Формирование структурных составляющих профессиональных компетенц

На правах рукописи

КОПЫЛОВ Сергей Николаевич

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

В КОЛЛЕДЖЕ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Екатеринбург 2012

Работа выполнена на кафедре материаловедения, технологии контроля

в машиностроении и методики профессионального обучения

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Научный руководитель

кандидат педагогических наук, профессор

Тарасюк Ольга Вениаминовна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Петров Юрий Николаевич;

доктор педагогических наук, профессор

Гнатышина Елена Александровна

Ведущая организация

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»

Защита состоится 1 марта 2012 г. в 10.00 ч в конференц-зале на заседании диссертационного совета Д 212.248.01 при ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» по адресу: 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет».

Текст автореферата размещен на сайте университета www.rsvpu.ru

Автореферат разослан 1 февраля 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор Ф.Т. Хаматнуров

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В последнее десятилетие в социально-профессиональной сфере российского общества устойчиво возрастают роль и количество специалистов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильного транспорта. При этом на смену традиционным узкоспециализированным профессиям приходят профессии широкого профиля, в которых сочетаются функции управления, регулирования и обслуживания механизированных и автоматизированных систем. Обладая высоким уровнем владения современными методами организации, планирования, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта, способствующими повышению уровня экологичности, безопасности, комфортности автотранспортных средств, специалист должен быть способен находить рациональные решения в сложных профессиональных ситуациях, что значительно повышает эффективность результатов его деятельности.

Однако результаты опроса работодателей показывают, что в настоящее время около 55% автотранспортных предприятий нашей страны испытывают проблемы с кадровым обеспечением специалистами, имеющими среднее профессиональное образование (СПО) по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» с квалификацией «техник», а также недостаточным уровнем квалификации специалистов, работающих на этих предприятиях. Эти проблемы существуют несмотря на то, что подготовка техников по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта осуществляется сейчас в 45 субъектах Российской Федерации. Сложившаяся кадровая ситуация значительно снижает результаты деятельности предприятий, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание автомобильного транспорта, отрицательно влияя тем самым на уровень безопасности автомобильного транспорта.

На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования содержания подготовки выпускников колледжа с квалификацией «техник по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта» с учетом изменяющихся требований рынка труда к уровню профессиональных компетенций этих специалистов среднего звена автотранспортных предприятий.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью разработки и реализации модели формирования структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников при изучении общепрофессиональных дисциплин, что приобретает особое значение в условиях перехода к ФГОСам по специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», разработанных на основе компетентностного подхода. Для разработки модели необходимо выявить и обосновать структурные составляющие профессиональных компетенций специалиста, формируемых при изучении общепрофессиональных дисциплин, а также современные требования к общепрофессиональным дисциплинам.

На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью обоснования комплекса дидактических условий, способствующих реализации модели формирования структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников при изучении общепрофессиональных дисциплин.

Различным аспектам компетентностного подхода в профессиональном образовании посвящены исследования В.И. Байденко, В.А. Болотова, С.А. Демченковой, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.М. Новикова, Л.А. Павловой, М.М. Прокопьевой, В.В. Серикова, Н.Ф. Талызиной, А.В. Хуторского и др. Особенности общепрофессиональной подготовки в СПО отражены в работах А.П. Беляевой, И.И. Никулина, Л.Г. Семушиной, О.Ф. Федоровой, Н.Г. Ярошенко и др. Однако, работы посвященные специальным исследованиям проблем формирования структурных составляющих профессиональных компетенций специалистов автотранспортных предприятий через содержание общепрофессиональных дисциплин в системе СПО, отсутствуют.

Анализ обозначенных выше проблем позволяет выявить противоречие, которое существует между объективной потребностью общества и современных автотранспортных предприятий в повышении качества подготовки техников по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта и недостаточной разработанностью структуры, содержания и условий формирования структурных составляющих профессиональных компетенций при подготовке техников в учреждениях системы СПО.

Указанное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования, заключающуюся в научном обосновании, разработке и апробации модели формирования структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта при изучении общепрофессиональных дисциплин, а также дидактических условий для ее реализации.

Актуальность и социальная значимость проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников при изучении общепрофессиональных дисциплин в колледже».

В исследовании введено ограничение: формирование структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта рассмотрено на примере изучения студентами специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение» в колледже.

Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и апробация модели формирования структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение» в колледже.

Объект исследования – процесс профессиональной подготовки будущих техников по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта в колледже.

Предмет исследования – формирование структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение» в колледже.

Гипотеза исследования включает в себя следующие предположения:

формирование структурных составляющих профессиональных компетенций техника по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение» будет успешным, если ее компетентностно-ориентированное содержание спроектировано на основании результатов анализа структурно-функциональной деятельности техника в соответствии с занимаемой должностью на автотранспортном предприятии, выделения объектов и основных видов профессиональной деятельности, соответствующих им профессиональных компетенций и их структурных составляющих, формируемых при изучении этой дисциплины;

формирование структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение» будет эффективным, если оно реализовано в соответствии с моделью, нацеленной на их формирование в соответствии с современными требованиями к технику;

реализация модели формирования структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение» будет успешной при выполнении комплекса следующих дидактических условий:

проектирование компетентностно-ориентированного содержания общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение»;

разработка научно-методического обеспечения общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение», способствующего формированию структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников;

повышение квалификации преподавателей колледжа в аспекте проектирования компетентностно-ориентированного содержания и соответствующего дидактического обеспечения общепрофессиональных и профессиональных модулей.

В соответствии с объектом, предметом, целью, гипотезой исследования были поставлены и решались следующие задачи:

Изучить состояние проблемы в теории и педагогической практике подготовки специалистов среднего звена автотранспортных предприятий и выявить особенности такой подготовки.

Уточнить основные виды профессиональной деятельности техника по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, выявить профессиональные компетенции и их структурные составляющие, формируемые у будущих техников при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение» в колледже.

Разработать модель формирования структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников по техническому обслуживанию и ремонту при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение» в колледже.

Определить комплекс дидактических условий реализации модели формирования структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение» в колледже.

В ходе опытно-поисковой работы проверить эффективность модели формирования структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение» в колледже.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют теория развития личности на основе единства компонентов общего, профессионального и социально-культурного образования (Ю.К. Бабанский, В.И. Гинецинский, Б.Ф. Ломов и др.); теория развития профессионального образования (П.Ф. Анисимов, В.П. Беспалько, Е.Я. Бутко, Е.А. Гнатышина, К.Г. Кязимов, П.Н. Новиков, и др.); теоретические положения в области профессиональной педагогики (С.Я. Батышев, А.С. Белкин, П.Ф. Кубрушко, Ю.Н. Петров, Г.М. Романцев, В.А. Федоров и др.); теория педагогического проектирования (А.С. Белкин, В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, О.В. Тарасюк, И.С. Якиманская и др.); системный подход в педагогике (Н.В. Кузьмина, Э.Г. Юдин и др.); деятельностный подход к процессу обучения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); компетентностный подход (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской и др.); технологический подход (П.Р. Атутов, В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, В.М. Монахов, Г.К. Селевко, М.А. Чошанов и др.); концептуальные идеи взаимообусловленности деятельности и профессиональной компетентности личности (В.А. Афанасьев, Д.М. Гвишиани, В.М. Глушков, В.А.Трапезников и др.); технологии и методики моделирования образовательного процесса (А.Я. Найн, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, Н.Н. Тулькибаева, Н.Е. Эрганова и др.); работы по методике педагогических исследований (А.П. Беляева, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, М.Н. Скаткин и др.).

База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе колледжа, входящего в структуру федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный лесотехнический университет» (УГЛТУ). Опытно-поисковой работой было охвачено более 300 человек (в том числе 170 студентов ступени СПО, преподаватели, представители работодателей в сфере автомобильного транспорта, представители служб и комитетов по обеспечению трудоустройства населения, выпускники колледжа и др.). С 2005 г. колледж входящий в структуру УГЛТУ является научно-экспериментальной площадкой повышения квалификации специалистов автотранспортных предприятий и профессионально-педагогических работников, осуществляющих подготовку техников по специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Этапы исследования. Диссертационное исследование проходило в три этапа в период с 2005 г. по 2012 г.

На первом этапе – теоретико-поисковом (2005 – 2007) изучались и анализировались научно-теоретические, психолого-педагогические и методические источники, диссертационные исследования, нормативные документы по заявленной теме, уточнялись основные направления исследования, формулировались противоречия, определялись цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.

Основные методы исследования на данном этапе: теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта в области подготовки специалистов среднего звена в системе профессионального образования.

На втором этапе – опытно-поисковом (2008 – 2009) анализировались особенности общепрофессиональной подготовки будущих специалистов автотранспортных предприятий среднего звена в системе СПО; определялась компетентностная модель выпускника специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» с квалификацией «техник»; проектировалось компетентностно-ориентированное содержание общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение»; разрабатывалась модель формирования профессиональных компетенций выпускника при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение»; обосновывались дидактические условия, способствующие реализации данной модели; уточнялась гипотеза исследования.

На данном этапе применялись такие методы исследования, как педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, моделирование, опытно-поисковая работа, систематизация, анализ и обработка результатов исследования.

На третьем этапе – обобщающем (2010 – 2012) обрабатывались и систематизировались полученные результаты, формулировались выводы, проводилось внедрение в педагогический процесс научно-методического обеспечения общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение» для специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», оформлялись результаты исследования.

На этом этапе исследования использовались метод экспертных оценок, сравнительный анализ, математическая обработка результатов, обобщение и систематизация результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

Определены и обоснованы следующие структурные составляющие профессиональных компетенций техников специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»:

а) знания об особенностях, свойствах, структуре, изготовлении материалов и деталей, используемых при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта;

б) умения выбирать и использовать материалы и детали автомобилей;

в) владения способами изготовления, защиты и хранения материалов и деталей автомобилей.

Выделенные структурные составляющие профессиональных компетенций техника по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта приняты за основу проектирования компетентностно-ориентированного содержания общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение», изучаемой студентами специальности СПО в колледже.

На основе компетентностного, деятельностного, системного и технологического подходов разработана модель формирования структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение».

Выявлен и обоснован комплекс дидактических условий реализации разработанной модели формирования структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение». Дидактические условия предусматривают: а) проектирование компетентностно-ориентированного содержания дисциплины, б) разработку научно-методического обеспечения дисциплины, в) повышение квалификации преподавателей колледжа в рамках программы «Проектирование компетентностно-ориентированного содержания и соответствующего дидактического обеспечения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, способствующих формированию профессиональных компетенций будущих специалистов среднего звена».

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

Уточнено содержание понятия «профессиональные компетенции специалиста автотранспортного предприятия», представляющее собой совокупность структурных составляющих (знания, умения, владения), а также личностных качеств и способностей, объективно помогающих выпускнику специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» квалификации «техник» решать профессиональные задачи и успешно осуществлять профессиональную деятельность на автотранспортном предприятии.

Теоретически обосновано компетентностно-ориентированное содержание общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение», позволяющее формировать структурные составляющие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам и структурно-функциональным особенностям профессиональной деятельности техника по специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Полученные в ходе исследования результаты и сформулированные на их основе теоретические выводы и предложения нашли свое отражение в совершенствовании содержания общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение» и структуры и содержания профессиональных модулей подготовки по специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», направленных на формирование профессиональных компетенций техника.

Практическая значимость исследования:

На основе проведенных исследований разработана и апробирована модель формирования структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение», реализация которой способствует повышению качества подготовки студентов специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в колледже.

Спроектировано компетентностно-ориентированное содержание общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение», позволяющее сформировать структурные составляющие профессиональных компетенций (знания, умения, владения) выпускника специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в колледже.

На основе компетентностно-ориентированного содержания разработано и внедрено в учебный процесс научно-методическое обеспечение общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение», которое направленно на формирование и диагностику уровня сформированности структурных составляющих профессиональных компетенций будущего техника. Разработанное научно-методическое обеспечение включает компетентностную модель выпускника, матрицы компетенций техника, рабочую программу дисциплины «Материаловедение», методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения, учебное пособие и практикум по дисциплине «Материаловедение», средства обучения и диагностики уровня сформированности структурных составляющих профессиональных компетенций студентов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается анализом современных достижений психолого-педагогической науки, ориентацией на современные методологические подходы к проблеме формирования структурных составляющих профессиональных компетенций будущих специалистов автотранспортных предприятий при изучении общепрофессиональных дисциплин, использованием комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, репрезентативностью полученных данных, доказательностью выводов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения, практические выводы и рекомендации опубликованы в трех статьях в журналах, включенных в реестр ВАК Минобрнауки РФ для публикации результатов диссертационных исследований. Материалы исследований докладывались и были обсуждены на пленумах Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию (Екатеринбург, 2007, 2008, 2009, 2010); Международной конференции «Молодые ученые, инженеры и педагоги в разработке и реализации инновационных технологий» (Москва, 2006); Международной научно-методической конференции «80 лет УГЛТУ – опыт высшего лесотехнического образования на Урале» (Екатеринбург, 2010); Международной научно-практической конференции «Технологии совершенствования подготовки кадров: теория и практика» (Казань, 2011); 6-й Всероссийской научно-практической конференции «Личностно развивающее профессиональное образование в изменяющейся России» (Екатеринбург, 2006); 13-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Санкт-Петербург, 2006); Всероссийской научно-практической конференции «Управление качеством образования (регион, вуз, школа)» (Тверь, 2009); 12-й региональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, 2006); 13-й региональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, 2007) и др.

Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс подготовки выпускников специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в колледже, входящем в структуру УГЛТУ.

На защиту выносятся следующие положения:

Структурный состав профессиональных компетенций техника по специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», выявленный с учетом видов и структурно-функциональных особенностей деятельности согласно должностным инструкциям техника на автотранспортном предприятии, является основанием для проектирования компетентностно-ориентированного содержания общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение».

Модель, разработанная с учетом компетентностного, системного, деятельностного, технологического подходов, состоящая из целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов, обеспечивает формирование структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение».

Представленная модель успешно функционирует при реализации следующих дидактических условий:

проектирование компетентностно-ориентированного содержания общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение» должно осуществляться с учетом структуры и содержания профессиональной деятельности техников, занимающих должности на автотранспортном предприятии, и требований работодателей к ним;

должно быть разработано научно-методическое обеспечение, способствующее реализации компетентностно-ориентированного содержания общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение» при формировании структурных составляющих профессиональных компетенций будущего техника;

должно осуществляться повышение квалификации преподавателей колледжа в рамках программы «Проектирование компетентностно-ориентированного содержания и соответствующего дидактического обеспечения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 192 наименований и 4 приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект, предмет и цель, формулируются гипотеза и задачи исследования, описываются методы и этапы исследования, характеризуются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, излагаются положения, выносимые на защиту, приведены сведения, а также об апробации и внедрении результатов исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты формирования структурных составляющих профессиональных компетенций студентов колледжа при изучении общепрофессиональных дисциплин» рассматривается понятийный аппарат исследования, осуществляется анализ проблемы в контексте модернизации содержания СПО, раскрыты теоретико-методологические положения исследования, отражено состояние проблемы в теории и практике отечественного и зарубежного профессионального образования. Выявлены современные требования к профессиональной деятельности специалистов среднего звена автотранспортных предприятий, имеющих квалификацию «техник» по специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Теоретически обоснована структура профессиональных компетенций, учитывающая основные виды и структурно-функциональные особенности профессиональной деятельности техника. Выявлено значение общепрофессиональной дисциплины в формировании структурных составляющих профессиональных компетенций техника, теоретически обоснованы и разработаны модель формирования структурных составляющих профессиональных компетенций при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение» и дидактические условия успешной ее реализации.

Развитие производственных процессов предполагает изменения в содержании и структуре профессиональной деятельности специалистов разных профилей. Обладая высоким уровнем профессиональных компетенций, специалист способен находить рациональные решения в сложных профессиональных ситуациях, что значительно улучшает результаты его деятельности. Одним из наиболее эффективных путей подготовки такого специалиста является модернизация содержания СПО на основе компетентностного подхода, способствующего формированию профессиональных компетенций будущих специалистов.

Компетентностный подход, по мнению А.А. Вербицкого, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней и других отечественных ученых, является способом достижения нового качества профессионального образования и представляет собой соответствие характеристик молодого специалиста его личностным, а также производственным и общественным потребностям. В связи с этим актуальным становится формирование профессиональных компетенций при подготовке будущих специалистов автотранспортных предприятий.

С.Я. Батышев, Б.С. Гершунский, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др. рассматривают компетентность как субъектную характеристику личности, свидетельствующую об определенном уровне овладения соответствующим набором компетенций. Компетенцию же они понимают как способность и готовность личности к выполнению деятельности, обеспеченные совокупностью определенных знаний, умений, навыков, практического опыта и личностных качеств. Понятие профессиональной компетентности специалиста, по мнению многих специалистов, включает представление не только о квалификации (профессиональные навыки как знания, умения и опыт деятельности), но также и о развитых социально-коммуникативных и индивидуальных способностях, обеспечивающих самостоятельность профессиональной деятельности.

Исследование научной литературы, изучение сущностных характеристик профессиональной деятельности техника по ремонту и обслуживанию автомобильного транспорта позволили уточнить понятие профессиональных компетенций специалиста автотранспортного предприятия как совокупности структурных составляющих в виде знаний, умений и владений, а также личностных качеств и способностей, объективно помогающих выпускнику специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» с квалификацией «техник» решать профессиональные задачи для успешного осуществления профессиональной деятельности на автотранспортном предприятии.

Анализ нормативных документов, отражающих содержание профессиональной деятельности техника, требований работодателей, рынка труда и современных тенденций развития автомобилестроения позволил нам выделить следующие основные виды профессиональной деятельности техника: техническое обслуживание и ремонт автотранспорта; организация деятельности коллектива исполнителей; разработка технологической документации для технического обслуживания, ремонта и модернизации автотранспорта; выполнение работ по профессии рабочего «слесарь автомобильного транспорта».

Работодатели, общество, государство являются внешними субъектами по отношению к образовательной системе, но именно они в конечном счете дают оценку качества подготовки специалиста, прежде всего практической, предполагающей способность эффективно выполнять виды профессиональной деятельности, решать характерные для них задачи и проблемы. На рис. 1 представлены профессиональные компетенции техника по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, соответствующие основным видам его профессиональной деятельности.

Формирование структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников, обучающихся по специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», осуществляется в рамках изучения как общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.

Профессиональные компетенции техника по техническому обслуживанию и

ремонту автотранспорта, соответствующие основным видам его профессиональной деятельности

1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта:

ПК1.1. Организовывать и проводить работы по техобслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК1.2. Осуществлять технический контроль за хранением, эксплуатацией, техобслуживанием и ремонтом автотранспортных средств.

ПК1.3. Разрабатывать технологические про-цессы ремонта узлов и деталей

2. Организация деятельности коллектива исполнителей:

ПК2.1. Планировать и организовывать работы по техобслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК2.2. Контролировать и оценивать качество работ исполнителей.

ПК2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техобслуживании и ремонте автотранспорта

3. Разработка технологической документации для техобслуживания, ремонта и модернизации автотранспорта:

ПК3.1. Определять необходимость модернизации автотранспортного средства.

ПК3.2. Владеть информацией о взаимозаменяемости узлов и агрегатов автотранспортного средства и способах повышения их эксплуатационных свойств

4. Выполнение работ по профессии рабочего «слесарь автомобильного транспорта» или «водитель автомобиля»

Компетентный специалист среднего звена

автотранспортного предприятия

Рис. 1. Профессиональные компетенции техника по техническому

обслуживанию и ремонту автотранспорта, соответствующие основным видам его

профессиональной деятельности

Общепрофессиональные дисциплины занимают важное место в подготовке будущих специалистов к профессиональной деятельности. Задачей изучения этих дисциплин в нашем случае является формирование системы общепрофессиональных знаний в области обслуживания и ремонта автомобильного транспорта, развитие технического мышления, умений решать конкретные производственные задачи. Одной из важных общепрофессиональных дисциплин является «Материаловедение». На основании анализа результатов анкетирования работодателей – представителей автотранспортных предприятий, опыта подготовки будущих специалистов автотранспортных предприятий в системе СПО, требований компетентностного подхода к проектированию содержания подготовки специалистов в исследовании определены профессиональные компетенции техника по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта, структурные составляющие которых должны формироваться при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение». По степени значимости профессиональные компетенции распределены респондентами следующим образом:

организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта (86%);

осуществление технического контроля за хранением, эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств (75%);

разработка технологических процессов ремонта узлов и деталей (58%);

контроль и оценка качества работ исполнителей (51%);

организация безопасного ведения работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта (49%).

На основании анализа нормативных документов, отражающих структуру и содержание основных видов профессиональной деятельности техника, а также требований работодателей нами определено, что результатами изучения дисциплины «Материаловедение» при формировании структурных составляющих профессиональных компетенций техника должны быть:

знания о строении и свойствах, методах оценки свойств, области применения машиностроительных материалов, классификации и маркировке основных материалов, методах защиты от коррозии;

умения выбирать материалы на основе анализа их свойств, определять способы соединения материалов, обрабатывать детали из основных материалов.

На рис. 2 представлен структурный состав профессиональных компетенций (знания, умения и владения) техника по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта, формируемых при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение».

Анализ теоретико-методологических подходов к формированию профессиональных компетенций будущих специалистов автотранспортных предприятий показал необходимость разработки модели формирования структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение», реализация которой возможна только при соблюдении соответствующих дидактических условий. Разработанная модель основана на целостности, взаимосогласованности и взаимоподчинении ее составляющих.

В качестве концептуальной основы построения модели выступают компетентностный подход (В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков, С.И. Шишов и др.), системный подход (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, Э.Г. Юдин и др.), деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.) и технологический подход (П.Р. Атутов, В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, В.М. Монахов, Г.К. Селевко, М.А. Чошанов и др.), позволяющие обеспечить эффективность процесса формирования структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение».

Структурный состав профессиональных компетенций техника по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта

ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техобслуживанию и ремонту автотранспорта:

знать сущность коррозии, виды коррозии; состав и свойства резины; назначение лакокрасочных и защитных материалов, причины их старения;

уметь выбирать рациональные способы защиты от коррозии; проводить армирование ре-зинотехнических деталей, вулканизацию резиновых деталей; устанавливать мар-ку материалов и давать рекомендации по их применению;

владеть способами защиты деталей от коррозии; приемами ремонта, восста-новления деталей, узлов и конструкций; технологией их покраски во время ремонта

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техобслуживании и ремонте автотранспортных средств:

знать основные виды материалов и их эксплуатационные свойства, а также причины их старения;

уметь определять качество эксплуатационных материалов;

владеть способами определения качества эксплуатационных материалов

ПК 1.3. Разраба-тывать технологические процессы ремонта узлов и деталей:

знать сущность, назначение и виды термической и химико-термической обработки деталей; сущность и способы сварки и пайки металлов и сплавов;

уметь выбирать способы соединения деталей при ремонте автомобиля; составлять технологическую карту проведения ре-монта узлов и деталей автомобиля;

владеть способами обработки деталей при ремонте автомобилей

ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работ исполнителей:

знать строение металлов и сплавов, способы их испытания; маркировку металлов и сплавов;

уметь определять твердость и ударную вязкость металлов и сплавов; выбирать марку металла или сплава для изготовления деталей;

владеть, способами механических испытаний деталей автомобиля; справочными материалами для разработки технологии ремонта автомобильного транспорта

ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техобслуживании и ремонте автотранспорта:

знать правила техники безопасности и охраны окружающей среды при использовании материалов для ремонта и технического обслуживания автотранспорта;

уметь организовывать техническое обслуживание и ремонт автотранспорта при соблюдении правил техники безопасности и требований охраны окружающей среды;

владеть приемами безопасной работы

Рис. 2. Структурный состав профессиональных компетенций техника

по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта

Использование системного подхода позволяет добиться целостности построения модели, установить логические и системные связи ее структурных компонентов, определить содержательно-функциональную сущность не только компонентов модели, но и в целом процесса формирования структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение».

Применяя деятельностный подход, мы рассмотрели формирование структурных составляющих профессиональных компетенций будущего техника как сложных личностных новообразований, поэтапно складывающихся при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение». В реализации этого подхода проявляется гуманистическая направленность формирования структурных составляющих профессиональных компетенций, где личность студента выступает как субъект деятельности, который, формируясь в деятельности, определяет ее характер и управляет ею.

Системный и деятельностный подходы предполагают, что в основе проектирования требований к выпускникам должна лежать тесная связь профессионального образования со сферой труда. Данные подходы задают логику проектирования квалификационных требований к выпускникам, которая основана на проведении анализа сферы профессиональной деятельности выпускника (область, виды и задачи профессиональной деятельности); установлении квалификационных характеристик и профессионально важных качеств; отборе содержания образования, обеспечивающего формирование квалификационных характеристик.

Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных профессиональных ситуациях. Компетентностный подход предполагает формирование структурных составляющих профессиональных компетенций техника с учетом выделенных основных видов его профессиональной деятельности на основе компетентностно-ориентированного содержания дисциплины «Материаловедение» и соответствующего научно-методического обеспечения.

Технологический подход характеризует процессуальный аспект компетентностного подхода и предполагает установление связей между ожидаемыми результатами образования, методами их формирования и оценивания. Технологический подход усиливает значимость образовательных технологий, их адекватность и эффективность в обеспечении достижения ожидаемых результатов образования, определяет необходимые инновационные педагогические технологии, нацеленные на формирование структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников, а также направленность на диагностику достижений студентов в процессе обучения. Разрабатываются контрольно-измерительные материалы (включая междисциплинарные) для структурных составляющих профессиональных компетенций. Для повышения уровня сформированности структурных составляющих профессиональных компетенций будущего техника используются метод проблемных заданий, моделирование профессиональных ситуаций, кейс — метод, составление портфолио, дидактические игры, метод проектов, информационные технологии.

При разработке модели мы опирались на основные принципы педагогики профессионального образования, выделенные Ю.К. Бабанским, С.Я. Батышевым, В.А. Сластениным и др. Исследуя формирование структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников, мы опирались на структуру образовательного процесса, включающую в качестве основных компонентов цель, содержание, формы, методы и средства.

Разработанная модель формирования структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение» включает в себя целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты (рис. 3).

Целевой компонент отражает цель и назначение модели – формирование структурных составляющих профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности будущего техника, при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение».

Содержательный компонент взаимосвязан с целевым, деятельностным, результативным. Он представляет собой компетентностно-ориентированное содержание учебного материала общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение», направленное на формирование структурных составляющих профессиональных компетенций будущего специалиста в виде системы знаний, умений и владений в области технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта. Для формирования структурных составляющих профессиональных компетенций компетентностно-ориентированное содержание общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение» должно основываться на единстве терминологии, обозначений и единиц измерений, маркировки сплавов в соответствии с действующими стандартами и Международной системой единиц (СИ), а также базироваться на национальных стандартах и требованиях нормативно-технической документации, и иметь практическую направленность.

Деятельностный компонент модели взаимосвязан с целевым, содержательным и результативным компонентами. Он отвечает за последовательность формирования структурных составляющих профессиональных компетенций будущих специалистов, развитие у них технического мышления, проективных, исследовательских, технологических умений, креативности, самостоятельности, активности при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение». Реализация деятельностного компонента возможна только при условии применения адекватных форм, методов и средств формирования структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников. В соответствии с обозначенными выше подходами мы остановили свой выбор на тех технологиях обучения, которые с одной стороны, дают возможность организовать многоплановую, разнообразную продуктивную учебно-познавательную деятельность студента, позволяющую в полной мере задействовать его потенциальные возможности и способности, а с другой стороны, ориентированы на использование субъектного опыта студента, его индивидуальных личностных качеств, на субъект-субъектные отношения в учебном процессе.

Основная цель – формирование структурных составляющих профессиональных компетенций будущего техника при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение»

Теоретические основы формирования структурных составляющих

профессиональных компетенций будущего техника

Педагогические закономерности и принципы профессионального образования; компетентностный, деятельностый, системный, технологический подходы

Тенденции изменения требований рынка труда, развития автомобилестроения; требования работодателей к технику по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта (к уровню сформированности у него профессиональных компетенций)

Требования, предъявляемые ФГОС СПО к подготовке техника по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта (к уровню сформированности у него профессиональных компетенций при изучении общепрофесиональной дисциплины «Материаловедение»

Компоненты

Целевой:

формирование структурных составляющих профессиональных компетенций, соответствующих определенным основным видам профессиональной деятельности будущего техника по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, согласованных с работодателями

Содержательный:

компетентностно-ориентированное содержание учебного материала, направленное на формирование структурных составляющих профессиональных компетенций будущего специалиста в виде системы знаний, умений и владений в области технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта

Деятельностный:

последовательное формирование структурных составляющих профессиональных компетенций будущих специалистов, развитие у них технического мышления, проективных, исследовательских, технологических умений, креативности, самостоя-тельности, активности

Результативный:

определение фактического уровня сформированности, оценка структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта

(уровни сформированности: низкий, пороговый, средний, высокий)

Результат: выпускник, обладающий профессиональными компетенциями

Выпускник обладающий структурными составляющими (знания, умения, владения)

профессиональных компетенций

Рис. 3. Модель формирования структурных составляющих

профессиональных компетенций будущего техника

по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта

при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение»

Результативный компонент модели тесно связан с целевым, содержательным и деятельностным компонентами и предусматривает определение фактического уровня сформированности и оценку структурных составляющих профессиональных компетенций. Этот компонент направлен на развитие рефлексивной функции, которая проявляется в способности студента осмыслять собственную учебную деятельность, давать ей адекватную оценку, акцентируя внимание как на полученных знаниях, так и на структуре самой деятельности.

В ходе исследования был выявлен комплекс необходимых дидактических условий реализации модели формирования структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников при изучении общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение».

Первое дидактическое условие – проектирование компетентностно-ориентированного содержания общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение» в соответствии с особенностями профессиональной деятельности техника по ремонту и обслуживанию автомобильного транспорта, что предполагает разработку и использование индивидуальных программ обучения, предоставление студенту свободы выбора способов выполнения учебных заданий, конструирование предметного знания для реализации метода исследовательских проектов по выбору самих студентов. При этом необходимы опора на способности, возможности, стремления студентов, сотрудничество с преподавателями и другими категориями профессионально-педагогических работников, активнее должна использоваться самостоятельная деятельность студентов.

Второе дидактическое условие – разработка научно-методического обеспечения общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение», ориентированного на формирование структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников, что предусматривает отбор и реализацию технологий профессионального обучения (инновационные формы обучения в целях активизации творчества обучаемых; организация занятий в малых группах, дидактических игр, тренингов и т. д.), разработку соответствующего дидактического обеспечения, системы мониторинга формирования у студентов структурных составляющих профессиональных компетенций (технологии диагностирования, методов исследования, инструментария).

Третье дидактическое условие реализации модели формирования структурных составляющих профессиональных компетенций ведущих техников – разработка программы «Проектирование компетентностно-ориентированного содержания и соответствующего дидактического обеспечения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей», направленной на повышение уровня профессионально-педагогической квалификации преподавателей с учетом вида и уровня их профессионального образования, конкретных проблем, возникающих в процессе формирования профессиональных компетенций студентов колледжей.

Формирование структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников, обучающихся по специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», при изучении общепрофессиональных дисциплин (на примере дисциплины «Материаловедение») возможно при реализации разработанной модели и комплекса дидактических условий, достаточность которых требует опытно-поискового подтверждения.

Во второй главе «Опытно-поисковая работа по формированию структурных составляющих профессиональных компетенций студентов колледжа при изучении общепрофессиональной дисциплины “Материаловедение”» рассмотрены цели, задачи, содержание, организация и ход опытно-поисковой работы. Представлены результаты опытно-поисковой работы, выводы.

Основной недостаток текущей подготовки специалистов автотранспортных предприятий с квалификацией «техник» – несоответствие между современными требованиями, предъявляемыми работодателями к технику по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, и уровнем подготовленности студентов к осуществлению данного вида деятельности. Это обусловлено рядом причин: разным содержанием профессиональной деятельности и подготовки будущего техника; различным характером активности специалиста в реальной жизни и студента в процессе подготовки; несоответствием между методами и средствами профессиональной и учебной деятельности. Реализация разработанной модели формирования структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников и приближение содержания учебного материала дисциплины «Материаловедение» к профессиональным проблемам, наиболее характерным для деятельности техника, означает постепенное целенаправленное превращение процесса решения учебных задач в средство формирования определенных структурных составляющих профессиональных компетенций (знаний, умений, владений), активизацию учебной деятельности студента на этой основе, поэтапное «погружение» студента в методы и средства будущей профессиональной деятельности.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст