Цель проекта изучение принципов разработки рабочей программы по

Цель проекта: изучение принципов разработки рабочей программы по предмету «Музыка».

Задачи: на основе анализа программы авторов (Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской) изучить ее содержание; продемонстрировать понимание структуры и принципов программы, умение составлять календарно-тематическое планирование; освоить базовые категории и понятия ФГОС в русле деятельностно-компетентностного подхода.

Введение

В связи с принятием ФГОС появилась необходимость освоения его базовых категорий и понятий, которые составляют «фундаментальное ядро содержания образования». В него включены:

базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;

основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;

универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия .

Базовые национальные ценности усваиваются школьниками в процессе изучения содержания народного и профессионального музыкального искусства прошлого и настоящего времени.

Основные элементы научного знания представлены на музыкальных занятиях опорой на интонационную теорию музыки, теории музыкальных жанров и стилей, деятельностный подход к освоению ключевых понятий музыки, развитие музыкальных способностей школьников на основе использования разнообразных видов музыкально-практической и творческой деятельности (включая проектно-исследовательскую), идеи развития ассоциативно-образного мышления учащихся, на музыкально-педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского.

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании. Необходимо учитывать тот факт, что в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, то есть умения учиться, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) выступают инвариантной (обязательной) основой образовательного и воспитательного процесса в области музыкального образования и воспитания.

РАЗДЕЛ 1. Стратегия организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности в содержании ФГОС.

ФГОС второго поколения направлены на личностное, познавательное, коммуникативное, социальное развитие учащихся.

Новые стандарты ориентированы на становление у школьников, начиная с начальной школы, «умения учиться», что определенным образом оказывает влияние на выбор технологий, форм и методов музыкального обучения, планируемые результаты музыкально-практической деятельности учащихся.

Личностное развитие учащихся обеспечивается реализацией цели музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Именно такая целевая установка наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Слова известного отечественного педагога-исследователя В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека», которые стали эпиграфом музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, служат ориентиром для педагогов-музыкантов в деле развития личностных ориентиров школьников. Духовно-нравственная, эстетическая, этическая проблематика уроков музыки, музыкальных занятий в системе дополнительного образования направлена на расширение представлений школьников о духовном опыте человечества, запечатленном в музыкальных образах, на осознание вечных тем искусства и жизни: добро и зло, любовь и ненависть, война и мир, жизнь и смерть, дружба и предательство, отношение к Родине, семье, к окружающим людям.

Личностными результатами изучения музыки являются: развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству; реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Коммуникативное развитие учащихся в процессе обучения музыке реализуется на основе виртуального (воображаемого) диалога с композиторами (известными и безымянными), исполнителями, слушателями музыкальных сочинений разных эпох, стилей, национальных школ, художественных направлений, общения со сверстниками, учителем при осознании содержания музыкальных образов, в процессе музыкально-творческой деятельности. В учебно-воспитательном процессе на музыкальных занятиях активно используются такие формы общения как диалог, коллективное обсуждение (размышление о музыке), дискуссия. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и учащимися.

Реализация идеи диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой своей страны, региона, которая рассматривается в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребенка, его гражданскую идентичность, интерес и уважение к культуре других народов мира.

Познавательному развитию обучаемых способствует такая деятельность, которая направлена на формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и музыкальным занятиям, позитивного эмоционального отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности: пение, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, импровизации, инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства, драматизация фрагментов сценических музыкальных жанров (опера, балет, мюзикл, рок-опера).

Познавательные интересы учащихся находят свое выражение в творческих проявлениях – размышлениях о музыке (оригинальность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных опытах (сочинение стихов, рисунки и поделки на темы полюбившихся сочинений), поисках ассоциативно-образного ряда к музыке (литература, изобразительное искусство, кино, театр), самостоятельной индивидуальной и коллективной проектно-исследовательской деятельности.

Социальное развитие учащихся на музыкальных занятиях направлено на понимание роли музыки в жизни современного человека. Социализация личности средствами музыки позволяет ребенку познавать разнообразные явления окружающей действительности (отношения человека к Родине, природе, к людям, их обычаям и традициям, религиозным воззрениям, идеологическим, мировоззренческим, эстетическим, моральным установкам), изучать и присваивать духовный опыт предшествующих поколений, адаптироваться к условиям повседневной жизни, находить в музыке «подпору и утешение» (П. Чайковский), приобретать душевное равновесие и психологический комфорт при преодолении стрессовых ситуаций, активизировать внутренние резервы личности в процессе преодоления жизненных трудностей («Иду сказать людям, что они сильны и могучи!» А. Скрябин; «Музыка должна высекать огонь из мужественной души» Л. Бетховен), укреплять «иммунитет против пошлости» (Д. Кабалевский), осознавать арттерапевтический эффект влияния музыки на организм человека, вести поиск ответов на вопросы: что есть Истина, Добро, Красота.

Ориентация на знакомство с образцами русского музыкального фольклора, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, природе, труду, изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций способствует формированию основ гражданской идентичности, осознанию своей этнической и национальной принадлежности.

Системный подход ФГОС начального и основного общего образования базируется на основных положениях музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского:

увлеченность музыкой, интерес к музыкальным занятиям;

связь музыки с окружающей ребенка жизнью;

опора содержания музыкального образования на закономерности музыкального искусства: жанры (простые – песня, танец, марш, сложные – опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл и др.); стили (исторический, эпохальный, национальный, индивидуальный); триединство деятельности композитора, исполнителя, слушателя, постижение смысла содержания музыки через разнообразие музыкальных (художественных) образов; освоение музыкальной речи и музыкального языка на основе интонационно-образной и жанрово-стилевой природы музыки; освоение приемов развития музыки (повтор, контраст, вариативность); интеграция музыки с другими видами искусства; эстетические основания музыкального искусства (преобразующая сила музыки); современное музыкальное искусство (музыка серьезная и легкая), многообразие ее видов и жанров; великие наши современники (вечные темы искусства и жизни в шедеврах музыкальной классики);

взаимодействие народной и профессиональной музыки;

традиции и новаторство в музыкальном искусстве, влияние классического наследия на развитие современной музыки и др.;

целостность урока музыки через взаимосвязь видов музыкально-практической деятельности;

критерии отбора материала в содержание музыкальных занятий, среди которых: художественная ценность, воспитательная направленность, педагогическая целесообразность.

методы: обобщения через жанр; сходства и различия (тождества и контраста по Б.В. Асафьеву); забегания вперед и возвращения к пройденному; метод эмоциональной драматургии урока музыки.

Такая широкая трактовка основных закономерностей музыкального искусства в контексте общего музыкального образования и воспитания дает возможность учащимся представить широкие связи музыки с жизнью, а также осознать то, как жизненные явления отражаются в музыкальных образах (жизнь в музыке и музыка в жизни), оказывают воздействие на них самих, на их музыкальное развитие.

РАЗДЕЛ 2. Рабочая программа по предмету «Музыка». Авторы Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская. 5 класс.

Пояснительная записка

к рабочей программе по предмету «Музыка» для ___5____ класса

№/п

Название раздела

Содержание раздела

Дополнения, отражающие специфику данной программы

Общая характеристика

предмета «Музыка»

Предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной муз. классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами муз. деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям муз. культуры. Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.

Ориентир на освоение художественной картины мира, на воссоздание в сознании школьника образа Человека, воплощенного в муз образах; изучение ассоциативной взаимосвязи явлений музыкального искусства с художественными образами др. искусств – литературы (прозы, поэзии…), изобр. искусства (живописи, скульптуры…), театра (оперы, балета…), кино.

Цели и

задачи предмета «Музыка»

формирование музыкальной культуры;

развитие интереса к музыке; образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в разл. видах муз. деятельности;

освоение муз. произведений и знаний о музыке;

овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности;

воспитание муз. вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

понимание взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них;

нахождение жанровых параллелей между музыкой и др. видами искусства;

творческое итерпретирование содержания муз. произведения в пении, муз.-ритм. движении, поэтическом слове, изобр. деятельности;

развитие умений и навыков муз.-эстетического самообразования.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых муз. произведений и знаний о музыке; овладение способами муз.-учебной деятельности; обогащение опыта учебно-творческой муз. деятельности.

Различные явления муз. культуры рассматриваются сквозь призму вечных тем искусства и жизни, которые формируют нравственно-эстетические предпочтения школьников, их духовную культуру.

Ассоциативно-образный ряд ( литературный и изобразительный) дают возможность индивидуализировать восприятие музыки учащимися, «озвучивать» произведения изобр. искусства своими муз. впечатлениями, осуществлять работу по развитию чувства стиля в музыке.

Место учебного предмета в учебном плане

1 час в неделю

1 час в неделю

Планируемые результаты

изучения предмета

Учащиеся овладевают способами муз. деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы, умениями наблюдать, воспринимать, выявлять сходство и различие объектов и явлений искусства и жизни (искусство видеть, слышать, чувствовать, думать, действовать в гармоническом единстве). Формируются представления о мире музыки, формах её бытования в жизни. Постижение музыкальных образов развивает эмоционально-чувственную сферу учащихся, что создает возможность более глубокого изучения муз. искусства.

Расширение художественного кругозора, что способствует обогащению музыкального восприятия, углублению познания музыки.

Приобщение к академическим жанрам, классическому наследию гармонизирует музыкально-слуховой опыт, развивает муз. культуру.

Технологии преподавания предмета «Музыка»

Технологии развития процессов восприятия музыки школьниками;

Технологии формирования певческой культуры учащихся;

Технологии детского музицирования;

Технологии становления ассоциативно-образного мышления обучающихся;

Технологии использования учебно-методических

комплектов в процессе обучения музыке;

Технологии проектно-исследовательской деятельности;

Технологии здоровьесбережения обучаемых, арттерапевтической направленности процессов обучения, развития, воспитания;

Информационные техологии в преподавании музыки.

Технологии интегрированного урока;

Технологии гуманизации и гуманитаризации.

Взаимосвязь урока музыки с внеурочной деятельностью младших школьников

Конкурсы и фестивали юных музыкантов, музыкальные радиопередачи, защита исследовательских проектов, посещение театров, концертных залов, музеев, центров прикладного искусства. коллективные просмотры видеофильмов по муз. тематике.

Эстетический всеобуч для родителей, концертные программы, благотворительные акции.

Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов

Электронная «Энциклопедия классической музыки», «Музыкальные инструменты», аудиоэнциклопедия «Симфонический оркестр», DVD-диск « Композиторы», сайт scool-collection.edu.ru

Мультимедийные презентации, фонограммы песен, музыкальный видеоклип.

Структура тематического планирования

Включает: дата (план., факт.), тема урока (страницы учебника, тетради), планируемые результаты в соответствии с ФГОС (понятия, предметные результаты, УУД – личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные, информационные),личностные результаты, название раздела ( количество часов).

Материально-техническое обеспечение предмета

Музыкальный центр, ПК, проектор, экран, синтезатор.

Методическое обеспечение предмета «Музыка»

Стандарт по музыке, примерная программа, УМК Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, книги о музыке и музыкантах, научно-популярная литература, энциклопедии, печатные пособия, портреты композиторов, игры и игрушки, аудиозаписи и видеофильмы, комплект детских музыкальных инструментов.

Репродукции картин.

PAGE

PAGE 4