Формирование телесно-двигательной культуры студента медицинского

На правах рукописи

ЕВСТИГНЕЕВА МАРИНА ИГОРЕВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕЛЕСНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ

КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

13.00.04 – Теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной

физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Майкоп

2013

Работа выполнена в Федеральном государственном автономном

образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Северо-Кавказском федеральном университете»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор биологических наук, кандидат

педагогических наук, профессор

Курысь Владимир Николаевич

доктор педагогических наук, профессор

Дворкин Леонид Самойлович

ФГБОУ ВПО Кубанский государственный университет физической культуры, спорта, туризма

доктор педагогических наук, профессор

Фомина Наталья Александровна

ФГБОУ ВПО Волгоградская государственная академия физической культуры

ФГОУ ВПО «Южный федеральный

университет»

Защита состоится « 28 » мая 2013 года в 13.00 часов на заседании Диссертационного совета Д.212.001.01 в конференц-зале Адыгейского государственного университета по адресу: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Адыгейского государственного университета

Текст автореферата размещен на сайте Адыгейского государственного университета: http/www/adygnet.ru « » 2013 года

Текст автореферата размещен на сайте Высшей аттестационной комиссии: HYPERLINK «http://vak2.ed.gov.ru/» http://vak2.ed.gov.ru/ « » 2013 года

Автореферат разослан « » ____________ 2013 года

Учёный секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент М. Х. Коджешау

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Существующая тенденция отрицательной динамики состояния здоровья студентов вузов в период обучения определяется рядом факторов, ведущим из которых является образ жизни, характеризующийся преимущественно отсутствующей активностью обучающихся, направленной на построение и совершенствование собственного здоровья, создание функционального запаса прочности организма (М.Я. Виленский, В.Н. Курысь, Л.И. Лубышева, Л.С. Дворкин, Г.Н. Соловьев и др.).

Неудовлетворительный уровень физического развития представителей большей части студенческой молодежи (Э.Н. Дворецкий, В.И. Ильинич, В.А. Уваров, В.К. Федулов, Н.Х. Хакунов и др.) позволяет констатировать факт существования в социуме проблемы снижения функциональных способностей организма уже в студенческом возрасте. Особенно актуально это для студентов медицинского вуза (Е.Ю. Животкова, М.В. Келаскина, М.П. Мицулина). Есть основания полагать, что данная проблема является следствием получаемых студентами медицинского вуза специальных профессиональных знаний, которые основаны на изучении существующих заболеваний, их симптомах и патологических состояний организма. По мере профессионального роста, сознание будущего медицинского работника вынуждено постоянно сосредотачивать внимание на состоянии и особенностях функционирования собственного организма и своих внутренних органов. Иначе говоря, ежедневно «примерять симптомы заболеваний» на себя, признаваясь при этом, что многие из них им «подходят» (Е.Ю. Животкова, М.В. Келаскина, Ю.А. Озорко, А.Г. Щедрина, Г.С. Логачёва).

Очевидно, что специфика приобщения студента медицинского вуза к профессиональному знанию неизбежно расщепляет целостность его организма и вызывает постоянное чувство тревоги в связи с состоянием своего организма, которое перерастает в устойчивое стрессовое расстройство. При этом фармакологическое знание порождает убежденность в возможности достижения соматического благополучия исключительно медикаментозными средствами (С.Н. Игнатьева). Результатом отмеченного является снижение мотивации студента медицинского вуза к выполнению физических упражнений.

Изменение сложившейся ситуации требует научного обоснования и разработки педагогического подхода, обеспечивающего повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями на основе формирования телесно-двигательной культуры студентов в процессе физического воспитания в вузе.

Полагаем, что основу такого подхода должна составлять специальная программа и методика направленной педагогической, психологической, медицинской деятельности в рамках вузовского физического воспитания, с акцентом на самообразование и телесно-двигательное самосовершенствование обучающихся. Реализация такой программы посредством адекватной методики, безусловно, должна способствовать формированию у будущего медицинского работника личной телесно-двигательной культуры.

Следует отметить, что процесс формирования телесно-двигательной культуры студента (И.М. Быховская) определяется преподаванием одной из базовых дисциплин учебного плана медицинского вуза «Физической культуры». Однако, пока ещё не востребованы и не реализуемы социумом возможности эффективного влияния будущего медицинского работника на свой организм посредством применения целенаправленных сведений о телесно-двигательных ценностях оздоровительной физической культуры. Несмотря на то, что студенты медицинского вуза имеют более глубокие знания об организме человека, его системах и функциях, будущие врачи ограничиваются в своем формирующемся профессиональном сознании традиционной фармакологической возможностью воздействия на функциональное состояние своего организма, пренебрегая при этом естественными ценностями физической культуры.

Важной предпосылкой для формирования телесно-двигательной культуры студентов могло бы являться общее высшее образование в области физической культуры, призванное осуществляться в рамках преподавания одноименного предмета. Однако, получение такого образования в системе высшего образования носит пока еще декларативный характер (В.Н. Курысь, Л.Н. Коваль, Г.В. Шиянова, В.Ф. Стрельченко и др.) что, на наш взгляд, усиливает актуальность данного диссертационного исследования.

В ходе изучения состояния проблемы были выявлены следующие противоречия:

– между назревшей потребностью в модернизации процесса формированию телесно-двигательной культуры студентов медицинского вуза в рамках преподавания предмета «Физическая культура» и отсутствием научного обоснования возможных новаций;

– между высоким потенциалом знаний студентов медицинского вуза о нормальных и патологических процессах в организме человека, различных заболеваниях и патологических состояниях, вероятность которых с возрастом увеличивается, о возможностях личного участия в профессиональной профилактике старения на основе ценностей оздоровительной физической культуры и недостаточной методической компетентностью будущих медицинских работников в решении этой задачи.

Выявленные противоречия и целесообразность их разрешения составляют основу актуальности данного диссертационного исследования. Научная проблема, в рамках которой разрабатывалась тема диссертации, заключается в теоретико-методическом, содержательном и организационном обосновании методики формирования телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза. Важная научная задача, как квалификационный признак кандидатской диссертации, состоит в теоретико-экспериментальном обосновании программы и методики формирования телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза.

Объектом исследования является процесс физического воспитания студентов медицинского вуза.

Предметом исследования является средства и методы формирования телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза.

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать методику формирования телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза.

В основу рабочей гипотезы было положено предположение о том, что процесс формирования телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза будет эффективным, если программа и методика ее формирования будет основываться на развитии знаний о:

— профессиональных знаниях будущего медицинского работника о человеке как биологическом виде;

— естественных и патологических особенностях старения организма человека;

— биологическом возрасте и его связи со здоровьем в онтогенетическом аспекте периода обучения в вузе;

— потенциальных возможностях применения ценностей физической культуры для профилактики старения организма в процессе физического воспитания.

В соответствии с целью и гипотезой диссертационного исследования решались следующие задачи.

1. Обосновать теоретические предпосылки для выбора средств физической культуры с целью формирования телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза и создания методики их реализации.

2. Определить средства, методические приемы, критерии эффективности формирования телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза средствами физической культуры.

3. Экспериментально проверить эффективность программы и методики формирования телесно-двигательной культуры студента.

Методологическую основу исследования составляют современные научные представления о целостности и всеобщей связи явлений окружающего мира, его системности и материальности (И.М. Быховская, Е.В. Шорохова); фундаментальная теория деятельности и её ведущей роли в развитии человека (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин); диалектико-материалистические положения теории формирования личности (В.П. Иванченко, В.И. Ильинич, Т.В. Скобликова); фундаментальные положения теории физической культуры и роли физического воспитания в формировании гармонично развитой личности (П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Г.Г. Наталов, Ю.Ф. Курамшин, М.Я Виленский и др.).

Теоретическую основу исследования составили научные положения теории физической культуры (Л.П. Матвеев, А.П. Матвеев, Б.А. Ашмарин, Ю.Ф. Курамшин и др.); теории физической культуры и образования в этой области (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, К.Д. Чермит, Л.С. Дворкин, В.Н. Курысь, Л.Н. Сляднева и др); теоретические основы формирования личности студента в педагогическом процессе высшего учебного заведения (В.В. Анисимов, В.П. Беспалько, М.Я. Виленский и др.) адаптационно-регуляторной теории (И.П. Павлов, И.М. Сеченов, В.В. Фролькис, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин); общебиологической концепции кинезофилии, теории моторно-висцеральных рефлексов (М.Р. Могендович, Н.П. Бехтерева); биологической основе теории старения и долголетия (А.А. Богомолец, И.В. Давыдовский, В.В. Меньшиков, В.П. Войтенко).

Достоверность и надёжность полученных результатов и выводов обеспечивались методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением совокупности методов, адекватных объекту, предмету и задачам исследования; положительными результатами педагогического экспериментирования, использованием репрезентативного объёма выборки и статистической значимостью экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного методов познания.

Научная новизна исследования заключается в том, что разработанная в нем совокупность теоретических положений и выводов содержит обоснование путей для решения новой научной проблемы формирования телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза. Существенными элементами научной новизны являются:

1. Выявленные теоретические предпосылки к созданию экспериментальной программы и методики формирования телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза:

— принятие в качестве цели преподавания предмета «Физическая культура» в медицинском вузе – формирование телесно-двигательной культуры студентов, направленное на профилактику старения организма занимающихся и взаимосоответствие между паспортным и биологическим возрастами, обеспечение высокого уровня образованности студентов в этой сфере, носить выраженную профессиональную направленность;

— противодействие факторам риска и неблагоприятным условиям, существующим в системе высшего образования, в частности медицинского;

— формирование знаний о естественных и патологических особенностях старения организма человека, факторах риска, биологическом возрасте в онтогенетическом периоде обучения в вузе и возможностях его коррекции, как основополагающего компонента телесно-двигательной культуры;

— опора системы занятий по физической культуре на профилактику старения студентов, посредством применения получаемых профессиональных медицинских знаний;

— целенаправленное применение ценностей физической культуры при коррекции функционального состояния студентов, в том числе для профилактики старения их организма;

— формирование мотивов и готовности к самостоятельному применению средств физической культуры для профилактики старения и обеспечения адекватного соответствия между паспортным и биологическим возрастами.

2. Раскрытое представление о соотношении понятий «физическая культура личности» и «телесно-двигательная культура», при котором телесно-двигательная культура представляет собой составную часть физической культуры личности, характерную наличием мотивационно-ценностных ориентаций и высоким уровнем знаний, интегрированных в систематическую деятельность по телесно-двигательному самосовершенствованию человека.

3. Обоснованный состав средств формирования телесно-двигательной культуры:

— оздоровительные упражнения физической культуры;

— упражнения в равновесии;

— дыхательные упражнения по методикам В.В. Гневушева, А.Н. Стрельниковой, К.П. Бутейко;

— звуковая гимнастика, виброгимнастика;

— упражнения на развитие выносливости;

— упражнения, формирующие мелкую моторику;

— психокоррекционные приемы.

4. Методические особенности реализации экспериментальной программы: превентивное применение упражнений оздоровительной физической культуры, отбор средств физического воспитания по классификации автора в зависимости от характера наиболее типичных предпатологий; обеспечение восприятия студентами сведений о физиологическом влиянии каждого упражнения на системы и функции организма; акцент на профессионально-ориентированную направленность занятий, связанных с коррекцией биологического возраста человека; контроль эффективности коррекционной деятельности основывающимися на результатах плановых собеседований со студентами, с обсуждением результатов выборочного текущего тестирования.

5. Теоретически обоснованная и экспериментально подтвержденная эффективность и целесообразность применения авторской программы и методики формирования телесно-двигательной культуры студентов, формирования знаний, умений и навыков по коррекции биологического возраста, формирования устойчивой мотивации к целенаправленным занятиям физическими упражнениями в процессе учебной деятельности и потребности в здоровом стиле жизни.

Теоретическая значимость. В результате выполненного исследования получены новые знания о содержании, методике и организации педагогического процесса формирования телесно-двигательной культуры в процессе физического воспитания. Внесены уточнения в теорию и методику физического воспитания посредством определения содержания и иерархии понятий «телесно-двигательная культура» и ее взаимосвязи с «физической культурой личности». Расширены представления о возможностях профилактики старения организма, способах коррекции функционального и психического состояния студентов, повышение их работоспособности. Определены методические основания формирования физической культуры личности и ее составной части телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нём положения и выводы создают реальные предпосылки для научно-практического обеспечения формирования телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза. Разработана программа и методика формирования телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза, экспериментально подтверждена их эффективность. Созданная программа формирования телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза как составной части физической культуры личности и комплексного применения средств физической культуры внедрены в форме специального курса в работу кафедры физического воспитания и адаптивной физкультуры Ставропольского государственного медицинского университета и реализуются с 2010 года. Материалы исследования могут быть применены для проведения занятий по физической культуре со студентами медицинских вузов с целью формирования телесно-двигательной культуры студента; для формирования профессиональной компетентности будущих специалистов и использования знаний, умений и навыков коррекции биологического возраста в дальнейшей работе с населением. Результаты исследования внедрены в сферу физической культуры путём публикаций ряда статей и докладов на конференциях международного и федерального уровней в период с 2004 по 2013 год. Практическая эффективность результатов исследования подтверждена актами внедрения.

Основные положения, выносимые на защиту

Теоретическими предпосылками к созданию программы и методики формирования телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза являются: уточнение цели процесса преподавания физической культуры в медицинском вузе и принятие в качестве таковой направленное формирование телесно-двигательной культуры занимающихся, обеспечивающего профилактику старения организма студента и адекватности значений паспортного и биологического возрастов; формирование знаний о естественных и патологических особенностях старения организма человека, факторах риска, биологическом возрасте в онтогенетическом периоде обучения в вузе и возможностях его коррекции, как основополагающего компонента телесно-двигательной культуры; противодействие существующим в системе высшего образования факторам риска и неблагоприятным условиям; опора системы занятий по физической культуре, направленных на профилактику старения организма студентов, на получаемые профессиональные медицинские знания; отбор эффективных средств физической культуры для коррекции функционального состояния студентов, в том числе для профилактики старения; направленное формирование готовности и мотивов для самостоятельного применения средств физической культуры в целях профилактики старения и обеспечения адекватности значений паспортного и биологического возрастов.

Основными средствами формирования телесно-двигательной культуры являются: оздоровительные физические упражнения; упражнения дыхательной гимнастики; упражнения психокоррекционной релаксации, применение которых системно построено на основе знаний о биологической теории старения и долголетия человека; возможностях коррекции процессов старения и биологического возраста средствами физической культуры; сущности и содержании технологий первичной и вторичной профилактики заболеваний студентов; возможностях психокоррекции состояния здоровья человека.

Эффективными методическими приемами формирования телесно-двигательной культуры студента являются: физиологическое обоснование влияния каждого упражнения оздоровительной физической культуры на предупреждение конкретного заболевания; одновременное применение общеразвивающих и дыхательных упражнений; применение звуковой гимнастики как средства снятия эмоционального напряжения; приоритетное развитие выносливости и равновесия; применение виброгимнастики как щадящего средства улучшения венозного кровообращения; применение упражнений для развития мелкой моторики по кинезиологической программе П. Деннисона и Г. Деннисона, как способа формирования межполушарных связей.

Критериями оценки эффективности программы и методики формирования телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза являются: качество знаний в области физической культуры и коррекции биологического возраста человека; функциональное и психологическое состояние организма; мотивация к занятиям физическими упражнениями и коррекции биологического возраста средствами и методами физической культуры; разницы показателей биологического и паспортного возрастов.

Содержание и структура программы физического воспитания студентов медицинского вуза позволяет обеспечить формирование телесно-двигательной культуры. Программа представляет собой совокупность теоретического, практического и контрольного разделов, содержание которых обусловливается высоким уровнем знаний студентов медиков: об организме человека, его системах и функциях; естественных и патологических особенностях старения организма человека; о биологическом возрасте и его связи со здоровьем; потенциальных возможностях ценностей физической культуры в процессе коррекции биологического возраста.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения диссертационного исследования были отражены в программе формирования телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза и методики её реализации, внедрённых в учебный процесс Ставропольского государственного медицинского университета и Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России. Теоретические, методические и организационные результаты исследований нашли отражение в изданных методических рекомендациях для преподавателей вузов, в авторских обзорно-аналитических и проблемных публикациях регионального и федерального уровней.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, выводов, научно-практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Список литературы содержит 260 наименования, из которых 11 на иностранном языке, общий объём диссертации 214 страниц машинописного текста, иллюстрированного 9 рисунками и 2 таблицами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении представлено обоснование актуальности темы диссертации; излагаются выявленные противоречия, подлежащие разрешению в процессе исследования; формулируется научная проблема, в рамках которой разрабатывалась тема диссертации; приводится важная научная задача, решаемая данным научным исследованием и выступающая в качестве основного квалификационного признака кандидатского труда; представлены объект, предмет, цель, развёрнутая гипотеза исследования; изложены теоретические и методологические основания научного поиска, сущность научной новизны, теоретической и практической значимости работы; представляются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Состояние проблемы модернизации содержания и преподавания предмета «Физическая культура» в медицинских вузах» в первом подразделе представлены анализ содержания и соотношения понятий «физическая культура, «телесно-двигательная культура», «здоровье», «старение», «паспортный возраст», «биологический возраст», «профилактика старения», которые приняты автором в качестве семантической основы исследования. Определяется ряд авторских теоретических позиций о взаимосвязи понятий «физическая культура личности» и «телесно-двигательная культура». Через призму сущности базовой семантики рассматривается проблема преподавания физической культуры в медицинском вузе. Определяются специфические возможности влияния студентов на свой биологический возраст и здоровье посредством применения профессиональных знаний об организме человека. Обосновывается новый для медицинской специальности приоритет профессионально-ориентированного преподавания физической культуры. Во втором подразделе излагаются результаты исследования возрастных особенностей телесно-двигательной культуры и здоровья студентов медицинских вузов. Подтверждается тенденция ухудшения состояния здоровья студентов с выявлением факторов, определяющих эту направленность и негативно влияющих на формирование телесно-двигательной культуры студента в режиме учебной деятельности. Обосновывается представление о наличии в структуре физической культуры компонентов телесно-двигательной культуры. Приводится авторская модель физической культуры личности и телесно-двигательной культуры на основе общности совокупности когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов.

Третьим подразделом представлен материал, отражающий целесообразность и особенности формирования знаний студентов медицинских вузов в процессе преподавания предмета «Физическая культура» о: процессах старения, биологическом возрасте, способах сохранения здоровья в рамках преподавания предмета «Физическая культура». В четвёртом подразделе даётся критический анализ состояния преподавания предмета «Физическая культура» в медицинском вузе, определяется его роль и возможности в профессионально-ориентированной подготовке будущего врача к применению ценностей физической культуры в профессиональной деятельности. В пятом подразделе представлен материал по исследованию средств и методов формирования телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза.

Во второй главе «Методы и организация исследования» рассматриваются характерные особенности инструментария научного поиска, сущность организации исследования, этапы работы над диссертацией и их отличительные особенности.

В третьей главе «Экспериментальное обоснование программы и методики формирования телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза» первым подразделом представлены теоретические предпосылки к созданию экспериментальной программы и методики формирования телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза, определяются возможности реализации выявленных к этому предпосылок. Во втором подразделе даётся характеристика содержания и структура экспериментальной программы, методические особенности её реализации. Эффективность экспериментальной программы и методики излагается в третьем подразделе. Приводятся избранные критерии оценки эффективности авторского подхода к формированию телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза. Обосновывается эффективность экспериментальной программы и методики на основе критериальных показателей участников педагогического эксперимента.

В разделе «Заключение» представлен обзорный аналитический материал рефлексивного характера, содержащий оценку автором эффективности решения поставленных задач, степени разрешения выявленных перед основным исследованием противоречий, характеристику достижения цели, меру подтверждённости рабочей гипотезы и разрешенности важной научной задачи. Излагается мнение автора о степени разработанности темы диссертации, позиция диссертанта о вкладе своим трудом в разработку сформулированной научной проблемы и путях её дальнейшего решения.

Раздел «Выводы» содержит систематизированные научно-обоснованные умозаключения автора, основанные на результатах решения задач исследования и разрешения выявленных противоречий.

Раздел «Научно-практические рекомендации» содержит 7 теоретически и экспериментально обоснованных рекомендаций, адресованных руководителям и преподавателям высшего медицинского учебного заведения, ординаторам, аспирантам, студентам старших курсов.

Решение первой задачи заключалось: 1) в исследовании содержания и соотношения базовых для диссертационной работы понятий «физическая культура личности», «телесно-двигательная культура», «здоровье», «старение», «паспортный возраст», «биологический возраст», «профилактика старения», что, по мнению автора, являлось исходным условием для создания теоретического представления о формировании телесно-двигательной культуры студента как непременного условия и предпосылки создания научно обоснованной методики; 2) в познании возрастных особенностей телесно-двигательной культуры и здоровья студентов; 3) в определении значимости формирования знаний студентов о телесно-двигательной культуре, биологическом возрасте, многогранной сущности здоровья, способах его формирования и сохранения, о процессах старения организма в аспектах вузовской учебной деятельности и предстоящей профессиональной деятельности; 4) в критическом анализе современных особенностей преподавания в вузе учебного предмета «Физическая культура» в аспекте формирования как общей образованности студента в этой сфере, так и компетентности такой деятельности после окончания вуза.

Известно, что формирование физической культуры личности основывается на реализации идеи единства и взаимообусловленности социального, биологического, духовного и телесного начал в человеке. Телесная культура уникально объединяет эти компоненты в единое целое, гармонизирует их в процессе целенаправленной двигательной активности, что позволяет рассматривать телесно-двигательную культуру также как феноменальное явление.

Сущность телесно-двигательной культуры мы определяем как составляющую часть физической культуры личности, характеризующейся наличием мотивационно-ценностных ориентаций, высоким уровнем специальных знаний, интегрированных в систематическую целенаправленную деятельность по телесному и двигательному самосовершенствованию индивида, формированию нормы психофизического здоровья. Определение сущности телесно-двигательной культуры как содержания физической культуры личности даёт основание считать, что структурные компоненты физической культуры содержат в себе компоненты телесно-двигательной культуры. Представление о соотношении понятий «Физическая культура личности» и «Телесно-двигательная культура» даёт разработанная нами модель, основанная на совокупности когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов, как сущностных составляющих физической культуры личности (рис.1).

Результаты исследования позволили выделить ряд теоретических позиций, определяющих взаимосвязи понятий и сущностные особенности физической культуры личности и телесно-двигательной культуры:

— физическая культура личности содержит в себе телесно-двигательную культуру;

— структурные компоненты физической культуры содержат в себе компоненты телесно-двигательной культуры;

— ценности физической культуры могут быть применены в целях формирования телесно-двигательной культуры личности.

Формирование физической культуры личности и её телесно-двигательной составляющей основаны на реализации биологических процессов в организме и зависит от состояния здоровья индивида.

Феноменальность физической культуры личности и телесно-двигательной культуры определяется центральной целевой установкой на формирование, совершенствование и поддержание оптимального уровня здоровья, которое является величайшим достоянием человека как биологического вида, определяющим качество и смысл его жизни. Полагаем, что наряду с множеством имеющихся в теории взаимодополняющих трактовок, здоровье можно представить как комфортное состояние всех систем и функций организма человека, обеспечивающих его личное и общественное благополучие.

Поликомпонентность здоровья определяется тремя базовыми составляющими: соматической, психической и социальной. Предметом центрального внимания в данной работе является соматическое здоровье молодого человека студенческого возраста.

Исходя из цели преподавания предмета «Физическая культура», занятий физическими упражнениями, заключающихся в формировании телесно-двигательной культуры студентов и соответственно их здоровья, весьма целесообразно создавать у обучающихся, научно-практическое представление о многоаспектной сущности здоровья, его связи с паспортным и биологическим возрастом и о возможностях профилактики старения организма. Паспортный возраст, как индивидуальная характеристика личности студента, как признак времени жизни, не следует отождествлять с неизбежно нормальным здоровьем. Паспортный возраст не является информативным и объективным критерием состояния здоровья человека. При одинаковом паспортном возрасте разных людей активность старения их организма, отдельных органов и систем всегда различна. Различия между паспортным и биологическим возрастом определяются снижением функциональных возможностей организма, интенсивностью процесса старения систем и функций организма.

Биологический возраст, как отражающий совокупность обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма, является объективным показателем здоровья человека. Знания о сущности биологического возраста и механизмах преждевременного старения видимо могут способствовать решению задачи стимулирования человека к поддержанию активного образа жизни и физической формы, а также своевременного корректирующего влияния на состояние своего здоровья. Это обусловлено известным постулатом о том, что только знания влекут за собой появление осознанных мотивов, потребностей и действий в соответствии с целевой установкой.

SHAPE \* MERGEFORMAT

Рис. 1 Взаимосвязи понятий «Физическая культура личности»

и «Телесно-двигательная культура»

Проблеме оценки состояния здоровья человека путем определения биологического возраста индивида, а также его коррекции средствами физической культуры до настоящего времени не уделялось научно-познавательного внимания. Исследование состояния проблемы показало, что специально выявленный биологический возраст индивида может применяться в качестве интегральной характеристики состояния его здоровья. Биологический возраст человека его компонентный состав может целенаправленно корректироваться с целью изменения состояния здоровья индивида и профилактики старения организма, как средствами фармакологии, так и физической культуры.

Студенты, как социальная категория, является одной из многочисленных и значимых групп населения страны, отличающаяся как высокой предрасположенностью к заболеваниям, так и наличием патологических изменений в состоянии здоровья. Существующая тенденция ухудшения состояния здоровья обучающихся в вузах, к сожалению, является прогрессирующей. Эта проблема в полной мере характерна и для студентов медицинских вузов. Гиподинамия предстает как одна из краеугольных проблем жизнедеятельности студентов, которые в своей основной массе не владеют знаниями, умениями и навыками, компетенциями в области построения, сохранения и совершенствования собственного здоровья, коррекции биологического возраста. Телесно-двигательная активность обучающихся носит преимущественно эпизодический, неорганизованный характер в рамках учебного предмета «Физическая культура», преподавание которого относят к одной из основных возможностей проявления двигательной активности студентов.

Студенты медицинского вуза как социальная группа учащейся молодежи, активно и профессионально познают и знают, в своем большинстве, организм человека в системно-стуктурном аспекте. Это мы расцениваем как значимое преимуществом перед студентами других специальностей в решении проблемы формирования и совершенствования собственного здоровья. Группа учащейся молодежи медицинского вуза может быть благоприятной моделью для исследования возможностей применения ценностей физической культуры, коррекции биологического возраста, нормализации здоровья человека и профилактики старения. Основным условием реализации отмеченного является формирование телесно-двигательной культуры как составной части личностной физической культуры человека. Критерием её сформированности, на наш взгляд, является мотивированная студентом деятельность по применению физических упражнений и связанное с этим обеспечение адекватности значений биологического и паспортного возрастов.

Современная учебная программа медицинского вуза по предмету «физическая культура» имеет содержательные предпосылки для формирования знаний студентов в этой сфере. Однако преподавание теории физической культуры носит преимущественно декларативный характер. Осуществляемый, но весьма ограниченно, теоретический раздел программы не сопровождается соответствующими обзорно-методическими занятиями, что не мотивирует студентов на интеллектуальное и, в конечном счете, телесно-двигательное развитие и самосовершенствование. Процесс по сути формального формирования знаний не сопровождается системным контролем их усвоения посредством существующих в вузе форм (рефераты, собеседования, микрозачеты, зачеты, экзамены). В связи с отмеченным у студента не формируется моральная и административная ответственность за развитие и систематизацию знаний в области физической культуры, их трансформацию в профессионально-прикладную компетентность в самооздоровительной деятельности. В процессе обучения не создаются предпосылки для появления осознанных мотивов и потребностей к познанию основ эффективного воздействия ценностей физической культуры на собственный организм и здоровье, и что особо важно, на овладение технологиями применения ценностей физической культуры на модели будущих пациентов.

У будущих специалистов в области медицины не формируются системные знания о паспортном и биологическом возрасте их сути и реалиях адекватности, о механизмах старения организма, которые имеют активное начало уже в студенческом возрасте. Студент медицинского вуза, безусловно, должен владеть методами определения биологического возраста как собственного, так и будущих пациентов, что можно рассматривать как исходную позицию для профилактирующего, корректирующего влияния на функциональный возраст.

Одним из целесообразных и возможных путей совершенствования интеллектуальной подготовки студентов в рамках преподавания предмета физическая культура может быть введение в теоретическую часть преподавания специального курса, связанного с основами формирования телесно-двигательной культуры студента ценностями физической культуры. Такой подход должен сопровождаться реальной реализацией раздела теории учебной программы, сопутствующими учебными формами развития и контроля знаний. Отмеченное, в целом, может способствовать изменению отношения студента к собственному организму, появлению чувства ценности профессионального здоровья, необходимости коррекции своего биологического возраста, расширении диапазона профессиональной компетентности в направленном благотворном влиянии на организм будущих пациентов ценностей физической культуры.

Решение второй задачи состояло в определении средств, методических приёмов и критериев оценки их эффективности в процессе формирования телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза.

К настоящему времени в теории и практике физической культуры не выделены, не сгруппированы и не имеют достаточного теоретического обоснования средства, возможные для применения в процессе формирования телесно-двигательной культуры студентов вуза. К числу возможных средств формирования телесно-двигательной культуры целесообразно относить ценности физической культуры и в частности группу биологических средств, таких как: физические упражнения; упражнения дыхательной гимнастики; средства психоэмоциональной релаксации; комплекс средств, обеспечивающих здоровый образ жизни.

Полагаем, что предметную область преподавания физической культуры в медицинском вузе целесообразно расширить ранее обозначенным аспектом общего высшего образования в этой сфере. При этом, весьма желательно руководствоваться существующими концепциями общего образования в области физической культуры в онтогенезе, а также целесообразностью ориентации будущего врача на формирование собственной образованности, связанной с коррекцией своего биологического возраста в рамках получения общего высшего образования в области физической культуры и приобретением компетенций по коррекции биологического возраста своих будущих пациентов.

Определяя содержание программы и методических особенностей её реализации важно ориентироваться на биологическую основу теории старения и долголетия, на существующие в ней представления о возможностях и способах коррекции биологического возраста. При создании программы формирования телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза, целесообразно руководствоваться комплексом базовых положений теории физической культуры, психологии, оздоровительной физической культуры, физиологии, гигиены, определяющих влияние телесно-двигательной активности на организм человека.

При создании теоретического раздела программы учитывались как существующие концепции, теории и взгляды по формированию здоровья, так и существующие представления об особенностях определения биологического возраста человека, оздоровительном действии специально подобранных физических упражнений, сущности, содержании технологий первичной и вторичной профилактики заболеваний студентов.

Практический раздел программы структурировался по признакам целенаправленности воздействия на: опорно-двигательный аппарат; сердечно-сосудистую систему; органы дыхания; пищеварения; вестибулярный аппарат.

Программу формирования телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза составил ряд групп средств, прошедших проверку и отбор в предварительном поисковом экспериментировании. К ним мы относим: традиционные упражнения оздоровительной гимнастики; ритмической гимнастики; упражнений связанных с мелкой моторикой; виброгимнастики; оздоровительный бег и другие упражнения для развития выносливости; упражнения дыхательной гимнастики; упражнения психоэмоционального корректирующего воздействия (рис.2).

В основу разработанной нами классификации средств был положен признак группирования средств по принадлежности к видам обобщенного воздействия на организм и признак целенаправленного влияния на его системы и функции.

Векторы, определяющие сочетание направленной образовательной деятельности и применение специально обоснованных и подобранных телесно-двигательных средств физической культуры, а также комплексного формирования знаний и умений в их применении, характеризуют акцент деятельности на формирование личностных компетенций студентов в сфере физической культуры. Принципиальная новизна авторской программы формирования телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза заключается в ориентации студентов на профилактику глубинных процессов опережающего износа организма и кризиса функциональных его резервов в период учебной деятельности, происходящих в изначально здоровом теле.

В ходе поискового эксперимента определена, а в его основной части применена группа методических приёмов, способствующих реализации содержания экспериментальной программы. При этом учитывались выявленные методические особенности применения средств формирования телесно-двигатель-ной культуры, а также критерии оценки её эффективности. Отмеченные элементы диссертационного исследования представлены ниже.

Рис.2 Классификация средств формирования телесно-двигательной

культуры

Решением третьей задачи определялась эффективность экспериментальной программы и методики формирования телесно-двигательной культуры студента медицинского вуза, о чём дают представление материалы, приведённые в таблицах 1 и 2.

Педагогический эксперимент осуществлялся в соответствии с существующими принципами педагогического экспериментирования в научном направлении 13.00.04, что отражено в соответствующем разделе диссертации. Эксперимент реализовывался на традиционной модели опытной и экспериментальной групп. Оценка количественных и качественных изменений в организме участников эксперимента осуществлялась по критериям, условно объединённых в три группы: интеллектуальная (знания), функциональная и психологическая

Таблица 1

Результаты сравнения средних значений критериальных показателей (юноши)

Группа критериев

Показатели

Группа

В начале эксперимента

По окончании эксперимента

M ± m

Уровень

достоверности p

M ± m

Уровень

достоверности p

Интел-лектуал.

Уровень знаний (баллы)

Эксп.

2,95±0,3

>0,05

4,3±0,2

<0,001

Контр.

2,25±0,2

3,05±0,2

психологическая

Фрустрация

(баллы)

Эксп.

14,4±1

>0,05

10,7±0,6

<0,05

Контр.

12,2±0,7

8,2±0,9

Тревожность (баллы)

Эксп.

6,1±0,6

>0,05

3,5±0,3

<0,05

Контр.

7,6±0,6

5,7±0,6

Агрессивность (баллы)

Эксп.

14,4±0,6

>0,05

12±0,5



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст