Фото Евгения кармаева, Бориса метцгера и из личного архива Л. До

призвание/ юбилей

Ольга ВАСИЛЕНКО

Фото Евгения КАРМАЕВА, Бориса МЕТЦГЕРА и из личного архива Л. ДОРОНИНОЙ

Слово и дело Людмилы Дорониной

Людмиле Дорониной благодарные пациенты нередко посвящают стихи. Ничего удивительного тут нет, ведь значительная их часть – люди творческих профессий. А у доктора Дорониной, можно сказать, «штучная» специальность – врач-фониатр. Ее предназначение – возвращать людям утраченный голос. Таких специалистов высокого класса, как она, в России единицы.

Нынешний год для Людмилы Дорониной особенный: в апреле главное творение ее жизни – Омский фониатрический центр – отмечает свое 35-летие. Этой дате посвящена апрельская научно-практическая конференция «Междисциплинарные проблемы голоса» с участием российских и зарубежных специалистов, приуроченная к Международному дню голоса.

«Я вас люблю, но только тихо…»

Юбилей Омского фониатрического центра – весомая дата не только для его коллектива, но и для его многочисленных пациентов. За прошедшие годы их число составило порядка 400 тысяч. Золотые руки Людмилы Михайловны и ее учеников вернули им бесценный дар природы – возможность выразить себя посредством слова.

Пациентами омского доктора побывало множество звезд эстрады и сцены. В их числе – Алла Пугачева, Эдита Пьеха, Валерий Леонтьев, Анне Вески, Вилли Токарев, Евгений Петросян, Ярослав Евдокимов, Олег Басилашвили, Ксения Георгиади, Игорь Николаев, Михаил Турецкий и многие другие. В альбоме Л. М. Дорониной бережно хранятся фотографии Примадонны. На одной из них дарственная надпись: «Людмиле Михайловне на счастье и с благодарностью за внимание ко мне и моей жизни».

Певец Александр Розенбаум посвятил ей строки:

«Лица не видно, одни глаза.

Маска, шприц и облепиха.

Я вас люблю, но только тихо…»

Розенбаум, сам врач по профессии, предлагал ей работать в штате его гастролирующего коллектива в качестве фониатра. Предложения перебраться в Москву поступали и от других звезд, но она всегда отказывалась – не могла оставить любимую работу, созданный ею фониатрический центр. А он неоднократно переезжал из одного медицинского учреждения в другое, менял названия и сам менялся год от года.

Стены ее кабинета много лет украшали плакаты с фотографиями певцов и артистов, которые во время гастролей обращались к ней за помощью. Со стороны может показаться, что общение со звездами и есть главное содержание ее деятельности. Но это, конечно же, не так.

– Голос необходим любому человеку, и ребенку, и бабушке-пенсионерке, – замечает Людмила Доронина. – Ежегодно в нашем центре проходят лечение 10-12 тысяч пациентов. Конечно, к нам обращаются не одни звезды – основную массу составляют рядовые граждане, в том числе жители других регионов. Особое внимание уделяем работникам культуры и искусства, ведь для них речь – главный «рабочий инструмент». К нашей службе прикреплены десять театров, коллективы филармонии, включая Омский русский народный хор, училище имени Шебалина, факультет культуры и искусств ОмГУ имени Ф. М. Достоевского, музыкальный колледж, музеи, работники радио и телевидения, другие учреждения.

Конечно, творческие люди – народ особый. Но здесь не делят пациентов на «простых» и «звездных». Каждому стараемся уделять максимум внимания.

Союз фониатров разработал требования к качеству голоса, разделив представителей разных профессий на три группы. Первую из них, где требования к качеству голоса особенно высоки, составляют артисты, вокалисты, работники эстрады и ТВ. Вторая группа – педагоги, воспитатели детсадов, политические деятели, оперативные работники. В третью группу входят врачи, юристы, работники шумных цехов, военнослужащие. Появилось много новых профессий, связанных с постоянным общением – менеджеры, промоутеры, рекламные агенты и т. д. Там тоже высокие требования к качеству голоса.

А у скольких детей бывает функциональная дисфония — нарушение голоса! Обычно ей предшествует тяжелый стресс, в результате ребенок замыкается, перестает говорить. Множество стрессовых ситуаций возникает у военнослужащих. К нам поступали мальчики, прошедшие Чечню, другие горячие точки. У них была афония (отсутствие голоса), после пережитого они не могли говорить. И как это сложно – вернуть людям уверенность в себе, заново научить говорить…

Одинокий голос человека

Список ее достижений впечатляет. Создатель и руководитель фониатрического центра, признанного одним из лучших в России. Председатель Омского регионального отделения Российской общественной Академии голоса. Создатель уникальной омской фониатрической школы. Победитель конкурса «Лучший врач России» 2006 года. В книге отзывов Омского фониатрического центра – многочисленные слова благодарности за ее труд и доброе сердце.

А ведь путь Людмилы Дорониной к успеху не был стремительным восхождением на медицинский Олимп. Поначалу он напоминал полосу препятствий, которые она преодолевала своим трудом и настойчивостью.

Стать врачом Людмила, рано оставшаяся без родителей, мечтала с детства. Перед глазами был пример тети, студентки мединститута. И хотя училась она всегда хорошо, поступила в медицинский лишь с третьей попытки. В те годы от абитуриентов требовали медицинский стаж. И она шестнадцатилетней девчонкой устроилась работать препаратором в анатомический корпус мединститута. До сих пор помнит во всех деталях, как ей «устроили прописку» – в первый же день заставили работать с лежащим в формалине трупным материалом, а потом «случайно» закрыли в зале, где находились свежие трупы. Знали бы эти шутники ее характер и выдержку…

В студенческие годы Людмила, будучи отличницей, подрабатывала в одном из лечебных учреждений и санитаркой, и медсестрой. Там же познакомилась с будущим мужем. Он тоже учился на врача и работал медбратом. Никакой работы она не боялась, еще и обязанности комсорга успевала выполнять.

Перед распределением одаренной студентке пообещали, что оставят на кафедре. Случись так, и ее карьера сложилась бы совсем иначе. Но судьба указала Людмиле путь в практическую медицину. Начинала в должности педиатра. Пройти специализацию ЛОР-врача молодому специалисту предложили в доме ребенка, где она лечила детишек. Училась в третьей медсанчасти, где позже осталась работать. Свою очередь на квартиру пришлось уступить другому врачу. Молодая семья Дорониных с маленьким ребенком обитала в скромном домике в рабочем поселке, где зимой промерзали углы. Жилищный вопрос и заставил Людмилу перейти в шестую поликлинику. Было это в 1975 году. А через год ЛОР-врачу Дорониной предложили организовать в поликлинике фониатрическую службу.

– Тогда вышел приказ Минздрава о мерах по улучшению специализированной помощи творческим работникам, – вспоминает Людмила Михайловна. – Поначалу я боялась браться за это дело, так как до этого не занималась фониатрией. Посоветовалась со специалистом и услышала мнение: «Ну, дорогая моя, это вообще для птиц высокого полета!» Так бы я и отказалась, но главврач поликлиники меня поддержал: мол, не боги горшки обжигают, научишься всему! На кафедре мединститута тоже дали добро. И тогда я уже стала пробиваться сама. Поехала на учебу в Новокузнецк, потом в Москву. Президент ассоциации фониатров и фонопедов, профессор Юрий Стефанович Василенко посоветовал пройти обучение в Ленинграде, где была сильная фониатрическая служба, работали корифеи фониатрии Нина Федоровна Лебедева, Татьяна Евграфовна Шамшева, Ирина Александровна Воронцова, Ральф Исаакович Райкин (брат Аркадия Райкина). Таким образом, я училась и в московской, и в ленинградской школе. В Ленинграде дважды получала диплом фониатра с отличием. Ежегодно проходила усовершенствование в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, ездила на международные конгрессы фониатров.

Создание фониатрической службы требовало много времени и сил. Начинали мы в крошечном кабинете. В штате три человека – я, медсестра и санитарка. Работать приходилось с восьми утра до восьми вечера. К нам были прикреплены все местные театры. Когда в Омск приезжали гастролеры, им также оказывалась фониатрическая помощь. На протяжении десяти лет, начиная с 1976 года, в Омск на гастроли ежегодно приезжала Алла Борисовна Пугачева. У нас сложились хорошие отношения, и ее авторитет как певицы повлиял на развитие фониатрической службы.

Уникальность – в простоте

– Переезжали мы много раз, – продолжает свой рассказ Людмила Доронина. – Немало проблем создавало то, что областной фониатрический центр относился к городскому лечебно-профилактическому учреждению. Вопрос был решен после того, как я в 2007 году пришла на прием к губернатору Леониду Константиновичу Полежаеву. Были выделены бюджетные средства на приобретение современного диагностического оборудования, и это подняло статус оказания фониатрической помощи на новый уровень.

Если говорить о разработанной методике комбинированного лечения голосового аппарата, ее уникальность – в ее простоте. Помогло то, что я училась и в московской, и в санкт-петербургской школе. Где-то делают упор на хирургию, где-то на консервативные методы или физиолечение, мы же собрали все воедино. Акцент – на щадящих методах лечения. Пациент, обратившись к нам, получает в комплексе и физиопроцедуры, и массаж, и ингаляции. Особое значение придаем местному лечению. Все резонаторы, отвечающие за голос, промываем, лечим и приводим в нормальное состояние.

Важную роль играют наши фонопеды. Фонопед-вокалист Ольга Михайловна Бржезинская работает со дня открытия фониатрической службы, пришла к нам как педагог по вокалу, солистка музыкального театра. Ставки фонопеда поначалу не было, и она год работала на добровольных началах.

Очень любят пациенты фонопеда Юлию Сергеевну Кривых, которая работает у нас десять лет. Начинала как медсестра, потом закончила вуз, и сейчас успешно лечит больной голос с помощью различных упражнений.

Два года назад фониатрический центр вошел в структуру клинического медико-хирургичекого центра Минздрава Омской области. Главный врач Вадим Григорьевич Бережной очень заинтересованно относится к нашему центру, поддерживает наши начинания. Планы у нас большие, в том числе по приобретению оборудования, развитию фонохирургии. Думаю, все задуманное мы воплотим. А то, что фониатрическая служба сегодня необходима, доказала сама жизнь.

Пять вопросов о личном

– Людмила Михайловна, вашими пациентами были многие звезды эстрады и театра. Кто из них запомнился больше других?

– Каждый поражал своей индивидуальностью, и мне бы не хотелось кого-то выделять особо. Конечно, неизгладимое впечатление произвели такие интереснейшие люди, как Николай Крючков, Лидия Смирнова, Бен Бенцианов. И такие великолепные женщины и прекрасные певицы, как Алла Борисовна Пугачева, Эдита Станиславовна Пьеха, Валентина Васильевна Толкунова. А с Ольгой Воронец я даже ездила по просьбе филармонии на гастроли в сельские районы области в качестве фониатра. Вообще, каждый артист, певец по-своему интересен.

– У вас есть любимые артисты, исполнители?

– Не делю артистов на любимых и нелюбимых. А концерты воспринимаю по-разному. Если прихожу в роли зрителя, слушаю с удовольствием. Когда прихожу на концерт в роли лечащего врача, которому надо послушать, как звучит голос пациента, чувствую ответственность и внутреннее напряжение.

– В одном из интервью вы рассказывали о том, как угощали Аллу Пугачеву, бывшую у вас в гостях, голубцами и картошкой. Увлекаетесь кулинарией?

– Раньше – да, увлекалась. Сейчас на это не хватает времени. Записывала кулинарные рецепты, изучала национальные кухни, пекла торты. Своей бабушке Ксении, помню, однажды так украсила торт, что она подумала – он из магазина. Аллу Борисовну я действительно угощала голубцами и картошкой. Она сказала, что ей нравится наша омская картошка. А Эдиту Станиславовну угощала молодой бужениной собственного приготовления.

– Проблемы с голосом бывают не только у артистов. Что бы вы посоветовали тем, кто хочет их избежать?

– Прежде всего, беречь свой голосовой аппарат. Очень вредны перепады температур. Старайтесь избегать переохлаждений, голосовой нагрузки, стрессовых ситуаций, исключите вредные привычки – курение, алкоголь. В морозные дни не надо закрывать шарфом рот, разговаривать на морозе, в том числе по телефону. Не старайтесь перекричать собеседника в шумной обстановке на улице или в помещении.

Старайтесь включать в рацион пищу, богатую витаминами. Исключите острую пищу, газировку, семечки, орешки. Многие спрашивают, полезно ли для голоса пить сырые яйца, как персонаж известной комедии. Конечно, они полезны, но в наше время употребление сырых яиц чревато сальмонеллезом. Очень полезна сырая морковь, особенно если в салат из нее добавить грецкие орехи и заправить подсолнечным маслом.

Если проблем с голосом избежать не удалось, обеспечьте себе голосовой покой. Не нужно шептать, просто молчите. Голосовой аппарат должен отдохнуть. Справиться с проблемой поможет умение владеть своим телом, аутогенная тренировка. А людям, чья профессия связана с серьезной речевой нагрузкой, я бы посоветовала обязательно побывать в фониатрическом центре.

– Какие качества необходимы, чтобы стать хорошим врачом-фониатром?

– Проблемы с голосом всегда индивидуальны. Хотя мы объединяем их терминами, говоря о функциональной дисфонии или об органических заболеваниях, в любом случае одно и то же заболевание у каждого протекает по-разному. И оказывать помощь нужно индивидуально – глядя глаза в глаза, сочувствовать пациенту, принимать участие в его судьбе.

Быть профессионалом – это, конечно, важно. Но главное, мне кажется, любить пациентов. Если вы будете их любить, то будет и стремление сделать для них всё, стать профессионалом своего дела. Надо просто любить людей…

ДОСЬЕ

Доронина Людмила Михайловна

Дата и место рождения: 4 мая 1942 г., Крутинский р-н Омской обл.

Знак зодиака: Телец

Образование: Омский государственный медицинский институт, педиатрический ф-т; специализация и усовершенствование в Новокузнецке, Москве, Санкт-Петербурге

Должность: руководитель Омского фониатрического центра, врач-фониатр высшей категории, главный внештатный фониатр г. Омска

Семья: муж Валерий Николаевич – хирург-травматолог, преподаватель, дочь Александра — психоаналитик, зять Михаил — хирург, внучка Людмила — студентка

Профессиональные достижения, звания: отличник здравоохранения, ветеран труда, председатель Омского регионального отделения Российской общественной Академии голоса, создатель омской фониатрической школы, победитель областного и всероссийского этапов конкурса «Лучший врач-оториноларинголог» (2006), участник международных конгрессов; занесена в энциклопедию «Лучшие люди России» (2004)

Увлечения: чтение, дача, кулинария

Любимое время года: весна

Отдых: общение с природой

Любимые цветы: пионы, розы

Любимый уголок Омска: Старозагородная роща

Представление о счастье: «дарить добро окружающим тебя людям и чувствовать ответное добро»

Вадим Григорьевич БЕРЕЖНОЙ, главный врач БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области», победитель регионального конкурса «Лучший главный врач» 2010 года:

– Омский фониатрический центр вошел в состав структурных подразделений Клинического медико-хирургического центра согласно решению губернатора Омской области Л. К. Полежаева. Он обеспечивает оказание медицинской помощи по очень сложному направлению, требующему специального подбора и обучения специалистов, максимальной концентрации редкой и дорогостоящей аппаратуры. По решению Правительства Омской области в 2009 году фониатрический центр оснащен уникальной аппаратурой, аналогов которой в Омском регионе нет. Большую поддержку фониатрическому центру оказывает Министерство здравоохранения Омской области. Грамотное использование всех имеющихся ресурсов позволяет оказывать помощь, за которой раньше наши пациенты вынуждены были обращаться в столичные клиники, федеральные центры. Теперь это всё можно получить в Омске.

В областном здравоохранении создано несколько крупных государственных учреждений, задачей которых является оказание не первичной медицинской помощи, а концентрация специализированной, уникальной, высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в наиболее сложных случаях. На базе Клинического медико-хирургического центра таких центров несколько: фониатрический центр, центры микрохирургии, хирургии суставов, оперативной панкреатологии.

Фониатрический центр – уникальная структура, таких в нашей стране на сегодняшний день всего три. Надо отдать должное его руководителю, прекрасному врачу Людмиле Михайловне Дорониной, подвижнику развития фониатрии в Омске.

Хотелось бы подчеркнуть, что в деятельности всех специализированных центров на базе КМХЦ огромную роль играет «человеческий фактор» – личные способности руководителей, стремление совершенствоваться в своих областях, внедрять все самое новое и передовое и, конечно, постоянный каждодневный труд. Во всех наших структурных подразделениях трудятся люди необычные, уникальные в своем роде. Достаточно сказать, что семь наших докторов за последние три года стали победителями конкурса «Лучший врач года» в своих номинациях. Ряд отделений возглавляют специалисты, выполняющие сложнейшие операции, которые под силу немногим. Л. М. Доронина – одна из этой когорты, человек, находящийся в непрерывном творческом поиске. Она постоянно учится и совершенствует свое мастерство, в курсе всех событий, которые происходят в российской и мировой фониатрии.

То, что Людмиле Михайловне досталась такая уникальная отрасль, как фониатрия, ее ярко характеризует. Она и сама уникальный человек, доктор, каких в России единицы. Это касается как ее профессиональных, так и организаторских качеств. Созданная ею фониатрическая школа постоянно развивается. На базе фониатрического центра повышают квалификацию лор-врачи из разных регионов страны, ближнего зарубежья, курсанты факультета усовершенствования врачей. В настоящее время мы проводим совместные перспективные разработки по внедрению фонохирургических способов лечения заболеваний голоса, что станет новым шагом в развитии омской фониатрии.

В связи с юбилеем Омского фониатрического центра хочу пожелать Л. М. Дорониной и всему коллективу новых профессиональных и личных достижений, постоянного стремления вперед, дальнейшего роста и совершенствования фониатрической службы на благо наших пациентов.

Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области

«Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области»

Омский фониатрический центр

644007, г. Омск, ул. Булатова, 105,

тел. (3812) 25-23-86