Ценовая политика предприятия

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АКАДЕМИЯ БЮДЖЕТА И КАЗНАЧЕЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курсовая работа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Экономика предприятия

Студентки

Группа

Тема: Ценовая политика предприятия

Факультет:

Специальность:

Отделение:

Научный руководитель:

………………………

…………………….

……………………….

Дата поступления

Допуск к защите.

Защита работы.

работы в деканат.

Подпись преподавателя.

Оценка.

Подпись преподавателя.

Москва 2004

СОДЕРЖАНИЕ

TOC \o «1-3» Введение3

Глава I.Роль цены и методология ценообразования5

1.1 Сущность цены и ее роль в рыночной экономике5

1.2 Функции цен8

1.3 Методы и принципы ценообразования11

Глава II.Классификация цен и их виды14

2.1 Виды цен14

2.2 Классификация цен…………………………………………………………..14

Глава III. Ценоообразование на уровне предприятия.22

3.1 Ценовые стратегии предприятия22

3.2 Этапы процесса ценообразования.26

3.3 Опыт эффективного ценообразования ОАО «АЗОТ»…………………29

Заключение34

Список литературы…………………………………………………………………35

ВВЕДЕНИЕ

Перед всеми фирмами, организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена выступает в разных ипостасях. Нас со всех сторон окружают цены. За жилье мы вносим квартплату, за учебу — плату за обучение, врачу выплачиваем вознаграждение. Для того чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателям, иначе их невозможно будет удачно продать на рынке. Поэтому фирма или организация должна выбрать правильную ценовую политику.

На мой взгляд, «ценовая политика предприятия» одна из основных тем, необходимых для подготовки экономистов всех без исключения специальностей. И особенно актуальной эта проблема становится в условиях перехода к рыночной экономике.

Как правило, в условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена-категория конъюнктурная. Сегодня она может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Поэтому ключевым понятием в этой работе, безусловно, является цена.

Главная цель, которую я преследовала в курсовой работе – исследование проблем ценообразования на уровне предприятия (фирмы).

Для достижения этой цели предполагаю решить следующие задачи:

— определить сущность и роль цены в рыночной экономике;

— исследовать основные этапы процесса ценообразования;

— проанализировать возможные стратегии ценовой политики предприятия;

— изучить методологию процесса ценообразования;

— рассмотреть реальную практику политики ценообразования на примере ОАО «Азот».

Данная курсовая состоит из введения, трех глав, заключения, списка ли —

тературы. В первой главе рассматриваются основные вопросы ценообразования: характеристика цены в условиях рыночных отношений, функции цен, а так же методология ценообразования.

Во второй главе освещаются такие вопросы как виды и классификация цен.

Третья глава полностью посвящена ценовой политике предприятия: рассматривается факторы и порядок ценообразования, стратегические аспекты ценовой политики фирмы и исследован пример конкретного предприятия.

Таким образом, активная ценовая политика может быть признана успешной в том случае, если она позволяет: восстановить и улучшить позицию предприятия на конкурентном рынке этого вида продукции, а также увеличить чистую прибыль предприятия.

Поэтому фирмы, стремящиеся проводить грамотную политику, прежде всего должны решить ряд задач:

— получение максимальной прибыли;

— завоевание рынка сбыта;

— борьба с конкурирующими товарами;

— рост объема производства и продаж;

— снижение затрат.

В основу данной работы легли теоретические и прикладные исследования в области ценовой политики на уровне отечественных и зарубежных авторов, таких как И.В.Липсиц, Э.А.Уткин, И.К. Салимжанов, Ф.Котлер, К.Макконелл и С.Брю.

Также использовались статистические данные периодических печатей и информационно-аналитических обзоров рынка.

Глава I. Роль цены и методология ценообразования

1.1.Сущность цены и ее роль в рыночной экономике

С помощью цены решаются многие задачи, что свидетельствует о том, что в рыночной экономике их значение в управлении хозяйством, регулировании производства, механизме обращения, обмена, распределения, потребления и накопления постоянно возрастает.

В современных условиях цены и ценообразование становятся одним из основных элементов развития рыночной экономики. Безусловно, мы привыкли к тому, что цена – это категория рынка и, следовательно, для того чтобы понять сущность цен, необходимо их рассматривать в непосредственной увязке с рынком. Это является основной посылкой в понимании сущности цен, которая определяет их роль и значение в рыночной экономике.

Прежде всего, цена как конечный оценочный показатель товара аккумулирует в себе все понятия, составляющие фундамент товарных рынков. Фундаментом товарных рынков являются такие его понятия, как нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка. Как правило, изучение рынка, его анализ должны начинаться с глубокого осмысления перечисленных понятий.

Кроме того, цена, как аккумулирующий показатель, является и основной характеристикой товара. Эффективность продукции, выпускаемой предпринимателями, апробируется рынком, ценой ее реализации. Выгодна или невыгодна данная продукция, нужна она или не нужна – это подтверждается рынком и только ценой ее реализации на нем.

Поскольку основной движущей силой рыночного хозяйства является конкуренция, то цена, непосредственно связанная с рынком, является инструментом рыночной конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала. И тем самым она выполняет важную роль в регулировании и саморегулировании экономики.

Однако, по мнению К.Маркса, (последовательного сторонника стоимостной теории цены) цена – это денежное выражение стоимости товара (работ, услуг),

поскольку стоимость любого товара составляет основу цены. Следовательно, здесь цена находится в прямой зависимости от стоимости товара, а именно с уменьшением стоимости цена товара снижается и, наоборот, с ее увеличением цена повышается.

Одновременно цена не только показывает, как эффективно используется труд, но в итоге определяет величину совокупных издержек производства (себестоимости) продукции и размер прибыли, получаемой производителями (продавцами) за счет производства и реализации товара.

Таким образом, в общем виде цена

Ц = С + П + Н,

где С — себестоимость (издержки производства) продукции;

П — прибыль производителя (предприятия);

Н – налоги, сборы, платежи, отчисления 1.

Кроме того, в рыночной экономике функционирует механизм цен, связанный с законом спроса и предложения. Простая модель, по которой изучают взаимодействие спроса и предложения на рынке, существует почти 200 лет. На рынке согласно этой модели выделяют две основные силы – производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), которые соперничают между собой, пытаясь извлечь наибольшую прибыль. Цель продавцов – продать свои товары по более высокой цене и получить большую прибыль, а покупателей – приобрести нужные им товары с большей полезностью по низкой цене.

Таким образом, рынок – это экономический процесс, который путем столкновения интересов продавцов и покупателей (спроса и предложения) приводит к образованию цены.

Рынок можно выразить следующей схемой1 (рис.1):

Цены и ценообразование: Учебник для вузов /Под ред. И.К. Салимжанова. М.: Финстатинформ, 1999, С.

максимизация максимизация

прибыли полезности

Рис.1 Структура рынка

Из представленной схемы можно сделать такой принципиальный вывод: цена занимает центральное место в рыночных отношениях, гармонизируя разные экономические интересы производителя и потребителя, приводя в действие спрос и предложение.

В соответствии с действующим законодательством (Налоговый кодекс РФ) рыночной ценой товара (работ, услуг) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (т.е. имеющих одинаковые характерные для них основные признаки) или однородных товаров, работ и услуг в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. При этом при определении и признании рыночной цены товара используются официальные и специальные источники информации об их рыночных ценах (справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены реальных контрактов, товарных аукционов и торгов), публикуемые в разных печатных изданиях, экономических газетах и журналах, бизнес-справочниках, фирменных каталогах, проспектах оптовой и розничной торговли.

Итак, из выше изложенного следует, что рынок и цена – это категории, обусловленные товарным производством. При этом первичным является рынок, поскольку при товарном производстве экономические отношения складываются не в процессе производства, а в условиях рынка, на котором формируются товарно-денежные отношения и устанавливаются стоимостные категории. Как правило, цена товара, его полезность, качество и потребительские свойства проходят проверку рынком и окончательно формируются на нем, получая общественное признание.

Следует добавить, что цена выражается в единицах определенной валюты

(национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены формируется под влиянием ряда не зависящих от участников сделки объективных обстоятельств, к которым относятся особенности товара, его конкурентоспособность, соотношения спроса и предложения на рынке, государственное регулирование цен, степень монополизации рынка, а также под воздействием субъективных обстоятельств – выбора определенного рынка, контрагента, времени, места и способа заключения сделки, знаний и опыта использования конъюнктуры рынка.

Экономическая сущность цены активно проявляется в ее специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов, которые в конечном счете определяют роль цен в хозяйственном механизме общества.

1.2. Функции цен

В рыночной экономике цены выполняют ряд функций. Функции цен характеризуются совокупностью общих свойств, которые объективно присущи ей как экономической категории.

Функции цены — это формы реализации в реальной действительности ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания.

Как правило, цены выполняют следующие основные функции:

учетно-измерительную;

регулирующую (сбалансирования спроса и предложения);

распределительную (перераспределительную);

способствующую рациональному размещению производства;

стимулирующую;

социальную.

Выполняя учетно-измерительную функцию, цены позволяют сопоставлять различные блага, несопоставимые по потребительским характеристикам. В условиях рынка цена может существенно отклоняться от издержек производства и реализации под воздействием различных рыночных факторов. Производитель заинтересован в максимальной прибыли от продажи товара, а покупатель — в минимальной цене покупки. Чтобы противостоять конкурентам, производитель товара должен постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Выстоять в конкурентной борьбе он сможет бдагодаря снижению затрат, улучшению качества товара. Именно поэтому учетно-измерительная функция цены исключительно важна для разработки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятий.

Регулирующая функция цены заключается в том, что цена проявляет себя как инструмент регулирования экономических процессов-уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Кроме того, цена выступает в качестве срадства влияния на производство и потребление и их взаимосвязи. Регулирующую функцию в той или иной степени выполняют все виды рыночных цен. Например, в условиях свободного рынка, реализуя эту функцию, цена как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Между тем на рынках неограниченной конкуренции цена равновесия устанавливается в результате стихийного взаимодействия предложения и спроса.

Распределительная (перераспределительная) функция цены предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения. Государство, например, поддерживает уровень цен на легковые автомобили, алкогольную и табачную продукцию на уровне, значительно превышающем уровень затрат. Доходы от этого превышения используются для поддержания относительно низких цен на товары первой необходимостию.

Способствующая рациональному размещению производства функция цены. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса. Законодательно предприятию предоставлено право самостоятельно определять, в какую отрасль или область экономики инвестировать капитал.

Стимулирующая функция цены характеризуется ее воздействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров.

Посредством цен можно стимулировать:

— научно-технический прогресс (внедрение новой технологии и т.д.);

— экономию затрат ресурсов;

— улучшение и совершенствование качества продукции;

— изменение структуры производства и потребления.

Как правило стимулирование осуществляется за счет повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене.

В настоящее время в условиях развития рыночной экономики задачей первостепенной сложности является стимулирование производства конкурентоспособных товаров как для внутреннего, так и для внешнего рынка.

Социальная функция цены главным образом заключается в том, что с помощью цен регулируется объем потребления товаров и услуг, происходит перерапределение национального дохода между фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Другими словами от величины цен зависит уровень жизни населения, прожиточный минимум, потребительская корзина и потребительский бюджет семьи, т.е. социальное положение населения.

Следует помнить, что от решения социальных вопросов напрямую зависит общественно-политическая ситуация как в определенном регионе,так и в стране в целом.

Итак, расмотрев функции цен, следует отметить, что цена-это прежде всего инструмент регулирования экономических процессов в сфере производства, обмена, обращения и реализации продукции, при этом она всегда воздействует на экономические интересы.

Все рассмотренные функции цены взаимосвязаны и проявляются только в системе разных цен, а не в отдельно взятой цене конкретного товара.

Методы и принципы ценообразования

Согласно наиболее распространенной точке зрения методология ценообразования есть совокупность общих правил формирования цены, связанных в основном с макроэкономическими особенностями хозяйственной системы, а также с разными сферами ценообразования. В связи с этим методологические принципы могут быть общими как для экономики в целом, так и для групп родственных отраслей, производств. Общие методологические правила определяются законодательными и правительственными органами страны.

Первым важнейшим элементом методологии являются методы, которые различаются в зависимости от уровней управления, видов цен и групп продукции. Различают следующие методы: затратный, агрегатный, метод структурной аналогии, метод удельных показателей, закрытых торгов, балловый и аукционный методы, а также метод следования за лидером.

Кроме того, есть, например методика определения цен на новые виды продукции, методика учета в ценообразовании природно-географического фактора и др.

Следующим важным элементом методологии являются принципы, которые тесно связаны с методами.

Принципы ценообразования – это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.

Важнейшими принципами ценообразования являются:

научность обоснования цен;

целевая направленность цен;

непрерывность процесса ценообразования;

единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.

Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики и, прежде всего, закона стоимости, законов спроса и предложения.

В связи с этим необходимо выявить тенденции развития производства на перспективу, спрогнозировать изменении е уровня издержек, спроса, качества товаров, учесть разнообразную информацию, в том числе экономическую, при установлении цен.

Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например социальная защита населения или целевая ориентация цен на освоение новой эффективной продукции, повышение ее качества. С этой целью на определенный период времени на принципиально новые виды продукции устанавливаются повышенные цены, обеспечивающие максимальную прибыль.

Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.

Принцип непрерывности процесса ценообразования определяется его динамичностью и проявляется, во-первых, в том, что продукция на каждом этапе движения от сырья до готового изделия имеет цену; во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших и освоением новых видов товаров. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс будет становиться все более динамичным.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в государственном регулировании цен на продукцию и услуги отраслей и предприятий-монополистов в сфере транспорта, связи, газа, электроэнергии, коммунального хозяйства и некоторых других.

В связи с этим выполнение всех общих правил, рекомендаций, положений по ценообразованию, предусмотренных в законодательном и правовом порядке, является обязательным условием государственной дисциплины цен. В случае нарушения дисциплины цен на предприятии или в организации на виновников налагаются административные и экономические санкции (штрафы и др.).

При этом различаются два вида контроля:

Государственный, осуществляемый государственными органами ценообразования — федеративными и региональными, при которых имеются инспекции по ценам.

Общественный, проводимый обществами потребителей. Принятым в Российской Федерации законом о защите прав потребителей предусматриваются определенные права по контролю за ценами со стороны обществ потребителей.

Итак, в рыночных условиях цена – это основной результативный показатель деятельности предприятия, который необходимо рассматривать не абстрактно-изолированно, а в системе различных взаимосвязей, в том числе общегосударственных. Это относится ко всем сторонам предпринимательской деятельности как на отечественных рынках, так и во внешнеэкономической деятельности.

Глава II. Классификация цен и их виды

Виды цен

В современной ценовой среде действуют разные системы цен, которые формируются в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современных рынков.

На основе этого выделим существующие виды цен:

— мировые цены — цены, обслуживающие международный рынок в целом и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг в масштабе общего мирового рынка;

— цены международных региональных рынков — цены, являющиеся конкретной формой реализации мировых цен и обслуживающие международные региональные рынки (базовые) рынки, на которых наблюдается наибольшее сосредоточение международных центров купли-продажи товаров;

— национальные (внутренние) цены — цены, обслуживающие националь-ную экономику, формируемые с учетом особенностей отраслей национального хозяйства и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг на внутреннем рынке страны;

— цены в международном совместном бизнесе — цены, обслуживающие товарообороты в масштабах деятельности предприятий с иностранными инвестициями, других форм международного совместного бизнеса;

— внешнеторговые цены – цены, обслуживающие обороты импортируемой и экспортируемой продукции2.

Как правило, изменение структуры одного вида цен влечет за собой изменение других видов цен. Это главным образом обусловлено взаимосвязью элементов рыночного механизма и субъектов рынка.

2.1 Классификация цен

В зависимости от ряда экономических признаков все цены в переходный период классифицируются по видам и разновидностям.

Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование.- М.:ИД ФБК-ПРЕСС,2003, С.14.

Классификация цен по степени регулируемости

В условиях рыночных отношений одним из важных классификационных признаков цен является степень их свободы от регулирующего воздействия государства. Значительная часть цен является свободной, складывающейся на рынке под влиянием спроса и предложения, независимо от какого – либо государственного влияния.

Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. Государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их роста или снижения. Государство в лице органов власти и управления может устанавливать на отдельные виды товаров и продукции, фиксированные цены. В условиях рыночной экономики преимущественно действуют два вида цен: свободные и регулируемые.

Наиболее соответствующими природе рыночных отношений являются свободные цены, однако полностью перейти только к ним невозможно. Государство в случае необходимости может вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий переходить к регулируемым или даже фиксированным ценам. Сфера действия свободных цен с 1 января 1992г. после либерализации цен была резко расширена. На подавляющее большинство товаров в настоящее время действуют свободные цены.

Классификация цен по характеру экономического оборота

По этому признаку цены подразделяются на следующие виды:

оптовые цены на продукцию промышленности;

цены на строительную продукцию;

закупочные цены;

тарифы грузового и пассажирского транспорта;

розничные цены;

тарифы и платные услуги населению;

цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями, нередко со сменой форм собственности.

В свою очередь оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на два подвида: оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.

1)Оптовые цены предприятия-цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям-другим предприятиям и организациям. Реализуя свою продукцию, предприятия или фирмы должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволила бы им функционировать в условиях рынка (рис.2).

Издержки

(себестоимость

продукции)

Оптовая цена предприятия

Рис 2. Состав оптовой цены предприятия

Цена изготовителя продукции обращена к производству, тесно связана с ним. Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена, которая применяется при коммерческих операциях между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Использование трансфертных цен может существенно на конкурентоспособность фирмы. 2)Оптовые (отпускные) цены промышленности-цены, по которым предприятия или организации — потребители оплачивают продукцию предприятиям-

производителям или сбытовым (оптовым) организациям.

Если цены изготовителей продукции больше тяготеют к производству, то оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей).

Разновидностью оптовой (отпускной) цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок), которая формируется на базе биржевой копировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.

Таким образом, цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения. Изобразим эти стадии следующим образом (рис. 3):

INCLUDEPICTURE «http://images.humanities.edu.ru/pubs/2002/10/30/0000002158/vss.gif» \* MERGEFORMATINET

Рис.3 Виды цен по стадиям товародвижения

Каждый последующий вид цены включает в себя в качестве составной части предыдущий.

Цена на продукцию строительства, имеет три вида: сметную цену, прейскурантную, а также договорную цены на готовые строительные объекты. Главным образом по этим ценам ведется расчет между заказчиками и строительными организациями.

Закупочные цены обслуживают оборот продукции между сельским

хозяйством и промышленностью, сельским хозяйством и населением, населением и государством.

На основе закупочных цен для хозяйств определяются средние цены фактической реализации. Закупочные цены — договорные цены, устанавливаемые по соглашению сторон. Отличие закупочной цены от других

видов цен (оптовых и розничных) заключается в том, что в ее состав не включается налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения.

Розничные цены — цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; они, как правило, выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. Состав розничной цены показан на рис.3:

Рис.3 Состав розничной цены

В состав розничной цены входят оптовая цена, торговые надбавки, акциз (косвенный налог на потребителя, включаемый в цену товара), налог на добавленную стоимость.

НДС, являясь также косвенным налогом, оплачивается конечным потребителем. Процентная ставка НДС с 2000 г. Устанавливалась от 10% на отдельные продовольственные продукты и товары для детей и до 20% — на остальные товары (услуги). С 2004г. ставка НДС устанавливается в размере 18%.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, выражают растущие внешнеэкономические связи с другими государствами, в том числе ближнего зарубежья.

Классификация цен в зависимости от территории действия

По этому признаку различают:

Единые, или поясные, цены могут устанавливаться и регулироваться государственными органами. Речь идет о таких видах продукции, как, например, газ, электроэнергия и некоторые другие.

Региональные (зональные). Региональные цены могут регулироваться региональными органами власти и управления. Эти цены ориентируются при своем формировании на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе (цены и тарифы на большинство коммунальных услуг, а также закупочные цены на продукцию сельского хозяйства).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


«Ценовая политика предприятия»

РЕФЕРАТ

по курсу «Основы экономики»

по теме: «Ценовая политика предприятия»

1. Цена, ценообразующие факторы

Цена — это количество денег (или других товаров, услуг), уплачиваемое за единицу товара. Купля-продажа есть признание обществом его общественной ценности. Цена выступает главным ориентиром поведения предприятия на рынке, от нее непосредственно зависит, какие издержки будут возмещены в процессе реализации товаров, какие нет, каковы будут доходы предпринимателей, в какие отрасли будут направлены капиталы и т.д.

Успех деятельности предприятий определяют следующие составляющие: объективная ценовая стратегия, разумная ценовая тактика, правильная методика ценообразования. Развитие рыночной экономики означает переход к принципиально иной модели установления цен, что сопряжено с необходимостью учитывать сложный комплекс ценообразующих факторов, отражающих интересы соответствующих субъектов хозяйствования.

Дадим краткую характеристику наиболее существенных ценовых факторов.

Механизмы спроса и предложения изучались ранее, отметим лишь, что на рынке действует ряд неценовых факторов, приводящих к смещению кривых спроса и предложения. На спрос оказывает влияние количество покупателей, их доходы, мода, вкусы потребителей, изменение цен на сопряженные товары, прогнозы, ожидания покупателей и т.д. На предложение, в свою очередь, влияют изменения издержек производства, цен на ресурсы, налогов, число продавцов на рынке, уровень цен на сопряженные товары, инфляционные ожидания и другие прогнозы продавцов.

Под воздействием этих факторов происходит изменение в спросе товаров, их предложении, что приводит к изменению кривой спроса и предложения, вызывающего, в свою очередь, изменение цен. Практика знает много случаев, когда «инициатором» нарушения равновесия выступает как спрос, так и предложение.

Таким образом, для конкурентного рынка характерны свободные рыночные цены. Они несут на себе отпечаток интересов продавцов и покупателей.

Следующим фактором цены является показатель эластичности, характеризующий чувствительность потребителей к изменению цены. Его знание дает маркетинговым службам важную информацию для оценки ценовой политики фирмы.

Цена непосредственно зависит от характера рынка. Рассмотренный механизм ценообразования относится к условиям совершенной конкуренции. Однако для российской экономики наиболее приемлемым аналогом является модель монополистической конкуренции с большим числом крупных предприятий.

Жестко устанавливая объем выпуска и продаж, диктуя цены товаров, поведение производителя не согласуется со стремлением к наращиванию производства. При ограничении его объема он способен получить желаемую прибыль за счет высоких цен. Данное обстоятельство в существенной мере проявляет себя в условиях современного кризиса российской экономики, являясь одной из весомых причин се спада.

Следующим важным фактором, который необходимо учитывать предприятиям, является государственное регулирование цен.

Методы государственного регулирования цен можно разделить на прямые и косвенные.

Прямые методы:

Фиксирование цен.

Замораживание.

Установление предельного уровня цен.

Таксация (правительство само устанавливает и изменяет цены, исходя из рыночной ситуации).

Экономические факторы, влияющие на уровень цен:

— факторы роста цен:

Рост производства

НТП

Рост производительности труда

Снижение издержек

Конкуренция

Снижение налогов

Развитие прямых связей

— факторы снижения цен

Спад производства

Монополизм предприятий

Увеличение массы денег в обращении

Увеличение заработной платы

Нестабильность экономической ситуации

Низкая эффективность использования капитала

Ажиотажный спрос

Косвенные методы:

Эмиссионная политика.

Фискальная политика (налоги, дотации).

Госзаказы.

Нормирование затрат, включаемых в цену, и манипулирование их уровнем (амортизационная политика и т.д.).

На решения по установлению цен влияют также участники каналов товародвижения, стремящиеся к увеличению объема реализации и прибыли, установлению большего контроля над ценами, а также множество других факторов, экономических, психологических, социальных.

Исследования свидетельствуют, что в целом цены, их динамика находятся под влиянием непосредственных изменений в процессе производства, НТП, роста производительности труда, сокращения издержек производства. Однако практика стран с развитой рыночной экономикой показывает, что действие противоположных факторов, прежде всего таких, как инфляция, монопольные тенденции и другие, зачастую оказывается более существенными.

2. Виды цен

При определении величины цен необходимо представлять общее содержание системы цен, существенным элементом которой является взаимодействие различных видов цен.

В зависимости от сферы оборота выделяют внутренние цены предприятия (фирмы) и отпускные (оптовые) цены, по которым предприятия реализуют продукцию потребителям.

Внутренние цены используются для оборота средств внутри предприятий, являются основным инструментом внутрихозяйственных отношений.

В свою очередь внутренние цены предприятия делятся на следующие виды:

Внутрихозяйственные цены, по которым осуществляют внутренние поставки цеха, участки, производства внутри одного предприятия.

Внутрифирменные, по которым самостоятельные предприятия (юридические лица) осуществляют поставки внутри объединения.

Трансфертные — внутрифирменные цены, обслуживающие оборот между подразделениями, находящимися в различных регионах.

Внутрихозяйственная цена — это сумма переменных расходов и прибыли подразделения. Внутрифирменная цена включает переменные расходы и доход, который идет на покрытие постоянных расходов подразделения и фирмы. Трансфертная цена включает внутрифирменную цену с учетом факторов регионального характера.Оптовая цена предприятия

Переменные расходы

Прибыль подразделения

Постоянные расходы

Влияние региональных факторов

Факторы рынка

Внутрихозяйственная цена

Подразделения

Фирмы

Внутрифирменная цена

Трансфертная цена

Отпускная (оптовая) цена выступает верхним пределом внутренней цены, определяется исходя из влияния как внутренних факторов, так и внешних, характеризующих конъюнктуру рынка.

Наряду с внутренними ценами предприятия и оптовыми ценами в зависимости от характера оборота выделяются закупочные цены, по которым реализуются сельскохозяйственная продукция (колхозами, совхозами, фермерскими хозяйствами, населением) государственным и коммерческим организациям.

Розничные цены, по которым товары реализуются в розничную и торговую сеть.

По степени и способу регулирования различают цены:

Регулируемые цены, их величина регулируется государственными органами. Однако это носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на спрос и предложение (налоги, ограничения рентабельности и т.д.).

Фиксированные, твердые цены, устанавливаются органами ценообразования или другими государственными учреждениями. Они назначаются по ограниченному кругу товаров.

Договорные цены — это цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцом и покупателем. При этом может оговариваться допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, например, инфляции, форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

Свободные цены — освобождены от ценового вмешательства государства, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.

Наряду с рассмотренными выше основными видами цен в практике хозяйствования применяется ряд других видов цен, выделяемых по самым разнообразным признакам.

По степени обоснованности различают цены:

Базисные, применяемые в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. Их использование необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции.

Прейскурантные цены — фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателей цен.

Фактические цены сделок, учитывающие применение различных надбавок, скидок к базисной цене,

Довольно часто вид цены предопределяется видом рынка, на котором он образуется. По данному признаку выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены.

3. Ценовая политика фирмы, методы установления цен

Механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами, с другой, формирование цены, технологию ее зарождения, функционирования, изменения. Моделирование ценовой политики осуществляется поэтапно, в определенной последовательности:

определение цели предприятия. Наряду с максимизацией прибыли в зависимости от обстоятельств она может сводиться к обеспечению выживаемости, завоеванию лидерства, увеличению доли рынка, объема продаж, максимизации темпов роста;

установление характера рынка, который определяется количеством и размером предприятий-конкурентов;

отдаются ли предпочтения на рынке какому-либо из конкурентов (свободная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия);

анализ покупательского спроса. Как отмечалось, на его величину влияют различные факторы: потребность в товаре, отсутствие замены или конкурентов, платежеспособность потенциальных покупателей, потребительские предпочтения. Определяется эластичность спроса;

исследование уровня рыночных цен. Фирма позиционирует (то есть определяет восприятие потребителя своих товаров в сравнении с товарами конкурентов). С данной целью делаются сравнительные покупки, в результате которых проводится анализ цен, товаров, качества и т.д.);

анализ издержек. Фирма определяет зависимость общих издержек от изменений объема производства, определяет закономерности предельных издержек. При этом эффективный подход к ценообразованию предполагает первоочередность анализа уровня цен, определяющих объем продаж, масштаб производства, а уже затем их соотношение с затратами. В рамках следующего этапа ценовой политики проводится:

финансовый анализ возможных вариантов цены; затрат на производство продукта, в котором предприятие может завоевать покупателей более полным удовлетворением их потребностей;

анализ конкуренции. Дается оценка возможного отношения конкурентов к намечаемым изменениям цен на продукцию и тех конкретных мер, которые они могут предпринять в ответ;

сегментный анализ рынка. В ходе него определяется, как наиболее выгодно дифференцировать цены, чтобы максимально учесть различия между сегментами рынка по чувствительности покупателей к уровню цен продукции и по уровню затрат предприятия для наиболее адекватного удовлетворения требований покупателей различных сегментов;

дается оценка государственного регулирования цен на данную продукцию.

Далее определяются методы ценообразования. Метод полных (средних) издержек. Предприятие на рынке запрашивает цену товаров, способную возместить затраты и обеспечить максимально возможную прибыль на основе стандартной наценки в зависимости от вида товара.

Вместе с тем налицо и существенные недостатки: затратный механизм ценообразования, обуславливающий слабую заинтересованность к их снижению; понижается конкурентоспособность товара; слабая связь с уровнем спроса.

Метод маржинальных издержек — новое явление в отечественной практике, базирующееся на разделении затрат на постоянные и переменные. При ценообразовании учитываются фактические переменные издержки на единицу продукции, которые увеличиваются на сумму предельного дохода. Назначение последнего — покрытие постоянных затрат и обеспечение приемлемой прибыли предприятию.

Его очевидное преимущество — сокращение общей величины затрат предприятия. В то же время применение данного метода весьма ограничено ввиду ряда причин: неурегулированности соотношения принципов управленческого и налогового учета, остающейся высокой степени государственного регулирования отечественного ценообразования, низкой квалификации администрации и т.п.

Установление цен на основе ощущаемой ценности товара. Основным фактором выступают не издержки предприятия, а восприятие потребителя. Для этого в маркетинговой и сбытовой политике фирм используются специальные приемы, а цены призваны соответствовать ощущаемой ценности товара, для чего исследуются модели потребительского поведения, ценностные представления покупателей. Также применяются неценовые методы воздействия: сервисное обслуживание, гарантии покупателям и т.д.

Расчет цены на основе обеспечения безубыточности и целевой прибыли. Фирма стремится установить цену, обеспечивающую ей желаемый объем прибыли.

Сопоставление подходов ценовой политики свидетельствует о необходимости избавления от пассивных методов ценообразования, все большей его активизации в прогрессивном преобразовании экономики российских предприятий, устранении ее затратного характера.

Список литературы

Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Белоусова Е.А., Валевич Р.П., Давыдова Г.А. и др. Экономика предприятий торговли — Мн.: БГЭУ, 2006.

Байнев В.Ф. Экономика предприятия и организация производства: Учеб. пособие. — Мн.: БГУ, 2006.

Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Изд. «Проспект», 2006.

Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия, ред. — ЮНИТИ, 2007.

Карлик А.Е., Добрин Г.Н., Белов А.М. Экономика организации (предприятия). Практикум. — Инфра-М, 2003.

HYPERLINK «http://text.tr200.biz» http://text.tr200.biz — Скачать курсовые, рефераты, дипломные работы HYPERLINK «http://text.tr200.biz» http://text.tr200.biz — скачать рефераты, курсовые, дипломные работы