Формирование стратегических направлений развития финансового пос

На правах рукописи

ТИХОМИРОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ

НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Специальности: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг); 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Санкт-Петербург

2013

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения».

Научный руководитель –Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор

Евменов Александр Дмитриевич

Официальные оппоненты: Ходачек Владислав Михаилович,

доктор экономических наук, профессор, Северо-Западный институт управления — филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», кафедра финансов и государственного регулирования экономики, заведующий кафедрой

Песоцкая Елена Владимировна,

доктор экономических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский

государственный экономический университет», кафедра экономики и управления социальной сферой, профессор

Ведущая организацияФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»

Защита состоится «22» мая 2013 г. в 16-00 часов на заседании диссертационного совета Д 210.021.02 при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения» по адресу: 191119, Санкт-Петербург, ул. Правды, дом 21, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения».

Автореферат разослан «22» апреля 2013 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д.П. Барсуков1.ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования. Создание условий обеспечения экономического роста является одной из основных задач государственного регулирования сферы услуг. Известно, что в странах с рыночной моделью экономики государство не обладает целостным централизованным механизмом, обеспечивающим максимально эффективное размещение инвестиций. Повышение эффективности функционирования сферы услуг, формирующей в экономически развитых странах значительную часть валового внутреннего продукта, в условиях Российской Федерации неразрывно связано с обеспечением инновационного развития всех отраслевых составляющих сферы услуг. Разработка и внедрение технологических, управленческих, продуктовых инноваций в сфере услуг требуют значительных объемов инвестиций, которые зачастую не могут быть осуществлены только за счет собственных средств организаций сферы услуг. Активную инвестиционную функцию в развитых странах берут на себя финансовые посредники, действующие на рынках, обладающие соответствующей сложной инфраструктурой. При этом финансовый рынок и финансовая инфраструктура выступают в качестве механизмов эффективного перераспределения капитала между различными отраслевыми составляющими сферы услуг, а также динамичного перемещения финансовых ресурсов от институциональных и прочих инвесторов в третичный сектор экономики.

Актуальность решения поставленных в диссертации проблем возрастает в современных условиях, когда экономической наукой доказано, что именно активное развитие финансового посредничества влечет за собой экономический рост и развитие сферы услуг как важнейшей составляющей постиндустриальной экономики. Так, динамичное развитие финансового посредничества в странах с переходной экономикой создает основу для разрешения целого ряда актуальных задач, связанных мобилизация капитала, предоставление кредита, поддержка обменных денежных операций, размещение инвестиций, оперативный перелив капитала между экономическими агентами. Одновременно, реализуя базисную функцию межотраслевого перемещения капитала, финансовые посредники в развитых и развивающихся странах осуществляют и социальную миссию, открывая населению возможности для формирования и обеспечения высокого качества жизни.

В связи с тем, что роль финансовых посредников в экономиках развивающихся стран, активно интегрирующих национальные экономические системы в глобальную систему мировых финансов и ориентированных на развитие различных отраслевых составляющих третичного сектора экономики, является определяющей, для Российской Федерации все более актуальными становятся методологические и методические решения по формированию стратегических направлений развития финансового посредничества как ключевого фактора, определяющего эффективность функционирования сферы услуг. Вследствие этого, переходу национальной экономики Российской Федерации к постиндустриальной модели развития на основе развития должно предшествовать формирование адекватной институциональной среды, обеспечивающей всестороннюю государственную поддержку финансового посредничества, несовершенство которой в полной мере характеризуют такие текущие экономические проблемы, как ограниченное присутствие долгосрочных инвесторов на российском фондовом рынке, неразвитость института коллективных инвестиций, доминирование спекулятивных инвесторов над стратегическими, зависимость компаний от внешних заимствований при значительном объеме накопленных обязательств. 

При этом мировой финансовый кризис показал, как мало известно о способности крупных финансовых посредников адаптироваться к меняющимся условиям и макроэкономической нестабильности на глобальном экономическом пространстве, о кризисных искажениях в механизмах ценообразования в финансовом посредничестве и распределении капитала, а также о качестве влияния мировых финансовых проблем на национальные экономические системы. Ключевым аспектом является обособление финансового сектора от реального сектора экономики, сложившееся вследствие глобализации и революционного развития информационно-коммуникационных технологий. Формирование мировой финансовой системы одновременно превратило рынок кредитных ресурсов и рынок капиталов в механизм передачи кризисных явлений в открытые национальные подсистемы мировой экономики, например, национальные сферы услуг, а самих финансовых посредников – в передаточные звенья данного механизма.

Вследствие этого возникла теоретическая и практическая проблема выбора оптимальных стратегических направлений развития национальных систем финансового посредничества на каждой из фаз макроэкономического цикла, решение которой позволит рациональным образом развивать национальную сферу услуг, оперативно выявлять и адекватно реагировать на будущие глобальные финансовые кризисы.

Роль финансового посредничества как инструмента повышения эффективности функционирования сферы услуг возрастает в условиях макроэкономических колебаний, вызванных циклическими проявлениями в мировой экономике, при этом для Российской Федерации в настоящее время представляется необходимой смена стратегических приоритетов долгосрочного развития финансового посредничества. Центральной задачей финансовых посредников в частности должно стать содействие в накоплении капитала на территории страны в противовес имеющийся экспансии капитала. Основным критерием достижения стратегической цели развития финансового посредничества в Российской Федерации, должно стать формирование системной и устойчивой суверенной финансовой системы страны, включающей конкурентоспособный сектор финансовых услуг.

Актуальность темы диссертации, практическая потребность экономики Российской Федерации в работах по определению теоретических и методических положений повышения эффективности функционирования сферы услуг за счет формирования стратегических направлений развития финансового посредничества, обеспечивающего эффективную реализацию инвестиционно-инновационных процессов в третичных отраслях, развитие которых обеспечивает ускоренный переход к постиндустриальной экономике, оперативное межотраслевое перемещение капиталов, социальную результативность функционирования ключевых финансовых институтов, а также общую устойчивость отечественной экономической системы к проникновению кризисных явлений через систему мировых финансов обусловили цель, задачи, предмет и объект настоящего исследования.

Цель диссертационной работы состоит в разработке и обосновании теоретических и методических положений организационно-экономического характера по формированию стратегических направлений развития финансового посредничества Российской Федерации как ключевого фактора повышения эффективности функционирования сферы услуг

В соответствии с поставленной целью в диссертации сформулированы для решения следующие задачи:

определить сущность и роль финансового посредничества как инструмента повышения эффективности функционирования сферы услуг в современных условиях смены социально-экономической модели;

выявить и проанализировать особенности финансового посредничества как объекта стратегического планирования;

провести анализ основных тенденций развития финансового посредничества как структурной составляющей сферы услуг;

исследовать существующие подходы и специфику регулирования финансового посредничества на основе критического анализа российского и зарубежного опыта;

предложить и обосновать государственные меры стратегического характера, обеспечивающие перспективное развитие финансового посредничества в сфере услуг;

разработать методические положения и рекомендации, современные принципы по формированию стратегии развития финансового посредничества в сфере услуг.

Объектом исследования является сфера услуг, а также хозяйствующие субъекты, предоставляющие услуги финансового характера юридическим и физическим лицам.

Предметом исследования выступает процесс формирования стратегических направлений развития финансового посредничества как фактор повышения эффективности функционирования сферы услуг.

Методологической основой диссертационной работы явились современные исследования российских и зарубежных специалистов в области управления развитием финансово-посреднической деятельности официальные нормативно-правовые документы Российской Федерации, материалы статистических органов, Министерства финансов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, аналитические материалы исследовательских и консалтинговых центров, экономическая аналитика, информационные материалы о развитии финансового посредничества в России и за рубежом. Выполненные в диссертационном исследовании методические разработки, теоретические положения базируются на достигнутом уровне экономической науки, науки об управлении, нашедшем свое отражение в трудах российских и зарубежных специалистов.

В диссертации нашли применение такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, системный подход, статистический анализ, методы сравнений, структурно-логического и экономико-математического моделирования, корреляционно-регрессионный анализ.

Выводы диссертации:

Финансовое посредничество представляет собой хозяйственную деятельность совокупности коммерческих организаций различных организационно-правовых форм, оказывающих следующие виды услуг: кредитование, прием депозитов и вкладов, страхование, платежно-расчетные услуги, перевод денежных средств, комплекс услуг на рынке ценных бумаг по инвестированию и управлению денежными средствами граждан (брокерские, депозитарные услуги, услуги по доверительному управлению, управлению паевыми инвестиционными фондами). Главной сущностной характеристикой финансового посредничества в условиях современной постиндустриальной экономики развитых стран является его масштабная инвестиционная составляющая, обеспечивающая решение задач межотраслевого перемещения капитала и обеспечения высокого качества жизни населения.

В странах с переходной моделью экономики условием успеха догоняющей модернизации является всестороннее развитие основы экономик развитых стран – третичного сектора экономики. Финансовое посредничество как деятельность, оптимизирующая и ускоряющая межотраслевой перелив капиталов выступает в качестве ключевого фактора повышения эффективности функционирования сферы услуг.

В Российской Федерации в качестве одной из наиболее актуальных проблем развития сферы услуг можно отметить недостаточность финансовых ресурсов в части, необходимой для обеспечения инновационного развития малого и среднего бизнеса, которое в свою очередь выступает в качестве детерминанты развития конкуренции, повышения качества услуг.

Инновация в сфере услуг по своей экономической сущности — это результат инвестирования финансовых средств в интеллектуальную разработку с целью получения прибыли посредством последующего процесса внедрения результатов этой разработки для достижения лидерства на рынке услуг. В сфере услуг в качестве источника инноваций зачастую выступают не результаты научно-исследовательских разработок, а неявное знание, творческий потенциал персонала.

Специфика сферы услуг как отрасли экономики и самих услуг как товара заключается в том, что относительно маленький объем инвестиций в инновационную услугу может привести к значительному результату, то есть современная услуга окажется востребованной за счет синергетических эффектов в экономике. Иными словами, в сфере услуг высока доля синергетических инноваций, которые могут иметь место, как при радикальном, так и постепенном изменении в самой услуге, бизнес-процессах и стратегии развития предприятия сферы услуг. Синергетические инновации в сфере услуг это такие процессы, при которых используются незначительные по объему инвестиции, но при этом обеспечивается конкурентоспособность услуги и достигается высокая экономическая эффективность ее производства.

Используемые при реализации стратегии развития финансового посредничества в Российской Федерации инструменты и механизмы должны быть ориентированы на обеспечение заинтересованности финансовых посредников в поддержке инновационных проектов в сфере услуг путем диверсификации рисков, содействия в поиске кредиторов и т.п. Стратегия развития финансового посредничества в Российской Федерации как система планов организационных, нормативно-правовых и экономических воздействий должна быть ориентирована на обеспечение эффективной реализации инвестиционно-инновационной функции финансового посредничества в третичном секторе экономики.

Сложившаяся в рамках мировой экономики относительно обособленная от процессов воспроизводства финансовая система в настоящее время, благодаря глобализации, превратилась в основной механизм передачи кризисных явлений в глобальном экономическом пространстве. В результате глобальная финансовая система, предназначенная для решения проблемы рационального перераспределения финансовых потоков на территории стран мира, превратилась в основной фактор нестабильности открытых национальных экономических систем, к числу которых относится и экономика России. Финансовый сектор в 2008-2010 годах выступил в качестве своеобразного авангарда мировой экономической глобализации, одновременно стимулируя быстрые экономические подъемы в экономиках, куда капитал свободно перетекает благодаря развитию современных информационно-коммуникационных систем, и вызывая кризисы в слабых национальных экономиках при его резких оттоках.

Анализ текущего и ретроспективного состояния финансово-посреднической деятельности в Российской Федерации свидетельствует о необходимости принятия системных и ресурсообеспеченных мер по упорядочению и интенсификации развития финансового посредничества в соответствии с ключевыми целевыми и ценностными установками и приоритетами как долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, так и со стратегическими целями развития отраслевых составляющих сферы услуг. Анализ показал, что в сфере услуг Российской Федерации низкая инновационная активность малых и средних предприятий сферы услуг связана с хроническим дефицитом долгосрочных инвестиционных ресурсов, отечественные финансовые посредники не обладают достаточным для обеспечения устойчивого развития уровнем капитализации, отдельные финансовые посредники (страховые организации) мало заинтересованы в обслуживании малых и средних предприятий и организаций сферы услуг в связи с такими специфическими отраслевыми рисками, как повышенный кредитный риск, социальные риски, инфраструктура финансового рынка неэффективна, доминирует регулятивный правовой режимом, делая как следствие внутреннюю стоимость финансовых инструментов в российской практике неоправданно высокой, что приводит к значительному общему падению конкурентоспособности отечественных финансовых посредников по сравнению с зарубежными.

Нетранспарентность финансового законодательства в совокупности с высоким уровнем инфляции затрудняют формирование интереса у потенциальных долгосрочных инвесторов. При этом экспортно-сырьевая ориентированность экономики страны формируют значительный входящий поток иностранной валюты, что вызывает бессистемный рост финансового сектора, который наблюдался до финансового кризиса 2009 года.

Стратегические направления развития финансово-посреднической деятельности с одной стороны обеспечивают повышение эффективности функционирования сферы услуг, основанное на таком свойстве финансового посредничества, как оптимизация и ускорение межотраслевого перелива капитала, с другой стороны – создают эффективную и конкурентоспособную на мировом уровне финансовую систему, обеспечивающей высокий уровень реализации инвестиционных потребностей экономики. При этом вся совокупность управленческих воздействий, целями которых является решение тех или иных задач в рамках указанных направлений, должна обеспечивать получение синергетического эффекта в стратегической перспективе.

К стратегическим направлениям развития финансового посредничества в качестве фактора повышения эффективности функционирования сферы услуг автор относит: обеспечение роста устойчивости финансового сектора, повышение конкурентоспособности финансового сектора, формирование отечественного рынка долгосрочных инвестиций. Основными задачами стратегического развития финансового посредничества являются: увеличение инвестиционной активности субъектов хозяйствования сферы услуг, гармоничное перераспределение инвестиционных ресурсов между отраслевыми составляющими сферы услуг в соответствии с существующими приоритетами социально-экономического развития, рост инвестиций в сфере услуг как в абсолютном, так и в относительном выражении, рост вклада сферы услуг в производимый валовой внутренний продукт, повышение инвестиционной привлекательности отраслевых составляющих сферы услуг Российской Федерации, достижение опережающих темпов инвестирования в наукоемкие отраслевые составляющие сферы услуг (телекоммуникации, разработка программного обеспечения, услуги в области образования и здравоохранения), повышение транспарентности финансового рынка Российской Федерации, создание надежной инфраструктуры финансового рынка, создание системы макропруденциального регулирования, создание институциональной инфраструктуры финансового регулирования и надзора, выработка механизма поддержания устойчивости финансового сектора к угрозам эндогенного и экзогенного характера, создание системы мониторинга финансового сектора с точки зрения управления системными рисками, гармоничное и пропорциональное развитие секторов финансового рынка, актуализация бизнес-моделей банковского и страхового секторов, интенсивное развитие розничных платежных систем, стимулирование конкуренции между финансовыми посредниками, создание конкурентоспособной финансовой инфраструктуры, повышение финансовой грамотности, контроль над деятельностью и ограничение роли международного финансового центра, стимулирование внутреннего инвестора к долгосрочным инвестициям, создание правовых механизмов рационального аккумулирования и перераспределения капитала в экономике, запуск новой волны индустриализации, создание механизма трансформации свободных финансовых средств в инвестиции.

В целях обеспечения устойчивого развития российских финансовых посредников необходимо перейти от формирования денежного предложения за счет операций на валютном рынке к формированию денежного предложения за счет операций на рынке внутренних долговых облигаций, повысить транспарентность банковской сферы, создать эффективно функционирующую систему макропруденциального регулирования банков и системообразующих финансовых институтов, интенсифицировать работы по созданию в Российской Федерации инструментария государственного контроля за деятельностью финансовых посредников, отвечающего требованиям национальной безопасности и макропруденциальной политики. Для решения задачи повышения конкурентоспособности финансовых посредников необходимо реализовать механизм стимулирования рыночной конкуренции между финансовыми компаниями и банками, создать конкурентоспособную финансовую инфраструктуру, устранить правовые и налоговые барьеры, препятствующие использованию российских финансовых площадок для осуществления финансовых сделок российскими и иностранными компаниями. В целях создания российского рынка долгосрочных инвестиций необходимо формирование института индивидуальных инвестиционных счетов на пенсионные цели и образование, а также корпоративных накопительных пенсионных вкладов с открытием персональных пенсионных счетов для работников, формирование и развитие среднего класса, малого и среднего бизнеса, который является одним из движителей экономического подъема российской экономики. Эффективное функционирование механизма трансформации финансовых средств в инвестиционные проекты в сфере услуг должна обеспечивать качественная институциональная среда финансового посредничества.

Стратегические направления развития финансового посредничества Российской Федерации как фактора повышения эффективности функционирования сферы услуг должны являться составной частью рациональной и ресурсообеспеченной концепции управления сектором финансовых услуг, которая должна включать в себя все этапы управленческой деятельности в рамках национальной макроэкономической политики в области финансов. Формирование рациональной стратегии развития финансового посредничества должно осуществляться на основе реализации комплекса мер налогового, финансового, административного, экономического характера, адекватных складывающимся условиям воздействия факторов внешней среды с учетом приоритетов социально-экономического развития народнохозяйственного комплекса Российской Федерации, воздействия социально-культурных, научно-технических, политических, международных, экономических факторов внешней среды в неопределенном периоде времени.

К этапам формирования стратегии развития финансового посредничества, следует отнести: анализ текущего и ретроспективного состояния финансового посредничества Российской Федерации, определение цели, достигаемой в процессе формирования стратегии развития финансового посредничества, определение задач, позволяющих достигнуть заданной цели, определение современных принципов и функций, применяемых в процессе формирования и реализации стратегии развития финансового посредничества, формирование прогнозных оценок развития финансового посредничества Российской Федерации, научное обоснование перспективных направлений стратегии развития финансового посредничества в Российской Федерации, разработка поливариантной стратегии развития финансового посредничества в Российской Федерации с учетом специфики и динамики изменения факторов внешней и внутренней среды, многоуровневая реализация разработанных и взаимоувязанных этапов стратегии, мониторинг и контроль полученных результатов.

Формирование рациональной стратегии развития финансового посредничества должно осуществляться на базе применения ряда перспективных принципов, к которым относятся: единство управляющего органа; направленность действий субъекта управления на достижение конкретных целей; доступность информации; целенаправленность распределения ресурсов; комплексность процесса управления; единство перспективного и текущего планирования; согласованность нормативно-правовых актов разных уровней; научная обоснованность разработки положений стратегии развития финансового посредничества; учет направлений развития финансового посредничества; материальное и моральное стимулирование финансовых посредников; гибкость организационной структуры управления; контроль за результатами реализации стратегии раз; перспективность; структурное равновесие; социально-экономическая значимость; эффективное ценообразование в финансовом посредничестве; оптимальное сочетание размеров реального и финансового сектора; не превышение процентной ставкой по кредитам нормы прибыли на вложенный капитал в реальном секторе экономики.

2. ВКЛАД АВТОРА В ПРОВЕДЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Личное участие автора состоит в определении цели и задач диссертационного исследования, поиске источников информации, выборе объекта и предмета исследования. Теоретические и методические положения, практические рекомендации и выводы, содержащиеся в диссертации, являются результатом многолетних исследований автора.

В исследовании выделены специфические признаки финансовых посредников как участников современного финансового рынка. Во-первых, наличие физических и юридических лиц, которые выступают в роли продавцов и покупателей финансовых услуг, взаимодействие между которыми приводит к возможности обмена между ними. Во-вторых, прямая зависимость между государственной экономической политикой и текущей конъюнктурой на рынке финансового посредничества. В-третьих, наличие экономических отношений между покупателями (физическими и юридическими лицами) и финансовыми посредниками. В-четвертых, наличие в структуре потребителей оптовых и розничных покупателей, заинтересованных в приобретении отдельных финансовых услуг либо их совокупности.

В диссертации отмечается, что в посткризисных условиях финансовое посредничество в Российской Федерации развивалось сравнительно успешно. Ключевыми тенденциями в банковском секторе выступали сокращение общего числа банковских учреждений, сжатие филиальной сети в регионах, увеличение совокупного капитала банков, рост рентабельности банковских активов. На фоне ужесточения требований к заемщикам и расширения ассортимента финансовых услуг, в первую очередь за счет лизинговых и факторинговых услуг сохранялась устойчивая тенденция приближения норм государственного банковского регулирования к международным стандартам и связанные с ним повышенные требования к покрытию капиталом нетранспарентных банковских операций, операций с повышенным риском, повышению качества управления рисками. В качестве системных проблем банковской отрасли в посткризисных условиях выступали проблемы с ликвидностью, дефицит долгосрочных ресурсов и подверженность банковского сектора системным рискам.

Автор обосновывает тезис о том, что рынок страховых услуг Российской Федерации в посткризисных условиях характеризуется консолидацией и укрупнением, при этом ключевыми тенденциями в ближайшей временной перспективе являются диверсификация страховых портфелей и обусловленная требованиями законодательства капитализация страховых компаний. Нестабильность основных российских фондовых индексов обусловливает ухудшение финансового состояния розничного сегмента российского рынка коллективных инвестиций, в связи с чем наибольшую динамику в ближайшей перспективе будут демонстрировать небанковские финансовые институты, для которых инвестиционная деятельность не является основной. Недостаточную динамику развития финансового посредничества в сфере управления активами в Российской Федерации формирует проблема ограниченности инвестиционных инструментов и вынужденной консервативности инвестиционной политики управляющих компаний. В диссертационном исследовании сделан вывод о том, что развитие сектора в Российской Федерации необходимо осуществлять на базе перехода к мировой практике гарантии возвратности взносов на долгосрочном временном интервале.

В исследовании подчеркивается повышенная уязвимость российских финансовых посредников к экзогенным факторам, а также зависимость от иностранного капитала ключевых игроков банковского и страхового сектора. Автор разделяет факторы, предопределившие уязвимость финансовых посредников в России, на две группы. К первой группе общеэкономических факторов относится низкая диверсификация отечественного экспорта, ориентированного в основном на экспорт сырья, низкая конкурентоспособность национальных производителей и как следствие высокая эластичность импорта по конечному спросу. По мнению автора, общеэкономические факторы значительно влияют на устойчивость финансовых посредников, потому как по своей экономической сущности призваны обслуживать денежные потоки, объем которых напрямую зависит от темпов роста национальной экономики. Ко второй группе отраслевых факторов относится в первую очередь низкий (относительно масштабов всей национальной экономики) размер российского финансового сектора. Важнейшим фактором отраслевой группы является низкая конкурентоспособность финансового сектора, связанная в первую очередь со сложностями трансформации внутренних сбережений в инвестиции. Для повышения нормы сбережений населения и привлечения долгосрочных ресурсов, как и в случае с резервами государства, нужны стабильно работающие институциональные инвесторы. Их низкий относительный уровень развития в России является ключевой проблемой для российского финансового рынка.

В диссертационном исследовании отмечается необходимость существенной корректировки реализуемой в настоящее время Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года рядом положений, уточняющих механизмы оценки рисков использования производных финансовых инструментов. Будучи сосредоточенной на формировании международного финансового центра и создании благоприятного финансового климата, Стратегия не предусматривает конкретных мероприятий и механизмов, направленных на противодействие кризисным явлениям, опосредованным действиями международных финансовых посредников.

В диссертации выделен ряд особенностей, которые следует учитывать при формировании институциональной инфраструктуры деятельности по перемещению капитала в Российской Федерации. Во-первых, проблема так называемых «длинных денег», т.е. долгосрочных заимствований. По мнению автора, можно выделить две основные проблемы Российской Федерации в указанном контексте: низкая склонность населения к сбережению, обусловленная отрицательной реальной ставкой по депозитам, и несовершенства административного ресурса, управленческие воздействия которого в последние годы фактически вынуждают банковский сектор действовать на коротком горизонте планирования. Во-вторых, отсутствие ясно выраженной государственной политики, интегрирующей весь спектр современных финансовых услуг в социальную, политическую, идеологическую и ценностную структуру постиндустриального общества, которое формируется сейчас в стране. В-третьих, необходимо учитывать тот факт, что конкурентоспособный в мировом масштабе финансовый рынок для Российской Федерации в ближайшей перспективе должен стать неотъемлемой частью экономического суверенитета государства. В-четвертых, необходимо реализовать альтернативные стратегические направления развития банковского сектора, основанные не на прямой поддержке ликвидности и повышении требований к капитализации банков, в качестве меры обеспечения устойчивости финансово-кредитной системы. В-пятых, институциональная инфраструктура сектора финансовых услуг должна не только выдерживать поток рисков, идущих из внешней среды, в том числе мировой экономики, но и обеспечивать повышение предельной производительности финансового капитала в стране. В-шестых, в Российской Федерации как в стране с развивающейся экономикой высока значимость розничных платежных систем, разработка механизмов оценки возможных макроэкономических эффектов, от развития которых в настоящее время представляется актуальной.

Автор считает, что концептуальной основой для формирования стратегии развития финансового посредничества является проведение институциональных реформ в финансовом секторе, направленных на изменение общего вектора конкуренции на рынке. По мнению автора, конкурентоспособность финансового посредника − решающий фактор его коммерческого успеха на современном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие услуги, оказываемой финансовым посредником, условиям регионального рынка, конкретным потребительским предпочтениям не только по своим качественным, техническим, экономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации.

В диссертационном исследовании представлена классификация методов регулирования рынка финансового посредничества, используемых в мировой практике на национальных уровнях. Во-первых, методы, связанные с прямым ограничением доступа на рынок услуг финансового посредничества. Во-вторых, методы, влияющие на условия функционирования иностранных финансовых посредников после создания поставщиком коммерческого присутствия в принимающей стране.

Автор приходит к выводу, что уровень государственного регулирования деятельности финансовых посредников, целями которого являются защита интересов потребителей и создание условий для эффективного аккумулирования и перераспределения финансовых ресурсов участниками сектора финансовых услуг с учетом интересов общества, значительно выше регулирования товарных рынков. В авторской концепции это связывается с большой ролью степени доверия контрагентов к финансовой системе, потеря которого создает опасность того, что проблемы одной области сектора распространятся на другие части системы, неравномерностью получения информации, которая имеет место в финансовых сделках, что может привести к неоптимальным действиям игроков.

Интенсивность, формы и методы регулирования сектора финансовых услуг в развитых странах различаются, но сам процесс регулирования направлен на достижение схожих целей. С точки зрения автора, регулированию должны подлежать следующие объекты: организации, принимающие вклады; рынки ценных бумаг; профессиональные советники; нефинансовые хозяйствующие субъекты, реализующие ценные бумаги. Опыт финансовой интеграции в рамках Евросоюза показал, насколько важен процесс унификации регулирования и надзора в дополнение к отмене барьеров между государствами.

В диссертационном исследовании предложены основные направления стратегического развития финансового посредничества, позволяющие перейти к осуществлению системного управления, опирающегося на научно обоснованные и транспарентные механизмы функционирования (рис.1).

Стратегическое планирование развития финансового посредничества заключается в расчете траектории максимально эффективного использования совокупности ресурсов для достижения стратегических целей, основанном на глубоком анализе внешней и внутренней среды. В качестве основы методических положений по повышению результативности управленческих решений в процессе разработки и реализации эффективной стратегии, принимаемых на национальном уровне, автором выделены основные этапы по формированию стратегии развития финансового посредничества в Российской Федерации (рис. 2).

Анализ текущего и ретроспективного состояния финансового посредничества в Российской Федерации в процессе формирования стратегии (блок 1, рис. 2) является первым этапом формирования стратегии развития финансового посредничества, который позволит определить основные стратегические направления развития, выявить несоответствие между актуальным и необходимым состоянием социально-экономической системы в целом и сферы услуг в частности.

Определение цели, достигаемой в процессе формирования стратегии развития (блок 2, рис. 2) является вторым этапом формирования стратегии развития финансового посредничества в Российской Федерации. Автор считает целесообразной следующую формулировку стратегической цели развития финансового посредничества: создание эффективной и конкурентоспособной на мировом уровне финансовой системы, обеспечивающей высокий уровень обеспечения инвестиционных потребностей наукоемких отраслевых составляющих третичного сектора экономики.

Третьим этапом является определение совокупности задач, решение которых приведет к поставленной цели (блок 3, рис. 2).

На четвертом этапе необходимо предложить современные принципы формирования стратегии развития финансового посредничества в Российской Федерации (блок 4, рис. 2). К таким принципам автор относит: единство управляющего органа; направленность действий субъекта управления на достижение конкретных целей; доступность информации; целенаправленность распределения ресурсов; комплексность процесса управления; единство перспективного и текущего планирования; согласованность нормативно-правовых актов разных уровней; учет направлений развития финансового сектора; материальное и моральное стимулирование участников финансового сектора; гибкость организационной структуры управления; контроль за результатами реализации стратегии развития сектора финансовых услуг; перспективность; структурное равновесие; социально-экономическая значимость; эффективное ценообразование в финансовом посредничестве; оптимальное сочетание размеров реального и финансового сектора; не превышения процентной ставкой по кредитам нормы прибыли на вложенный капитал в реальном секторе экономики.

На пятом этапе предлагается формирование прогнозных оценок развития финансового посредничества в Российской Федерации, с целью обоснования необходимости коррекции параметров сектора финансовых услуг (блок 5, рис. 2).

Отметим, что в современных условиях хозяйствования основные показатели развития финансового посредничества в народнохозяйственном комплексе Российской Федерации характеризуются неудовлетворяющей условиям ускоренного социально-экономического роста динамикой, что предопределяет необходимость коррекции отдельных составляющих и параметров сектора финансовых услуг. В связи с вступлением Российской Федерации в ВТО автор прогнозирует следующие изменения в рассматриваемой отрасли: расширение возможностей для российских инвесторов, в первую очередь в банковской сфере стран-членов организации; повышение качества и разнообразия предлагаемых на рынке услуг финансовых посредников, оказываемых юридическим и физическим лицам в Российской Федерации; значительный рост конкуренции в отрасли, связанный с приходом иностранных участников на рынок финансовых услуг Российской Федерации. Очевидно, что в результате вступления в ВТО произойдет открытие рынка страховых услуг для иностранных компаний, что позитивно скажется на качестве и стоимости предоставляемых услуг. На наш взгляд, интегрирование российского финансового сектора сферы услуг в международное сообщество пройдет без болезненных процессов адаптации в силу того, что ряд отраслевых составляющих сектора финансовых услуг уже во многом функционирует по законам и правилам международного финансового сообщества.

SHAPE \* MERGEFORMAT

Рис.2. Основные этапы по формированию стратегии развития финансового посредничества в Российской Федерации

По мнению автора, в Российской Федерации предстоит резкий рост вложений в паевые инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды. Активное развитие рынка страхования возможно на базе развития страхования жизни и здоровья. В случае роста кредитных ставок при одновременном снижении процента на депозит банковской системой весьма вероятно также быстрое развитие небанковских институтов кредитования, чему благоприятствует обновленная нормативно-правовая база.

При этом сохранится тенденция на усиление роли государственного регулирования и надзора на финансовом рынке, которая, на наш взгляд, должна сочетаться с повышением ответственности представителей государства за развитие отрасли финансовых услуг.

На шестом этапе (блок 6, рис. 2) формируется научное обоснование комплекса мероприятий, которые войдут в стратегию развития финансового посредничества в Российской Федерации в процессе создания цельного механизма управления. По нашему мнению, реализация данного подхода может быть обеспечена лишь на основе использования современного математического аппарата, методологии системного подхода.

На седьмом этапе (блок 7, рис. 2) предполагается разработка поливариантной стратегии развития финансового посредничества в Российской Федерации с учетом специфики и динамики изменения факторов внешней и внутренней среды. Данный этап включает анализ предлагаемых в ходе реализации стратегии мероприятий и управленческих воздействий на различных уровнях законодательной и исполнительной власти, а также реализацию метода сценариев, позволяющего сформировать альтернативные варианты стратегии развития финансового сектора, с учетом прогнозов развития макроэкономических параметров внешней среды. Также на данном этапе происходит проверка соответствия управленческих воздействий принципам формирования стратегии развития финансового посредничества , предложенных выше (блок 4, рис.2.) При этом выбор конкретного варианта стратегии целесообразно осуществлять на основе такого показателя, как величина комплексного экономического эффекта от её реализации. В связи с этим необходимо определить следующие параметры: положительный социально-экономический эффект от увеличения объема инвестиций в национальную экономику за определенный период; затраты на реализацию мероприятий, направленных на стимулирование развития финансового сектора. По нашему мнению, при выборе конкретных факторов, оказывающих влияние на сектор финансовых услуг, в качестве объекта управления при разработке комплекса альтернативных стратегий по развитию данного сектора, целесообразно учитывать следующее: влияние конкретного фактора на достижение ключевых стратегических ориентиров развития финансового сектора, определяемое его весом в совокупности факторов; тип фактора с учетом возможности его изменения; затраты на управленческое воздействие при изменении конкретного фактора; текущее значение фактора.

На восьмом этапе (блок 8, рис. 2) осуществляется многоэтапный процесс реализации разработанной стратегии развития услуг финансового посредничества. По сути, восьмой этап представляет собой принятие стратегической программы к исполнению органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, и ее реализацию.

На девятом, заключительном этапе (блок 9, рис. 2) осуществляется мониторинг и контроль полученных результатов. При этом представляется важной возможность контроля изменения всех показателей, оказывающих влияние на функционирование сферы услуг посредством реализации стратегии развития услуг финансового посредничества, с высокой дискретностью, сопоставление изменения затрат на реализацию коррекции данных показателей с эффектом от роста достигаемых критериев достижения задач реализации стратегии. По нашему мнению, предлагаемые рациональные стратегические направления по развитию финансового посредничества в Российской Федерации обеспечивают эффективное решение текущих и перспективных проблем развития сферы услуг российского народнохозяйственного комплекса, что способствует рационализации функционирования подсистем мониторинга за счет высокой транспарентности осуществляемых управленческих воздействий.

3. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Научная новизна результатов исследования, полученных автором, заключается в следующем:

определена роль финансового посредничества как фактора повышения эффективности функционирования сферы услуг, обеспечивающего развитие сферы услуг путем ускорения и оптимизации межотраслевого перемещения капитала;

доказана значимость финансовых посредников в процессах обеспечения инновационного развития наукоемких отраслевых составляющих третичного сектора экономики путем инвестиционной поддержки синергетических инноваций в сфере услуг;

раскрыты ключевые особенности финансового посредничества как объекта стратегического планирования, научно обоснованы принципы и подходы к формированию стратегии развития финансового посредничества как фактора развития третичного сектора экономики;

установлены основные тенденции развития финансового посредничества, сформулированы специфические особенности российских финансовых посредников, заключающиеся в дисбалансе развития отдельных структурных составляющих финансового сектора;

выявлены на основе сравнительного анализа особенности регулирования финансового посредничества в Российской Федерации и за рубежом, характеризующиеся в большинстве стран параллельным усилением конкуренции и ужесточением регулятивных требований;

сформулированы перспективные стратегические направления развития финансового посредничества как фактора повышения эффективности функционирования сферы услуг, которые включают создание системного финансового сектора, обеспечение его устойчивого роста, повышение конкурентоспособности финансового сектора, формирование внутреннего рынка долгосрочного капитала;

разработаны методические рекомендации и рациональные принципы по формированию стратегии развития финансового посредничества на основе реализации последовательности стратегически ориентированных управляющих воздействий, позволяющих в полной мере использовать накопленный потенциал финансовых посредников.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что в ней содержится комплекс методических положений, которые могут составить основу для формирования стратегических и тактических управленческих решений в области управления финансовым посредничеством, направленных на повышение эффективности функционирования сферы услуг, ее конкурентоспособности.

Практическая значимость диссертационной работы определяется также возможностью использования предложенных теоретических и методических разработок федеральными, региональными и местными органами управления национальной экономикой с целью роста обоснованности управляющих воздействий, повышения адаптивности механизма государственного регулирования национальной экономики на макро- и мезоуровне.

Структура диссертации сформирована таким образом, чтобы в наиболее доступной форме и оптимальной степени отразить актуальные и малоисследованные проблемы по теме диссертационной работы на основе соблюдения логической последовательности изложения материала, установления причинно-следственной взаимосвязи, взаимодействия факторов и элементов исследуемых проблем и объектов.

Цели и задачи диссертационной работы определили ее последовательность изложения и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

В первой главе «Теоретические основы формирования стратегии развития финансового посредничества в сфере услуг» раскрыта и обоснована сущность и роль финансового посредничества как инструмента повышения эффективности функционирования сферы услуг, выявлены и исследованы особенности услуг финансового посредничества как объекта стратегического планирования.

Вторая глава «Анализ тенденций развития и специфики регулирования услуг финансового посредничества как структурной составляющей сферы услуг» включила исследование и анализ основных тенденций развития услуг финансового посредничества как структурной составляющей сферы услуг, исследование методов регулирования услуг финансового посредничества в Российской Федерации и за рубежом.

В третьей главе «Стратегические направления и методические положения развития финансового посредничества в сфере услуг» развития финансового посредничества в сфере услуг Российской Федерации, предложены современные принципы формирования стратегии развития финансового посредничества, разработаны методические положения по формированию стратегии развития финансового посредничества в сфере услуг.

Публикации и апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались автором на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения» (2009-2012 гг.). Некоторые теоретические положения и выводы автора используются в практике преподавания экономических дисциплин в ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения».

Основные положения диссертационного исследования изложены в 6 научных статьях автора общим объемом 2,5 п.л. (в т.ч. 3 научные статьи общим объемом 1,2 п.л. опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ).

Основные результаты диссертационного исследования автора опубликованы в следующих научных работах:

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Российской Федерации:

Тихомирова О.Б. Основы государственного регулирования сектора финансовых услуг//Вестник Российской академии естественных наук. – 2012. – № 2. – 0,4 п. л.

Тихомирова О.Б. Перспективные направления стратегического планирования в секторе финансовых услуг Российской Федерации//Журнал правовых и экономических исследований. – 2012. – № 2. – 0,4 п.л.

Тихомирова О.Б. Концептуальные основы стратегического развития сектора финансовых услуг в России//Журнал правовых и экономических исследований. – 2011. – № 4. – 0,4 п.л.

Статьи, опубликованные в сборниках научных трудов:

Тихомирова О.Б. Стратегические направления развития сектора финансовых услуг Российской Федерации // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ». / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 1(32). – СПб: Изд-во СПбГУКиТ, 2012. – 0,4 п.л.

Тихомирова О.Б. Роль сектора финансовых услуг в современной рыночной экономике //Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ». / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 2(31). – СПб: Изд-во СПбГУКиТ, 2011. – 0,5 п.л.

Тихомирова О.Б. Состояние и тенденции развития сектора финансовых услуг в посткризисных условиях // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ». / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 2(31). – СПб: Изд-во СПбГУКиТ, 2011. – 0,4 п.л.

ТИХОМИРОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА

АВТОРЕФЕРАТ

Лицензия Код 221 Серия ИД №02558 от 18 августа 2000 г.

___________________________________________________________________

Подписано в печать 19.04.2013. Формат 60х84

Бум. газетная. Печ. л. 1,3, Бум. л. 0,6. Изд-во СПбГУКиТ. Тираж 100 экз. Зак. ______

Редакционно-издательский отдел ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный

университет кино и телевидения»

191102, Санкт-Петербург, улица Бухарестская, дом 22

Подразделение оперативной полиграфии ФГБОУ ВПО «СПбГУКиТ»,

191102, Санкт-Петербург, улица Бухарестская, дом 22

PAGE

PAGE \* MERGEFORMAT 2

PAGE 14

Обеспечение устойчивого роста

рынка финансового посредничества

Повышение

конкурентоспо-собности финансовых посредников

Формирование внутреннего рынка долгосрочного капитала

Социально-экономический рост

Стратегические направления развития финансового посредничества в Российской Федерации

Развитие финансового посредничества в Российской Федерации как фактор перспективного развития экономики

Курс на ограничение интеграции финансовых посредников в мировую финансовую систему в целях избежать усиления зависимости Российской Федерации от глобальных финансовых процессов

Постепенный переход на служебную роль финансовых посредников, не направленную на извлечение хозяйственной прибыли

Институциональные структурные меры со стороны государства

Повышение транспарентности деятельности финансовых посредников

Создание надежной инфраструктуры финансового сектора

Создание системы макропруденциального регулирования

Создание институциональной инфраструктуры финансового регулирования и надзора

Выработка устойчивости финансовых посредников к угрозам эндогенного и экзогенного характера

Создание системы мониторинга деятельности финансовых посредников с точки зрения управления системными рисками

Актуализация бизнес-моделей банковского и страхового секторов

Развитие розничных платежных систем

Стимулирование конкуренции субъектов финансового сектора

Создание конкурентоспособной финансовой инфраструктуры

Формирование среднего класса, поддержка малого бизнеса, повышение финансовой грамотности населения

Ограничение роли международного финансового центра

Стимулирование внутреннего инвестора

Создание правовых механизмов рационального аккумулирования и перераспределения капитала в экономике Российской Федерации

Новая индустриализация экономики

Распределение инвестиционных потоков по стратегическим направлениям

Создание механизма трансформации свободных финансовых средств в инвестиции

Рис. SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Стратегические направления развития финансового посредничества Российской Федерации

2. Определение цели, достигаемой в процессе формирования стратегии развития финансового посредничества как фактора повышения эффективности сферы услуг

3. Определение задач, позволяющих достигнуть заданной цели

1. Анализ текущего и ретроспективного состояния финансового посредничества как фактора повышения эффективности сферы услуг

5. Формирование прогнозных оценок развития финансового посредничества в Российской Федерации

6. Научное обоснование перспективных направлений стратегии развития финансового посредничества как фактора повышения эффективности сферы услуг Российской Федерации

7. Разработка поливариантной стратегии развития финансового посредничества в Российской Федерации с учетом специфики и динамики изменения эффективности функционирования сферы услуг

8. Многоуровневая реализация разработанных и взаимоувязанных этапов стратегии



Страницы: 1 | 2 | Весь текст