Художественная культура России первой половины ХIХ века в школьн

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Художественная культура России первой половины Х1Хвека

§1. Понятие художественной культуры, её характерные особенности

§2.Исторические условия развития отечественной культуры ………………….9

§3.Развитие литературы…………….…………………………………..………20

§4.Искусство…………………………………………………………….……….25

Глава 2. Художественная культура России первой половины ХIХ века в школьном курсе отечественной истории

§1. Роль изучения художественной культуры в воспитании личности школьника……………………………………….……………………………..……43

§2. Освещение художественной культуры России первой половины ХIХ века в современных учебниках истории (сопоставительный анализ)…………………53

§3. Рекомендации к изучению художественной культуры России первой половины ХIХ века в школе……………….……………………………….…….62

Заключение………………………………………………………………….…….88

Список использованных источников и литературы ………………………..91

Приложения

Введение

По нашему мнению, нельзя считать полностью завершенным современное школьное образование, если выпускник не получил глубоких познаний в области художественной культуры. Изучение художественной культуры на разных образовательных уровнях является важнейшим звеном гуманизации образования и способствует развитию творческих способностей учащихся: гармоничному развитие их интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств. Это прямо связано с достижением целей основного общего образования, обозначенных в Государственном образовательном стандарте.

Разумеется, изучить художественную культуру нужно для того, чтобы быть более образованным и культурным человеком. Это было важно всегда, а сегодня – особенно, ведь в конце ХХ – начале ХХ1 вв. человечество как бы заново переосмысливает мир и его ценности.

Усиление интеграционных процессов в современном мире выдвигает задачи подготовки учащихся к жизни в условиях новой цивилизации, базирующейся на приоритетах ценностей человеческой морали и культуры.

Но, как на основе общих целей школьного исторического образования сформулировать целевую установку изучения конкретной темы, какие факты и теоретические положения из истории художественной культуры включить в содержание учебного занятия; как обеспечить максимально-эффективное преподавание и учение в процессе совместной работы учителя и ученика; какие межкурсовые и внутришкольные связи рационально провести? Перечень подобных вопросов можно продолжить. Разрешению их посвятили свою творческую жизнь такие историки — методисты, как В. Н. Бернадский, А.А. Вагин, В.Г.Карцов, А. И. Стражев, Ф. П. Коровкин. Н. В. Сперанская, Н. Г. Дайри, А. Т. Кинкулькин, Н. В. Андреевская, И. Я. Лернер, Г. Р. Косова и многие другие. Эти светила методической мысли творили до 70-80-х годов ХХ века. В это время живое слово учителя было почти единственным источником знаний по истории. Отсутствие или нехватка учебников, страх инакомыслия, жестокий контроль над самостоятельностью учителя уменьшали возможности развитию творческой мысли. Расцвел и утвердился метод, в будущем названный шаблонным. Тем не менее, уже тогда родились уроки-лекции с старших классах, элементы одновременной работы учителя и учащихся младших и средних классов в виде записей планов изложения нового материала, дат, имен.

В это же время А. А. Вагин, Н.А. Сперанская, Г. Р. Косова, М. В. Васильева и др. уделяют большое внимание изучению вопросов художественной культуры в школьном курсе истории. Именно курсу истории они отводят большую роль в освоении культуры, хотя и отмечают, что «культурно-исторический материал присутствует в обучении разным предметам» (26, с. 5). По мнению Косовой Г. Р. такие стороны духовной жизни как образование и наука, литература и искусство, письменность и книгоиздательство лучше усвоятся учащимися при раскрытии их во взаимосвязи с развитием общества, а это возможно только на уровнях истории. Например, как отмечает Косова Г.Р., «изучая изобразительное искусство и архитектуру, мы прослеживаем с учащимися отражение в них изменения в жизни страны, проявляющиеся и в назначении зданий, и в смене архитектурных стилей, и в идейно-эстетической направленности сооружений» (26, с.156).

Памятники художественной культуры — это свидетельства многовекового опыта развития человечества, они могут рассказать нам о своем времени также правдиво, как какой-нибудь исторический документ, но рассказать своим особым языком. Именно в них, как в фокусе, отражается вся наша прошлая жизнь. Нельзя не согласиться с мнением Васильевой М. М., что изучение художественной культуры наглядно показывает школьникам уровень культурного развития страны в ту или иную эпоху.

Большое значение в воспитании личности школьника имеет изучение развития художественной культуры первой половины Х1Х века. В это время предреформенная Россия вступает в завершающий период кризиса феодализма; народ, победивший в Отечественной войне 1812 года, ощущает свое достоинство и в человеке начинает просыпаться гражданское чувство. Это ярко отразили литература и искусство. В этот период творили великие русские писатели: А.С.Пушкин, А.С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов, поэты-декабристы. Большой подъем в своем развитии испытывают архитектура и скульптура, живопись и музыка.

Культурно-исторический процесс в России в первой половине Х1Х века имел свои особенности:

1. Он отличался ускоренными темпами развития.

2. Огромное влияние на культурное развитие страны оказал подъем патриотизма в связи с войной 1812 года. Этот подъем способствовал росту национального самосознания русского народа.

3. Воздействие на русскую общественную жизнь идей Великой французской революции.

4. Политические и социальные иллюзии «дней александровых прекрасного начала».

5. Невиданно смелое выступление дворянских революционеров-декабристов.

В Х1Х веке русская художественная культура переживает невиданный взлет и приобретает всемирное значение. Это время справедливо называют «золотым веком» русского искусства, русской культуры.

Все эти изменения, произошедшие в обществе Х1Х века, очень важны для изучения в школьном курсе отечественной культуры, так как «искусство становится моделью, которой жизнь подражает» (35, с. 183 ).

Опыт историков-методистов по изучению художественной культуры в школьном курсе отечественной истории очень важен, так как нужно овладеть. Следует отметить сходство взглядов педагогов-методистов, изучающих вопросы преподавания художественной культуры в школе в следующих утверждениях:

1. Вопросы художественной культуры следует изучать при осуществлении межкурсовых и межпредметных связях.

2. Для изучения следует отбирать также памятники художественной культуры, которые могут быть изучены в системе, в исторической и логической последовательности и которые являются национальной гордостью государства.

Вопросам укрепления межкурсовых, межпредметных преемственных связей, повышения идейно-теоретического содержания школьных курсов истории посвятили свои труды исследователи предшествующих лет, а также М. В. Нечкина, Т. С. Шабалина, А. И.,Попова, М. М. Винокурова, Ф. Б. Горелик, Г. М. Донской, Г,И, Годер, Е. А,Агибалова, В. О. Пунский, И. П. Рахманинов и другие.

Исследование художественной культуры велось с различных точек зрения. Раньше всех возник морфологический аспект. При этом исследовании происходило сравнение отдельных искусств, сначала небольших групп, а затем все новых видов и жанров ( Г, Э. Лессинг «Лаокооне», Ш. Бате «Изящные искусства, сведенные к одному принципу» и др.). Позже исследователи начинают изучать духовное содержание художественной культуры. Это позволило увидеть, что в основе искусства каждой эпохи лежит соответствующая ему модель мира, общества и человека. Дж. Вико, Ф. Шиллер, Ф. Ницше, О. Шпенглер, Э. Тейлор и другие отмечали, что изменение этой модели приводит к смене художественных стилей.

Во второй половине Х1Х века аспект анализа художественной культуры получил название институционального, так как ученым открылись функции искусства в обществе, и можно было изучить стихийно сложившиеся организационные принципы управления им (Г. Спенсер, Г. Гард, М. Гайо, Ш. Лало, Э. Дюркгейм и др.).

И только в Х1Х веке были сделаны первые шаги к соединению разных аспектов исследования художественной культуры, хотя и поныне нет единой точки зрения на сущность, строение, функции и законы развития художественной культуры:

В последнее время все чаще высказывается мнение, что преподавание тем по художественной культуре зависит, главным образом, от подготовленности и мастерства учителя. Это мнение вполне обоснованно, ведь учитель должен создать условия для живого общения учащихся с шедеврами художественной культуры на уроке и внеклассных мероприятиях, воспитывать у ребят чувства понимания искусства, способности быть читателем, зрителем, слушателем. При этом, однако, известно, что универсального способа достижения конечной цели нет. Верно говорится, что все новое — это хорошо забытое старое. Сегодня нужно заниматься не столько поиском новых методов, а лучше хорошо и глубже разобраться в известных, испытанных временем, найти эффективные способы их применения. Этим и объясняется актуальность нашего исследования.

Объектом исследования является процесс развития художественной культуры России первой половины Х1Х века.

Предмет исследования – изучение художественной культуры России первой половины Х1Х века в школьном курсе отечественной истории.

Целью данного исследования является раскрытие роли изучения художественной культуры России первой половины Х1Х века на уроках истории в формировании личности учащихся. Хронологические рамки нашего исследования охватывают первую половину XIX века — 1801-1861гг. Отправная точка связана с началом правления Александра I, а конечная — с отменой крепостного права.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить сущность и объем понятия «художественная культура».

2. На основе имеющейся литературы рассмотреть особенности и условия развития художественной культуры России первой половины Х1Х века.

3. Проанализировать содержание учебного материала учебников для 8-го и 10 классов общеобразовательных школ.

4. Разработать рекомендации по изучению художественной культуры первой половины Х1Х века в школьном курсе истории.

Творческое использование достижений художественной культуры первой половины Х1Х века на уровнях истории помогут учителю формировать духовный мир школьников, их нравственность, эстетическую воспитанность, так как на таких уроках они овладевают не только историческими знаниями, но и способностями ориентироваться в важнейших достижениях мировой и национальной культуры. В своей работе мы делаем попытку раскрыть содержание художественной культуры первой половины Х1Х века в школьном курсе отечественной истории и рассмотрения эффективных методов и приёмов по улучшению изучения данных вопросов на уроках истории.

Глава 1. Художественная культура России первой половины Х1Х века

§ 1. Понятие художественной культуры и её характерные особенности

Как бы ни была велика художественная ценность того или иного произведения искусства, она останется лишь простой вещью для человека, у которого нет интереса к нему и не имеющего чувства красоты. Любовь к искусству или интерес к художественной культуре зачастую снижаются в современном обществе. Однако сегодня без учета традиций национальной художественной культуры сформировать новые идеалы и ценности в изменяющемся российском обществе невозможно. В начале века человек не может жить одними лишь экономическими и политическими знаниями. Мы должны осознать важность феномена художественной культуры и не отводить ей второстепенную роль.

Так что же такое художественная культура? Определение понятия – это важнейшее направление в познавательной деятельности, так как каждое понятие должно иметь свое значение, отличающее его от других.

Под художественной культурой чаще всего понимают искусство, литературу, художественное творчество. Однако дать точное определение не просто, ведь художественная культура очень сложное и неоднозначное явление.

Культура – слово латинское – culture. Первоначально оно обозначало возделывание земли. Но уже в Древнем Риме появилось более емкое толкование этого выражения – culture animi, в переводе обработка, совершенствование души. Позже слово культура начинает употребляться в близких различных значениях: воспитание, образование, совершенствование, развитие. «И уже отсюда видно, что культура явление не природное, а созданное человеком и каждая из форм человеческой деятельности относится к культуре» (41, с. 7).

Следовательно, художественная культура охватывает всю человеческую деятельность в сферах материального и духовного производства и своими корнями уходит к истокам человеческой цивилизации. Как предмет художественная культура изучения станет лишь в веке, «поскольку именно к этому времени в европейской науке сложилось общее представление о культуре и именно тогда стало ясно, что разные виды искусства едины в своей сути и способны взаимодействовать, образуя относительно автономный мир внутри культуры общества» (64, с. 5). Сам термин «художественная культура» в употреблении появится намного позже.

О характере художественной культуры судят по критериям:

Степень участия широких масс в создании новых и освоении ранее созданных художественных ценностей.

Уровень создаваемых художественных ценностей и их идейное содержание.

Структура художественной культуры образуется из следующих норм:

«а) общие законы искусства (это, прежде всего, законы искусства как форма общественного сознания, а также законы художественного творчества);

б) эстетические принципы и нормы, связанные с конкретным методом;

в) эстетические принципы и нормы, зависящие от конкретного направления (в рамках данного метода), к которому принадлежит художник» (63, с. 19).

Художественная культура обладает относительной самостоятельностью. Она не только отражает социально-экономические преобразования в обществе, но и активно влияет на них. Художественная культура есть один из способов преобразования и освоения мира, в основе которого лежат законы как материального, так и духовного производства. Эта самостоятельность и ее действенный характер реализуются через определенные функции. По мнению известного исследователя художественной культуры М.С. Кагана, «функции художественной культуры определяются пространственно-временными параметрами общественной жизни людей» (64, с. 28). Например, в нашей стране во второй половине ХХ века выделялись эстетическая, познавательная, идеологическая, коммуникативная и воспитательная функции. Свои основные функции художественная культура не утратила и в наши дни. Рассмотрим эти функции.

На первое место исследователи обычно ставят эстетическую функцию художественной культуры. Она связана с эмоционально-чувственным характером искусства, так как произведения искусства способны доставлять духовное наслаждение и волновать. Процесс переживания при восприятии какого-либо художественного произведения искусства основывается на неповторимости человека, на его индивидуальных особенностях и впечатлений при художественном восприятии.

Познавательная функция художественной культуры помогает познать жизнь, приблизить прошлое. Художественная культура является сугубо индивидуальным источником получения знаний, а потому эти знания уникальны. Ни один вид познания не может сравниться с художественной культурой по широте, разнообразию и убедительности донесения информации. «Признание познавательной функции в искусстве и в художественной культуре в целом всегда служило критерием при оценке художественного направления, позиции художника или идеологической платформы тех или иных теоретических школ» (62, с. 13).

Художественная культура, в какой бы форме она не проявлялась – будь то создание произведений искусства или сфера изучения художественных ценностей – всегда тесно связана с идеологией. Мировоззрение художника включает в себя целую систему разнообразных оценок общественной жизни и явлений действительности. Выражая свое отношение к изображаемым фактам, художник тем самым сам включается в идейную жизнь общества. В художественной культуре все элементы служат выражением какой-либо идеологии. Нельзя назвать ни одного произведения искусства или художественного направления, которое не отвечало бы каким-либо идеям. В этом и заключается идеологическая функция художественной культуры.

Во все времена художественная культура служила средством передачи не только знаний, но и чувств, она является средством духовного общения людей. В этом и заключается коммуникативная функция художественной культуры.

Но на одно из первых мест художниками и мыслителями на протяжении всей истории человечества всегда выдвигались воспитательная функция художественной культуры, ведь она способна формировать духовный мир человека, влиять на его разум, чувство и волю.

Каждая из перечисленных функций свойственна всем сферам художественной культуры. Однако не все функции имеют равное значение в разных сферах. Например, в музыке и литературе центральной является эстетическая функция. Кроме того, существуют такие функции художественной культуры, которые свойственны только определенным видам. Например, у архитектуры выделяют еще и функции полезности, экономичности целесообразности.

Многообразие функций художественной культуры позволяет ей откликаться на все изменения происходящие в обществе.

Отличительной же особенностью художественной культуры является «признание в качестве доминирующей категории красоту» (61, с. 287). Ведь красота – это способ восприятия мира и воссоздания его картины на основе идеальных представлений о совершенстве, гармонии и организованности.

Таким образом, художественная культура, оказывается, непосредственно связана с утверждением ценностей общества. Эти ценности являются ориентирами поведения людей. Поэтому изучение художественной культуры в школе с этой точки зрения будет оказывать большое воспитательное значение. Уроки изучения художественной культуры помогают познать язык искусства и категории, которыми руководствовал творец: добро и зло, трагичное и комичное, любовь и ненависть, шедевр и плагиат и др.

В области исследования художественной культуры известны работы Б. В. Астафьева, Д. С. Лихачева, А. Ф. Лосева, С. С. Аверанцева, Ю. Н. Давыдова, А. В. Михайлова, М. С. Кагана, Г. Д. Гачева и многих других, которые были посвящены исследованию различных вопросов в области художественной культуры. Но все эти исследователи сходятся во мнении, что понятие «художественная культура» неизмеримо шире, чем область художественного творчества. В общем виде она включает в себя все общественные формы существования искусства от повседневного художественного быта, народного искусства до профессионального художественного творчества.

В настоящее время существует много определений понятия «художественная культура» и каждое из них имеет свои убедительные основания. Приведем некоторое из них:

1. «Культуру, взятую целостно, мы понимаем как совокупный способ и продукт человеческой деятельности. Следовательно, художественную культуру можно определить как совокупный продукт художественной деятельности людей. Понятие «совокупный» означает в данном случае, что художественная культура охватывает все отрасли художественной деятельности – словесную, музыкальную, театральную, изобразительную и т. д. и все процессы протекающие «вокруг» искусства – созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также процессы, обеспечивающие успешное функционирование, воспитание художников, публики, критиков, искусствоведов, организаторов художественной жизни» (64, с.26-27).

2. «Художественная культура — особая область и специализированная форма культуры, совокупность, соотношение и структура духовных эстетических идеалов и ценностей, различных видов творческой деятельности, типов мышления и вкусов, функционирующих в тои или ином обществе» ( 61, с.28). Но в нашей работе мы будем придерживаться следующего определения понятия «художественная культура»: «Художественная культура — совокупность процессов и явлений духовно – практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью» ( 62, с.9).

2. Исторические условия развития отечественной культуры

Особое место в истории мировой художественная культура занимает художественная культура России Х1Х века. Этот период является одним из самых больших загадок в истории нашей страны. Остаются непонятными причины, позволившие российской литературе, живописи, театру, музыке не только выйти за неполные сто лет на мировой уровень, но в чем-то стать законодателями мировых мод. Можно сослаться на то, что открытость русской культуры сказались, прежде всего, в восприимчивости к тому новому, что предлагала Западная Европа. Погоня за идеями и модами века, желание за десятилетия освоить то, что соседи осваивали веками, приводили к смещению стилей и методов. Это не столько мешало деятелям российской культуры, сколько открывало перед ними новые решения задач. Наконец можно укрыться за слова о том, что Х1Х веку просто повезло – именно тогда родились Пушкин и Толстой, Глинка и Чайковский, Брюллов и Суриков…. Однако честнее признаться, что наука еще не нашла ответ на вопрос о феномене русской художественной культуры Х1Х века, а потому ограничимся констатацией фактов, касающихся пока лишь первой половины интересующего нас столетия. Следует отметить, что был обусловлен целым рядом важнейших исторических событий и факторов той эпохи. В первую очередь подъем культуры был связан с формированием русской нации, с ростом ее национального самосознания. Развитию русской художественной культуры способствовали тесное общение и взаимодействие ее с культурой других стран и народов. Русская культура, воспринимая достижения культуры других стран и народов (в том числе, входивших в состав обширной многонациональной Российской империи), оказывала, в свою очередь большое влияние на развитие их культуры. Среди всех причин, оказавших влияние на развитие художественной культуры первой половины Х1Х века, следует отметить победу в войне 1812 года и восстание декабристов.

Основными деятелями русской культуры этого периода стали представители дворянского сословия. Это обстоятельство объясняется тем, что в ту пору трудовым массам было трудно пробиться к знаниям и приобщиться к культурным ценностям. Этим в значительной мере и объясняется тот факт тот факт, что большинство русских писателей, поэтов художников, композиторов принадлежат к дворянскому сословию. Однако сословное происхождение еще не определяет социального содержания и направленности творчества. Передовая русская культура, хотя и представленная преимущественно дворянами, выступала против сословного неравенства, отмены крепостного права, самодержавного произвола. Вместе с тем уже в первой половине Х1Х века в русской художественной культуре наблюдается начавшийся рост ее

демократизации. Теперь деятелями культуры становятся и представители

непривилегированных сословий, прежде всего разночинной интеллигенции. Воздействие передовых идеалов сказывается на характере художественной жизни этого времени. В 1801 году возникло Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, во многом развивающее идеи Радищева. Среди его членов были писатели, ученые и художники.

Возрастает популярность выставок в Академии художеств. С 1824 года их стали устраивать регулярно, каждые три года. В периодической печати, в частности в журнале «Сын отечества», появляются статьи о выставках, об отдельных художественных произведениях, о зарубежном искусстве. В 1807 году в Москве впервые в России стал выходить специальный «Журнал изящных искусств».

В это время появляется интерес к собиранию отечественного искусства. Помимо музея при Академии художеств в 1825 году в Эрмитаже создается «русская галерея», правда еще малодоступная и сравнительно случайная по составу. В 1810-х годах возникает «Русский музеум» П. Свиньина, собирателя русского искусства.

Духовная жизнь России в первой половине Х1Х века — это сложнейший узел взаимовлияний и взаимодействия самых разных факторов и идей, которые оказали огромное влияние на развитие художественной культуры.

«В Х1Х в. социально — нравственная проблематика становится едва ли не ведущей темой культурного самосознания. В рамках общей проблемы получают развитие социально-политические и философско-эстетические идеи» (19, с. 109). В творчестве выдающихся писателей, художников, музыкантов при всем великом многообразии проблем, сюжетов, идейных позиций главным героем становится народ. Этот искренний интерес жизни народа, обращение к народным истокам и традициям придало русской литературе и искусству глубину и значимость, сделало их неповторимой, яркой и самобытной частью мировой художественной культуры. На этой почве шло формирование русского классического романа, национальной оперной и симфонической музыки, живописи (см. Приложение 1).

В этой ситуации русская культура впервые «заговорила», так как ведущей областью русской культуры рассматриваемого периода стала литература. Она была связана с освободительными идеями, выражала их, обсуждая насущные проблемы современности. Литература явилась одной из активных общественных сил.

С течения западников ( П. Я. Чаадаев ) и славянофилов (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков ) начинается устойчивая традиция русской мысли. Это было начало отечественной философии. Процветала журналистика. В начале Х1Х века в стране издавалось одновременно свыше сорока журналов. По меткому выражению В.А. Жуковского, «в России все зажурналились». И хотя жизнь большинства изданий была недолгой, они засвидетельствовали большое оживление общественной мысли. Наиболее содержательными и авторитетными были журналы «Вестник Европы» (1802 –1830), созданный Н. М. Карамзиным, ″Русский вестник» (1808 — 1820), под редакцией С. Н. Глинки. В разное время функционировали «Московский Меркурий» (1803) П. И. Макарова, «Цветник» (1809 -1810) А. П. Бенитцкого, «Журнал российской словесности» (1805), «Московский зритель» (1806) П.И. Шаликова и другие.

Но, несмотря на возникновение в русской культуре Х1Х века общественной мысли и первых ростков философии, она, прежде всего, оставалась культурой художественного слова. Ведущей областью русской художественной культуры рассматриваемого периода стала литература. Она была связана с освободительными идеями, выражала их, обсуждая насущные проблемы современности. В ней «закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания» (23, с.242). Именно в этот период расцвета литературы, который назовут как «золотой век» русской культуры, заканчивается процесс создания новых литературных форм, а также происходит стремительная смена направлений (сентиментализм, романтизм, реализм). Кроме литературы, эта смена направлений произойдет во всех видах искусства, и эти направления будут существовать параллельно.

Как видим, художественная культура первой половины века стремилась к небывалому взлету. Ей мало было создавать шедевры, она всегда пыталась выйти за рамки жанра, или понять его к высшим вершинам, или открыть абсолютно новые пути и возможности искусства.

Внешняя открытость культуры этого времени сказалась, прежде всего, в ее восприимчивости к тому новому, что предлагала культура мировая.

Погоня за идеями и модами века, желание за десятилетие освоить то, на что у соседей ушло полвека, приводило к мельканию стилей и методов. Одни из них, едва вступив в права и не исчерпав возможностей, вынуждены были уступать место другим. Эти столкновения идей и методов мешали художникам, но они же открывали перед ними неведомые ранее перспективы использования смешения стилей и жанров. Литература, архитектура, живопись, музыка, театр – каждая из этих сфер художественной культуры переживала в первой половине века период зрелости и расцвета. Рассмотрев и проанализировав особенности ее развития, можно сделать следующие выводы:

1. Художественная культура – совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью.

2. Художественная культура первой половины века была тесно связана с мировыми и российскими политическими событиями.

3. Важным средством формирования общественного создания в первой половине века стала литература, в ней закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность, чувство национального самосознания, патриотизм.

4. Художественная культура первой половины века — это сложное явление, обладающее определенной целостностью. К середине века она переживает невиданный взлет и приобретает европейское и мировое значение.

§3. Развитие литературы

Но, не смотря на возникновение в русской культуре Х1Х века общественной мысли и первых ростков философии, она, прежде всего, оставалась культурой художественного слова. Ведущей областью русской художественной культуры, рассматриваемого периода, стала литература. Она была связана с освободительными идеями, выражала их, обсуждая насущные проблемы современности. В ней «закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания» (23, с.242). Именно в этот период расцвета литературы, который назовут как «золотой век» русской культуры, заканчивается процесс создания новых литературных форм, а также происходит стремительная смена направлений (сентиментализм, романтизм, реализм). Кроме литературы, эта смена направлений произойдет во всех видах искусства, и эти направления будут существовать параллельно. Рассмотрим более подробно этот процесс.

На рубеже ХV111 — Х1Х вв. господствовал классицизм, в основе которого лежала идея служения государю и Отечеству. В период, предшествовавший войне 1812 года, классицизм уступает место сентиментализму, основанному на обращении к внутреннему миру человека, его чувствам и переживаниям. В конце своего творческого пути к этому художественному методу пришел поэт Гаврила Романович Державин ( 1743 — 1816). Главным же представителем русского сентиментализма был писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) (повесть «Бедная Лиза» и др. ).

Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 года способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России, и в других странах. Основой романтического мировосприятия явилось противопоставление некоего возвышенного, идеального образа реальной действительности. В русском романтизме существовало два течения. В творчестве поэта Василия Андреевича Жуковского ( 1783 — 1852 ) проявился «салонный» романтизм. В своих балладах («Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли» и др.) он воссоздал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. В. А. Жуковский известен не только как поэт-романтик, ни и как замечательный переводчик. Многие его сочинения являются великолепными переводами романтической европейской поэзии. Он познакомил отечественного читателя с лучшими авторами Англии, Германии. Благодаря его переводам на русском языке впервые были напечатаны Гомер и Фирдоуси, Вергилий и Шиллер.

Другое течение в романтизме, придавшие ему особые черты гражданственности и политического вольнолюбия, представляли поэты и писатели — декабристы: А. А. Бестужев — Марлинский, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев. Они призывали к борьбе против самодержавно – крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и слежения Родине. Особенно широкую известность получили думы Константина Федоровича Рылеева (1765 -1825) « Смерть Ермака », «Иван Сусанин», стихотворение «Гражданин», поэма « Войнаровский ». Романтизм оказал заметное влияние и на раннее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Во второй четверти Х1Х века в европейской литературе начал утверждаться реализм. Его последователи старались отображать в своих произведениях действительность в ее наиболее типических проявлениях. В русской литературе он утвердился к середине 30-х годов и его основоположником стал Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837). После создания романа «Евгений Онегин» этот художественный метод стал доминирующим. Благодаря Александру Сергеевичу Пушкину наша культура стала составной частью общеевропейской и заняла в ней подобающее место. Исключительное значение в этом имело создание им русского литературного языка. Это способствовало не только расцвету русской литературы, но и признанию ее во всем мире. А. С. Пушкин создал замечательные произведения различных жанров, как в стихах, так и в прозе. Однако, особенно важной и значимой оказалась роль А. С. Пушкина в русской поэзии. Именно здесь он нашел новые художественные способы воплощения человеческих чувств и переживаний. Творческие искания поэта исходили, прежде всего, из новаторских принципов, направленных против отживших художественных норм и традиционных стилей. Вместо обычного для того времени строго подчинения жанровым канонам А. С. Пушкин видоизменил, трансформировал и роман, и балладу, и поэму, написал множество стихотворений, которые вообще не укладывались в общепринятые до тех пор жанровые формы. О творчестве А.С.Пушкина написано огромное количество книг, статей, учебников, поскольку каждое поколение литераторов пытается открыть «своего Пушкина», еще не прочитанного и неразгаданного. Нельзя не согласиться с мнением В.О. Ключевского, который наиболее точно охарактеризовал место и роль А.С. Пушкина в истории русской культуры России. Он сказал, что поэзия Пушкина «впервые показала нам, как русский дух, развернувшись во всю ширь и поднявшись полным взмахом, попытался овладеть всем поэтическим содержанием мировой жизни, и восточным и западным, и античным и библейским, и славянским и русским. Этой широтой поэтического захвата она дала нам почувствовать, какие нетронутые силы таятся в глубине выразившего ее народного духа, ожидая своего приза на общечеловеческое дело» (41, с.338).

воплощению своих взглядов, помогать преобразованию жизни посредством искусства.

Сопричастностью и состраданием к простым людям проникнуты роман «Обыкновенная история» И. А. Гончарова (1812 — 1891), ранние стихотворения Николая Алексеевича Некрасова (1821 – 1878), «Записки охотника» Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883), повести «Бедные люди», «Белые ночи» и «Двойник» Федора Михайловича Достоевского (1821 — 1881). При всем различии творческих натур авторов, их объединило общее стремление к правдивому воплощению социальных явлений и людских характеров.

Большое значение для развития литературы имела деятельность литературных журналов «Современник» и «Отечественные записки». Основателем «Современника» был А. С. Пушкин, а с 1847 года его возглавил Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский. В 40-е годы Х1Х века «Отечественные записки» сплачивали вокруг себя наиболее талантливых писателей и поэтов того времени – И..С. Тургенева, А. В. Кольцова, Н.А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. В этих журналах возникло новое для России явление — литературная критика. Кроме того, они стали и центрами литературных объединений, и выразителями разных общественно-политических взглядов. В них отражалась не только литературная полемика, но и идейная борьба.

Итак, первая половина Х1Х века стала временем зарождения новой литературы, которая оказывала мощное воздействие на духовную жизнь российского общества. Начиная с Пушкина и Гоголя, русские писатели стремились воплотить в своих произведениях высокий социально — гуманистический нравственный идеал. Кроме того, этот период считается временем складывания русского литературного языка. Выработка его норм была связана с усилением интереса русских писателей к отечественной истории, фольклору, народным традициям. Писатели и фольклористы П.В. Киреевский, В.И. Даль, А.Н. Афанасьев собирали и издавали народные сказки, пословицы, и поговорки, былины. Как уже было сказано, первым «реформатором» русского литературного языка был Н. М. Карамзин, но выдающаяся роль в этом принадлежит А.С. Пушкину.§4. Искусство.

В новый этап развития вступил в первой половине Х1Х века и театр, который развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. Существовали разные виды театров. По-прежнему были широко распространены крепостные театры, принадлежащие русским аристократическим фамилиям (Шереметьевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Они находились под мелочной опекой администрации, которая вмешивалась в репертуар и подбор актеров. Это тормозило театральное творчество. Но начинают появляться и частные театры, которые то разрешались, то запрещались властями.

В Петровском театре в Москве одновременно ставили оперные, музыкальные и драматические спектакли. Разделение труппы не было: артисты должны были хорошо уметь петь, танцевать и играть драматические роли. В 1824 году он был разделен на Большой (предназначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический).

Наиболее известный в Петербурге был Александринский драматический театр. В отличие от традиционно демократического московского Малого, этот театр был предназначен не для широкой публики, а главным образом для двора и чиновничества и носил парадно- официальный характер.

Из драматургов популярны были Александр Сергеевич Грибоедов (1795 – 1829), Николай Васильевич Гоголь и начинающий Александр Николаевич Островский (1823 – 1886), утверждавшие реалистические традиции в театральном искусстве. Социальная комедия А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся» (1849) открывала зрителю мир русского купечества, знаменитую комедию А. С. Грибоедова « Горе от ума» В. Г. Белинский отнесет «к самым могучим проявлениям русского духа» (9, с. 248), а постановка пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» станет крупным событием культурной жизни России. Также очень славились исторические пьесы Нестора Васильевича Кукольника (1809 – 1868), сатирические комедии Дениса Ивановича Фонвизина ( 1745 — 1792 ) и Ивана Андреевича Крылова (1769 – 1844).

В истории театра яркие страницы оставили такие актеры, как П. С. Мочалов (1800-1848) и М. С. Щепкин (1788 – 1863).

П. С. Мочалов, как крупнейший представитель романтизма в театре, приобрел особую популярность в ролях Гамлета (в трагедии В. Шекспира) и Фердинанда ( в драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь»). Великий актер Малого театра М. С. Щепкин стал основоположником реализма, подлинным реформатором русского театра (первый предложил подчинить весь творческий процесс на сцене единой идее). Он был уникальным театральным явлением. Как бился он за свой репертуар! В 1830 году М.С. Щепкин впервые поставил в свой бенефис «Горе от ума», в 1852 году добился снятия цензурного запрета со «Скупого рыцаря», а в 1862 году отвоевал «Нахлебника» И. С. Тургенева и «Свои люди — сочтемся» А. Н. Островского. М. С. Щепкин был тем актером и человеком, которые сделали русский театр явлением не только культуры, но и общественной жизни. Недаром, когда в 1831 году он подал заявление о возобновлении контракта Императорским московским театром, его директор написал на заявлении: «На сто лет, только бы прожил».

Основы русской театральной школы будут закладывать талантливые артисты – В. А. Каратыгин, Е. С. Семенова, А. Е..Мартынов и др.

С этого же времени начинается становление режиссуры и искусства оформления спектакля. Итак, мы увидели, что «первые десятилетия Х1Х века отмечены нарастающим развитием русского театра: растет популярность театрального искусства, на смену театру крепостному приходит «вольный театр» — государственный и частный» (74, с. 252).

Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влиянием литературы. «Уходили в прошлое балеты «чистейшего классицизма» (23, с. 244). Им на смену приходили сентиментальные мелодрамы и романтические постановки. Кроме того, в репертуаре появляются балеты, сюжет которых был подсказан литературой: «Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» А. С. Пушкина. В либретто балетов использовались мифология, сказки, события из реальной жизни разных стран.

Своим успехом балет в России обязан педагогу и драматургу Ш. Дидло. Он создал основы русского классического балета на основании национальных мотивов и традиций европейского танцевального искусства. Под его руководством на Петербургской сцене блистали А. С. Новицкая, А. И. Истомина, А. А. Лихутина и др.

В первой половине Х1Х века открылась новая страница в истории отечественной музыкальной культуры. Там изменения произошли больше, чем в других видах искусства. Если прежде традиционно преобладала бытовая опера, то теперь композиторы не стремятся к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ, а обращаются к героическим сюжетам исторического прошлого России, внедрения народной мелодии и национальной тематики. Одной из первых в этом ряду стала опера К. А. Кавоса «Иван Сусанин» (1815). Романтическое направление в музыкальном искусстве представлял также А. Н. Верстовский (1799 – 1862), автор популярной оперы «Аскольдова могила» (1835).

Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра — русского романса. Благодаря своей задушевности, искренности, мелодической красоте романсы пела вся Россия. Самыми знаменитыми представителями русского романса, кроме А. Н. Верстовского, были А. А. Алябьев (1799 – 1862), А. Е. Варламов (1801 — 1848), А. Л. Гурилев (1803 – 1856).

Большое количество зрителей собирали концертные залы, ведь посещение музыкальных салонов, да и вообще музицирование, были в те годы обязательной частью образования и любимой формой проведения досуга. Популярностью пользовались музыкальные вечера в салонах А. А. Дельвига, В. Ф. Одоевского, З. А. Волконский.

На центральное место в русском искусстве первой половины Х1Х века принадлежит Михаилу Ивановичу Глинке ( 1801 — 1857 ), заложившему основы национальной школы русской музыки, применив европейскую нотную систему и теорию музыки для изложения русских народных мелодий. Оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» положили начало двум основным линиям в русском оперном искусстве Х1Х века – народно-героической и легендарно-сказочной. Изысканная аристократическая публика сначала была шокирована, но потом восторженно приняла создателя русской классической музыки. Кроме опер М. И. Глинка писал романсы, этюды, хоры и струнные квартеты. «Арагонская хота», «Камаринская» оказали огромное влияние на русскую симфоническую классику. Композитор всегда был «вне политики», но все же события Отечественной войны 1812 года и трагедия декабристов не могли не тронуть его сердце. Глинка считал своим высшим долгом возвеличить в музыке образ народа, показать его духовное богатство и лучшие нравственные качества. Идеалом красоты для композитора была русская народная музыка. Хорошо известны его слова: «Создает музыку народ, а мы, художники, ее только аранжируем».

Работу М. И. Глинки продолжил его приемники, первым среди которых надо назвать Александра Сергеевича Даргомыжского (1813 — 1869). Его творчество отличается большой социальной напряженностью. Выдающееся главное произведение А. С. Даргомыжского — опера «Русалка» (1855) по поэме А. С.. Пушкина — продолжило открытый Глинкой жанр народно-бытовой психологической оперы. Композитор вводил в свои произведения бытовые сюжеты и народные песенные мотивы, удачно развивал приемы и средства музыкальной выразительности. Неслучайно своеобразным манифестом творчества А. С. Даргомыжского считаются его слова: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Под правдой композитор понимал точную передачу внутренних состояний человека в его музыкальном «портрете». Свидетельством этому романсы и песни А. С. Даргомыжского «Титулярный советник», «Старый капрал».

Роль А. С. Даргомыжского в истории русской художественной культуры чрезвычайно велика. Его оперы «Русалка», «Каменный гость», «Эсмеральда» и другие музыкальные произведения стали яркими страницами русского музыкального искусства. Большое место в наследии композитора занимает камерная вокальная музыка, им написано около 100 романов и песен. Не обладая масштабностью гения, этот мастер расширил и углубил те высокие принципы реализма и гуманизма, которые подхватили композиторы последующих десятилетий.

Для изобразительного искусства произошедшие изменения в обществе и духовной жизни России первой половины Х1Х века – это время исканий и расцвета, прорыва к мировой славе. Для этого вида искусства также был характерен романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. В русской живописи традиции классицизма требовала соблюдать Академия художеств, поэтому классицизм в живописи получил название академизма. Однако у художников возрастает интерес к изображению духовного мира человека.

Одним из наиболее распространенных жанров живописи становится романтический портрет. Ярким представителем романтизма в живописи стал замечательный художник Орест Адамович Кипренский (1782 — 1836), запечатлевший образы А. С. Пушкина, П. А. Оленина, Д. В. Давыдова, Е. Л. Ростопчиной, В. А. Жуковского, О. А. Кипренский предстает перед нами художником, внимательно вглядывающимся в мир, пытающимся разгадать тайну человека и человечества. Кипренский первым из русских живописцев завоевал всеевропейское признание. Это случилось еще во время его пенсионерской поездки за границу 1816-1823 годов. Эта поездка была связана с получением в Академии большой золотой медали, но отсроченной руководством из-за военных событий. В 1819 году художнику был сделан почетный заказ на автопортрет для галереи Уффици во Флоренции, где хранятся автопортреты всех мастеров с мировой славой (см. Приложение 2).

Прогрессивные стороны романтизма нашли свое отражение и в пейзажной живописи Сильвестра Феодисиевича Щедрина (1791 – 1830). Одно из лучших его работ — «Малая гавань в Сорренто» (1826). Пейзаж на полотне трактован как реальный вид.

Классицизм в русской живописи представлял Карл Павлович Брюллов (1799 – 1852), оказавший огромное влияние на русское искусство. Он был неповторимым мастером цвета, вспомним хотя бы его картины «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» и «Итальянский полдень». К.П. Брюллов многого добился и в портретном жанре, принесшем ему европейскую известность. Его портреты поражали необыкновенной динамикой («Всадница»), мастерством композиции и необычным колоритом («Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Амалицией», «Портрет княгини Е. П. Салтыковой»). Особую славу художнику принесло полотно «Последний день Помпеи», в котором проявились все лучшие стороны его дарования. Каждая группа, представленная на нем, необыкновенно значительна, каждая фигура настолько пластична, цельна и объемна, что создает ощущение, будто ее можно обойти кругом и осмотреть со всех сторон. Картина «Последний день Помпеи», была закончена в 1833 году (см. Приложение 3). На выставке в Париже она получила золотую медаль. Шумный успех этой картины, горячее одобрение А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя произвели переворот в российской живописи. Пожалуй, впервые в выставочные залы пошел купец и мещанин: всем хотелось увидеть новое чудо.

Романтическая школа, оказавшая воздействие на творчество К. П. Брюллова, выдвинула во второй четверти Х1Х века такого мастера, как Иван Константинович Айвазовский (1817 — 1900). Лучшие произведения художника волнуют не только выразительной передачей мощи водной стихии. В его картинах нередко противопоставляются энергия природы, мощная, но слепая, и энергия человека, разумная, направленная твердой волей. Это противопоставление составляет суть наиболее знаменитой картины Айвазовского «Девятый вал» (1850). Однако следует отметить, что Айвазовский не избежал влияния академического романтизма. В этом русле появились произведения, несвойственные его таланту, например «Хождение по водам».

Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен отражаются в картинах крупнейшего мастера русской живописи Александра Андреевича Иванова (1806-1858). Основным произведением его жизни стала картина «Явление Христа народу», над созданием которой художник трудился 20 лет (1837-1858). Он мастерски выстроил композицию, создав ансамбли, связанные схожестью людей или контрастом между ними. Кроме того, каждый из множества персонажей, изображенных на картине, индивидуален и по-человечески неповторим (см. Приложение 4). Главная идея этой работы — высокое предназначение просвещения, слова способного указать народу путь к лучшему будущему.

Рождение особенно популярного в Х1Х веке народно-бытового жанра связано с творчеством Алексея Гавриловича Венецианова (1780 – 1847). Его картины стали настоящим открытием в русской живописи. Он создал уникальный стиль, соединив в своих произведениях традиции академизма, русского романтизма начала Х1Х века и идеализацию крестьянской жизни. В работах 20-х гг. «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка» и другие художник повседневную жизнь крестьян в поэтических красках, тонко чувствуя и передавая красоту родной природы и труда. Картины А. Г. Венецианова вызвали такой широкий резонанс, что позволили художнику организовать собственную школу.

Его традиции продолжил основоположник критического реализма в русской живописи Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Художник ввел в бытовой жанр драматические сюжеты (« Свежий кавалер», «Анкор, еще анкор!», «Завтрак аристократа»), а также поэтическое восприятие обыденной жизни, добрый юмор («Сватовство майора»). Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н. В.Гоголем в литературе.

Не менее реалистичны были произведения Василия Андреевича Тропинина (1776-1857), который изображал сцены жизни русских крестьян. Кисти Тропинина принадлежит и замечательный портрет Пушкина — в непринужденной домашней обстановке.

Характерно то, что к каким бы темам и сюжетам ни обращались художники, содержание их произведений была Россия с ее проблемами. Так задумывали художники, так воспринимали это зрители. «Взгляните на это странное произведение, — писал по поводу «Последнего дня Помпеи» К. П. Брюллова А. И. Герцен — на огромном полотне теснятся в беспорядке испуганные группы; они напрасно ищут спасения…. Их уничтожит дикая, бессмысленная, беспощадная сила, против которой всякое сопротивление невозможно. Эти вдохновения, навеянные петербургскою атмосферою» (41, с.343).

Центром художественной живописи России явилось открытие в 1832 году в Москве Училище живописи, ваяния и зодчества.

На рубеже ХV111 – Х1Х вв. наметился подъем русской скульптуры, особенно скульптуры монументальной. Хотя она еще продолжала оставаться частью архитектурных сооружений с классическими установками Академии художеств. Наиболее известные представители — Иван Петрович Мартос (1754-1835), Борис Иванович Орловский (настоящая фамилия Смирнов, 1796-1837), Петр Карлович Клодт (1805 — 1867) и Федор Петрович Толстой (1783-1873). И. П. Мартос создал первый в Москве памятник – К. Минину и Д.Пожарскому, установленному на Красной площади в 1812 году. Эта скульптурная композиция изображает нижегородского старосту Кузьму Минина, который призывает князя Дмитрия Пожарского к спасению Отечества. Рельеф на переднем фасаде постамента повествует о сборе пожертвований в Нижнем Новгороде на нужды народного ополчения. Рельеф с тыльной стороны постамента – о победоносном изгнании врага. На пьедестале начертаны слова «гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия» (см. Приложение 5). Эта надпись напоминает о том, что памятник сооружался по всенародной подписке. Таким образом, все в монументе продиктовано стремлением выразить патриотическую идею. Она усиливается в призывном месте Минина. Этот жест воспринимается обращенным, прежде всего, к Пожарскому, но с другой стороны, ладонь руки Минина раскрыта на площадь, к народным массам. Следовательно, призыв героя – это призыв и к народу пойти за полководцем. Далее бронзовая рука воздета к небу, словно требуя от высших сил вмешательства и помощи русскому народу в его священной борьбе. Мартос усиленно добивался того, чтобы зритель с любой точки видел поднятую руку фигуры. Для достижения этого мастер пошел на очень смелый пластический прием, который обнаруживается, если рассмотреть фоторепродукции — рука Минина выглядит превышающей нормальные для данных пропорций размеры.

По проекту А.А.Монферрана была воздвигнута 47-метровая колонка на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру и монумент в честь победы в войне 1812 года, а Б.И. Орловский украсил Александровскую колоннаду грандиозной фигурой ангела мира (6,5м).

Б. И. Орловскому принадлежат памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Петербурге. Их установили перед Казанским собором в 1837 году в честь победы над Наполеоном.

Автором четырех скульптурных групп в Аничковом мосту через Фонтанку «Укротители коней» и конной статуи Николая 1 был П. К. Клодт. Но славу мастеру принес монументально-декоративный ансамбль на Аничковом мосту в Петербурге (1833-1850). В традиционный для классицизма образ скульптор привнес страстный романтический порыв, стихийную безудержность. Работа Клодта говорит о том, что и в ваянии середины века начинает ощущаться утеря классической строгости. Ей на смену приходят идеи, созвучные как романтическому, так и реалистическому направлению в развитии русской культуры. В этом отношении показателен памятник И. А. Крылову, завершенный Клодтом в 1855 году. Перед нами не парадный портрет, а скорее, реалистическое жанровое изображение, увеличенное до размера, подобающего памятнику. Образу, имеющему поразительное сходство с моделью, сопутствуют конкретные бытовые дополнения — изображения животных на постаменте (эти изображения выполнены жанристом – рисовальщиком А. Агиным), некогда очеловеченных в бессмертных строках басен (см. Приложение 6).

Серии замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812 года, создаст Ф.П. Толстой. Мастер происходил из знатного рода и первоначально получил не художественное, а военное образование. Однако любовь к искусству привела к тому, что он вышел в отставку стал посещать на правах вольнослушателя Академию художеств, где и привлек к себе внимание скульптора И. П. Прокофьева. Природные способности в соединении с трудолюбием помогли Ф. П. Толстому добиться известности, тем более что он активно выступал не только как скульптор, но и как акварелист и график. В его доме бывали А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский и многие другие видные деятели культуры. Отличаясь передовыми взглядами, художник участвовал в движении декабристов и даже входил в Коренной Совет Союза Благоденствия. Работы Ф. П. Толстого были известны не только в России, но и за границей. Очень часто офицеры, возвращавшиеся из заграничных походов 1813 – 1814 годов не раз приносили скульптору приобретенные за рубежом памятные изящные отливки с изображением мужского профиля в древнем воинском шлеме. Это было символическое воспроизведение грозного славянского божества Родомысла, наделенного качествами, которыми в античной мифологии обладали Марс и Минерва. Офицеры хотели поразить Ф. П. Толстого мастерством европейских медальеров. Скульптор в ответ показывал на свою подпись, оттиснутую, но не замеченную владельцами медалей.

«Родомысл» положил начало серии из двадцати одного сюжета, созданной Ф. П. Толстым на протяжении 1814 – 1836 годов. Автор запечатлел наиболее важные политические и военные эпизоды от «Народного ополчения» до «Покорения Парижа» и «Мира Европе». Характерным примером для всего цикла может считаться «Народное ополчение» (1836) (см. Приложение 7). Здесь представлена, как и на прочих медалях, аллегорическая сцена: женщина в кокошнике, олицетворяющая Русь, протягивает мечи трем стоящим перед нею мужеским фигурам. Мужские фигуры — это дворянство, купечество и крестьянство, объединенные единым патриотическим порывом. «Несмотря на небольшой размер произведения, его отличает монументальность художественного изображения. Движения персонажей, заполняющих собой почти всю площадь круга, динамичны и досконально прорисованы; четкость силуэта усиливается двухцветной раскраской (розовый воск на черном фоне в оригиналах; белые фигуры на голубом или синем фоне в гипсовых отливках). Изображение отлично вписывается в тондо — круглую форму» (29, с. 46).

Скульптурные работы первой половины века составляют славу и Гордость русской культуры. «Каждая эпоха вырабатывает свои особые типы зданий, которые имели определенную планово-композиционную структуру. В ней как бы сливались воедино требования функционального, конструктивного и художественного порядка» (7, с.22). Архитектура первой половины века продолжило традиции классицизма. Русский ампир ( поздний классицизм, характерный для первых трех десятилетий века) отличали массивные, монументальные формы с богатыми украшениями, унаследованные от императорского Рима. Особенная черта классицизма в архитектуре – создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге, в котором многие кварталы поражают своим единством и гармоничностью. Наиболее яркий памятник ампира создал Андреян Дмитриевич Захаров (1761 –1811) — это здание Адмиралтейства в Петербурге (см. Приложение 8). Адмиралтейство – не только ключевой элемент архитектурной композиции центра города. Оно должно было языком архитектурной композиции рассказать о славе и истории русского флота. А. Д. Захаров сохранил замечательный золоченый шпиль центральной башни, созданный ранее И. К. Коробовым, но обогатил ее вид скульптурами Ветров, Кораблестроения и др. От Адмиралтейства разошлись лучи петербургских проспектов. Стрелку Васильевского острова не только украсило здание Биржи швейцарского архитектора Тома де Томона (1760 –1813), но и изменила облик столицы (см. Приложение 9). Корпус Биржи был поднят на высокий цоколь, предназначавшийся для расположившихся в нем торговых складов. Главная часть здания – парадный зал — возвысилась над монументальным и торжественным сооружением. Невский проспект приобрел завершенный вид после возведения Андреем Никифоровичем Воронихиным (1801 — 1814) Казанского собора. При строительстве купола собора впервые в России были применены металлические конструкции. Еще при проектировании собора, по требованию Павла 1 архитектору была поставлена задача, чтобы собор размером и видом походил на собор св. Петра в Риме. Это требование и обусловило наличие колоннады, отдаленно напоминающей колоннаду его римского прототипа: два ее крыла, изогнутые в плане, состоят из семидесяти двух коринфских колонн, несущих антаблемент с балюстрадой. В композиции Казанского собора впервые в русской архитектуре значительную роль в создании художественного образа стала играть скульптура. Стремясь реализовать идею о мемориальном назначении собора, авторы поместили по бокам бронзовые скульптуры князя Владимира, Александра Невского, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного. А после победы над французами военно-мемориальный облик собора завершили памятники М. И. Кутузову и М. Б Барклаю де Толли, установленные перед боковыми портиками колоннады и органично влившиеся в архитектурно-скульптурный ансамбль собора. Воронихин также участвовал в строительстве Горного института, архитектурных Ансамблей Павловска и Петергофа, положил начало ансамблю Невского проспекта.

Самое высокое здание России того времени – Исаакиевский собор — строился долгих сорок лет (см. Приложение 10). Автором проекта был французский архитектор Огюст Монферран (1786 — 1858). Это крупнейшее сооружение до сих пор вызывает споры. Здание тяжелое, перенасыщенное украшениями, мрачное и темное внутри, прямоугольное в плане. Оно оформлено с четырех сторон одинаковыми многоколонными портиками с тяжелыми фронтонами, украшенными горельефами. Для облицовки Монферран использовал светло — серый олонецкий мрамор, заменив им традиционную штукатурную облицовку темных тонов. Необычным в соборе было также применение гранитных колон в композиции фасадов. Поэтому формы собора кажутся такими тяжеловесными, а многочисленные декоративные украшения нарушают былую гармонию архитектурных форм и скульптурных дополнений. Выразительность и законченность Исаакиевскому собору придает Александровская колонна.

Сделать Петербург настоящим произведением искусств мечтал Карл Иванович Росси (1775 – 1849), крупнейший зодчий Петербурга, главный Представитель школы русского ампира. «…Росси, несмотря на свое итальянское происхождение, был по характеру своего творчества русским мастером» (21, с. 88). По его проекту в Петербурге построено здание Русского музея с площадью Искусств, Александринский театр. Напротив зимней резиденции русских царей появилось здания Министерства финансов и Министерства иностранных дел, объединенные аркой главного штаба. Над аркой возвышается скульптурная группа, посвященная Отечественной войне 1812 года. В центре композиции – колесница крылатой богини Победы. Карлом Росси были созданы здания Сената и Синода на Сенатской площади. Каждый зодчий расширял свою задачу, не просто вписывая сооружения в улицы и площади Петербурга, но и придавая районам столицы новый облик.

Сгоревшая Москва тоже отстраивалась в традициях классицизма. Там, в стили ампир, были выполнены работы Осипом Ивановичем Бове (1784 – 1834). Это реконструированная после пожара 1812 года Красная площадь, Театральная площадь с Большим театром (см. Приложение 11), Триумфальные ворота (см. Приложение 12) и др. Грандиозное здание Манежа было построено в честь пятилетия победы над Наполеоном и для смотра войск, возвращавшихся в 1817 году из заграничного похода. В Дальнейшем это здание использовалось для проведения парадов, для сельскохозяйственных и этнографических выставок, музыкальных концертов. В этом же ключе построил здание Московского университета и Опекунский совет на Солянке архитектор Демьян (Доменико) Иванович Жилярди (1785 – 1845).

Стремительно меняющаяся жизнь предъявляла новые требования к архитектуре, и к 30-м годам века начинается кризис классицизма, утрачивается ансамблевое мышление, начинается период эклектики. Все больше появляются строения с элементами барокко, мотивами итальянского Возрождения или русско-византийского стиля. Главным девизом архитекторов стало следование желанию заказчика и предназначения здания. Создатель русско-византийского стиля Константин Андреевич Тон (1794 – 1881) работал над проектом храма Христа Спасителя (см. Приложение 13). Он был заложен в 1839 году, как символ избавления от нашествия французов в 1812 году. Строительство храма Спасителя было закончено лишь в 1883г. к. А. Тон преобразил территорию Кремля, построил Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. В этом же стиле были выстроены и первые железнодорожные вокзалы России – в Москве и Санкт-Петербурге.

Подражая обеим столицам, преображались и провинциальные города. Там работали архитекторы Я. Н. Попов, В. П. Стасов и др. По проекту В. П. Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А. И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглыми зданиями, обращенными к морю, и в центре с памятниками герцогу Ришелье – создателю и первому губернатору Одессы. Ансамбль завершала величественная лестница, ведущая к морю. В отличие от русской архитектуры второй половины 80-90-х годов века, когда главные сооружениями помимо храмов были богатый дворец и богатая усадьба, в первой половине века внимание архитекторов обращается на возведение общественных – гражданских и административных зданий, формирующих центры общественной жизни (см. Приложение 14).

Как видим, художественная культура первой половины века стремилась к небывалому взлету. Ей мало было создавать шедевры, она всегда пыталась выйти за рамки жанра, или понять его к высшим вершинам, или открыть абсолютно новые пути и возможности искусства.

Внешняя открытость культуры этого времени сказалась, прежде всего, в ее восприимчивости к тому новому, что предлагала культура мировая. Погоня за идеями и модами века, желание за десятилетие освоить то, на что у соседей ушло полвека, приводило к мельканию стилей и методов.

Одни из них, едва вступив в права и не исчерпав возможностей, вынуждены были уступать место другим. Эти столкновения идей и методов мешали художникам, но они же открывали перед ними неведомые ранее перспективы использования смешения стилей и жанров.

Литература, архитектура, живопись, музыка, театр – каждая из этих сфер художественной культуры переживала в первой половине века период зрелости и расцвета. Рассмотрев и проанализировав особенности ее развития, можно сделать следующие выводы:

1. Художественная культура – совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью.

2. Художественная культура первой половины века была тесно связана с мировыми и российскими политическими событиями.

3. Важным средством формирования общественного создания в первой половине века стала литература, в ней закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность, чувство национального самосознания, патриотизм.

4. Художественная культура первой половины века — это сложное явление, обладающее определенной целостностью. К середине века она переживает невиданный взлет и приобретает европейское и мировое значение. Яковкина Н.И. В своей книге «История русской культуры:XIX век» анализирует развитие русского изобразительного искусства в первой половине XIX века Центром художественной жизни России и единственным к началу XIX века высшим художественным учебным заведением была Академия Художеств. Одновременно она являлась арбитром в различных вопросах искусства, в стенах ее устраивались выставки произведений русских художников, через нее распространялись и заказы.

Таким образом, академическая система обучения в первой половине XIX века, благодаря своей стройности и целенаправленности, обеспечивала высокий уровень профессиональных знаний и навыков.

Активное вмешательство Николая I не только в административные дела Академии, но и в творческий процесс, привлечение большинства профессоров к выполнению огромных и хорошо оплачиваемых правительственных заказов, контроль над выставками — все это действенно способствовало формированию особого консервативного художественного направления, получившего название академизма.

Направление классицизма возникло в русском изобразительном искусстве так же, как в литературе и театре, во второй половине XVIII века, но в отличие от них существовало более длительный период, охватив всю первую половину XIX века и полноправно сосуществуя с романтизмом и сентиментализмом.

Классицизм, в русском изобразительном искусстве исчерпавший во второй четверти XIX века свои художественные и идейные возможности, выражается в так называемом академизме (выделено мною — Н. Я.), направлении, принятом Академией как единственная художественная школа.

Академизм, консервируя привычные классицистические формы, выводил их на уровень непреложного закона, игнорируя в то же время гражданственную высоту содержания.

В первой половине XIX века мастером, наиболее полно отразившим черты сентиментализма, был А. Г. Венецианов. Художник смело противопоставил канонам классицизма новые приемы письма. В противовес академическим традициям сюжет картины был взят не только из современной жизни (а не античной истории или мифологии), но из жизни «низкой», трудовой, крестьянской. Не подвиги крестьянских героев воспевал художник, а тяжкий труд русского хлебопашца.

Система, равно как и творчество Венецианова, подрывая каноны академизма, внесут весомый вклад в развитие и совершенствование реалистического метода в русском изобразительном искусстве, подготовят дальнейшие его успехи в 40-50-х годах.

Романтизм в живописи и скульптуре был порожден теми же социальными факторами, что и в литературе. Тому и другому были присущи общие Основные черты. Однако романтизм в изобразительном искусстве, в отличие от романтизма Литературного, получил более сложное преломление, сочетаясь по большей части с элементами классицизма или сентиментализма. Поэтому в произведениях мастеров, даже наиболее типичных для этого направления, таких, как Б. Орловский, Ф. Толстой, С. Щедрин, О. Кипренский, ясно ощущается влияние разных художественных направлений.

Карл Брюллов был, пожалуй, наиболее известным русским художником первой половины XIX века. Его картина «Последний день Помпеи» не только вызвала необычайный восторг современников, но и принесли тему европейскую славу.

Все, знавшие Брюллова, отмечали яркую одаренность его и необычайную творческую активность

Живой ум, необычайная творческая энергия, талант живописца — все это обусловило постоянный художественный поиск мастера, стремление писать по-своему, вырваться из жестких рамок академического искусства. Выдающиеся способности позволили ему еще в годы учения превосходно овладеть всеми навыками академической школы и глубоко их усвоить

В 30-40-е годы XIX века в русском изобразительном искусстве, так же как и в литературе, появляются и развиваются ростки нового художественного направления — реализма.

Одним из основоположников реалистического направления в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов, творческий путь которого, исполненный драматизма и борьбы, был недолгим.

Основой творчества художника стало постоянное наблюдение жизни.

Таким образом, размышляя о существе общественных отношений того времени, художник не ограничивается критикой отдельных негативных явлений, но постоянно стремится к обличению всей политической системы в целом. Показательно, что еще Крамской назвал Федотова «Гоголем в русской живописи».

Таким образом, мировоззренческая позиция художника, так отчетливо проявившаяся в произведениях зрелого периода, близка в основных своих чертах — неприятии и обличении социальной несправедливости, искреннем демократизме, сочувствии «маленькому человеку» — идеям русских революционных демократов 40—60-х годов XIX века.

Рябцев Ю.С., анализируя художественную культуру первой половины XIX века, писал: «Три имени открывают русскую живопись XIX столетия — Кипренский, Тропинин, Венецианов. У всех разное происхожление: незаконнорожденный помещичий сын, крепостной и потомок купца. У каждого свое творческое устремление-Романтик, реалист и «деревенский лирик»»

Романтизм провозгласил независимость человеческой личности, ее индивидуальность, свободу проявления чувств. В портретной живописи эти его черты особенно отчетливы. Художников-романтиков интересовала, в первую очередь, яркая индивидуальность человека, его духовная жизнь, движение чувств. Их персонажи задумчивы, мечтательны.

Романтической живописи присущи смелые композиционные и цветовые решения, контрастные световые эффекты. Провозглашая свободу творчества художника, романтизм в отличие от классицизма, не сковывал его никакими ограничениями.

Г лава 2. Художественная культура России первой половины XIX века в школьном курсе отечественной истории

§1. Роль в изучении материалов по художественной культуре в формировании и воспитании школьника

Художественная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни — от первых шагов до ухода в мир иной. Чем раньше мы начнем вводить детей в мир художественной культуры, тем добьемся лучших результатов.

Сегодня становится очевидным, что именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, учит его бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способности к осмыслению окружающего мира. Современный школьник-человек мыслящий и творческий, а учитель – человек, который должен помочь ему раскрыть эти качества. Но убеждения и нравственная позиция человека не могут быть механически усвоены или вычитаны — они должны быть пережиты и прочувствованы.

Так какую же роль в нравственном и эстетическом развитии личности играет изучение художественной культуры?

Ребенок играет на рояле, рисует, и вот нам уже кажется, что он приобщился к культуре. Особенно — если он изучал историю художественной культуры и даже знает, когда жил, что создал тот или иной гений. И мы уже всерьез полагаем: он стал духовно богатым. Но оказывается, можно знать всю историю развития художественной культуры и не познать ее ценности.

Вот почему воспитание высоконравственной личности должно происходить в школе через постижение не только основ наук, но и основ художественной культуры. Изучая произведения художественной культуры на уроках истории и во внеурочных занятиях, учитель должен ставить перед собой следующие задачи:

1. Воспитание школьников в качестве граждан России, уважающих

национальные и общечеловеческие ценности, способных принимать свою и чужую культуру: гордость за свою историю, свою культуру не должна приводить к попыткам принизить ценность и значимость других народов, других культур.

2. Воспитание учащихся в духе ценностей демократичного общества воспитание уважения к человеческой личности, раскрытие ценности деятельности человека, уникальности и неповторимости личности любого человека, культуры народа, религиозных и научных взглядов, эстетического восприятия.

Ведь всем очевидно, изучая произведения художественной культуры в историческом контексте, школьники не просто знакомятся с достижениями искусства, они приобщаются к огромному духовному наследию человечества. Знакомясь с явлениями художественной культуры, учащиеся учатся воспринимать ее как своеобразное «окно» в мир, уникальную возможность «погружения» в различные исторические эпохи, развивают творческие способности освоения историко-культурного пласта.

Однако, знакомя учащихся с материалами художественной культуры того или иного исторического периода, учитель открывает им не только внешние стороны произведений искусства, но и говорит об их внутренних сторонах: эмоционально — нравственном , эстетическом и этическом содержаниях. Он дает представление о художественной культуре как огромном и увлекательном мире, в котором человечество накопило огромный опыт решения нравственных проблем, опыт поисков, находок и ошибок. Учитель вводит школьников в мир искусства, как мир поисков не просто красоты и гармонии формы, а красоты и гармонии духовной жизни. В процессе общения с произведениями искусства школьники должны увидеть в них воплощение гуманистической философии. Всестороннее и многогранное введение художественной культуры в учебный процесс дает возможность развивать эмоциональную память воображение, образное видение, творческие способности, и художественный вкус школьников. Например, в процессе знакомства с памятниками изобразительного искусства школьники развивают умение и способность рассматривать произведения живописи, архитектуры скульптуры; умение видеть отдельные детали (фрагменты), понимать их смысл и значение; воспринимать детали произведения во взаимосвязях.

Изучая произведения художественной культуры, учащиеся учатся. Отличать их художественные особенности, понимать язык, которым «говорит» искусство изучаемой эпохи. Пополняя свой зрительский опыт, ребята формируют собственное впечатление от произведений художественной культуры, учатся доказательно и обоснованно высказывать свое мнение, приобретают навык оценочных суждений, эмоционально — ценностного отношения к памятникам культуры и одновременно знакомятся со многими историческими событиями. Художники, стремясь передать неповторимые черты природы родной страны, типы и характеры ее обитателей, одновременно откликались и на важнейшие политические события. Кроме того, на уроках по изучению художественной культуры, ребята приобретают специфические навыки работы и с литературными текстами и накапливают опыт прослушивания музыкальных произведений. Ведь произведениям литературы принадлежит особая роль в обучении истории. «Они выступают не только как источники знаний, но и раскрывают этические и эстетические идеалы своего времени» ( 26, с. 152). Через музыкальное и литературное произведение создается настрой учащихся на восприятие живописных полотен, происходит перенос в данную историческую эпоху. Познавательная функция литературы и музыки неотделимы от эстетической. Нет, и не может быть истинного изучения художественной культуры без одновременного воспитания чувства прекрасного, чувства наслаждения художественными произведениями. На уроках истории по изучению художественной культуры у школьников развивается навык критического мышления. Человек, мыслящий критически , не принимает навязанных фраз и стереотипов. В основе его мышления лежит работа с информацией, осмысление ее, сопоставление разных точек зрения и оценивание. Освоение навыков критического мышления — очень важное умение, которое пригодится ребятам в их дальнейшей самостоятельной жизни, ведь в обществе постоянно растет поток информации и где, в особенности через Интернет, информация поступает самого разного качества.

Специфика художественной культуры состоит в том, что она воздействует на человека, вызывая сопереживание. Поэтому на уроках истории очень важно передать впечатление, которое вызывало художественное произведение в прошлом, и которое оно вызывает сейчас. Ибо передача впечатлений вызывает элемент сопричастности к ним. Поведение исторических личностей, особенно в сложных жизненных ситуациях, всегда привлекает внимание ребят. Отношение к ним обычно эмоционально окрашено сочувствием, одобрением или ненавистью, презрением. На таких примерах можно воспитывать такие качества личности, как смелость и мужество, честность и стойкость, самопожертвование и трудолюбие. Например, рассматривая на уроке романтизм первой половины Х1Х века, мы не можем не сказать о поэтах- декабристах, их судьбе, и показать ребятам какие лучшие качества проявили эти люди: мужество, стойкость, веру в лучшее будущее. У ребят должно появиться желание осмыслить жизненные позиции поэтов-декабристов и сформировать свои нравственные убеждения. У учащихся, особенно школьников среднего звена, хорошо развито воображение. Поэтому, создавая на уроке проблемные ситуации, учитель может попытаться с помощью произведений художественной культуры, перенести ребят в реальную, но далекую действительность. Это поможет не только узнать об историческом событии, но и стать непосредственным, хотя и «виртуальным», его участником. Такие уроки истории будут интересными и запоминающимися, а это будет способствовать эстетическому воспитанию ребят. Использование наглядных пособий по художественной культуре на уроках позволяет, опираясь на формирование зрительных образов сочетать формы групповой и индивидуальной работы. Это способствует формированию у школьников культуры общения и коммуникативных навыков, а это значит, что:

1. Ребята овладевают устной и письменной речью.

2. Формируют умение вести диалог и участвовать в дискуссии.

3. Учатся с помощью развернутой монологической речью раскрывать содержание изучаемой проблемы.

4. Выступать с сообщениями и докладами.

В урочной и внеурочной работе учитель вправе использовать произведения художественной культуры по своему усмотрению, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностях учащихся, своих личных симпатий, наличия соответствующих материалов. Но это должны быть выдающиеся образцы живописи, скульптуры, литературы, графики, в которых нашли отражение важнейшие факты и события изучаемой эпохи. По возможности, каждое произведение художественной культуры, отобранное учителем для изучения должно быть художественным, увлекательным и «должно выполнять определенную воспитательную роль (т.е. способствовать формированию идейных убеждений, нравственных идеалов и эстетического вкуса учащихся)» (22, с.125), Например, при изучении художественной культуры России первой половины ХIХ века, учитель рассказывает ребятам о возникшей в это время идеи народного подвига и беззаветной преданности Отчизне. Эта идея нашла отражение во всех видах искусства этого периода: литературе, живописи, музыки, архитектуре. Для подтверждения своих слов учитель может рассказать о творчестве гениального русского композитора М. И. Глинки и о его опере «Жизнь за царя», так как это сочинение посвящено глубоко патриотической теме: герой гибнет, защищая Россию.

Изучать историю художественной культуры в школьном курсе — значит не только рассказывать ребятам сотни дат тысячи фактов: имен художников, названий произведений, памятных дат. « Мы не можем ограничиться только изложением фактов, главное в ответе ученика – рассуждения, самостоятельный анализ, объяснения явлений» (71, с. 57).

Нужно научить ребят понимать внутреннее строение художественной культуры и закономерности ее развития. Важно научить школьников представить себе, какие силы управляют ее развитием, что вызывает к возникновению, а затем угасанию направления, течения, стиля, обусловливает смену творческих методов. Учитель должен знать, что его ученики могут не блистать энциклопедическими знаниями по истории художественной культуры. Важно донести до школьников характерные черты художественной культуры характеризуемого периода его и основные направления. При изучении художественной культуры России первой половины Х1Х века учащиеся должны усвоить:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст