Формы и методы группового и массового обслуживания читателей в б

Областное государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 11

Формы и методы группового и массового обслуживания читателей в библиотеке профессионального училища

(из опыта работы)

Выполнила

Л. К. Карцева, библиотекарь

Усолье-Сибирское, 2009

Рассмотрено и одобрено на заседании МК воспитательного отдела:

Протокол № 2 от 29.10.2009 г.

Председатель МК:

__________ /Л.К. Карцева/

Автор: Любовь Константиновна Карцева, библиотекарь первой квалификационной категории.

В методической разработке представлен практический опыт работы группового и массового обслуживания читателей в библиотеке профессионального училища, описаны различные формы и методы повышения читательского интереса обучающихся, отражена роль внеклассных мероприятий в развитии уважения и любви к книге. Разработка рекомендуется для библиотекарей профучилищ, воспитателей, мастеров производственного обучения и преподавателей.

Внутренний рецензент: Ставицкая Татьяна Викторовна, заместитель директора по УВР.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………….……………….4

2. Роль массовых мероприятий в формировании читательского интереса к книге. Постановка целей и условия организации.……………………………………………………………………………………………………..5

3. Формы и методы организации массовой и групповой работы с читателями………………………..6

4. Приложение…………………………………………………………………………………………………………..9

5. Библиография………………………..…………………………………………………………………..10Введение

В октябре 2009 года на встрече с отечественными писателями, глава правительства Российской Федерации В.В. Путин впервые на столь высоком уровне прямо обратился к проблеме чтения в стране. Он указал на падение интереса к книге в обществе: «По данным за прошлый год, 40% населения России не прочитали ни одной книги».

С 2006 года в России осуществляется Национальная программа поддержки и развития чтения. Она имеет отношение ко всем видам библиотек.

Проблема падения интереса к чтению общемировая. Она обусловлена самым широким распространением электронных СМИ и бурным развитием индустрии развлечений. Зачем читать, когда можно смотреть телевизор, — не думая, не напрягаясь, не заходя в библиотеку или книжный магазин?!

Образованная часть российского общества много читала в XIX веке. Кто были эти люди? Значительная их часть принадлежала к дворянству и интеллигенции. Хорошо одетые, сытые, живущие в хороших условиях, имеющие прислугу, благополучные, ведущие глубоко осмысленный образ жизни. Благодаря чтению, они узнавали о происшедших событиях, при тогдашнем отсутствии радио и телевидения. Процветал эпистолярный жанр, так как нужно было общаться на расстоянии, обмениваясь мыслями, а телефона не существовало. Культурные люди прекрасно владели родным (и не только родным языком), великолепно умели и читать и писать.

В то время ребёнок узнавал из книг, что такое египетские пирамиды, как одеваются индейцы, как выглядели мушкетёры, другие герои приключенческих произведений. В наше время он всё видит по телевизору или на экране компьютера. Для чего ему читать? Чтобы проследить за сюжетом Фенимора Купера или Александра Дюма? Но для этого ему достаточно взять видеофильм или электронную игру. Предусматривающую широкий выбор различных сюжетов. Кроме того, очень многие в наше время путешествуют и непосредственно получают живую информацию об окружающем мире. Следовательно, для того, чтобы на поверхностном уровне познавать мир вокруг себя, читать не нужно.

Но в национальной программе поддержки чтения записано, что человек не может успешно действовать в современном мире, если не является квалифицированным читателем. И это не противоречие. Для того, чтобы узнать, к примеру, что существует Латинская Америка и там живут люди, которые носят сомбреро, читать не надо: хватит и телевидения. Для того, чтобы понять, как функционирует экономика той же латинской Америки и чем может быть выгодно для России сотрудничество со странами этого континента, читать надо обязательно.

Проблема чтения состоит из многих аспектов: есть чтение книг, чтение газет, а также чтение электронных изданий. С другой точки зрения, можно выделить чтение профессиональное, чтение учебное, чтение художественной литературы, чтение детям и т.д. С первых шагов пребывания учащихся в училище, им необходимо это разъяснить на доступном уровне, приводя следующие примеры. Приобретая любую бытовую технику – стиральную машину, мобильный телефон, фотоаппарат, — мы получаем многостраничную брошюру – инструкцию. Если у вас нет навыков чтения таких документов, если вы инструкцию открыли и через минуту закрыли, то сможете использовать свою технику на минимальном уровне, не зная многочисленных полезных функций и режимов работы. Получается, что деньги, которые достались вам тяжёлым трудом, вы фактически выкинули на ветер.

В советское время было престижно много читать, особенно «толстые журналы», обсуждать литературные новинки, иметь домашнюю библиотеку. Без этого человек выпадал из той социальной группы, к которой хотел принадлежать. Сейчас принадлежность к интеллигенции перестала быть престижной. Сегодня человек даже самому себе не способен объяснить, зачем ему читать хотя бы и классическую литературу.

В настоящее время российские дети в младшем школьном возрасте по показателям грамотности – на одном из первых мест, а, заканчивая школу, профессиональное училище или техникум, откатываются на одно из последних. В процессе школьного обучения они деградируют. Для того, чтобы успешно самореализоваться в современном сложнейшем мире, социализироваться, нужно много знать и постоянно наращивать эти знания. Значит, надо много читать. Кто же этому должен учить?

Во-первых, семья. Но вслух детям сейчас читают в 10 раз меньше, чем раньше. В Англии в начале 1990-х годов заметили, что уровень семейного чтения снизился. Начали мощную кампанию в СМИ, нацеливающую родителей на то, чтобы они читали детям вслух. Не пожалели огромных государственных средств. В результате этой массированной «промывки мозгов» чтение детям вслух у британцев возросло.

Во-вторых, школа. Где такие учителя, какие были у нас в детстве, когда учитель лепил человека? Само отношение к профессии и к ученикам сейчас совсем другое. А каково качество учебных программ? Они у нас, как и ЕГЭ, направлены на зазубривание, а не на развитие самостоятельного критического мышления, воображения, грамотной речи. Это надо же было додуматься – исключить экзамен по литературе из числа выпускных экзаменов! Вузы, библиотеки, издательства, книжные магазины – социальные организации поддержки и развития чтения, и все они в России ослаблены.

Реализуя национальную программу поддержки и развития чтения, каждый библиотекарь работает, применяя активные формы и методы развития читательского интереса, пытаясь достучаться до молодёжи, организуя разнообразные мероприятия.

Роль массовых мероприятий в формировании читательского интереса к книге. Постановка целей и условия организации

Компьютерные технологии, которые всё больше входят в нашу жизнь и быт, бесспорно, расширяют возможности познания для учащихся, увеличивая доступ к информации. Внедряя всё более активно в нашу жизнь и деятельность, новые информационные технологии, всё больше чувствуется наличие проблем в юношеском чтении. Исследователи выделяют несколько обострившихся проблем, которые наблюдаются в последнее десятилетие в сфере юношеского чтения. Это спад чтения для удовольствия (33% учащихся профессиональных училищ не любят читать), функциональная (вторичная) неграмотность, взаимодействие чтения и средств массовой информации, проблема массовой культуры в чтении подростков (чтение боевиков и любовных романов), проблема доступа к чтению и другие.

Роль книги и чтения бесспорна в нравственном, интеллектуальном, этическом и эстетическом развитии учащегося. Чтение книг способствует развитию грамотности, росту общего культурного уровня, обогащает эмоциональный мир человека, формирует духовную основу личности, является необходимым условием социализации. Поэтому стоит согласиться с мнением Э.и Дж. Простано, которые утверждают, что «в век, когда новые технологии делают значительные шаги в образовании, чтение становится to более важным, чем прежде».

Далеко не последнюю роль в содействии формированию общей культуры юношества играет библиотека. В условиях учебного заведения библиотека – это место, где помогают учиться, и это наиболее доступный источник информации. Поощрение свободного чтения, формирование мотивации к чтению являются одним из важнейших направлений её работы.

Цель групповой и массовой работы – показать пользователям прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали разумное, доброе, вечное, чтобы сделать чтение первейшей потребностью, насущной пищей для сердца и разума, чтобы они становились сознательными гражданами своей Родины, духовно богатыми личностями. Массовые мероприятия с использованием различных форм помогают читателям эмоционально воспринимать значение, смысл и содержание, как литературных произведений, так и явлений и событий. Библиотекарь должен доказать учащимся, что чтение может доставлять эстетическое удовольствие, что общение с книгой раскрывает широкие горизонты перед человеком, что книга и чтение являются неиссякаемым источником знаний и информации, что книга часто является другом и советчиком. Библиотекарь должен научить хотеть читать для саморазвития личности учащегося, для раскрытия его творческого потенциала.

Массовая и групповая работа в библиотеке ведётся по следующим направлениям: поощрение свободного чтения (чтения для удовольствия), содействие воспитательным программам училища, содействие учебному процессу.

Приступая к разработке программы приобщения учащихся к чтению. При составлении плана работы, библиотекарь ставит чёткие цели и задачи массовой работы вообще и каждого мероприятия в частности. Например, главная цель мероприятия «Литературная гостиная: личность и творчество Федерико Гарсия Лорка» приобщение к книге испанского поэта, писателя, поощрение свободного чтения. Достижение этой цели будет возможно через решение следующих задач: познакомить читателей с лучшими образцами испанской художественной литературы, показать красоту испанской природы, традиций, научить сопереживать героям пьесы «Чудесная башмачница», стимулировать юношескую фантазию, воспитывать чувство патриотизма.

В последнее время традиционные формы работы с книгой, такие как устный журнал, читательская конференция. Защита читательского формуляра, диспут по книге уходят в прошлое, заменяясь новыми, более живыми, интерактивными формами работы: брейн-рингами, КВНами, различными играми, виртуальными путешествиями. Хотя, конечно, чтение вслух, викторины, литературно-музыкальные композиции, литературные обозрения продолжают оставаться популярными и сейчас.

Если систематизировать массовые мероприятия по сложности проведения. По охвату читателей, по времени, затраченному на подготовку, можно выделить три основные группы:

Наиболее доступные и малотрудоёмкие с точки зрения затрат времени на подготовку: чтение вслух. Обзор литературы (обзор-беседа, обзор у выставки, обзор-лекция, викторина).

Мероприятия, требующие значительной предварительной подготовки: литературная игра в форме брейн-ринга, путешествия по станциям, литературного лото, литературного аукциона и т.п., устный журнал, пресс-конференция, конкурс.

Мероприятия, которые помимо предварительной подготовки, требуют значительной индивидуальной работы с участниками: КВН, литературная композиция, литературный суд, литературный праздник (посиделки, литературный журфикс, литературный бал), встречи в литературной гостиной, читательские конференции.

Отдельное место занимают такие сложные формы работы как клубы и кружки. Следует помнить, что существуют определённые педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей:

Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определённых установок.

Вовлекать учащихся в проведение всех мероприятий, чтобы они могли проявить свою активность, знания, способности и дарования. Идеальный вариант – когда все приглашённые могут принять участие.

Мероприятие не должно быть перегружено или затянуто. Нужно помнить, что когда что-то слишком просто – это неинтересно; когда очень сложно – тоже неинтересно.

Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала и активности участников. Не последнюю роль играет принцип наглядности. Ещё Ушинский рекомендовал применять наглядное обучение, «которое строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых подростком». Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.

Мероприятие не должно быть похоже на урок. Новые формы организации мероприятия способствуют развитию творческой активности и интеллектуальных способностей.

При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности пользователей.

Особенностью мероприятий, проводимых в библиотеке, является их тесная связь с задачами приобщения к чтению. Поэтому каждое мероприятие, в какой бы форме оно не проводилось. Какие бы темы не затрагивало, подразумевает, в первую очередь, рекламу книги и чтения.

Подготовка мероприятия включает следующие этапы: определение темы, состава аудитории, постановку целей. План подготовки содержит:

организационный момент: создание сценария, подготовка информации о мероприятии, формирование команды;

подготовительный этап: организация книжных выставок, проведение обзора литературы, индивидуальная работа с участниками, подготовка реквизита;

проведение мероприятия;

заключительный этап: обсуждение мероприятия, оформление отчётов, отзывов и альбомов.

Формы и методы организации массовой и групповой работы с читателями

Различные формы массовой работы имеют свои особенности.

Чтение вслух – наиболее доступная, но забытая сейчас форма работы. Она применяется с младшими школьниками и с учащимися коррекционных групп профессиональных училищ, которые плохо обучены чтению. Между тем в США ещё в 70-е годы была разработана национальная программа поддержки свободного чтения и формирования мотивации к чтению как средство борьбы с функциональной неграмотностью, в основе которой лежало именно чтение вслух. Оно будет иметь результат, если читать чётко, внятно, не очень громко, но и не тихо, соблюдать паузы в тексте. Это должно быть выразительное чтение, эмоционально окрашенное. Способное держать внимание слушателей.

После чтения можно обсудить сюжет прочитанного, но это вовсе не обязательно. Иногда более действенным является чтение без комментариев. Исходя из собственного опыта, рекомендую проводить громкое чтение продолжительностью не более 45 минут.

Для девушек в нашей библиотеке проведено чтение рассказа В.Г. Распутина «Женский разговор». Присутствующих поначалу было 5 человек, в том числе один юноша. Сюжет рассказа не очень динамичен, однако актуален для молодёжи. Рассказ о том, что в свои неполные семнадцать лет девушка забеременела, и отец привёз её в деревню к бабушке после аборта. Им обеим предстояла бессонная ночь, которую они провели в разговорах. Бесхитростный рассказ бабушки о своей юности, чистоте отношений с юношами, горячей любви не оставил внучку равнодушной. К утру внучка многое переосмыслила, она уже не так высоко смотрела на взаимоотношение полов в юности, прониклась уважением к старенькой бабушке, которая хранила девичью честь для одного единственного — любимого.

Роль бабушки читала девушка в платочке, а роль внучки – девушка одетая в модную одежду. Чтение по ролям получилось даже немного театрализованным. Несмотря на продолжительность мероприятия (более часа), никто не ушёл. Видя такую заинтересованность читателей приходишь к пониманию того, что громкие чтения проводить нужно.

Обзоры литературы – это традиционная проверенная форма работы, которая может быть действенной, если соблюдать несколько правил. Первое – обзор должен быть интересным, живым. С учащимися лучше проводить классический библиографический обзор или обзор-лекцию, когда рассказ о книге сменяется интересным фактическим материалом. Главная цель обзора – привлечь внимание к книгам, сделать так, чтобы читатель захотел прочесть их. Прекрасно оживляют обзор игровые моменты. В обзоре библиотекарь раскрывает кратко содержание литературы. Это беседа на определённую тему с использованием иллюстративного материала, в качестве которого выступают книги. Обзор должен вызвать интерес к книге или творчеству писателя, к теме чтения, пробудить у читателя желание самостоятельного знакомства с литературой. Так, например, обзор литературы по творчеству В.Г. Распутина содержал рассказ о жизни и творчестве писателя, его произведениях: «Живи и помни», «Рудольфио», «Дочь Ивана, мать Ивана» и др. Учащиеся внимательно слушали, листали страницы книг, а одна из них – Ольга Иванова пришла в библиотеку и сказала: «Я не помню название повести, но хочу прочитать про Настеньку, которая утонула вместе со своим не родившимся ребёнком. А ещё она спасала своего мужа – дезертира». Конечно, Ольга говорила о повести «Живи и помни». Так, казалось бы, простой обзор, заронил зёрнышко желания читать.

В обзоре следует чередовать разные моменты: простые и сложные, развлекательные и серьёзные. Отдельные фрагменты произведения лучше читать по ролям.

Обзор научно-популярной литературы должен привлекать внимание к познавательному материалу, содержавшемуся в ней, важно подчеркнуть связь научных сведений с жизнью.

Количество книг, которое анализируется в обзоре, может быть от одной до десяти. Здесь всё зависит от цели, темы обзора, времени и возможностей библиотеки.

Викторина – это форма работы, которая развивает память, сообразительность. Даёт возможность проявить себя. Викторины содержат занимательные вопросы по содержанию художественного произведения, фактам биографии писателя. Событиям литературной жизни, истории книги и литературы.

Литературные игры и праздники пользуются наибольшей популярностью у пользователей, так как они содержат элементы праздника, неформальны, эмоциональны. Чаще наша библиотека приглашает пользователей на брейн-ринги, КВНы, аукционы, лото, игру «Поле чудес». Эти формы в значительной мере помогают формированию общих компетенций. Они развивают в учащихся инициативность. Обостряют эмоциональное восприятие, позволяют активно использовать творческий потенциал участников, придают мероприятиям живой характер. Они расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы. Методика их проведения основана на том, что библиотека заранее объявляет тему литературной игры. Книги, рекомендуемые для подготовки, демонстрируются на книжной выставке, предлагаются в обзоре литературы. Время подготовки, как правило, занимает 10-15 дней. Брейн-ринги и КВНы предполагают элементы соревнования, проходят в неформальной обстановке, дают возможность проявить себя и свои знания. В нашей библиотеке прошёл брейн-ринг «Этих дней не смолкнет слава», который был посвящён истории русской армии. В читальном зале была оформлена книжная выставка «России доблестные даты», написано красочное объявление, проведён обзор литературы «Ратные подвиги наших прадедов». Четыре команды учащихся по пять человек готовы к состязаниям. Одновременно принимают участие по две команды. Ведущий задаёт десять вопросов на один тайм. Из четырех команд выявляются две команды – победительницы. Затем проходит завершающий этап. Из двух команд выигрывает одна – она и победитель.

В КВНах участникам предлагаются различные задания. Можно использовать даже кроссворды (приложение 1).

Организация и проведение литературных игр и праздников включает следующие этапы: продумывается тема, ставятся цели. Определяется форма мероприятия, готовятся вопросы, пишется сценарий. Затем оформляется выставка книг, и делаются обзоры литературы. Участникам дается время (от недели до месяца) на знакомство с темой и книгами. За одну – две недели до игры вывешивается объявление для зрителей, формируются команды. Целесообразно использовать музыку для заполнения пауз и создания праздничного настроения. Для письменных заданий следует приготовить карандаши и бумагу. Хорошо, если есть возможность поощрить победителей. По итогам мероприятия следует вывесить плакат с результатами участников. Это будет приятно выигравшей команде. Это поднимет рейтинг мероприятий, проводимых библиотекой.

Большое воздействие на читателей оказывает костюмированный праздник. Положительные эмоции усиливаются от того, что учащиеся заранее готовятся принять участие в празднике, учат стихи, песни, репетируют танцы, хороводы, наряжаются, наносят грим. Кроме того, они шьют костюмы и делают реквизит. Проводимый библиотекой обрядовый праздник «Русская масленица» проводится ежегодно на улице и собирает всё училище. Красочный, с музыкой, со сценарием, включающим сказки и обряды, с блинами, квасом и чаем, с большим количеством конкурсов и призов он запоминается надолго. Обязателен на празднике костёр, в котором сжигаются чучело масленицы, как народный символ холода, голода и всего плохого, что случилось за зиму.

Одной из форм работы, стимулирующей инициативу и дающей возможность читателям развивать свою творческую индивидуальность, является проведение различных конкурсов. Это конкурсы на лучшую иллюстрацию к книге, конкурс на лучшее стихотворение или творческую работу о каком-либо писателе. Перед конкурсом тщательно продумываются цели и задачи его проведения, разрабатывается положение, которое регламентирует состав участников, формы конкурсных работ, сроки проведения. Требования к конкурсным работам. Положение включает номинации конкурса. Этапы конкурса, состав жюри. Предусматривает поощрение победителей. Положение утверждается заместителем директора училища по учебно-воспитательной работе. Следующий этап – информационная работа – информация о конкурсе, которая доводится до всех работников и учащихся училища. После завершения конкурса и подведения итогов, проводится награждение победителей. Моральное поощрение иногда бывает дороже, чем материальное, поэтому торжественное чествование победителей должно стать апофеозом конкурса.

Большое значение в воспитании литературного вкуса, в формировании мотивации подросткового чтения играют комплексные мероприятия, предполагающие эстетическое воспитание путем использования синтеза искусств. Это литературно-музыкальные, литературно-художественные, музыкально-драматические композиции.

Литературно-музыкальная композиция развивает вкус, расширяет кругозор, стимулирует творческую активность, повышает общую культуру. Основываясь на принципах ассоциативного соединения различных по жанру, стилю и ритму художественных текстов, музыкальных фрагментов, объединённых общей идеей, эта форма позволяет ярче и эмоциональнее воздействовать на читателей, легче воспринимается, помогая им при этом сопоставлять, размышлять, делать выводы. Использование отдельных ярких деталей оформления помогает подчеркнуть эпоху, донести конкретный замысел, создать эмоциональную атмосферу погружения в искусство. Эта форма массовой работы не допускает большого количества зрителей, она требует особой обстановки.

Одной из значимых форм работы в библиотеке училища являются литературные вечера и встречи в литературно-музыкальной гостиной. Подготовка таких мероприятий требует большого времени и труда. Перед проведением такой встречи необходимо тщательно подготовить программу, исходя из целей и возможностей учащихся. Литературные вечера и встречи мы проводим как общеучилищные мероприятия. Ведущая, хозяйка гостиной рассказывает о писателе, поэте, драматурге, используя фрагменты театральных постановок по их произведениям, или же в конце встречи гости приглашаются на спектакль. Стихи, песни, романсы, видеофрагменты – всё это присуще нашим встречам и вечерам. Так литературно-музыкально-театральная гостиная по творчеству А.С. Пушкина включает в себя рассказ о детских и юношеских годах поэта, учёбе в лицее, женщинах в жизни поэта, семье, фрагменты свадьбы поэта, его дуэли с Дантесом, рассказ-быль «Бахчисарайский фонтан», фрагменты постановок по произведениям «Метель», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Выстрел».

Заканчивается мероприятие рассказом ведущей о дуэли поэта, которая возвышает его. Смерть Пушкина – это не поражение, а победа. Он победил и время и пространство. Весь вечер сопровождает музыка: органная – при венчании, цыганская – при сцене в таборе, звучит и «Метель» Г. Свиридова. Особенно великолепный цыганский танец – танец цыганки, обольстившей героя, производит неизгладимое впечатление. Такое мероприятие можно провести только при помощи других структурных подразделений училища.

Любая работа действенна, когда она проводится в системе. Обязательным условием успешной массовой работы библиотеки профессионального училища является тесное взаимодействие с другими структурными подразделениями. С преподавателями и мастерами производственного обучения, со специалистами Централизованной библиотечной системы.

Приложение

6 п7 к8 п1 суворовлкб10 м2 м 9 оряк3 мечукдн4 война5 парадпир

По горизонтали:

Полководец, автор крылатых слов: «Тяжело в ученье – легко в бою».

Служит на флоте.

Древнее оружие.

Вооружённое противостояние.

Смотр войск.

По вертикали:

Чем заряжен пистолет.

Морской повар.

Успешное окончание войны.

Оборонительное сооружение.

Военный китель.

Библиография

Мировая проблема в Российском преломлении: // Библиотека.- 2009.-№11.- с. 6-13.

Елисеева И.А. Как соткать полотно зрелища [текст]. // Библиотека.- 2009.-№11.- с. 75.

Корягина О.Т. Основные формы проведения массового мероприятия в библиотеке [текст]. – Усолье-Сибирское, 2008.

Корягина О.Т. Массовая работа становится интерактивной [текст]. – Усолье-Сибирское, 2009.

PAGE

PAGE 1