Формирование вокально-слухового восприятия в процессе обучения х

На правах рукописи

ВЬЮНОВА АНАСТАСИЯ ВЛАДИМИРОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХОРОВОМУ ПЕНИЮ

Специальность 13.00.02-

теория и методика обучения и воспитания (музыка)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

МОСКВА 2010

Работа выполнена на кафедре пения и хорового дирижирования музыкального факультета Московского педагогического государственного университета

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Стулова Галина Павловна

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор

Тарасова Кира Владимировна;

доктор педагогических наук, профессор

Бакланова Татьяна Ивановна.

Ведущая организация:

Мордовский государственный педагогический

институт им. М.Е.Евсевьева.

Защита состоится «31» марта 2011 года в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.13 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 109172, Москва, Новоспасский пер., д.3, корп.3, ауд.314, музыкальный факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1.

Автореферат разослан «___»_______________________2011года

Ученый секретарь

диссертационного совета Якубовская Т.Л.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования

Изучение особенностей развития музыкальной культуры последних десятилетий позволяет говорить о больших изменениях в музыкальном мировом пространстве. Изменилась сама музыка, ее статус в обществе и сфера ее применения. Одна из главных особенностей современного мира состоит в том, что самой доступной для слушателя является музыкальная продукция низкого качества, не имеющая высокохудожественного содержания. Она не только оказывает негативное влияние на психику слушателей и развитие их эстетических, нравственных и художественных взглядов и интересов, но также формирует искаженные представления о качественных характеристиках певческого голоса. Это является причиной серьезного раскола между потребностями современной слушательской аудитории и ценностями мировой музыкальной культуры. Отсутствие основ музыкального воспитания, непонимание традиций музыкального исполнительства, навязывание шаблонов вокального и инструментального исполнения средствами массовой информации, — на сегодняшний день являются причиной низкого уровня музыкальной культуры молодежи в нашей стране.

Одним из средств музыкального воспитания в России традиционно являлось хоровое пение. За последнее десятилетие, среди студентов немузыкальных специальностей возрос интерес к хоровому пению. Об этом свидетельствуют результаты изучения практики работы с любительскими хорами и данные о возникновении и развитии новых любительских хоров. Однако уровень вокально-хорового исполнения во многих из этих коллективов достаточно низкий. Это объясняется рядом причин, среди них:

— непонимание руководителями хоровых коллективов зависимости между психолого-педагогическими особенностями функционирования любительского хора и методами вокально-хоровой работы;

— неадекватная оценка хормейстерами уровня вокально-хоровой подготовки певцов любительского хора;

— низкий уровень культурного и эстетического развития современных студентов;

— стереотипное навязывание некачественных эталонов вокального исполнения средствами массовой информации.

Таким образом, в современном социокультурном пространстве необходимы поиски новых путей для оптимизации вокально-хорового развития певцов любительского хора. Это определяет актуальность нашего исследования.

Степень научной разработанности проблемы

Вопросам развития музыкального и вокально-слухового восприятия посвящены труды О.А.Апраксиной, А.Н.Малюкова, Е.В.Назайкинского, М.С.Старчеус, Г.П.Стуловой, А.В.Тороповой и др.

Методам вокального и вокально-хорового развития посвящены труды В.П.Багрунова, С.И.Бержинской, Н.Т.Гатауллиной, Л.Б.Дмитриева, Д.И.Зарина, Ю.М.Кузнецова, В.П.Морозова, О.П.Пиксаевой. О.И.Поляковой и др.

Проблему организации досуговой и внеурочной деятельности рассматривали в своих трудах многие исследователи (О.М.Доронина, В.И.Дряпика, Т.Н.Каптан, О.П.Кеериг, Н.А.Кобин, О.В.Крючек, С.В.Попова, С.В.Ренне, Е.Н.Таллин и др.).

Разные аспекты работы с любительским хором выявлены в работах Е.В.Аликиной, В.Л.Живова, Н.В.Калугиной, Л.П.Мингазовой, В.В.Назарова, Е.В.Николаевой, П.А.Попова, А.В.Свешникова, В.Ф.Чабанного, Л.В.Шаминой и др.

Проблемы обучения освещались в работах Ю.К.Бабанского, Л.С.Выготского, А.В.Занкова, М.М.Поташника, Д.Б.Эльконина и др.

Вопросы оптимизации как массового, так и профессионального музыкального образования рассматривались в исследованиях Э.Б.Абдуллина, А.Н.Малюкова, А.И.Николаевой, Е.В.Николаевой, Т.Г.Мариупольской, В.Г.Ражникова, Г.М.Цыпина, Л.В.Школяр, Б.П.Юсова и др.

Несмотря на большое количество работ, посвященных организации досуговой деятельности, с одной стороны, и вопросам формирования музыкального восприятия — с другой, проблема формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора является недостаточно разработанной, как в теории, так и в практике. Преодоление этого противоречия составляет основную проблему диссертационного исследования.

Цель исследованиятеоретическое обоснование и разработка методической модели формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора.

Объект исследования – вокально-слуховое восприятие певцов любительского хора.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора.

Задачи исследования:

1. На основе изучения специальной литературы раскрыть сущность содержания основных категорий исследования.

2. Выявить психолого-педагогические условия формирования вокально-слухового восприятия у певцов на основе специфики деятельности любительского хора.

3. Разработать методическую модель формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора.

4. Проверить эффективность методической модели в ходе опытно-экспериментального исследования.

Гипотеза исследования:

Формирование вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора возможно при следующих психолого-педагогических условиях:

1) разработки методической модели, основанной на принципе активизации слухового внимания;

2) использования комплекса методов, включающего: самостоятельную работу певцов с аудиозаписями учебного репертуара, метод «хорового ядра» и творческих заданий, которые предполагают:

— активизацию музыкально-слухового восприятия, внутрислуховых представлений и — как следствие – улучшение качества вокального исполнения;

— саморегуляцию голосовой функции певцов по законам акустического резонанса в процессе эмоционального восприятия эталонного звучания и звуковысотного интонирования, формирование соответствующих вокальных и слуховых умений и навыков.

3) использования методов организации учебного процесса, соответствующих особенностям функционирования любительского хора, проявляющихся в: добровольности посещения хоровых занятий его участниками; разном уровне музыкальной подготовки начинающих хористов; постоянном обновлении хорового состава; административном положении любительского хора; роли традиций и стиля общения в любительском хоре.

Методологическую основу исследования составили:

— дидактические идеи о взаимосвязи категорий «развитие» и «обучение» (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, К.Коффка, И.Я.Лернер, Ж.Пиаже, М.А.Сластенин, Э.Торндайк, Д.Б.Эльконин и др.);

— теоретические труды по проблеме оптимизации процесса обучения (Ю.К.Бабанский, М.М.Поташник, В.А.Сластенин и др.);

— исследования отечественных психологов и музыковедов по проблеме музыкального восприятия (А.Г.Костюк, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, М.С.Старчеус, А.В.Торопова и др.);

— теория деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.);

— моторная теория восприятия речи (А.Либерман, Ф.Купер, К.Гаррис, П.Мак-Нэлидж и др.);

— труды отечественных педагогов в области музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, Д.Б.Кабалевский, А.Н.Малюков, А.И.Николаева, Е.В.Николаева, Г.М.Цыпин, В.Н.Шацкая и др.);

— теоретические труды по вокальной педагогике (Л.Б.Дмитриев, Д.И.Зарин, В.П.Морозов, Г.П.Стулова, А.С.Яковлева);

— труды по вопросам теории и практики вокально-хорового исполнительства (К.К.Пигров, А.В.Свешников, В.Г.Соколов, П.Г.Чесноков и др.).

Методы научного исследования:

1. Теоретические (анализ научной литературы по философии, дидактике, психологии, акустике, методике и методологии музыкального образования, вокальной педагогике);

2. Обобщение эмпирического опыта руководителей любительских хоров, а также собственного педагогического опыта;

3. Педагогические (педагогический эксперимент; метод рейтинга; интервьюирование, тестирование, анкетирование); а также математические методы статистической обработки полученных результатов.

Научная новизна исследования:

Раскрыты психолого-педагогические условия формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора.

Обобщен опыт учебно-воспитательной, организационной и вокально-хоровой работы руководителей современных любительских хоров.

В процессе экспериментальной работы с любительским хором найдены основные виды, формы и методы занятий с хористами на начальном этапе обучения и намечены главные целевые ориентиры этих занятий. Определена стратегическая линия деятельности педагога, направленная на решение воспитательных и художественно-исполнительских задач вокально-хоровой работы с певцами — любителями и разработку содержания и методов обучения.

Теоретическая значимость исследования:

Конкретизированы основные понятия данного исследования: «формирование вокально-слухового восприятия», «любительский (самодеятельный) хор», «вокально-хоровое развитие певцов любительского хора» и др. Выявлены основные психолого-педагогические условия формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора. Теоретически обоснована эффективность комплекса методов для активизации слухового внимания учащихся. Разработана и апробирована методическая модель формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора, основанная на зависимости качества вокально-хорового воспроизведения от уровня развития их слухового восприятия. Определены критерии и методы диагностики уровня вокально-слухового развития певцов любительского хора.

Практическая значимость исследования:

Разработанная методическая модель может быть внедрена в практику работы с молодежными самодеятельными хоровыми коллективами разных направлений. Материалы данного исследования могут привлечь внимание молодых ученых и практикующих хормейстеров к актуальным проблемам любительского хора и оказать реальную помощь при организации учебного процесса в любительском хоре любого типа, вида и направления, а также могут быть использованы в экспериментальной деятельности для разработки новых авторских методик, лекционных курсов, в подготовке студенческих и аспирантских исследовательских работ. Данные, полученные диссертантом, могут быть частично экстраполированы в смежные области художественно-творческой практики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Анализ современной социокультурной ситуации в нашей стране свидетельствует о том, что в современном обществе возрастает роль любительских хоровых коллективов в воспитании молодежи. Пополняя музыкальные знания учащихся, обогащая их эмоционально-образную сферу, коллектив художественной самодеятельности приобщает своих участников к исполнению высокохудожественных образцов хоровой музыки и, тем самым, развивает их эстетический вкус, музыкальные интересы и жизненные установки.

2. Основными функциями любительских хоров являются: учебная, воспитательная, развивающая, творческая и просветительская, которые сориентированы на музыкально-эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся.

3. Организация процесса вокально-хоровой работы в любительском хоре должна опираться на особенности его деятельности, которые экстраполируются на: определение цели и задач функционирования хора; разработку принципов, методов и форм обучения; выбор учебного репертуара.

4. Одной из основных задач успешного функционирования самодеятельного хора является необходимость получения наилучшего результата в процессе освоения концертного репертуара в кратчайшие сроки. Для решения этой задачи целесообразно использовать различные методы активизации слухового восприятия хористов. Среди них такие, как: самостоятельная работа певцов с аудиозаписями учебного репертуара, метод «хорового ядра» и творческие задания, направленные на развитие вокальных и слуховых навыков, музыкальных потребностей, интересов, творческого и исполнительского опыта хористов.

«Гибкое» и вариативное сочетание методов самостоятельной работы с аудиторными занятиями в условиях разных форм обучения (коллективной, групповой, индивидуальной) позволяет оптимизировать процесс вокально-хорового развития учащихся, осваивать необходимые теоретические знания и грамотно сочетать теорию с практикой.

5. Освоение высокохудожественных образцов хоровых сочинений способствует актуализации интеллектуальных резервов учащихся, обогащению их эмоционально-образной сферы, пополнению теоретических знаний, активизации их вокально-слухового восприятия. Все это создает необходимые психолого-педагогические условия для эффективного музыкального и вокально-хорового развития певцов любительского хора.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством публикаций материалов по теме исследования, в ходе выступлений с докладами на научно-практических конференциях, в процессе проведения опытно-экспериментальной работы с певцами академического хора Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, а также в ходе обсуждений работы на кафедре пения и хорового дирижирования музыкального факультета МПГУ.

Достоверность результатов исследования обеспечена: рассмотрением и анализом широкого круга трудов авторитетных авторов, освещающих различные аспекты изучаемой проблемы; адекватностью методологической основы исследования его проблематике; теоретическим обоснованием разработанной методической модели; проверкой выдвинутых теоретических положений в практической опытно-экспериментальной работе; внедрением нашей методической модели в учебный процесс коллективов художественной самодеятельности.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на примере работы с народным коллективом академическим хором Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась поэтапно с 2007г. по 2010г. На всех этапах исследования было задействовано 110 учащихся.

II. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Диссертация иллюстрирована диаграммами и таблицами.

Во введении дано обоснование актуальности исследования, определены его цель, объект, предмет и задачи, гипотеза исследования; методологические основы; сформулированы основные положения, выносимые на защиту; показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; апробация работы; достоверность полученных результатов.

Глава I. «Теоретические основы формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора» состоит из трех параграфов, в которых определяется категориально-понятийный аппарат исследования с позиций философии, дидактики и музыкальной педагогики; выявляются истоки и перспективы любительского хорового пения в России; обосновывается специфика работы с любительским хором.

В первом параграфе «Сущность и содержание основных понятий исследования» рассматривается с позиций философии и педагогики. Основными категориями диссертационного исследования являются: «формирование» и «обучение». Оба этих понятия неразрывно связаны с понятием «развитие», которое освещается в трудах философов со времен Аристотеля. Именно ему приписывают обоснование принципа развития в философии.

Понятие «формирование», с позиций педагогики и психологии, можно охарактеризовать, как процесс целенаправленного и организованного развития определенных качеств личности, благодаря педагогическому воздействию. В условиях педагогического процесса, «формирование» происходит в ходе «обучения».

На основе анализа дидактической литературы можно сделать вывод о том, что существует множество взглядов на возможность развития личности в процессе обучения. Основой нашего исследования стали идеи отечественных ученых (С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, Л.В.Занкова, Л.С.Выготского, М.А.Данилова, И.Я.Лернер, М.А.Скаткина, Д.Б.Эльконина и др.), направленные на оптимизацию развития в процессе обучения.

Любительский (самодеятельный) хор – коллектив, состоящий из певцов, не имеющих профессиональной музыкальной подготовки. Любительскими могут быть хоры различных типов, видов и направлений: однородные (женские, детские, мужские), смешанные, неполносмешанные; одноголосные и многоголосные; академические, эстрадные, народные, духовные. Пение в любительском хоре является для его участников не обязательным видом деятельности и относится к сфере их досуга. Поэтому главная цель любительского хора состоит в том, чтобы удовлетворить потребности его участников в развитии своих вокально-хоровых способностей, одновременно формируя их художественные интересы и музыкальный вкус.

На основе анализа работ по педагогике музыкального образования дано определение категории «вокально-хоровое развитие певцов любительского хора», которое понимается как освоение учащимися специальных теоретических знания, формирование и развитие их вокальных и слуховых умений и навыков, музыкальных потребностей и интересов, исполнительского опыта.

Во втором параграфе «Вокально-слуховое развитие певцов любительского хора как педагогическая проблема», дается исторический и теоретический анализ функционирования любительских хоров в России, обосновывается значимость организации досуговой деятельности молодежи в современном мире.

Проблема полноценного и гармоничного развития личности известна в философии с античных времен, поскольку именно она является ключевой для формирования гармоничного общества. Гармония (греч. harmonia – связь, стройность, соразмеренность) является показателем уравновешенности внешнего и внутреннего, взаимосвязи общего с частным. У античных философов идею гармоничного развития человека переняли мыслители эпохи Возрождения (Ф.Петрарка, Леонардо да Винчи, Ф.Бэкон, Д.Дидро и др.). Право человека на свободу и полноценное развитие своих способностей, ценность человеческой личности и идея равенства и справедливости в отношениях между людьми – стали главными принципами гуманизма.

В своих учениях гуманисты уделяли особое внимание организации досуга (otium, ozio), который, согласно их мнению, непременно должен быть насыщен «высокими занятиями»: изучением мудрых книг, общением с образованными людьми, созерцанием прекрасного; и нести, таким образом, духовное обогащение личности.

В сегодняшней социально-культурной ситуации организация молодежного досуга предстает как общественно осознанная необходимость. Статистические исследования в области социологии, психологии и криминалистики показывают, что за последние несколько десятилетий сильно обострилась негативная ситуация, связанная с неорганизованностью досуговой деятельности. Это характеризуется такими моментами, как возрастание настроений бессмысленности существования в молодежной среде, криминализация досуга, проявляющаяся в росте молодежной преступности, алкоголизме, наркомании. Эти обстоятельства заставляют задуматься над состоянием духовной культуры молодежи в целом и культуры ее досуга в частности.

В процессе изучения истории отечественного музыкального образования была выделена вторая половина XIX века, как время зарождения самодеятельного хорового движения. Несмотря на то, что хоровое пение в России было широко распространено с давних времен, именно к этому времени относится возрастание интереса к массовому музыкальному образованию, открытие народно-певческих и музыкально-хоровых классов, основание народных консерваторий.

Анализируя развитие хоровой самодеятельности в XX веке, был выявлен целый ряд трудностей, связанный с качеством вокально-хоровой подготовки певцов. В связи со сложной политической ситуацией в стране на протяжении всего XX столетия, были утрачены многие традиции вокально-хорового обучения и воспитания, что крайне неблагоприятно сказалось на вокальном развитии детей и молодежи нескольких поколений.

В результате изучения развития хоровой самодеятельности на современном этапе развития, выявлены его основные тенденции: 1) стремление к созданию камерного состава; 2) повышение сложности репертуара; 3) полистилистика хорового репертуара; 4) синкретичность исполнения. Анализ современной социокультурной ситуации в стране также выявил ряд противоречий:

— между стереотипами вокального исполнения популярной музыки, навязываемыми СМИ и традициями вокального воспитания русской хоровой школы;

— между высоким уровнем интеллектуального и низким уровнем культурного и эстетического развития современных студентов;

— между возрастающим количеством новых любительских хоров и низким качеством вокально-хорового развития их участников.

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования (Е.В.Аликина, В.Л.Живов, Н.В.Калугина, О.П.Кеериг, Е.В.Николаева, А.В.Свешников, В.Ф.Чабанный, Л.В.Шамина и др.) подтвердило необходимость поиска новых педагогических условий для работы с любительским хором, соответствующих основным функциям любительского хора: учебной, воспитательной, развивающей, творческой и просветительской.

В третьем параграфе «Специфика организации обучения пению в любительском хоре» рассматривается отличие функционирования любительского хора от деятельности учебного и профессионального. Являясь административно и материально зависимым от прагматичных требований «организации-покровителя», руководитель любительского хора организует свободное время своих участников, одновременно развивая их музыкальные способности, интересы, вкусы и потребности.

Условия работы с любительским хором, с одной стороны, в определенной степени ограничивают средства педагогического воздействия на личность певцов, поскольку занятия являются досуговыми и необязательными для них, а с другой, предлагают новые формы решения данной задачи.

Организация процесса обучения пению в любительском хоре имеет ряд особенностей:

1. Добровольность посещения занятий. Для певцов любительского хора репетиция является одной из форм проведения свободного времени, то есть в отличие от учебной и профессиональной деятельности, она относится к сфере досуга. Учет данной особенности деятельности любительского хора при организации процесса вокально-хоровой работы сказывается, прежде всего, на задачах, принципах и формах обучения. Исходя из понимания руководителем мотивации и отношения учащихся к вокально-хоровой деятельности, выбирается оптимальный для данных условий стиль управления и манера общения с певцами хора.

2. Разный уровень музыкальной подготовки начинающих хористов. Организация педагогического процесса в любительском хоре с учетом этой разницы, непосредственно отражается на содержании и методах обучения.

3. Постоянное обновление хорового состава. Оно связано с тем, что в начале каждого учебного года в любительский хор приходят новые студенты, желающие петь, а в конце – часть студентов заканчивает обучение в ВУЗе и покидает хор. Частое обновление состава является причиной необходимости быстрого включения новичков в концертный репертуар. Однако это является большой проблемой для руководителя, поскольку уровень развития их вокально-слуховых умений и навыков различный, а концертный репертуар достаточно сложный и большой по объему. Таким образом, обучение в любительском коллективе требует разработки специальных методов, обеспечивающих относительно быстрое достижение положительного и качественного результата.

4. Административное положение любительского хора. Чаще всего такие коллективы организовываются при университетах, Домах культуры, заводах. Это обстоятельство отражается как на условиях, так и на содержании вокально-хорового обучения.

5. Роль традиций и стиль общения в любительском хоре. Данная особенность вытекает из предыдущих и имеет большое значение для грамотной организации процесса вокально-хорового обучения. Соблюдение традиций, сложившихся внутри хорового коллектива может обеспечить преемственность принципов вокально-хорового обучения, а нахождение правильного стиля общения будет способствовать взаимопониманию внутри коллектива и между хористами и руководителем.

На основе обобщения практического опыта и анализа специальной литературы, выявлена возможность и необходимость совершенствования процесса обучения пению в любительском хоре в соответствии с особенностями его деятельности.

Глава II. «Психолого-педагогические условия формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора» состоит из трех параграфов, в которых предлагается и теоретически обосновывается методическая модель формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора на основе взаимосвязи между слуховым вниманием и вокально-хоровым воспроизведением.

В первом параграфе «Взаимосвязь вокально-слухового восприятия и вокально-хорового развития певцов хора» рассматриваются понятия «музыкальное восприятие» и «вокально-слуховое восприятие» с позиций музыкальной психологии и педагогики.

В научной литературе пока нет единого определения этой категории, и зачастую встречаются термины близкие данной, такие, как: «слушание музыки», «освоение музыки», «музыкальное восприятие», «восприятие музыки», «понимание музыки», «проникновение в содержание музыкального произведения» и т.д. Однако, все исследования в области вокально-хорового обучения и воспитания сходятся во мнении о том, что восприятие музыки является основой певческой деятельности. Его глубиной и направленностью определяется характер и качество вокально-хорового развития певцов

В параграфе обобщается опыт педагогов музыкантов по активизации музыкального восприятия в процессе обучения музыке. Особое внимание в работе уделяется исследованиям, касающимся развития вокально-слухового восприятия в процессе обучения пению (О.А.Апраксина, Н.Т.Гатауллина, Д.И.Зарин, Д.Б.Кабалевский, Ю.М.Кузнецов, В.П.Морозов, О.И.Полякова, О.Н.Пиксаева, Г.А.Струве, Г.П.Стулова и др.).

Пение предполагает усердную и постоянную работу слуха. Слуховое внимание необходимо не только при восприятии музыкального звука, но также (и, пожалуй, в большей степени), при его вокальном воспроизведении. Чистота интонирования и, как следствие, хоровой строй, не являются статичными, один раз и навсегда установившимися. Они меняют свой характер в зависимости от различных условий (уровень вокально-хорового развития певцов, их физиологическое и психологическое состояние, фактурные и тесситурные особенности произведения и т.д).

В результате изучения ряда трудов, посвященных развитию музыкального восприятия в процессе обучения музыке был сделан вывод о том, что центральным звеном любой музыкальной деятельности являются музыкальные представления, тесно связанные с внутренним слухом учащихся (Д.И.Зарин, Ю.М.Кузнецов, В.П.Морозов, Е.В.Назайкинский, О.И.Полякова, М.С.Старчеус, Г.П.Стулова, А.В.Торопова и др.).

В соответствии с проведенным исследованием было показано, что для формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора необходимо создание такой методики работы, которая будет направлена на активизацию их слухового внимания, внутри-слухового представления и, как следствие — вокального воспроизведения в процессе обучения пению.

Во втором параграфе «Методическая модель формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора» была предложена и теоретически обоснована методическая модель, направленная на активизацию слухового внимания, внутри-слухового представления и вокально-хорового воспроизведения.

Цель методической модели: оптимизировать процесс формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора с опорой на активизацию их слухового внимания и вокального воспроизведения, используя современные возможности звукозаписи.

Задачи: 1) подготовка фонотеки произведений из репертуара хора; 2) формирование у певцов–любителей основных музыкально–слуховых и вокальных навыков; 3) формирование навыков самостоятельной работы со звукозаписями изучаемых в данное время хоровых произведений; 4) развитие интереса к вокально-хоровому искусству.

В основу методической модели легли принципы: самостоятельности, постепенности и последовательности, личностно-ориентированного подхода, индивидуально-деятельностного подхода, многократного прослушивания звукозаписи одного и того же произведения, слуховой и зрительной наглядности, сознательности и творческой активности, комплексного подхода.

Учитывая специфику занятий с певцами любительского хора, в работе был предложен и обоснован комплекс методов для активизации вокально-слухового восприятия и вокального воспроизведения. Среди них были такие, как:

1) метод самостоятельной работы с аудиозаписями хоровых произведений. На начальном этапе обучения использование данного метода позволяет начинающим певцам быстрее адаптироваться к характеру звучания хора, познакомиться с концертными хоровыми произведениями, стилем их исполнения, оценить свои возможности, определить соответствие творческого направления работы данного коллектива своим интересам. На последующих этапах, применение данного метода способствует развитию мелодического и гармонического слуха учащихся.

2) метод «хорового ядра» построен на принципе законов акустического резонанса и нацелен, прежде всего, на развитие умения встраивать звучание своего голоса в унисон с хоровой партией. Уникальный по своей природе хоровой унисон также может выстраиваться по принципу резонанса при условии сонастроенности параметров звукообразующих систем голосового аппарата певцов, что отражается в непроизвольной синхронизации гармонических составляющих спектра голоса при выстраивании амплитуд их колебаний, звонкости и полетности звука хора (Ю.М.Кузнецов). Однако выстраивание унисона в процессе пения происходит не только на акустическом, но в первую очередь на психофизиологическом уровне.

3) метод творческих заданий направлен как на развитие творческой активности певцов, так и на формирование их способности к аналитической деятельности с целью достижения осознанности процесса вокально-хорового обучения. Выполнение творческих заданий способствовало активизации интеллектуальной деятельности, повышенного внимания, музыкально-слухового восприятия и внутри-слухового представления.

В третьем параграфе «Этапы работы с певцами любительского хора» предложенные методы вокально-хоровой работы были выстроены последовательно, по принципу постепенного усложнения. Было выделено три этапа решения учебных задач: 1- ориентировочный, 2- установочный, 3- основной.

Каждый из этапов ориентирован на решение определенных учебных задач. В учебном процессе они решались не только последовательно, но и параллельно, в зависимости от уровня вокально-хорового развития учащихся (см. таблицу №1).

Таблица №1

Этапы вокальной работы

Последовательность решения учебных задач в процессе использования комплекса данных методов:

Метод самостоятельной работы с аудиозаписями хоровых произведений

Метод

«хорового ядра»

Метод

творческих заданий

I

ориенти-

ровочный

1) самостоятельное прослушивание с целью знакомства с концертным репертуаром хора;

2) освоение мелодии отдельно записанной хоровой партии;

1) в процессе хоровых репетиций новички поют по слуху в унисон с хоровой партией, прислушиваясь к звучанию ведущих голосов;

1) оценка качества звучания голоса на эстетическом уровне;

2) накопление теоретических знаний и развитие вокально-хоровых навыков;

II

устано-вочный

3) попытки подпевать звучащей мелодии по слуху;

4) пение с опорой на нотную запись;

2) встраиваются в унисон более осознанно, следя по нотной записи мелодии своей хоровой партии, что способствует развитию мелодического слуха;

3) самооценка качества звучания голоса на основе понимания причинно-следственной связи между способом звукообразования и акустическим результатом;

III

основной

5) вычленение слухом мелодии своей хоровой партии из многоголосного звучания хорового произведения;

6) встраивание мелодии своего голоса в целостное многоголосное звучание хора, не выделяясь из ансамбля.

3) пение с опорой на эталонное звучание ведущих голосов в условиях многоголосного звучания хора, что способствует развитию гармонического слуха.

4) анализ и оценка качества звучания и характера исполнения хоровых сочинений другими хоровыми коллективами;

5) поиск способов интерпретации и средств эмоциональной выразительности в собственном исполнении.

Реализация совокупности предложенных методов должна создавать такие психолого-педагогические условия, которые необходимы для формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора. Данное предположение было проверено в ходе опытно-экспериментальной работы с любительским хором МГУ им. М.В.Ломоносова.

Глава III «Экспериментальное исследование эффективности разработанной методической модели формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора»

Цель экспериментального исследования – проверка эффективности разработанной методической модели формирования вокально-слухового восприятия, основанной на активизации слухового внимания певцов любительского хора.

Задачи экспериментального исследования:

1. разработка исследовательских процедур (форм и методов наблюдения, критериев оценки уровня сформированности вокально-хоровых знаний, умений и навыков хористов);

2. определение методов диагностики уровня вокально-слухового восприятия у певцов;

3.осуществление практической работы с хором.

Экспериментальная работа велась в течение 3-х лет (с 2007 по 2010 год) и включала в себя констатирующий, поисковый, формирующий и контрольный (проверочный) этапы. Во всех этапах экспериментального исследования принимали участие певцы народного коллектива Академического хора Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (АХ МГУ). Всего экспериментальным обучением было охвачено 110 учащихся.

В первом параграфе «Методы научного исследования и критерии диагностики уровня вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора» описаны основные методы научного исследования. К ним относятся: интервьюирование руководителей любительских хоров, аудиторское прослушивание, метод обобщения эмпирического опыта, анкетирование, шкалирование структурных компонентов вокально-слухового развития певцов любительского хора, метод рейтинга, тестирование.

По результатам изучения литературы по теме исследования был сделан вывод о том, что имеющиеся у человека знания, умения и навыки, а также его предшествующий опыт музыкально-творческой деятельности определяют уровень его вокально-слухового восприятия. Таким образом, для выявления его уровня у певцов любительского хора были определены показатели по каждому из компонентов вокально-хорового развития:

Мотивационный компонент:

— регулярное посещение хоровых занятий;

— посещение концертов своего хорового коллектива и других хоров;

— музыкальные интересы кроме хоровых занятий;

— стремление заниматься дополнительно;

— активная творческая работа на хоровых занятиях, внимательное выполнение указаний дирижера;

— самостоятельная подготовка и своевременная сдача хоровых партий;

— желание улучшить качество своего слуха и голоса;

— интерес к вопросам певческого голосообразования;

— наличие положительной эмоциональной реакции во время репетиционного процесса, а также во время прослушивания хоровых сочинений;

— готовность помочь «отстающим» по хоровой партии.

Содержательный компонент:

— знание о качестве звучания певческого голоса (характер дыхания, звукообразования, знания о голосовых регистрах и ровности их звучания, о дикции);

— понимание понятий «хоровой строй», «хоровой ансамбль», «эмоциональная выразительность в хоровом исполнении»;

— знания об охране певческого голоса;

— знание вокально-хоровых сочинений и их авторов (из репертуара хора и помимо него);

— знания о хоровой дисциплине и правилах работы хорового коллектива;

— знания нотной грамоты и основ теории музыки.

Операциональный компонент:

— уровень развития слуховых навыков (восприятие и представление);

— проявление и сохранение слухового внимания на протяжении репетиции;

— владение певческим дыханием и звукообразованием;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст