Цель работы изучить вопросы связанные с возникновением государст

Происхождение государства и права

Содержание

TOC \o «1-1» \h \z \u HYPERLINK \l «_Toc334889695» Введение PAGEREF _Toc334889695 \h 3

Глава 1. Предпосылки возникновения государства и права……………..……….5

HYPERLINK \l «_Toc334889696» 1.1Предпосылки возникновения государства PAGEREF _Toc334889696 \h 5

1. HYPERLINK \l «_Toc334889697» 2Предпосылки возникновения права PAGEREF _Toc334889697 \h 8

Глава 2. Особенности теорий происхождения государства и права……………12

HYPERLINK \l «_Toc334889698» 2.1Основные теории происхождения права PAGEREF _Toc334889698 \h 13

HYPERLINK \l «_Toc334889699» 2.2Теория происхождения государства PAGEREF _Toc334889699 \h 15

HYPERLINK \l «_Toc334889700» Заключение PAGEREF _Toc334889700 \h 21

Список использованной литературы………………………………………………23

Введение

Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

Актуальность. Изучение данной темы позволяет глубже понять социальную природугосударства, его особенности и черты. Чем больше она изучается, тем больше становится раскол во мнениях. До сих пор нельзя установить как конкретно происходило образование государства – нельзя доказать или опровергнуть ту или иную теорию его происхождения и я уверен, что до тех пор, пока этого не будет сделано, этот вопрос будет оставаться актуальным.

Понятие государства является абстрактным, и чтобы характеризовать его необходимо выделить ряд признаков. Рассматривая различные определения, данные государству, можно заметить, что наиболее часто встречаются основные, необходимые для образования государства и характеризующие его, признаки: союз людей, территория, суверенитет и публичная политическая власть.

Цель работы – изучить вопросы связанные с возникновением государства и права.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:

— изучить предпосылки возникновения государства и права;

— рассмотреть основные теории возникновения госвдарства и права.

Объект исследования – понятия государство и право

Предмет исследования – происхождение государства и права.

Вопросами происхождения государства и права в отечественной и зарубежной юридической литературе традиционно уделялось и уделяется большое внимание. Об этом свидетельствуют, в частности, опубликованные на рубеже XIX — XX веков работы известных ученых — юристов, философов: Муромцева С. А. Определение и основное разделение права (М., 1879); Коркунова Н. М. Лекции по общей теории права (СПб. 1904); Трубецкого Е. Н. Энциклопедия права (М., 1906); Шершеневича Г. Ф. Общая теория права т. 1 — 4 (М., 1910 — 1912); Михайловского И. В. Очерки философии (Томск, 1914) и других.

О значительном внимании к вопросам теории государства и права в послереволюционный период свидетельствуют также многочисленные монографии по данной тематике, а, кроме того — учебники и учебные пособия. В числе последних — работы: Денисова А. И. Теория государства и права (М., 1948); Кареловой М. П., Кечекьяна С. Ф., Л.В. Петражицкого, Федосеева А. С. и Федькинаг. И. Теория государства и права; Мокичева К. А. Теория государства и права (М., 1971) и ряд других учебников и учебных пособий.

В данной работе использованы концепции трудов современных исследователей права, таких как Венгеров А. Б. Теория государства и права (М., 1999), Марченко М. Н. Теория государства и права, Лазарева В. В. Теория права и государства, Кошаниной Т. В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы, материалы периодической печати, опубликованные в журнале Основы государства и права, так и произведение классика марксизма — ленинизма Ф. Энгельса Происхождение семьи, частной собственности и государства.

Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Предпосылки возникновения государства и права

1.1 Предпосылки возникновения государства

Основными причинами появления государства были следующие:

— необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделения труда, изменением условий распределения общего продукта, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п.

— необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявилось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.

— необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен. Это обеспечивается, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того, чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося прав, в том числе и те, которые воспринимаются ими как не отвечающие их интересам, несправедливые.

— необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.

С возникновением государства появляется особая система органов и механизмов, осуществляющих функции государственной власти или организация публичной власти, — особая группа (слой) людей, (чиновники, бюрократы, управленцы, политическая элита и т.п.) призванные управлять всеми остальными и защищать интересы политической элиты, опираясь на специально созданные органы и учреждения, объединенные в единую иерархическую систему, позволяющую обеспечить нормальную жизнедеятельность общества.

В государстве существует право, закрепляющее определенную систему норм, установленных или санкционированных государством. Осуществляя правотворчество, государство делает решения элиты общеобязательными для населения всей страны. В государстве определена территория, на которую распространяется юрисдикция (от латинского jurisdictio — суд, судопроизводство) данного государства и в соответствии с этим — разделяется население по территориальному принципу. Это пространственная основа государства, которая включает в себя сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Людей в государстве объединяют уже не кровно родственные (племенные) связи, а общность территории, обозначенной государственной границей. На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и защищает ее от внешнего вторжения.

Для материального обеспечения и содержания органов управления и принуждения, создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, для выполнения других общественно-необходимых функций, например разрешение социальных противоречий между различными слоя общества государство взимает различного рода налоги, т.е. обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенный период времени. Более сложная структура взимания налогов и вся система налогообложения говорит об экономическом нездоровье государства, что может приводить к мощным социальным противоречием.

В государстве имеются специальные органы принуждения и подавления (армия и другие правоохранительные органы), основная цель которых состоит в обеспечении государственной безопасности, территориального единства и использовании их при возникновении внутренних социально-политических конфликтов, которые могут привести к потере власти правящей элиты.

Таким образом, государство — это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

Сущность государства проявляется в первую очередь в его функциях, то есть основных направлениях деятельности и в той роли, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и удовлетворении разнообразных интересов населения. Функции государства делятся на внутренние, связанные с деятельностью государства на территории своей страны (экономическая, политическая, социальная, правоохранительная, экологическая и другие) и внешние, проявляющиеся в различного рода взаимоотношениях с другими государствами (оборонительная, дипломатическая, внешнеэкономическая, культурного сотрудничества, сотрудничества в решении глобальных проблем современности и т.п.). И внутренние, и внешние функции вытекают из главных целей и задач государства, а поэтому тесно переплетаются и подкрепляют друг друга.

Определяя социальное назначения государства, следует обратить внимание на то, что является первичным, а что вторичным в его назначении: при решении общих дел, при разрешении социальных споров, при урегулировании внешних конфликтов и т.д., так все понятия государства в зависимости от средств выполнения своего социального назначения, а также от трактовки школ его происхождения можно объединить в две большие группы. Первая это, где государство выступает орудием господствующего класса для подавлении и принуждения всего остального населения проживающего на его территории, т.е. функция насилия первична. Вторая, определяет государство как средство для снятия (разрешения) социальных противоречий путем компромиссных решений, конечно принуждение характерно и для такого государства, но оно носит вторичный характер.

1.2 Предпосылки возникновения права

Периодизация формирования права, этапы в его становлении в разных юридических школах различаются. Соответственно, во взглядах на происхождение права представителей позитивизма, естественно-правых и социологических теорий имеются существенные различия. Мы укажем этапы в формировании права в связи с экономикой общества. Можно выделить три основные фазы в развитии права. Первая — фаза зарождения — относится по преимуществу к тем обществам, где происходит лишь становление производящих форм экономики. Вторая фаза знаменует оформление данного пласта регулятивной системы в некую систему правил (норм). Эта фаза увязывается с такими обществами, где налицо полная победа различных форм производящей экономики. И, наконец, третья фаза связана с письменной кодификацией права в ряде раннегосударственных образований.

Разделяя формирование права на некоторые условные этапы, можно выделить формирование права в первобытном обществе, присваивающей экономике, производящей экономике. Хотя основание — вид экономики, как и любое другое основание, является не абсолютным. В структуре регулятивной системы первобытного общества — социальных норм присваивающей экономики — можно выделить следующие элементы.

Содержание. Социальные нормы были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничное существование и воспроизводство конкретных общин в природной среде. Одним из важных факторов такого существования было закрепление за соответствующей группой, кланом той или иной территории. В социальных нормах закреплялась и выполнявшая функции экологического регулятора тотемная система. Социальные нормы регулировали брачно-семейные отношения.

Способы регулирования. Здесь можно выделить три основных способа: запреты, дозволения и (в зачаточной форме) позитивное обязывание.

Запреты существовали, главным образом, в виде табу, т.е. в виде подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные поступки. Дозволения (разрешения), определяя поведение человека, указывали, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора их плодов, выкапывания корней, на пользование той или иной территорией, источниками воды.

Запрещалось: нарушать разделение функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми; убийство; телесные повреждения; каннибализм; кровосмешение; колдовство и т.п.

Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения (например, лодок).

Формы выражения. Социальные нормы присваивающей экономики находили свое выражение в мифологических системах, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, в иных формах.

Мифологическая нормативная система — одна из древнейших и очень мощных форм социального регулирования. В единстве с обрядами, ритуалами мифы играли основную социально-нормативную и информационную роль: в них закреплялись способы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, обо всех географически значимых местах, о нормах семейно-брачных отношений, половые, пищевые и возрастные табу.

Санкции. Для присваивающих обществ было характерно добровольное выполнение правил поведения. Однако имели место и санкции: общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь и др. Правила (нормы) поведения в доклассовом догосударственном обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Они имеют характер «мононорм», т.е. единых, еще нерасчлененных специфических норм первобытного общества. Основой организации первобытного общества была община: род, племя, их объединения. Род — это объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда. Роды объединялись в племя, а иногда и в союз племен. Власть носила общественный характер и осуществлялась всеми взрослыми членами рода. Органами власти являлись родовые собрания, старейшины, вожди, военачальники.

Сформулируем существенные признаки права, позволяющие констатировать его появление и функционирование в обществе, производить выделение правовых норм из иных социальных норм. — Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда на общественные нужды, господство классов или социальных групп в обществе, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных, отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.

— Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых определенной логической структурой («если…, то…, иначе…»), установлением масштаба, меры поведения. Оно определяет границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного поведения.

Эти свойства регулятивной системы (дозволения, запреты, позитивное обязывание) зародились еще в обществах присваивающей экономики, но на этапе становления права они приобретают новое содержание, формы выражения, способы обеспечения.

— Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, т.е. наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий, (имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий), при их нарушении.

— Формальная определенность. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме — законы, прецеденты и т.д. Формальность права определяется порядком создания законов, их изменения, отмены, достигается особой языковой формой.

— Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры их создания, реализации, защиты. Процедурные правила, процессуальный порядок — характерные признаки права, определяющие связь с государственным аппаратом, прежде всего, со специальными органами: судом, полицией и т.п.

— Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы, как правило, не имеют конкретно определенного индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. Если какое-либо конкретное лицо оказывается в условиях, предусмотренных структурой соответствующей нормы, то оно и оказывается адресатом нормы. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

— Институционность. Появление права связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, которое осуществляют определенные органы государства, с признанием государством тех или иных самоорганизационно возникших правил поведения (обычаев).

— Объективность. Этот признак характеризуется появлением права на этапе перехода общества к производящей экономике как закономерный, естественный результат развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется обществу какой-то внешней силой. Оно, как и государство, является одним из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики, имея, таким образом, большую социальную ценность.

Глава 2. Основные теорий происхождения государства и права

2.1 Основные теории происхождения права

В теории права существует множество самых разнообразных подходов к проблеме происхождения права. Рассмотрим некоторые из них. Естественно-правовая теория. Сторонники этой теории убеждены, что, кроме устанавливаемого государством права, существуют и естественные права, присущие человеку от рождения. Их никто (ни общество, ни государство) человеку не дарует. Они являются условиями существования человека, его жизнедеятельности. В числе таких прав — право на жизнь, здоровье и другие неотчуждаемые права.

Следовательно, утверждала эта теория, естественные права — это высшие права по отношению к позитивному праву (законам, обычаям, прецедентам), это права, воплощающие в себе разум и вечную справедливость.

Теория естественного права, таким образом, снимала по существу проблему происхождения права, делая упор на изначальном присутствии у человека как социального существа определенной суммы прав. Она разрывала взаимосвязь между возникновением государства и права.

Теологическая теория происхождения права. В основу этой теории положен тезис о том, что существует высший божественный закон и естественное право, которые составляют основу действующего права.

В своем объяснении происхождения права эта теория опиралась на религиозные книги, прежде всего на Библию, где утверждалось, что основные законы (заповеди Моисея) были даны человечеству Богом. Вот как об этом, например, говорится в Библии: «Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его». Законы современного государства освещаются божественной силой и авторитетом. Историческая школа права сложилась в первой половине XIX века в Германии. В работах Савиньи, его сторонников основное внимание уделялось обычному праву, множеству локальных правовых систем тогдашней Европы.

Согласно взглядам сторонников исторической школы, право не создается законодателями, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа, примерно так же, как появляется язык. Ученые-правоведы должны уметь уловить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен его превратить в действующее законодательство. Право, по Савиньи, — продукт развития народного духа. Историческая школа права утверждала, что право — объективный результат исторического развития. Критики исторической школы видели ее недостаток в нечеткости понятия «народный дух».

Марксистская теория происхождения права основывается на материалистическом подходе к процессу происхождения права. Согласно этой теории, неразрывной является связь права с государством, с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием. Именно в рамках этой теории утверждалось, что право — ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права. Тем самым исключалась самоценность права как глубинного пласта регулятивной системы, обеспечивающей жизнедеятельность общества, насаждалась репрессивная, карательная, принудительная функция права («функция насилия»).

В марксистской теории утверждается, что классовый характер норм права, вытеснивших собой старые родовые обычаи, выражен ярко и открыто. С появлением частной собственности и образованием классов правила поведения стали отражать и закреплять общественное неравенство.

А с возникновением классового деления общества и образованием государства появились правила поведения, исполнение которых обеспечивалось всей силой государственного принуждения.

Все это, разумеется, имело место в реальности и может подтверждаться примерами из истории народов и государств. Но и преувеличение этих процессов, затушевывание иных, более глубинных и общих факторов правообразования, является искажением действительности, уходом от признания и объяснения общесоциальных закономерностей происхождения права. Достижениями марксистской теории происхождения права является проведение принципа историзма, подход к появлению права как социального института, рожденного потребностями материальной жизни общества, связь права с классовыми структурами и классовыми интересами, ряд других положений — все это, несомненно, является большим продвижением теоретико-правовой мысли.

2.2 Теория происхождения государства

Теологическая теория. Создатели данной теории полагали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смириться перед этой волей, подчиниться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми», «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т.е. богоподобен). В древнем Китае император именовался сыном неба. Христианство развивало эти положения следующим образом: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, — говорится в послании апостола Павла к римлянам, — ибо нет власти не от бога, существующие власти от Бога установлены».

Согласно теологической теории, творец всего сущего на Земле, в том числе и государства, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения необходимого правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный характер, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.

Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма, и сегодня она имеет своих сторонников.

У ее истоков стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.

В России эти идеи развивал теоретик народничества Н.К. Михайловский. Историк М.Н. Покровский считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Своеобразным отголоском данной теории является вера в хорошего царя, отца народа, вождя, суперличность, могущую решать все вопросы.

Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. Так, в Древней Греции появились взгляды, согласно которым государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Полное развитие эта теория получила в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, А. Радищева, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо. Сторонники данной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали поразному. Для Ж.-Ж. Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Т. Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Ж.-Ж.Руссо, — основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители — это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал Гегель (1770-1831 гг.) Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права лежит абсолютное духовное и разумное начало — «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»). Гегель доказывал несостоятельность основных положений договорной теории происхождения государства.

В своем произведении «Философия права» Гегель признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей воле. По его мнению, ошибка Руссо заключается в выводе общей воли из воли отдельных личностей, между тем: как воля государства есть нечто объективное, разумное начало, независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц.

Гегель полагал, что государство не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней — быть достойным членом государства.

Гегель отвергает народный суверенитет и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по Гегелю, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже, чего он сам хочет.

Таким образом, учение Гегеля было направлено против теории договорного происхождения права, естественных и неотчуждаемых прав человека. Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX — начале XX вв. Ее основоположники (Л. Гумпилович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.) опирались на известные исторические факты возникновения германских и венгерских государств. Мать государства, утверждают сторонники данной теории — война и завоевание. Так, Гумпилович писал: «История не предъявит нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». Гумпилович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.

К. Каутский утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания.

«Государство и классы, — писал он, — начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе все их земли и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати.

Ф. Энгельс критиковал эту теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное вооружение. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно, что насилие играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было причиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.

Марксистская теория происхождения государства наиболее полно отражена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы, классовым антагонизмом. Суть данной теории выражается словами: «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Заключение

Государство и право существовали не всегда, а появились на определенном этапе развития общества. Государственно-организованному обществу предшествовал первобытнообщинный строй, при котором орудия производства были несовершенны, а производительность труда низкая. Чтобы обеспечить свое существование люди должны были объединять средства производства и свой труд. В результате этого в основе жизни общества лежало общественная собственность на средства производства, а распределение продуктов труда осуществлялись на началах равенства. Жизнь этого общества на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного самоуправления, которое соответствовало уровню его экономического, социального, интеллектуального, культурного и духовного развития и зрелости самого человека.

Далее, в процессе долгого, неуклонного развития производительных сил, постепенно создаются предпосылки его разложения. Первостепенную роль в развитии экономики и в переходе к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда. Причинами, которые вызвали учреждение государства, являлось разложение первобытного строя, совершенствование экономики связанное с ростом производительности труда, и появление избыточного продукта, а также изменение в нормативном регулировании.

Ведь право, как особая система юридических норм и связанных с ним правовых отношений возникло в истории общества в силу тех же причин, что и государство. Вообще, из выше изложенного понятно, что право, как явление общественной жизни, как мерило свободы и справедливости в человеческих взаимоотношениях, сформулировалось раньше, чем государство. С его возникновением, оно приобретает лишь новое качество. Оно становится правом, охраняемым государством, его принудительной силой.

Право не теряет при этом своих объективных признаков, как регулятора общественных отношений, но приобретает новые свойства, порождаемые его неразрывной связью с государством.

Рассматривая тему происхождение государства в общем и целом, можнозадуматься и над таким вопросом: — а была ли неизбежность возникновениягосударства? Ответ на этот вопрос однозначен – да, его зарождение былорезультатом исторического развития общества. При появлении частнойсобственности и развитии экономических отношений появляются ипротивоборствующие классы, а, следовательно, появляется необходимость впубличной – государственной власти, способной регулировать общественныеотношения. С появлением такой власти и других условий, которыерассматривались выше, неизбежно образуется государство.

Список использованной литературы

К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные сочинения в 9 томах. – М., 1985, т.2, с. – 16.

Спиридонов Л. И., Теория государства и права: Конспект курса. СПб., 1994., с.3

Московский юридический институт, Теория государства и права//выпуск 1. – М., 1993, с. – 48.

Теория государства и права. Курс лекций / Под редакцией Н.И. Матузова и А. В. Малько. – М.: Юристъ, 1999., с. – 30.

Личный конспект ТГП. Плеханов Г.В., Избранные философские произведения в 5 томах, т. 2, с. – 208.

Теория права и государства: Учебник / Под ред. проф. В. В. Лазарева. – М.: Право и закон, 1996, с. – 40.

Теория права и государства: Учебник / Под ред. проф. В. В. Лазарева. – М.: Право и закон, 1996, с. – 43.

Политология: Энциклопедический словарь / Общ. Ред. и сост.: Ю.И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. комерч. ун-та. 1993, с. – 65.

Спиридонов Л. И., Теория государства и права: Конспект курса. СПб., 1994., с. – 4.

Теория государства и права. Курс лекций / Под редакцией Н.И. Матузова и А. В. Малько. – М.: Юристъ, 1999., с. – 52.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права: хрестоматия. – М., 1998, с. – 119.

Теория государства и права. Курс лекций / Под редакцией Н.И. Матузова и А. В. Малько. – М.: Юристъ, 1999., – С. 30

Теория права и государства: Учебник / Под ред. проф. В. В. Лазарева. – М.: Право и закон, 1996, — С. 43

1Теория государства и права. Курс лекций / Под редакцией Н.И. Матузова и А. В. Малько. – М.: Юристъ, 1999., с. – 30.

2Личный конспект ТГП. Плеханов Г.В., Избранные философские произведения в 5 томах, т. 2, с. – 208.

5Теория государства и права. Курс лекций / Под редакцией Н.И. Матузова и А. В. Малько. – М.: Юристъ, 1999., – С. 52

Теория государства и права. Курс лекций / Под редакцией Н.И. Матузова и А. В. Малько. – М.: Юристъ, 1999., – С. 30

Политология: Энциклопедический словарь / Общ. Ред. и сост.: Ю.И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. комерч. ун-та. 1993, – С. 65

8Спиридонов Л. И., Теория государства и права: Конспект курса. СПб., 1994., — С.3

Теория государства и права.- Учебник / Под ред. проф. В. В. Лазарева. – М.: Право и закон, 1996, – С. 40

PAGE \* MERGEFORMAT2