Формирование стратегии развития рынка риэлтерских услуг в регион

На правах рукописи

Рябоконь Сергей Валерьевич

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА РИЭЛТЕРСКИХ УСЛУГ В РЕГИОНЕ

(на материалах РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг)

Автореферат диссертации

на соискание учёной степени

кандидата экономических наук

Шахты – 2012

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»

Научный руководитель:доктор экономических наук, профессор

Бреславцева Нина Александровна

Официальные оппоненты:

Тажибов Тажиб Гаджимагомедович доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Финансовый и инвестиционный менеджмент» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Волгоградский филиал….

Панаедова Галина Ивановна доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Экономика и менеджмент» ННОУ ВПО «Институт Дружбы народов Кавказа»…………………………………………..

Ведущая организация: НЧОУ ВПО « Южный институт менеджмента»

Защита состоится 01 декабря 2012 года в 13-00 часов на заседании объединённого диссертационного совета ДМ 212.313.02 по экономическим наукам при ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса» по адресу: 346500, г. Шахты Ростовской области, ул. Шевченко, 147, корпус 2, ауд. 247.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса» (г. Шахты Ростовской области, ул. Шевченко, 147, корпус 2), с авторефератом – на официальном сайте ВАК: http://vak2.ed.gov.ru и на сайте университета:http:// www.sssu.ru

Автореферат разослан 30 октября 2012 года.

Учёный секретарь

диссертационного совета С.Н. Новоселов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Роль и значение сферы услуг в экономике России постоянно возрастает. Трансформация потребностей общества в сторону потребления более качественных, профессиональных и востребованных услуг способствует появлению всё новых их видов и, как следствие, росту и развитию соответствующих секторов и рынков сферы сервиса.

Изменение отношений собственности, наращивание объёмов строительства, повышение спроса населения и юридических лиц на услуги поиска, приобретения недвижимого имущества, а также на правовое сопровождение сделок способствовало становлению и развитию рынка риэлтерских услуг. Как отдельный вид услуг сферы сервиса риэлтерские услуги возникают как синтез посреднических, правовых, информационных и консультационных услуг.

Стимулирующим фактором развития рынка риэлтерских услуг являются динамичные тенденции развития рынка недвижимости, исследование которых в отдельных регионах позволяют определить траектории развития и регулирования рынка риэлтерских услуг для каждой территории отдельно.

Разработка стратегии развития и инструментов оценки эффективности риэлтерских услуг, развитие нормативно-правовой базы регулирования рынка риэлтерских услуг, организационно-экономического инструментария оценки условий развития риэлтерской деятельности и анализа её эффективности будут способствовать повышению спроса на услуги профессиональных участников рынка, а также лояльности и доверия со стороны потребителей.

В связи с этим исследование специфических особенностей, закономерностей, тенденций и детерминант развития рынка риэлтерских услуг требует разработки стратегий эффективного его развития, делает актуальной, теоретически и практически значимой выбранную тему диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. В научной литературе достаточно широко представлены исследования, посвящённые различным аспектам функционирования широкого спектра услуг, теории управления экономикой сферы услуг, её отдельных сегментов, отражающие специфику формирования рынков различных видов услуг, в том числе работ, характеризующих параметры формирования и развития рынка риэлтерских услуг.

Теоретические и практические аспекты формирования и дальнейшего функционирования рынка недвижимости как составной части рынка риэлтерских услуг рассмотрены в трудах отечественных (А.Н. Асаула, А.Н. Бабича, И.А. Бачуринской, Л.С. Белоусовой, В.В. Бузырева, И.Л. Владимировой, Б.Г. Грабового, Д.А. Еделева, Е.В. Егорова, Е.Н. Жильцова, Н.В. Климовой, З.А. Клюкович, К.Ю. Кулакова, К.Б. Строкина, Н.Ю. Яськовой), а также зарубежных учёных: А. Аварда, Дж.Б. Кларка, А. Леша, Н. Норта, Р. Солоу, Г.С. Харрисона, К. Эклунд и др.

Проблемам становления и развития рынка риэлтерских услуг, а также направлениям активизации риэлтерской деятельности посвящены работы Б.А. Волкова, С.А. Кузиной, В.В. Медового, Э.Ю. Околеловой, О.С. Причины, В.М. Рутгайзера, Г.М. Стерника, Н.А. Фалькевича и т.д.

Несмотря на достаточно широкую разработанность проблемы функционирования рынка риэлтерских услуг в современной экономической литературе, отсутствует целостная стратегия направлений его развития и регулирования. Недостаточная обоснованность происходящих на рынке риэлтерских услуг функциональных процессов, ориентированных на развитие, обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является формирование стратегии развития рынка риэлтерских услуг в регионе, реализация которой предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач:

— уточнить базовые категории функционирования рынка риэлтерских услуг и выявить рыночные детерминанты, определяющие спрос и предложение на рынке риэлтерских услуг, учитывающие отраслевую специфику и оказывающие влияние на его функционирование и развитие;

— разработать алгоритм проведения исследований на рынке риэлтерских услуг, позволяющий сформировать стратегию развития рынка риэлтерских услуг;

— дополнить организационно-экономический инструментарий оценки благоприятных условий для развития рынка риэлтерских услуг в регионе и оценки эффективности риэлтерских услуг;

— расширить методический аппарат оценки эффективности оказания риэлтерских услуг по показателям вклада рынка риэлтерских услуг в национальную экономику на различных уровнях;

— исследовать состояние нормативно-правовой базы регулирования риэлтерских услуг и предложить мероприятия, направленные на её совершенствование;

— разработать стратегию развития рынка риэлтерских услуг в Ростовской области, позволяющую обеспечить его эффективное функционирование в современных условиях.

Объектом исследования является рынок риэлтерских услуг Ростовской области.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, формирующиеся в процессе функционирования и развития рынка риэлтерских услуг.

Соответствие темы диссертационного исследования требованиям Паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Исследование выполнено в соответствии с п. 1.6.109. «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка», п. 1.6.116. «Механизм повышения эффективности и качества услуг» и п. 1.6.118 «Формирование и развитие отраслевых, региональных и общенациональных рынков услуг» Паспорта специальностей ВАК РФ по экономическим наукам 08.00.05. – Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг).

Теоретическая и эмпирическая база исследования. Теоретической и методологической базой диссертационной работы послужили работы отечественных и зарубежных учёных по проблемам экономики недвижимости, развития рынка риэлтерских услуг, нормативно-законодательные акты по исследуемой проблематике.

Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, а также его территориальных органов по Ростовской области и отдельным субъектам Южного федерального округа, законодательные и нормативные акты РФ и Ростовской области, результаты исследования автора.

Методы исследования. При выполнении диссертационного исследования и обосновании отдельных научных положений в работе использовались методы и инструментальные технологии научного исследования, в том числе анализ микро- и мезоэкономической динамики, экономико-статистических группировок и динамических рядов, сравнительного и статистического анализа и прогнозирования, методы многомерной классификации объектов.

Научная новизна проведённого диссертационного исследования заключается в разработке научно-методических положений и практических рекомендаций по обоснованию стратегии развития и регулирования рынка риэлтерских услуг в регионе.

Наиболее существенные результаты, характеризующие положения, содержащие научную новизну, заключаются в следующем:

1) выделены рыночные детерминанты, учитывающие отраслевую специфику и определяющие спрос (ценовые: стоимость недвижимости и неценовые: характеристики недвижимости, количество покупателей, финансовые возможности потребителей, потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов, условия ипотечного кредитования) и предложение на рынке риэлтерских услуг (ценовые: стоимость недвижимости и неценовые: цены на строительные услуги и материалы, размер платы за коммунальные услуги, размер налога на недвижимость, интенсивность строительства, ожидания изменения цен на недвижимость, число продавцов на рынке), регулирование которых позволит повысить эффективность деятельности субъектов рынка риэлтерских услуг;

2) предложен алгоритм проведения исследований на рынке риэлтерских услуг, включающий последовательные этапы, начиная от выявления проблем и формулирования целей исследования до разработки рекомендаций по повышению результативности функционирования субъектов риэлтерской деятельности, использование которого способствует формированию стратегии развития рынка риэлтерских услуг;

3) усовершенствован организационно-экономический инструментарий оценки благоприятных условий для развития рынка риэлтерских услуг, основанный на рейтинговой оценке регионов по индикаторам: среднедушевые денежные доходы; ввод в действие жилых домов на 1000 чел. населения; коэффициент общего прироста населения; уровень экономической активности населения; общая площадь жилых помещений, приходящихся на одного жителя; ВРП на душу населения; объём выполненных работ по виду экономической деятельности «Строительство» в расчёте на одного жителя, который позволяет выявить фактическое развитие риэлтерской деятельности в регионах и перспективы её развития;

4) систематизирован организационно-экономический инструментарий оценки эффективности риэлтерских услуг по показателям вклада рынка риэлтерских услуг в национальную экономику на федеральном, региональном и муниципальном (объём реализации риэлтерских услуг; налоговые платежи риэлтерских фирм; численность работников риэлтерских фирм; фонд заработной платы работников; число заключённых сделок купли-продажи жилья и др.) и микроэкономическом уровнях (показатели активности рынка недвижимости и активности риэлтерской фирмы), что позволило расширить методический аппарат оценки эффективности оказываемых риэлтерских услуг;

5) предложены направления совершенствования нормативно-правовой базы регулирования риэлтерских услуг, которые приведут к повышению лояльности, доверию со стороны потребителей и повысят спрос на услуги профессиональных участников рынка;

6) разработана, с учётом взаимодействия функциональных составляющих, стратегия развития рынка риэлтерских услуг в Ростовской области, включающая в себя инструменты финансово-экономической и организационно-административной подсистем (прямое бюджетное финансирование областных программ по развитию предприятий по оказанию социально значимых услуг шаговой доступности, а также направление на эти цели средств из внебюджетных фондов; субсидирование конкретных риэлтерских фирм на условиях выполнения ими региональных задач (например, в части поиска жилья по жилищным сертификатам); налоговые льготы для предприятий, оказывающих услуги в виде снижения ставок налогообложения; финансовая и организационная поддержка малого и среднего бизнеса; участие региональных органов в акционерных обществах и других предпринимательских формированиях для направления их деятельности в интересах территории) организационно-экономического механизма, позволяющая обеспечить его эффективное функционирование в современных условиях.

Теоретическая значимость исследования. Основные результаты исследования дополняют теорию экономики сферы услуг, экономического развития региона и позволяют разработать стратегию развития субъектов сферы риэлтерских услуг в виде реальной практической меры.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертационной работе теоретико-методологические разработки, аналитические оценки и предложения могут быть использованы в качестве научно-исследовательского материала и информационного источника при изучении проблем развития рынка риэлтерских услуг, повышения конкурентоспособности и качества соответствующего вида услуг, а также в учебном процессе при разработке программ методического обеспечения в преподавании учебных дисциплин «Основы управления недвижимостью», «Оценка собственности», «Управление недвижимостью», «Основы риэлтерской деятельности», «Экономика отраслей сферы услуг».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались автором в 2009–2012 гг. на международных, региональных и межвузовских научно-практических конференциях (гг. Москва, Краснодар, Воронеж, Волгоград, Саратов, Санкт-Петербург, Тамбов, Майкоп, Нальчик, Шахты), а также были опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Разработанные в диссертации рекомендации и предложения использованы Администрацией Ростовской области, риэлтерскими компаниями и агентствами недвижимости г. Шахты для совершенствования организационно-экономических и нормативно-правовых аспектов функционирования и управления развитием рынка риэлтерских услуг в регионе.

Публикации. Содержание диссертации и результаты исследования опубликованы в 11 научных работах, в том числе в 2 коллективных монографиях и 4 научных статьях в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, общим объёмом 4,6 п.л., из них авторский вклад составляет 4,2 п.л.

Структура и объём работы. Структура и объём диссертационной работы отражают логику исследования и порядок выполнения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка из 145 наименований.

Во введении содержится обоснование актуальности тематики диссертации, раскрыта степень изученности проблемы, сформулированы цель, задачи, предмет и объект исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретико-методологические подходы к формированию и развитию рынка риэлтерских услуг» проводится исследование сущности, содержания, принципов и подходов к изучению рынка риэлтерских услуг как части сферы сервиса, раскрыты особенности становления и современное состояние рынка риэлтерских услуг в России, позволившие значительно расширить категориальный аппарат сферы услуг.

Вторая глава «Современное состояние и тенденции развития рынка риэлтерских услуг» содержит исследование динамики развития риэлтерских услуг в Южном федеральном округе и Ростовской области, что позволило оценить уровень развития рынка риэлтерских услуг региона и выявить возможные направления его перспективного развития.

В третьей главе «Разработка стратегии развития и инструментов оценки эффективности риэлтерских услуг в Ростовской области» предложен организационно-экономический инструментарий совершенствования рынка риэлтерских услуг и обоснована Стратегия развития рынка риэлтерских услуг Ростовской области.

В заключении сформулированы основные выводы и рекомендации по итогам проведённого исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Возникновение риэлтерских услуг как отдельного вида услуг сферы сервиса связано с появлением и быстрым увеличением потребностей населения, юридических лиц в поиске и приобретении жилых (нежилых) помещений, потребностях в правовых консультациях при оформлении сделок с недвижимостью. Необходимость прибегать к услугам риэлторов обусловлена отсутствием достаточной, своевременной, достоверной информации по рынку недвижимости.

Риэлтерские услуги представляют собой целый комплекс разнообразных видов деятельности, направленный, во-первых, на обеспечение эффективности функционирования рынка недвижимости и, во-вторых, для решения одной из важнейших потребностей населения – потребности в улучшении жилищных условий. Виды услуг, оказываемых большинством агентств недвижимости, включают: посреднические, юридические, информационные, оценочные, девелоперские, кредитные, рекламные, страховые и др.

Под рыночными детерминантами рынка риэлтерских услуг традиционно понимают внешние факторы прямого и косвенного влияния.

Спрос на риэлтерские услуги определяется спросом на недвижимость, которую хотят приобрести потребители, а также стоимостью собственно риэлтерских услуг. Потребительское поведение зависит от нескольких составляющих, которые представлены на рисунке 1.

SHAPE \* MERGEFORMAT

Рис. 1. Факторы спроса на рынке недвижимости

Авторск. обобщение

Предложение на рынке недвижимости влияет также на величину спроса на риэлтерские услуги и представляет собой количество жилья, которое потребитель может приобрести на рынке при сложившемся уровне цен. Формирование предложения жилья связано, прежде всего, с объёмами и качеством имеющегося жилья (наличный жилищный фонд и его состояние) и рынком капитала. Факторы, влияющие на предложение, представлены на рисунке 2.

SHAPE \* MERGEFORMAT

Рис. 2. Факторы предложения на рынке недвижимости

Авторск. обобщение

Влияние факторов прямого и косвенного воздействия на рынок риэлтерских услуг представлено в таблице 1.

Таблица 1

Влияние факторов на рынок риэлтерских услуг

Факторы

Содержание влияния факторов

Факторы прямого воздействия

Потребители

Влияние определяется их желанием прибегать или нет к помощи риэлтерских фирм при совершении сделок с недвижимостью. Это желание определяется степенью доверия к риэлторам, имиджем организаций. В разрезе отдельной организации-риэлтора руководству следует обращать внимание на жалобы потребителей

Конкуренты

Количество фирм-конкурентов, набор предлагаемых ими услуг и ценовая политика определяют уровень конкуренции в отрасли. Рынок риэлтерских услуг является высококонкурентным

Строительные

и девелоперские

организации

Влияние на рынок риэлтерских услуг оказывают при реализации недвижимости в новостройках, строящихся домах. Невыполнение условий договора приводит к проблемам взаимодействия риэлтерских фирм и потребителей

Институциональные организации по

сопровождению сделок

Влияют на деятельности риэлтерских фирм через сроки подготовки различных документов, посредством изменения стоимости услуг

Общество

Отношение общества в целом к риэлтерским услугам является скорее положительным, так как потребитель ожидает помощи от фирм. Но негативный опыт общения с риэлтерскими фирмами, криминальные дела «чёрных риэлторов» создают некоторую предубеждённость

Факторы косвенного воздействия

Экономические

Активизируют рынок недвижимости при стабильном экономическом состоянии в государстве и мире, снижаются требования при ипотечном кредитовании. Экономические кризисы снижают спрос на недвижимость, банки повышают кредитные ставки и ужесточают требования к заёмщикам

Социально-демографические

Рост рождаемости, повышение уровня жизни населения приводят к повышению спроса на недвижимость и, как следствие, на риэлтерские услуги

Политические и правовое регулирование

Направленность деятельности руководства России на повышение уровня жизни, рождаемости, улучшение жилищных условий приводит к повышению спроса на риэлтерские услуги. Развитие нормативно-законодательной базы влияет на спрос, так как приводит к улучшению качества оказываемых услуг

Научно-технические

Развитие НТП в строительстве уменьшает сроки возведения недвижимости; информатизация общества делает возможным создание единых баз данных недвижимости, что помогает в поиске необходимых вариантов

Природно-климатические

Благоприятные условия для проживания населения в отдельных регионах стимулируют спрос на недвижимость и риэлтерские услуги

Экологические

Проиллюстрированные субъекты и факторы во многом определяют спрос и предложение на рынке риэлтерских услуг. Особенностью формирования спроса на риэлтерские услуги является то, что он во многом определяется спросом на недвижимость, т.е. является производным от спроса на недвижимость (1).

EMBED Equation.3 , (1)

где Dру – спрос на риэлтерские услуги;

k – доля сделок с недвижимостью, которые осуществляются с помощью риэлтерских фирм;

Dнедв – спрос на недвижимость;

Dдр – спрос на другие отдельные услуги риэлтерских фирм (консультационные, информационные), не связанные с комплексным сопровождением сделок с недвижимостью.

Показатель k не является постоянной величиной, зависит от некоторых факторов и изменяется во времени. Прежде всего, он определяется отношением потребителей (общества) к сути риэлтерских услуг.

В работе исследованы основные параметры анализа риэлтерских услуг, необходимые для формирования стратегии деятельности на рынке, которые учитывают особенности услуги, ценовую и сбытовую политику фирмы, методы продвижения риэлтерских услуг, при этом особое внимание уделено анализу потребителей услуг и их потребностей. Методология анализа риэлтерских услуг, необходимая для формирования рыночной стратегии, может быть отображена в виде карты анализа, представленной в таблице 2.

Таблица 2

Карта анализа риэлтерских услуг

Параметр анализаСодержание анализа1. Услуга1.1 Приводится краткая характеристика услуг, представляемых риэлтерской фирмой (агентством), их особенности, этап жизненного цикла, места оказания услуг. Приводится перечень дополнительных услуг1.2 Формулируется ранжированный перечень характеристик качества риэлтерских услуг с точки зрения значимости для потребителя2. Потребитель и потребности2.1 Проводится анализ потребителей: пол, возраст, род занятий, социальный статус, образование, психологические черты характера. Выделяются и описываются группы потребителей отдельных видов услуг (новаторы, ранние последователи, раннее большинство, запоздалое большинство, консерваторы), определяется их соотношение2.2 Анализируются потребности в риэлтерских услугах, представляемых фирмой: в соответствии с пирамидой Маслоу, частота удовлетворения потребностей, природа их возникновения (основная или косвенная потребность), комплексность удовлетворения, отношение общества, степень эластичности по цене2.3 Исследуется влияние внешних и внутренних факторов на поведение потребителей в процессе принятия решения о покупке услуги (найме риэлторов). Разрабатывается процесс принятия решения о покупке, определяются роли (инициатор, влиятель, решатель, покупатель, потребитель) и лица, которые могут их выполнять3. Ценовая политика фирмы3.1 Определяется ценовой диапазон риэлтерских услуг, описываются методы ценообразования, скидки на услуги4. Сбытовая политика фирмы4.1 Определяются возможные источники информации о риэлтерских услугах фирмы (личные, коммерческие, собственный опыт, СМИ). Они ранжируются в зависимости от их предпочтительности для потребителей4.2 Анализируется удобство совершения покупки услуги для потребителя (время работы фирмы, доступность местоположения, оснащение офиса)5. Методы продвижения услуг5.1 Выделяются характеристики риэлтерских услуг, подчёркивающиеся в рекламных средствах. Они сопоставляются с перечнем важных для потребителей характеристик, приведённым в п. 1.2.

По результатам анализа риэлтерских услуг фирма должна разработать мероприятия для привлечения потребителей. К таким мероприятиям можно отнести: разработку комплекса дополнительных услуг на выгодных условиях при условии покупки основной услуги, собственного организационного стиля; изучение мотивации потребителей, определение методов информировании об услугах фирмы и др.

Для характеристики и анализа рыночной ситуации на рынке риэлтерских услуг используются различные исследования: потребителей, конкурентов, спроса и предложения и др. Алгоритм проведения исследования на рынке риэлтерских услуг приведён на рисунке 3.

SHAPE \* MERGEFORMAT

Рис. 3. Алгоритм проведения исследования на рынке риэлтерских услуг

Авторск. разработка

Цели проведения исследований специалистами могут быть самые разнообразные, но в общем виде их можно сформулировать как:

– выявление удовлетворённости и потребностей потребителей;

– анализ конкурентоспособности предприятий сферы услуг;

– выявление существующего и потенциального спроса на услуги.

Развитие рынка риэлтерских услуг в отдельных регионах может быть ограничено различными факторами, к которым, на наш взгляд, можно отнести: обеспеченность населения жильём; прирост (убыль) населения; уровень жизни населения; темпы строительных работ и др.

На основе данных факторов мы разработали методику оценки благоприятных условий для развития риэлтерской деятельности. Предлагаемая методика основывается на рейтинговой оценке регионов, что является популярным инструментом первичного анализа территориальной структуры. Методическая схема рейтинговой оценки базируется на содержании процесса оценивания, и её основные элементы представлены на рисунке 4.

SHAPE \* MERGEFORMAT

Рис. 4. Методическая схема рейтинговой оценки благоприятных условий развития риэлтерской деятельности

Авторск. разработка

Оптимальный перечень индикаторов включает следующее:

1) среднедушевые денежные доходы;

2) ввод в действие жилых домов на 1000 чел. населения;

3) коэффициент общего прироста населения;

4) уровень экономической активности населения;

5) общая площадь жилых помещений, приходящихся на одного жителя;

6) ВРП на душу населения;

7) объём выполненных работ по виду экономической деятельности «Строительство» в расчете на одного жителя.

Результаты исследования благоприятных условий развития риэлтерской деятельности по регионам ЮФО и значения выбранных индикаторов оценки представлены в таблице 3. Для обеспечения сопоставимости показателей индикаторы представляют собой относительные показатели, учитывающие численность населения региона.

Таблица 3

Оценка благоприятных условий развития риэлтерской деятельности

по регионам ЮФО за 2010 г.

Средне-душевые денежные доходы, руб. (Х1)

Ввод в дейст-вие жил. домов на 1000 чел. насе-ления, м2 2)

Коэф. общего при-роста насе-ления, промил-ле (Х3)

Уровень эк. актив-ности населе-ния, % (Х4)

Общая площадь жилых помещ., приходя-щихся на 1 жителя, м2 5)

ВРП

на душу населе-ния, руб. (Х6)

Об. работ, выполн. по виду

эк. деят. «Строи-тельство» на 1 жителя, тыс. руб. (Х7)

Республика Адыгея

12236

307

-0,1

61,4

24,3

93548

17,7

Республика Калмыкия

7540

302

-3,3

66,4

21,5

84274

8,6

Краснодарский край

16648

691

3,7

64,5

22,4

166469

57,3

Астраханская область

14641

494

-0,3

67,3

21

131400

17,1

Волгоградская область



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст