Функционально-ориентированное управление стратегическими изменен

На правах рукописи

Рябова Елена Валентиновна

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ

В СФЕРЕ УСЛУГ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Специальность 08.00.05 — Экономика и управление

народным хозяйством:

экономика, организация

и управление предприятиями, отраслями, комплексами

сферы услуг

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Самара 2013

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»

Научный консультант -Сосунова Лильяна Алексеевна,

доктор экономических наук, профессор

Официальные оппоненты: Новиков Дмитрий Тимофеевич,

доктор экономических наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Российский экономический

университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва,

кафедра «Гостиничный и туристический

бизнес», профессор

Фирсова Ирина Анатольевна,

доктор экономических наук, доцент,

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации»,

г. Москва, кафедра «Маркетинг и логистика»,

профессор, заместитель декана по науке и магистратуре факультета «Менеджмент»

Чернова Дана Вячеславовна,

доктор экономических наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Самарский государственный

экономический университет», кафедра «Коммерция и сервис», заведующая кафедрой,

профессор

Ведущая организация — ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный

университет экономики и сервиса»

Защита состоится 30 августа 2013 г. в 10 ч на заседании диссертационного совета Д 212.214.02 при ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет» по адресу: ул. Советской Армии, д. 141, ауд. 325, г. Самара, 443090

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»

Автореферат разослан

Ученый секретарь

диссертационного совета

Крячков Александр Федорович

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия процесс глобализации характеризуется стремительным прорывом услуг на мировые рынки, что придает данной сфере новое измерение и ускорение. Общий тренд эволюции современной глобальной экономики в направлении услуг обусловливает необходимость многоплановых изменений, функционального усложнения их видов, что выдвигает на первый план проблемы от адаптации услуг к современным условиям до улучшения стратегических позиций наряду с передовыми отраслями индустрии, образующими динамичное ядро развитой экономики.

Сложность современных экономических условий, в которых функционируют предприятия сферы услуг, связана с нарастающей неопределенностью, стремительно меняющейся конъюнктурой и крайней нестабильностью внешней среды. В связи с этим все шире признается необходимость обеспечения и развития адаптационных способностей предприятия на длительный период, что, в свою очередь, определяет важность осуществления стратегических изменений.

При всей динамичности внешней среды ее стабильность является обязательным условием эффективного функционирования предприятий сферы услуг в каждый конкретный период времени. В данной связи для повышения такой устойчивости необходимо своевременно модифицировать коммуникации предприятия в соответствии с новыми целями и задачами, при этом требуется регулятор, обеспечивающий состояние постоянного достижения необходимой экономической результативности. Именно управление служит тем регулятором процесса реализации стратегических изменений на предприятиях сферы услуг, который обеспечивает стабильное развитие управляемого объекта на базе последовательного целеполагания и достоверного прогнозирования будущего качественного и количественного состояния предприятий сферы услуг.

Функциональная концепция управления стратегическими изменениями, применимая в качестве обобщенной парадигмы анализа и управленческого воздействия в процессе изменений, представлена как последовательность этапов-целей, где для осуществления каждого из них реализованы функции управления. Данная концепция позволяет обоснованно определять порядок мероприятий по осуществлению преобразований, сопоставлять и координировать между собой различные действия, в том числе применение экономических инструментов, а также оценивать получаемые результаты.

С учетом вышеизложенного актуальность исследования определяется тем, что в нем предлагается авторская методология функционально-ориентированного управления стратегическими изменениями, позволяющая осуществлять стабильное развитие и оценку результативности управленческой деятельности предприятий сферы услуг в условиях преобразований.

Степень разработанности проблемы. В научной литературе вопросам стратегического менеджмента, а также проблемам управления стратегическими изменениями в сфере услуг уделялось достаточное внимание. Среди зарубежных авторов классических научных трудов можно отметить такие известные имена, как Р. Акофф, И. Ансофф, К. Боуви, П. Дойл, Р. Каплан, Б. Карлофф, Ф. Кюнланд, Р. Лукас, М. Мескон, Г. Минцберг, Р. Нельсон, Д. Нортон, М. Портер, Э. Прескотт, Д. Речмен, А. Стрикленд, А. Томпсон, М. Фридман, К. Хаксевер, И. Шумпетер и др.

Направления формирования и функционирования сферы услуг в нашей стране рассмотрены в работах таких отечественных ученых, как А.Г. Абросимов, В. В. Агафонова, В. П. Алферьева, Л.П. Бажуткина, Е.В. Башмачникова, А. Г. Белоусов, В. В. Боков, Н.И. Войткевич, А. Г. Гаджинский, Е. А. Голиков, М. П. Гордон, Е. В. Демченко, Л. И. Ерохина, А.П. Жабин, Е. Н. Жильцов, А.В. Зырянов, С.А. Калашников, Е.А. Кандрашина, А.Н. Кара, Н.П. Карпова, Л.К. Кириллова, Д. В. Кислов, В. М. Корнев, А. Ф. Крячков, С. И. Макаров, Р.Г. Маннапов, Д.Т. Новиков, А. Г. Новицкий, В.А. Носков, С. В. Носков, Б. К. Плоткин, А.П. Плотников, Е. Г. Решетникова, В. М. Рутгайзер, В.Г. Санков, К. Б. Седов, В. И. Сергеев, В. Н. Соловьев, Л. А. Сосунова, А.В. Стрельцов, Л.Б. Сульповар, Б.Я. Татарских, В.Ю. Тюрина, И.А. Фирсова, В.И. Фомин, Е. П. Фомин, С. М. Хаирова, Е. Р. Храмцова, Д. В. Чернова, Р. В. Шеховцов, В. В. Щербаков, Л. И. Якобсон и др.

Спектр исследований, посвященных изучению управления стратегическими изменениями, достаточно широк: начиная с рассмотрения природы стратегических изменений (Дж. Барни, Ф. Вирсема, П. Друкер, Р. Лапьер, Ж.-Ж. Ламбен, Р. Норманн, М. Трейси, Р. Уотерман, Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, А.И. Архипов, А.К. Большаков, П.Г. Бунич, В.Л. Иноземцев, Г.Б. Клейнер, Е.М. Рогов, Е.А. Туманов, Ю.Д. Турусин, М.Б. Шифрин, Ф.Е. Удалов), исследования управления стратегическими изменениями на основе функционального подхода (К. Арджирис, Р. Лайкерт, Р. Майлс, Д. Миллер, Г. Минцберг, Т. Норберт, Дж. О-Шонесси, К. Сноу, А. Чандлер, П. Фризен) и заканчивая разработкой практических подходов к оценке управленческой деятельности (Р. Брэнсон, Д. Гамперт, А. Коул, К. Найт, Г. Стивенсон, О.С. Виханский, В.В. Гончаров, В.А. Гончарук, Ю.В. Гусаров, В.И. Долгой, А.Н. Дятлов, А.Т. Зуб, Ю.В. Иванов, Н.П. Масленникова, С.А. Попов, H.H. Смирнов, H.H. Тренев, P.A. Фатхутдинов).

Анализ трудов указанных ученых показывает, что изучение управления стратегическими изменениями на основе функционального подхода весьма актуально, но пока еще осуществляется фрагментарно, что не позволяет всесторонне охарактеризовать и дать оценку управленческой деятельности, чем и определяется необходимость выполнения целостного научного исследования, направленного на разработку методологии функционально-ориентированного управления стратегическими изменениями в сфере услуг.

Целью диссертационного исследования является разработка теории и методологии функционально-ориентированного управления стратегическими изменениями в сфере услуг.

Поставленная цель определяется решением следующих взаимосвязанных задач.

Теоретико-методологические задачи:

разработать методологию функционально-ориентированного управления стратегическими изменениями в сфере услуг;

развить теоретические основы функционально-ориентированного управления стратегическими изменениями в сфере услуг: дать авторское определение и раскрыть содержание ключевых терминов исследования; предложить классификацию услуг по функциональной направленности;

сформировать концепцию развития функционально-ориентированного управления стратегическими изменениями, направленную на повышение результативности управленческой деятельности предприятий сферы услуг.

Методические задачи: с целью обеспечения технологии реализации методологии функционально-ориентированного управления стратегическими изменениями в сфере услуг разработать:

методику проведения стратегических изменений;

методику оценки уровня реализации функций управления стратегическими изменениями;

методику оценки уровня инфраструктурных компонентов управления стратегическими изменениями;

методику построения профиля стратегии изменений;

программу функционально-ориентированного управления стратегическими изменениями;

модель оценки уровня взаимосвязи функций и инфраструктурных компонентов управления стратегическими изменениями;

методику расчета комплексного показателя уровня функционально-ориентированного управления стратегическими изменениями.

Прикладные задачи:

апробировать в деятельности предприятий авторские теоретические, методологические и методические результаты исследования;

— дать оценку результативности управленческой деятельности предприятий, использующих авторскую концепцию функционально-ориентированного управления.

Область исследования. Исследование проведено в рамках п.п. 1.6.109 «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка», 1.6.112 «Факторы, влияющие на размещение и эффективность деятельности предприятий сферы услуг», 1.6.118 «Формирование и развитие отраслевых, региональных и общенациональных рынков услуг» специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами сферы услуг» Паспорта специальностей ВАК РФ.

Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе внедрения, реализации и развития стратегических изменений в сфере услуг.

Объектом исследования выступают предприятия сферы услуг Российской Федерации, в том числе предприятия сферы гостеприимства г. Самары и г. Тольятти.

Теоретические и методологические основы исследования. Исследование основывается на теоретических и методологических положениях, содержащихся в трудах классиков экономической и управленческой науки, российских и зарубежных ученых в области рыночной экономики, менеджмента, управления стратегическими изменениями. Основой предлагаемой методологии является функциональный подход для исследования функций управления стратегическими изменениями. Теоретические положения и выводы основываются на фактологическом материале, полученном в процессе проведения исследования, а также на анализе статистических данных и на моделировании деятельности хозяйствующих субъектов.

Для решения поставленных задач применялся инструментарий, включающий в себя методы логического анализа, матриц, рейтинговой оценки, экономико-математического моделирования, а также адаптированные статистические и эконометрические методы. Использование данных методов и моделей позволило более полно анализировать разнообразные явления, происходящие в процессе управления стратегическими изменениями.

Информационную базу исследования составили нормативные и информационные материалы Федеральной службы государственной статистики, информация финансово-экономических периодических изданий России, статистические данные о деятельности предприятий сферы услуг Самарской области, публикации региональных и международных научных конференций, а также результаты исследований, проведенных лично автором.

Научная новизна исследования состоит в разработке методологии и концепции функционально-ориентированного управления стратегическими изменениями в сфере услуг и в методическом обеспечении их результативного практического применения.

Конкретное приращение научного знания раскрывается следующими результатами проведенного исследования.

Дана новая интерпретация терминов «услуга», «сфера услуг», «стратегические изменения», «функционально-ориентированное управление стратегическими изменениями»; введены новые аспекты анализа и характеристики услуги — «изменения», «функциональная направленность услуги», «функциональные особенности услуги», являющиеся теоретической базой для создания методологии функционально-ориентированного управления стратегическими изменениями в сфере услуг.

2. Предложена новая классификация услуг по их функциональной направленности.

3. Впервые разработана методология функционально-ориентиро-ванного управления стратегическими изменениями в сфере услуг, которая позволяет применять новый подход к управлению стратегическими изменениями, основанный на выделении стратегически значимых, управляемых, планируемых, организуемых и контролируемых изменений.

4. Предложена методика проведения стратегических изменений в сфере услуг.

5. Впервые разработана методика построения профиля стратегии изменений, направленная на оценку стратегических изменений.

6. Разработана новая методика оценки уровня реализации функций и инфраструктурных компонентов управления стратегическими изменениями.

7. Представлена авторская методика расчета комплексного показателя уровня функционально-ориентированного управления стратегическими изменениями с целью оценки состояния управленческой деятельности как в целом, так и по каждой функции в отдельности.

8. Разработана программа функционально-ориентированного управления стратегическими изменениями в сфере услуг.

9. Сформирована модель оценки уровня взаимосвязи функций и инфраструктурных компонентов управления стратегическими изменениями.

10. Представлена авторская концепция развития функционально-ориентированного управления стратегическими изменениями в сфере услуг.

Теоретическая и практическая значимость исследования. В работе получили дальнейшее развитие представленные в современной экономической науке теоретические и методологические основы решения проблем управления стратегическими изменениями в сфере услуг. Предложенные в диссертации теоретические выводы, методические подходы и практические меры направлены на совершенствование методов решения проблем управления стратегическими изменениями с целью повышения его результативности в условиях неопределенности внешней среды.

Разработанные в диссертации предложения по реализации функционально-ориентированного управления стратегическими изменениями были апробированы на предприятиях сферы услуг Российской Федерации.

На основе функционального подхода к решению обозначенной научной проблемы и разработанных научных положений сформулированные практические рекомендации автора могут быть использованы в деятельности:

— органов управления субъектами РФ, подготавливающих комплексные целевые программы по стратегическому развитию;

— предприятий сферы услуг для совершенствования стратегического управления;

— вузов, специализирующихся в области менеджмента изменений.

Теоретические и практические результаты исследования включены автором в учебные материалы и используются в практике преподавания дисциплин «Методология и инструментальные средства стратегического управления», «Сервисная деятельность», «Сервисология», «Проектирование процесса оказания услуг».

Апробация работы. Основные научные и практические результаты исследования нашли отражение в 56 публикациях автора общим объемом 89, 84 печ. л., авторский вклад составил 43,15 печ. л.

По итогам диссертационного исследования автор выступила с докладами на международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях, в том числе в России (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Тольятти, Пенза, Саратов, Волгоград, Уфа, Новосибирск, Псков, Тамбов, Пятигорск), Украине (Днепропетровск), Венгрии (Будапешт), Австрии (Зальцбург).

Структура и объем работы. Рукопись объемом 315 страниц машинописного текста содержит введение, пять глав, заключение, библиографический список.

Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется состояние изученности рассматриваемой проблемы, определяются объект и предмет исследования, формулируются его цель и задачи, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертационной работы.

В первой главе «Концептуальные положения функционально-ориентированного управления в сфере услуг» исследован генезис теоретических представлений об услугах и их классификации, определены тенденции развития сферы услуг в условиях глобализации, рассмотрено экономическое содержание функционально-ориентированного управления в сфере услуг, сформулированы авторские трактовки основных категорий исследования.

Во второй главе «Теоретическое обоснование стратегических изменений в сфере услуг» рассмотрено содержание стратегических изменений и обозначена объективная необходимость их развития в сфере услуг, определены основные характеристики сопротивлений изменениям, выявлены особенности современных видов стратегических изменений на предприятиях сферы услуг.

В третьей главе «Методология функционально-ориентирован-ного управления стратегическими изменениями в сфере услуг» разработаны концептуальные положения функционально-ориентированного управления стратегическими изменениями в сфере услуг, представлен механизм управления стратегическими изменениями на основе функционального подхода, дана оценка состояния управления стратегическими изменениями на предприятиях сферы услуг.

В четвертой главе «Методический инструментарий функционально-ориентированного управления стратегическими изменениями в сфере услуг» представлены авторские методики проведения стратегических изменений, построения профиля стратегии изменений на предприятиях сферы услуг.

В пятой главе «Концепция развития функционально-ориенти-рованного управления стратегическими изменениями в сфере услуг» разработана и апробирована модель исследования функций управления стратегическими изменениями, предложена процедура расчета комплексного показателя уровня функционально-ориентированного управления стратегическими изменениями, сформированы рекомендации по развитию управления стратегическими изменениями в сфере услуг.

В заключении работы содержатся выводы и рекомендации по проведенному исследованию.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Дана новая интерпретация терминов «услуга», «сфера услуг», «стратегические изменения», «функционально-ориентированное управление стратегическими изменениями»; введены новые аспекты и характеристики услуги — «изменения», «функциональная направленность услуги», «функциональные особенности услуги», являющиеся теоретической базой для создания методологии функционально-ориентированного управления стратегическими изменениями в сфере услуг.

Проведенное автором исследование трудов ведущих зарубежных и отечественных ученых и специалистов по проблемам развития сферы услуг показало, что познание такого явления, как услуга, должно определяться ее функциональной направленностью. При этом услуга рассматривается как экономический процесс изменений определенной функциональной направленности, к которым стремится потребитель, где среди изменений различают трансформацию потребительских товаров, физического состояния потребителей, изменения духовного развития, общего экономического положения самой институциональной единицы.

Выделяя функциональную направленность услуги, мы изучаем ее функциональные особенности, которые включают в себя методы, формы, принципы, цели по реализации функции, раскрывающие ее содержание через такой компонент, как объективно обусловленная деятельность. Основные характеристики услуги представлены на рисунке 1.

Под функциональной направленностью услуги мы понимаем целевую направленность функционального воздействия на определенный объект и результат. Функциональное действие представляет собой специфические связи и отношения между субъектом и объектом, а также отражает способы воздействия, которые раскрывают содержание функции услуги.

Понятие «функциональная направленность услуги» содержит три ключевые характеристики: 1) направленность функционального воздействия на определенный объект; 2) целевая направленность воздействия в рамках функции; 3) направленность воздействия на определенный результат.

SHAPE \* MERGEFORMAT

Рисунок 1 — Основные характеристики услуги

Несущей концептуальной конструкцией исследования является акцентуация функциональной направленности услуги. В соответствии с этим под сферой услуг нами понимается комплекс разных видов экономической деятельности с акцентуацией целевой и объектной направленности функционального воздействия на определенный результат.

Стратегическое развитие предприятий сферы услуг рассматривается в большей степени как постоянный эволюционный процесс, в котором одно стратегическое изменение создает необходимость в других преобразованиях. Данное наблюдение послужило основным моментом для определения автором понятия стратегических изменений. Термин «стратегические изменения», на наш взгляд, обозначает стратегически значимые макро- и микроэкономические перемены, между которыми существует причинно-следственная связь.

Функциональный подход является представлением проблемы управления стратегическими изменениями в общем виде, на практике рассматривается и в качестве инструмента анализа преобразований, и в качестве руководства по управлению ими. Так, данный подход послужил основополагающим моментом для определения имманентного содержания управления стратегическими изменениями.

Функционально-ориентированное управление стратегическими изменениями − это управленческая деятельность по осуществлению стратегически значимых, планируемых, организуемых и контролируемых макро- и микроэкономических перемен, между которыми существует причинно-следственная связь.

Под предметом функционально-ориентированного управления стратегическими изменениями нами рассматривается совокупность организационно-экономических отношений, проявляемых в ходе осуществления управленческой деятельности. Объектом выступают стратегически значимые, управляемые, планируемые, организуемые и контролируемые изменения.

2. Предложена новая классификация услуг по их функциональной направленности.

Обобщая результаты исследования научной проблемы разработки классификации услуг и допуская возможность выделения самых различных их видов, отметим, что функциональное усложнение видов услуг в настоящее время определяет рассмотрение их как явления, характеризующегося определенной целостностью и функциональной направленностью. В связи с этим предложен авторский вариант классификации услуг на основе функционального подхода (таблица 1).

Таблица 1 — Классификация услуг по их функциональной направленности

п/п

Функциональная

направленность услуг

Принцип

классификации услуг

Виды услуг

1

2

3

4

1

Услуги, ориентированные на человека

Принцип вещественности (осязаемые действия)

Здравоохранение и предоставление социальных услуг, транспорт и связь, гостиницы и рестораны

2

Услуги, ориентированные на товары и другие физические объекты

Принцип вещественности (осязаемые действия)

Грузовой транспорт, ремонт, охрана,

содержание оборудования, прачечные, химчистки, ветеринарные услуги

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

3

Услуги, ориентированные на сознание человека

Принцип вещественности (неосязаемые действия)

Образование, предоставление прочих социальных и персональных услуг

4

Услуги, ориентированные на неосязаемые активы

Принцип вещественности (неосязаемые действия)

Банковские, страховые услуги, консалтинговые,

юридические, операции с ценными бумагами

5

Услуги, ориентированные на удовлетворение материальных потребностей

Принцип удовлетворяемых потребностей людей (материальные потребности)

Бытовое обслуживание

населения, общепит,

здравоохранение, транспорт, ремонт и обслуживание оборудования

6

Услуги, ориентированные на удовлетворение духовных потребностей

Принцип удовлетворяемых потребностей людей (нематериальные потребности)

Удовлетворение духовных потребностей — образование, музеи, театры, предоставление информации, удовлетворение религиозных потребностей

7

Услуги, ориентированные на индивидуальность потребителя и производителя услуг:

Принцип связи с индивидуальностью потребителя и производителя услуг

Стандартизированные

По строго установленным правилам, нормам, стандартам

Творческие

Формируются индивидуально под заказчика: консалтинговые

и художественные

Личные

Услуги одному человеку: здравоохранение,

парикмахерские,

банковское обслуживание

Коллективные

Услуги для группы лиц, коллективов:

зрелищные услуги, общественный транспорт,

Окончание таблицы 1

1

2

3

4

Личностные

Медицинские, юридические услуги, консалтинговые и другие сферы, где личность производителя услуги менее существенна и его можно заменить

Добровольные

Заказанные потребителем услуги

Навязанные

Незаказанные, предоставляемые одновременно с покупаемым товаром или услугой



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст