Цель программы подготовить слушателей к созданию и эффективном

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт инженерной педагогики

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по УР

______________И.Е. Никулина

“____”___________ 2009 г.

ПРОГРАММА

курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава

по приоритетному направлению «Современные технологии в образовании.

Электронные учебные издания:

создание и использование в учебном процессе»

(в рамках приказа МОиН от 01.12.2008г. № 1780)

ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ

Виды занятий

Количество

учебных часов

Лекции

24

Практические занятия

40

Индивидуальные занятия с преподавателем

8

ВСЕГО:

72

Итоговая аттестация

2

г. Томск

2009 г.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Цель программы: подготовить слушателей к созданию и эффективному использованию электронных учебных изданий в образовательном процессе вуза.

Слушатель будет знать:

требования к структуре и содержанию учебников нового поколения;

перспективы развития электронных учебных изданий;

роль электронных учебных пособий в структуре учебно-методического комплекса дисциплины;

современные требования, предъявляемые к электронным изданиям, используемым в образовательном процессе;

технологию подготовки электронных учебников и учебных пособий;

правила дизайн – проектирования пользовательских интерфейсов;

современные требования к электронным учебникам и пособиям их структуру, основные характеристики;

методы парирования невербальных компонент личного общения в e-Learning;

методики подготовки и технологии использования лекций-презентаций;

Слушатель будет уметь

оценивать и корректировать дидактический аппарат учебника;

проводить анализ и оценку функциональных качеств электронных учебных изданий;

разрабатывать материалы для блока закрепления и самоконтроля;

модульное построение электронных учебников и учебных пособий по дисциплине;

создавать электронные тексты с гиперссылками, графикой, видео- и аудио фрагментами;

реализовать приёмы проектирования пользовательских интерфейсов.

2.1. ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН И РАЗДЕЛЫ (НАИМЕНОВАНИЯ ТЕМ).

Содержание программы

Программа включает следующие проблемно- ориентированные модули:

Психолого — педагогические особенности учебников развивающего типа.

Дидактические функции и оценка качества вузовского учебника.

Лингвистическая поддержка содержания учебника.

Контролирующие дидактические материалы учебного издания.

Этапы разработки электронных учебных пособий.

Электронные учебные издания в образовательном процессе

Эргономика электронных учебных пособий.

Инновационные средства обучения.

2.1.1. Психолого — педагогические особенности учебников развивающего типа.

Особенности механизма чтения и восприятия печатного текста.

Особенности построения учебного текста.

Уровни понимания учебного текста. Характеристика контекста как фактора, влияющего на понимание.

2.1.2. Дидактические функции и оценка качества вузовского учебника.

Дидактические принципы представления знания в учебниках. Требования к структуре и содержанию учебников нового поколения. Структура произведения учебного издания. Модели введения, основной части и заключения.

Параметры и критерии оценки учебных книг. Оценка полноты дидактического аппарата учебника по дисциплине. Структура рецензии на учебник.

2.1.3. Лингвистическая поддержка содержания учебника.

Смысловая структура учебника. Функционально-смысловая специфика повествования, описания и рассуждения как типов речи, организующих текст научной книги. Принципы выделения основных типов речи в учебном тексте. Приемы и языковые средства организации учебных текстов различных типов.

2.1.4. Контролирующие дидактические материалы учебного издания. Подходы в интерпретации контроля. Этапы учебного процесса и виды контроля. Особенности контрольных заданий для разных целей контроля. Формы и методы контроля. Виды заданий. Тенденции в изменении системы контроля.

Принципы теории учебных заданий. Классификация учебных заданий. Рекомендации по разработке заданий различных форм. Особенности конструирования заданий в тестовой форме. Использование систем заданий в тестовой форме для контроля. Компьютерное тестирование.

Особенности конструирования заданий для компьютерного тестирования. Адаптивное тестирование.

2.1.5. Этапы разработки электронных учебных пособий.

Понятие учебно-методического комплекса дисциплины. Назначение и состав основных видов электронных учебных пособий: конспект лекций, электронный справочник, компьютерные модели, тренажеры, электронный лабораторный практикум, компьютерная тестирующая система. Особенности и структура электронного учебно-методического комплекса.

Разработка технологического сценария: структурирование электронного текста, подготовка мультимедиа приложений, подготовка тренажерно-тестирующего комплекса, разработка технологических решений.

2.1.6. Электронные учебные издания в образовательном процессе.

Возможности эффективного использования электронных учебных изданий в образовательном процессе.

История развития языка гипертекстовой разметки HTML.

Дизайн пользовательских интерфейсов электронных учебников. Выбор интерфейса: удобство пользования, цвет, тексты, графические элементы, навигация. Формирование электронного текста, создание таблиц, списков, гипертекстовых ссылок. Динамические иллюстрации. Представление учебного пособия для издания.

2.1.7. Эргономика электронных учебных пособий.

Пути повышения эффективности образовательного процесса. Методы улучшения освоения учебного материала. Структурирование содержания учебной дисциплины: общие требования к текстовому материалу, структурные элементы текста, выделение терминов, понятий, ключевых слов с точки зрения эргономики.

2.1.8. Инновационные средства обучения.

Современные тенденции в развитии e-Learning. Формирование информационно образовательной среды. Электронные учебные комплексы: состав, структура, назначение.

Вариативное использование в очном, заочном и дистанционном обучении. Электронный конспект лекций: принципы конструирования и применения. Основы восприятия экранной информации. Роль мультимедийности и интерактивности электронных учебных форм. Анимация, “живые графики”, видеофрагменты. Компьютерные электронные практикумы: назначение, преимущества и ограничения виртуальных работ, средства создания.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ

Темы

Количество часов

2.1.1.

8

2.1.2.

12

2.1.3.

6

2.1.4.

6

2.1.5.

4

2.1.6.

18

2.1.7.

4

2.1.8.

6

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Темы практических занятий

Кол- во

часов

Индивидуально-возрастные особенности мышления читателя. Особенности памяти. Деление чтецов на группы по индивидуальным параметрам.

2

Корректировка авторских текстов в соответствии с приобретёнными компетенциями. Проблема и уровни понимания учебного текста.

2

Анализ структуры и содержания учебника (учебного пособия). Анализ введения, основной части и заключения. Подготовка рецензии на учебник.

4

Разработка структуры и элементов дидактического аппарата модуля учебного издания: блока ориентировки и актуализации, блока организации познавательной деятельности.

2

Экспертная оценка электронных изданий. Анализ модулей электронных изданий слушателей. Достоинства и недостатки применения электронных изданий в учебном процессе.

2

Смысловая структура учебной книги. Лингвистическое выражение этапов формирования знания в учебно-научном тексте.

2

Речевые клише, оформляющие текст учебной книги.

2

Разработка заданий с выбором правильного ответа, на установление соответствия и правильной последовательности.

2

Разработка заданий с кратким ответом. Критерии и правила оценивания.

2

Введение в язык гипертекстовой разметки HTML.Об истории развития языка гипертекстовой разметки HTML. Принципы создания Web-страниц. Общая структура документа. Анализ функциональной структуры электронных учебных изданий, достоинства и недостатки применительно к учебному процессу.

2

Подготовка таблиц для размещения их в электронном издании. О роли таблиц в электронных учебных изданиях. Создание таблиц. Задание параметров таблиц. Форматирование строк и ячеек. Цвет в таблицах. Группирование строк и столбцов в таблицах. Компоновка таблиц и текста.

2

Графика и мультимедиа в электронных изданиях. Общие сведения о графике. Метод вставки графических, видео–, аудио- и мультимедийных материалов в текст. Расположение графические и мультимедийные конструкции в текст.

2

Представления электронного учебного пособия во фреймах. Возможности, создание и настройка фреймов. Ссылки и навигация в фреймах. Специальные и целевые фреймы. Освоить технологию оформления страницы с помощью фреймов.

4

Гиперссылки и их роль в электронных изданиях. Ссылки и закладки. Принципы создания ссылок. Подключение ЭУИ к Internet. Создание ссылок во внешних и внутренних носителях.

4

Дизайн и структура электронных изданий. Компоновка файлов. Создание меню и расположения там модуля электронного учебного издания.

2

Освоение основных приемов разработки электронной презентации. Импорт текстовых документов, рисунков, видеофайлов, экранных изображений. Работа со шрифтами. Создание анимационных изображений средствами Power Point.

4

2.4 ТЕМАТИКА И ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Консультации по вопросам создания и эффективному использованию электронных учебных изданий.

2.5.ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ РАБОТ

Выпускная аттестационная работа должна отражать готовность слушателей к созданию и использованию электронных учебных изданий в образовательных процессах, работа формируется на основе комплекса заданий по основным модулям программы.

Перечень заданий по модулям программы.

Задание 1.

Оцените особенности жанровой и формальной рубрикации учебника.

Проанализируйте содержание и структуру «Введения».

Оцените полноту дидактического аппарата модуля.

Разработайте структуру блока ориентировки и актуализации.

Задание 2. Разработайте задания с выбором правильного ответа, на установление соответствия, правильной последовательности и задания с кратким ответом.

Установите критерии и правила оценивания тестовых заданий.

Задание 3. Проанализируйте и оцените функциональные особенности электронных учебников различных типов. Оцените целесообразность разработки электронных учебных изданий по обеспечиваемой дисциплине.

Разработайте модуль электронного учебного издания по дисциплине: используя приемы форматирования текста, вставку таблиц, создание гиперссылок между файлами, интерфейс электронного издания

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

3.1. Основная литература.

Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров. – М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2002. – 352 с.

Буга П. Г. Вузовский учебник: Создание, выпуск, распространение. — М.: Изд. Книга, 1987. – 158 с.

Гречихин А. А., Древс Ю. Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация: Учебно-методическое пособие в помощь автору и редактору. – М.: Логос, Московский государственный университет печати, 2000. — 255 с.

Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: Учеб. пособие. – М.: Академический проспект, 2004. – 432 с.

Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебники для вузов. — СПб.: Питер, 2001. – 244 с.

Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. – 437 с.

Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М: Арена, 2002.

Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. –М., 2001.

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. Изд-ие 8-ое – СПб., 2004.

Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 432 с.

Зимина О.В., Кириллов А.И. Печатные и электронные учебники в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М.: Изд-во МЭИ, 2003.

Вуль В.А. Электронный учебник и самостоятельная работа студентов // Учебные и справочные электронные издания: опыт и проблемы. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2001.

Томасов В.С., Денисов К.М., Усольцев А.А. Разработка и использование электронных учебно-методических пособий при выполнении комплексных лабораторных работ // Учебные и справочные электронные издания: опыт и проблемы. Материалы научно-практической конференции. – СПб: Издательство «Петербургский институт печати», 2001.

Цевенков Ю.М. , Семенова Е.Ю. Информация образования США –М., НИИ ВО, 1990.Вып.№8. –80 с.

Ретинская И.В., Шугрина М.В. Основные типы компьютерных учебных программ. // Сб. МГУЛ, 1994.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст