорк в Кыргызстане Чэрити Фэйн.

Однако после этого обращения, журналистам не стало легче.

19 апреля на бишкекской площади Ала-Тоо, где проходили митинги оппозиции, начались беспорядки. В ходе беспорядков корреспондент ИТАР-ТАСС Вадим Нешкумай подвергся нападению со стороны митингующих при передаче материалов с места событий. Один из агрессивно настроенных участников митинга нанес журналисту удар по голове металлическим прутом и отобрал мобильный телефон.

Во время разгона демонстрации на площади Ала-Тоо в столице Кыргызстана пострадала корреспондент ИА «Интерфакс» Наталья Любезнова. Неизвестный молодой человек напал на нее, когда она передавала информацию. Он ударил ее и выхватил сотовый телефон. Пострадал также и корреспондент «Комсомольской правды», которого покусала милицейская собака.

В апреле появилась информация, подтверждающая непростое положение, в котором оказались журналисты, работающие в условиях противостояния. Речь, в частности, идет о журналистах города Ош. В национальных СМИ появилась информация о трудностях, которые испытывают журналисты, работающие в городе Ош. Однако многие из них не желают говорить об этом вслух, боясь преследований со стороны, как властей, так и оппозиции.

«Мне угрожали, если я буду негативно освещать деятельность властей, — говорит представитель одного из информационных агентств, не пожелавший назвать свое имя. – Ко мне 2 апреля подошли три молодых человека крепкого телосложения после окончания пресс-конференции и заявили, что они примут действенные меры, если я подготовлю новостной материал о действиях оппозиции в положительном тоне».

Другому журналисту угрожали сторонники оппозиционных сил и даже пытались вмешаться в его профессиональную деятельность, диктуя свои условия по размещению новостного сообщения в СМИ. «Один из представителей оппозиции, как я понял из его слов и заявлений, попытался контролировать мою работу, — говорит журналист, тоже не пожелавший назвать свое имя. – Он хотел проверить окончательную версию информационного сообщения до того, как оно будет опубликовано в СМИ. И лишь после долгих объяснений, что он не имеет права вмешиваться в журналистскую деятельность, оппозиционер ушел недовольным».

Власти всерьез взялись за оппозиционные издания. Под прицелом оказалась, прежде всего, газета «Агым». Еще 31 марта на центральной площади города Баткен в Баткенской области демонстративно сожгли несколько номеров этого оппозиционного издания. В акции участвовали представители местных властей, общественных организаций, партии «Жаны Кыргызстан», «Эмгек жана биримдик» Об этом написала сама газета в №24, 06.04.2007 г.

Проправительственная газета «Энесай», в заметке «В Баткене жгут газету «Агым»» (№13, 04.04.2007 г.) отмечает, что сторонники мира и спокойствия сожгли газету «Агым» из-за того, что она, по их мнению, «наносит урон единству народа». Надо сказать, что эта тема в ходе противостояния была актуальной и использовалась в качестве козыря как с одной стороны, так и с другой стороны противоборствующих.

«Тему разжигания гражданской войны, равно как и тему Север – Юг, раскручивают исключительно пропрезидентские телеканалы», — заявил лидер Объединенного фронта “За достойное будущее” Феликс Кулов, отвечая на вопросы журналистов ведущих российских СМИ, прибывших в Бишкек освещать митинги оппозиционных сил.

«Вы посмотрите программы того же «5 – канала», где значительную часть эфира посвящают теме Север — Юг, все время говоря, мол, вы нашего президента-южанина хотите прогнать. Это не провокации? Мы ни разу не поднимали подобные вопросы. Мы говорим о кардинальной конституционной реформе и досрочных президентских выборах в Кыргызстане», — подчеркивает лидер Объединенного фронта.

Газетой «Агым» было недовольно и министерство внутренних дел. Этому ведомству не понравилась статья «Знал ли ты, что ветераны милиции враги сегодняшним милиционерам?» о том, что ветеранов внутренних органов не пускают в здание МВД. Министерство опровергло эту информацию и обратилось к редактору газеты с просьбой не накалять обстановку в отношениях между ветеранами и действующими сотрудниками органов внутренних дел КР.

Жительница города Ош Айсулуу Абдылдаева заявила о намерении подать в суд на Алишера Токсонбаева, являющегося пресс-секретарем губернатора Ошской области и корреспондентом газеты «Агым».

«В последнем номере этой газеты были приведены мои слова, которые были исковерканы до неузнаваемости, — сказала истица. – Во-первых, я не давала интервью газете «Агым», а во-вторых, я выступала с речью на Телерадиокомпании (ТРК) «5-канал». Видимо, оттуда, и были «вырваны» цитаты из контекста моего выступления, которые были интерпретированы в газете «Агым» с большими искажениями».

20 апреля корреспондент газеты «Агым» Асыран Айдаралиев был повторно приглашен в суд по исковому заявлению заместителя начальника Бишкекского городского следственного управления Кубанычбека Култаева. Об этом журналист сообщил в интервью газете «Айкын» (№16, 26.04.2007).

«19 апреля 2007 года я освещал бессрочные митинги и отравился газом, который был использован правоохранительными органами для разгона демонстрантов. На следующий день я не смог явится в суд в связи с плохим самочувствием», — говорит журналист. Кроме того, по его словам, судебные органы не отправили ему повестку. Он был сразу приглашен на процесс.

Поводом для иска стала статья А. Айдаралиева «Досум Конгантиев турганда кокосун жулуп алам» (Мне все горы по плечо, когда мой друг Конкантиев стоит у власти) о К. Култаеве, опубликованная 16 января. Заместитель начальника Бишкекского городского следственного управления посчитал данную статью порочащим его честь и достоинство и потребовал привлечь журналиста к ответственности по статье 127 УК КР «Клевета», а также взыскать 2 миллиона сомов ($53000) компенсации за причиненный моральный ущерб с газеты «Агым», автора статьи и главного редактора.

О намерении судиться с газетой заявил и депутат Жогорку Кенеша (Парламента) КР Дооронбек Садырбаев. Депутату не понравилось то, что журналисты издания постоянно обвиняют его в предвзятости. «Они пишут, что я защищаю Президента КР Курманбека Бакиева. Но я официально заявляю, что на самом деле никого не поддерживаю», — сказал Д. Садырбаев.

Депутат также заметил, что, говоря об этом на заседании палаты, он обратился к депутату Мелису Эшимканову, который, как известно, является учредителем газеты «Агым». «Я сказал, что, если будет еще хоть одна публикация подобного рода, я ударю его по голове своей тростью», — предупредил депутат.

Сотрудники Государственного комитета национальной безопасности Кыргызстана конфисковали 20 апреля весь тираж газет «Кыргыз Руху» и «Агым». Газета «Кыргыз Руху» также, как и «Агым» активно поддерживала оппозицию и выступала с резкой критикой в адрес президента Курманбека Бакиева.

Сотрудники Генеральной прокуратуры приостановили печать издания в независимой типографии «Фридом Хауз», забрали пластинки с оттисками, а также изъяли сигнальные экземпляры, были уничтожены файлы с их электронной версией. Об этом ИА «24.kg» сообщила заместитель главного редактора газеты Айнагуль Сапарбек кызы. По ее словам, тираж газеты был арестован ночью по распоряжению Генерального прокурора республики. В этом номере издания содержались материалы о ночном разгоне демонстрации, пресс-конференциях лидеров оппозиции, премьер-министра КР Алмазбека Атамбаева и главы МВД КР Болотбека Ногойбаева. Предполагалось, что газета выйдет в свет тиражом 68,5 тысячи экземпляров. Руководство газеты приняло решение не выходить до тех пор, пока не будут урегулированы правовые вопросы, связанные с арестом тиража и судебным иском против генеральной прокуратуры. «Агым» намерена оспорить правомерность решения прокуратуры и отсудить денежную компенсацию упущенной прибыли от продажи тиража и средств, которые были выплачены рекламодателям в качестве неустойки.

Давлению прокуратуры подверглась за свои статьи и «Крыгыз Руху». Очевидно, в связи с этим в доме главного редактора газеты «Кыргыз Руху» 26 апреля был проведен обыск. По данным газеты, сотрудники милиции искали оружие и документы.

Молдова

В Молдове начался процесс приведения молдавских СМИ к европейским стандартам. С этой целью был разработан план Молдова-ЕС, одной из задач которого стало обеспечение свободы прессы. Однако для достижения этой задачи необходимо изменить действующие законы, которые регламентируют деятельность СМИ. В компетенцию Координационного совета по телевидению и радиовещанию (КСТР) не входит право внесения поправок в действующее законодательство, более того, данный орган не обладает даже такими полномочиями, как выдвижение предложений, касающихся изменений в законах. Именно по этой причине КСТР принял решение создать рабочую группу из представителей Координационного совета, некоторых министерств для внесения изменений в законодательство, которое непосредственно затрагивает деятельность СМИ. Кроме того, в группу включены и неправительственные организации.

«11 мая пройдёт первое заседание рабочей группы, в рамках которого будут обсуждаться и будут определены проблемы которые мы будем решать», — сообщил совета Корнелий Михалаке. Он пояснил, что результатом деятельности рабочей группы, станут предложения о внесении серьёзных изменений во многие законы, в частности, о рекламе, о благотворительности и спонсорстве и в закон о телекоммуникациях. При этом он отметил, что доработке подлежит и закон о прессе. Поправки коснутся только возможности открытия институтов массового информирования иностранными гражданами, которые на данный момент могут владеть только 49 процентами из уставного капитала предприятия.

10 апреля был избран председатель общественной компании «Teleradio-Moldova». Им стал Валентин Тодеркан. На пост директора национального телевидения «Moldova 1» переизбрана Адела Рэйляну, занимающая этот пост с 2005 года. Выборы проводил Национальный совет за закрытыми дверями. К сожалению, о том, как проходили выборы, информации мало, однако наблюдатели предполагают, что не обошлось без скандала. Во всяком случае после заседания один из членов НС компании «Teleradio-Moldova» Вячеслав Ионицэ заявил журналистам, что «ему стыдно» за то, что произошло на заседании НС, так как после дискуссий со своими коллегами из НС следовало ожидать других результатов голосования. А Олег Брега, один из кандидатов на все три должности в компании «Teleradio-Moldova», заявил, что намерен обжаловать в суде результаты выборов руководства компании, поскольку, по его мнению, члены НС допустили ряд нарушений. Видимо, на заседании что-то происходило, если учесть, что на пост председателя компании «Teleradio-Moldova» претендовало 11 человек (среди которых и Илие Телешку, занимающий эту должность до 10 апреля), на пост директора телевидения — пять человек, а на должность директора национальной радиостанции — четыре. В то время, как некоторые молдавские газету уже в марте называли имена будущих руководителей.

Это не единственный скандал, который произошел в Молдове в апреле. Речь идет о скандале, который возник из-за радиостанции «FM 103.5». КСТР отозвал лицензию радиостанции, которой она владела 10 лет и передал ее фирме «Divaserv media» SRL для радиостанции «City FM-Radio baltean».

Устранение с медиарынка радиостанции «FM 103.5» из муниципия Бэлць и предоставление лицензии ее фирме «Divaserv media» SRL увенчали новое «достижение» власти — появление еще одной прокоммунистической радиостанции. Такое заявление сделал на пресс-конференции соучредитель компании «Blue Star» и радиостанции «FM 103.5» Серджиу Чеботарь. По словам Серджиу Чеботарь, отзывом 13 февраля лицензии радиостанции «FM 103.5», КСТР выполнил указания правления. «Поведение председателя и членов КСТР показали, что такие указания могли поступить только из самых высоких эшелонов государственной власти», — заявил С. Чеботарь. При этом он опроверг обвинения КСТР в несоблюдении сетки вещания и необходимого объема вещания на государственном языке. По его словам, проведенные позднее расследования выявили ряд отклонений от законодательства. Так, фирма «Divaserv media» SRL, как и другая фирма, получившая в тот же день лицензию –«Germes-Nord» — были основаны 24 января, ровно за день до истечения срока подачи документов на лицензионный конкурс. Оба пакета документов, представленные в КСТР одинаковые, а у учредителей одно название, сказал Чеботарь.

Согласно цитируемому источнику, несмотря на уставной капитал «Divaserv media» SRL, всего лишь в 5400 леев, эти фирмы получили лицензии, а председатель КСТР Корнелиу Михалаке объяснил свой выбор тем, что новыми обладателями являются «молодые и хорошие профессионалы». Позднее стало известно, что «эти «профессионалы» не работали в аудиовизуале и являются, по его словам, «молодыми комсомольцами, протежируемыми вице-примаром Бэлць Андреем Черным, бывшим комсомольским секретарем и коллегой Михалаке». Чеботарь заявил также о тенденциозном мониторинге радиостанции «FM 103.5», в течение лишь 12 часов вещания, в то время как мониторинг других вещателей продолжался по 24 часа и были обнаружены гораздо более серьезные нарушения. Все это, плюс тот факт, что «FM 103.5» никогда ранее не была санкционирована КСТР, свидетельствует о том, что радиостанция устранена с медиарынка по заказу.

Можно было бы списать возмущение соучредителя, лишенного лицензии, на обиду, однако складывается впечатление, что дело обстояло именно так, как представляет С. Чеботарь. Мы широко освещали те скандалы, связанные с КСТР по конкурсам и продаже других теле и радиостанций. Очевидно, и в этом случае использовался тот же обкатанный сценарий.

Компания «Blue Star» подала иск к КСТР, а судья Апелляционного суда Михай Чугуряну передал дело в Суд сектора Чентру, который затягивает его рассмотрение. По словам Серджиу Чеботарь, редакция радиостанции намерена защищать свои права в национальной инстанции, а в случае необходимости — в Европейском суде по правам человека.

В Приднестровье глава государства наложил вето на поправки в закон о СМИ. Президент не согласился с положениями проекта, которые уточняют понятие «средства массовой информации» и предусматривают необходимость регистрации в официальных органах государственных телевидения, радио и газет, однако депутаты настояли на принятии проекта в прежней редакции. Верховный Совет Приднестровья преодолел вето президента.

По словам председателя комитета по вопросам общественных объединений, молодежной политики, спорта и СМИ Вячеслава Тобуха, законопроект расширяет понятие «средства массовой информации» такими формами, как телевидение, радио, организация теле-, радиовещания, в то время как в действующей редакции закона под СМИ понимается только периодическое печатное издание, радио-, теле-, видео-, программа. Он подчеркнул, что законопроект позволит избежать «двойственной трактовки таких понятий, как СМИ, телевидение, радио».

Поправки в законодательство также дадут возможность зарегистрировать государственные телевидение и радио ПМР в качестве государственных СМИ по примеру России, Украины и других стран СНГ, отметил Тобух. Он подчеркнул, что редакции государственных каналов радио и телевидения в Приднестровье являются госучреждениями и превратились в структурные подразделения министерства информации и телекоммуникаций.

Глава этого министерства Владимир Беляев, представлявший позицию президента, тем не менее, остался при своем мнении, заявив, что «нельзя ставить знак равенства между организационно-правовой формой (госучреждения) и понятием СМИ как способа распространения информации».

Другая интрига месяца – это заявление президиума Высшего Совета Патриотической партии Приднестровья, председателем которой является сын президента ПМР Олег Смирнов.

Констатируя, что «Республика стоит на пороге масштабного политического, экономического и социального кризиса», президиум полагает, что «настало время сплоченности истинных патриотов, время четкой внешней и внутренней политики».

Роль виновного в создавшейся ситуации отводится партии «Обновление», имеющей большинство в приднестровском парламенте. Важной для нас представляется та часть, где затрагиваются СМИ Приднестровья. В этой части, в частности, говорится: «через «обновленное» телевидение, радио, «обновленные» газеты за редким исключением населению подается практически единственная мысль — Все, что в стране происходит хорошее — благодаря партии «Обновление». Больше у нас никто «не работает», а если и работает, то обязательно плохо».

В заявлении говорится: «В противовес «Обновлению» Патриотическая партия Приднестровья приемлет только те решения, которые способствуют росту благосостояния каждого приднестровца, а не только избранных. Приднестровье должно стать Государством, комфортным для проживания всех его граждан». А для этого они полагают необходимым, в том числе, «ограничить средства массовой информации от неправомерного давления со стороны коммерческих структур и органов власти».

Отметим, что в Приднестровье семь районов, в каждом из которых есть печатные СМИ, учредителями которых являются местные органы власти. Такие СМИ четко проводят официальную политику приднестровского руководства в лучших традициях советского времени.

Таджикистан

Таджикских журналистов столько обвиняли в непрофессионализме, что их, наконец, решили посадить за круглый стол, чтобы обсудить вопросы журналистского образования. Итак. 5 апреля в Душанбе при содействии программы СМИ Института «Открытое Общество» — Фонд Содействия и Представительства Британского Института по освещению войны и мира в Таджикистане был «накрыт» этот стол. В работе круглого стола приняли участие руководители и преподаватели факультета и отделений журналистики вузов Таджикистана, представители министерства образования Таджикистана, НПО, международных организаций и дипкорпуса. Поскольку несколько организаций презентовали свои проекты по этой актуальной теме, можно предположить, что результат от этого мероприятия будет. Да и, как известно, под лежачий камень вода не течет.

Другая не менее болезненная тема для национальных журналистов – это этика. И здесь, похоже, тоже есть кое-какие подвижки. Так, 5 и 6 апреля в городе Худжанд министерство иностранных дел РТ, Бюро ООН по миро строительству в РТ и Фонд имени Фридриха Эберта организовали семинар-тренинг для журналистов на тему «Этический кодекс поведения журналиста: международные стандарты и проблемы профессиональной этики в Таджикистане».

Если этический Кодекс журналиста, проект которого сейчас обсуждается, будет принят в Таджикистане, то он сможет воздействовать на поведение журналистов, пробуждая в них ответственность перед обществом. Такое мнение было высказано организаторами мероприятия.

По словам доктора филологических наук Ибрагима Усманова, сегодня не все журналисты знают законы. «Иногда мы не можем защитить себя, а как в этом случае защищать людей?», -задается он вопросом. Он также говорил о газетах, которые своими публикациями борются за правду и в тоже время скрывают размер своего тиража. «Необходимо быть честным самому, с точки зрения этических норм»,- говорил тренер. Поднимался вопрос и плагиате, и случаев публикации непроверенных сведений.

На этом же семинаре обсуждался проект Этического Кодекса журналиста РТ, который разработала Национальная Ассоциация независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) при поддержке Фонда Евразия.

Один из разработчиков проекта – руководитель НАНСМИТ — Нуриддин Каршибаев считает, что не стоит форсировать принятие Кодекса, так как журналисты должны сами «созреть» для этого».

А пока недовольства работой журналистов высказывают многие. В частности, мэр Душанбе и председатель верхней палаты таджикского парламента Махмадсаид Убайдуллоев 12 апреля, в ходе пресс-конференции подверг резкой критике публикации журналистов некоторых изданий, которые освещают вопросы, связанные с реализацией Генплана застройки столицы Таджикистана по сносу 4 тысяч частных строений и строительстве на их месте высоток. Последние несколько месяцев тема переселения жильцов домов, попадающих под снос, стала актуальной в таджикских СМИ. Так вот, по мнению мэра города, журналисты не всегда справедливо и честно освещают эту тематику. Он также отметил, что «таджикские журналисты занимаются констатацией фактов, но у них нет аналитических материалов». Махмадсаид Убайдуллоев предупредил журналистов, что впредь намерен посредством суда разбираться с авторами материалов, где подается неправильная информация.

Туркменистан

Гурбангулы Бердымухаммедов не торопится менять радикально наследие Ниязова. Туркменистан по-прежнему остается одним из наиболее жестко контролируемых государств мира. Однако наблюдатели в Ашгабаде и за рубежом отмечают, что обещанные новым президентом политические перемены, пусть и сравнительно незначительные, могут стать началом оттепели.

«Я слышал от многих людей [в стране], известных своими критическими взглядами, что страх, похоже, действительно незаметно отступает, — говорит представитель туркменского проекта Института «Открытое общество» Эрика Дейли. — То есть, на самом деле реально мало что изменилось. Мне кажется, все изменения сейчас – больше на уровне ощущений».

Немногочисленные политические заявления Бердымухаммедова – включая планы по возвращению пенсий, которые упразднил Ниязов, предоставлению более широкого доступа к сети Интернет и восстановлению системы обязательного десятилетнего обучения, дающей молодым гражданам Туркменистана возможность продолжить обучение за границей – породили надежды, что Туркменистан начинает понемногу открываться. «Мало-помалу мы возвращаемся к нормальной жизни», — говорит пожилой ученый из Ашгабата. Новый президент – реформатор, считает он, но его консервативные сторонники из числа «старой гвардии» вынуждают его продвигаться вперед крайне осторожно.

Не знаем, под их влиянием или в силу традиций, многие действия, принимаемые президентом очень похожи на те, которые совершал его предшественник. Так, президент Гурбангулы Бердымухаммедов подписал постановление о назначении Аннамухаммета Акмедова председателем телеканала «TV-4: Туркменистан» Генеральной дирекции туркменского телевидения. Согласно документу, «в случае неудовлетворительного исполнения служебных обязанностей он будет освобожден от занимаемой должности без предоставления другой работы».

Да и пропагандистская работа тоже мало чем отличается от той, которая проводилась в недавнем прошлом. Так, на совместном заседании секретариата Национального совета Общенационального движения «Галкыныш» и Политсовета Демократической партии Туркменистана принята совместная программа мероприятий по разъяснению и претворению в жизнь решений XX Халк Маслахаты. Она включает в себя проведение политзанятий и уроков, совещаний и «круглых столов», телепередач и других мероприятии, нацеленных на разъяснение сути реформ президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова на новом этапе развития Туркменского государства, а также на дальнейшее развитие патриотического движения среди работников сельскохозяйственной отрасли — за достойный вклад в экономическое развитие Туркменистана.

Узбекистан

Ситуация в стране относительно СМИ стабильно тяжелая. В отношении журналиста областной газеты «Ташкентская правда» Юрия Черногаева возбуждено уголовное дело по статье 190 Уголовного кодекса республики (эта статья состоит из двух частей и предусматривает наказание за деятельность без лицензирования). Репортер на протяжении всех последних лет открыто работал на российские «Коммерсант», «Аргументы и факты» и радиостанцию «Немецкая волна». Ситуация очень схожа с ситуацией, в которой оказалась Наталья Бушуева, вынужденная покинуть страну из-за преследования властей. Мы уже писали о том, что журналисты с удовольствием бы не шли на нарушения и с готовностью обращались бы в МИД за аккредитацией. Писали и о том, какие внешнеполитическое ведомство делает все, чтобы не давать им возможности работать легально. Вот и возникают уголовные дела подобного рода.

Власть не желает видеть и слышать никакого негатива не только ни в самой стране, ни за ее пределами. Как сообщают внештатные корреспонденты ИА «Фергана.Ру» 19 апреля, при Наманганском областном хокимияте (администрации) создана оперативная группа, которая провела мониторинг по выявлению хозяйствующих субъектов, оказывающих населению услугу доступа в Интернет и владельцев залов компьютерных игр.

По словам руководителя Наманганского областного Управления службы связи Шамсиддина Тоштемирова, эта группа была создана в целях претворения в жизнь президентского постановления №608 от 28 марта 2007 года о предотвращении деятельности по нелегальной организации и проведению азартных игр.

В ходе проверке выявлено, что на территории города Намангана действуют 82 зала компьютерных игр и Интернет-кафе. Всего же по Наманганской области зарегистрировано 113 хозяйствующих субъектов, связанных с Интернетом и компьютерными играми. Все они работают легально, согласно полученным лицензиям.

Сюжет на эту тему был показан 17 апреля в блоке телевизионных новостей Наманганского областного телевидения. В передаче говорилось, что такие заведения необходимо держать под постоянным контролем, так как существует вероятность организации и проведения в них азартных игр, «столь чуждых национальным традициям и менталитету узбекского народа».

«Мы изучили возможности доступа Интернет-кафе к веб-страницам и сайтам с азартными играми, а также провели глубокую проверку законности и легальности этих игр», — сообщил в телепередаче Шамсиддин Тоштемиров.

«Возможности у компьютеров большие и при их помощи возможно проведение очень многих операций, — сказал хозяин одного из залов компьютерных игр Ш. Иззатуллаев. — Необходимо, чтобы молодежь, пользуясь компьютерами, не увлекалась порнографическими сайтами и азартными играми».

Между тем, есть и иная точка зрения на действия оперативной спецгруппы Наманганского хокимията. По мнению экспертом, проверки под видом изучения возможности доступа существующих Интернет-кафе и гейм-залов к веб-сайтам с азартными играми — всего лишь прикрытие. На самом деле была проведена проверка возможности доступа через Интернет к запрещенным в Узбекистане информационным сайтам, таким как Фергана.Ру, Muslimuzbekistan, Uzbekistanerk, Uznews.net и другие.

Стоит отметить, что проверке подвергаются не только Интернет-кафе и залы с компьютерными играми. Уже давно все ведомственные и государственные учреждения представляют отчеты о наличии в офисах компьютеров и возможности доступа в Интернет. Таким образом, власти Наманганской области оберегают население, особенно молодежь, «от тлетворного влияния чуждой узбекскому народу идеологии и оппозиционных демократических отщепенцев».

Желание властей Узбекистана скрывать любую критическую информацию дошло до полного абсурда, в стране замалчиваются даже бедствия, вызванные стихийными явлениями, от которых не застрахован никто. К примеру, целую неделю жители нескольких кишлаков Джизакского района Джизакской области преодолевали последствия разрушительных селей, унесших жизни людей, разрушивших десятки домов. По данным жителей Джизакского района, как минимум 30 человек погибли в результате обрушившихся рано утром 17 апреля дождевых селей на предгорные кишлаки района. Однако государственная пресса и руководители страны о стихийном бедствии в кишлаках Джизакского района не сказали ни единого слова.

Джамшид Каримов, журналист из Джизака, оставлен еще на полугодичное «лечение — заключение» в психиатрической больнице Самарканда, сообщили 12 апреля родные журналиста.

Кто принял решение продлить срок пребывания Джамшида Каримова в психиатрической больнице и на каком основании – неизвестно, однако медперсонал не имеет к этому отношение. По словам близких Джамшида Каримова, врачи психбольницы уже давно признаются им в том, что журналист психически абсолютно здоров, что, общаясь с ним, они увидели в нем умного, образованного человека, но выписать его из больницы они не могут, это не в их власти.

12 апреля врачи психбольницы сообщают о том, что Джамшид будет выписан в сентябре этого года, что его «лечение» продлено еще на шесть месяцев, но при этом не могут сказать, какой ему поставлен диагноз.

30 апреля неожиданно для всех начался суд над сотрудником ЦЭЖ Умидой Ниязовой. На судебное заседание не допустили журналистов, представителей дипмиссий, а из родственников позволили пройти только сестре. Наблюдатели делают неутешительные прогнозы относительно решения суда.

Украина

Независимый медиа-профсоюз и Донецкий областной профсоюз провели опрос. 90 процентов опрошенных журналистов Донецкой области говорят о наличии цензуры. В Киевской и Львовской областях этот показатель равен соответственно 71-72 процентам. Интересен тот факт, что чаще всего в качестве цензора выступают редактора изданий. По результатам опроса, каждый третий журналист получал угрозы в свой адрес, каждый второй — подвергался давлению. Изъятие и «кастрация» нежелательных материалов, требования чиновников ознакомиться с текстом и «подправить» его, отказ в публикации — реалии сегодняшнего дня. Наиболее благополучно существование привилегированных СМИ, прикормленных властью и олигархами. К ним также отнесли определенные приватные и коммунальные СМИ. По мнению журналистов, наиболее закрытыми для них учреждениями остаются областное и городское управления СБУ, прокуратура. А вот областная госадминистрация — лидер по открытости. Сравнивая отношения между властью и СМИ сейчас и три года назад, опрошенные журналисты отметили, что существенных изменений не произошло. Вот таков нерадостный итог опроса, дающего представление о работе СМИ в отдельно взятой области.

Дополнением может стать ситуация, с которой столкнулся журналист Станислав Речицкий, которому предложили купить за 500 долларов прослушку его собственные телефонных разговоров. Причем, по сходной цене можно было приобрести телефонные разговоры и других людей. На встрече журналист поинтересовался законностью прослушек, и получил ответ, что слушает Речицкого Управление внутренней безопасности СБУ по делу групповой оперативной разработки под №9-321 под названием «Говоруны». Заведено дело 12 января этого года. «Кроме того, человек сообщил, что слушают в рамках этого дела не только меня, «но и двух сотрудников СБУ, один из которых — мой близкий друг, Игорь Походзило, и его товарища Василия Бедрия. Со слов незнакомца, для придания видимости законности этой «прослушки» сотрудниками Управления внутренней безопасности была придумана легенда о якобы допущенной Походзило и Бедрием утечки через меня секретной информации, то есть — разглашении гостайны. Мы трое являемся объектами этого дела, но параллельно, естественно, «слушают и все наши связи». Кроме того, за нами осуществляется наружное наблюдение, фиксируются наши контакты и связи. Но главной целью оперативно-розыскного дела, со слов неизвестного, являюсь я. На крючок «прослушки» попадаются политики и правоохранители, с которыми я контактирую», — сообщил журналист.

Две районные прокуратуры Николаева требуют от газеты «Николаевский бизнес» предоставить им материалы журналистских расследований, а также всю информацию, на базе которой писались статьи. Одна из них уже вышла в печать, другая еще готовится. Главный редактор газеты «Николаевский бизнес» Татьяна Фабрикова расценила обращение прокуратур как давление на издание. Журналистку Галину Порфирьеву вызвали на допрос, но не получив вразумительных пояснений, та не пришла.

«Перед тем, как прислать мне повестку, он перезвонил и сказал: я хочу вас допросить. Я говорю, на каком основании? Он сказал, на основании того, что у вас есть заявление вашего читателя Булкина. Я говорю, это не аргумент для допроса. А он говорит, ну раз вы так со мной разговариваете, я вам присылаю повестку».

В прокуратуре отказались объяснять, почему требовали от газеты материалы, которые были использованы для написания статей. В телефонном разговоре прокурор Ленинского района Николаева заявил, что оправдываться не будет. Поэтому редакция ожидает очередных прокурорских шагов.

Надо сказать, что несмотря на журналистов держат все время под контролем, тем не менее не может не вызывать уважение то, что они тем не менее дружным фронтом пытаются противостоять давлению. В этой связи хотелось бы отметить акцию, которую провели 13 апреля ряд ведущих телевизионных каналов Украины. Акция «День без политиков» – это требование журналистов к политикам сесть за стол переговоров и серьезно поговорить о национальных проблемах и единстве, вместо того, чтобы втягивать СМИ в бесчестные споры, склоки, провокации. Организаторы акции, представители телеканала «1+1», заявили, что «День без политиков» имеет «предупредительный характер, с целью заставить политиков задуматься над необходимостью поиска компромисса». Присоединившиеся к акции телеканалы освещали политические события, но без комментариев политиков всех уровней — как центрального, так и регионального.

О приостановке совместного проекта «Пресс-конференции в прямом эфире» заявили Информационное агентство УНИАН и «5 канал». Такое решение агентство и телеканал приняли в связи с тем, что во время обострения политической ситуации в стране некоторые политики пытаются использовать прямой телевизионный эфир для политических манипуляций, взаимных оскорблений и некорректных оценок деятельности политических оппонентов.

«Как журналисты, мы несем ответственность перед зрителями и читателями за информацию, которая озвучивается во время прямого эфира, и не согласны с тем, чтобы политики использовали пресс-конференции, где происходит живое общение журналистов и гостей, для откровенных провокаций, манипуляций и сведения личных счетов с политическими оппонентами.

Обращаемся к политикам с просьбой уважать работу журналистов, не препятствовать нам в осуществлении профессиональной деятельности и не путать наше с вами общение с политическими дебатами и митингами, а также демонстрировать более глубокую ответственность и высокую политическую культуру.

Наш совместный проект временно приостанавливается для того, чтобы заставить политиков осмыслить собственную ответственность за свои действия и поступки. Осознавая значительное влияние СМИ на формирование общественного мнения, мы заявляем, что агентство и телеканал и в дальнейшем будут прилагать все усилия для объективного освещения политической жизни в стране и представлять все точки зрения», – говорится в сообщении УНИАН и «5 канала».

Секретариат президента Ющенко. поддержал «этот гражданский поступок, который свидетельствует об осознании представителями СМИ своей большой миссии в утверждении общественных ценностей». «Секретариат главы государства целиком разделяет мотивы, побудившие журналистов хотя бы на день очистить эфир от пенистой волны неправды, перекручиваний и цинизма, агрессивного словесного вала, который вызвал в обществе тревогу и неуверенность, вселил в души людей тяжелые ожидания», — говорится в обращении секретариата.

Трудно представить, что подобную акцию могли бы провести журналисты Азербайджана, Армении или Узбекистана. Хотя пример для подражания самый достойный.

Тип события

Количество случаев

Нападения на журналистов, угрозы расправы

3 – Азербайджан

1 – Казахстан

5 – Кыргызстан

1 — Украина

Погибшие журналисты

Задержания и аресты журналистов

1 — Беларусь

1 – Казахстан

Юридическое и судебное преследование журналистов

12 – Азербайджан

1 – Армения

1 – Беларусь

7 – Кыргызстан

2 – Узбекистан

5 — Украина

Иные формы давления на редакции и журналистов. Конфликты с властью и политическими организациями

5 – Азербайджан

2 – Армения

2 – Грузия

2 – Казахстан

9 – Кыргызстан

3 – Узбекистан



Страницы: 1 | 2 | Весь текст