Функционирование и развитие территориальных потребительских рынк

На правах рукописи

Пасешник Наталья Петровна

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РЫНКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(региональная экономика)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Челябинск – 2013

Диссертационная работа выполнена на кафедре экономической теории и мировой экономики ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)

Научный руководитель – доктор экономических наук, профессор

Антонюк Валентина Сергеевна (Россия)

зав. кафедрой экономической теории и мировой экономики ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), г. Челябинск.

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, доцент

Козлова Ольга Анатольевна (Россия),

зав. сектором социального развития региона

Института экономики УрО РАН, г. Екатеринбург.

кандидат экономических наук, доцент

Верещагина Татьяна Александровна (Россия)

зав. кафедрой экономической теории и менеджмента ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г.Челябинск.

Ведущая организация – ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь.

Защита состоится: 28 июня 2013 г., в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.298.15 при ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) по адресу: 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 76, Учебно-методический центр кафедры экономической теории и мировой экономики.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), по адресу: г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 87, корпус 3д, с авторефератом – на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) HYPERLINK «http://www.susu.ac.ru» http://www.susu.ac.ru

Автореферат разослан 27 мая 2013г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор экономических наук, профессор И.В. Данилова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

В развитии рыночного механизма российской экономики особое место занимают потребительские рынки, параметры спроса и предложения которых, обеспеченность инфраструктурой, уровень удовлетворения потребностей определяют качество жизни населения в регионах РФ. Потребительские рынки, как правило, локализованы в пределах конкретной территории, зависят от денежных доходов населения, местных условий, отраслевой специализации и, в силу удовлетворения повседневных потребностей, способствуют устойчивости территориального рыночного механизма.

Кризисные явления в экономике России, регионах и муниципалитетах отражаются на состоянии и динамике территориальных потребительских рынков: для них характерны неоднородность в уровне обеспечения товарами и услугами, отличия в снабжении продовольственными и непродовольственными товарами, что в условиях нестабильности экономики и реальных доходов населения является источником социальных рисков.

Существование разрывов между, с одной стороны, уровнем развития и отраслевой специализацией территорий, а, с другой – насыщенностью потребительских рынков создает дополнительную нагрузку на местные и региональные органы власти (необходимость регулирования товарной сбалансированности), что в свою очередь сужает сферу действия рыночного механизма и, соответственно, влияет на конъюнктуру, а нередко ведет к деформации параметров рынка.

В связи с этим в теоретическом плане целесообразно расширение представлений о содержании и характеристиках территориального потребительского рынка, его воздействии на уровень жизни населения регионов и муниципальных образований. В методическом плане необходима разработка методических подходов к оценке состояния и идентификации проблем муниципальных потребительских рынков как наиболее значимых для населения РФ. В прикладном аспекте актуальным является выявление и нейтрализация отрицательных тенденций в развитии муниципальных потребительских рынков, разработка предложений и рекомендаций по регулированию «проблемных» муниципальных образований.

Степень разработанности проблемы. Анализ экономических публикаций показал, что базовые теоретические положения механизма функционирования потребительских рынков исследованы в работах зарубежных экономистов: У. Изарда, Ф. Котлера, О. Уильямсона, А. Хоскинга и мн. др. Особенности, структура и закономерности развития территориальных потребительских рынков рассмотрены в трудах российских авторов: В.И. Бутова, В.Г. Игнатовой, Н.П. Кетовой, Д.Л. Кондратовича, О.А. Ломовцевой, А.А. Мироедова, Л.С. Новоселова, М.А. Николаевой, Н.А. Резиной, А.Г. Смолякова, И.В. Скопиной, М.Ю. Трубина, С.В. Федина, В.П. Федько, И.М. Шабунина, Г.Б. Царевой и др.

Методические подходы к оценке уровня развития потребительских рынков в регионах рассмотрены в публикациях И.К. Беляевского, В.И. Королевской, Л.Г. Лысова, С.А. Пискунова, А.В. Смирнова, С.Н. Хохлова, Т.В. Карлиной и др.

Проблемы региональной и муниципальной экономики, в том числе территориального развития и государственного регулирования исследованы в трудах отечественных экономистов: Е.Г. Анимицы, В.С. Антонюк, О.В. Артемовой, О.И. Боткина, В.И. Бутова, А.Г. Гранберга, Г.В. Гутмана, И.В. Даниловой, В.И. Кушлина, А.Г. Липко, Н.Н. Некрасова, А.С. Новоселова, В.Н. Овчинникова, К.В. Павлова, А.Н. Швецова, Р.И. Шнипера и мн. др. Однако исследование проблем развития территориальных потребительских рынков требует дальнейшего продолжения исследования в части изучения специфики их функционирования, состояния и тенденций развития, особенно на уровне муниципальных образований (МО).

Теоретические и методические проблемы исследования территориальных потребительских рынков, их практическая значимость определили выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.

Объект исследования – территориальные потребительские рынки Российской Федерации.

Предметом исследования является функционирование и развитие потребительских рынков, локализованных в пределах муниципальных образований Челябинской области.

Целью диссертационной работы является разработка теоретических и методических подходов к анализу особенностей, факторов и уровня развития территориальных потребительских рынков для выявления «проблемных» муниципальных образований и предложения мер по их регулированию.

Для достижения указанной цели в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:

— исследовать содержание и характеристики территориальных потребительских рынков;

— разработать методические подходы к классификации территориальных потребительских рынков (на примере муниципальных образований); апробировать и выявить факторы и параметры потребительских рынков муниципальных образований Челябинской области;

— выявить и систематизировать структурные дисбалансы в развитии потребительских рынков муниципальных образований региона;

— предложить рекомендации по регулированию потребительских рынков «проблемных» муниципальных образований Челябинской области.

Область исследования соответствует требованиям паспорта специальности ВАК 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (Региональная экономика): п. 3.7. «Локальные рынки, их формирование, функционирование и взаимодействие; межрегиональная торговля. Теория новой экономической географии»; п. 3.17. «Управление экономикой регионов. Формы и механизмы взаимодействия федеральной, региональной, муниципальной власти, бизнес-структур и структур гражданского общества. Функции и механизмы управления. Методическое обоснование и разработка организационных схем и механизмов управления экономикой регионов; оценка их эффективности».

Информационную базу исследования составили справочные данные сборников Федеральной службы государственной статистики РФ, нормативно-правовые акты, обзорно-аналитическая информация Министерства экономического развития РФ, сведения Территориального органа федеральной службы государственной статистики Челябинской области, специальные монографические издания, материалы периодической печати, аналитические разработки автора.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили фундаментальные положения экономической теории, региональной экономики, государственного регулирования национальной и региональной экономики.

В диссертационной работе использованы системные и структурные подходы, применены экономико-статистические методы исследования, сравнительный анализ и др.

Наиболее существенные результаты, полученные автором, и их научная новизна:

1. Обоснован теоретический подход к анализу территориальных потребительских рынков, отличие которого состоит в выделении ключевых характеристик, а именно: зависимости рынков от уровня децентрализации в системе товарообращения потребительских товаров страны (федеральные округа, регионы, муниципальные районы, городские округа, поселения); субсидиарности потребительского рынка и его структурной определенности потребностями населения территории; детерминируемости потребительских рынков местными условиями и отраслевой специализацией. Применение указанных характеристик позволяет оценить уровень развития, выявить особенности и использовать проблемно-ориентированный подход в регулировании (п. 3.7 Паспорта специальности ВАК 08.00.05).

2. Предложен методический подход к классификации территориальных потребительских рынков (на примере рынков муниципального уровня); авторские предложения заключаются в использовании классификационных признаков, раскрывающих особенности (социально-экономические характеристики населения), факторы (специфику местных условий; отраслевую направленность экономики муниципальных образований) и функциональность (результативные показатели потребительских рынков), что позволяет разграничить муниципальные образования, выявить специфику их функционирования и систематизировать проблемы, что подтверждено апробацией по муниципальным потребительским рынкам Челябинской области (п. 3.7 Паспорта специальности ВАК 08.00.05).

3. Выявлены структурные диспропорции между уровнем развития и отраслевой направленностью муниципальных образований и структурой потребительского рынка (как следствие обеспеченностью потребительскими товарами), что позволило выделить три типа «проблем» в развитии муниципальных образований: недостаточное обеспечение непродовольственными товарами территорий с промышленной специализацией; низкое потребление продовольственных товаров территорий сельскохозяйственной специализации; наличие промышленных МО с низким оборотом розничной торговли, но высокой обеспеченностью платными услугами и сферой общественного питания; определена локализация «проблемных» муниципальных образований в Челябинской области, что является основой для проблемно-ориентированных мер регулирования (п. 3.7 Паспорта специальности ВАК 08.00.05).

4. Предложены рекомендации по регулированию потребительских рынков муниципальных образований, отличие авторских положений состоит в том, что цели и мероприятия специфицированы по проблемам (диспропорциям) экономики муниципальных образований Челябинской области, соответственно, рекомендации разграничены на блоки: реализация цели на повышение доступности непродовольственных товаров муниципальных образований включает меры по активизации и дифференциации форматов снабжения; ориентир на обеспечение продовольственными товарами охватывает меры по развитию мобильных форм торговли и др. (п. 3.17 Паспорта специальности 08.00.05).

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что расширена теория функционирования потребительских рынков в контексте структуры, характеристик и факторов их сбалансированности. Полученные результаты могут быть использованы региональными и муниципальными органами управления в качестве концептуальной основы для совершенствования деятельности органов власти (Министерств экономического развития субъектов РФ) в части мониторинга и регулирования потребительских рынков, формирования целевых программ торговой политики, реструктуризации отраслей, разработки антикризисного регулирования муниципалитетов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались автором на Международных научно-практических конференциях: «Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд» (Челябинск 2011); «Актуальные проблемы экономики и управления в современном обществе» (Пермь 2011); на I и II Всероссийских научно-практических конференциях: «Междисциплинарный диалог: современные тенденции в гуманитарных, естественных и технических науках» (Челябинск 2012, 2013); межвузовской научно-практической конференции «Экономическое развитие регионов Российской федерации: проблемы и перспективы» (Челябинск 2010); Второй научной конференции аспирантов и докторантов (Челябинск 2010).

Методические разработки диссертанта используются в учебном процессе и в деятельности муниципальных образований Челябинской области. В частности, выводы и рекомендации применены при разработке стратегии социально-экономического развития Коркинского и Карталинского муниципальных районов до 2020 года, что подтверждается справками о внедрении.

Публикации. Результаты диссертационного исследования отражены в 10 научных публикациях, в том числе в 2 коллективных монографиях, в 3 статьях из списка ВАК; общий объем – 3,45 п.л. (авторских – 2, 65 п.л.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, включающего 164 наименования, и 2 приложений. Общий объем работы составляет 145 страниц машинописного текста, включая 9 рисунков, 31 таблицу и 25 формул.

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Обоснован теоретический подход к анализу территориальных потребительских рынков, выявлены ключевые характеристики, применение которых позволяет оценить уровень развития, выявить особенности и использовать проблемно-ориентированный подход в регулировании.

Потребительские рынки занимают центральное место в жизнеобеспечении региона, поскольку способствуют реализации повседневных потребностей населения, уровень удовлетворения которых определяет трудовую мотивацию, а, следовательно, результативность экономики и ее территориальных образований. Анализ экономической литературы, посвященной проблемам функционирования потребительских рынков, показал, что, несмотря на достаточно разнообразные подходы и большое количество используемых признаков классификации, существует неоднозначность в понимании имманентных характеристик этих рынков, что снижает качество и результативность регулирования на разных уровнях территориальной локализации.

Диссертантом систематизированы признаки и подходы к классификации потребительских рынков, выделяемые российскими и зарубежными авторами (рис. 1). К основным подходам относятся: субъектный, объектный, инфраструктурный и др. Так, объектный включает разграничение рынков по объемам, типу потребительских товаров, товарному составу благ; субъектный – по основным участникам товарообменных операций; инфраструктурный акцентирует внимание на организации процесса торговли, существует классификация по уровням локализации (межрегиональный, региональный, местный).

SHAPE \* MERGEFORMAT

* подходы к классификации выделены цветом

Рис. 1. Классификационные подходы и признаки разграничения потребительских рынков

Многообразие признаков и характеристик потребительских рынков, неравномерность уровня развития и дифференциация параметров (особенно на уровне муниципальных образований), при низких доходах и спонтанном развитии, определили необходимость расширения теоретических основ предмета исследования. Диссертантом выделены ключевые характеристики территориальных потребительских рынков, к которым относятся: 1) зависимость параметров рынков от уровня территориальной децентрализации (рынки федерального округа, региона, муниципальных образований), которые создают отличия по насыщенности, структуре, дифференцированности объекта торговли; 2) субсидиарность процесса товарооборота и торгуемых объектов к потребителям конкретной территории; 3) детерминируемость параметров и структуры потребительских рынков местными условиями и отраслевой специализацией территории, то есть определяемость «географической» локализацией рынков.

Теоретическое содержание ключевых характеристик раскрыто диссертантом следующим образом.

1. Территориальная децентрализация означает, что локализация потребительских рынков имеет разный масштаб, территориальное рассредоточение ресурсов, товаров и услуг создает отличия в инфраструктуре, логистике товаропотоков, потенциале, ассортименте и структуре рынков (в частности, уровень урбанизации создает широкие возможности удовлетворения потребительских предпочтений городского населения по сравнению с сельским). Это составляет особенности рынков Федерального округа, региона, муниципальных образований (городского округа, муниципального района, городского и сельского поселений).

2. Свойство субсидиарности территориальных потребительских рынков понимается диссертантом как приближенность получателей денежного дохода (домашних хозяйств) к источнику их удовлетворения (потребительским рынкам). Субсидиарность проявляется в зависимости потребительского рынка от уровня доходов населения и качества его жизни, сложившихся традиций в организации товарообменных сделок (сетевые, крытые рынки, малый розничный бизнес, личное подсобное хозяйство).

3. Отраслевая специализация региона как форма проявления территориального разделения труда и организации производства обусловлена географическим положением, природно-климатическими условиями и обеспеченностью экономическими ресурсами и определяет объектную (в части товарного разнообразия и емкости) достаточность потребительских рынков. Специфика отраслевой структуры территориальных образований проявляется в отличиях конкурентоспособности предприятий, развитости торговой и транспортной инфраструктуры, особенностях инвестиционной среды и привлекательности (в части предложения хозяйственными структурами потребительских товаров определенной номенклатуры), развитии поставок личного подсобного хозяйства, степени урбанизации, интенсивности межрегионального и внешнеэкономического обмена, то есть в уровне социально-экономического развития территориальных образований. Все перечисленные обстоятельства формируют специфику местных условий и инфраструктурную обеспеченность потребительских рынков и, соответственно, емкость, дифференцированность, ассортимент, сбалансированность, то есть уровень товарного потенциала для удовлетворения потребностей населения.

Выделенные диссертантом ключевые характеристики потребительских рынков и их содержание формализовано на рис. 2.

Таким образом, территориальные потребительские рынки понимаются диссертантом как децентрализованный сегмент товарного обращения национального рынка, определяемый специализацией региона и местными условиями и характеризующийся субсидиарностью к потребностям населения территории.

SHAPE \* MERGEFORMAT

Рис. 2. Характеристика территориальных потребительских рынков

Как децентрализованная система товарообращения потребительские рынки подобны любому функциональному рынку и представляют собой систему взаимодействия спроса и предложения, в результате которого формируются параметры рынков (номенклатура и объемные показатели, уровень цен), инфраструктура (каналы и схемы товародвижения), организация механизма товарообменных операций. Особенности территориальных потребительских рынков состоят в «калейдоскопическом разнообразии связей»; существенном варьировании стоимостного объема потоков; значительном изменении номенклатуры и физического объема; наличии эффекта «фрикции расстояния» (перевозке большого количества грузов на короткие расстояния).

Ключевые характеристики потребительских рынков явились теоретической базой, на основе которой сформированы методические приемы оценки состояния и типологии потребительских рынков муниципальных образований.

2. Предложен методический подход к классификации территориальных потребительских рынков (на примере рынков муниципального уровня); авторские предложения заключаются в использовании классификационных признаков, раскрывающих особенности, факторы и функциональность, определяющие параметры потребительских рынков; систематизированы проблемы, проведена апробация по муниципальным потребительским рынкам Челябинской области.

Диссертантом предложен методический подход к классификации муниципальных потребительских рынков, элементы и прикладное значение которого представлено на рис. 3.

Рис. 3. Содержание и прикладная реализация методического подхода

Для оценки особенностей и факторов функционирования потребительских рынков, общей характеристики уровня их развития использованы показатели, систематизация которых представлена в табл. 1.

Таблица 1 — Показатели классификации муниципальных потребительских рынков

Особенности и факторы муниципальных потребительских

рынков

Показатели муниципальных потребительских рынков

I. Особенности (социально-экономические характеристики населения)

муниципальных потребительских рынков

1. Уровень жизни населения

Х1 – среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по городским округам и муниципальным районам, руб. / чел.;

Х2 – средний размер назначенных месячных пенсий по городским округам и муниципальным районам, руб. / чел.;

Х3 – величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц, руб. / чел.;

Х4 – среднегодовая численность работников организаций по городским округам и муниципальным районам, чел.;

Х5 – численность пенсионеров в городских округах и муниципальных районах, чел.;

2. Социально-демографические и миграционные процессы

Х6 – численность населения по городским округам и муниципальным районам, чел.;

Х7 – площадь территории, кв. км;

3. Активность трудовых ресурсов

Х8 – экономически активное население, чел.;

II. Факторы (специфика местных условий) потребительских рынков

1. Инфраструктурное обустройство товаропотоков

Х9 – количество объектов розничной торговли и общественного питания, ед.;

Х10 – площадь торгового зала объектов розничной торговли, кв. м.;

Х11 – площадь зала обслуживания посетителей в объектах общественного питания, кв. м;

Х12 – число мест в объектах общественного питания, место;

2. Инвестиционная активность в инфраструктурном обеспечении потребительского рынка

Х13 – инвестиции в основной капитал оптовой и розничной торговли по городским округам и муниципальным районам на душу населения, руб. / чел.

На функционирование потребительских рынков и уровень их развития влияют особенности (социально-экономические параметры населения) и факторы (местные условия МО), в связи с чем проведена классификация муниципальных образований по этим признакам с помощью кластерного анализа в пакете SPSS Statistica 17.0 по методу средних величин. Объектом классификации явились потребительские рынки 39 муниципальных образований Челябинской области (исключены Челябинский и Магнитогорский городские округа).

При распределении МО по кластерам в качестве основного параметра разграничения использован показатель душевого розничного товарооборота. Классификация муниципальных образований по признакам: 1) социально-экономические характеристики населения; 2) по местным условиям, — представлена в табл. 2.

Таблица 2 — Фрагмент классификации муниципальных образований Челябинской области по кластерам и группам (по социально-экономическим характеристикам населения и по местным условиям)

Муниципальное образование

Кластеризация по социально-экономическим характеристикам населения

Кластеризация с учетом местных условий

Кластер

Средний по кластеру душевой розничный товарооборот

Кластер

Средний по кластеру душевой розничный товарооборот

Кластер 1

Кластер 2

Кластер 3

Кластер 4

Кластер 1

Кластер 2

Кластер 3

Кластер 4

1Верхний Уфалей 3—1,312-21,312—2Златоуст 3—1,417-4-1,417—3Карабаш 3—0,694-4-0,694—4Копейск 2—1,0534-1,053—5Кыштым 3—1,897-21,897—6Миасс 3—1,394-4-1,394—7Троицк 11,733—3—1,733-8Усть-Катав 3—0,894-4-0,894—9Чебаркуль 10,948—20,948—10Южноуральск 2—1,5781—1,578………..…………………………29Октябрьский 3—0,616-4-0,616—30Пластовский 3—0,841-1—0,84131Саткинский 3—1,378-4-1,378—32Сосновский 3—0,716-3—0,716-33Троицкий 3—0,482-4—34Увельский 3—0,345-20,345—35Уйский 3—0,270-4-0,270—36Чебаркульский 3—0,570-4-0,570—37Чесменский 3—0,339-20,339—Средняя характеристика оборота розничной торговли на душу населения по группам муниципальных образований 1,3240,4300,7761,3160,9680,7840,8381,210Количество муниципальных образований в группе3131252462Классификация по группамГруппа АГруппа ГГруппа ВГруппа БГруппа БГруппа ГГруппа ВГруппа А

Переход от кластеров (начало таблицы – кластеры 1, 2, 3, 4) к группам (конец таблицы – группы А, Б, В, Г) осуществлялся по показателю величины среднего оборота розничной торговли на душу населения. Логика диссертанта при классификации МО на группы и по первому и по второму признаку состояла в следующем: во-первых, на основе расчета показателей, раскрывающих количественно каждый классификационный признак, выделить кластеры (1, 2, 3, 4). Во-вторых, провести на основе выделенных кластеров группировку (А, Б, В, Г), используя средние значения душевого оборота розничной торговли в кластерах, при этом буква в имени группы означает иной уровень оборота розничной торговли (переход соответствует убыванию показателя).

На основе совмещения двух признаков классификации (по социально-экономическим параметрам населения и по специфике местных условий) построена матрица позиционирования муниципальных образований, что позволило выделить 16 типов территорий Челябинской области (рис. 4).

Классификация потребительских рынков МО

по местным условиям

Группа А

МО отсутствуют

Пластовский муниципальный район

Южноуральск

МО отсутствуют

Группа Б

МО отсутствуют

Верхний Уфалей, Кыштым, Увельский, Чесменский муниципальные районы

МО отсутствуют

Чебаркуль

Группа В

МО отсутствуют

Аргаяшский, Ашинский, Верхнеуральский, Красноармейский, Сосновский муниципальные районы

МО отсутствуют

Троицк

Группа Г

Еманжелинский

муниципальный район

Златоуст, Карабаш, Миасс, Усть-Катав, Агаповский, Брединский, Варненский, Еткульский, Карталинский, Каслинский, Катав-Ивановский, Кизильский, Кунашакский, Кусинский, Нагайбакский, Нязепетровский, Октябрьский, Саткинский, Троицкий, Уйский, Чебаркульский муниципальные районы

Копейск

Коркинский муниципальный район

Группы МО

Группа Г

Группа В

Группа Б

Группа А

Классификация потребительских рынков МО

по социально-экономическим параметрам населения

Рис. 4. Матрица позиционирования муниципальных образований Челябинской области в зависимости от местных условий и социально-экономических параметров населения*

* заливка в матрице показывает наиболее многочисленную группы, жирным шрифтом выделены МО, имеющие значения душевого розничного товарооборота по сравнению со среднеобластным больше единицы.

Основная часть МО имеет низкие показатели, характеризующие местные условия (инфраструктурное обеспечение) на уровне типологической группы Г (по признаку местных условий), но в разрезе классификации по социально-экономическим показателям населения эта совокупность муниципальных образований находится на уровне ниже среднего (группа В). Для самой многочисленной группы МО (выделенной заливкой на рис. 4) основными проблемами являются низкий уровень инфраструктурных показателей: площадей торгового зала объектов розничной торговли и обслуживания посетителей в объектах общественного питания; а также низкий размер доходов (пенсий и заработной платы), не стимулирующий бизнес к расширению торговой инфраструктуры. Детализация показателей, влияющих на «попадание» МО в матрице в тот или иной квадрант (16 типов территорий) возможна на основе значений средних показателей по кластерным группам (табл. 3.)

Таблица 3 – Средние показатели кластеров по социально-экономическим показателям населения и по местным условиям МО Челябинской области

Социально-экономические показатели населения

Кластер

Местные

условия

Кластер

12341234Х1*- средняя заработная плата2,7151,9342,4172,833Х9*- количество объектов розничной торговли и общественного питания1,3871,1931,0681,508Х2*- размер пенсий1,0201,0470,9181,082Х10*- площадь торгового зала объектов розничной торговли0,9350,6110,5781,344Х4*- среднегодовая численность работников организаций0,9770,9430,9511,005Х11*- площадь зала обслуживания в общественном питании1,9920,8380,8510,857Х5*- численность пенсионеров1,3621,0770,9481,081Х12*- число мест в объектах общественного питания1,6200,9130,9420,959Х6*- численность населения15,50612,510,5629,731Х13*- инвестиции в розничную и оптовую торговлю0,4710,5521,9191,559Х8*- экономически активное население0,9030,6120,7800,864Количество муниципальных образований в группе52462Количество муниципальных образований в группе31312АГВББГВА* -означает стандартизированное значение показателей (к среднеобластным)

Заливкой в таблице 3 выделены показатели для доминирующего в Челябинской области типа муниципальных образований. Диссертантом обращено внимание на отличия отраслевой структуры МО данной группы, что потребовало учета специализации и проведения классификации муниципальных образований.

Диссертантом рассчитан коэффициент специализации, как отношение удельного веса отрасли в общем объеме производства МО к удельному весу той же отрасли в структуре продукта региона (показывает, во сколько раз концентрация данной отрасли в конкретном муниципальном образовании больше / меньше, чем в среднем по области):

Кс = Vм/Sм ÷ Vр/Sр (1)

Разграничение муниципальных образований Челябинской области по видам экономической деятельности проведено по двум направлениям: выделены группы муниципальных образований, ориентированные преимущественно на отрасли промышленности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) и группы сельскохозяйственной направленности. Диссертантом предложена «Карта специализации» муниципальных образований Челябинской области с учетом душевого розничного товарооборота (величина круга), как методический прием визуализации позиции конкретных МО (рис. 5).

Рис. 5. «Карта специализации» муниципальных образований Челябинской области



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст