Целевая программа Республики Татарстан «Доступная среда» на 2011

Утверждена постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от 22.09.2011 № 786

Долгосрочная

целевая программа

Республики Татарстан

«Доступная среда» на 2011 – 2015 годы

Паспорт Программы

Наименование

программы

Долгосрочная целевая программа Республики Татарстан «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы (далее – Программа)

Основания

для разработки Программы

Федеральный закон от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы»;

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 июля 2011 года №712н «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» в части реализации в 2011 – 2012 годах пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации»;

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2011 года №648н «Об утверждении распределения в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, включенных в программы субъектов Российской Федерации, разработанные с учетом технического задания пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации»;

постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2010 года № 1184 «Об утверждении Концепции развития системы профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов в Республике Татарстан на 2011 – 2013 годы»

Государственный

заказчик

Кабинет Министров Республики Татарстан

Государственный заказчик – координатор и основной разработчик Программы

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

Цель Программы

Создание для инвалидов и других маломобильных групп населения доступной и комфортной среды жизнедеятельности

Задачи

Программы

Нормативное, правовое сопровождение формирования доступной для инвалидов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, формирование системы мониторинга и контроля обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения социальной и транспортной инфраструктуры;

адаптация приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими маломобильными группами населения с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности;

адаптация интернет-ресурсов и устройств связи, а также предоставление услуг в сфере информатизации и связи;

формирование толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями

Сроки реализации Программы

2011 – 2015 годы, в том числе:

I этап – 2011 – 2012 годы;

II этап – 2013 – 2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Источники финансирования Программы:

средства бюджета Российской Федерации;

средства бюджета Республики Татарстан;

средства бюджетов муниципальных образований;

привлеченные внебюджетные средства.

Объемы финансирования Программы за счет средств бюджетов Республики Татарстан и Российской Федерации:

на 2011 год – 695 727,832 тыс.рублей, в том числе 347 863,916 тыс.рублей – средства бюджета Республики Татарстан; 347 863,916 тыс.рублей – средства бюджета Российской Федерации;

на 2012 год объем средств будет определен по итогам реализации мероприятий в 2011 году, по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

на 2013 – 2015 годы – по итогам реализации мероприятий в 2011 – 2012 годах.

Объемы предполагаемых средств бюджетов муниципальных районов и городских округов будут определены после принятия соответствующих целевых муниципальных программ.

Привлечение в установленном порядке внебюджетных средств из различных источников осуществляется государственным заказчиком Программы, органами исполнительной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления, региональными отделениями общероссийских общественных организаций инвалидов

Ожидаемые результаты Программы

К 2015 году планируется достижение следующих результатов Программы:

наличие сформированной и обновляемой карты доступности объектов и услуг;

доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры – 45 процентов;

доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава – 16,5 процента;

доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения – 10 процентов;

доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений – 20 процентов;

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг – 55 процентов;

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общем количестве опрошенных инвалидов, – 49,6 процента

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ

И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Принимая во внимание то обстоятельство, что почти 9 процентов населения Республики Татарстан – это инвалиды, одним из направлений стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан является их реабилитация и социальная интеграция.

За период действия Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181–ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в Республике Татарстан четко выстроена и отработана система предоставления мер социальной поддержки данной категории населения.

В период с 1999 по 2010 год были реализованы 7 республиканских программ, направленных на решение проблем инвалидов, в том числе 2 программы, направленные на обеспечение доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, и Комплексная программа демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 января 2009 года № 6 «Об утверждении Комплексной программы демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года», с мероприятиями в рамках проекта «Интеграция инвалидов в общество» на 2008 – 2010 годы.

Обеспечено одно из основных условий проведения реабилитации – создана сеть государственных реабилитационных учреждений, которая включает 21 реабилитационный центр (в том числе 13 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями и 8 центров реабилитации инвалидов старше 18 лет), услугами которых ежегодно пользуются более 15 тысяч человек.

Накоплен нормативный, правовой, кадровый, организационный, научно-информационный, материально-технический и финансовый потенциал социальных отраслей, участвующих в вопросах профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов.

В Республике Татарстан удалось сохранить высокие показатели доступности медицинской помощи, повысить уровень здравоохранения в сельских населенных пунктах. Последовательно развиваются специализированные и высокотехнологичные направления, такие как кардиохирургия, нейрохирургия, эндопротезирование, онкология. На эти цели за последние три года дополнительно направлены 6,8 млрд.рублей. Сегодня в Республике Татарстан функционируют 130 больничных и 220 амбулаторно-поликлинических учреждений. Специализированная медицинская помощь инвалидам оказывается городскими (районными) больницами, функционирующими в каждом муниципальном районе Республики Татарстан, и 4 республиканскими клиническими больницами. Восстановительное лечение и реабилитация инвалидов проводятся в Республиканской больнице восстановительного лечения, Министерства здравоохранения Республики Татарстан, детей-инвалидов – в Центре восстановительного лечения детей-инвалидов МУЗ «Детская городская больница № 8», HYPERLINK «http://minzdrav.tatarstan.ru/gos/guz/spets.htm?department_id=15401» Республиканском детском психоневрологическом санатории № 2, Республиканском доме ребенка.

С целью реализации прав детей-инвалидов на дошкольное воспитание в Республике Татарстан функционируют 1890 дошкольных образовательных учреждений, из них 365 – полностью компенсирующего значения либо с группами для детей, нуждающихся в оздоровлении и коррекции нарушений развития, которые посещают 13,2 тысячи детей; 69 процентов детей с ограниченными возможностями школьного возраста обучаются в общеобразовательных (массовых) школах. Для детей, нуждающихся в обучении по специальным программам, в Республике Татарстан создано 51 специальное (коррекционное) учреждение (в них обучаются 27 процентов детей с ограниченными возможностями школьного возраста (5664 человека). Больным детям и детям-инвалидам, не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, гарантировано получение образования на дому. Такой формой обучения охвачены более 1,5 тысяч детей. В последние годы активно развивается дистанционная форма обучения детей-инвалидов в общеобразовательных школах.

Республика Татарстан имеет 141 республиканское государственное профессиональное образовательное учреждение. Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан подведомственны 69 учреждений (1 учреждение высшего профессионального образования, 33 учреждения среднего и 35 учреждений начального профессионального образования), в которых по состоянию на 1 июля 2011 года обучаются 569 детей-инвалидов.

В целях реализации прав инвалидов на профессиональную реабилитацию 52 центрами (филиалами) занятости населения безработным инвалидам предоставляются профориентационные услуги, организуется их профессиональное обучение (переобучение), оказывается содействие в трудоустройстве. Однако лишь треть от общего числа обратившихся инвалидов трудоустраивается. Так, в 2010 году из 9 091 инвалида, обратившегося в органы службы занятости, смог трудоустроиться только 3 721 человек.

В 2009 году, объявленном в Республике Татарстан Годом спорта и здорового образа жизни, велась активная работа по развитию спортивной инфраструктуры, был открыт новый культурно-спортивный комплекс «Олимп», на базе которого в октябре 2009 года в рамках Всероссийского форума «Россия – спортивная держава» впервые в Республике Татарстан состоялся Международный спортивный кубок по баскетболу среди инвалидов-колясочников. Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан для каждого муниципального района выделено по 1 ставке специалиста для работы с инвалидами по месту жительства, в г. Казани сформированы футбольная и баскетбольная команды инвалидов.

Вместе с тем вопросы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Республике Татарстан, как и в России в целом, остаются по-прежнему актуальными и требуют дальнейшей проработки, систематизации и комплексного решения.

За последние 6 лет общая численность инвалидов в Республике Татарстан увеличилась на 32,7 тысячи человек. В 2010 году из числа взрослого населения впервые признаны инвалидами 23,83 тысячи человек, из них половина – это граждане трудоспособного возраста, из числа детского населения впервые признаны детьми-инвалидами 1,7 тысячи человек. По состоянию на 1 января 2011 года в Республике Татарстан проживают 326,03 тысячи инвалидов, из них 13,94 тысячи – дети-инвалиды. По данным территориальных органов социальной защиты, 1,8 процента от общей численности инвалидов составляют инвалиды-колясочники (5,8 тысячи человек), 2,9 процента – слепые и слабовидящие (9,5 тысячи человек), 1,2 процента – глухие и слабослышащие (3,9 тысячи человек).

В связи с неприспособленностью зданий и сооружений, пешеходных путей и остановочных платформ, общественного транспорта для пользования данной категорией граждан Республики Татарстан становится затрудненным или невозможным получение ими многих медицинских, социальных, образовательных, бытовых, рекреационных услуг, полноправное участие в жизни общества.

Так, например, инфраструктура действующих образовательных учреждений не позволяет детям-инвалидам, передвигающимся в креслах-колясках, учиться вместе со своими сверстниками в условиях общеобразовательных школ.

Для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата сегодня доступны всего 6 – 8 процентов объектов культуры.

Не происходит массового включения инвалидов в процесс занятия физической культурой и спортом, а также рекомендованными видами искусства. Адаптивной физической культурой и спортом в Республике Татарстан занимаются лишь 3,4 процента инвалидов.

В Республике Татарстан ежегодно принимаются меры по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи. Однако для детей-инвалидов, в том числе имеющих значительные ограничения жизнедеятельности по причине нарушений функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, организация летнего отдыха представляется проблематичной.

В то же время создание условий безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения во всех социальных сферах является одним из основных направлений современной государственной политики Российской Федерации. В условиях подготовки к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов Правительством Российской Федерации в качестве приоритетной выделяется задача устранения «отношенческих» и средовых барьеров, во многом формирующих ограничения жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями и мешающих их полному и эффективному включению в социум.

В качестве одного из механизмов решения данной проблемы Правительством Российской Федерации выбран программно-целевой метод, и постановлением от 17.03.2011 № 175 утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, которой предусмотрена реализация в 2011 – 2012 годах пилотного проекта по отработке в регионах формирования доступной среды с участием трех субъектов Российской Федерации (Республики Татарстан, Тверской и Саратовской областей).

В целях обеспечения участия Республики Татарстан в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территории Республики Татарстан в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2011 № 712н «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы» в части реализации в 2011 – 2012 годах пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации», Концепции развития системы профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов в Республике Татарстан, разработана настоящая Программа.

Она должна стать продолжением проводимых в Республике Татарстан комплексных мероприятий по созданию условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество и обеспечить доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры и услуг, повышение уровня и качества их жизни. Мероприятия, реализуемые в рамках пилотного проекта государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, должны в том числе обеспечить создание показательных для других субъектов Российской Федерации объектов социальной и транспортной инфраструктуры и способствовать формированию Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации примерной программы субъектов Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью Программы является создание для инвалидов и других маломобильных групп населения доступной и комфортной среды жизнедеятельности.

Задачи Программы:

нормативное, правовое сопровождение формирования доступной для инвалидов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, формирование системы мониторинга и контроль за обеспечением доступности для инвалидов всех категорий и других маломобильных групп населения социальной и транспортной инфраструктуры;

адаптация приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами всех категорий и другими маломобильными группами населения, с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности;

адаптация интернет-ресурсов и устройств связи, а также предоставление услуг в сфере информатизации и связи;

формирование толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями.

3. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ,

ЕЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ

В целях решения поставленных задач предполагаются два этапа выполнения Программы:

I этап – 2011 – 2012 годы;

II этап — 2013 – 2015 годы.

На первом этапе предполагается сконцентрировать основные усилия на создании нормативного, правового, методического сопровождения формирования доступной для инвалидов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры; формировании системы мониторинга обеспечения доступности для инвалидов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры; а также реализовать мероприятия пилотного проекта по отработке формирования доступной среды в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, включая проведение паспортизации и адаптации действующих приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, адаптации официальных сайтов органов государственной власти; подготовку кадров по работе с инвалидами с учетом их особых потребностей; создание учебно-материальной базы для обучения инвалидов востребованным профессиям.

В результате реализации пилотного проекта по отработке формирования доступной среды должны быть определены качественные и количественные критерии приспособления объектов и услуг в зависимости от размера затрат, времени приспособления, посещаемости объекта и случаи использования альтернативных методов для обеспечения доступности объектов и услуг, в том числе для организаций независимо от их организационно-правовой формы. При невозможности соблюдения требований доступности объектов и услуг в силу конструктивных особенностей зданий и сооружений и (или) иных причин должны быть осуществлены разработка и реализация альтернативных методов и решений, обеспечивающих доступность услуги с учетом возможностей различных организаций (дистанционная форма предоставления услуги, изменение режима работы и др.) в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Выполнение Программы будет оцениваться по целевым индикаторам и показателям, приведенным в приложении № 3 к настоящей Программе.

По итогам реализации Программы на первом этапе к 2012 году должны быть достигнуты следующие результаты:

наличие сформированной и обновляемой карты доступности объектов и услуг;

доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в общем количестве приоритетных объектов – 16,8 процента;

доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава – 11,4 процента;

доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения – 5 процентов;

доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений – 5,5 процента;

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг, – 33,7 процента;

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общем количестве опрошенных инвалидов – 36,6 процента.

На втором этапе Программы будет осуществлена ее дальнейшая реализация, обобщение и оценка выполненных мероприятий, их эффективности и результативности.

В результате реализации Программы по формированию доступной для инвалидов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры к 2015 году планируется достичь следующих показателей:

наличие сформированной и обновляемой карты доступности объектов и услуг;

доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в общем количестве приоритетных объектов – 45 процентов;

доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава – 16,5 процентов;

доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения – 10 процентов;

доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений – 20 процентов;

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг, – 55 процентов;

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общем количестве опрошенных инвалидов – 49,6 процента.

4. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ОСНОВНЫЕ

ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ

Для решения задач Программы планируется реализовать комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Основополагающим направлением Программы является создание нормативного, правового сопровождения формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры; формирование системы мониторинга и контроль за обеспечением доступности для инвалидов социальной и транспортной инфраструктуы.

Мероприятия данного направления включают в себя:

совершенствование законодательства Республики Татарстан в части обеспечения условий для формирования доступной для инвалидов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, определение функции контроля за реализацией этих задач;

инвентаризацию целевых и ведомственных программ на предмет постановки и решения задач обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения;

разработку формы паспорта действующих объектов социальной инфраструктуры, жилых домов и внутридворовых территорий на предмет доступности для инвалидов; проведение паспортизации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения с привлечением представителей общественных организаций инвалидов;

разработку минимального перечня мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к действующим объектам социальной инфраструктуры, транспортной и инженерной инфраструктуры;

организацию обучения рабочих групп муниципальных образований для проведения паспортизации действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры;

разработку и издание методических рекомендаций, регламентирующих создание доступной среды для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха и других маломобильных групп населения; создание социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, доступной для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха (с размещением методических материалов на интернет-сайте).

С целью оказания методической помощи муниципальным образованиям Республики Татарстан, учреждениям и организациям различных форм собственности предусмотрены следующие мероприятия:

разработка методических рекомендаций по созданию муниципальных целевых программ по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности;

разработка и утверждение отраслевых форм статистической отчетности в разрезе муниципальных образований по обеспечению доступной среды для инвалидов;

включение в соглашения между органами исполнительной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Татарстан показателей, отражающих состояние доступности для инвалидов объектов социальной (здания и сооружения), транспортной и инженерной инфраструктуры и услуг;

организация и осуществление мониторинга отчетных показателей размеров средств, направляемых муниципальными образованиями на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, а также количества этих объектов с беспрепятственным доступом для инвалидов;

разработка и внедрение программного продукта для создания информационного банка данных и карты доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры, а также системы контроля над обеспечением доступности для инвалидов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, которая будет формироваться по итогам паспортизации приоритетных для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов.

Наряду с методической помощью, будет обеспечен контроль за соблюдением требований доступности для инвалидов на действующих и вновь вводимых объектах социальной инфраструктуры, государственного и муниципального жилого фонда, а по итогам проверок – ежегодное представление информации Кабинету Министров Республики Татарстан в форме отчета.

Реализация практических мер по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках Программы будет осуществляться в приоритетных сферах социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

Комплексный подход при формировании доступной среды планируется обеспечить путем учета индивидуальных потребностей инвалидов с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

Практические меры по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в приоритетных сферах социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры будут включать в себя следующие мероприятия:

адаптация зданий территориальных органов социальной защиты, учреждений социального обслуживания, центров занятости населения, учреждений профессионального образования, здравоохранения, учреждений культуры для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения с учетом их особых потребностей и получения ими услуг, а также прилегающей территории, в том числе:

создание и оборудование специально отведенных парковочных мест и мест повышенного удобства с дополнительным местом впереди или сбоку для собаки-поводыря или устройства для передвижения в местах ожидания и местах приема граждан,

оборудование зданий пандусами и другими специальными устройствами и приспособлениями, информационными табличками, кнопкой вызова «помощника», установка оборудования для увеличения слышимости для людей с нарушениями слуха,

размещение в доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в адаптированной для инвалидов форме с учетом их особых потребностей справочной информации о предоставляемых услугах; предоставление государственных услуг в электронном виде,

обеспечение наличия сурдопереводчиков соответствующей квалификации,

обеспечение доступности для инвалидов приоритетных спортивных объектов, возводимых к XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года в г. Казани, и прилегающих к ним территорий, а также объектов, востребованных для занятий адаптивной физической культурой и спортом инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха; подготовка (переподготовка) инструкторов и тренеров, работающих с инвалидами и другими маломобильными группами населения;

обеспечение доступности подвижного состава пассажирского транспорта для инвалидов и других маломобильных групп населения с учетом их особых потребностей, в том числе:

модернизация подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта, транспортных средств общего пользования специальным оборудованием,

оборудование подвижного пассажирского состава светодиодным табло для слабовидящих инвалидов и специальным звуковым сигналом для слабослышащих инвалидов,

приобретение транспортных средств со специальным оборудованием и конструктивными особенностями, обеспечивающими их доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения;

оборудование пешеходных и транспортных коммуникаций, переходов, остановок общественного пассажирского транспорта системами синхронного вывода речевой и текстовой информации (включая графические схемы маршрутов движения транспорта) пандусами, тактильными и контрастными поверхностями и др.; установка на остановочных площадках информационных табло с голосовым оповещением по запросу (кнопка вызова) о предполагаемом времени прибытия маршрутных автобусов; понижение бортового камня для удобства съезда/выезда на пешеходных переходах; установка звуковых светофоров;

оборудование станций Казанского метрополитена, железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов и прилегающих к ним территорий;

организация субтитрирования телевизионных программ региональных обязательных общедоступных каналов;

обеспечение доступности общеобразовательных учреждений, приоритетных учреждений профессионального образования для беспрепятственного доступа инвалидов с учетом их особых потребностей; обучение сотрудников учреждений социальной сферы сурдопереводу.

На преодоление отношенческих барьеров направлены мероприятия по созданию и транслированию социальной рекламы, подготовке и транслированию тематических радио- и телепередач, по организации воспитательной работы в образовательных учреждениях Республики Татарстан, направленной на формирование толерантного отношения к инвалидам, уважение их особенностей; по организации и проведению общественно-просветительских кампаний по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на уровне Республики Татарстан.

Учитывая, что Республика Татарстан характеризуется многонациональным по составу населением и многообразием конфессий и религиозных объединений, к решению вопросов формирования толерантного отношения общества к инвалидам предусматривается привлечение религиозных конфессий.

В соответствии с задачами Программы основными исполнителями программных мероприятий являются:

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан,

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан,

Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан,

Министерство информатизации и связи Республики Татарстан,

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан,

Министерство культуры Республики Татарстан,

Министерство образования и науки Республики Татарстан,

Министерство здравоохранения Республики Татарстан,

Управление Государственной вневедомственной экспертизы Республики Татарстан по строительству и архитектуре,

Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан,

Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа».

Перечень мероприятий Программы с указанием сроков исполнения, источников финансирования и ответственных исполнителей приведен в приложении № 1 к настоящей Программе. Перечень объектов и мероприятий Программы, включенных в финансирование из бюджетов Российской Федерации и Республики Татарстан в 2011 году, приведен в приложении № 2 к настоящей Программе.

5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет бюджета Республики Татарстан, субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан, предполагаемых средств бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан, а также средств, привлекаемых в установленном порядке из внебюджетных источников.

На целевое финансирование мероприятий Программы в 2011 году предусмотрено выделение средств:

из бюджета Республики Татарстан – 347 863,916 тыс.рублей;

из бюджета Российской Федерации – 347 863,916 тыс.рублей.

Объемы финансирования Программы на 2012 год будут определены по итогам реализации мероприятий в 2011 году по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации; на 2013 – 2015 годы — по итогам реализации мероприятий в 2011 – 2012 годах.

Объемы предполагаемых средств бюджетов муниципальных районов и городских округов будут определены после принятия соответствующих целевых муниципальных программ.

Привлечение в установленном порядке внебюджетных средств из различных источников осуществляется государственным заказчиком Программы, органами исполнительной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления, региональными отделениями общероссийских общественных организаций инвалидов.

6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации Программы включает в себя планирование и прогнозирование, реализацию программных мероприятий, мониторинг и контроль хода выполнения Программы, уточнение и корректировку программных мероприятий, объемов и источников финансирования, целевых индикаторов.

Отбор исполнителей работ по реализации мероприятий Программы осущест-вляется в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от исполнителей Программы.

Государственный заказчик Программы:

осуществляет общее руководство за реализацией Программы;

утверждает нормативные правовые акты, необходимые для ее реализации;

определяет уполномоченный орган исполнительной власти Республики Татарстан, ответственный за реализацию мероприятий Программы, а также за представление отчетов об исполнении им финансовых обязательств, в том числе о расходах бюджета Республики Татарстан и (или) местных бюджетов на реализацию Программы и (или) муниципальных программ, предусматривающих осуществление мероприятий Программы, о достигнутых значениях целевых показателей Программы, а также о реализации пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне Республики Татарстан;

осуществляет контроль за целевым, адресным и эффективным использованием субсидии.

Государственный заказчик – координатор и основной разработчик Программы в ходе ее реализации:

осуществляет руководство и текущее управление реализацией Программы;

координирует деятельность всех исполнителей Программы, органов исполнительной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, общественных организаций инвалидов;

обеспечивает достижение значений целевых показателей эффективности Программы;

обеспечивает контроль за размещением в установленном законодательством Российской Федерации порядке заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и заключением соответствующих контрактов;

разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для ее реализации;

осуществляет ведение ежеквартальной отчетности о ходе реализации Программы;

подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы и об оценке ее эффективности государственному заказчику;

организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы;

взаимодействует со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации Программы.

Для обеспечения контроля и оценки реализации Программы создается Координационный совет, формируемый из представителей органов исполнительной власти, участвующих в реализации Программы, и общественных организаций инвалидов.

Регламент работы Координационного совета и его состав утверждаются Кабинетом Министров Республики Татарстан.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст