Целевая нравственная программа «Гражданин» «В царские времена це

Целевая нравственная программа «Гражданин»

«В царские времена цель суммировалась в “За Веру, Царя и Отечество”;

в советские времена – “шли к светлым далям коммунизма”.

А что сегодня»?

Радиоузел «Мысли о России».

Анализ проблемы.

Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы социального и духовного развития человека и общества, в том числе — школы и педагогики, без учета современного положения в мире, тенденций его развития, открывшихся возможностей разностороннего и плодотворного сотрудничества. Сотрудничество, расширяющиеся контакты позволяют не только освоить достижения мирового сообщества и отдельных стран, но и лучше раскрыть собственные потенциальные возможности и стимулировать поиск оптимального решения аналогичных или сходных проблем. Патриотизм — важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Перед педагогическим коллективом школы стоит задача установить под воздействием каких факторов у обучающихся формируется или, напротив, не формируется осознание личной свободы, гражданского равноправия и уверенности в завтрашнем дне, то есть складывается гражданская позиция, и создать условия для формирования гражданских качеств личности воспитанника.

На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания — учить миру. А это значит:

1) помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету — к лучшему;

2) вовлекать детей в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех;

3) помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет;

4) помочь видеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе — научиться содействовать необходимым переменам.

Только любовь, осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. В прошедшем веке Россия пережила всплески и антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая отечественная война). На рубеже XX-XXI вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Нынешние школьники растеряны, поскольку не могут найти объяснения всем противоречиям хода истории. В советские времена достижения Руси, России игнорировались учителями истории, в послеперестроечное время аннулировались все достижения советского времени. Необходимость воспитания исторически грамотного гражданина, тем не менее, не вызывает сомнения, если мы не хотим больше быть “Иванами, не помнящими родства”.

В последнее десятилетие у детей и подростков наметилась устойчивая тенденция роста интереса к прошлому своей семьи. Многие дети расспрашивают родителей о том, кем были их предки, где жили, чем занимались и т. д. Дошкольники и младшие школьники очень любят хвастаться перед сверстниками этими знаниями (“А мой дедушка… А моя бабушка…” и т. п.), подростки пытаются составить “древо фамилии”, или родословную. Следует отметить, что и взрослые проявляют большой интерес к подобным сведениям.

Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость.

     Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

      Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу,  других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только  в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую   сферы  общества.   В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.  Цель данной   программы охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

         Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно. Главной идеей этой программы является нравственных, морально-психологических и физических качеств.

Итак, из всего изложенного можно сделать вывод, что стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения парода. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

Главные идеи программы:

1.формирование гражданской и правовой направленности, активной жизненной позиции;

2.воспитание гордости за своё Отечество и ответственности за судьбу своей страны;

3.понимание учащимися избранной ими программы поведения для будущего самоопределения.

Цель программы «Гражданин» состоит в том, чтобы развить у учащихся гражданственность, патриотизм, как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность, воспитать патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи программы «Гражданин»:

1.утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;

2.воспитание высоких нравственных качеств личности;

3.воспитание гражданского достоинства;

4.уважение к истории отечества, родного города и людям, создающим славу отечеству и родному городу;

5.сохранять историческую память поколений в памяти потомков.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть. Общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

 Программа направлена на развитие у детей таких важных качеств, как ответственность, чувство долга, уважение к истории края и Родины, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей и строится  на принципах: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Программное содержание.

Духовно-нравственное направление:

Освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности, сохранение и развитие русской культуры через изучение народных обычаев, традиций, ремесел. Изучение истории Отечества

Привитие художественного вкуса, изучение произведений и творчества  местных писателей, поэтов, композиторов, воспитание музыкальной культуры.

формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

Культурно историческое направление, предполагающее:

воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;

вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;

формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

Воспитание потребности в изучении истории родного края, изучение шедевров народной и мировой культуры, воспитание грамотного зрителя, умеющего отличать высокохудожественные образы традиционной и современной Российской культуры от низкопробных. Знакомство с памятниками культуры и архитектуры России.

Воспитание любви к природе, потребности в её защите от негативных воздействий – загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений, изучение природы родного края.

Гражданско-правовое направление:

изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.

формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

развитие реально действующего школьного самоуправления.

Военно — патриотическое:

изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;

сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Организация работы

Структура и организация данного воспитательного процесса строится с учётом возраста учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у учащихся разного школьного возраста. Процесс формирования готовности к защите Отечества у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о защите Отечества, их нравственное, эмоционально — волевое отношение к деятельности по защите Родины. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у них чувства восхищения воинами РА, вызвать желание в будущем встать в их ряды.

Формы, методы работы:

соревнования;

конкурсы;

смотры;

экскурсии;

походы;

игры;

турниры;

эстафеты и т.д.

Оценка эффективности реализации Программы.

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия.

Духовно-нравственные параметры:

1.повышение толерантности, проявление активной гражданской позиции учащихся;

2.повышение интереса к историческому прошлому села, района, области и страны;

3.утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей, взглядов;

4.проявление мировоззренческих установок на готовность учащихся к защите Отечества.

Ожидаемые результаты: 

Реализация Программы призвана способствовать:

1.развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России и родного города;

2.воспитанию у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;

3.формированию ответственного понимания учащихся своего гражданского долга и конституционных обязанностей;

4.созданию благоприятных условий для нравственного интеллектуального и физического формирования личности ребенка и подрастающего поколения;

5.повышению толерантности, интереса к историческому прошлому города, области, страны.

Основные ключевые мероприятия.

Месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

Проведение открытого урока: «Государственные символы страны»Лучший рисунок, посвящённый символам государства

Оформление стенда с символикой российской государства

Проведение открытого урока: «История Гимна России»Лучший рисунок, посвящённый символам государства.Оформление   уголка с фотографиями и описанием памятных мест своей малой Родины

Проведение открытого урока:« История Герба России»Выставка поделок, рисунков- символы Отчизны,- любимый город

Проведение открытого урока:«История Флага России»Выставка поделок, рисунков- символы Отчизны,- любимый город

Создание постоянно действующих выставок и передвижных экспозиций, посвященных истории государственных и военных символов России

Октябрь

Посвящение в 1-классники

Рассказ о члене своей семьи через семейную фотографию или какую-нибудь старинную вещь

«Осенняя ярмарка»Конкурс рисунков «Мой воскресный день».

«Осенняя ярмарка»Конкурс рисунков «Мой дом»

внеклассное мероприятие:

«От землянок до каменных домов.

Рождение города».

Организация постоянных экскурсий в Музей

Ноябрь

Выставка «История в рисунках»

Кл.час «День народного единства» (4 ноября)

Кл.час «День народного единства» (4 ноября)

Кл.час «День народного единства» (4 ноября)

Проведение культурно-краеведческих встреч

Декабрь

«Рождественские колядки»Беседа: «Моя малая Родина»

Игровая программа: «Братья славяне» Викторина: «Твои права»

Фольклорный праздник: «От былины до частушки»

«Мастерская Деда Мороза» — укрась свой класс сам.

«Рождественские колядки»Благотворительная акция:«Мастерская Деда Мороза» — новогодние игрушки для детской больницы

Январь

Кл.час «Я и моя семья», что значит быть хорошим сыном и дочерью»

Конкурс рефератов «Наши знаменитые земляки»

Беседа: «Традиции и современность»

Беседа: «Народная культура, как средство формирования межнациональных отношений»

Февраль

Спортивные состязания «Вперёд, мальчишки!»

Кл.час «День Защитника Отечества»

Уроки мужества:  «Имена, высеченные в камне»

Игровая программы ко Дню Защитника Отечества.

«Вперёд, мальчишки!»

Кл.час «Профессия – Родину защищать».

Уроки мужества: «Выдающиеся воины России»

Спортивные состязания «Вперёд, мальчишки!»

Кл.час «День юного пионера-героя»

Военно-историческая викторина «Когда пушки стреляют, то музы не молчат!»

Игровая программы ко Дню Защитника Отечества.

«Вперёд, мальчишки!»

Кл.час «День воина интернационалиста»

Викторина «Великие полководцы России»

Организация просмотра документальных и художественных фильмов военно-патриотической направленности

Март

«Масленица»

Выполнение проекта «Моя родословная».

«Масленица»

Выполнение проекта «Край, где я родился».

«Масленица»

Выполнение проекта «Мои предки».

«Масленица»

Выполнение проекта «Моя семья в ВОВ».

Апрель

Работы-выступления с рассказом «Моя семья».

Игровая программа: «Начало космической эры»

Конкурс чтецов «Песня в военной шинели»

Игровая программа: «Запуск первого спутника Земли»

Смотр строя и песни.

Организация книжной выставки «Отчизны верные сыны» о героях Великой Отечественной войны

Встреча  «Я  и  мои  права»

Смотр строя и песни.

Организация книжной выставки «Военная история России»

Май

Торжественная линейка “Памяти погибших в Великой Отечественной войне посвящается…”

«Земной  поклон  вам, ветераны» (встреча  с  ветеранами)

Выставка детского творчества

«Этих дней не смолкнет  слава!

Книжная выставка «Слава  тебе, победитель-солдат!»

«Весёлые старты»

«Дети рисуют войну» (конкурс рисунков)

Выставка детского творчества

«Этих дней не смолкнет  слава!

Книжная выставка «Чтоб не видел я войны,Дед мой спас Отчизну»

«Весёлые старты»

«Это страшное слово — ВОЙНА» (конкурс сочинений)

Выставка детского творчества

«Этих дней не смолкнет  слава!

Оформление стенда «Великая  Победа»

Военно-спортивная  игра  «Зарница»

Выставка детского творчества

«Этих дней не смолкнет  слава!

Оформление стенда «Великая  Победа»

Школьные краеведческие чтения

«Война в судьбе  моей семьи»

Акция «Ветеран живёт рядом» (Поздравление ветеранов ВОв)

Тематическое планирование.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Что мы знаем о своей стране?

Государственная символика России, Татарского района

Государственная символика России, Татарского района, НСО

Викторина «Символы страны»

2

Государственные символы страны

История гимна России

История Герба России

История флага России

3

Художественная мастерская



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст