Формирование стратегических программ инновационного развития эко

На правах рукописи

Греченюк Ольга Николаевна

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ

08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(управление инновациями)

Автореферат диссертации

на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Орел – 2011

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс»

Научный руководитель:доктор экономических наук, профессор

Машегов Петр Николаевич

Официальные оппоненты:доктор экономических наук, профессор

Садков Виктор Георгиевич

кандидат экономических наук, доцент

Евченко Андрей Васильевич

Ведущая организацияФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Брянский государственный университет» имени академика И.Г. Петровского

Защита состоится 28 января 2012 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д.212.182.02 при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс» по адресу: 302020, г. Орел, Наугорское шоссе, 29, аудитория 212.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс» по адресу: 302020, г. Орел, Наугорское шоссе, 29, аудитория 184.

Автореферат разослан 27 декабря 2011 г. Объявление о защите диссертации и автореферат диссертации 27 декабря 2011 г. размещены на официальном сайте федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс»: HYPERLINK «http://www.gu-unpk.ru» www.gu-unpk.ru и направлены для размещения в сети Интернет Министерством образования и науки Российской Федерации по адресу: HYPERLINK «mailto:[email protected]»[email protected]

Ученый секретарь

диссертационного совета Д.212.182.02

доктор экономических наук, профессорС.А. Измалкова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. По большинству показателей, характеризующих уровень инновационного развития, Россия уступает не только развитым странам, но и наиболее развивающимся экономикам Индии и Китая. Отечественная продукция многих предприятий остается неконкурентоспособной, удельный вес в экспорте инновационной продукции очень мал, сохраняется сырьевая направленность экономики. Только пятая часть инновационно активных предприятий осуществляет нововведения в сфере технологии производства. Остальные инновации приходятся на инфраструктуру, организационную и маркетинговую деятельность предприятий, которые связаны с минимальной наукоемкостью. Сложившееся положение в сфере инновационной деятельности не обеспечивает технологического прорыва и, соответственно, кардинального ускорения экономического развития страны и ее регионов. Указанные проблемы обостряются в связи с отсутствием стратегического вектора инновационной деятельности, недостаточной проработанностью инновационных проектов, неэффективным контролем и мониторингом их реализации, недостатком высококвалифицированных специалистов в инновационной сфере.

Успех инновационной деятельности зависит от скоординированности действий разных его участников, включая органы власти разного уровня. Прорыв в инновационной сфере должен быть обеспечен не столько масштабным вложением средств в инновационный сектор, сколько возможностями государственных органов власти играть активную роль в инновационном процессе.

При этом следует отметить, что по показателям наукоемкости Россия относительно сопоставима с инновационными и наиболее динамично развивающимися экономиками, однако по показателям наукоотдачи (результативности и эффективности) Россия значительно отстает от этих стран. В связи с этим возникает острая потребность в определении научных подходов к формированию эффективно функционирующих стратегических программ инновационного развития экономических систем, а также методического обеспечения оценки эффективности данных стратегий и программ.

Состояние изученности проблемы. Вопросы инновационного развития экономических систем, а также формирования и оценки эффективности инновационных стратегий и программ достаточно широко освещены в работах таких известных зарубежных ученых, как П. Друкер, Б. Твист, Й. Шумпетер, И. Ансофф, И.П. Пинингс, Б. Санто, Ф. Валента, Л. Водачек, Э. Брюс, Д. Берчелли и др. Среди отечественных ученых, занимающихся исследуемой проблематикой, можно выделить работы П.Н. Завлина, А.В. Васильева, Ю.В. Яковца, А.И. Пригожина, Н.И. Лапина, В.Л. Бабурина, Л.П. Гончаренко, Л.М. Гохберга, С.Д. Ильенковой, Ю.П. Морозова, Р.А. Фатхутдинова и др.

Однако ряд вопросов, касающихся оценки эффективности инновационной деятельности и, в том числе, оценки эффективности инновационных стратегий и программ экономических систем не нашли должного отражения в научной литературе. Таким образом, необходимость развития методического обеспечения оценки эффективности инновационных процессов, стратегий и программ обусловили актуальность данной диссертационной работы.

Область исследования соответствует п. 2.1. Развитие теоретических и методологических положений инновационной деятельности; совершенствование форм и способов исследования инновационных процессов в экономических системах; п. 2.2. Разработка методологии и методов оценки, анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности в экономических системах; п. 2.12. Исследование форм и способов организации и стимулирования инновационной деятельности, современных подходов к формированию инновационных стратегий; п. 2.18. Разработка стратегии и концептуальных положений перспективной инновационной и инвестиционной политики экономических систем с учетом накопленного научного мирового опыта; п. 2.23. Теория, методология и методы оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов и программ.

Объект исследования – методы и инструменты формирования и оценки эффективности стратегических программ инновационного развития экономических систем регионального уровня.

Предмет исследования – управленческие отношения, возникающие при формировании стратегических программ инновационного развития экономических систем регионального уровня.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка методического обеспечения формирования стратегических программ инновационного развития экономических систем регионального уровня и оценка их эффективности.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:

предложить укрупненную операционную модель структуры взаимодействий субъектов в региональном инновационном процессе, которая позволит выделить основные его блоки;

провести статистическую оценку элементов операционной модели, позволяющей выделить критические пути влияния социально-экономических и инновационных факторов на результирующие показатели развития экономических систем региона с использованием инструментария теории графов;

предложить способ дифференциации региональных экономических систем по степени эффективности функционирования блоков инновационного процесса;

разработать методику оценки эффективности инновационных проектов и программ в экономических системах регионального уровня;

предложить усовершенствованную методику разработки стратегии инновационного развития экономической системы регионального уровня.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются научные труды отечественных и зарубежных авторов в области формирования и оценки эффективности инновационных стратегий и программ экономических систем, данные официальной статистики, монографические исследования, материалы периодической печати, законодательные акты, материалы научно-практических конференций.

В процессе исследования использовались общенаучные методы познания, методы системного и структурного анализа, инструментарий теории графов, статистические и математические методы.

Информационной базой исследования явились материалы, представленные в сети интернет, статистические данные Федеральной службы государственной статистики России и ряда хозяйствующих субъектов Курской области.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в совершенствовании методического обеспечения формирования и оценки эффективности стратегических программ инновационного развития экономических систем регионального уровня, которое основывается на использовании инструментария теории графов и классификации по уровню выраженности этапов инновационного цикла, что позволяет использовать формальные статистические методы при выборе вариантов инновационной политики.

Научная новизна подтверждается следующими научными результатами, выносимыми на защиту:

предложена укрупненная операционная модель регионального инновационного процесса, основанная на системном анализе структуры взаимодействий его субъектов, отличительной особенностью которой является выделение основных блоков доступных для формальных методов анализа и использующихся в качестве объектов воздействия инновационной политики (п. 2.1 Паспорта специальности 08.00.05);

выполнена статистическая оценка элементов операционной модели инновационного процесса, отличающаяся использованием инструментария теории графов, что позволяет выделить критические пути, характеризующие влияние социально-экономических и инновационных факторов на результирующие показатели развития экономических систем регионального уровня, и обеспечить достижение максимальных эффектов при реализации инновационной стратегии за счет воздействия на ключевые факторы экономического развития (п. 2.2 Паспорта специальности 08.00.05);

предложена классификация региональных инновационных систем по степени эффективности функционирования блоков инновационного процесса, отличительной особенностью которой является возможность осуществлять позиционирование региона для разработки элементов и блоков инновационной стратегии на основе как существующей, так и предложенной системы статистических показателей (п. 2.12 Паспорта специальности 08.00.05);

разработана методика трехуровневой оценки эффективности инновационных проектов и программ, позволяющая повысить уровень качества оценки воздействия мероприятий в рамках реализуемой инновационной стратегии, отличительной особенностью которой является возможность использования при принятии решений о финансировании исследований и разработок, как коммерческими организациями, так и в рамках государственных целевых инновационных программ (п. 2.23 Паспорта специальности 08.00.05);

обоснованы методические рекомендации по разработке инновационной стратегии для экономических систем регионального уровня, отличительной особенностью которой является применение формальных статистических методов и учет позиционирования относительно специализации по этапам инновационного цикла, что обеспечивает целевой характер применения инструментов инновационной политики и повышает эффективность инновационного процесса, в том числе за счет кооперации между субъектами, имеющими различный уровень развития отдельных блоков инновационного процесса (п.2.18 Паспорта специальности 08.00.05).

Практическая значимость результатов диссертационного исследования. В результате исследования создано методическое обеспечение, которое может быть использовано органами управления экономических систем регионального уровня при формировании стратегических программ инновационного развития и оценки их эффективности. Также разработанное методическое обеспечение позволяет оценить эффективность функционирования инновационного цикла в целом и отдельных его блоков для различных субъектов инновационного процесса. Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе при преподавании таких дисциплин, как «Инновационный менеджмент», «Управление инновационными проектами».

Апробация и реализация результатов работы. Основные результаты исследования, сформулированные в диссертации, обсуждались на следующих научно-практических конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Инновационное развитие экономики и образования» (Курск, 2009); Всероссийской научно-практической конференции «Приоритеты системной модернизации России и ее регионов» (Курск, 2010); XI Международной научно-практической конференции «Инновационная экономика и промышленная политика региона» (Санкт-Петербург, 2011), X международной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы» (Курск, 2011); III Международной научной конференции «Гуманитарные науки и современность» (Москва, 2011).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 10 научных работ, общим объемом 3,8 п.л., в том числе авторских 3,6 п.л., из них 5 работ объемом 2,0 п.л. опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки России.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников из 157 наименований и 8 приложений. Основная часть диссертации содержит 177 страниц машинописного текста, 19 таблиц и 35 рисунков.

Во введении обоснована актуальность, практическая значимость и степень проработанности темы диссертационного исследования, сформулированы цель и соответствующие ей задачи, указаны объект и предмет исследования, отражены научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретико-методологические основы управления инновационным процессом в экономических системах различного уровня» рассмотрены основные понятия инновационной деятельности, определена ее роль в функционировании современных экономических систем, также исследованы виды, формы и содержание инновационных стратегий экономических систем различного уровня. Изучены различные подходы к оценке эффективности инновационной деятельности различных субъектов инновационного процесса.

Во второй главе «Анализ динамики и оценка результативности инновационной деятельности в региональных экономических системах» проведен сравнительный анализ ключевых характеристик инновационного процесса в целом по России, а также по отдельным регионам РФ. С использованием инструментария теории графов осуществлен анализ влияния инновационной активности на результативность региональных экономических систем. Также произведена оценка факторов, определяющих результативность инновационной деятельности в региональных экономических системах.

В третьей главе «Разработка методического обеспечения формирования стратегических программ инновационного развития экономических систем регионального уровня и оценка их эффективности» проведена классификация региональных экономических систем относительно уровня развития этапов инновационного цикла. Предложены модели оценки эффективности инновационных процессов и программ. Осуществлена разработка стратегии инновационного развития региональной экономической системы и проведена ее апробация на примере Курской области.

В заключении сформулированы основные выводы и предложения по результатам проведенного диссертационного исследования.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. На основе системного анализа структуры взаимодействий субъектов в региональном инновационном процессе предложена его укрупненная операционная модель, позволяющая выделить основные блоки.

В связи с тем, что существующие на сегодняшний момент показатели и подходы к оценке инновационной деятельности достаточно разрознены, эффективность инновационных стратегий и программ экономических систем регионального уровня необходимо, по нашему мнению, оценивать по показателям социально-экономического развития данных систем. Это обусловлено тем, что целью реализации инновационной программы или стратегии регионального уровня является социально-экономическое развитие экономической системы. Такой принцип оценки эффективности инноваций позволит сопоставить интенсивность инновационной деятельности с конечными результатами функционирования экономических систем регионального уровня.

Реализация такого подхода требует определения места инновационной деятельности и показателей ее характеризующих в составе показателей социально-экономического развития экономических систем регионального уровня. Для этого в диссертации на основании системного анализа структуры инновационного процесса экономической системы регионального уровня предложена его укрупненная операционная модель, которая представлена в виде логического графа взаимосвязи инновационной деятельности и социально-экономических факторов развития экономических систем регионального уровня (рисунок 1).

Под экономической системой регионального уровня в диссертации понимается территориально обособленные взаимодействующие между собой совокупности экономических субъектов, сопоставимые по масштабам деятельности и социальной значимости с рассматриваемым регионом и обладающие рядом специфических черт, обуславливающих необходимость формирования индивидуальных инновационных стратегий. Это могут быть как регионы в целом, так и города или районы с высоким инновационным потенциалом, и даже крупные хозяйствующие субъекты. При построении операционной модели в качестве экономической системы регионального уровня были взяты самые крупные элементы – муниципальные образования, города или регионы России.

SHAPE \* MERGEFORMAT

Рисунок 1 – Логический граф взаимосвязи инновационной деятельности и социально-экономических факторов развития экономических систем регионального уровня

Начальными вершинами логического графа являются трудовые ресурсы, материальные и финансовые ресурсы, а также рыночные институты. Это те основополагающие факторы, которыми располагает экономическая система любого уровня, они определяют степень и направления развития экономической системы. Данные факторы создают условия для развития сферы материального производства и услуг, и, взаимодействуя с ней, являются основополагающими для развития сферы производства знаний. Функционирование и эффективность сферы материального производства и услуг, а также сферы производства знаний обуславливают уровень развития экономической системы, который, в свою очередь, оказывает влияние на все блоки логического графа.

Построенная автором операционная модель в виде логического графа позволяет выделить основные блоки, которые могут стать объектом воздействия инновационной политики и являются доступными для формальных методов анализа на основе доступных статистических данных.

2. Выполнена статистическая оценка элементов операционной модели инновационного процесса на основе использования инструментария теории графов.

Статистическую оценку операционной модели проведем на основании корреляционного анализа 25 показателей, которые имеют тесную взаимозависимость, относятся к различным блокам логического графа и характеризуют отдельные стороны социально-экономического и инновационного развития экономических систем регионального уровня. Далее, используя инструментарий теории графов, построим схему зависимости между факторами социально-экономического и инновационного развития экономических систем регионального уровня, которая будет иметь вид корреляционного графа (рисунок 2). Перечисленные 25 факторов будут вершинами корреляционного графа, а дуги, соединяющие вершины, будут отражать взаимосвязь факторов с помощью коэффициентов корреляции между двумя смежными вершинами (факторами).

Для устранения «ложных» корреляций между факторами внутри корреляционного графа, которые могут возникнуть при расчете парных коэффициентов корреляции, рассчитаем частные коэффициенты корреляции, которые измеряют тесноту линейной связи между отдельными факторами при устранении воздействия других факторов модели. По результатам расчетов исключим из модели факторы, которые отражают «ложные» взаимосвязи, а также покажем «чистую» силу взаимосвязи между факторами, оставшимися в модели. В итоге из 25 факторов корреляционного графа останется только 12 (Рисунок 3).

Используя инструментарий теории графов, в построенном нами корреляционном графе выделим критические пути влияния социально-экономических и инновационных факторов на результирующие показатели развития региональных экономических систем. Для этого используем методологию задачи о кратчайшем пути. Так как у нас дуги, связывающие вершины, заданы коэффициентами корреляции, то переформулируем задачу о кратчайшем пути и, используя ее методологию, найдем пути с максимальным коэффициентом корреляции между двумя заданными вершинами. Таким образом, первый путь, который мы отобразим, можно назвать максимальным, то есть, начиная с первой вершины, мы будем идти по дуге с максимальным коэффициентом корреляции, и так до последней вершины. В результате среднегодовая численность занятых в экономике, число предприятий и организаций, а также число образовательных учреждений ВПО создают основу для инновационного блока. Инновационный блок способствует повышению валового регионального продукта и сальдированного финансового результата деятельности организаций, что, в свою очередь, приводит к росту доходов консолидированных бюджетов.

Рисунок 2 – Корреляционный граф зависимости социально-экономических факторов и инновационных систем регионального уровня

В максимальном пути оказался не задействованным процесс использования созданных технологий, а первые три вершины пути являются факторами инновационной системы региона, на которые региональные органы власти не могут оказывать существенного влияния. Поэтому модифицируем максимальный путь корреляционного графа, и выделим критический путь, который в полной мере будет отражать процессы и создания и использования передовых технологий, а также степень влияния данных процессов на результирующие показатели экономических систем. Данный путь назовем инновационным и отразим на рисунке 3.

Зависимость факторов, показанную на рисунке 3, назовем «цепочкой инновационного развития», которая отражает последовательность трансформации новшеств, точнее сказать научного потенциала в виде организаций, выполняющих исследования и разработки, в материальные блага, что выражается в росте валового регионального продукта и сальдированных финансовых результатах деятельности организаций. Этапы данной инновационной трансформации находят отражение в соответствующих статистических показателях и могут быть проанализированы с использованием стандартных вычислительных методов.

3. Предложена классификация региональных инновационных систем по степени эффективности функционирования блоков инновационного процесса, позволяющая осуществлять позиционирование региона для разработки элементов и блоков инновационной стратегии.

В процессе исследования было выявлено, что уровень развития отдельных блоков и всего инновационного процесса в регионах России значительно отличается. В связи с этим возникает необходимость в дифференциации регионов по уровню специализации региональных экономических систем в различных блоках инновационного цикла – «Генерация инноваций» и «Использование инноваций».

Для характеристики данных блоков инновационного процесса введем четыре разработанных автором показателя (по два на каждый блок). Предложенные показатели основываются на существующей системе статистических показателей, которые обладают определенными недостатками, в частности, некоторые показатели не чувствительны к масштабам экономической деятельности. В связи с этим в работе предлагается дополнить статистику инновационного процесса рядом показателей, на основании которых будут рассчитываться предложенные нами показатели (таблица 1). Применение данных показателей позволит более адекватно оценивать эффективность инновационных процессов.

Рисунок 3 – Инновационный путь корреляционного графа зависимости социально-экономических факторов и инновационных систем регионального уровня

Таблица 1 – Расчет показателей, характеризующих отдельные блоки инновационного процесса на основе существующей и предложенной системы статистических показателей

Название показателя

Расчет на основе существующей системы статистических показателей

Расчет на основе системы статистических показателей, предложенных автором

1. Показатель финансирования исследований и разработок (ПФИР)

2. Показатель эффективности создания технологий (ПЭСТ)

3. Показатель использования предприятиями новых технологий (ПИНТ)

4. Показатель эффективности использования технологий (ПЭИТ)

Если передовая технология приводит к созданию инновационных товаров:

Если передовая технология изменяет только технологию производства, но не приводит к производству инновационных товаров:

Первые два показателя характеризуют блок «Генерация инноваций». ПФИР показывает, сколько в среднем средств приходится на одну организацию, выполнявшую исследования и разработки. ПЭСТ показывает, сколько созданных передовых производственных технологий приходится на 1 млн. руб. внутренних затрат на исследования и разработки. На основании расчета данных показателей, выявлены субъекты Российской Федерации, в которых эффективно функционирует блок «Генерация инноваций» и в которых он слабо развит. В соответствии с нашей классификацией, на регионы, где эффективно функционирует данный блок, приходится 27% всех внутренних затрат на исследования и разработки и 55% всех созданных передовых производственных технологий.

Третий и четвертый показатели характеризуют блок «Использование инноваций». ПИНТ показывает, сколько используемых технологий приходится на одно предприятие региона России. ПЭИТ показывает объем инновационных товаров и услуг, приходящийся на одну используемую технологию. На основании расчета данных показателей, выявлены субъекты Российской Федерации, в которых эффективно функционирует блок «Использование инноваций» и в которых он слабо развит. В соответствии с нашей классификацией, на регионы, где эффективно функционирует данный блок, приходится 36% от всех используемых передовых производственных технологий и 76% от общего объема инновационных товаров и услуг.

На основании использования данных показателей, можно осуществить дифференциацию субъектов Российской Федерации по степени эффективности функционирования отдельных блоков инновационного процесса (таблица 2).

Таблица 2 – Дифференциация субъектов Российской Федерации по эффективности функционирования блоков инновационного процесса

Низкая Эффективность «Генерации инноваций» Высокая

III. ЭФФЕКТИВНЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ

IV. ИННОВАЦИОННЫЕ РЕГИОНЫ

Владимирская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Орловская область, Смоленская область, Тульская область, Ярославская область, Республика Карелия, Архангельская область, Псковская область, Краснодарский край, Астраханская область, Чувашская Республика, Нижегородская область, Пензенская область, Саратовская область, Курганская область, Тюменская область, Алтайский край, Забайкальский край, Иркутская область, Новосибирская область, Томская область, Омская область, Хабаровский край, Магаданская область, Сахалинская область

Белгородская область, Брянская область, Воронежская область, Вологодская область, Московская область, Калининградская область, Новгородская область, Оренбургская область, Самарская область, Свердловская область, Челябинская область, Красноярский край, Кемеровская область

I. ИНЕРЦИОННЫЕ РЕГИОНЫ

II. ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ

Курская область, Тамбовская область, Тверская область, г. Москва, Мурманская область, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Республика Башкортостан, Кировская область, Республика Алтай, Республика Хакасия, Республика Тыва, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Амурская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ

Липецкая область, Рязанская область, Республика Коми, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, Республика Адыгея, Волгоградская область, Ставропольский край, Ростовская область, Республика Татарстан, Пермский край, Ульяновская область

Низкая Эффективность «Использования инноваций» Высокая

В первую группу входят «инерционные регионы», в которых наблюдается слабая эффективность процессов создания и использования передовых производственных технологий (22 субъекта Российской Федерации). Во вторую группу входят 12 регионов, в которых развит только процесс «Использование инноваций» (эффективные пользователи). К третьей группе относится 31 субъект Российской Федерации, в которых развит только процесс «Генерация инноваций» (эффективные генераторы). К четвертой группе относятся 15 регионов России, в которых наблюдается высокая эффективность создания и использования передовых производственных технологий (инновационные регионы).

Классификация субъектов Российской Федерации на четыре группы по степени эффективности функционирования блоков инновационного процесса послужит основой для выявления закономерностей развития инновационного процесса в каждом блоке, для дальнейших исследований эффективности региональных инновационных систем, а также для разработки эффективных инновационных стратегий их развития. Результаты дифференциации регионов также могут быть положены в основу формирования стратегий региональной инновационной интеграции, которые предполагают создание кластеров из географически близких субъектов Российской Федерации, но относящихся к разным группам по уровню развития блоков инновационного процесса.

Такое объединение регионов в кластеры позволит использовать сильные стороны инновационного процесса одних регионов для развития слабо функционирующих инновационных блоков других регионов. Взаимодействие в данном направлении будет способствовать сбалансированному развитию, как отдельных блоков, так и всего инновационного процесса в регионах, включенных в кластер.

4. Разработана методика трехуровневой оценки эффективности инновационных проектов и программ, позволяющая повысить уровень качества оценки воздействия мероприятий в рамках реализуемой инновационной стратегии.

На основании показателей, характеризующих эффективность отдельных блоков инновационного процесса, в рамках диссертационного исследования были разработаны показатели эффективности всего инновационного процесса для отдельных субъектов – предпринимательского и государственного секторов. Данные показатели отражают эффективность создания технологий (через показатель эффективности создания технологий), эффективность использования технологий (через показатель эффективности использования технологий), а также трансформацию новых технологий в результирующие показатели (для предпринимательского сектора – в сальдированный финансовый результат, а для государственного сектора – в валовой региональный продукт). Для отражения трансформации новых технологий в результирующие показатели введем два разработанных нами показателя, методика расчета которых представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Расчет показателей, характеризующих трансформационные процессы результатов инновационной деятельности, на основе существующей и предложенной системы статистических показателей

Название показателя

Расчет на основе существующей системы статистических показателей

Расчет на основе системы статистических показателей, предложенных автором

1. Показатель трансформации используемых технологий в сальдированный финансовый результат деятельности предприятий (ПТФР)

2. Показатель трансформации инновационных товаров и услуг в валовой региональный продукт (ПТВРП)

Так, ПТФР показывает, сколько млн. руб. финансовых результатов приходится на одну используемую технологию. ПТВРП показывает удельный вес инновационных товаров в общем объеме произведенных на территории экономической системы товаров и услуг.

На основании показателей эффективности отдельных блоков инновационного процесса и показателей трансформации могут быть рассчитаны интегральные показатели эффективности, которые рассчитываются как средние взвешенные значения частных показателей. При этом в качестве множителей используются нормировочные коэффициенты, которые учитывают значимость частных показателей, а также обеспечивают приведение их к сопоставимому виду. Интегральные показатели представляют безразмерную величину, и могут быть использованы для ранжирования инновационных проектов и программ по уровню эффективности. Чем выше значения интегральных показателей, тем лучше, то есть тем эффективнее осуществляется инновационный процесс в коммерческих организациях и в региональных экономических системах. Данные показатели могут использоваться, как коммерческими организациями, так и органами власти региональных экономических систем для оценки и мониторинга инновационного процесса.

Реализация приоритетов инновационного развития и инновационных стратегий осуществляется посредством инновационных программ экономических систем регионального уровня. В связи с этим, нами разработана трехуровневая модель оценки эффективности инновационных программ (рисунок 4).

SHAPE \* MERGEFORMAT

Прогнозные значенияС учетом реализации инновационной программыВЗЧСТЧИТОИПВРПЧППЭСТПЭИТПТВРППТФРПЭИПГСПЭИППСБез учета реализации инновационной программыВЗЧСТЧИТОИПВРПЧППЭСТПЭИТПТВРППТФРПЭИПГСПЭИППС

ВЗ – внутренние затраты на исследования и разработки; ЧСТ – число созданных передовых технологий; В – выручка от реализации продукции; ОИП – объем инновационной продукции; ЧП – чистая прибыль; ЧИТ – число используемых передовых технологий.

Рисунок 4 – Модель оценки влияния целевой инновационной программы на инновационные и экономические показатели экономических систем регионального уровня

На первом уровне модели оценки определяется перечень инновационных проектов, которые подлежат включению в целевую инновационную программу. На втором уровне происходит оценка эффективности сформированной инновационной программы на основе предложенных нами показателей эффективности отдельных блоков и всего инновационного процесса. На третьем уровне осуществляется оценка влияния сформированной целевой инновационной программы на состояние инновационных и экономических систем регионального уровня, которая заключается в сравнении прогнозных значений показателей без реализации инновационной программы и с учетом ее реализации.

Использование данной модели оценки позволит не только оценивать влияние инновационной программы на развитие экономических систем регионального уровня, но и проводить различного рода моделирование ситуаций инновационного развития.

5. Предложена методика разработки инновационной стратегии региональной экономической системы, основанная на применении формальных статистических методов и учитывающая позиционирование региона относительно специализации по этапам инновационного цикла.

Перспективы развития инновационных процессов в субъектах Российской Федерации должны находить свое выражение в разработанных инновационных стратегиях. Исходя из этого, нами предложена модель разработки инновационной стратегии региона, основные этапы которой, последовательность их выполнения, а также содержание каждого из этапов представлены на рисунке 5.

На первом этапе разработки инновационной стратегии необходимо: произвести расчет и факторный анализ показателей эффективности инновационного процесса за ряд лет, что позволит выявить проблемные места в региональном инновационном процессе; на основании предложенной нами методики дифференциации регионов определить место субъекта Российской Федерации по уровню развития блоков инновационного процесса; выявить сильные и слабые стороны функционирования инновационного процесса субъекта РФ.

На втором этапе необходимо определить приоритетные направления инновационной стратегии. Исходя из места субъекта Российской Федерации по уровню инновационного развития, можно выделить следующие приоритетные направления инновационной стратегии. «Инновационные регионы» и «Эффективные пользователи» должны развивать блок инновационного процесса «Генерация инноваций». «Эффективные генераторы» и «Инерционные регионы» должны развивать блок «Использование технологий».

Рисунок 5 – Схема разработки инновационной стратегии региона

На третьем этапе определяются способы государственной поддержки инновационной деятельности. В зависимости от целей реализации и возможностей финансирования, совокупность способов государственной поддержки инновационной деятельности в регионе разделим на три группы: ресурсные, преференциальные, инфраструктурные.

На четвертом этапе необходимо осуществить оценку эффективности инновационной стратегии. Для этого применяются разработанные нами показатели эффективности, а также трехуровневая модель оценки влияния целевой инновационной программы на инновационные и экономические показатели региональных экономических систем.

В рамках диссертационного исследования проведена апробация схемы разработки инновационной стратегии на примере Курской области. По результатам анализа эффективности инновационной политики Курской области в предшествующих периодах можно сделать вывод, что показатели эффективности инновационного процесса имеют небольшие значения и к тому же сокращаются на протяжении 2005-2009 годов.

По результатам стратегического позиционирования установлено, что Курская область относится группе регионов, где не создано эффективно функционирующих блоков инновационного процесса. Поэтому, согласно схеме разработки инновационной стратегии, основным приоритетом инновационной стратегии должно являться развитие блока «Использование инноваций».

Для формирования целевой инновационной программы, помимо приоритетов в области развития отдельных блоков инновационного процесса, также необходимо учитывать приоритеты социально-экономического развития Курской области, которые предполагают сценарий активной диверсификации экономики и структурных сдвигов в пользу обрабатывающих отраслей промышленности и сектора услуг.

В соответствии с указанными стратегическими направлениями социально-экономического развития Курской области и в соответствии с приоритетами развития отдельных блоков инновационного процесса, рассмотрим инновационные проекты, которые могли бы войти в инновационную программу Курской области. Данные проекты были нами отобраны из большого числа инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации, как в Курской области, так и в соседних регионах (Орловской, Липецкой, Калужской и других областях). При выборе проектов для целевой инновационной программы мы руководствовались тем, что проекты должны быть инновационными, соответствовать стратегическим направлениям социально-экономического развития Курской области и могут быть реализованы на территории Курской области. В итоге мы выбрали шесть инновационных проектов для включения в целевую инновационную программу Курской области, из которых четыре проекта предполагают использование уже созданных передовых технологий, и два проекта предполагают создание передовых технологий. Результаты оценки влияния реализации проектов на инновационные и экономические показатели Курской области представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Результаты оценки влияния предложенной инновационной программы на экономические и инновационные показатели Курской области на 2012 г.

Показатели

Данные 2009 г.

Без учета реализации целевой инновационной программы

С учетом реализации целевой инновационной программы

Внутренние затраты на исследования и разработки

1 930 523

2 750 000

2 887 000

Число созданных передовых технологий

0

0

4

Число используемых передовых технологий

1 558

2 300

2 308

Объем инновационных товаров и услуг

467,7

3 000

5487

Валовой региональный продукт

161 103,7

198 000

200 600

Сальдированный финансовый результат деятельности организаций

4 209

24 000

24 548

Показатель эффективности создания технологий

0,000

0,000

0,001

Показатель эффективности использования технологий

0,300

1,304

2,377

Показатель трансформации инновационных товаров в валовой региональный продукт

0,290

1,515

2,735

Показатель трансформации используемых технологий в сальдированный финансовый результат

2,702

10,435

10,636

Показатель эффективности инновационного процесса для государственного сектора

0,000

0,000

0,187

Показатель эффективности инновационного процесса для предпринимательского сектора

0,000

0,000

0,293

По данным таблицы 4 видно, что реализация проектов, предполагаемых к включению в целевую инновационную программу, приведет к росту всех показателей. На основе проведенных расчетов, мы показали возможный рост показателей эффективности инновационного процесса и показателей экономического и инновационного развития Курской области за счет применения целевой инновационной программы.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Результаты, полученные в ходе выполнения диссертационной работы, направлены на совершенствование процессов формирования стратегических программ инновационного развития экономических систем регионального уровня и оценки их эффективности. Особо следует отметить следующие положения:

1. На основании системного анализа структуры инновационного процесса экономической системы регионального уровня предложена его укрупненная операционная модель, имеющая вид логического графа. Она позволяет выделить основные блоки инновационных и социально-экономических факторов, которые могут стать объектом воздействия инновационной политики и являются доступными для формальных методов анализа на основе доступных статистических данных.

2. На основе использования инструментария теории графов проведена статистическая оценка элементов операционной модели, по результатам которой был построен корреляционный граф, в рамках которого выделены критические пути, позволяющие выявить последовательность процессов влияния социально-экономических и инновационных факторов на результирующие показатели развития экономических систем регионального уровня.

3. Предложена классификация регионов России по уровню специализации региональных экономических систем в различных блоках инновационного цикла, которая может являться основой для разработки инновационной стратегии в зависимости от уровня развития элементов инновационного процесса.

4. Разработана трехуровневая модель оценки эффективности инновационных программ, которая позволяет оценить влияние реализации инновационной программы на параметры инновационного развития, а также подходит для моделирования ситуаций инновационного развития экономических систем регионального уровня.

5. Предложена модель разработки региональной инновационной стратегии, которая заключается в последовательной реализации четырех этапов, базирующихся на анализе эффективности инновационной политики в предшествующих периодах, определении приоритетных направлений инновационной стратегии, на выборе форм государственной поддержки инновационной деятельности, а также на оценке эффективности инновационной стратегии экономических систем регионального уровня. Реализация данных этапов приведет к созданию эффективной инновационной стратегии региональных экономических систем. В рамках диссертационного исследования проведена апробация схемы разработки инновационной стратегии на примере Курской области. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации:

Греченюк О.Н. Анализ инновационной активности в регионе как фактора формирования его инвестиционного климата / О.Н. Греченюк // Известия ОрелГТУ Серия «Социально-экономические и гуманитарные науки». – 2008. – № 1-2/203 (541). – С. 126-128 (0,3 п.л.).

Греченюк О.Н. Трансформационная сущность инновационного процесса и анализ ее специфики в регионах России / О.Н. Греченюк // Креативная экономика. – 2011. – №5. – С.59-64 (0,3 п.л.).

Греченюк О.Н. Оценка уровня специализации региональных экономических систем на различных фазах инновационного цикла / О.Н. Греченюк // Ученые записки РГСУ. – 2011. – №6. – С.105-111 (0,6 п.л.).

Греченюк О.Н. Методические основы формирования инновационных стратегий экономических систем регионального уровня / О.Н. Греченюк // European Social Science Journal. – 2011. – №8. – С.393-402 (0,6 п.л.).

Греченюк О.Н. Оценка эффективности инновационного процесса в региональных экономических системах / О.Н. Греченюк // Креативная экономика. – 2011. – №11. – С.10-16. (0,3 п.л.).

публикации в других изданиях:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст