Хорошие плоды из мудростей и положений джихада

Имам Ибн аль-Мубарак говорил:

“Джихад – это дверь, которую Аллах

не открывает никому, кроме избранных,

приближенных Своих рабов”. См. “Мукъаддима

аль-Инджад” 1/27.

Имам Ибн аль-Хадж аль-Малики говорил:

“Не следует муджахиду выступать в джихад,

пока он не спросит у обладающих знанием,

как ему делать джихад”. См. “аль-Мадхаль” 2/13.

ХОРОШИЕ ПЛОДЫ

ИЗ МУДРОСТЕЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ДЖИХАДА

Шейх

‘Абдурраззак аль-Бадр

Перевод подготовил

Абу Салим.

Казахстан, г. Астана

Первое издание

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Первое: шариатский смысл джихада

Второе: виды и степени джихада

Джихад против самого себя

Джихад с шайтаном

Джихад с неверующими и лицемерами

Джихад с приверженцами притеснения, нововведений и порицаемых действий

Третье: предписание джихада

Четвертое: цель джихада

Пятое: достоинство джихада на пути Аллаха

Шестое: правила джихада

Седьмое: отклонения в понимании джихада на пути Аллаха

Первый тип: хадисы, высказанные о различных видах отклонений и противоречий в джихаде

Второй тип: хадисы, высказанные о конкретных видах отклонений и противоречий, и предостережении от них в джихаде

Предостережение от джихада для показа храбрости и чтобы было сказано о смелости совершающего его

Предостережение от джихада ради мирской выгоды

Предостережение от сражения для помощи своему племени

Запрет убивать женщин и детей в джихаде

Запрет убивать себя, что называется актом смертника

Запрет уродовать трупы

Запрет грабежа и присвоения имущества

Запрет присвоения добычи в джихаде до его раздела

Запрет мусульманину предавать того, кто доверился ему, и убивать его

Запрет нарушать договор и наносить обиду тем, с кем имеется договор

Восьмое: является простое убиение неверного джихадом на пути Аллаха?

Девятое: опасность отклонения от истины в джихаде

Сражение под флагом невежества, а не флагом единобожия

Дозволение запретной крови и убиение невинных душ

Разделение, противоречие и отделение от общины мусульман и их правителя

Ослабление мусульман и предоставление их врагам власти над ними

Дискредитация Ислама и препятствие призыву к Всевышнему Аллаху

Десятое: примеры отклонений в джихаде

Одиннадцатое: причины отклонений в джихаде

Двенадцатое: средства исправления

Тринадцатое: джихад и мольба

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного

Предисловие шейха ‘Абдурраззака аль-Бадра

Хвала Одному Аллаху, Который выполнил Свое обещание, возвысил Свое войско и в одиночку разбил враждебных союзников. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища, сказавшего: «Нашим долгом было помогать верующим» (Румы, 47).

И я свидетельствую, что Мухаммад – Его раб, посланник и возлюбленный. Он – лучший из сражающихся, самый правдивый из борцов, искреннейший из всех рабов Аллаха. Да благословит его Аллах и приветствует, а также его прекрасную семью и его славных сподвижников!

Поистине, джихад на пути Аллаха представляет собой одно из важнейших требований шариата и одно из лучших средств приближения к Аллаху. Поэтому ученые прошлого и настоящего уделяли огромное внимание этому вопросу, а некоторые посвятили ему отдельные сборники, число которых превышает тридцать. Например, книга «аль-Джихад» Ибн аль-Мубарака, «аль-Джихад» Ибн Абу ‘Асыма, «аль-Джихад» Ибн ‘Асакира, «Фадль аль-Джихад» ‘Абдуль-Гани аль-Макдиси, «аль-Иджтихад фи талябиль-Джихад» Ибн Касира и т.д.

И не существует ни одного сборника по вопросам фикха или сборника хадисов по предписаниям, который бы не включал в себя тему джихада, не объяснял его правила, не упоминал ясные аяты и очевидные доводы из Речи Всевышнего Аллаха и высказываний Его посланника, да благословит и приветствует его Аллах, по этому поводу. Поэтому требующим знания не следует приступать к вопросам джихада и других религиозных отраслей, без соблюдения терпения, выдержки и знаний. Напротив, в этих вопросах перед тем, как приступать к какому-либо его действию обязательно рассуждение, спрашивание и познание истины, чтобы действие было основано на прямом пути и здравой цели. И таким образом верующий удостоится довольства Аллаха, Всемогущ Он и Велик, идя по прямому пути и следуя сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!

Ввиду такой важности и такого значения джихада вытекает необходимость стремления заслужить любовь Аллаха и Его довольство, а также строгого руководства, впрочем, равно как и в других видах поклонения, правилами шариата и ограничениями Книги Аллаха и Сунны. Чтобы верующий избежал крайностей и упущений, чрезмерности и грубости, идя по ровной дороге и верному пути, претворяя высокие цели шариата в жизнь, не нарушая его рамок и ограничений, ведь он идет по пути, озаренном светом своего Господа, а также руководством и знанием из Его Писания и Сунны Его пророка Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах. Этим он предохраняется от ошибок и защищается от опасностей, надеясь на милость Аллаха и боясь Его наказания. Он будет прилагать все усилия для того, чтобы исправить свое понимание, пролить свет на все моменты, в особенности те, что неизвестны для многих людей, или которыми те пренебрегают. И такие вопросы требуют на сегодняшний день разъяснений в исламской общине, столкнувшейся с серьезными проблемами, как со стороны внешнего противника, так и со стороны своих же единоверцев по причине неверного понимания и ограниченности знания и понимания религии.

Поэтому в этих строках, раскрывающих тему джихада с различных позиций в свете текстов Корана, Сунны и высказываний ученых из числа праведных предшественников, а также их последователей из числа имамов этой общины, я увидел участие в вышеуказанной цели. Я постарался использовать только достоверные хадисы пророка, да благословит и приветствует его Аллах, полагаясь при этом на имамов в этой области. Сей труд получил название «аль-Кутуф аль-Джияд мин Хиками уа Ахкам аль-Джихад» (хорошие плоды из мудростей и положений джихада), так как я не задавался целью собрать в нем все положения и все вопросы джихада. Свою задачу я видел, лишь в разъяснении благой совокупности его вопросов, важности его предписаний и правил, что обрадовало бы читателя в этом великом вопросе. А также (в разъяснении) достоинства джихада, его места, видов, степеней, границ и правил. Особое внимание было уделено рассмотрению различных опасных заблуждений, исследованию причин, приводящих к ним, а также способов их решения и другого. Я надеюсь, что Всевышний Аллах сделает этот труд полезным для мусульман, искренним ради Его Благородного Лика и верным в соответствии с сунной Его благородного посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, ибо лишь Один Аллах наставляет на верный путь, и нет силы и мощи кроме как от Него.

Я подразделил эту работу на пункты:

Первое:

Определение понятия «джихад» с точки зрения шариата

К лучшим выражениям, приведенным о шариатском значении термина «джихад», относятся слова шейхуль-ислама Ибн Таймии, да смилуется над ним Аллах, сказавшего: “Джихадом называется приложение возможностей – усилий — с целью достижения того, что любит Истинный (Аллах) и отражения того, что Он не одобряет”. См. “Маджму’ аль-фатауа” 10/192-193.

А также его слова: “Ибо сутью джихада является усердие в стремлении добиться того, что любит Всевышний Аллах из веры и добрых деяний, а также отражения того, что ненавистно Ему из неверия, распутства и ослушания”. См. “Маджму’ аль-фатауа” 10/191.

Из высказываний шейхуль-ислама становится ясным, что джихад с точки зрения шариата является общим понятием путей и методов достижения деяний, высказываний и убеждений, любимых и одобряемых Всевышним Аллахом, а также отражения деяний, высказываний и убеждений, порицаемых и ненавистных Пречистому Аллаху.

Второе:

Разновидности джихада и его степени

При использовании слова «джихад» в абсолютном значении среди большинства людей закрепилось мнение о том, что джихад на пути Аллаха – это приложение всех сил и возможностей для войны против неверных, тогда как на самом деле, упомянутое представляет собой всего лишь один вид джихада и одну из его степеней. И понятие джихада в шариате гораздо шире и объемнее этого. И у него есть разновидности и различные степени, которые ученые подробно разъяснили на основе текстов пречистого шариата.

Лучшее разъяснение видов и уровней джихада из того, что я встретил, предложил выдающийся ученый и исследователь Ибн аль-Каййим аль-Джаузия в своей книге «Зад аль-Ма’ад», где он сказал: “Джихад подразделяется на четыре уровня: джихад против самого себя, джихад против шайтана, джихад против неверующих и лицемеров, и джихад против приверженцев несправедливости, нововведений и порицаемых действий”. См. “Зад аль-Ма’ад” 3/10.

Следующее является разъяснением видов джихада относительно его темы и того, что связано с ним. Каждый вид, в свою очередь, имеет степени, которые разъяснил шейх Ибн аль-Каййим:

Джихад против своей души («джихад ан-нафс»)

В отношении этого вида джихада Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Джихад против самого себя также имеет четыре уровня:

Первый имеет место, когда приходится бороться с самим собой (с ленью, усталостью и т.д.) для изучения правильного пути и религии истины, без которых человек не обретет ни успеха, ни счастья в обоих мирах. Когда его знание оставляет его, он становится несчастным в обоих мирах.

Второй уровень – борьба с собой для выполнения действий на основе полученных знаний, ибо простые знания без действий становятся как минимум бесполезными, если не вредными.

Третий уровень джихада представляет собой борьбу в деле призыва к религии и обучения тех, кто не знает ее. В противном случае он станет из тех, кто скрывает ниспосланное Аллахом руководство и ясные знамения, и его знания не помогут ему и не спасут его от наказания Аллаха.

Четвертый уровень – борьба с самим собой в проявлении терпения к тяготам, встающим в процессе призыва к Аллаху, обидам от творений Аллаха, и стойком перенесении всего этого ради Аллаха”. См. “Зад аль-Ма’ад” 3/10.

Вот краткое описание джихада против своей души, как об этом упомянул Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах. Поэтому мусульманину следует начинать джихад на пути Аллаха с джихада против самого себя для повиновения Аллаху, Всемогущ Он и Велик, следующим образом:

Первое. Трудиться над получением знания, пониманием религии Аллаха, Слова Аллаха и Сунны Его посланника, да благословит и приветствует его Аллах, в соответствии с пониманием праведных предшественников, да смилуется над ними Аллах.

Второе. Трудиться над действием согласно знанию, ибо целью знания является действие. Знание зовет за собой действие, и если оно отвечает ему, то хорошо. В противном же случае оно уходит, как сказал ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах. аль-Хатыба аль-Багдади в “Иктида аль-‘ильм аль-‘амаль” (40).

Поэтому целью знания является действие. И если мусульманин борется с собой для получения знания, то пусть он трудится над собой и для действия на основании этих знаний. Иногда мусульманин слышит хадис от посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, его поражает действие и он удивляется поклонению, а затем он ленится выполнять его, и такое бывает часто. Поэтому это положение требует борьбы с душой и ее контролирование, чтобы надлежащим образом исполнять поклонение Всевышнему и Всеблагому Аллаху.

Затем, когда мусульманин борется с собой для получения знания и действия, он трудится для призыва к этому знанию, которым его облагодетельствовал Всевышний Аллах. И он передает достигшее его благо другим своим братьям, обучает их из того, чему его научил Аллах, и разъясняет им религию Аллаха. Потом он терпит то, что постигает его из неприятностей. И терпение при получении знания, терпение при действии, терпение при призыве и терпение постигающих его неприятностей – это джихад души, и это один из самых великих джихадов на пути Аллаха. Скорее это самое великое и самое основное из него. А остальные виды джихада являются ответвлениями от него. И пока раб не борется, во-первых, с собой ради Всевышнего Аллаха, чтобы совершать повеления и оставлять запреты, он не сможет бороться со своими врагами и врагами Всевышнего Аллаха извне. И как же он может сражаться со своим врагом и требовать от него справедливости, если его внутренний враг принуждает и одолевает его, и он не борется с ним ради Всевышнего Аллаха?! Скорее, он не сможет выступить против своего врага, пока не будет бороться против выступления своей души. См. “Зад аль-Ма’ад” 3/6.

Поэтому, если мусульмане допускают упущение в борьбе с собою, они становятся слабыми в джихаде со своими противниками, и в результате их враги одерживают над ними верх.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Превосходство неверных явилось следствием лишь грехов мусульман, что обязательно привело к уменьшению их веры. Затем, если они раскаются вместе с доведением своей веры до совершенства, Всевышний Аллах поможет им, как Он сказал: «Не слабейте и не печальтесь, в то время как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими» (Семейство Имрана, 139). Он также сказал: «Когда несчастье постигло вас после того, как вы причинили им вдвое большее несчастье, вы сказали: “Откуда все это?” Скажи: “От вас самих”» (Семейство Имрана, 165)». См. “аль-Джауаб ас-сахих лиман баддаля дийн аль-масих” 6/450.

Таким образом, джихад против души является основой джихада, при помощи которого раб Аллаха достигает верного руководства и помощи против врагов. Всевышний Аллах сказал: «А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями» (Паук, 69).

Выдающийся ученый Ибн аль-Каййим аль-Джаузия, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Пречистый Аллах связал верное руководство с джихадом. И наиболее совершенное руководство у тех людей, которые больше всего совершают джихад. И самым обязательным джихадом является джихад с собой, джихад с желаниями, джихад с шайтаном и джихад с миром этим. И совершающего эти четыре вида джихада ради Аллаха Он поведет путями Его довольства, которые ведут к Его Раю. Кто же оставил этот джихад, тот упустил из руководства настолько, насколько он упустил из джихада. Аль-Джунайд сказал (о значении этого аята): «Тех, кто борется со своими желаниями, обращаясь к Нам с покаянием, Мы поведем по пути искренности». Невозможно сражаться с внешним врагом, не борясь с этими внутренними врагами. Тот, кому будет оказана помощь против этих (внутренних врагов), ему будет оказана помощь против его врага. Тот, против кого будет оказана помощь (в пользу этих внутренних врагов), против него же будет оказана помощь его врагу”. См. “аль-Фауаид” 109.

О джихаде с самим собой приведено много хадисов от посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и все они свидетельствуют о его важности. Например, хадис Абу Зарра, передавшего: “Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Наилучший джихад – это джихад мужчины со своей душой и страстью!» Ибн ан-Наджар. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1099.

В хадисе от Ибн ‘Амра, да будет доволен ими обоими Аллах, сообщается, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Наилучшим джихадом является джихад того, кто борется с собой ради Аллаха, Всемогущ Он и Велик». ат-Табарани. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» № 1129.

В хадисе Фадали ибн ‘Убайда, да будет доволен им Аллах, сообщается: “Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал во время прощального паломничества: «Не сообщить ли вам о верующем? Это тот, кому люди доверяют свое имущество и души. Мусульманин – это тот, кто не причиняет людям вреда ни языком, ни руками. Муджахид – это тот, кто борется со своей душой ради поклонения Аллаху. А мухаджир – это тот, кто оставляет ошибки и грехи». Ахмад (6/21), аль-Хаким (1/10-11), Ибн Хиббан (№ 4862). Хадис достовреный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 549.

Эти хадисы явно указывают на чрезвычайное значение джихада со своей душой. Поэтому рабу Аллаха следует уделять внимание джихаду с самим собой и совершенствованию его вышеуказанных степеней.

Выдающийся ученый Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: “И если раб Аллаха доведет до совершенства эти четыре уровня, он станет «раббани» (ученым и духовным наставником). Ибо предшественники единодушны в том, что ученый не заслуживает того, чтобы называться «раббани», пока он не узнает истину, будет действовать согласно ей и обучать ей. И тот, кто узнал, действовал и обучал, за того обитатели небес будут совершать много мольбы”. См. “Зад аль-Ма’ад” 3/10.

Что касается тех, кто сошел с пути в джихаде против своей души, то они представлены различными дорогами и разными группами. Среди них есть те, кто борется с собой для одного лишь теоретического знания, которое заботит его, но он не обращает никакого внимания на действие. Это состояние приверженцев ложного каляма (философское течение в Исламе). Они много заняты знанием, исследованием и размышлением без обращения внимания на явное нечестие, которое охватывает их знание. Среди них есть те, кто борется с собой для совершения действия, однако без знания и без понимания религии Аллаха. Это состояние суфиев, которые отбивают у людей охоту к знанию, удаляют их от его поиска и предостерегают от него. Такие люди часто попадают в заблуждение действия, а те (первые) часто попадают заблуждение знания.

Еще одни борются с собой в призыве без знания и без понимания религии Аллаха, и от их рук в общине распространяется много нечестия, зла и многочисленная ересь.

Что касается борьбы с собой на правильном пути и следовании посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, то она осуществляется исполнением четырех уровней, о которых упомянул Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах.

Джихад с шайтаном:

Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, продолжил: “Что касается джихада с шайтаном, то у него имеется два уровня:

1. Борьба с ним для отражения тех порочных подозрений и сомнений о вере, которыми он наущает раба.

2. Борьба с ним для отражения тех порочных желаний и страстей, которыми он наущает (раба Аллаха). Поэтому после первого джихада появляется твердая убежденность. После же второго джихада появляется терпение. Вместе с обоими джихадами раб становится предводителем и наставником в религии Аллаха. Как сказал Всевышний Аллах: «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» (Земной поклон, 24). И Пречистый Аллах сообщил, что предводительство в религии достигается лишь терпением и убеждением. Терпение отражает страсти и дурные намерения, а убеждение отражает сомнения и подозрения”. См. “Зад аль-Ма’ад” 3/10.

Эти слова достаточны каждому мусульманину для понимания, разъяснения и исправления этого положения. Таким образом, джихад против шайтана бывает двух уровней:

– борьба раба Аллаха с шайтаном против дурных намерений и запретных страстей, которыми тот наущает его.

– его борьба с шайтаном против подозрений и сомнений, которыми тот наущает его.

Обладатели знания сказали, что шайтан имеет два пути воздействия на человека. Первый путь – страсти, второй – сомнения.

Он приходит к человеку и смотрит на его наклонности. И если он обнаруживает слабость веры и повиновения, недостаток поклонения, то он влечет его к страстям и порицаемым деяниям и направляет его на этот путь. Если же он обнаруживает человека твердо придерживающимся повиновения и сильным в вере, то он не приходит к нему по этой дороге. Он приходит к нему со стороны подозрений, сомнений и дурных предположений и вводит его в еретические нововведения.

Это два пути шайтана против человека. И шайтан является его врагом, как сказал Всевышний Аллах: «Воистину, шайтан является вашим врагом, и относитесь к нему как к врагу» (Творец, 6).

Таким образом, он является врагом, скорее даже самым большим врагом человека. Поэтому каждый мусульманин обязан относиться к нему как к врагу, совершать против него полный джихад и просить у Всевышнего Аллаха помощи против его наущений, как сказал Аллах, Всемогущ Он и Велик: «Скажи: “Господь мой! Я прибегаю к Тебе от наваждений шайтанов. Я прибегаю к Тебе, Господь мой, дабы они не являлись ко мне”» (Верующие, 97-98).

И пусть раб Аллаха прибегает к Всевышнему Аллаху и просит защиты у Всеблагого и Всевышнего Аллаха от зла шайтана, его многобожия, его сомнений, страстей и его призывов, и пусть он борется с ним совершенным образом для защиты и спасения от этого заклятого врага.

Джихад с неверными и лицемерами:

Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Что касается джихада с неверными и лицемерами, то он имеет четыре уровня: сердцем, языком, имуществом и жизнью. И джихад с неверными в особенности совершается рукой, а джихад с лицемерами языком (речью)”. См. “Зад аль-Ма’ад” 3/11.

В хадисе от Анаса сказано, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Сражайтесь с многобожниками вашим имуществом, жизнями и речью». Абу Дауд № 2504.

Джихад с неверными и лицемерами сердцем – это ненависть и неприятие к ним, отсутствие любви к ним, радость их поражениям, стремление помочь мусульманам против них и другое, связанное с сердцем, что указано в Писании Всевышнего Аллаха и Сунне Его пророка, да благословит и приветствует его Аллах.

Джихад с ними словом – это прерогатива обладателей знания. Он заключается в разъяснении для них истины, опровержении их заблуждений и лжи, при помощи доказательств и доводов. Всевышний Аллах сказал: «Посему не повинуйся неверным и веди с ними посредством него великий джихад» (Различение, 52). То есть, веди с ними посредством Корана великую борьбу. Это – для обладателей знания, понимающих Коран и разъяснение (Сунну).

К джихаду с неверующими и лицемерами речью также относится то, что относится ко всем мусульманам: мольба к Всевышнему Аллаху о помощи верующим и поражении неверующих и лицемеров.

Джихад с ними при помощи имущества относится к его обладателю и совершается расходами на пути Аллаха для деяний джихада, призыва к Аллаху, помощи и поддержки своим братьям мусульманам.

Джихад с ними жизнью – это сражение с ними руками и оружием, пока они не примут Ислам или будет повержены, как сказал Всевышний Аллах: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками» (Корова, 193).

Также Пречистый Аллах сказал: «Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными» (Покаяние, 29).

А под словами Ибн аль-Каййима: “И джихад с неверными в особенности совершается рукой, а джихад с лицемерами языком (речью)”, имеется в виду, что со всеми ведется борьба четырьмя способами (сердцем, языком, имуществом и жизнью), однако борьба с неверными в большей мере совершается рукою, ибо их враждебность явна. А борьба с лицемерами больше совершается речью, ибо их враждебность – внутренняя и скрытая, и они находятся под подавляющей силой приверженцев ислама. Поэтому с ними ведется борьба при помощи довода и разъяснения, положение их раскрывается, и упоминаются их качества, чтобы люди знали это, остерегались их и оберегались попадания во что-либо из этого. Это подробно разъяснено в Писании Всевышнего Аллаха во многих местах и в сунне посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах.

Джихад с вершителями притеснения, нововведения и порицаемых качеств

Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Что касается джихада с вершителями притеснения, нововведения и порицаемых дел, то он имеет три степени. Первая: рукою, при наличии силы (къудра). Если же сил нет, то переходится к языку. Если и это невозможно, то – сердцем”. См. “Зад аль-Ма’ад” 3/11.

На эти уровни джихада с вершителями притеснения, нововведения и порицаемых дел, о которых упомянул Ибн аль-Каййим, указывает хадис Абу Са’ида, да будет доволен им Аллах. Он сказал: “Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Кто из вас увидит порицаемое, пусть изменит его рукой. Если он не в состоянии сделать это, то – языком. Если и это он не в состоянии сделать, то – сердцем. И это – признак наиболее слабой веры»”. Муслим № 49.

Также и хадис Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Какого бы пророка ни направлял Аллах до меня к тому или иному народу, у него обязательно были апостолы и сподвижники из его народа, следовавшие его сунне (пути) и выполнявшие его веления. А на смену им пришли говорящие то, чего они не делают, и делающие то, чего им не велели. Борющийся с такими собственноручно является верующим, и борющийся с ними своим языком является верующим и борющийся с ними своим сердцем является верующим, а за этим нет веры и с горчичное зерно!» Муслим № 50.

Поэтому джихад с вершителями притеснения, нововведения и порицаемых дел требуется от мусульманина либо рукою, либо языком, либо сердцем. И все это связано со способностью (къудра).

Бороться сердцем может всякий мусульманин. Эта борьба заключается в отвержении сердцем ереси, порицаемых дел и грехов, неприятии и ненависти к ним, желании их уничтожения и гибели.

Что касается борьбы языком, то не каждый может это сделать. Это в состоянии сделать лишь тот, кому даровано знание и разъяснение, кто наделен пониманием религии Аллаха, либо пониманием конкретного вопроса, который он желает отвергнуть.

Что касается борьбы рукою, то это – не для всякого, а лишь для обладателей силы и власти, и тех, кто имеет ответственность. Вот эти люди и изменяют порицаемое рукой.

Из вышеуказанного становится ясно, что у джихада на пути Аллаха имеются виды и степени, и что каждый мусульманин способен совершать джихад на пути Аллаха каким-либо из этих видов, или какой-либо из этих степеней. Поэтому выдающийся ученый Ибн аль-Каййим сказал после того, как упомянул об этих видах джихада: “Это – тринадцать уровней джихада. «А кто умрет, не приняв участия в священной войне, и даже не помышляя об этом, то он до самой смерти страдал одним из проявлений лицемерия» Муслим 1910”. См. “Зад аль-Ма’ад” 3/6.

Третье:

Положение джихада

Джихад на пути Аллаха является одним из самых великих исламских лозунгов и одним из самых важных религиозных обязательств. И его предписание различается в зависимости от его видов и уровней, а также относительно состояния тех, на кого возлагается эта обязанность.

Джихад с самим собой является обязанностью каждого, и никто не совершает это за кого-либо, ибо это связано с особенностью каждого человека, и потому что его собственные счастье и успех достигаются лишь им самим.

Так же и джихад с шайтаном является обязательным для каждого лица, ибо это определено в особенности для каждого человека, как сказал Всевышний Аллах: «Воистину, шайтан является вашим врагом, и относитесь к нему как к врагу!» (Творец, 6).

Выдающийся ученый Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Веление относиться к шайтану как к врагу, является обращением внимания на приложение всех усилий в сражении и борьбе с ним, словно это враг, который не ослабевает и не делает упущений в сражении с рабом Аллаха ни на один вздох”. См. “Зад аль-Ма’ад” 3/6.

Что касается джихада с неверными, лицемерами и приверженцами нововведений и порицаемых дел, то здесь ситуация несколько иная. И правильным является то, что данный вид джихада является личной обязанностью каждого мусульманина, выполняемой либо сердцем, либо словом, либо имуществом, либо рукой (чем-либо из этих видов). Поэтому мусульманин по мере сил должен сражаться, используя какой-либо из этих видов. См. “Зад аль-Ма’ад” 3/72.

Относительно же всей общины он является коллективной обязанностью (фард кифая). Если достаточное количество мусульман исполнит его, то с остальных будет снята ответственность его выполнения. В противном случае все они совершат грех, если оставят его при наличии знания (об этом) и силы (для его исполнения). См. “Фатх аль-Бари” 6/37, “Маджму’ аль-фатауа Ибн Баз” 18/62.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Таким же образом и призыв к одобряемому и запрещение порицаемого не являются обязательными каждому в отдельности, а являются коллективной обязанностью, как указывает на это Коран. И поскольку джихад есть высшая форма призыва и запрещения, то на него также распространяется подобное предписание. В случае невыполнения его тем, на ком лежит данная обязанность, каждый способный на это будет грешным по мере его возможностей. Поскольку он является обязательным для каждого человека по мере его сил, как об этом сказал посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах: «Кто из вас увидит порицаемое, пусть изменит его рукой. Если не сможет, то – словом. Если не сможет, то – сердцем. И это будет проявлением самой слабой степени веры». См. “Маджму’ аль-фатауа” 28/126.

Под высказыванием о том, что джихад против неверных относится к коллективной обязанности, имеется в виду наступательный джихад, согласно наиболее распространенному мнению ученых. Некоторые из них даже упомянули о единогласном мнении (иджма’) в данном вопросе, и доказательств в пользу этого очень много. К примеру, Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Те из верующих, которые отсиживаются, не испытывая тягот, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Аллах возвысил тех, которые сражаются своим имуществом и своими душами, над теми, которые отсиживаются, на целую степень, но каждому из них Аллах обещал наилучшее. Аллах возвысил сражающихся над отсиживающимися благодаря великой награде» (Женщины, 95).

Из этого аята ученые сделали вывод, что джихад против неверных, инициируемый мусульманами с целью распространения призыва к религии Аллаха относится к коллективной, а не к индивидуальной обязанности, так как Аллах, Всемогущ Он и Велик, завершил аят словами: «…но каждому из них Аллах обещал наилучшее». Ведь речь идет о двух группах верующих, тех кто отсиживается, не испытывая тягот и тех, кто сражается, каждой из которых Аллах уготовал наилучшее. В этой связи хафиз Ибн Касир сказал: “В этом аяте содержится доказательство тому, что джихад не является индивидуальной (всеобщей) обязанностью, а относится к коллективной обязанности”. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/241.

К этим доводам относится также и хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Того, кто уверовал в Аллаха и Его посланника, выстаивал молитву и постился в месяц Рамадан, Аллах обязательно введет в Рай, независимо от того, сражался ли он на пути Аллаха или же находился в своем родном селении». Сподвижники сказали: «О, посланник Аллаха! Не обрадовать ли нам людей?» Тогда он сказал: «Поистине, в Раю есть сто степеней, которые Аллах приготовил для сражающихся на пути Аллаха. Расстояние между каждой из степеней подобно расстоянию между небом и землей. И если вы просите у Аллаха (рая), то просите Фирдаус, который, воистину, находится в середине Рая и в высшей его части. Над ним расположен Трон Милостивого, и из него берут начало райские реки». аль-Бухари № 2790.

Также от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра передано, что он сказал: “Один человек пришел к пророку, да благословит и приветствует его Аллах, и попросил у него разрешения на участие в джихаде. Тогда (посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах), задал ему вопрос: «Живы ли твои родители?» Пришедший ответил: «Да». И посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Так прояви же свое усердие в услужении им». аль-Бухари № 3004, Муслим № 2549.

Ибн Кудама прокомментировал приведенный хадис следующим образом: “Дело в том, что совершение благодеяния родителям является фард ‘айн (обязанностью каждого), а сражение относится к фард кифая (коллективной обязанности). И выполнение фард ‘айн стоит на первом месте”. См. “аль-Мугни” 9/170.

Таким образом, джихад против неверных является фард кифая, по утверждению ученых исследователей. Тем не менее, есть три случая, когда джихад становится фард ‘айн, о чем упомянули ученые:

Первая ситуация имеет место тогда, когда мусульманская армия сталкивается лицом к лицу с армией противника. При этом каждый из участников битвы обязан сражаться и ему запрещено убегать. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Те, которые в такой день повернутся спиной к неверующим, кроме тех, кто разворачивается для боя или для присоединения с отрядом, навлекут на себя гнев Аллаха. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» (Трофеи, 16).

Вторая ситуация связана с наступлением врага на территорию мусульманского государства и его осадой. В этом случае население данной страны обязано сражаться с ними и оказывать им сопротивление.

Третья ситуация возникает тогда, когда правитель мусульман объявляет об общей мобилизации, либо назначает конкретно кого-либо на выполнение определенной задачи. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаха, вы тяжело припадаете к земле?» (Покаяние, 38).

Также на это указывает хадис, переданный от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, в котором пророк, да благословит и приветствует его Аллах, в день завоевания Мекки сказал: «Нет хиджры после завоевания, но остался джихад и намерение. И если вас призвали выступить, то выступайте». аль-Бухари № 2783, Муслим № 1353.

Таким образом, в этих упомянутых трех случаях джихад становится обязанностью каждого (фард ‘айн). См. “Маджму’ аль-фатауа” 28/80 шейхуль-ислама Ибн Таймии, “Фатх аль-Бари” 6/37-38, “Маджму’ фатауа уа макалят” шейха Ибн База 18/62, 163.

Четвертое:

Цели джихада

Всевышний Аллах предписал джихад в Исламе и вменил его в обязанность мусульманам во имя высших и похвальных целей. Часть из них раскрывается в следующих словах ученых.

1. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Целью джихада является достижение такого положения, при котором Слово Аллаха – превыше всего, а религия целиком принадлежит Всевышнему. Другими словами, цель его – установление религии Аллаха”. См. “Маджму’ аль-фатауа” 15/170, 28/23.

2. Он также сказал: “И цель джихада состоит в том, чтобы люди поклонялись Одному лишь Аллаху, взывали только к Нему, и молились только Ему, и совершали земные поклоны только для Него, постились только ради Него, совершали паломничества исключительно к Его Дому, и приносили жертвы только ради Него, и совершали обеты только ради Него, и клялись только Им, и уповали только на Него, и страшились только Его. Ибо Он – Единственный, кто дарует блага и удаляет зло. Он – Единственный, кто ведет создания по прямому пути. И помогает им только лишь Он. И дарует им удел и обогащает их только лишь Он. И никто не прощает их грехов, кроме Него!” См. “Маджму’ аль-фатауа” 35/368.

3. Шейх ‘Абдуррахман ибн Насыр ас-Са’ди сказал: “Джихад бывает двух видов: джихад, который несет в себе благополучие для мусульман, исправление их вероучения, нрава и всего, что связано с их религиозными и мирскими делами. Также этот вид джихада воспитывает в мусульманах истинные знания и деяния. Этот вид и есть основа джихада и его смысл, и именно на нем основывается второй вид, а это джихад, под которым подразумевается защита Ислама и мусульман от врагов из числа неверных, лицемеров, еретиков и всех врагов религии”. См. “Уджуб та’аун байна аль-муслимин” 8.

4. Уважаемый шейх Ибн Баз сказал: “Джихад бывает двух видов: наступательный и оборонительный. И целью каждого из них является распространение религии Аллаха и призыв людей к ней, выведение их из мрака к свету, и торжество религии Аллаха на земле, и чтобы вся религия принадлежала Одному Аллаху, как сказал Всевышний Аллах в Своей Благородной Книге в суре «Корова»: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху». Он также сказал в суре «Трофеи»: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху». И аятов с похожим смыслом много. Также посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, будут выстаивать молитву и выплачивать закят. И если они сделают это, то оберегут свои жизни и имущества от меня, кроме случаев, когда ислам предоставляет на это право, а ответ они держать будут уже перед Аллахом, Всемогущ Он и Велик». Хадис Ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, о достоверности которого согласились аль-Бухари и Муслим”. См. “Маджму’ фатауа ва макалят мутанаууи’а” 18/70.

Пятое:

Достоинство джихада на пути Аллаха

И если предыдущая глава была разъяснением цели и мудрости джихада на пути Аллаха, то не удивительно, что в Коране и Сунне приведены доказательства, свидетельствующие о достоинстве джихада и достоинстве его участников.

Выдающийся ученый Ибн аль-Каййим сказал: “Имеется превеликое множество аятов Книги Аллаха и текстов из Сунны, поощряющих джихад, восхваляющих вершителей его, и сообщающих о великой награде, уготованной их Господом за него, в виде различных почестей и обильных даров. И предостаточно для этого слов Всевышнего: «О те, которые уверовали! Указать ли вам на торговлю, которая спасет вас от мучительных страданий?» И после того как души страстно возжелали прибыльную торговлю, на которую указал Знающий и Мудрый Господь миров, Всевышний говорит: «Веруйте в Аллаха и Его посланника и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами». Словно души желают жить и пребывать в безопасности, и поэтому Аллах сказал: «Так будет лучше для вас, если бы вы только знали». То есть джихад лучше для вас, чем отсиживаться для сохранения вашей жизни и здоровья. И будто души вопрошают: «Какой же удел имеется для нас в джихаде?» И Аллах ответил: «Он простит вам ваши грехи» и, простив, «введет вас в Райские сады, в которых текут реки, и в прекрасные жилища в садах Эдема. Это – великое преуспеяние». Далее души словно сказали: «Это в Последней жизни. Чем же нам воздастся в этой?» И Аллах ответил: «Будет еще то, что вы любите: помощь от Аллаха и близкая победа. Обрадуй же верующих!» (Ряды, 10-13). Клянусь Аллахом, что может быть слаще этих слов! И что может быть ближе них к сердцам! Как сильно они притягивают к себе и как они ведут к их Господу! Как добро их положение к сердцу каждого любящего! Как велико богатство сердца! И как приятна его жизнь после того, как смысл этих слов затрагивает его! И мы просим Аллаха даровать нам Его милость! Поистине, Он – Щедрый, Милостивый!” См. “Тарик аль-хиджратайн” 583-584.

О достоинстве джихада свидетельствуют также и хадисы, среди которых — хадис Му’аза ибн Джабаля: «Главой этого дела (религии) является ислам, его столпом – молитва, а его вершиной – джихад на пути Аллаха». Ахмад 5/231, ат-Тирмизи № 2616.

Также хадис ‘Убады ибн ас-Самита, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Сражайтесь на пути Аллаха, ибо джихад на пути Аллаха является одними из врат Рая, посредством которых Аллах спасет от печали и тревоги». Ахмад 5/314.

Хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, он сказал: «Борющийся на пути Аллаха подобен постящемуся, совершающему молитву, смиренному перед аятами Аллаха, не устающему ни от поста, ни от молитвы. (И таково его положение), пока он не вернется с пути Аллаха. И Аллах дал борющемуся на Его пути надежду взять его душу и ввести в рай, либо вернуть его во здравии с наградой или трофеями». аль-Бухари № 2787, Муслим № 1878.

И коранических аятов с пророческими хадисами о достоинстве джихада и борющихся на пути Аллаха, а также разъяснении тех высоких положений и огромной награды в этой и Последней жизни, которые Аллах приготовил для истинных (или искренних) моджахедов, очень много.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Велений совершать джихад и упоминаний его достоинства в Писании и Сунне так много, что невозможно их сосчитать. Поэтому джихад является самым лучшим из добровольных деяний человека, и по единогласию ученых он лучше, чем Хадж и ‘Умра, и добровольная молитва, и добровольный пост, как на то указали Писание и Сунна…

Это широкая тема, и в награде за деяния и их достоинстве не было приведено подобного ему. И это явно, если обратить на него внимание. Ибо польза от джихада является общей для того, кто совершает его, и для других в религии и мирской жизни. Он охватывает все виды внешних и внутренних поклонений. Он включает в себя любовь к Всевышнему Аллаху, искренность к Нему, упование на Него, отдача ради Него жизни и имущества, терпение и воздержание, поминание Аллаха и остальные виды деяний, что не охватывает другое деяние. И совершающее его лицо или община всегда будет меж двумя благами: либо помощь и победа, либо мученичество и Рай. Ведь у творений обязательно бывает жизнь и смерть. В этом (джихаде) имеется использование их жизни и смерти для достижения их счастья в этой и Последней жизни. В его же оставлении имеется потеря или недостаток в обоих счастьях. Ибо среди людей есть те, кто стремится к сильным деяниям в религии и мирской жизни, хотя в них мало пользы. А джихад полезнее в обеих жизнях, чем каждое из этих деяний. Иногда личность стремится к облегчению души, даже если и встретит смерть. А смерть мученика легче всякой смерти и лучше всех смертей”. См. “Маджму’ аль-фатауа” 28/352-354.

Уважаемый шейх Ибн Баз сказал: “Поистине, джихад на пути Аллаха относится к лучшим из путей приближения к Аллаху и к большим из поклонений, и даже это самое лучше из того, чем приближаются к Аллаху, и в чем соревнуются после обязательных деяний. Это лишь из-за того, что он является причиной помощи верующим, возвышения слова Аллаха, подавления неверных и лицемеров, облегчения распространения исламского призыва среди народов, выведения рабов Аллаха из мраков к свету, распространения среди всех творений прекрасных качеств и справедливых решений ислама, и другая многочисленная польза и похвальные результаты для мусульман”. См. “Маджму’ фатауа уа макалят мутанавви’а” 18/61-62.

Шестое:

Правила и условия джихада

Это очень важная сторона в вопросе джихада – знание того, что предписанный в Исламе джихад имеет правила и условия, которые приведены в Писании Аллаха, Сунне Его посланника, да благословит и приветствует его Аллах, и сообщениях от праведных предшественников. И джихад на пути Аллаха будет праведным и приемлемым деянием пред Всевышним Аллахом лишь при соблюдении их, исполнении их и соответствии им. Самыми важными из этих правил и условий являются следующие:

1. Чтобы джихад основывался на двух условиях, являющихся основами всякого приемлемого праведного деяния: искренности и соответствия шариату.

И Аллах, Всемогущ Он и Велик примет джихад того, кто совершает его, лишь если, тот сделает свое намерение в нем искренним ради Всевышнего Аллаха, желая довольствия Пречистого Аллаха. Если же он желает своим джихадом свою пользу, либо руководство, или тому подобное, что появляется в мыслях и намерениях некоторых людей, то Аллах, Всемогущ Он и Велик, не примет его.

Так же Всевышний Аллах не примет джихада того, кто не следует в нем посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах. Поэтому желающему совершить джихад на пути Аллаха обязательно рассмотреть сунну посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, следовать по его следам, принять его руководство, идти его путем в совершении джихада и других поклонениях.

2. Чтобы джихад соответствовал цели джихада и цели, ради которой он был предписан.

Эта цель – совершение джихада, для того чтобы религия была посвящена Аллаху, и чтобы слово Аллаха было превыше всего, как это приведено в хадисе. Пророку, да благословит и приветствует его Аллах, сказали: «О, посланник Аллаха! Один сражается ради трофеев, другой ради славы, третий ради показухи. Что же из этого является борьбой на пути Аллаха?» Он сказал: «Кто сражался ради возвышения слова Аллаха, тот и на пути Аллаха». аль-Бухари № 7458, Муслим № 1904.

3. Чтобы джихад был со знанием и пониманием религии, поскольку он является одним из самых великих и важных поклонений, как было упомянуто выше.

И поклонение не будет правильным, если не будет совершено со знанием и пониманием религии. Поэтому ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Кто поклоняется Аллаху без знания, приносит больше вреда, чем пользы”. Ахмад в “аз-Зухд” 365

В одном из сообщений сказано: «Знание является руководителем деяния, и совершающий это деяние следует ему». И это истина, поскольку если намерение и деяние не будут сопровождаться знанием, то они будут невежеством, заблуждением и следованием страстям.

Поэтому в джихаде обязательно знание истины джихада, его цели, его видов и степеней, и обязательно знание состояния того, кто совершает джихад. См. “Маджму’ аль-фатауа” 28/135-136, шейхуль-ислама Ибн Таймии.

Шейхуль-ислам Ибн Таймия сказал: “В делах джихада обязательно принимать во внимание мнение приверженцев правильной религии, которые имеют знание (опыт) о мирских людях в отличие от мирских людей, у которых преобладает взгляд на внешнюю сторону религии. Поэтому не берется ни их мнение (мирских людей), ни мнение приверженцев религии, не имеющих знания (опыта) в мирских делах”. См. “аль-Ихтиярат аль-фикхия” 311.

Шейх Салих аль-Фаузан, да сохранит его Аллах, сказал: “Ученые написали много трудов о джихаде, к которым обращаются люди. И эти предписания взяты из Писания Аллаха и Сунны Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. О них спрашивают обладателей знания и разума, ибо джихад является важным делом. Если он будет устроен и станет таким, каким ему быть велел Аллах, Всемогущ Он и Велик, то это будет джихадом, полезным для общины. Однако если он будет анархией (беспорядком) и без разума и знания, то он станет поражением для общины и мусульман. Ведь сколько мусульман было убито по причине авантюры невежды, вызвавшего гнев неверных, более сильных, чем он! И те набросились на мусульман, устраивая кровопролитие, лишая крова и разрушая (их дома). И нет силы и могущества, кроме как от Аллаха. И те люди называют эти авантюры джихадом, но это – не джихад, ибо он не обеспечил его условия, не исполнил его столпы. Поэтому это не является джихадом! Это лишь вражда, которую не велит совершать Всевышний Аллах”. См. “аль-Джихад ануа’уху уа ахкамух” 24-25.

4. Чтобы джихад сопровождался милосердием и добротой к творениям, ибо джихад не предписан в Исламе для утруждения души, либо для нанесения обиды другим, поэтому не следует понимать, что это относится к джихаду на пути Аллаха.

Всевышний Аллах описал эту сражающуюся общину, сказав: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (Семейство Имрана, 110).

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: “Лучшие из людей для людей – это те, которые приведут их закованными в цепях, после чего они войдут в Ислам”. аль-Бухари 4557.

И Всевышний Аллах разъяснил в данном аяте, что эта община является лучшей для людей. Они являются наиболее полезными для них, больше всего совершающими благодеяния для них, ибо они в качественном и количественном совершенстве повелевают людей к добру и отвращают их от порицаемого. То есть, они повелевают всех ко всякому благу и запрещают им всякого порицаемое, и устанавливают это при помощи джихада на пути Аллаха своими душами и имуществами, и это является совершенством пользы для людей.

И они совершают джихад и оказывают милость, у них имеется терпение и милость, как сказал Всевышний Аллах: «И заповедали друг другу терпение и заповедали друг другу милосердие» (Город, 17).

И при этом обязательно должна быть доброта и мягкость, как сказал пророк, да благословит и приветствует его Аллах: «Поистине, доброта всегда украшает собой то, в чем она есть, а грубость всегда приводит к его бесславию». Муслим № 2594.

Он, да благословит и приветствует его Аллах, также сказал: «Поистине, Аллах добр, любит доброту во всем, и дарует за нее то, чего не дарует за суровость». Муслим № 2593.

В сообщении от одного из предшественников сказано: “Пусть повелевает к благому и запрещает порицаемое лишь тот, кто является сведущим в том, что он повелевает, сведущим в том, что он запрещает, добрым в том, что он повелевает, добрым в том, что он запрещает, мягким в том, что он повелевает, мягким в том, что он запрещает”. См. “Маджму’ аль-фатауа” 28/35, 123, 137, шейхуль-ислама Ибн Таймии.

Мусульманин придерживается середины во всех своих делах. Он проявляется милосердие к творениям без перехода к отсутствию ненависти того, что ненавидит Аллах. Он гневается ради Аллаха, проявляет ревность по отношению к Его запретам, но, не переходя к притеснению, вражде и несправедливости. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Шайтан желает от человека расточительства во всех его делах. И если он видит его склонным к милосердию, он приукрашивает для него милосердие, так что тот не ненавидит то, что ненавидит Аллах, и не проявляет ревность к тому, к чему проявляет ревность Аллах. Если же он видит его склонным к твердости, то приукрашивает для него твердость не ради Аллаха так, что тот оставляет благодеяние, благочестие, мягкость, поддержание уз, милосердие, к которым повелели Аллах и Его посланник, да благословит и приветствует его Аллах. Он переходит границы в жесткости и преувеличивает в порицании, ненависти и наказании того, что любят Аллах и Его посланник, да благословит и приветствует его Аллах. Этот оставляет приказанное ему Аллахом милосердие и благодеяние, и он порицаем и грешен в этом. Он излишествует в приказанной ему Аллахом и Его посланником твердости, так что переходит границы из-за излишества в своем деле. Первый является грешником, а второй расточителем. А Аллах не любит излишествующих. И оба из них должны будут говорить: «Господь наш! Прости нам наши грехи и излишества, которые мы допустили в нашем деле, утверди наши стопы и даруй нам победу над людьми неверующими» (Семейство Имрана-147). См. “Маджму’ аль-фатауа” 15/292.

5. Чтобы джихад был справедливым и далеким от вражды и притеснения.

Это правило важно, и о нем было приведено повеление и подчеркивание в джихаде на пути Аллаха. Как сказал Всевышний Аллах: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников» (Корова, 190).

Всевышний также сказал: «И пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности» (Трапеза, 8).

Когда посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, отправлял военный поход, то завещал им богобоязненность и говорил: «Выступайте в поход с именем Аллаха на пути Аллаха и боритесь против тех, кто не верует в Аллаха. Не надругайтесь над телами убитых, не нарушайте договоров, и не убивайте детей». Муслим № 1731.

Он также в своих походах запрещал грабеж и уродование тел, говоря: «Грабитель не имеет к нам отношения». Ахмад 3/380, ат-Тирмизи № 1123.

Ученые разъяснили, что в джихаде не убивают не участвующих в сражении людей, таких как женщины, дети, дряхлые старики, слепые, безнадежно больные, умалишенные, монахи, обитатели келий. Сражение осуществляется против тех, кто сражается с нами, когда мы хотим превознести религию Аллаха. Поэтому недозволенно убивать того, кто не сражается с нами. Причиной тому является то, что Всевышний Аллах лишь дозволил ту казнь душ, в которой есть необходимость для исправления творений. Как сказал Пречистый Аллах: «Искушение хуже, чем убийство» (Корова, 217). То есть, хотя в убийстве и есть зло и вред, однако в искушении неверных имеется большее зло и вред. И тот, кто не препятствует мусульманам устанавливать религию Аллаха, его неверие оказывает вред лишь ему самому. Поэтому ученые говорят: «Призывающий к ереси, противоречащей Писанию и Сунне наказывается так, как не наказывается молчащий (молча совершающий ересь)». Все это относится к прекрасным качествам Ислама и его призыву к справедливости и оставлению вражды и притеснения в его любых видах. См. “Маджму’ аль-фатауа” шейхуль-ислама Ибн Таймии 28/161, 354, “Зад аль-Ма’ад” Ибн аль-Каййима 3/100, 105, “Маджму’ фатауа уа макалят” шейха Ибн База 18/129-130.

6. Чтобы джихад совершался с правителем мусульман, либо с его согласия, будет он праведным или нечестивым.

Это относится к самым важным правилам, без которых нельзя обойтись в джихаде на пути Аллаха, ибо джихад, особенно джихад с врагами жизнями, будет совершенным лишь при наличии силы. Силы можно добиться лишь объединением, а объединение осуществляется лишь правлением и властью. Правление же будет налажено лишь слушанием и повиновением правителю. И упомянутые вещи являются тесно связанными друг с другом, и одни из них не могут быть совершенными и правильными без других. Более того, ни религия, ни мирская жизнь, не могут быть приведены в порядок без этого. См. “Маджму’ аль-фатауа” 28/390, “ад-Дурар ас-сания” 7/328.

Сунна свидетельствует об этом правиле, и предшественники этой общины придерживались его. В хадисе Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, пророк, да благословит и приветствует его Аллаха, сказал: «Правитель – это щит, за которым сражаются и которым оберегаются. И если он повелевает бояться Аллаха и вершит справедливость, то ему за это полагается награда. Если же он повелевает другое, то это (засчитывается) против него». аль-Бухари № 2957, Муслим № 1841.

Хузайфа рассказывал: “Обычно люди спрашивали посланника Аллаха о благом, я же спрашивал его о плохом, опасаясь, что оно постигнет меня. Я сказал: “О посланник Аллаха, поистине, мы пребывали в невежестве и во зле, а потом Аллах даровал нам благо, но придет ли после этого блага зло?” Он сказал: «Да». Тогда я спросил: “А придет ли после этого зла благо?” Он сказал: «Да, но к нему будет примешано и зло». Я спросил: “В чем же это будет заключаться?” Он сказал: «Появятся люди, которые станут руководить другими не так, как это делаю я, а вы увидите их дела и не одобрите их». Я спросил: “А придет ли после этого блага зло?” Он сказал: «Да, призывающие людей к вратам Ада, и того, кто ответит на их призыв, они бросят в Огонь!» Я попросил: “О посланник Аллаха, опиши их нам”. Он сказал: «Они будут из нашей среды и будут разговаривать на нашем языке». Я спросил: “Что же ты велишь мне делать, если я доживу до этого?” Он сказал: «Не расставайся с аль-джама’а мусульман и правителем». Я спросил: “А если не застану ни аль-джама’а, ни правителя?!” Пророк сказал: «Тогда отстраняйся от всех этих групп, даже если придется тебе для этого вцепиться зубами в корни деревьев, и оставайся в подобном положении, пока не придет к тебе смерть!» аль-Бухари 3606, Муслим 1847.

От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, передается, что он сказал: “Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, говорил: «Нет переселения (хиджры) после освобождения Мекки, но есть джихад и благое намерение. Если же вас призовут выступить (т.е. призовет правитель), то выступите». аль-Бухари № 2783, Муслим № 1353.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст