Целевая программа «Гражданско патриотическое воспитание молодежи

МОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа»

Одобрено на «Утверждаю»

заседании МО Директор школы Е.В.Попова

классных руководителей

11.10.06.

Протокол №2

Целевая программа

«Гражданско – патриотическое

воспитание молодежи»

на период 2006-2010 годы

Покровка, 2006г.

1. Изложение программы.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов России.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Анализ ситуации патриотического воспитания молодежи подтвердил, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп в нашем селе, резко снизили воспитательное воздействие культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и к социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

В этих условиях очевидно неотложность решения острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов, массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую органами по делам молодежи, образования, культуре, общественными объединениями и организациями, деятельность средств массовой информации, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

В целях объединения усилий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений необходима единая муниципальная политика в сфере патриотического воспитания граждан и соответствующая этой политике муниципальная система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать эту многогранную работу.

Система должна включать в себя соответствующие муниципальные структуры, нормативную правовую базу воспитательной деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся нашей школы. Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности муниципальных органов власти, органов по делам молодежи, образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных объединений по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания.

Программа рассчитана на период с 2006 по 2010 год. В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие школы с органами исполнительной власти Ивнянского района, РОВД, РВК, учреждениями культуры и спорта, а также с ветеранскими и другими общественными объединениями.

2. Цель и задачи программы

Целью Программы является развитие системы патриотического воспитания молодежи, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;

изучение истории и культуры Отечества и родного края;

физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;

методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания;

консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности, жителей села в патриотическом воспитании детей.

3. Cодержание патриотического воспитания

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Истинный патриотизм по свой сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» (И. Ф. Харламов. Педагогика. Курс лекций).

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

– чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

– уважительное отношение к языку своего народа;

– заботу об интересах Родины;

– осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

– проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

– гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

– гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

– уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

– ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

– гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И. Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллек­туальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты. Рассмотрим систему воспитательной работы по формированию каждого из этих компонентов.

Потребностно-мотивационный компонент патриотизма. Его формирование осуществляется прежде всего в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит учебная программа по истории.

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть. История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.

Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии (стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, проза Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, М. Шолохова, А. Твардовского и др.).

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.

Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма. Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане широко используются возможности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по истории, литературе, русскому языку.

Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.

Эмоционально-чувственный компонент патриотизма. Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.

Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма.

Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.

Поведенческий и волевой компоненты патриотизма это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами.

4. Основные направления в системе патриотического воспитания

Основными направлениями в МОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» определились следующие:

Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

• Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

• Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

• Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

• Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

• Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

• Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного,

политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

5. Примерные мероприятия по реализации программы «Гражданско – патриотическое воспитание молодёжи» на 2006–2010 годы

Мероприятия

Ожидаемый результат

I. Работа по патриотическому воспитанию в ходе подготовки к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов

Цикл ученических научных конференций:

– «Народ и армия в Великой Отечест-венной войне 1941–1945 гг.»;

– «Наука, искусство и культура страныв 1941–1945 гг.»

Повышение интереса учащихся к военной истории Отечества, противодействие попыткам фальсификации событий Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Майские фестивали творчества «Салют Победы»

Активизация творческого потенциала школьников

Акции:

– «Отечественная война в рисункахи сочинениях»;

– «Неизвестная высота» (цикл темати-ческих классных часов о малоизвестных героических эпизодах войны);

– Ритуальные линейки «Поминальная свеча»

Сохранение памяти о народном подвигев Великой Отечественной войне

II. Работа по патриотическому воспитанию в связи с другими памятными датами и событиями истории России

Проведение мероприятий, посвященных 70-летию событий на озере Хасан

Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти об участии российских воинов в знаменательных событиях истории Отечества

60-летию создания ядерного щитастраны

Формирование уважения к военной истории России. Развитие интереса граждан к истории создания и становления регулярной Российской армии и флота, правоохранительных органов, оборонно-промышленного комплекса страны

300-летию Полтавской битвы

Сохранение и развитие чувства гордостиза великие исторические события

150-летию окончания Крымской войны

Сохранение памяти о подвигах российскихвоинов – защитников своего Отечества

100-летию создания отечественногоподводного флота

Активизация внимания и формирование уважения к истории российского Военно-Морского Флота

80-летию Российской оборонной спортивно-технической организации

Расширение участия молодежи в деятельности организаций РОСТО (ДОСААФ)

150-летию со дня рождения К. Э. Циолковского – основоположника теоретической космонавтики

Формирование чувства уважения к истории страны

100-летию со дня рождения С. П. Королева, генерального конструк-тора ракетно-космических систем

Развитие интереса к истории создания и становления оборонно-промышленного комплекса страны, жизни и деятельности пионеров освоения космического пространства

60-летию основания отечественной ракетно-космической промышленности

Воспитание чувства гордости за свою страну на примере достижений отечественной космонавтики

50-летию запуска первого искусственного спутника Земли и началу космической эры

Формирование чувства гордости за своюстрану – пионера освоения космоса

10-летию подвига воинов-десантников 6-й парашютно-десантной роты 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии

Увековечение памяти погибших в Чеченской Республике воинов-десантников

130-летию образования уголовно-исполнительной системы России

Формирование у учащихся высоких морально-деловых качеств

20-й годовщине вывода советских войск из Афганистана

Воспитание чувства уважения к участникам событий

10-й годовщине разгрома бандформирований, вторгшихся на территорию Республики Дагестан

Укрепление единства и целостности Российской Федерации, формирование чувства патриотизма и интернационализма братских народов Северного Кавказа.

III. Проведение научно-практических конференций

Патриотизм народов России: традиции и современность

Обобщение и распространение передового опыта работы по патриотическому воспитанию

Казачество в истории России

Углубление знаний об истории казачества

Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений

Распространение опыта совершенствования форм и методов патриотического воспитания

Нравственность – основа патриотизма

Изучение исторического опыта духовно-нравственного воспитания российских граждан

IV. Организация цикла тематических выставок

Об исторических победах русской армии, победах советских войск в годы Великой Отечественной войны, боевых традициях армии и флота, современных буднях Вооруженных Сил Российской Федерации

Осуществление военно-патриотического воспитания граждан, повышение престижа военной службы

«Родина моя»

Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину, пропаганда обычаев,традиций, достижений родного города,области, края

Реликвии воинской славы России

V. Проведение фестивалей и конкурсов

Фестиваль пограничной песни

Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России

Фестиваль-конкурс патриотическойпесни «Я люблю тебя, Россия»

Активизация творческого потенциала самодеятельных коллективов в воспитании подрастающего поколения

Музыкальный спектакль-концерт«С чего начинается Родина»

Повышение роли нравственного и идейно-эстетического воспитания молодежи, формирование у нее активной жизненной позиции и патриотического сознания

Конкурс на лучшую подготовку граждан Российской Федерации к военной службе, организацию и проведение призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации

Воспитание у молодежи готовности к вооруженной защите Родины

Конкурс исследовательских и творческих работ учащихся «Меня оценят в XXI веке»

Содействие становлению нового типа творческой интеллигенции – патриотов России XXI века

Конкурс на лучший музей боевой, воинской и трудовой славы (на предприятиях, в образовательных учреждениях, воинских частях, органах и подразделениях министерств и ведомств)

Повышение эффективности военно-патриотического воспитания молодежи, создание условий для активизации патриотической работы на местах

Конкурс на лучшее знание государственной символики России среди обучающихся в образовательных учреждениях

Активизация интереса к государственнойсимволике России

VI. Историко-патриотические мероприятия

Проведение работ по благоустройству воинских захоронений и поисковых работ в местах боев Великой Отечественной войны

Увековечение памяти российских воинов, погибших при защите Отечества, организация свободного времени молодежи

Участие в Международной «Вахте памяти», посвященной 20-летию поискового движения

Создание условий для активизации поисковой работы. Увековечение памяти погибших при защите Отечества, сохранение и развитие патриотических традиций для укрепления связей между государствами Содружества Независимых Государств

Участие в государственно-патриотической акции «Мы верим в тебя, Солдат!»

Формирование у молодежи готовности к защите Отечества и службе в российской армии

Участие во Всероссийской молодежно-патриотической акции «Я – гражданин России»

Формирование у 14-летних подростков, впервые получающих паспорт, сознания гражданина Российской Федерации

VII. Участие во всероссийских спартакиадах, спортивных играх и соревнованиях

«К защите Родины готов» – по многоборью, общевойсковой подготовке, военно-прикладным видам спорта

В военно-спортивной игре «Победа»

В соревнованиях «Школа безопасности» между учащимися общеобразовательных учреждений

Повышение интереса молодежи к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества

Проведение с использованием сети Интернет дистанционного «круглого

стола» с руководителями общественных организаций России по приоритетным направлениям патриотического воспитания

Повышение роли общественных организаций в патриотическом воспитании граждан России

VIII. Забота о ветеранах

Возрождение всероссийского тимуровского движения по оказанию помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников Великой Отечественнойвойны, локальных войн и конфликтов

Воспитание у молодежи заботливого, бережного отношения к старшему поколению россиян, желания оказать ему необходимую помощь и поддержку

6. Перечень обобщенных оценочных показателей (индикаторов) реализации программы «Гражданско — патриотическое воспитание молодёжи» на 2006–2010 годы

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

– повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе;

– упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации;

– обеспечение заинтересованности граждан в развитии национальной экономики, снижении социальной напряженности в обществе;

– проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества;

– уровень реализации творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов в области патриотического воспитания.

Количественные параметры – это количество:

– проведенных научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания, а также степень их внедрения в теорию и практику патриотического воспитания;

– действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных;

– военно-спортивных профильных лагерей;

– граждан, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров;

– граждан, прошедших подготовку в военно-спортивных профильных лагерях;

– детей с девиантным поведением, в отношении которых применяются формы коллективного патриотического воспитания;

– историко-патриотических музеев, школьных музеев, музеев предприятий, учреждений;

– проведенных выставок патриотической направленности;

– проведенных фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;

– проведенных военно-спортивных игр;

– проведенных мероприятий военно-шефской работы.

7. Циклограмма мероприятий по патриотическому воспитанию

№п/п

Наименование мероприятия

Срокипроведения

Направленностьв системе патриотического воспитания

С кем прово-дится

Ответственныеза проведение

1



Страницы: 1 | 2 | Весь текст