Химический комплекс России и роль в полимерной индустрии 11

КОНФЕДЕНЦИАЛЬНО

УТВЕРЖДЕНА

Общим собранием Межотраслевой ассоциации

производителей и потребителей рынка

полимерной индустрии

Протокол № 2 от 11 мая 2012 года

Стратегия развития Межотраслевой ассоциации производителей и потребителей рынка полимерной индустрии, химического комплекса как базового сегмента полимерной индустрии и промышленности России

(I этап) на период 2012-2015 год.

Москва 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел стратегии

Название раздела стратегии

Номер страницы

Введение

3

1.

Роль и место Ассоциации в экономике России, химическом комплексе и полимерной индустрии (общая характеристика)

4

1.1.

Роль и место Ассоциации в экономике России

4

Стратегическая среда

4

Техническое регулирование и стандартизация

6

1.2.

Химический комплекс России и роль в полимерной индустрии

11

1.3.

Развитие малого и среднего предпринимательства в полимерной индустрии и роль в химическом комплексе и экономики России

17

Анализ рисков

19

Оценка воздействия технологических укладов на становление национальной экономики

21

1.4.

Системная работа при реализации Стратегии, критерии и индикаторы

23

Структурные подразделения Ассоциации (комитеты) по важнейшим направлениям деятельности

23

Взаимодействие с государственными органами

24

Международное взаимодействие и сотрудничество (стратегическое партнёрство)

25

Критерии и индикаторы при реализации стратегии

26

2.

Последовательность достижения поставленных целей при реализации Стратегии

26

Технологические направления (технологические платформы)

27

Региональное развитие (кластерная политика)

30

3.

Финансирование

38

4.

Заключение

39

Приложения

1

План мероприятий реализации стратегии

2

План-график решения задач

Введение

При разработке стратегии руководствовались:

Уставом Межотраслевой ассоциации производителей и потребителей рынка полимерной индустрии, утверждённым Общим собранием 27 февраля 2012 года;

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г., № 1662-р;

Энергетической стратегией развития России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р;

Стратегией развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года, утверждённой приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № 119;

Планом мероприятий по развитию химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года, утверждённым приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 14 марта 2008 г. №119;

Методическими рекомендациями по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации;

Порядком формирования перечня технологических платформ, утверждённым решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., протокол № 4.

Стратегия развития полимерной индустрии России и межотраслевой Ассоциации производителей и потребителей рынка полимерной индустрии (далее-Стратегия) предназначена:

— определить роль химического комплекса как части полимерной индустрии в экономике России;

— согласовать цели развития Ассоциации со стратегиями развития нефтехимического комплекса и отвести стратегическую роль в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;

— определить приоритетные направления развития фундаментальных исследований технологий и техники в полимерной индустрии России;

— определить стратегически важные отрасли полимерной индустрии в экономике России и обеспечить всестороннюю поддержку, координируя совместные усилия с Правительством Российской Федерации, профильными министерствами, торгово-промышленной палатой и бизнес-сообществом;

— определить отрасли с разрывом уровня образовательной подготовки от уровня развития производственных технологий, разработать соглашения об образовательной деятельности совместно с учебными заведениями и приступить к реализации;

— определить цели для развития Ассоциации на национальном и международном уровнях;

— быть концептуальной основой для государственно-частного партнерства по вопросам развития отраслей полимерной индустрии;

— обеспечивать согласованность действий органов управления Ассоциации и органов исполнительной и законодательной власти различных уровней по направлениям развития отраслей полимерной индустрии в долгосрочной перспективе и защите интересов национальных производителей;

— служить основой для принятия решений на государственном уровне по разработке целевых программ развития химического комплекса, обеспечивающих решение социальных, оборонных и других зависящих от химической индустрии проблем развития отдельных отраслей, регионов и экономики в целом.

Реализация положений Стратегии будет способствовать:

— созданию долговременных условий для устойчивого развития предприятий в отраслях полимерной индустрии и повышению их конкурентоспособности на глобальных рынках в условиях открытости экономики;

— преодолению технологического отставания химического комплекса и полимерной индустрии России от ведущих стран мира;

— развитию малого и среднего предпринимательства в отраслях полимерной индустрии;

— развитию кластеров и технологических платформ, способствующих развитию полимерной индустрии и научно-техническому сотрудничеству;

— развитию конкуренции;

— обеспечению экономической, оборонной и экологической безопасности России.

Роль и место Ассоциации в экономике России, химическом комплексе и полимерной индустрии (общая характеристика)

Роль и место Ассоциации в экономике России

Ассоциация производителей и потребителей рынка полимерной индустрии (далее-Ассоциация) представляет хорошо организованную вертикальную и горизонтальную структуру. Которая способна отвечать самым высоким мировым требованиям, координировать действия участников отраслей полимерной индустрии, оценивать риски и способствовать их снижению совместно с бизнесом и органами государственной власти, реагировать на вызовы общества и удовлетворять его потребности. Быть адекватной по отношению к решаемым задачам при достижении поставленных целей. Являться организацией-координатором при реализации разработанных стратегий, программ, соглашений, меморандумов, проектов инвестиционной направленности, осуществлять организационное, информационное обеспечение. Ассоциация является площадкой для формирования консолидированного мнения участников отраслей полимерной индустрии и стратегических ожиданий от межотраслевого взаимодействия, как эффективной формы сотрудничества (доклад президента Ассоциации № 1). Способствовать координации усилий с правительственными организациями вовлечённых в процесс развития народного хозяйства.

Стратегическая среда

Для защиты интересов потребителей необходимо распространять и внедрять среди своих членов практику добровольного страхования своей предпринимательской и профессиональной ответственности, рассмотреть и согласовать возможность предъявления данного требования как обязательного при вступлении в члены Ассоциации, обеспечивая, таким образом, гарантии потребителям и высокий уровень социальной ответственности, что является приоритетом в развитии Ассоциации.

Важно способствовать поэтапному внедрению тотального контроля качества на производстве, добиться сокращения расходов всех ресурсов в производственном процессе за счёт качества и рационального использования. Необходимо максимально автоматизировать производственные процессы с минимальными капитальными вложениями, используя внутренний потенциал и ресурсы, имеющиеся на действующих предприятиях. Проводить предварительную оценку, с целью выявления внутреннего потенциала производственных предприятий, предприятия силами членов Ассоциации обладающих соответствующим уровнем знаний.

Создать рациональный рыночный механизм, который позволит упорядочить цены и поспособствовать определению направления исследований, концентрации усилий всех вовлечённых в производственные и рыночные отношения участников полимерной индустрии. Оказание всесторонней помощи членам Ассоциации, в том числе, финансирование части расходов, связанных с исследованиями и обучением.

Использовать рыночные механизмы для достижения поставленных целей. Развивать промышленную политику и политику прагматичной конкуренции. Уважение конкурентов позволит максимально объединять интересы и применять формы объединения для достижения общих целей и получения прибыли от масштаба производства.

Необходимо на основе долгосрочных прогнозов технологического развития определить и регулярно уточнять приоритетные направления прикладной и фундаментальной науки, технологий и техники. Такие приоритеты должны быть увязаны с задачами реализации конкурентных позиций российской экономики и требованиями национальной безопасности, что позволит сформировать технологический облик российской экономики, определяющий ее конкурентные преимущества по отношению к государствам-лидерам — США, Китаю и ведущим европейским государствам. Реализация приоритетов будет осуществляться как путем первоочередной поддержки фундаментальных и прикладных исследований в соответствующих областях полимерной индустрии, так и в рамках стратегических инновационных проектов.

Стратегически важным является создание на базе Ассоциации Межотраслевого центра прогнозирования научно-технического развития полимерной индустрии, целью которого будет являться концентрация инвестиций в наиболее важных, перспективных и рентабельных отраслях. В отрасли, которые стратегически важны для обеспечения национальной безопасности, будет привлекаться государственное финансирование в рамках государственно-частного партнёрства.

Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов и отраслей полимерной индустрии как одного из целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации требует синхронизации таких направлений региональной политики, как:

— стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ;

— координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики, как наиболее эффективного инструмента для развития малого и среднего предпринимательства.

Реформы финансовой системы государства должны учитывать интересы среднего и малого бизнеса. В настоящее время реальный сектор экономики испытывает проблемы с финансированием и доступностью недорогих финансовых инструментов.

Необходимо увеличение производственных мощностей отраслей полимерной индустрии, как реального сектора экономики, за счёт применения перспективных технологий и использования ресурсо- и энерго-сберегающих технологий. Добиться диверсификации действующих предприятий полимерной индустрии и обеспечить независимость национальной экономики от импорта полимерной продукции. Основной целью данного направления, является обеспечение качественных конкурентных преимуществ национального производителя, обеспечение необходимой защиты внутреннего рынка с сохранением экспортных пошлин.

Однако на новых производствах конкурентоспособность снижается в связи с высоким удельным уровнем капитальных затрат. Управление величиной капитальных затрат при реализации инвестиционных проектов будет являться одним из ключевых факторов конкурентоспособности отечественной полимерной индустрии в краткосрочной перспективе.

Основным направлением Ассоциации является межотраслевое взаимодействие, выявление зависимости на межотраслевом уровне и смежными отраслями.

Полимерная индустрия, основой которой является химический комплекс, состоящий из двух укрупнённых вида экономической деятельности, производство пластмассовых и резиновых изделий, химическое производство.

Основные отрасли производители (потребители) продукции:

— медицина (фармацевтика);

— авиастроение;

— упаковка и тара;

— строительство;

— энергетика;

— товары народного потребления;

— автомобилестроение.

Смежные отрасли, задействованные в производстве продукции и влияющие на качественные показатели:

— прототипирование (3 D моделирование);

— испытательные лаборатории;

— станкостроение;

— приборостроение.

Основные технологии, используемые при производстве продукции:

— инжекционное литьё в пресс-форму;

— экструзия;

— термоформование.

Необходимо рассматривать рынок полимерной индустрии России как стратегически важный, перспективный, с большим потенциалом роста спроса, где сохраняется высокая рентабельность инвестиций. Диверсифицировать портфель инвестиций в сторону высоких технологий глубокой переработки с производством наукоёмкой малотоннажной продукции, положив начало развитию новых полимерных и композитных материалов с новыми нано свойствами.

Техническое регулирование и стандартизация

Распространение среди членов Ассоциации и участников отраслей полимерной индустрии следующих требований:

•ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования;

•ГОСТ Р 54536-2011 Системы менеджмента качества. Межотраслевые требования;

•ГОСТ Р 54732-2011 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по мониторингу и измерению;

•ГОСТ Р ИСО 10003-2009 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по урегулированию спорных вопросов вне организации;

•ГОСТ Р ИСО 10001-2009 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по правилам поведения для организаций.

В первом квартале 2013 года в план работы Совета Ассоциации (далее-Совет) внести проверку организаций (производственных предприятий) членов ассоциации на соответствие менеджмента качества, который проводится на добровольной и безвозмездной основе. Целью проведения проверки на соответствие менеджмента качества является составление заключения о предварительной оценки, определение важных показателей, объёма необходимой работы для создания стратегического решения, необходимого для системы менеджмента качества организации.

На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют:

a) ее внешняя среда, изменения или риски, связанные с этой средой;

б) изменяющиеся потребности;

в) конкретные цели;

г) выпускаемая продукция;

д) применяемые процессы;

е) размер и структура организации.

Проверка на соответствие менеджмента качества направлена на определение возможности применения в организации члена Ассоциации «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Требования стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями, независимо от их вида, размера и поставляемой продукции. Процессы, необходимые для системы менеджмента качества, включают в себя процессы управленческой деятельности руководства, обеспечения ресурсами, процессы жизненного цикла продукции, измерения, анализа и улучшения продукции.

Национальные стандарты

Главной целью является оказание содействия и разработка национальных стандартов как элемента технического регулирования, профессиональных стандартов в полимерной индустрии по специальностям, что является важным требованием, как для соблюдения интересов потребителей, так и для профессионального развития. Определить и разработать профессиональные стандарты в соответствие с потребностями в квалифицированных кадрах в отраслях и требованиями учебных программ, в соответствии с международными стандартами (по результатам анализа международных стандартов).

При разработке национальных стандартов, руководствоваться требованиями ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ и Концепцией развития национальной системы стандартизации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации 28 февраля 2006 г. N 266-р.

Сформированная на протяжении многих десятилетий система государственной стандартизации в ходе реформы технического регулирования должна быть заменена на национальную систему стандартизации, которая в условиях глобализации экономических отношений призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг.

Стандартизация является ключевым фактором поддержки государственной социально-экономической политики, способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию всех видов ресурсов.

Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования должна внести достойный вклад в экономическое развитие страны, при этом роль и принципы стандартизации в условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны происходящим переменам и соответствовать международной практике (1).

Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют:

•Конституция Российской Федерации, которая относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации;

•Федеральный закон «О техническом регулировании», определивший правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участников работ по стандартизации, правила разработки и добровольность применения стандартов;

•нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации;

•основополагающие стандарты национальной системы стандартизации.

Национальные и международные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов и содействия соблюдению их требований.

Организационно-функциональную структуру национальной системы стандартизации составляют:

•национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии);

•научно-исследовательские организации по стандартизации;

•технические комитеты по стандартизации;

•разработчики стандартов.

В состав фонда документов национальной системы стандартизации входят межгосударственные, государственные и национальные стандарты, отраслевые стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Фонд документов национальной системы стандартизации является составной частью федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

В рамках фонда документов национальной системы стандартизации сформировался ряд таких уникальных подсистем, как общетехнические системы стандартов, система стандартов безопасности труда, система стандартов безопасности при чрезвычайных ситуациях и другие. Подсистемой национальной системы стандартизации является система стандартизации оборонной продукции.

Существующие проблемы национальной системы стандартизации во многом обусловлены переходным периодом реформы в области технического регулирования и являются сдерживающим фактором в достижении стратегических целей стандартизации.

В Федеральном законе «О техническом регулировании» не в полной мере отражены положения, определяющие понятие, структуру, статус, участников национальной системы стандартизации, приоритетное применение национальных стандартов, вопросы финансирования деятельности по разработке международных и межгосударственных стандартов. Кроме того, указанным Законом не предусмотрены отраслевые стандарты и другие нормативные документы, значение которых для производителей продукции остается весьма существенным.

По отдельным направлениям хозяйственной деятельности эффективность и значимость национальных стандартов снижается, поскольку они не полностью отражают результаты научно-технического прогресса. К тому же недостаточен уровень их гармонизации с международными стандартами.

Ввиду отсутствия необходимых научных исследований и слабого притока профессиональных кадров в научно-исследовательские организации и технические комитеты по стандартизации, а также недостаточного финансирования ухудшается качество разработки национальных стандартов по целому ряду направлений стандартизации (1).

Темпы обновления и актуализации фонда документов национальной системы стандартизации за последние годы снизились (необходимо ежегодно обновлять не менее 10 процентов фонда для поддержания его на приемлемом уровне).

В связи со слабой заинтересованностью промышленности в разработке стандартов, реорганизацией управления отраслями и отраслевыми научно-исследовательскими институтами активность технических комитетов по стандартизации в последние годы также снизилась.

Российская Федерация является членом Международной организации по стандартизации, Международной электротехнической комиссии и Международного союза электросвязи, участвует в деятельности региональных организаций по стандартизации. Несмотря на активное участие Российской Федерации в деятельности международных организаций, количество секретариатов технических комитетов, закрепленных за ней, явно недостаточно для реализации национальных интересов Российской Федерации.

Проблемы действующей национальной системы стандартизации не позволяют в полной мере обеспечить необходимые темпы промышленного роста в нашей стране.

Стратегические цели, принципы и задачи развития национальной системы стандартизации

В основу стратегии развития национальной системы стандартизации положены апробированные практикой и соответствующие международным принципам следующие принципы стандартизации:

•добровольность применения национальных стандартов и обязательность их соблюдения в случае принятия решения об их использовании;

•применение международных стандартов как основы разработки национальных стандартов, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям, а также случаев, когда Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

•максимальный учет законных интересов заинтересованных лиц при разработке национальных стандартов;

•обеспечение преемственности работ по стандартизации в Российской Федерации;

•недопустимость создания препятствий для производства и обращения продукции, выполнения работ и оказания услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения стратегических целей стандартизации;

•обеспечение условий для единообразного применения национальных стандартов;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст