Методические рекомендации «Бизнес план и его роль в совершенство

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образованием Качканарского городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №6»

Методические рекомендации

«Бизнес — план и его роль в совершенствовании управления деятельностью образовательного учреждения»

Авторы: Сульгина Марина Николаевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

Сесекина Татьяна Викторовна, бухгалтер

Качканар

2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………4

Информационная справка МОУ Лицей…………………………………………………………….6

1.Организационно-экономическая характеристика МОУ Лицей……………………….8

1.1. Основные виды деятельности и структура управления………………………………8

1.2. Общая характеристика ресурсов МОУ Лицей…………………………………………..10

1.2.1. Кадровые ресурсы………………………………………………………………………………..10

1.2.2. Финансово-экономические ресурсы………………………………………………………15

1.2.3. Материальные ресурсы…………………………………………………………………………17

Информатизация процессов управления……………………………………………….19

Инновационная деятельность……………………………………………………………….21

2. Бизнес-план и его роль в совершенствовании управления деятельностью образовательного учреждения (на примере МОУ Лицей)

2.1. Общие подходы………………………………………………………………………………………26

2.2. Маркетинговый анализ……………………………………………………………………………29

2.3. Организационная структура и управление платными образовательными услугами……………………………………………………………………………………………………………..37

2.4. Предоставление платных образовательных услуг …………………………………..39

2.4.1. Формирование ассортимента платных образовательных услуг……………….39

2.4.2. Этапы организации платных образовательных услуг…………………………………..42

2.4.3. Продвижение платных образовательных услуг……………………………………..43

2.5. Финансовый план……………………………………………………………………………………49

2.6. Анализ продвижения платных образовательных услуг за 2009-2011 г.г…….57

2.7. Проблемы предоставления платных образовательных услуг…………………….60

2.8. Перспективы развития платных образовательных услуг………………………….62

Заключение. ………………………………………………………………………………………………….64

Список использованной литературы………………………………………………………………66

Приложение

Введение

Методические рекомендации разработаны по вопросам, связанным с управлением развития платных образовательных услуг, на примере МОУ Лицей г. Качканара.

Актуальность темы. Перемены в экономической жизни России затронули все

области человеческой жизнедеятельности. Особенно это касается образования.

Развитие рыночных отношений обусловило тот факт, что образование из

бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а

точнее услугу нематериального характера. За достаточно короткий промежуток

времени в России сложился и продолжает активно развиваться рынок

образовательных услуг, предложение которых за последние 5-7 лет сделало

колоссальный скачок и во многих случаях даже превышает спрос.

Одновременно с количественным ростом начинается и качественный рост

рынка образовательных услуг. Это относится и к структуре спроса, который

становится все более квалифицированным, и к структуре предложения, которое

характеризуется бурным развитием негосударственных образовательных учреждений .

Таким образом, реальная жизненная практика, опыт деятельности

процветающих образовательных учреждений наглядно демонстрируют, что

надежным залогом успешного функционирования образовательного учреждения в условиях рынка является использование научно обоснованного сопровождения своей деятельности с применением стратегического подхода к управлению.

В связи с вышеизложенным целью работы является планирование экономической деятельности лицея в соответствии с потребностями рынка образовательных услуг.

В соответствии с указанной целью определены следующие задачи:

— изучить и систематизировать теоретические аспекты, касающиеся экономической деятельности образовательного учреждения в соответствии с потребностями рынка образовательных услуг;

— определить конкретные направления деятельности по реализации платных образовательных услуг;

— оценить конкурентоспособность услуг, которые будет предлагать лицей;

— определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка услуг, рекламы ценообразования, каналов реализации;

— предусмотреть возможные риски (проблемы);

— найти способы сотрудничества, кооперации с другими образовательными учреждениями;

— разработать направления деятельности по развитию платных образовательных услуг.

Теоретической и методологической основой методической разработки явились труды отечественных и зарубежных специалистов в области менеджмента, маркетинга, а также по проблемам исследования рынка образовательных услуг, нормативные и законодательные акты Российской Федерации (в т.ч. кодексы, законы, федеральные законы и комментарии к ним), уставная, организационная, отчетная, статистическая документация МОУ Лицей, материалы специализированных тематических интернет-сайтов.

Представлены практические рекомендации и предложения по совершенствованию управления продажей образовательных услуг, реализация которых будет способствовать повышению эффективности функционирования объекта исследования.

Мы остановимся на некоторых аспектах управления продажей образовательных услуг, в частности на вопросах стратегического управления, политики продвижения платных образовательных услуг в МОУ Лицей.Информационная справка о Муниципальном

общеобразовательном учреждении «Лицей №6»

Качканарского городского округа.

Юридический адрес: 624350 Свердловская область, город Качканар,

8 микрорайон, д. 30;

Телефоны: 8(343-41) 2-25-68;

8(343-41) 2-58-76

Факс: 8(34341) 2-25-68

E-mail: HYPERLINK «mailto:[email protected]»[email protected]

Наш сайт: kch-sch6.narod.ru

Директор МОУ Лицей: Кишеева Любовь Владимировна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №6» основано в 1971 году в статусе общеобразовательной школы. За период своего существования образовательное учреждение подготовило почти 3 тысячи выпускников, из них 59 медалистов, 12 выпускников вернулись в образовательное учреждение в статусе учителей.

В настоящее время в МОУ Лицей обучается 934 человека (37 ученических коллективов).  Средняя наполняемость классов – 25 человек.

Численность работников лицея – 88, в том числе 56 педагогов.

В 2004 году школой была получена лицензия на класс с углубленным изучением химии и биологии, открыт профильный информационно-технологический класс; в 2006 году открыт специализированный класс по видам спорта, в 2008 году – класс с углубленным изучением математики.

Позитивные педагогические результаты, высокий потенциал педагогического коллектива в области естественнонаучного образования явились основанием для присвоения школе в феврале 2008 года статуса лицея. В мае 2008 года лицей получил статус Муниципального ресурсного центра естественнонаучного образования; в октябре 2008 года – статус базовой площадки ИРРО по теме «Использование потенциала учебно-исследовательской деятельности для развития ключевых компетентностей личности в условиях естественнонаучного образования».

В 2009 году на II областной выставке «Инновации в системе образования Свердловской области» – программа развития МОУ Лицей признана инновационным проектом, значимым для развития системы образования Свердловской области, в 2010 году на Ш областной выставке «Инновации в системе образования Свердловской области-2010» МОУ Лицей стал победителем муниципального этапа, а в 2011году МОУ Лицей стал победителем окружного этапа областной выставки «Инновации в системе образования Свердловской области-2011».

Лицей активно участвует в ПНП «Образование».

Дипломант Всероссийского конкурса среди образовательных учреждений, внедряющих инновационные проекты в рамках ПНП «Образование» (2006 год)

Дипломант конкурса «Лучшая школа России – 2006» (региональный этап)

Дипломант конкурса «Лучшая школа России – 2007» (региональный этап)

1. Организационно-экономическая характеристика МОУ Лицей

1.1. Основные виды деятельности и структура управления.

Наше образовательное учреждение уникально тем, что единственное в городе в качестве приоритетного направления развития выбрало и успешно реализует естественнонаучное образование.

Отличительной чертой лицея всегда была инновационная деятельность: внедрение новых форм работы, освоение новейших технологий, перспективных методов обучения. В мае 2008 года лицей получил статус Муниципального ресурсного центра естественнонаучного образования.

В качестве основной идеи, положенной нами в основу нового видения образовательного учреждения, выступает построение образовательной практики на основе компетентностного подхода.

Мы учитываем разнообразие возможностей и потребностей наших обучающихся. Учащиеся на второй и третьей ступени образования в лицее имеют возможность выбора направления дальнейшего обучения c углубленным изучением выбранных естественнонаучных дисциплин. С 2009 года реализуется углубленное изучение математики (алгебры) с 7 класса, углубленное изучение химии, биологии. информатики, физики — с 8 класса. Также в МОУ Лицей функционируют два специализированных класса по видам спорта.

Управление лицеем носит государственно-общественный характер. Помимо администрации лицея, деятельность учреждения контролируется Управляющим советом, созданным в 2008 году

Государственная составляющая модели представлена административной структурой управления. Общественная составляющая модели представлена органами самоуправления, избираемыми в соответствии с Уставом лицея.

НПК – осуществляет консолидацию усилий всех структурных единиц ИМКЦ по реализации ГОС и методической деятельности

Методический совет – координирует усилия различных служб, направленные на развитие научно-методического обеспечения образовательного процесса, инновационной деятельности. Данный орган призван создавать благоприятные условия для развития творческого потенциала педагогов и учащихся, координации инновационной деятельности.

Временные творческие коллективы (ВТК) – создаются для решения инновационных задач учебно-воспитательного процесса.

Информационно-диагностическая служба – проводит мониторинговые исследования, информирует соответствующие службы.

Информационно-аналитическая служба – осуществляет аналитическую деятельность по результатам УВП и мониторинговых исследований.

Консалтинговая служба – осуществляет консультирование всех субъектов образовательного процесса по педагогическим, социально-психологическим, методическим вопросам, по применению современных педагогических технологий.

В нашем образовательном учреждении функционирует 4 методических объединения:

МО учителей начальных классов

МО учителей предметов гуманитарного цикла

МО учителей предметов естественнонаучного цикла

МО учителей предметов эстетического и физического направления.

Руководители МО входят в состав методического совета лицея, который координирует основные направления работы МО.

Структура управления образовательного учреждения представлена в Приложении 1.

В лицее сложилась своя система управленческой деятельности. Она представляет собой единство четырех психолого–педагогических аспектов: научного, психологического, методического, организационного. Концентрация всех сил педагогического коллектива и родителей нашего учреждения находится во временных творческих объединениях. Делегирование полномочий рассматривается нами как реализация возможности и стремления педагогического коллектива обеспечить согласованность действий руководителя и педагогов в образовательном процессе. Постоянная связь между ними обеспечивает непрерывный процесс совершенствования образовательной деятельности учреждения, оказание реальной, действенной, своевременной помощи.

1.2. Общая характеристика ресурсов МОУ Лицей.

Реализация любой запланированной деятельности всегда начинается с анализа имеющихся ресурсов: кадровых, финансово-экономических, материальных. МОУ Лицей участвует в Комплексном проекте модернизации образования Свердловской области, многие показатели финансово-экономической и педагогической деятельности в сравнении с областными показателями приведены в Приложении 2, 3.

1.2.1. Кадровые ресурсы

Неоспоримым маркетинговым преимуществом образовательного учреждения в глазах потребителей является профессиональная компетентность педагогов. Динамика повышения профессиональной компетенции педагогического состава лицея, пересмотр кадровой политики с точки зрения маркетингового подхода способствует благоприятной для лицея тенденции роста качества оказываемых лицеем образовательных услуг. Обобщенным показателем профессиональной компетентности педагога является совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, определяющих способность педагога к эффективному решению педагогических задач.

В лицее работает коллектив высокого профессионального уровня. Коллектив, который сочетает умение добротно учить и быть самому открытым к новым познаниям. Рост творческой активности педагогов позволяет результативно представлять наработанный опыт на муниципальном, областном и всероссийском уровнях. В настоящее время общая численность работников лицея – 88, в том числе педагогов — 55, администрация – 7 человек. В настоящее время в лицее 62 педагогических и руководящих работников, из них аттестовано 61 (99 %). Первую квалификационную категорию имеет 47 педагогических и руководящих работников (76 %), высшую — 14 человек (23 %). Не имеет квалификационной категории 1 педагог – пенсионер (1 %).

Таблица 1. Уровень образования педагогических кадров

Уровень образования

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Количество педагогов в ОУ, всего

57

58

59

59

Из них:

Высшее

51

50

50

50

Незаконченное высшее

1

1

1

Среднее специальное

6

7

8

8

Всего

57

58

59

59

Таблица 2. Аттестация педагогических и руководящих работников

Учебный год

Высшая

Первая

Вторая

ВСЕГО

всегопервичнаяпоследующаявсегопервичнаяпоследующаявсегопервичнаяпоследующая2007-200811-497551-622008-2009731432651-612009-2010114146693—622010-2011143-45171—61

Таблица 3. Характеристика кадрового состава

Количество работающих в лицее

88 человек

Из них педагоги

54 человека

Администрация

7 человек

Количество награжденных государственными наградами (СССР, РФ)

Орденом Трудовой славы III степени

1 человек

Медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда»

3 человека

Количество награжденных наградами Минобразования РФ

Знаком «Отличник народного просвещения»

1 человек

Знаком «Почетный работник образования»

2 человека

Обладатели гранта Приоритетного национального проекта «Образование»

8 человек

Таблица 4. Педагогический стаж работников МОУ Лицей

педагогический стаж % от числа педагоговнет3до 5 лет96-10 лет411-15 лет1116-20 лет2721-25 лет11более 25 лет35

Таблица 5. Возрастной ценз педагогов

возраст

количество педагогов

процент от общего числа

До 30 лет

5

8

31 — 40 лет

22

33

41 — 50 лет

18

27

51- 55 лет

9

14

Старше 55 лет

12

18



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст