Цель программы обучение работников и учащихся правилам поведения

Согласовано:

Зам. начальника ОНД по Курагинскому району ГУ МЧС России по Курагинскому району майор внутренней службы ___________ А.В.Ивлева

«___» ____________2012г.

Утверждаю:

Директор

МКОУ Новопокровской НОШ № 33

____________________В.Н.Колихова

ПРОГРАММА обучения правилам пожарной безопасности

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новопокровская общеобразовательная начальная школа № 33

Пояснительная записка

Содержание и порядок обучения учащихся и работников образовательного учреждения (далее – ОУ) пожарной безопасности, план внешкольных мероприятий по пожарной тематике на учебный год устанавливаются руководителем ОУ. Занятия проводятся с учетом возраста обучающихся в виде бесед по предупреждению пожаров в школе и дома.

Цель программы – обучение работников и учащихся правилам поведения в случае возникновения пожара, формирование у них умений и навыков по применению первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи пострадавшим.

Нормативные документы

Приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»» (в ред. приказа МЧС России от 27.01.2009 № 35)

Содержание программы для работников ОУ

№ п/п

Наименования основных тем вводного противопожарного инструктажа

Часы

1

Общие сведения о специфике и особенностях ОУ по условиям пожаро — и взрывоопасности.

1 ч.

2

Обязанности и ответственность работников за соблюдение требований пожарной безопасности.

1 ч.

3

Ознакомление с противопожарным режимом в организации.

1 ч.

4

Ознакомление с приказами по соблюдению противопожарного режима; с инструкциями по пожарной безопасности; основными причинами пожаров, которые могут быть или были на рабочем месте.

1 ч.

5

Общие меры по пожарной профилактике и тушению пожара: а) для руководителей структурных подразделений (зарядки огнетушителей, автоматических средств пожаротушения и сигнализации, ознакомление с программой первичного инструктажа персонала, обеспечение личной и коллективной безопасности и др.);

б) для рабочих (действия при загорании или пожаре, сообщение о пожаре в пожарную часть, непосредственному руководителю, приемы и средства тушения загорания или пожара, средства и меры личной и коллективной безопасности).

1 ч.

№ п/п

Тема занятий первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте

Часы

1

Ознакомление по плану эвакуации с местами расположения первичных средств пожаротушения,пожарного водоёма, запасов воды и песка, эвакуационных путей и выходов (с обходом соответствующих помещений и территорий).

1 ч.

2

Условия возникновения горения и пожара (на рабочем месте, в организации).

1ч.

3

Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

1ч.

4

Виды огнетушителей и их применение в зависимости от класса пожара (вида горючего вещества, особенностей оборудования).

1ч.

5

Требования при тушении электроустановок и производственного оборудования.

1ч.

6

Поведение и действия инструктируемого при загорании и в условиях пожара, а также при сильном задымлении на путях эвакуации.

1ч.

7

Способы сообщения о пожаре.

1ч.

8

Меры личной безопасности при возникновении пожара.

1ч.

Пожарно-технический минимум для руководителей и ответственных за пожарную безопасность ОУ

N   темы

Наименования тем                       

Часы 

1  

Основные нормативные документы, регламентирующие требования    пожарной безопасности                                         

1  

2  

Организационные мероприятия по обеспечению пожарной            безопасности общеобразовательных школ 

2  

3  

Обучение учащихся                начальных классов основам пожаробезопасного      поведения                                                     

6  

4  

Меры пожарной безопасности в          общеобразовательных школах                                    

2  

5  

Средства тушения пожаров и правила их применения для тушения   пожаров, действия при пожаре и вызов пожарной охраны          

1  

 

Практические занятия                                          

3  

Зачет                                                         

1  

 Итого:                                                                 16 часов  

Тема 1.

Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03. Инструкции по пожарной безопасности. Права, обязанности, ответственность руководителей организации за соблюдением правил пожарной безопасности.

  Тема 2.

  Консультант Плюс: примечание.

Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541 введены в действие Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений.

  Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности дошкольных учреждений и общеобразовательных школ.

Краткий анализ пожаров и загораний, произошедших в школах. Примеры наиболее характерных пожаров. Задачи лиц, ответственных за пожарную безопасность, вытекающие из требований Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03.

  Тема 3.

Обучение учащихся начальных классов основам пожаробезопасного поведения

Методические рекомендации по обучению детей младшего школьного возраста основам правил пожаробезопасного поведения. Проведение уроков в общеобразовательных школах в рамках дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Дидактический материал по обучению мерам и правилам пожарной безопасности. Организация уголка пожарной безопасности. Практические занятия по поведению учащихся при возникновении пожара.  

Тема 4.

Меры пожарной безопасности в ОУ.

Краткий анализ основных причин пожаров и загораний. Меры пожарной безопасности при: эксплуатации электрических сетей, электрооборудования и электронагревательных приборов. Короткое замыкание, перегрузка, переходное сопротивление, искрение, их сущность, причины возникновения и способы предотвращения; хранения и обращения с огнеопасными жидкостями. Основные факторы, определяющие пожарную опасность легковоспламеняющихся и горючих жидкостей: температура вспышки, самовоспламенение и воспламенение. Понятие о взрыве. Требования к местам хранения ЛВЖ и ГЖ. Противопожарный режим при приеме, выдаче и использовании огнеопасных жидкостей. Противопожарный режим в зданиях, на территориях, в лесу. Содержание эвакуационных путей, порядок установки на окнах металлических решеток и жалюзей; расположение парт, столов, стульев в классах. Содержание входов, выходов, холлов. Разработка планов эвакуации. Инструктаж обслуживающего персонала. Содержание и эксплуатация местных приборов отопления, кухонных очагов и водонагревателей.

Назначение дежурных и сторожей в ОУ. Обязанности дежурных и сторожей по соблюдению пожарной безопасности и в случае возникновения пожара. Их инструктаж. Требования пожарной безопасности при устройстве новогодних елок, организации кинопросмотров, вечеров. Требования к помещениям с массовым пребыванием людей. Ответственность за проведение массовых мероприятий, назначение и обязанности дежурных, правила установки и крепления елок.  

Тема 5.

Средства тушения пожаров и правила их применения для тушения пожаров, действия при пожаре и вызов пожарной охраны

Назначение ручных огнетушителей. Понятие об устройстве и принципе действия углекислотных и порошковых огнетушителей. Правила их эксплуатации и использования для тушения пожаров.

Назначение подсобных средств для тушения пожара (песок, различные покрывала, ведра с водой и бочки, пожарный инвентарь), внутренних пожарных кранов. Правила их эксплуатации.

Нормы обеспечения школы средствами пожаротушения.

Действия обслуживающего персонала, учащихся школы при возникновении пожара. Организация и порядок эвакуации детей и имущества из помещений при пожаре.

  Тема 6.

Практические занятия

Тренировка проведения эвакуации при различных сценариях развития пожара. Проверка действий учащихся общеобразовательных учреждений при возникновении пожара. Работа с огнетушителем.

Зачет: Проверка знаний пожарно-технического минимума.

_ Практические занятия и тренировки по эвакуации в случае пожара в ОУ позволяют:

Систематизировать знания учащихся и работников ОУ о правилах поведения в случае возникновения пожара;

Отработать до автоматизма действия при эвакуации;

Развить психологическую способность к быстрой внутренней мобилизации в условиях чрезвычайной ситуации;

Оценить эффективность использования сил и средств для ликвидации пожара;

Проверить работу системы противопожарной защиты ОУ.

Подобные мероприятия должны проводиться в ОУ не реже одного раза в полугодие с участием всех работников и учащихся.

Обучение мерам пожарной безопасности учащихся ОУ

Младший школьный возраст (7-10 лет)

В этом возрасте мотивами поджогов могут быть игра со спичками и любопытство. Занятия по пожарной безопасности проводятся в виде бесед, с использованием наглядных пособий (плакатов, картинок). В младшем школьном возрасте усвоение нового тесно связано со значимостью учебной деятельности, а также с ростом познавательных интересов. Важно так формировать учебную деятельность ребёнка, чтобы она приучала его контролировать себя (своё знание, своё умение), оценивать собственные достижения. Так, например, если дома ребеёнку разрешают разогревать себе обед, он должен усвоить, как правильно зажигать газовую плиту, знать, что нельзя оставлять зажжённую плиту без присмотра, и проверять, не забыл ли её выключить.

В процессе учёбы для ребенка должно быть значимо, интересно познание нового. Обучение наиболее успешно тогда, когда в нём учитываются направленность и тип мотивации, характерные для детей определенной возрастной или индивидуально-типологической группы. Усвоение одного и того же материала происходит по-разному, а следовательно, требует и разных педагогических условий в зависимости от уровня развития ребенка, его положения в семье, места проживания. Например, в сельской школе детям можно рассказать об опасности пользоваться спичками для освещения сарая с сеном, в то время как для городских школьников эта проблема будет не столь уж актуальна. Одним детям приходится, пока родители на работе, самим разогревать еду, другим же это делают бабушки или неработающие мамы и т.д. И то, что для одних является уже давно знакомым, для других полно новизны. В процессе усвоения ребёнок проявляется как личность с присущими ей особенностями направленности, сознания и деятельности. Развитие основных сторон личности ребенка обусловливает изменение механизмов усвоения, что должно отражаться в методах обучения.

Общая закономерность развития познания младших школьников состоит в том, что оно формируется на основе деятельности субъекта. Важно, что эта деятельность может строиться с помощью и под руководством взрослого. Помимо общих закономерностей развития детей в процессе обучения важно учитывать и конкретные педагогические условия, специфические для разных сторон развития психики ребёнка. Если у одних учеников огонь вызывает страх, то у других – интерес к нестандартной ситуации. Обучаясь, дети не повторяют путь, пройденный человечеством и наукой в целом. Знания и способы действия не открываются детям заново, а передаются извне и усваиваются. Наиболее эффективный метод передачи нового содержания такой, при котором данное содержание специально выделяется для ребёнка. Оно усваивается в обобщенно-абстрактной форме, а затем применяется в конкретных условиях. Например, после объяснения, что спички опасны, можно рассказать о пожарах, возникших из-за детской шалости с этими безобидными на первый взгляд палочками. Этот путь обучения особенно важен при усвоении такого содержания, которого непосредственно «не видно» в конкретных предметах: пожары от привычных бытовых вещей – утюг, плита, обогреватель и т.д.

Ещё до школы ребенок привыкает к мысли о необходимости получения знаний, требующихся в будущем. При этом он не представляет их конкретного состава. Он тянется к знаниям вообще, к знаниям, как таковым, имеющим общественную значимость и ценность. В этом-то и проявляется у ребенка любознательность, неодолимый интерес к окружающему. И очень важно, чтобы в это время, наряду с другими предметами, учителя не забывали о занятиях по пожарной безопасности. Ведь те азы, которые впитают младшие школьники, останутся у них на всю жизнь, изменяясь и совершенствуясь. В первое время школьник ещё не знаком по-настоящему с содержанием конкретных учебных предметов. У него нет познавательных интересов к самому учебному материалу. Они формируются лишь по мере углубления. Его учебная работа опирается при этом на интерес к знанию вообще. Интуитивное принятие ребёнком ценности знания необходимо поддержать и развивать с начала школьного обучения, но уже путем демонстрации неожиданных, заманчивых и интересных проявлений самого предмета. А ведь огонь всегда привлекал детей любого возраста: маленьких – спички, подростков – костры, старшеклассников – различные опыты. Тем более, что раздел «Пожарная безопасность» неразрывно переплетается и с другими предметами (химия, физика), и с бытом, и с отдыхом. Это позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности. Таким образом, для первого этапа школьной жизни характерно, что ребёнок начинает интересоваться содержанием предметов. За этот период с младшими школьниками целесообразно рассмотреть темы:

Огонь – друг и враг человека;

Опасность шалости с огнём;

Спичка – не для игры;

Безопасный газ;

Электричество в доме;

Что делать при пожаре;

Отчего возникают пожары и их предупреждение;

Труд пожарных.

При преподавании раздела «Пожарная безопасность» учитель, предъявляя одинаковые требования ко всем детям, должен изучить индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволит понять их внутренний мир. Лишь на основе такого специального изучения детей можно выбирать конкретный способ воздействия на них, цель которого состоит в воспитании у детей серьезного отношения к проблеме пожаров, а значит, и в обеспечении их личной безопасности. Для этого необходимо, чтобы детям было интересно на проводимых занятиях. Учитывая, что процесс обучения в младших классах обычно строится так, чтобы дети получали те или иные готовые знания, которые необходимо запомнить и применять в нужных ситуациях, у ребёнка часто гаснет тяга к предмету. Наиболее верный способ предупредить «насыщение» предметом состоит в том, чтобы дети получали на уроках достаточно сложные учебно-познавательные задачи, сталкивались с проблемными ситуациями, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями о пожарной безопасности, знания, умения и навыков которые усваиваются в общении с учителями, родителями, сверстниками, в играх, при чтении книг. Для проведения занятий можно использовать детскую литературу:

С.Маршак «Пожар«, «Кошкин дом«, «Рассказ о неизвестном герое«;

Т.Юрмин «Кто плохой?«;

В.Ровицкий «Друзья в твоём доме«;

И.Демьянов «Коробок – чёрный бок«;

К.Паустовский «Барсучий нос«;

Е.Хоринская «Спичка-невеличка«;

С.Михалков «Дядя Стёпа«;

Л.Толстой «Пожарные собаки«.

Кроме того, необходим показ имеющихся кино-, диа-, видеофильмов пожарной тематики для данного возраста. Обязательно проведение викторин, конкурсов, КВНов, игр типа «Поле чудес», игровых ситуаций типа «Включил электроприбор или газ, ушёл гулять. Пожар. Что делать?», спортивных соревнований – «Чья пожарная машина быстрее доедет до пожара?» и т.д.

К завершению периода начального обучения учащийся должен знать:

существование явления «пожар», его опасность и последствия;

источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;

наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними;

элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т.п.).

Учащийся должен уметь:

грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления;

сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания;

спасать (выводить) из горящего или задымленного помещения младших;

тушить костёр, выключать электроприборы.