Целевые муниципальные программы 48 4 управление реализацией стра

Отдел экономики администрации городского округа

«Город Йошкар-Ола»

Стратегия социально-экономического развития городского округа

«Город Йошкар-Ола»

до 2015 года

г. Йошкар-Ола

2006 г.Содержание

Введение2

TOC \o «1-2» \h \z

HYPERLINK \l «_Toc131317485» 1ИДЕОЛОГИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ PAGEREF _Toc131317485 \h 6

HYPERLINK \l «_Toc131317486» 1.1Краткие сведения о городском округе «Город Йошкар-Ола» PAGEREF _Toc131317486 \h 8

HYPERLINK \l «_Toc131317487» 2Стратегические ресурсы и проблемы развития города PAGEREF _Toc131317487 \h 10

HYPERLINK \l «_Toc131317488» 2.1Оценка исходной социально-экономической ситуации в городе PAGEREF _Toc131317488 \h 10

HYPERLINK \l «_Toc131317489» 2.2Важнейшие стратегические преимущества и ресурсы развития Йошкар-Олы PAGEREF _Toc131317489 \h 18

HYPERLINK \l «_Toc131317490» 2.3Ключевые проблемы развития города PAGEREF _Toc131317490 \h 19

HYPERLINK \l «_Toc131317491» 2.4SWOT- анализ PAGEREF _Toc131317491 \h 21

HYPERLINK \l «_Toc131317492» 3СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА PAGEREF _Toc131317492 \h 25

HYPERLINK \l «_Toc131317493» 3.1Устойчивый экономический рост PAGEREF _Toc131317493 \h 29

HYPERLINK \l «_Toc131317494» 3.2Последовательное совершенствование городской среды PAGEREF _Toc131317494 \h 35

HYPERLINK \l «_Toc131317495» 3.3Формирование высокого образовательного потенциала города и его жителей PAGEREF _Toc131317495 \h 42

HYPERLINK \l «_Toc131317496» 3.4Охрана и укрепление здоровья горожан PAGEREF _Toc131317496 \h 46

HYPERLINK \l «_Toc131317497» 3.5Целевые муниципальные программы PAGEREF _Toc131317497 \h 48

HYPERLINK \l «_Toc131317498» 4УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ СТРАТЕГИИ PAGEREF _Toc131317498 \h 51

HYPERLINK \l «_Toc131317499» 4.1Ожидаемые результаты реализации Стратегии до 2015 года PAGEREF _Toc131317499 \h 51

HYPERLINK \l «_Toc131317500» 4.2Мониторинг, контроль и корректировка Стратегии PAGEREF _Toc131317500 \h 52

HYPERLINK \l «_Toc131317501» 4.3Механизмы реализации Стратегии PAGEREF _Toc131317501 \h 55

HYPERLINK \l «_Toc131317502» 4.4Разработчики Стратегии социально-экономического развития городского округа «Город Йошкар-Ола» до 2015 года PAGEREF _Toc131317502 \h 57

Введение

Происходящие изменения в российском общественном устройстве и экономике постоянно порождают новые препятствия — возможности и угрозы для развития городов и регионов. Городское сообщество должно быть готово к конкуренции со стороны городов-соседей, к изменениям в законодательстве. Наличие четкой цели, ясных приоритетов в экономике и социальной политике улучшает конкурентные позиции города на российском и международных рынках, позволяет эффективно выстраивать отношения с инвесторами, с международными финансовыми организациями, адекватно реагируя на стратегические препятствия.

Многолетняя практика исчерпывающе доказала, что рыночный механизм и либеральная политика – при отсутствии государственной стратегии экономического развития, промышленной политики и активной роли государства — непригодны для вывода экономики из состояния неконкурентоспособности. Об этом свидетельствует и мировой опыт.

Стратегическое планирование на современном этапе признано в качестве эффективного инструмента управления на уровне субъектов федерации и муниципальных образований.

Как показал опыт успешно развивающихся муниципальных образований, для того, чтобы им оставаться конкурентоспособными, необходимо решить следующие основные задачи:

— иметь четкое представление о будущем, включая желаемый тип экономики и пути создания указанного типа;

— обладать способностью «поставлять обученную рабочую силу»;

— создать развитую финансовую среду, способствующую внедрению инновационных идей;

— сформировать качество жизни и условия среды, привлекающие высококвалифицированных работников.

Решение поставленных задач можно достичь с помощью стратегии. Стратегия понимается как система действий по достижению желаемого состояния города в долгосрочной перспективе, учитывающая имеющийся ресурсный потенциал и действующие механизмы его реализации.

Экономическая стратегия должна способствовать реализации социальных целей, принятых муниципальным образованием, выявлению стратегических проблем, определению имеющихся значимых тенденций и отрицательных факторов, которые могут повлиять на социально-экономическое развитие муниципального образования, если администрация городского округа не предпримет конкретных действий, и, наконец, созданию сценариев. Процесс создания сценария представляет собой установление цепей событий, необходимых для достижения каждой цели. Каждый сценарий создается исходя из желаемого конечного результата.

Перспективы стратегического развития города ориентированы на выделение «точек роста», их ранжирование, разработку механизмов привлечения и распределения ресурсов между ними и остальными составляющими городского хозяйства, а также «черных дыр» городской экономики, требующих своего решения.

Инициатором создания стратегии выступила администрация города. Однако стратегия не относится к числу административных документов. Это скорее договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организации принимают на себя определенные обязательства по совместному продвижению наиболее важных (стратегических) проектов и других мероприятий, направленных на положительные преобразования в городе. Надеемся, что данный документ будет интересен депутатам, руководителям крупных предприятий, банков, ассоциациям бизнеса, специалистам вузов, средствам массовой информации, общественным и неправительственным организациям.

Это важно, поскольку развитие города зависит не только от администрации, но от многих лиц и организаций, и только многосторонний диалог о будущем города позволяет согласовать приоритеты и выработать принимаемый органами местного самоуправления и населением города план действий.

Основанием для разработки Стратегии социально-экономического развития городского округа «Город Йошкар-Ола» до 2015 года (далее – Стратегия) является Распоряжение Главы Администрации города Йошкар-Олы от 31.10.2005 г. №1070-р «О рабочей группе по разработке Стратегии развития муниципального образования «Город Йошкар-Ола» до 2010 года» с последующими изменениями.

Формирование Стратегии происходит в весьма важный период, когда Россия приступает к практической реализации ряда важнейших реформ. Городу необходимо быть готовым к ним: использовать их с максимальным социально-экономическим эффектом для своих жителей и минимизировать риски, присущие любой серьезной реформе. И это также стало одной из главных задач Стратегии, учитывающей положения Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вступившего в силу с 2006 г., Жилищного и Градостроительного кодексов РФ.

Разработка Стратегии города явилась ответом на вызов времени.   Возрастающая скорость происходящих перемен в экономике и обществе, ужесточение конкуренции городов в привлечении инвестиций обязывают переходить от традиционного планирования к стратегическому. Представляется оправданной аналогия: город сопоставим с неким предприятием, обслуживающим потребителей  (в нашем случае — население и бизнес)  и конкурирующее за этих потребителей с другими городами. То есть, многие технологии управления органично переносятся из бизнеса в общественный сектор.

Структура Стратегии

Стратегия города Йошкар-Олы состоит из четырех основных частей.

Первая часть – вводная. В ней описываются назначение и идеология Стратегии, краткие сведения о городском округе «Город Йошкар-Ола».

Вторая часть Стратегии представляет собой оценку исходной социально-экономической ситуации, сопоставительный анализ основных проблем и ресурсов развития города. Предметом исследования являются противоречия, тенденции и особенности социально-экономического потенциала муниципального образования.

В третьей части излагается собственно стратегия города – его перспективное видение, стратегическая цель и приоритетные направления развития. При этом:

1) Стратегические направления не охватывают абсолютно всех сфер жизнедеятельности города. Они указывают на главное — на наиболее актуальные сферы развития Йошкар-Олы, способствующие достижению стратегической цели.

2) Стратегические направления не являются автономными, независимыми друг от друга, а тесно переплетаются – это единый комплекс действий, ориентированный на реализацию стратегической цели. Реализация мероприятий по каждому из направлений затрагивает и другие направления, поэтому задачи многих стратегических направлений совпадают.

Четвертая часть – ожидаемые показатели реализации Стратегии до 2015 года, организация выполнения Стратегии, связь с другими программными документами города, мониторинг выполнения Стратегии.

Информационной базой исследования послужили аналитические материалы Госкомстата РФ, научно-практических конференций, информация, опубликованная в периодической печати, научной литературе, глобальной информационной сети, оригинальные материалы из зарубежных источников, а также первичные данные, собранные в администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

Данная работа в методическом отношении опирается на отечественный и зарубежный опыт стратегического планирования развития городов, программно-целевого планирования, существующую нормативно-методическую базу в этой области.

ИДЕОЛОГИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ

Стратегия разрабатывается в соответствии с принципами рыночного планирования: она не директивная, а индикативная, обладает достаточной гибкостью и может конкретизироваться в годовых планах; учитывает реальные возможности администрации городского округа. Особенно важна при реализации Стратегии «обратная связь», обеспечивающая анализ исполнения и возможность корректировок Стратегии в ходе текущего планирования.

Стратегия социально-экономического развития городского округа «Город Йошкар-Ола» рассчитана на долгосрочный период реализации, основную часть ее стратегических задач предполагается выполнить в 2006-2015 гг.

Стратегия социально-экономического развития городского округа «Город Йошкар-Ола» – базируется на ключевых направлениях региональной политики Стратегии Республики Марий Эл на среднесрочную перспективу;

Стратегия – управленческий инструмент, является верхним звеном системы социально-экономического планирования развития города. Она призвана логически увязать все виды социально-экономического планирования, проводящиеся на муниципальном уровне с бюджетным процессом. Таким образом, Стратегия становится фундаментом социально-экономической политики города.

Стратегия – руководство к действию. Стратегия выбирает сценарий развития города, благоприятный с точки зрения интересов городского сообщества, с учетом имеющихся у города ресурсов и возможностей.

Стратегия – фактор инвестиционной привлекательности города. Само наличие у города стратегии развития благоприятно влияет на мнение потенциальных инвесторов о городе и таким образом улучшает инвестиционный климат в городе.

Стратегия – это способ консолидации городского сообщества вокруг решения главных городских проблем.

Стратегия – задача «коллективная». Каждая из общественных сил имеет свое значение в ее реализации:

Органы местного самоуправления: создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию Стратегии; координация процесса реализации Стратегии; текущее планирование социально-экономического развития города; реализация городских целевых программ;

Правительство Республики Марий Эл: реализация республиканских целевых программ в рамках Стратегии социально-экономического развития городского округа «Город Йошкар-Ола»; административное сопровождение экономического роста;

Бизнес: развитие экономической базы города; создание рабочих мест, реализация инвестиционных проектов, участие в городских социальных программах;

Население: активное участие в городской жизни в рамках местного самоуправления; законопослушность; городской патриотизм, повышение семейного благосостояния.

Стратегия — является мобильным и развивающимся документом. Помимо обеспечения реализации при необходимости в Стратегию будут вноситься дополнения и корректировки.

Для города Йошкар-Олы  характерны стабильное социально-экономическое положение, высокий научно-образовательный потенциал и емкий потребительский рынок, наличие неосвоенных территорий для застройки новым жильем,  развитый промышленный сектор, особенно в машиностроительной и перерабатывающей отраслях, и сложившаяся финансово-страховая инфраструктура.

Однако имеются очевидные проблемы, требующие системного подхода в организации их решения. Так, например, безработица в городе в основном обусловлена потерей функциональной квалификации рабочей силы, и особенно важно преодолеть структурный дисбаланс экономического спроса и предложения на рынке труда. Известный рост заработной платы последних лет пока не решил проблемы серьезной дифференциации стоимости рабочей силы по отраслям экономики.

Существуют насущные проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве Йошкар-Олы. Это — необходимость санации существующих трубопроводов, строительство второго водозабора, поскольку ресурс имеющегося ограничен. Это и расширение применения автономных систем энергообеспечения с использованием альтернативных источников. Строительство дорог и подъездных путей к жилым домам. Смещение акцента на качество оказываемых услуг в социальной сфере. Комплексное благоустройство и озеленение города.

Экономика Йошкар-Олы сможет отвечать на вызовы времени, если город обеспечит высокое качество обустройства территории, как сферы жизнедеятельности общества, и сумеет быстро подготовить квалифицированные рабочие кадры и специалистов, экономически востребованных всеми отраслями.

Это потребует бóльшей мобильности рабочей силы (межотраслевой, межпрофессиональной, межрегиональной), что может быть обеспечено, прежде всего, за счет решения проблемы доступности жилья. Отсюда – ключевая роль жилищного строительства как движущего начала и определяющего фактора развития всей экономики. Особая роль в решении жилищной проблемы в городе отводится льготному жилищному кредитованию – на сегодняшний день, пожалуй, самому эффективному механизму для решения этой задачи.

Наращивание жилищного строительства и в целом территориальное развитие города существенно лимитировано состоянием городской инженерной инфраструктуры (её износ уже превышает уровень 60%). 8% всего жилищного фонда не обеспечено водопроводом, а 9,7% – не канализовано. Сдерживающими развитие города факторами являются: неразвитость дорожной сети, ограниченность пропускных возможностей городских магистралей при выросшем транспортном потоке. Крайне остра проблема парковки личного автотранспорта.

Характерными признаками качественной рабочей силы являются не только высокая квалификация и широкая образованность, но и устойчивое здоровье, здоровый образ жизни и налаженный быт. Система здравоохранения, как ведущая отрасль в системе воспроизводства человеческого потенциала, в подобной ситуации становится ключевым фактором не только социального развития, но и экономического роста.

Действующие муниципальные целевые программы охватывают широкий спектр городских проблем, требующих приоритетного решения и первоочередного финансирования. Однако основная часть программных мероприятий носит текущий, повседневный характер, недостаточно отражает стратегические цели развития города на ближайшую перспективу. Не умаляя значение действующих программ, их насущную необходимость и в большинстве случаев должную эффективность, при формировании нового комплекса целевых программ следует опираться на Стратегию социально-экономического развития городского округа «Город Йошкар-Ола» на период до 2015 года.

Краткие сведения о городском округе «Город Йошкар-Ола»

Город Йошкар-Ола, основанный в 1584 году, входит в состав Республики Марий Эл, субъекта Российской Федерации, является городом республиканского значения и столицей Республики Марий Эл.

Город Йошкар-Ола расположен на реке Малая Кокшага — левом притоке Волги в центре Волго-Вятского района. Рельеф города ровный, с общим уклоном в сторону поймы реки Малая Кокшага. Земли, расположенные к западу от города, заняты сельскохозяйственными угодьями. К северу — заливными лугами в пойме реки Большая Ошла. С востока и с юга к городу примыкают крупные лесные массивы.

Рождение города связано с крупнейшим событием в истории марийского края — вхождением марийского народа в состав Российского государства в середине ХVI века после разгрома Казанского ханства.

Значительная часть объектов историко-культурного значения размещена на достаточно компактной территории, прилегающей к реке Малой Кокшаге, а также в районе современного общественного центра, прилегающего к Ленинскому проспекту. Они образуют комплекс застройки, отражающий различные периоды градостроительного развития с ХVIII по ХХ вв.

Статус исторического города Йошкар-Оле был присвоен Постановлением Президиума Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры № 12 (162) от 16.02.90 г., Постановлением коллегии Министерства культуры Российской Федерации № 112 от 19.02.90 г. и Постановлением коллегии Госстроя Российской Федерации № 3 от 28.02.90 г. В 1990г. определена охранная заповедная зона, охраняемая государством.

Среднегодовая температура воздуха в городе 8°С с преобладающими восточными ветрами.

Территория города Йошкар-Олы — 6,1 тыс.га, в том числе городских земель 5,6 тыс.га. В состав города Йошкар-Олы территориально входит Семеновская сельская администрация (центр – п. Семеновка).

Численность жителей города (с Семеновской сельской администрацией) на 1.01.2006 года составляет по оценке 263 тыс.чел., или 39% от общей численности населения республики.

Удельный вес оборота организаций города Йошкар-Олы в 2005 году составил 53% от республиканского. На долю Йошкар-Олы приходится 68,2% объемов работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», 43,2% объема введенного жилья, 53,8% объема оборота розничной торговли, 72,9% объема платных услуг, 57,3% суммы прибыли, полученной крупными и средними предприятиями республики. 47% численности занятых на крупных и средних предприятиях республики приходится на город Йошкар-Олу. Среднемесячная зарплата по городу превысила среднереспубликанский уровень на 22,7% и составила за 2005 год 6309,3 руб.

Ведущая отрасль промышленности – машиностроение (26% общего объема продукции), которая имеет федеральное значение (радиоэлектроника, приборостроение). По производству отдельных видов продукции (искусственной кожи, фармацевтической продукции) город заметен в масштабах страны. Кроме того, в Йошкар-Оле широко представлены отрасли, производящие товары народного потребления, а также вырабатывается основная часть электроэнергии в республике.

Немаловажное значение имеет высокий научно-образовательный и научно-технический потенциал Йошкар-Олы.

Территориальное размещение и структура промышленности определяется, в основном, выгодностью экономико-географического положения города по отношению к крупным промышленным центрам страны – Казани и Чебоксарам. Здесь проходят коридоры инженерно-транспортных коммуникаций в общем направлении Казань-Йошкар-Ола-Чебоксары и Казань-Йошкар-Ола-Киров.

Йошкар-Ола является важнейшей транспортной магистралью Республики Марий Эл. Транспортная система города представлена следующими видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, троллейбусным, таксомоторным. В непосредственной близости проходят важные транспортные магистрали федерального значения: железная дорога Москва-Казань-Екатеринбург, автодорога Москва-Чебоксары-Казань-Екатеринбург. С ними Йошкар-Ола связана железной и автомобильными дорогами.

Недостатком транспортно-географического положения города является прохождение основных магистралей по периферии ее территории. Единственная железная дорога (Зеленый Дол – Яранск) является тупиковой, одноколейной и неэлектрофицированной.

Особенности транспортной сети города обусловили преобладание автомобильного транспорта в структуре грузоперевозок и низкую долю железнодорожного.

Стратегические ресурсы и проблемы развития города

Оценка исходной социально-экономической ситуации в городе

Современная демографическая ситуация в городе Йошкар-Оле, как в Российской Федерации и Республике Марий Эл, характеризуется сохранением тенденции естественной убыли населения: смертность населения города Йошкар-Олы стабильно превышает рождаемость. В итоге в городе наблюдается отрицательный показатель естественного прироста населения. Помимо рождаемости и смертности на динамику общей численности населения оказывало влияние и механическое движение. Начиная с 2003 года, число приезжающих снижается, а число выезжающих из города увеличивается.

Уровень жизни населения. Покупательная способность средней заработной платы по городу Йошкар-Оле в расчете на число обеспеченных ею прожиточных минимумов в 1999 году составила 1,9 и повысилась до 2,7 в 2005 году. Среднемесячная заработная плата по городу в 2005 году составила 6309,3 руб., что ниже, чем в среднем по России (8550 руб.), хотя рост ее и выше среднероссийского. Последствия кризисного состояния производственных отраслей негативно повлияли на развитие социальной сферы и привели к значительному ухудшению уровня жизни населения. Реальные доходы населения по сравнению с 1990 годом сократились в сопоставимом измерении более чем на половину.

Жилищное строительство имеет немаловажное значение в развитии города. Однако по сравнению с 1998 годом ввод жилья сократился почти в два раза. Спад в жилищном строительстве, в первую очередь, связан со значительным удорожанием стоимости квадратного метра жилья (ввиду резкого сокращения бюджетного финансирования, инфляционных процессов и введения нормативов на строительство, направленных на улучшение потребительских свойств жилья) на фоне понижения покупательной способности населения.

Для решения жилищного вопроса горожан помимо мероприятий, направленных на наращивание темпов строительства жилых домов, необходим комплексный подход, который бы решал такие проблемы как доступная стоимость жилья — достойная заработная плата, а значит и развитие промышленного комплекса и т.д.

Уровень обеспеченности населения жильем и объектами социальной сферы почти не снижается, но не благодаря строительству новых объектов, а вследствие снижения численности населения, однако доступность и возможность полноценного их использования оставляет желать лучшего. Стоимость жилья должна становиться более доступной для граждан. При строительстве жилых домов необходимо соблюдать нормативные сроки строительства, использовать новые технологии, развивать промышленный комплекс по выпуску строительных материалов. Особое внимание следует уделять реконструкции и капитальному ремонту жилых домов первых массовых серий. Другой проблемой является ликвидация объектов незавершенного строительства.

Центральной проблемой гражданского строительства остается недостаток инвестиций. Наиболее перспективным их источником следует считать набирающее силу в России ипотечное кредитование в разнообразных формах.

Степень развития и объем деятельности ЖКХ непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.

Современная финансово-экономическая ситуация такова, что без изменения системы финансирования и управления жилищно-коммунальной сферы эффективное ее функционирование невозможно. Самые большие экономические трудности предприятий ЖКХ связаны с убыточностью основной деятельности и, как следствие, острым дефицитом оборотных средств. Основными причинами образования убытков являются: неполное возмещение затрат предприятиям ЖКХ; потери доходов предприятий, которые возникают в связи с предоставлением различным категориям населения льгот по оплате ЖКУ (компенсируются бюджетом не полностью); оказание услуг неплатежеспособным потребителям; неэффективная деятельность предприятий ЖКХ. Увеличились затраты бюджетов всех уровней на содержание принятого на баланс жилья и объектов социально-бытовой и культурной сферы, что, однако, не привело к существенному улучшению качества обслуживания населения.

Сохранение бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне из-за недостатка средств привело к резкому увеличению износа основных фондов. Существенная часть основных фондов коммунальных предприятий и жилищного фонда города находится в предаварийном состоянии или имеет высокий физический и моральный износ, характеризуется низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей, около четверти основных фондов жилищно-коммунального хозяйства отслужили свой срок полностью.

Уровень жилищно-коммунального хозяйства остается низким и не соответствует предъявленным современным требованиям. Создание нормальных условий жизни людей в городе — первоочередная задача жилищно-коммунальных служб.

В комплексе программных мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса, наряду с его финансовой стабилизацией особая роль отводится совершенствованию тарифного регулирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства. По мере перехода к полной оплате ЖКУ населением отрасль становится инвестиционно привлекательной. Возможность привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов в жилищно-коммунальный комплекс обусловлена тем огромным потенциалом ресурсосбережения, которым этот комплекс располагает.

Снижение роли градообразующих предприятий за годы реформ оказало неблагоприятное воздействие на городскую промышленность в целом и привело к негативным социально-экономическим последствиям.

Наиболее сильный спад произошел в ведущих отраслях промышленности – машиностроении и металлообработке, строительной индустрии, легкой промышленности, лесной и деревообрабатывающей отрасли.

В 2005 году предприятия работали в условиях резких скачков и колебаний цен на сырье, энергоносители, связь и воду. При этом в отдельных организациях повышение цен на исходное сырье, применяемое в производстве, сопровождалось ростом цен на готовую продукцию. В результате удерживать конкурентоспособность продукции на рынке сбыта со сложившимися договорными ценами приходилось за счет собственной прибыли. Несмотря на это, многие предприятия развивались достаточно динамично. Оборот по крупным и средним организациям всех видов деятельности на 1 января 2006 года составил 22116,8 млн. руб. или 129, 1 % к соответствующему периоду 2004 года. Однако по обороту крупных и средних организаций на душу населения среди городов-центров Приволжского федерального округа город Йошкар-Ола занимает последнее место (87,3 тыс. руб.)

Положительные результаты социально-экономического развития города Йошкар-Олы, достигнутые в последние годы, стали возможны во многом благодаря росту инвестиционной активности. В период с 2000 года объем инвестиций, привлеченных в экономику города, возрос в 2,5 раза и составил в 2005 году 3885,9 млн. руб.

Однако инвестиционные возможности муниципалитета крайне ограничены. Из бюджета муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в 2005 году на капитальные вложения выделено 53,6 млн. руб., что составляет лишь 3,8% от расходной части бюджета города.

Связь и информатизация. Развитие связи в городе Йошкар-Оле характеризуется следующими основными показателями. Количество телефонных аппаратов, приходящихся на 100 жителей города Йошкар-Олы составило 40,2 единицы. Коэффициент использования монтированной емкости телефонных станций на 1.01.2006 г. — 99,5 %. Прирост абонентов сотовой сети «Элайн GSM» в 2005 году составил 90 тыс. абонентов. В 2005 году емкость коммутатора сотовой связи увеличена до 250 тыс. номеров. Прирост абонентов выделенного доступа в Интернет составил более 1000 абонентов. Количество абонентов, имеющих доступ в Интернет, на 1 января 2006 года составляет более 16 тыс.

Однако, только 27,6% компьютеров в городе, принадлежащих обследованным в 2004 году организациям, имели доступ к глобальным сетям. Число персональных компьютеров на 100 работников наблюдаемых организаций составило по городу 20; число компьютеров, подключенных к глобальным сетям на 100 работников составило – 5.

Среди решающих факторов, сдерживающих использование информационных технологий, наиболее значителен — отсутствие денежных средств. Примечательно, что 5,7% респондентов считают решающим производственным фактором, сдерживающим использование ЭВМ, сопротивление персонала нововведениям.

Из информационных технологий наибольший приоритет имеют те, которые способствуют повышению общественной и деловой активности людей на основе максимальной открытости информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления во всех секторах общества.

Основные проблемы и трудности, сдерживающие развитие работ по информатизации города:

отсутствие стимулов к совершенствованию систем стратегического управления в госсекторе;

крайне недостаточные бюджеты госучреждений, направляемые на информатизацию, особенно на поддержку и развитие информационных систем;

текучка кадров-специалистов в области информационных технологий, вызванная низкой заработной платой в госсекторе.

Малое предпринимательство г. Йошкар-Олы является одной из самых динамично развивающихся и жизнеспособных сфер экономики, которая вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие города. Удельный вес поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджет города вырос с 18,6 % в 2003 г. до 26% в 2005 г.

Малый бизнес является не только основой пополнения бюджетов всех уровней, но и инструментом решения таких социальных вопросов, как обеспечение устойчивой занятости населения, увеличение доходов, формирование среднего класса, способствующего социально-политической стабильности общества и т.д.

Проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса: несовершенство нормативно-правовой базы; отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов; несовершенство системы налогообложения; недостаток квалифицированных кадров.

Анализ развития торговли в г. Йошкар-Оле свидетельствует о том, что она является одной из наиболее перспективных отраслей экономики города. Физический объем розничного товарооборота за 6 последних лет вырос в 1,5 раза.

Позитивные тенденции развития потребительского рынка города сопровождаются рядом негативных факторов. Несмотря на динамичное развитие, сфера торговли и общественного питания сталкивается с рядом проблем: такими, как высокий уровень налогов, недостаток собственных средств. В системе потребительских рынков ослаблена роль оптового звена, нарушаются технологические связи товародвижения, существует большое количество посредников, что приводит к увеличению розничных цен, не решены проблемы торговой инфраструктуры. Все эти негативные последствия дестабилизируют общий положительный фон. Сегодня необходимы качественные преобразования инфраструктуры, которая обеспечит свободное движение товаров. При этом должны создаваться условия для поддержания необходимого соотношения спроса и предложения, сокращения сроков реализации товаров, ускорения оборачиваемости капиталов, снижения издержек товарообращения и цен формирования конкурентной среды.

В отличие от торговли и общественного питания, бытовое обслуживание является наиболее затратной отраслью. По этой причине у большинства предприятий материально-техническая база не соответствует современным требованиям. Основными причинами являются: недостаток собственных оборотных средств, сложность в получении кредитных ресурсов на развитие, слабое использование лизинга в виду отсутствия залогового обеспечения.

В связи с этим для решения проблем необходимо:

— расширение мощностей и технического переоснащения предприятий бытового обслуживания;

-повышение уровня обслуживания населения за счет предоставления качественных услуг.

В сфере занятости продолжают иметь место проблемы и трудности, которые касаются, прежде всего, открытого рынка труда.

Нынешняя ситуация на городском рынке труда свидетельствует о возрастающей потребности в высококвалифицированных кадрах, жестких требованиях, предъявляемых работодателями к будущему работнику (возраст, внешний вид и т.д.) На престижные и высокооплачиваемые должности руководители предпочитают подбирать кадры самостоятельно или по рекомендации знакомых и друзей. «Законом о занятости» не предусмотрена мера ответственности работодателей за дискриминацию по полу, возрасту, состоянию здоровья при приеме на работу; в результате безработным гражданам, ссылаясь на возраст, а также на наличие детей дошкольного возраста у женщин, отказывают в приеме на работу.

Главными причинами отказа безработных граждан от вариантов предложенной работы являются нерегулярная выплата заработной платы и ее низкий уровень, несоблюдение работодателем установленных законодательством социальных льгот, а также норм охраны труда и техники безопасности.

Анализ бюджета муниципального образования показал, что с каждым годом на формирование и исполнение его доходной части доля зачисления от общего налогового потенциала снижается и составляет: в 2000г.– 37,7%, в 2005г.- 17,5%. Большая часть налогов уходит в федеральный и региональный бюджеты, вследствие чего у местных органов власти создается финансовая зависимость от республиканских органов власти, теряется интерес к поиску новых источников доходов.

В 2000-2005 г.г. доходы бюджета ежегодно росли как в номинальном (действующих ценах), так и в реальном выражении (в сопоставимых ценах).

Обеспеченность собственными доходами (в %) в общем объеме доходов в 2000-2005 г.г. имеет тенденцию к снижению: с 91,4% в 2000 году до 70 % в 2005 году по причине законодательной отмены местных налогов и сборов и снижению нормативов отчислений по регулируемым доходам.

В структуре расходов бюджета наиболее затратной отраслью является жилищно-коммунальное хозяйство. Доля расходов ЖКХ в общем объеме расходов выросла с 28,1 % в 2000 году до 37,8% в 2005 году.

Сохраняется тенденция недофинансирования отраслей «Образование» и «Здравоохранение», несмотря на то, что на образование ежегодно направляется до 1/3 финансовых средств, на здравоохранение — 1/5 часть расходов бюджета. В отрасли «Социальная политика» доля расходов муниципальной казны с каждым годом сокращается в соответствии с проводимой политикой разграничения бюджетных полномочий.

При наличии достаточного налогового потенциала бюджет муниципального образования становится все более зависимым, размер финансовой помощи бюджету в 2000 году составил 8,7%, в 2005 г. – 29,6%.

Очевидно, что существующая финансовая политика должна совершенствоваться; это касается и механизма взимания налогов, и распределения финансовых поступлений в бюджеты различных уровней. Кроме того, финансовые ресурсы муниципальных образований должны быть соразмерны их полномочиям. Вместе с тем, возможности саморазвития города заключаются не в изыскании способов перекачки денежных средств в городской бюджет, а в росте доходов предприятий и населения, образующих налогооблагаемую базу. Чем выше будут эти доходы, тем больше налоговых поступлений в бюджет может быть собрано при том же уровне ставок налогообложения.

Кредитно-финансовая система города по-прежнему в полной мере не удовлетворяет увеличивающиеся потребности хозяйствующих субъектов. В настоящее время финансирование капитальных вложений промышленных предприятий города более чем на половину осуществляется за счет собственных средств предприятий. В силу этого особую актуальность приобретает формирование благоприятного инвестиционного климата, что позволит обеспечить постоянный приток финансовых ресурсов в экономику города. Несмотря на постепенно увеличивающуюся инвестиционную активность, существует отставание от многих городов ПФО, не говоря о РФ. Проблемы в финансовой сфере Йошкар-Олы требуют серьезных изменений сложившихся финансовых механизмов.

Муниципальная недвижимость имеет значительную долю в имущественном комплексе города. Чтобы вложенные в нее средства не были в буквальном смысле заморожены, а недвижимость была активным инструментом в процессе создания благоприятной экономической среды для развития бизнеса, необходимо стремиться к вовлечению в гражданский оборот максимального количества объектов муниципальной собственности. Одна из практических задач – создание системы, обеспечивающей условия для освоения неиспользуемого имущества или используемого малоэффективно.

Статья 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131 – ФЗ несколько сужает рамки возможностей муниципальных образований в сфере имущественных отношений. Предполагается, что муниципальные образования будут владеть и распоряжаться только определенными видами имущества, необходимого для решения вопросов местного значения. Концепция данного акта следующая: муниципальное имущество не должно использоваться для получения доходов. Значительная часть муниципального имущества должна быть реализована в сроки, определенные в законе. Исходя из этого, вероятен определенный приток денежных средств в городской бюджет в тот период, когда будет реализовываться имущество. Но в дальнейшем, когда имущество будет продано, коммерческие отношения с арендаторами также будут сокращены, то такой источник пополнения бюджета – как доходы от использования муниципального имущества практически будет сведен к минимуму (около 8-10 процентов доходной части бюджета).

Характер городского управления. Институт местного самоуправления в России развивается в очень сложных условиях. Происходит «вымывание» финансовых ресурсов из городов и регионов. Складывается ситуация, при которой у органов местного самоуправления остается все меньше рычагов влияния на социально-экономическое развитие города, но сохраняется наибольшая ответственность перед населением.

Как следствие, из трех типов инструментов влияния на социально-экономическое развитие города (финансовые, административные, инфраструктурные) у городских властей остаются по сути лишь два – административные и инфраструктурные. Тем не менее, у городских властей сохраняются возможности по формированию городской социально-экономической политики. Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» уделяет этому в последнее время большое внимание. Сам факт инициирования проекта Стратегии социально-экономического развития городского округа «Город Йошкар-Ола» до 2015 года уже имеет большое значение, поскольку затрагивает интересы всего городского сообщества.

Муниципальная реформа в России открывает перед органами местного самоуправления широкий фронт работ. Их выполнение не зависит от решений государственных органов. Главные направления городского управления, которые требуют принятия быстрых и качественных управленческих решений в Йошкар-Оле – это планирование социально-экономического развития, финансовое планирование, градопланировочные работы, развитие рынка жилищно-коммунальных услуг, снос ветхого жилого фонда, установка правил землепользования и застройки, инвестиционная и инновационная политика.

Сложившаяся социально-экономическая политика администрации городского округа в значительной степени социально ориентирована в пределах ограниченной финансовой базы местного самоуправления. Примером, подтверждающим это, служит перечень городских целевых программ, запланированных к финансированию из бюджета муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в 2006 г. Всего было предусмотрено одиннадцать программ на общую сумму 10,9 млн. руб., из них на инновационные программы ассигнований не предусматривается. Программы, направленные на развитие промышленности и инвестиционной деятельности, в бюджете за годы реформ не планировались, а на малый бизнес выделено в 2006 г. лишь 200 тыс. руб. В бюджете 2006 г., а также ряда предыдущих лет отсутствует план выделения бюджетных гарантий на инвестиционные проекты не только субъектам предпринимательской деятельности, но и на муниципальные нужды.

Выводы.

Несмотря на положительные итоги в социально-экономическом развитии города за последние 5 лет, с точки зрения решения стратегических и системных задач, неотложных для подъема экономики на базе инновационного и высокотехнологичного типа развития, их таковыми признать нельзя.

В современной высококонкурентной среде мирового хозяйства для эффективной интеграции в него России необходим переход к политике неуклонного подъема уровня качества жизни населения адекватно достижениям мирового научно-технического прогресса. Однако столь нужного перехода к инновационной модели экономического роста не последовало и в 2005 году не только в городе, но и в России в целом.

Темпов роста важнейших социально-экономических показателей города за последние 5-6 лет всё ещё недостаточно для достижения уровня 1990 года.

Общий анализ ситуации в городе Йошкар-Оле показывает, что, несмотря на наличие значительных проблем в экономике, финансовой, социальной сферах, город обладает возможностями для существенного улучшения положения. Мобилизация внутренних ресурсов, как материальных, так и организационных, поиск эффективного взаимодействия с вышестоящими административными структурами, предпринимательским сектором, опора на общественную энергию населения, внедрение эффективных технологий планирования и управления в состоянии дать основы для успешного развития города.

Город не обладает большими запасами минерально-сырьевой базы, поэтому сырьевая направленность экономики не выражена. Доходы город получает в основном от выпуска продукции. Поэтому наиболее важным является развитие производственной сферы.

Развитие основных отраслей экономики города будет зависеть от общей политической и экономической стабильности в стране.

Основные задачи, которые при этом необходимо решать:

— поддержка развития новых промышленных производств на основе конкурентоспособных, ресурсосберегающих технологий;

— привлечение инвестиций в экономику города;

— повышение конкурентоспособности товаров;

развитие информационного обеспечения предпринимательской и инвестиционной деятельности;

-совершенствование процесса управления ресурсами города.

Важнейшие стратегические преимущества и ресурсы развития Йошкар-Олы

Стратегия социально-экономического развития города должна быть ориентирована на эффективную реализацию его базовых конкурентных преимуществ при одновременном разрешении возникающих проблемных ситуаций и предотвращении, либо нейтрализации действия потенциальных угроз.

Проведенный анализ социально-экономического положения городского округа «Город Йошкар-Ола» позволил выделить ряд существенных позитивных факторов (сильные стороны), которые можно эффективно использовать для поступательного социального и экономического развития.

Ключевыми сильными сторонами города, определяющими его конкурентные преимущества, являются:

промышленный комплекс, обладающий высокими технологиями и условиями для расширения существующих и открытия новых производств;

развитая инфраструктура переработки лесной и сельхозпродукции, обеспеченная экологически чистым сырьем и трудовыми ресурсами;

развитая инфраструктура строительства;

значительные мощности и база для развития теплоэлектроэнергетики;

развитая транспортная инфраструктура;

сравнительно высокий потребительский потенциал (значительная емкость потребительского рынка);

высокий образовательный, профессиональный и культурный уровень значительной части населения города; хороший кадровый потенциал по многим отраслям экономики;

наличие вузовской науки;

стабильное социально-политическое положение;

благоприятные климатические условия;

относительно выгодное географическое расположение.

Главными ресурсами стратегического развития Йошкар-Олы должны стать:

имеющиеся предпосылки современной постиндустриальной экономики (имеющийся промышленный потенциал, уровень развития предпринимательства, система образования и уровень информатизации);

накопленные конкурентные преимущества в гуманитарной сфере (образование, культура, здравоохранение);

Наиболее полное использование этих преимуществ во многом зависит от реализации следующих важнейших условий:

стабильности экономического роста России, повышения ее кредитного рейтинга;

политической стабильности в государстве;

формирования эффективной государственной правовой базы в части налогового, таможенного, внешнеэкономического, имущественного, земельного, муниципального и природоохранного законодательства;

развития процессов сотрудничества в рамках Приволжского федерального округа.

Ключевые проблемы развития города

Суммируя данные аналитических материалов, город Йошкар-Олу, безусловно, необходимо рассматривать как развивающуюся территорию, однако развивающуюся медленно, неравномерно и неустойчиво. В качестве главных проблем развития Йошкар-Олы необходимо обозначить:

низкий по современным меркам уровень жизни населения;

низкую инвестиционную привлекательность и низкую конкурентоспособность производимых в городе товаров и услуг на внешних рынках;

отсутствие системы стратегического партнерства между властью, бизнесом и обществом.

Наличие слабых сторон будет сдерживать развитие города и, если не принимать меры по нейтрализации их влияния, возможно развитие угроз.

К числу наиболее важных из них следует отнести возрастающую конкуренцию (за инвестиции, товаропотоки, финансовые ресурсы и др.) с другими городами-центрами Приволжского федерального округа.

Кроме того, существуют внутренние угрозы для социально-экономического развития города:

старение города (жилого фонда, инфраструктуры, материально-технической базы и технико-технологического строя базовых отраслей хозяйственного комплекса, населения и др.);

дефицит инвестиционных ресурсов, складывающиеся диспропорции на рынке труда, недостаточный уровень развития инновационного потенциала экономики города, низкий спрос на продукцию и услуги профильных отраслей;

угроза исчезновения ряда градообразующих предприятий;

традиционно низкие, неадекватные для расширенного воспроизводства и качественной модификации городской социально-экономической среды доходы основной массы горожан, дефицит высокооплачиваемых рабочих мест, существенный уровень бедности;

высокая стоимость энергоресурсов;

изношенная и затратная инженерная инфраструктура;

недостаток жилого фонда, медленное его строительство и обновление;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст