Формирование ценностного отношения студентов к здоровому образу

На правах рукописи

ЦЫБИКОВ Дашинима Владимирович

Формирование ценностного отношения студентов

к здоровому образу жизни в образовательном процессе

педагогического вуза

Специальность 13.00.01 –

общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Улан-Удэ – 2013

Работа выполнена на кафедре педагогики

ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивного

менеджмента и туризма ФГБОУ ВПО

«Бурятский государственный университет»

Найданов Баир Намдакович

Научный консультант:

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующая кафедрой педагогики

начального и дошкольного образования

ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный

университет»

Лопсонова Зинаида Баторовна

Официальные оппоненты:

Цыренова Валентина Бабасановна

доктор педагогических наук, доцент,

заведующая кафедрой геометрии

ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный

университет»

Тармаева Елена Раднаевна

кандидат педагогических наук,

руководитель Центра здоровья АОУ ДПО РБ «Республиканский институт кадров

управления и образования»

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская

государственная академия образования»

Защита диссертации состоится 15 февраля 2013 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.022.02 при ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: 670000, г.Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5, ауд. 1110.

Автореферат разослан «14» января 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент Суетина Т.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения занимает одно из ведущих мест в системе социальных ценностей и приоритетов общества. Являясь своеобразным показателем общественного прогресса и отражением социально-экономического благополучия страны, здоровье человека представляется мощным социальным и экономическим потенциалом общества.

Значимость ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в современном обществе и понимание необходимости его формирования у населения отражены в таких государственных документах, как законы Российской Федерации «Об образовании», «О физической культуре и спорте в РФ», закон Республики Бурятия «О физической культуре и спорте в РБ».

Вместе с тем неблагоприятные условия жизни приводят к различным отклонениям в нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения, появлению социальных проблем, связанных с увлечением молодежи наркотическими и психоактивными веществами, алкоголем и табакокурением, которые приобретают катастрофические масштабы. Поэтому необходимо формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, что побуждает к осмыслению положительной педагогической практики, анализу имеющихся педагогических идей для оказания помощи подрастающему поколению в поиске ценностных ориентиров для ведения здорового образа жизни. Следует отметить, что в науке имеется немало теоретических предпосылок решения данной проблемы.

Понятие «здоровый образ жизни» в медико-биологическом аспекте освещено в трудах Н.М. Амосова, И.И. Брехмана, Т.В. Карасаевской, Ю.П. Лисицына, В.П. Петленко и др. Исследователями в области педагогики обсуждаются общие вопросы здоровья подрастающего поколения, в частности студенческой молодежи, и ее образа жизни (И.В. Бестужев-Лада, В.С. Быков, Д.Н. Давиденко, В.А. Еременко, Е.Г. Москвитина и др.).

Реализация потенциальных возможностей человека в русле здорового образа жизни является основным направлением психологических исследований (Т.Д. Азарных, Т.В. Ахутина, В.А. Ананьев, Е.К. Владимирова, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Палагина, Н.К. Смирнов и др.). Влияние различных факторов внешней среды на формирование здорового образа жизни рассматривается в социологических исследованиях (Т.Ф. Андрейчук, А.Л. Афанасьев, В.И. Столяров и др.).

В работах М.Я. Виленского, Д.Н. Гаврилова, В.И. Глухова, Ю.Д. Железняка, И.М. Каплана, Н.В. Решетникова, П.Н. Темнова отмечается, что одним из обязательных факторов сохранения здоровья молодежи является приобщение их к ценностям физической культуры, которые представляют собой основополагающий компонент здорового образа жизни.

Проблема профилактики вредных привычек в молодежной среде рассмотрена в трудах Д.Д. Еникеевой, Д.В. Колесова, З.В. Коробкиной, Н.Ю. Максимовой, А.Н. Маюрова, Е.Г. Москвитиной, В.А. Попова, Н.А. Сироты, Ф.Г. Углова, В.М. Ялтонского и др.

На основе анализа исследуемой проблемы можно отметить, что на всех этапах развития педагогической науки формирование здорового образа жизни подрастающего поколения признавалось как важный аспект воспитания. Однако вопросы ценностного отношения будущих педагогов к здоровому образу жизни зачастую остаются вне поля зрения преподавателей, которые недостаточно подготовлены к ведению такой деятельности. В практике физического воспитания студентов вузов доминирует развитие физических качеств обучающихся, а вопросам формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни уделяется недостаточно внимания. Эти обстоятельства обусловливают противоречия между:

— необходимостью снижения факторов риска здоровья в молодежной среде и недостаточной теоретической и методической подготовкой современных педагогов в решении данного вопроса;

— необходимостью овладения будущими педагогами системой знаний о здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью социально-ценностных акцентов, определяющих их значимость для личности;

— потребностью применения инновационных подходов формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни и преобладанием традиционно сложившихся форм и методов в воспитательно-образовательной практике вузов.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, состоящую в разработке и обосновании педагогических условий, способствующих формированию ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни. Это послужило основанием для выбора темы диссертационного исследования: «Формирование ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни в образовательном процессе педагогического вуза».

Объект: учебно-воспитательный процесс вуза.

Предмет: формирование ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни в образовательном процессе педагогического вуза.

Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании, апробации педагогической модели формирования ценностного отношения студентов вуза к здоровому образу жизни.

Гипотеза исследования основана на том, что формирование ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни будет эффективным, если:

— разработаны теоретические основы ценностного отношения к здоровому образу жизни; определены показатели и критерии данного феномена и особенности его проявления у будущих педагогов;

— обоснованы составляющие педагогической модели формирования ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни, включающие целевой, когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческо-деятельностный компоненты, принципы, дидактические и технологические основы, этапы и уровни;

— представлены и апробированы дидактические и технологические основы развития ценностного отношения к здоровому образу жизни, включающие содержание (курс «Собриология», дневник самоанализа, комплекс физических упражнений), методы (самодиагностика физического состояния; занятия по программе спецкурса с опорой на витагенный опыт; обучение методике заполнения дневника самоанализа; коррекция; самоанализ (рефлексия)) и формы (соблюдение режима дня; организация двигательной активности и рационального питания; ролевые игры, использование видео-, аудиоматериалов).

Цель и гипотеза обусловили следующие задачи:

1.Определить сущность, структуру и содержание понятия «ценностное отношение к здоровому образу жизни» современных студентов.

2.Выявить и обосновать критерии и показатели определения ценностного отношения к здоровому образу жизни и изучить особенности его проявления у будущих педагогов.

3.Разработать и экспериментально проверить модель формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни будущих педагогов.

4. Обосновать дидактические и технологические основы эффективной реализации педагогической модели формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни будущих педагогов.

Методологическую основу исследования составили концептуальные идеи педагогической и психологической наук о природе ценностей и ценностных отношений личности (В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Рувинский, В.Д. Шадриков, С.Т. Щацкий и др.); научно-педагогические основы единства и целостности воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский, В.К. Бальсевич, И.В. Бестужев-Лада, В.П. Зинченко и др.); теории деятельности и развития самосознания (Б.Г. Ананьев, Л.C. Выготский, C.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.).

Теоретическую основу исследования составили положения о сущности здорового образа жизни (H.М. Амосов, В.В. Колбанов, Ю.П. Лисицын, Л.Г. Татарникова, Б.Н. Чумаков и др.); культуре здорового питания, полноценности пищевого рациона, очищения организма, что способствует долголетию (А.Ю. Барановский, И.И. Брехман, С.А. Зубова, В. Козлова, А. Марголина, И.Т. Суравегина и др.); ориентации на здоровый образ жизни, духовное и физическое здоровье человека (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, В.П. Казначеев, В.И. Петрушин, И.И. Соковня-Семенова, Г.С. Туманян и др.); педагогике и психологии здоровья (Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова и др.); гуманистические идеи личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Н.Г. Пешкова, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.).

Исследование базируется:

1) на идеях классической педагогики о значимости воспитания человека (Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский); современных философских и психолого-педагогических концепциях личности (Б.Г. Ананьев, И.В. Бестужев-Лада, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев);

2) на современных идеях валеологического образования (Л.Г. Апанасенко, И.И. Брехман, Л.Г. Татарникова, Ю.Д. Железняк, Э.Н. Вайнер, Я.С. Вайнбаум, В.В. Колбанов, С.Г. Добротворская); осмыслении природы ценностей в жизни человека и его профессиональном становлении (В.П. Бездухов, Е.В. Бондаревская, А.Г. Здравомыслов, В.П. Зинченко, М.С. Каган, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.);

3) формировании здорового образа жизни студенческой молодежи (В.И. Глухов, З.И. Хата, Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Б.Н. Чумаков, Э.Н. Вайнер).

В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, метод диагностирующих контрольных работ, метод проектов, методика незаконченных предложений, контент-анализ дневника самоанализа, беседа, интервьюирование (блиц-опрос), анкетирование, тестирование, математико-статистическая обработка результатов.

Научная новизна результатов исследования:

на уровне конкретизации: в диссертации ценностное отношение студентов к здоровому образу жизни определено как устойчивое убеждение личности в значимости отношения к объективной действительности как совокупности процессов общественного развития; разработана и экспериментально подтверждена педагогическая модель формирования ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни в образовательном процессе вуза.

на уровне дополнения: в диссертации показаны особенности процесса формирования ценностного отношения будущих педагогов к здоровому образу жизни посредством заполнения дневника самоанализа, что способствует закреплению учебного материала; обоснованы и экспериментально проверены дидактические и технологические основы ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни; определены критериальные показатели и уровни сформированности исследуемого свойства, а также комплекс диагностических процедур.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении теории формирования здорового образа жизни на основе применения психолого-педагогических методик, способствующих профилактике вредных привычек в студенческой среде; в определении ценностного содержания здорового образа жизни с целью предотвращения факторов риска здоровья; обосновании педагогической модели, обеспечивающей успешное формирование ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть применены в педагогической практике для определения уровня ценностного отношения к здоровому образу жизни обучающихся. Внедрение в учебный процесс программы спецкурса «Собриология» («sobrietas» – трезвенность, воздержанность, рассудительность) позволит в значительной мере повысить эффективность профилактики и преодоления вредных привычек в молодежной среде, использование индивидуального плана в практике физического воспитания вуза обеспечит усвоение студентами знаний и умений для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Достоверность исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, комплексным использованием методов исследования, адекватных его задачам и логике, синтезом и анализом теоретического и экспериментального материалов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Бурятском госуниверситете г. Улан-Удэ в процессе проведения факультативных занятий в течение трех лет со студентами-первокурсниками набора 2008–2010 гг.

Основные положения, выводы и результаты исследования обсуждались на кафедре спортивного менеджмента и туризма факультета ФКСиТ, кафедре физического воспитания и педагогики БГУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ценностное отношение к здоровому образу жизни представляет собой интегративное личностное образование, включающее осознание здоровья как непреходящей ценности, установку на реализацию программы жизни, что способствует развитию личности, обеспечивает внутренний баланс индивидуального потенциала здоровья.

2. Педагогическая модель формирования ценностного отношения студентов вуза к здоровому образу жизни включает целевой, когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческо-деятельностный компоненты, принципы, этапы и уровни, обеспечивающие усвоение теоретических основ здорового образа жизни, понимание ценностей здорового образа жизни, применение полученных знаний на практике.

3. Эффективность педагогической модели формирования ценностного отношения будущих педагогов к здоровому образу жизни обеспечивается совокупностью дидактических и технологических основ, включающих:

— специально разработанную и экспериментально реализуемую программу «Собриология» и проектирование индивидуального плана оптимизации физического состояния;

— интерактивные технологии, направленные на самодиагностику физического состояния, обучение на занятиях с помощью психофизических методик с опорой на витагенный опыт, овладение способами ведения (заполнения) дневника самоанализа, коррекцию образовательной программы, рефлексию;

— интеграцию и взаимосвязь форм и средств обучения в целостном учебно-воспитательном процессе вуза: соблюдение режима дня, организация двигательной активности и рационального питания, различных форм активности (ролевые игры, социальные ситуации и т.д.).

Исследование проводилось в период с 2007 по 2013 г. и состояло из трех этапов:

— 2008–2009 гг. – теоретическое исследование проблемы здорового образа жизни студенческой молодежи, изучение предпосылок формирования индивидуального стиля жизни, выработка понятийного аппарата, формулировка гипотезы, выбор методологии и обсуждение методики организации исследования;

— 2009–2010 гг. – разработка методики эксперимента, проведение опытно-экспериментальной работы, корректировка экспериментальных материалов;

-2010–2013 гг. – экспериментальная проверка результатов исследования, анализ и обобщение полученных результатов, оформление диссертационной работы.

Опытно-экспериментальная работа проведена на базе Педагогического института Бурятского госуниверситета.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (215 наименований). Работа содержит 17 таблиц, 9 диаграмм и 16 приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются цель, объект, предмет, задачи исследования, раскрываются научная новизна и практическая значимость работы, характеризуются методологическая база и методы исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни студентов вуза» проанализированы основные подходы, выступающие в качестве методологического ориентира исследования. Данная глава состоит из трех параграфов.

Теоретический анализ философских (И. Кант, Г. Гегель, М.С. Каган, А.Е. Зимбулин, Б.Г. Ананьев, В.П. Тугаринов и др.), психолого-педагогических (В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, М. Рокич, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев и др.), социологических (Т. Парсонс, Л.Г. Ионин, Ю.Г. Волков и др.) подходов ученых к сущности категорий «ценности», «образ жизни», «здоровый образ жизни», «ценностные ориентации», «ценностное отношение» позволил раскрыть сущность основополагающего понятия «ценностное отношение к здоровому образу жизни».

Понятие «ценность» в нашей работе является центральным в осмыслении поставленной проблемы. При этом ценность определяется как объект отраженный, осмысленный, оцененный субъектом в свете его идеалов, интересов и потребностей (В.Г. Алексеева), а отношение отражает важнейший для понимания психики факт – взаимосвязь личности и среды (В.Н. Мясищев), который становится показателем уровня значимости объекта для личности.

По мнению Л.И. Рувинского, становление ценностного отношения личности к различным объектам действительности предполагает осознание и знание ценности объекта, его «переживание» и прогнозирование будущего поведения и включает в себя три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческо-деятельностный, которые, в рамках нашего исследования, представляют собой структурные компоненты ценностного отношения к здоровому образу жизни студентов. Его содержание рассматривается как осознание личностью значимости предотвращения факторов риска здоровья, связанных с употреблением алкоголя и табака, малоподвижным образом жизни, нерациональным питанием и несоблюдением распорядка дня.

Таким образом, ценностное отношение к здоровому образу жизни студентов – это целенаправленный процесс формирования знаний, умений и навыков, предотвращения факторов риска здоровья будущими педагогами для успешной самореализации в предстоящей профессионально-педагогической деятельности и в сфере пропаганды здорового образа жизни среди учеников.

Общеизвестно, что студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой своего стиля жизни (О.С. Васильева, М.Я. Виленский, В.И. Моросанова, Е.А. Аронова и др.). В связи с этим особенности их проявления рассмотрены в трудах авторов (Ю.Г. Волков, В.В. Калашникова, Е.Г. Москвитина, Л.Г. Пак, Е.Б. Сергеева, А.В. Сухарев, Е.И. Торохова и др.), которые исследуют особенности молодежной субкультуры.

При этом субкультура понимается как «система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связана с ней» (Ю.Г. Волков).

Однако необходимо отметить, что употребление алкогольных напитков стало неотъемлемым элементом субкультуры молодежи, особенно учащихся различных учебных заведений. По данным И.П. Подласого, алкогольные напитки (к которым относится пиво) потребляет более 4/5 всех опрошенных учащихся. Молодежь употребляет алкогольные напитки в среднем раз в неделю, в том числе почти 5% – ежедневно.

По этому поводу исследователь алкогольной проблемы А. Арефьев отмечает, что со столь масштабными девиантными явлениями среди учащихся наше общество еще не сталкивалось и необходимо усилить воспитательную и коррекционную работу. а также объединить усилия школы, семьи, общественности.

Анализ работ по профилактике вредных привычек (З.В. Коробкина, В.А. Попов, А.Н. Маюров, Я.А. Маюров, А.М. Митяева, И.П. Подласый, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский и др.) показывает, что существующие программы, методические рекомендации, пособия перегружены медицинской, биологической информацией с акцентом на важность ведения здорового образа жизни (Л.М. Щипицына), что оказываются малоэффективным.

Таким образом, в целях профилактики вредных привычек в молодежной среде необходим поиск эффективных методов, которые будут способствовать формированию личной стратегии поведения и противодействия употреблению психоактивных веществ (ПАВ).

З.В. Коробкина и В.А. Попов в работе «Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи» представили один из методов освобождения от алкогольной зависимости, который был разработан Г.А. Шичко и совершенствовался в процессе его практического применения в период с 1950-х по 1980-е гг. Учитывая алкогольную ситуацию в целом по стране, для повышения эффективности профилактических мероприятий нужно адаптировать данный метод для работы с молодежью. Это осуществляется педагогическими средствами в лекционно-просветительской форме и путем актуализации личности и регуляции собственного поведения посредством заполнения дневника самоанализа перед сном в соответствии предусмотренными правилами (способы заполнения представлены в диссертации). Это обусловлено тем, что в состоянии сна продолжаются процессы, связанные с мышлением.

По теории сновидений, которую в начале XX в. выдвинул З. Фрейд, в содержании сновидений человека в символической форме проявляется то, что находится в его психике на подсознательном уровне. Однако между бессознательным и сознанием человека действует психологический защитный механизм под названием «цензура», который в состоянии бодрствования не допускает в сознание человека то содержание его бессознательного, которое для человека неприятно и может вызвать тревогу. Когда человек спит, влияние механизма цензуры несколько ослабляется и в содержание его сновидений бессознательное может проникнуть в виде разного рода символов. При этом З. Фрейд понимал сновидение как особый и очень важный язык сознания людей.

По мнению Р.С. Немова, во сне человек может находить решения тех задач, которые ему не удалось решить в состоянии бодрствования, поэтому содержание сновидений может оказаться полезным для человека. Также Э.Н. Вайнер предполагает, что во время сна происходят анализ и переработка информации, накопленной человеком за предшествующее время.

Заполнение дневника самоанализа перед сном в соответствии с правилами – обязательное условие данного метода т.к. соблюдение правил оказывает существенное влияние на содержание сновидений, актуализируя ценности здорового образа жизни. (К примеру: 1) исключай из ответов части речи: «НЕ», «НО», «БЕЗ», «НЕТ», «НИ»…; 4) все ответы записывай в настоящем времени…; 6) сравнивай алкоголь (табак) с чем-то отвратительным для тебя… и т.д. Всего 20 правил).

По этому поводу И.П. Подласый отмечает, что в глубинных слоях нашего сознания в закодированном виде дожидаются своего часа вся необходимая информация и программы его актуализации. Как только создаются условия, нужные структуры перемещаются из зон крепкого сна в зоны активного действия, при этом безразлично, как все это называть, – разблокированием программ, перепрограммированием, воспитанием, рекапитуляцией идей, развитием духа, нравственным восхождением.

Дневник самоанализа состоит из 30-ти вопросов, отвечая на которые, студент:

— развивает способы противодействия негативному влиянию внешней среды, что связано с употреблением ПАВ;

— разбирает способы поведения в межличностных отношениях без употребления ПАВ;

— осознает вредное воздействие алкоголя и табака на организм человека, общество и семью;

— разбирает ситуации, способствующие малоподвижному образу жизни;

— регулирует распорядок дня, наполняя ценностями здорового образа жизни.

Теоретическое осмысление знаний о здоровом образе жизни позволяет построить педагогическую модель формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни, предназначенную быть ориентиром для преподавателей и студентов в осуществлении образовательного процесса. Разработанная модель отражает цель, принципы, структурные компоненты, дидактические и технологические основы, этапы деятельности, приводящие к итоговому результату – сформированности ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни.

Данная модель была апробирована и реализована в ходе опытно-экспериментальной работы на базе Педагогического института Бурятского государственного университета (схема 1).

Во второй главе «Пути и средства формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни студентов вуза» раскрывается содержание опытно-экспериментальной работы с использованием модели формирования ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни.

На констатирующем этапе были образованы экспериментальная и контрольная группы из числа первокурсников Педагогического института и восточного факультета соответственно.

Для диагностики исходного уровня когнитивного компонента применялись следующие методики: сочинение «Мое представление о ЗОЖ»; «Методика недописанных предложений»; «Методика диагностирующих контрольных работ» в форме изложения.

Схема 1

Модель формирования ценностного отношения

к здоровому образу жизни у студентов педагогического вуза

Социальный заказ: воспитание здорового гражданина будущего профессионала

Цель: формирование ценностного отношения к ЗОЖ

студентов педагогического вуза

Принципы формирования ценностного отношения к ЗОЖ студентов педвуза

Принцип включения личности в значимую деятельность

Принцип обратной связи

Принцип

ненасилия

Принцип индивидуальности

Принцип

сознательности

и активности

Компоненты процесса формирования ценностного отношения к ЗОЖ

студентов педвуза

Когнитивный

Эмоционально-оценочный

Поведенческо-деятельностный

Теоретические основы учения о ЗОЖ человека, знания о правилах соблюдения основ ЗОЖ, процессе формирования ценностного отношения к ЗОЖ.

Методы диагностики исходного уровня сформированности ценностного отношения к ЗОЖ и достигнутых результатов в процессе целенаправленного формирования.

Организационные формы, методы и средства, направленные на реализацию задач процесса формирования ценностного отношения к ЗОЖ в повседневной жизни будущих педагогов.

Дидактические и технологические основы формирования

ценностного отношения к ЗОЖ студентов педвуза

Содержание

Методы формирования ЗОЖ

Формы и средства формирования ЗОЖ

— темы учебного занятия по программе спецкурса «Собриология» для формирования ценностного отношения к ЗОЖ;

— дневник самоанализа по профилактике вредных привычек;

— комплекс физических упражнений, направленных на оптимизацию физического состояния студента;

— диагностика уровня сформированности ЗОЖ студентов;

— самодиагностика физического состояния;

— занятия по программе спецкурса с опорой на витагенный опыт;

— обучение методике заполнения дневника самоанализа;

— коррекция;

— самоанализ (рефлексия);

— соблюдение режима дня;

— организация двигательной активности;

— организация рационального питания;

— разнообразные формы активности (ролевые игры типа: «тост за здоровье» без употребления алкоголя, социальные ситуации и т.д.);

— видео-, аудиоматериалы;

Этапы процесса формирования ценностного отношения к ЗОЖ

студентов педвуза

I

II

III

IV

V

VI

Организационно-подготовительный

Исходно-диагностический

Информационно-просветительский

Содержательно-методический

Коррекционный

Итогово-диагностический

Уровни сформированности ценностного отношения к ЗОЖ:

низкий, средний, высокий

Результат: сформированность ценностного отношения к ЗОЖ

студентов педвуза

Для диагностики эмоционально-оценочного компонента: методика Рокича-Ядова; анкета для определения факторов риска и сохранения здоровья; анкета для определения отношений к физической культуре; анкета для определения самостоятельности; анкета для определения отношений к вредным привычкам.

Для диагностики деятельностно-поведенческого компонента: анкета «Умеете ли Вы вести ЗОЖ?»; анкета «Как часто приходится употреблять алкоголь?»; «Как часто приходится употреблять табак?»; Двигательный тест «Проверь себя».

В качестве дополнительного диагностирующего средства мы использовали интервьюирование родителей (блиц-опрос), наблюдение, тестирование уровня физической подготовленности, методы математической статистики и другие.

С целью проверки эффективности разработанной модели были определены критерии и показатели ценностного отношения к здоровому образу жизни. Когнитивный критерий и его показатели – объем и качество ценностных представлений о ЗОЖ, система знаний о ЗОЖ. Эмоционально-оценочный критерий и его показатели – система личностных качеств, способствующих формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни (ответственность, эмоциональная устойчивость), негативное отношение к факторам риска здоровья человека. Поведенческо-деятельностный критерий и его показатели – соблюдение норм и правил ЗОЖ (режим дня, рациональное питание, двигательная активность и т.д.), активная деятельность по формированию, сохранению, укреплению, восстановлению личного здоровья, противодействие употреблению ПАВ.

В диссертации нашли отражение характеристики уровней сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни по следующим компонентам:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст