Формирование траектории фундаментального развития региональных с

На правах рукописи

Калабекова Камила Аварьевна

ФОРМИРОВАНИЕ ТРАЕКТОРИИ

ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

(НА ПРИМЕРЕ СКФО)

Специальность 08.00.05 –экономика и управление народным хозяйством:

региональная экономика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Ростов-на-Дону – 2012

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии им. В. М. Кокова».

Научный руководитель:доктор экономических наук, профессор

Рахаев Хадис Магомедович

Официальные оппоненты:Тяглов Сергей Гаврилович

доктор экономических наук, профессор

заведующий кафедрой «Региональная

экономика и природопользование»

ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

Азаматова Римма Маликовна

кандидат экономических наук, доцент

кафедры «Экономика и финансы»

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский

государственный университет»

Ведущая организация:Институт информатики и проблем

регионального управления

Кабардино-Балкарского научного центра

(КБНЦ) РАН

Защита состоится 27 декабря в 1330 ч на заседании диссертационного совета Д 212.209.01 при Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69, ауд. 231.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).

Сведения о защите и автореферат размещены 27 ноября 2012 г. на официальном сайте ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)» www.rsue.ru и ВАК Минобрнауки России – www.vak.ed.gov.ru.

Автореферат разослан 27 ноября 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

к. э. н., доцентТ. В. Пархоменко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Находясь в составе Российской Федерации каждый из регионов значит больше, чем отдельно сам по себе. При этом обособленные территории именно в условиях синергии усилий и межсистемной интеграции активизируют и направляют усилия на общий результат, проявляя наибольшую системную эффективность.

В результате этих процессов происходит формирование новой конфигурации межрегионального социально-экономического пространства и внутренней архитектуры региональных хозяйств, стимулирующих обмен и конкуренцию между регионами.

В состав Северокавказского региона входят социально-экономические системы с развитыми, слаборазвитыми и стагнирующими экономиками. Несмотря на это, каждая региональная система обязана выполнять внутрирегиональные и федеративные функции и задачи. Отсутствие необходимых ресурсов не означает, что регионы могут механически перенести свои социальные, экологические, демографические проблемы на плечи своих соседей и федерального центра.

Очевидно, что решение возникающих проблем социального, технологического, культурного, а также экологического характера невозможно без наращивания экономического потенциала и обеспечения пропорционального фундаментального роста показателей региональных экономик на принципиально новой производственно-технологической и институциональной основах.

Решение этих вопросов возможно путем изучения традиционных и новых тенденций, закономерностей, принципов эффективного использования факторов и условий для устойчивого сбалансированного развития региональных социально-экономических систем. Нерешенность данных вопросов как на теоретическом (методологическом), так и практическом уровнях для субъектов Северного Кавказа делает актуальными научные исследования в этой области.

Состояние изученности проблемы. Исследованию традиционных и новых тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических систем Северного Кавказа в экономическом контексте большое внимание уделяли такие ученые, как: С. Артоболевский и О. Глезер, В. Ахполова, Н. Гликман, А. Гранберг, А. Дружинин, В. Игнатов, О. Иншаков, М. и С. Исраиловы, Н. Кетова, В. Кистанов, Ю. Колесников, Н. Ларина, В. Лексин и А. Швецов, С. Липина, М. Максоев, В. Масаков, Р. Мельников, И. Николаев и О. Точилина, О. Пчелинцев, Ра Ха Ев, С. Решиев, И. Рыкова, В. Смирнов, Т. Созаева, С. Суспицын, А. Ульбашева, Б. Уянаев, Х. Хаджалова, Х. Эльдарханов, М. Энеева и др.

Несмотря на основательность исследований, все еще остаются не в полной мере разработанными вопросы формирования траектории фундаментального развития региональных социально-экономических систем, представленные на основе сбалансированных программных показателей экономического развития региона посредством объективной оценки его преимуществ в контексте мировых рыночных ориентиров. Данное обстоятельство актуализирует дальнейшие исследования, причем в ряде случаев формирование инструментария развития региональных комплексов предопределяет необходимость учета хозяйственных, институциональных, этнонациональных, природно-климатических закономерностей. Таким образом, потребности региональных систем в создании гибкого инструментарно-методического обеспечения в перечисленных вопросах очевидны.

Цель и задачи исследования. Цель работы заключается в разработке системного инструментария процесса формирования траектории фундаментального развития региональных социально-экономических систем Северного Кавказа, на основе разработки программ экономического развития региона.

Цель работы определила постановку и решение следующих задач:

выявить место и роль регионов Северного Кавказа в социально-экономическом развитии России;

провести анализ современных теоретических и методических основ организации и развития региональных социально-экономических систем;

представить системный анализ теоретико-методических основ формирования социально-экономического развития региональных экономик Северного Кавказа, входящих в СКФО;

идентифицировать традиционные и современные тенденции формирования экономики сбалансированного роста;

сформировать методическую основу процесса развития социально-экономических субъектов, реализованного посредством применения стратегии фундаментального роста;

разработать основной инструментарий модернизации существующих отраслевой, социальной и институциональной структур региональных социально-экономических систем СКФО и выработать методическую сторону данного аспекта;

охарактеризовать основные направления развития стратегии и тактики совершенствования регионального менеджмента.

Предметом диссертационного исследования выступают экономические условия, методы, приемы и процедуры формирования траектории фундаментального развития региональных социально-экономических систем.

Объектом исследования явились социально-экономические системы СКФО, выступающие как сеть взаимодействующих регионов, межрегиональные производственные, социальные, институциональные инфраструктурные элементы, природные и экономические ресурсы и их использование.

Теоретико-методологическая основа, методическая и эмпирическая база исследования. Теоретико-методологической базой проверки выдвинутых гипотез послужили положения классической и современной экономической теории и методология экономической науки. Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы зарубежных и отечественных экономистов, фундаментальные концепции региональной экономики, теории организации территориального экономического развития, методологии системного анализа, экономики и организации территориальных систем, экономической кибернетики.

Инструментарно-методический аппарат исследования. В зависимости от стоявших задач использовались методы: математической статистики, графический, индексный, аналитических группировок, сравнительного анализа, вариантных расчетов, корреляционный, регрессионный и др.

Информационно-эмпирической базой проверки выдвинутых гипотез послужили данные Федеральной службы государственной статистики России (ФСГС РФ) и его территориальных отделений (Ставропольского края, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик, Республик Дагестан и Ингушетия, Чеченской Республики, Республики Северная Осетия – Алания). Помимо официальных данных органов статистики, данных министерств и ведомств (министерства экономики, финансов) и комитетов законодательных органов субъектов СКФО, использованы данные выборочных обследований и социологических опросов, проведенных автором.

Соответствие диссертации Паспорту научной специальности. Исследование выполнено в рамках Паспорта специальности ВАК 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика, п. 3.10 «Исследование традиционных и новых тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических систем», п. 3.14 «Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов; мониторинг экономического и социального развития регионов».

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в обосновании возможности повышения показателей эффективности функционирования региональных систем посредством формирования инструментария фундаментального экономического роста региона, на основе учета реальной оценки его экономического потенциала и полноценной реализации заявленных целей его социально-экономического развития путем создания стимулирующих условий развития местной экономики и обеспечения большей самостоятельности территориальных образований.

Положения, выносимые на защиту

Регионы во взаимосвязи определяют не только политическую конфигурацию, но и административное деление, государственное устройство, а также параметры социально-экономического развития посредством эффективного управления ресурсами, находящимися на территории муниципальных образований. Современное состояние региональных социально-экономических систем Северного Кавказа выражает взаимодействие элементов, структур и целостных комплексов, образованных производительными и институциональными структурами на протяжении минувших десятилетий и обладающих определенными потенциальными возможностями, различными по величине развития инфраструктурной обеспеченности территории, вовлечения населения в рыночную активность и природно-географическими особенностями, оказывающими неоднозначное влияние на развитие региональных хозяйств, в результате чего внутри социально-экономических систем Северного Кавказа выявляются дисбалансы соотношения между уровнем потребления населения и производственно-хозяйственными возможностями региональных экономик.

В развитии региональных экономик решающее значение имеет соответствие уровня развития производительных сил и общественных отношений, принимающего характер соотношения модели управления региональной экономикой, уровню развития производительных сил в ней. Большая часть региональных хозяйств Северного Кавказа все еще функционирует на технологиях, производительных силах, созданных в прошлом веке, поддерживающих сложившуюся за прошлые десятилетия отраслевую и производственную структуру национального хозяйства и систему общественных отношений. Вместе с тем внедрение современных технологий, производительных сил, на основе которых формируется новая отраслевая и территориальная организация, предопределяет необходимость изучения взаимосвязи сложившихся структур на отраслевом, производственном и институциональном уровнях региональных систем.

Гармонизированное развитие социально-экономических систем связано и обеспечивается поддержкой определенных пропорций между накоплением и потреблением, выражением которых выступают количественные несовпадения между производимой продукцией, душевыми доходами и потреблением. Анализ результатов тестирования данного теоретического отношения на материалах экономик Северокавказского макрорегиона, приводит к выявлению противоречий в соотношении между ростом ВРП, душевыми доходами и занятостью населения. Практика показывает, что система критериев и показателей оценки социально-экономического развития СКФО нуждается в корректировке в соответствии с происходящей модификацией показателей развития в разных регионах Северного Кавказа.

Внутреннее деление СКФО на социально-экономические субрегионы, анализируемое по климатогеографическим особенностям, параметрам обеспеченности объектами материальной инфраструктуры, характеру демографических особенностей, предоставляет возможность более эффективно использовать внутренний потенциал исследуемой территории. Решающее значение в формировании долгосрочных траекторий сбалансированного фундаментального развития имеет наличие в экономиках Северного Кавказа производительных сил (техники, технологий, рабочей силы), которые могут быть модернизированы на основе существующих научно-технических технологий.

Для создания современной архитектуры региональных экономик Северного Кавказа требуется активное участие и поддержка государства, представленные на основе партнерской модели, в которой государство и региональные системы выступают равноправными партнерами, каждый из которых выполняет свою функцию по обеспечению целостности страны и повышению качества жизни в регионах. Конкретным выражением данной модели является постепенное предоставление большей самостоятельности региональному управлению и снижению доли участия государства.

Научная новизна результатов исследования заключается в развитии инструментарно-методического обеспечения функционирования региональных социально-экономических систем на основе формирования инструментария фундаментального экономического роста региона за счет создания стимулирующих условий развития местной экономики. К конкретным результатам диссертационного исследования, обладающим научной новизной, можно отнести следующие:

представлен понятийно-категориальный аппарат исследования фундаментальных направлений развития региональных социально-экономических систем в части уточнения экономических понятий «тенденции», «закономерности», «факторы и условия», «региональные социально-экономические системы», отличающихся от представленных ранее (В. Ахполова, Б. Уянаев) применением институционального подхода, обеспечивающего системный характер оценки влияния рыночных условий на поведение региональных экономик, и представляющим появление устойчивых качественно новых конкурентных признаков у региональных систем, что способствует повышению уровня системной адаптации комплекса инструментов и показателей оценки развития региона к текущему и перспективному состоянию социально-экономических систем;

предложены новые критерии оценки тенденций и закономерностей текущего развития региональных экономик, разработанные на основе выявления этапов, механизмов и доминирующих принципов организационно-хозяйственного формирования, которые позволили представить классификацию развития региональных систем, отличающуюся от существующих ранее (В. Лексин, А. Швецов, В. Масаков, А. Ульбаева и др.), на основе использования принципа комплементарности при построении системы показателей оценки экономического роста более полно учесть появление новых тенденций и закономерностей в развитии региональных систем;

представлена алгоритмизированная программа формирования фундаментального развития региональных социально-экономических систем Северного Кавказа, разработанная на основе оценки результирующих индикаторов состояния производственно-хозяйственного и социального комплекса территории, которая, в отличие от существующих ранее (С. Липина, И. Рыкова, И. Фисенко и др.), представляет систему стратегических показателей на основе формализации и квантификации основных динамических и структурных тенденций развития экономики региона, позволяет более корректно учесть специфику образования и функционирования региональных систем;

разработана система критериев и показателей оценки основных траекторий и закономерностей функционирования и развития региональных экономик Северного Кавказа. В отличие от существующих (О. Иншаков, С. Липина, М. Максоев и др.), основной акцент сделан на стимулировании межрегиональных отношений, развитии партнерства и в целом формировании более открытых экономической и социальной систем, позволяющих наиболее полно учесть институциональные особенности Северокавказских территорий;

выявлены, на основе предложенных критериев и показателей, которые учитывают как основные мировые тренды в области использования производительных сил и рабочей силы, так и региональные тенденции, связанные с особенностями организации и функционирования региональных систем, типы моделей развития региональных социально-экономических систем. Предложенные модели, алгоритм и критерии позволяют проводить эмпирическое и логическое тестирование реальных процессов, а также моделировать изменения конфигурации в зависимости от доминирования тех или иных факторов и условий.

Теоретическая значимость исследования. Теоретико-методические и концептуальные положения, выдвинутые и обоснованные в авторском исследовании, дополняют и расширяют теоретический и предметный ракурс исследования проблем социально-экономического развития регионов, расширяют его методолическую базу, представляют комплексное системное решение научной проблемы исследования.

Практическая значимость работы. Практическую значимость исследования автор видит в разработке механизмов и инструментов регулирования (управления) социально-экономического развития региональных экономик. Разработанные модели содержат учет региональных особенностей, в максимальной степени адаптированы к конкретным условиям регионов и поэтому могут быть использованы различными национальными и международными институтами и структурами в целях тестирования реальных мер поддержки той или иной региональной экономики Северного Кавказа. В диссертации подробно изложены технологические, организационные и институциональные аспекты моделей, описаны их функции, задачи и цели. Практической значимостью, на наш взгляд, обладает методика расчета влияния различных факторов на формирование траектории роста и развития региональных экономик Северного Кавказа. Представленные в диссертации модели и методики могут быть использованы соответствующими службами Минэкономики и Минфина как на региональном, так и национальном уровнях в виде методических рекомендаций.

Материал диссертации может использоваться, помимо научной работы, в преподавании курса «Управление региональным развитием», а также в разработанном для студентов V курса факультета «Государственное и муниципальное управление» КБГСХА спецкурсе «Современные тенденции и закономерности развития региональных экономик Северного Кавказа».

Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения, результаты, выводы и рекомендации, полученные в ходе диссертационного исследования, отражены в 14 работах (индивидуальных и в соавторстве) общим объемом 4,85 п. л., из которых 3 статьи (общим объемом 1,4 п. л.) опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК России.

Результаты исследований докладывались и получили положительные отзывы на региональных, межрегиональных и международных научно-практических конференциях, проходивших в: ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» (2010 г.), ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В. М. Кокова» (2009–2012 гг.), ФГБОУ ВПО «Горский государственный аграрный университет» (2011 г.), ИНИОН РАН (Москва, 2011 г.); научно-практических конференциях, проходивших в г. София (2012 г.) и г. Новосибирске (2012 г.).

Методические положения и теоретические выводы диссертации апробированы автором в ходе дискуссий на научных и методических семинарах в ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В. М. Кокова» и Институте повышения квалификации ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В. М. Кокова». Отдельные научные и практические предложения автора одобрены и включены в рекомендации Минэкономики Кабардино-Балкарской Республики, что подтверждено справкой о внедрении.

Объем и логическая структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 9 параграфов, заключения, библиографического списка, содержащего 169 источников.

Диссертация имеет следующую структуру:

ВВЕДЕНИЕ

ГлаваI.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Особенности формирования и развития региональных

социально-экономических систем на Северном Кавказе

1.2.Природа и характер организации региональных

социально-экономических систем

1.3.Методические основы исследования траектории

развития региональных социально-экономических систем

ГлаваII.АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И УСЛОВИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ В СКФО И ЕГО СУБЪЕКТАХ

2.1.Анализ состояния экономического развития

в СКФО и его субъектах

2.2.Оценка факторов, оказывающих влияние на показатели

экономического развития в субъектах СКФО

2.3.Выявление основных тенденций, стагнирующих

социально-экономическое развитие субъектов СКФО

Глава III.ФОРМИРОВАНИЕ ТРАЕКТОРИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

3.1.Разработка стратегии развития в экономической политике

региональных администраций

3.2.Факторы и механизмы формирования фундаментального

экономического роста СКФО

3.3.Совершенствование регионального менеджмента

как тактика ускоренного роста и устойчивого развития

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

TOC \O «1-3» \H \Z \U ПРИЛОЖЕНИЯ

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе «Теоретико-методические основы формирования и развития региональных социально-экономических систем» исследуется состояние современной теории организации региональных социально-экономических систем, освещаются методические основы исследования традиционных и современных тенденций и закономерностей формирования и развития региональных систем, особенности формирования и развития региональных социально-экономических систем на Северном Кавказе. Автором поэтапно решаются задачи исследования эволюции воззрений на природу и характер организации региональных систем и роли государства в этом процессе, разработки и уточнения критериев и показателей оценки развития региональной экономики.

Исторически на Северном Кавказе существовало множество территориальных, региональных социально-экономических систем. Каждая такая система базировалась на своих природных, климатических, хозяйственных, технико-технологических, институциональных факторах и условиях. В основу таких систем закладывался тот или иной контекст, который усиленно эксплуатировался и формировал особенности архитектуры. В результате были сформированы и функционировали достаточно самобытные социально-экономические системы, содержащие в себе весь комплекс социальных, хозяйственных, культурных и экологических объектов. В зависимости от уровня развития производительных сил в хозяйственный оборот были включены лишь определенные природные ресурсы и формировались лишь необходимые коммуникации как между территориями, так и внутри них. Так, например, приморские территории (Республика Дагестан) формируются на принципиально иных ресурсах, чем равнинные (Ставропольский край) или же горные (Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Республика Ингушетия).

Таким образом, процесс образования региональных социально-экономических систем на Северном Кавказе происходит путем одновременного развития двух процессов: специализации и дифференциации социально-хозяйственных объектов, расположенных на некоторой территории, и интегрирования (поглощения, слияния и т. п.) данных объектов в единый территориально-хозяйственный комплекс.

Автором делается вывод о том, что изменения в региональных социально-экономических системах нуждаются в специальном индикаторе данных изменений, в качестве какового могут быть приняты показатели фундаментального экономического развития – принципы, порождающие различные современные и традиционные тенденции и закономерности, факторы и условия.

С формальной точки зрения, любой экономический рост представляет собой превосходство последующего состояния над предыдущим и может быть выражен следующим образом:

EMBED Equation.3 , (1)

где EMBED Equation.3 – прирост некоторого параметра;

EMBED Equation.3  – параметр состояния экономики.

Важным условием существования экономического роста является

EMBED Equation.3 ,(2)

что означает, что только тогда рост имеет место, когда прирост является положительным.

В то же время не всякий положительный прирост может быть принят в качестве показателя фундаментального развития, рассчитанного на долгосрочную перспективу. Данные показатели представляют собой чистый вычет из экономического потенциала, хотя при этом без них совершенно невозможно обойтись.

В диссертации подчеркивается, что необходимо четко различать критерии и показатели экономического роста, т. к. первая категория представляет собой качественную оценку экономического роста региональной экономики, а последующий показатель имеет количественное измерение, призванные дать квантификацию траектории развития. У каждого критерия имеется своя система показателей, с помощью которых может быть получена адекватная оценка экономического роста (технические, технологические, социальные, экологические, политические и прочие показатели).

Исходя из данных положений, предложено региональные экономики Северного Кавказа разделить на три группы: 1) регионы высокого потенциала фундаментального развития (Чеченская Республика); 2) регионы умеренного потенциала фундаментального развития (Республика Дагестан, Ставропольский край и Республика Северная Осетия – Алания); 3) регионы низкого потенциала фундаментального развития и стагнирующие (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Ингушетия). У регионов высокого роста сформировавшиеся производственно-хозяйственная и ресурсная базы позволяют решать перспективные задачи развития, тогда как у регионов умеренного развития имеется не до конца модернизированная структура национального хозяйства, в которой наряду с новыми и высокими технологиями велик удельный вес старых технологий и производств. У регионов с низким уровнем развития наблюдается примитивизация экономической структуры, ресурсного потенциала и стагнация развития. Основные параметры низкого уровня развития зависят от внешней финансовой и технологической поддержки со стороны федерального центра.

Во второй главе «Анализ состояния и условий экономического развития в СКФО и его субъектах» полученные теоретические и методические положения тестируются на конкретном эмпирическом примере – социально-экономических системах субъектов СКФО, исследуются проблемы текущего состояния экономического развития СКФО и его субъектов, формируется оценка факторов, оказывающих влияние на экономическое развитие данных субъектов.

Эмпирические статистические данные подтверждают высказанные ранее теоретические положения. Ранжирование субъектов по трем названным группам регионов (быстрорастущих, умеренно растущих и стагнирующих) проведено на основе определенных критериев.

В качестве критериев классификации было использовано 150 показателей, по которым ведется оценка социально-экономического развития региона. Принято, что если по более чем 50% показателей регион имеет рост, то его следует отнести к растущим; если рост демонстрируют свыше ¾ показателей, то этот регион является быстрорастущим; если регион имеет более 50% показателей, по которым наблюдается спад или же торможение роста, такой регион будет отнесен нами к стагнирующим. В соответствии с названной классификацией из всей совокупности регионов СКФО к первым была отнесена Республика Дагестан, ко вторым – Ставропольский край, к третьим – Кабардино-Балкарская Республика.

Эта же особенность доказывается эмпирическими коэффициентами корреляции между валовым внутренним продуктом и основными факторами, оказывающими влияние на его рост (табл. 1).

Таблица 1 – Связь объема ВРП и факторов, оказывающих влияние

на его динамику по регионам СКФО

ВРП и факторы

Республика Дагестан

Ставропольский край

Кабардино-Балкарская Республика

ВРП, млн руб.

1

1

1

Среднегодовая численность населения, тыс. чел.

0,9146

-0,901

-0,011

Удельный вес городского населения, %

-0,5778

0,993

-0,428

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.

0,9619

0,975

-0,404

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб.

0,9985

0,995

0,660

Численность населения с величиной доходов ниже прожиточного минимума, в % от общей численности населения

-0,8637

-0,916

-0,393

Потребительские расходы в среднем на душу населения, руб.

0,9976

0,995

0,681

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв. м

0,9568

0,989

0,553

Стоимость основных производственных фондов, млн руб.

0,9955

0,993

0,680

Число предприятий, ед.

-0,7793

-0,595

0,630

Продукция сельского хозяйства, млн руб.

0,9855

0,982

0,623

Объем строительных работ, млн руб.

0,9918

0,954

0,612

Грузооборот автомобильного транспорта всех видов, млн т-км

-0,1632

0,111

-0,442

Оборот розничной торговли и общественного питания, млн руб.

0,9966

0,994

0,686

Объем платных услуг населению, млн руб.

0,9945

0,994

0,658

Инвестиции в основной капитал, млн руб.

0,9912

0,984

0,419



Страницы: 1 | 2 | Весь текст