Формирование созидательной активности будущих педагогов в образо

На правах рукописи

ЖЕРЕБЯТНИКОВА Галина Владимировна

ФОРМИРОВАНИЕ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Чита – 2013

Работа выполнена на кафедре педагогики

психолого-педагогического факультета

ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»

Научный руководитель:

Лучкина Татьяна Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент,

ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», кафедра педагогики,

доцент кафедры педагогики

Официальные оппоненты:

Косогова Анастасия Самсоновна,

доктор педагогических наук, профессор,

ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования»,

профессор кафедры педагогики

Доржиева Людмила Анатольевна,

кандидат педагогических наук,

ГБОУ ДПО «Забайкальский краевой институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»,

декан факультета повышения квалификации руководителей образовательных учреждений и специалистов в сфере воспитания

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

Защита диссертации состоится «11» октября 2013 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.299.05 при ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» по адресу: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129, зал заседаний Ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» по адресу: 672007, г. Чита,

ул. Бабушкина, 129.

Автореферат разослан «10» сентября 2013 года.

Автореферат размещен на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ http//www: HYPERLINK «mailto:[email protected]»vak.ed.gov.ru.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических

наук, доцент

Марина Викторовна Сёмина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации (2010 г.) определено, что главной гарантией успешной модернизации страны и повышения благосостояния граждан является целенаправленная созидательная активность новых поколений. Развитие созидательной активности молодежи выступает одним из направлений Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации (2006 г.), актуализируя проблему формирования созидательной активности у будущих педагогов.

В современных диссертационных исследованиях учеными рассматриваются различные виды активности студентов: социальная активность (И.А. Дралюк,

Т.Г. Емельянова, Е.М. Кандалина, М.В. Кожемякин, М.В. Колесникова, А.А. Николаева), профессиональная активность (О.Е. Андрющенко, Т.В. Солонщикова), субъектная активность (О.Г. Гужва), предпринимательская активность (А.Н. Бартенев), двигательная активность (С.Г. Марьинских, Г.Е. Сякина), познавательная активность (Н.И. Нелюбин, О.В. Осипова, Е.В. Рябова), учебная активность (М.К.Дуванская), творческая активность (В.В. Морозов), созидательная активность (О.П. Елисеев). Но как предмет исследования понятие созидательной активности изучено недостаточно.

Понятие созидательной активности раскрывается в работах по педагогике, психологии, философии, экономике, социологии. Так, например, оно трактуется как синоним понятия социальной активности студентов (И.А. Дралюк, Е.М. Кандалина, А.А. Николаева, Т.В. Солонщикова), как синоним творческой активности личности (Т.А. Бирюкова, Л.В. Ершова, С.В. Леушканова), как аспект взаимосвязи с созидательной деятельностью подростков (С.А. Суворова), как одна из характеристик предпринимательской активности студентов (А.Н. Бартенев), как один из видов активности в социокультурной эволюции человека (О.П. Елисеев), в отношении созидательного характера социальной активности старшеклассников (М.О. Антонова) и проявлений активности у одаренных учащихся (Н.В. Маркина), через раскрытие созидательного потенциала предпринимательства (А.Е. Новожилов). В перечисленных исследованиях недостаточно полно выявлена сущность понятия «созидательная активность», ее основные характеристики, возможности ее формирования на этапе вузовского обучения.

Одним из средств формирования созидательной активности является использование гуманитарных технологий, среди которых значимое место занимают проектные технологии. Как отмечают ученые (Л.Н. Беляева, Н.В. Бордовская, А.П.Валицкая, С.А. Гончаров, С.М. Елисеев, А.С. Роботова, В.П. Соломин, Н.Н.Суртаева и др.), гуманитарные технологии, в том числе и проектные, решают задачи развития профессиональных качеств современного педагога.

Анализ практики современной школы показывает, что педагог зачастую не готов выступать посредником между обучающимися и различными социальными институтами, организовать мероприятия по социальной защите обучающихся, не проявляет инициативы для успешного решения различных социальных проблем, не обладает творческими способностями и умениями работы в команде, не умеет разрабатывать и реализовать социально-значимые проекты.

Важность исследования проблемы формирования созидательной активности у будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза актуализируют выявленные противоречия между:

— возросшими требованиями общества к созидательной деятельности будущего педагога и недостаточной его готовностью решать социально-педагогические проблемы;

— значимостью проблемы формирования созидательной активности будущих педагогов и недостаточной ее разработанностью в педагогической науке;

— необходимостью формирования созидательной активности в образовательном пространстве современного вуза и реальными условиями ее формирования в образовательной практике вуза.

Отмеченные противоречия обуславливают проблему исследования, которая состоит в определении педагогических условий формирования созидательной активности будущих педагогов в современном вузе.

Ведущая идея исследования: в новой социокультурной ситуации изменились требования к современному педагогу, одним из которых является развитие его созидательной активности в процессе профессиональной деятельности. Это актуализирует необходимость изменений в подготовке специалиста в вузе, в том числе посредством его включения в разработку и реализацию социально-значимых проектов.

Определение проблемы исследования, его ведущей идеи обосновывают актуальность темы исследования: «Формирование созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза».

Объект исследования образовательное пространство современного вуза.

Предмет исследования – процесс формирования созидательной активности, будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза.

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, содействующих формированию созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза.

Гипотеза исследования – в современных условиях развития российского образования формирование созидательной активности будущих педагогов как формы их надситуативной активности, направленной на развитие способности производить социально-значимые преобразования в обществе, будет успешным, если:

— разработана модель формирования созидательной активности будущего педагога, определяемая спецификой образовательного пространства современного вуза;

— в образовательном пространстве современного вуза реализован комплекс педагогических условий, включающий: внедрение в образовательный процесс гуманитарных технологий; разработку и внедрение в образовательный процесс элективных курсов; включение студентов в разработку и реализацию социально-значимых проектов.

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Охарактеризовать образовательное пространство современного вуза как открытую педагогическую систему.

2. Дать характеристику созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза.

3. Разработать модель формирования созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза.

4. Провести экспериментальную проверку гипотезы исследования.

Методологической основой диссертационного исследования являются:

— системный подход, позволяющий рассмотреть образовательное пространство современного вуза как открытую педагогическую систему (П.К. Анохин, А.Г. Асмолов, Н.А. Бернштейн, И.В. Блауберг, В.В. Краевский, А.Г. Кузнецова, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.);

— идея аксиологического подхода, позволяющая признать каждого участника образовательного процесса вуза активным ценностно-мотивированным субъектом деятельности (М.С. Каган, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Н.З. Чавчавадзе, Г.И. Чижакова, Е.Н. Шиянов и др.).

Теоретическую основу исследования составили:

— компетентностный подход (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, В.А. Козырев, Н.Ф. Родионова, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской, Л.В. Черепанова и др.)

— контекстный подход к обучению (А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова и др.);

— работы зарубежных и отечественных психологов, раскрывающие характеристики активности личности (А.К. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г.Асмолов, А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, С.Л. Братченко, Е.И. Исаев, В.П. Зинченко, Л.Н. Куликова, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Оллпорт, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Э. Фромм, К.Г. Эрдынеева и др.) и положение о сущности неадаптивной (надситуативной) активности личности (Д.Б. Богоявленская, В.А. Петровский);

– теории созидательной деятельности личности (А.В. Бычков, В.И. Загвязинский, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина и др.) и результаты научных исследований сущности процесса созидания (Б.Г. Ананьев, В.И. Берлов, Л.А. Балановская, Б.С. Гершунский, В.В. Давыдов, В.А. Петровский, М. Шелер);

— труды ученых, обращенные к характеристике категории «активность» в отечественной педагогике (О.Е. Андрющенко, И.А. Дралюк, Т.Г. Емельянова, Е.М.Кандалина, М.В. Кожемякин, М.В. Колесникова, Н.И. Нелюбин, А.А. Николаева, О.В. Осипова и др.);

— диссертационные исследования, посвященные различным аспектам образовательного пространства высших учебных заведений (А.И. Бондаревская, С.А. Бородачев, Л.А. Бордонская, Н.А. Бочарникова, Т.К. Клименко, Т.А. Ольховая и др.);

— основные положения теории социальной педагогики (В.Г. Бочарова, Б.З.Вульфов, М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, A.B. Мудрик, В.А. Никитин, Г.Н.Филонов и др.) и научные труды о сущности профессии социального педагога и его профессионально-личностных качествах (Н.Ф. Басов, Е.А. Власова, В.Л. Симонович, В.А. Сластенин и др.);

— работы, раскрывающие сущность гуманитарных технологий и технологий развития критического мышления и особенности их применения в образовательном процессе современного вуза (Н.В. Бордовская, Л.Н. Беляева, А.П. Валицкая, С.И. Заир-Бек, Л.В. Кожитов, И.В. Муштавинская, Е.В. Пискунова, А.С. Роботова, В.П. Соломин, Н.Н. Суртаева, А.П. Тряпицына и др.);

— основные положения проектного обучения (М.Н. Ахметова, Г.Л. Ильин, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, И.Д. Чечель и др.) и исследования по социально-педагогическому проектированию (И.В. Вагнер, А.К. Лукина, В.А. Луков и др.).

Для решения поставленных задач использована совокупность взаимодополняющих методов исследования:

– методы теоретического исследования: анализ и синтез психолого-педагогической, методологической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация, метод моделирования;

– эмпирические методы: анкетирование, эссе, тестирование, наблюдение, анализ педагогической документации, анализ продуктов деятельности;

– экспериментальные методы: педагогический эксперимент;

– методы математической статистики для количественной оценки результатов эксперимента.

База исследования. Экспериментальное исследование осуществлялось в период с 2007 по 2013 гг. на базе ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского» (с 01.11.2012 – ФГБОУ ВПО ЗабГУ). В опытно-экспериментальную работу были включены три группы студентов – бакалавров по направлению «Педагогика», профиль «Социальная педагогика» (57 человек).

Исследование проходило в три этапа:

Первый этап (2007-2009 гг.) – изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; формулировка проблемы и поиск основных направлений исследования; уточнение объекта, предмета, цели исследования, его гипотезы; формулировка понятия созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве вуза; разработка модели в совокупности с выделением комплекса педагогических условий формирования созидательной активности будущих педагогов; проведение констатирующего этапа эксперимента;

Второй этап (2010-2012 гг.) – осуществление работы по реализации модели формирования созидательной активности будущих педагогов; конструирование содержания и организации образовательного процесса по формированию созидательной активности студентов (внедрение гуманитарных технологий, разработка и апробация элективного курса, включение студентов в разработку и реализацию социально-значимых проектов); подведение первоначальных итогов, анализ, коррекция модели;

Третий этап (2012-2013 гг.) – проведение итоговой диагностики уровня сформированности созидательной активности будущих педагогов; качественный и количественный анализ, систематизация полученных данных; обобщение полученной информации по проверке разработанной модели; формулировка выводов; определение перспектив дальнейшей разработки проблемы; оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— разработана и обоснована идея о том, что включение будущих педагогов в разработку и реализацию социально-значимых проектов содействует формированию их созидательной активности;

— предложены характеристики образовательного пространства современного вуза как открытой педагогической системы: деятельностный характер образовательного процесса, направленность на становление компетенций, изменение роли преподавателя вуза, ориентированность на саморазвитие, информационная технологичность, открытость, вариативность, инновационность, развитие самостоятельности студентов, внедрение гуманитарных технологий;

— определено содержание понятия «созидательная активность будущего педагога», под которой понимается форма его надситуативной активности, направленная на развитие способности производить социально-значимые преобразования в обществе, характеристиками которой являются мотивированность, компетентность, креативность, саморазвитие, командность, рефлексивность;

— разработана модель формирования созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза;

— выявлен комплекс педагогических условий формирования созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза: в образовательный процесс внедрены современные гуманитарные технологии; разработан и внедрен в образовательный процесс элективный курс; студенты включены в разработку и реализацию социально-значимых проектов.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что:

— расширены имеющиеся представления об образовательном пространстве современного вуза;

— с позиций системного, аксиологического, компетентностного и контекстного подходов разработана модель формирования созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза;

— определены критерии (мотивационный, когнитивно-деятельностный, рефлексивный), показатели и охарактеризованы уровни (репродуктивный, продуктивный, творческий) сформированности созидательной активности студентов по каждому критерию.

Результаты исследования расширяют теоретические представления о подготовке будущих педагогов в условиях высшего профессионального образования.

Практическая значимость исследования подтверждается тем, что:

— внедрена в образовательный процесс модель формирования созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза;

— разработана и реализована программа элективного курса «Разработка и реализация социально-значимых проектов»;

— подобраны и апробированы диагностические материалы для определения уровня сформированности созидательной активности студентов;

— разработаны и апробированы социально-значимые проекты, содействующие формированию созидательной активности будущего педагога («Подари радость детям», «Содействие неблагополучной семье в школе», «Пойдем дорогою добра», «Профилактика негативного воздействия социальных сетей на подростков» и др.);

— составлены кейсы педагогических задач, направленных на формирование созидательной активности будущих педагогов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими положениями, их соответствием современным тенденциям развития высшего профессионального образования; использованием комплекса методов, соответствующих научному аппарату и логике исследования; апробацией материалов диссертации и личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, результаты которой подтверждают эффективность теоретических выводов и проделанной практической работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные направления, результаты исследования нашли отражение в выступлениях на конференциях различного уровня – международной «Наука и технологии: шаг в будущее» (Чехия, 2012 г.) и всероссийских: «Жизненные силы семьи: проблемы формирования, реабилитации и поддержки» (Чита, 2008 г.); «Университет в современном мире» (Чита, 2009 г.); «Актуальные проблемы молодежи на рынке труда» (Екатеринбург, 2009 г.); «Инновационная активность вузов: состояние, проблемы, перспективы» (Владивосток, 2009 г.); «Проблемы и перспективы развития образования в России» (Новосибирск, 2010 г.); «Актуальные проблемы содействия процессу подготовки специалиста в системе профессионального образования» (Челябинск, 2011 г.); «Педагогические и психологические науки: прошлое, настоящее, будущее» (Новосибирск, 2012 г. Результаты исследования представлялись на заседаниях кафедры педагогики Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского (2012 г.); путем публикаций материалов исследования (11 публикаций, в том числе 3 в реферируемых ВАК журналах).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основными характеристиками образовательного пространства современного вуза, обеспечивающими формирование созидательной активности будущих педагогов, являются: деятельностный характер образовательного процесса, направленность на становление компетенций, изменение роли преподавателя вуза, ориентированность на саморазвитие, информационная технологичность, открытость, вариативность, инновационность, развитие самостоятельности студентов, внедрение гуманитарных технологий.

2. Созидательная активность будущего педагога – это форма его надситуативной активности, направленная на развитие способности производить социально-значимые преобразования в обществе. Характеристиками созидательной активности являются мотивированность, компетентность, креативность, саморазвитие, командность, рефлексивность.

3. Модель формирования созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза, основанная на системном, аксиологическом, компетентностном и контекстном подходах, включает в себя такие взаимосвязанные блоки: целевой (цель, принципы), содержательно-деятельностный (компоненты и характеристики созидательной активности, этапы ее формирования и образовательный процесс), организационный (педагогические условия, новые роли преподавателя в образовательном пространстве современного вуза, направления деятельности будущих педагогов; методы, формы и средства обучения) и оценочно-результативный (уровни сформированности созидательной активности и результат).

4. Педагогическими условиями формирования созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза являются: внедрение в образовательный процесс современных гуманитарных технологий; разработка и внедрение элективного курса «Разработка и реализация социально-значимых проектов»; включение студентов в разработку и реализацию социально-значимых проектов.

5. Критериями формирования созидательной активности будущих педагогов выступают: мотивационный (мотивы, выражающие осознанное побуждение к будущей социально-педагогической деятельности, интерес к профессии); когнитивно-деятельностный (компетентность, знание сущности основных понятий проектной деятельности и технологий разработки социально-значимых проектов, креативность в социально-проектной деятельности, проявление активности, умение работы в команде); рефлексивный (способность к рефлексии и саморазвитию).

Работа выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки РФ №6.2266.2011.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 279 наименований, 15 приложений. Текст иллюстрирован таблицами (19), рисунками (14) — схемами и диаграммами, общий объем диссертации 188 с.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяется научный аппарат исследования; характеризуются методологическая и теоретическая основы; формулируются основные положения, выносимые на защиту; обосновываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; содержатся сведения об апробации, достоверности и внедрении результатов исследования в практику.

В первой главе «Теоретические подходы к формированию созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза» на основе анализа психологической и педагогической литературы обосновываются ключевые идеи и положения, выступающие в качестве теоретической основы для разработки модели, обеспечивающей формирование созидательной активности у будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза.

В первом параграфе «Образовательное пространство современного вуза как открытая педагогическая система» представлен теоретический анализ источников, раскрывающих сущность образовательного пространства современного вуза как открытой педагогической системы, дается описание его основных характеристик, уровней, функций и условий функционирования.

В исследовании проанализированы научно-педагогические работы (А.И. Бондаревская, С.А. Бородачев, Н.А. Бочарникова, В.Г. Веселова, Т.А. Ольховая, Л.Л. Редько, С.В. Шмачилина и др.), посвященные различным типам образовательного пространства высших учебных заведений, среди которых ученые выделяют: культурно-образовательное, единое воспитательное, информационно-образовательное, социально-образовательное, пространство педагогических исследований, образовательно-профессиональное, пространство профессионально-личностного развития и др.

Раскрывая категорию «образовательное пространство современного вуза» мы опираемся на системное понимание образовательного пространства с выделением уровней, компонентов, функций и характеристик пространства как системного целого. К системообразующим компонентам образовательного пространства ученые (Е.В. Бондаревская, Л.С. Онокой, Э.К. Самерханова, Л.Я. Шамес и др.) относят совместную образовательную деятельность субъектов образования, ориентацию на личностно-ориентированный тип образования, открытость пространства, многовариантность моделей обучения, наличие условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному взаимодействию и др. Опираясь на данные работы, а также на комплексные исследования ученых РГПУ им. А.И. Герцена, мы обозначили основные характеристики образовательного пространства современного вуза (рис.1).

Учитывая уровни образовательного пространства, выделенные в исследовании А.С. Гаязова, считаем, что образовательное пространство современного вуза можно охарактеризовать как сложную системную многоуровневую структуру, отражающую изменения современного образовательного процесса в сфере высшего профессионального образования, представленного как на мировом, федеральном, региональном уровнях, так и на уровне собственно высшего образовательного учреждения.

Рис.1. Основные характеристики образовательного пространства

современного вуза

Среди условий функционирования образовательного пространства современного вуза, обозначенных И.В. Маричевым, мы выделяем нормативную документацию (ФГОС ВПО), подразумевающую деятельностный характер образовательного процесса и направленность на становление компетенций, и научно-методическое обеспечение, позволяющее разработать и внедрить в образовательный процесс элективный курс.

В исследовании образовательное пространство современного вуза представлено как открытая педагогическая система, которая:

— отражает современные тенденции развития образования (деятельностный характер образовательного процесса, направленность на становление компетенций, изменение роли преподавателя вуза, ориентированность на саморазвитие, информационная технологичность, открытость, вариативность, инновационность, развитие самостоятельности студентов, внедрение гуманитарных технологий);

— является многоуровневой, так как представлена на мировом, федеральном, региональном уровнях и на уровне вуза;

— способствует формированию активности будущих педагогов.

Во втором параграфе «Характеристика созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза» представлена характеристика и содержание понятия «созидательная активность будущих педагогов», раскрыты ее основные компоненты во взаимосвязи с современными характеристиками личности педагога.

Анализ содержания понятия «активность» и выделение в нем родовых и видовых признаков в психологическом (А.К. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, С.Л. Братченко, В.П. Зинченко, Л.Н. Куликова, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков и др.) и педагогическом аспектах (О.Е. Андрющенко, И.А. Дралюк, Т.Г. Емельянова, Е.М. Кандалина, М.В. Кожемякин, А.А. Николаева, О.В. Осипова и др.) позволил определить активность как важнейшее свойство личности, которое проявляется в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой. При этом созидательная активность личности является результатом ее созидательной деятельности. По определению О.П. Елисеева, конструктивная созидательная активность человека является движущей силой общественно-исторической деятельности человека и ведущим фактором его социокультурной эволюции. Опираясь на исследование В.А. Петровского, мы считаем созидательную активность будущего педагога формой надситуативной активности, поскольку созидательная активность – это активность субъекта, выходящего за рамки ситуации, ее ограничений. Мы предполагаем, что созидательная активность будущего педагога может быть направлена на развитие способности производить социально-значимые преобразования в обществе.

Характеризуя социально-педагогическую деятельность в условиях современного образовательного пространства современного вуза, мы, вслед за учеными РГПУ им. А.И. Герцена, рассматриваем ее как многоплановую и многоуровневую активность специалистов педагогического профиля, предполагающую создание условий, содействующих удовлетворению разнообразных потребностей и интересов детей, их успешной социальной адаптации, поддержке личностного развития, их социальной защите, самореализации, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе на основе активного использования ресурсов и потенциальных возможностей образовательного пространства для разрешения проблем ребенка. Анализ характеристик, которыми наделяют современного педагога российские ученые (Н.Ф. Басов, Е.А. Власова, В.Л. Симонович и др.), позволил выделить следующие характеристики категории «созидательная активность будущего педагога»: наличие оптимальной мотивации (мотивированность); умение решать ситуационные задачи (компетентность) и творческие способности (креативность); проявление самостоятельности и способности к саморазвитию в социально-значимой деятельности (саморазвитие, командность); рефлексивные умения и навыки будущего педагога (рефлексивность).

В содержании параграфа были выделены компоненты созидательной активности – мотивационный, когнитивно-деятельностный и рефлексивный. Мотивационный компонент созидательной активности будущего педагога определяется мотивами, выражающими осознанное побуждение к будущей профессиональной деятельности, к саморазвитию в процессе профессиональной подготовки. Показателем сформированности созидательной активности студента как ценностно-мотивированного субъекта деятельности на различных этапах становится изменение мотивации, ее направленность на удовлетворение потребности в социально-значимой деятельности. Когнитивно-деятельностный компонент созидательной активности определяется нами как умение студентов решать ситуационные задачи (компетентность), знание сущности проектной деятельности, креативность, умение работать в команде. Рефлексивный компонент созидательной активности характеризуется стремлением к саморазвитию в процессе профессиональной подготовки, самопознанию, к осмыслению и оценке собственных действий, поступков. Обозначенные нами компоненты созидательной активности органически взаимосвязаны с характеристиками личности современного педагога (рис.2).

Рис.2. Взаимосвязь компонентов созидательной активности с характеристиками современного педагога

На основе критериев и показателей были определены три уровня сформированности созидательной активности – репродуктивный, продуктивный и творческий. Анализ и осмысление понятия «активность» в психологических и педагогических исследованиях, характеристика надситуативной активности, выделение компонентов созидательной активности и характеристик современного педагога позволили определить созидательную активность будущего педагога как форму надситуативной активности будущего педагога, направленную на развитие способности производить социально-значимые преобразования в обществе, характеристиками которой являются мотивированность, компетентность, креативность, саморазвитие, командность, рефлексивность.

В третьем параграфе «Модель формирования созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза» приводится теоретическое обоснование модели формирования созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза, основанной на системно-деятельностном, аксиологическом, компетентностном и контекстном подходах.

Подробно охарактеризованы следующие блоки модели: целевой (цель, принципы), содержательный (компоненты и характеристики созидательной активности, этапы формирования и образовательный процесс), организационный (педагогические условия, новые роли преподавателя в образовательном пространстве современного вуза, направления деятельности будущих педагогов; методы, формы и средства обучения) и оценочно-результативный (уровни сформированности созидательной активности и результат).

В разработанной нами модели описаны этапы формирования созидательной активности (диагностический, подготовительный, содержательно-деятельностный и рефлексивный) и направления деятельности преподавателя и студентов на каждом из данных этапов.

Графическое изображение разработанной модели представлено на рисунке 3.

Рис.3. Модель формирования созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза

Во второй главе «Опытно-экспериментальная проверка эффективности модели формирования созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза» раскрывается содержание опытно-экспериментальной работы и представляются ее результаты.

В первом параграфе «Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию созидательной активности будущих педагогов» раскрывается логика опытно-экспериментальной работы по формированию созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза, описываются критерии сформированности созидательной активности, показатели, уровни, соответствующие диагностические средства. Представлены результаты констатирующего эксперимента.

Программа опытно-экспериментальной работы включала организацию констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В опытно-экспериментальную работу были включены три группы студентов по направлению «Педагогика», профиль «Социальная педагогика» (57 человек). Критерии и показатели определения сформированности созидательной активности будущих педагогов были разработаны с учетом компонентов созидательной активности и ее основных характеристик. Соотнесение критериев, показателей и средств диагностики созидательной активности представлено в таблице 1.

Таблица 1

Критерии, показатели и средства диагностики созидательной активности будущих педагогов

Критерии сформи-рованности

Показатели

Средства диагностики

Мотива-

ционный

Интерес к профессии;

мотивы к осуществлению будущей профессиональной деятельности

Эссе «Мои профессиональные планы»

Методика на выявление самооценки профессиональной мотивации будущих социальных педагогов (Е.А. Власова)

Когнитивно-деятельност-ный

Компетентность

Решение ситуационных задач

Знание сущности основных понятий проектной деятельности и технологии разработки социально значимых проектов

Тест на определение уровня знаний в сфере проектной деятельности

Креативность в социально-проектной деятельности

Определение уровня социальной креативности личности (А.В. Батаршев)

Проявление активности;

умение работы в команде

Тест на выявление уровня активности студента (Л.В. Майкова)

Анкета по выявлению сформированности умения работать в команде (Г.В. Лопатенков)

Рефлек-

сивный

Способность к рефлексии

Психодиагностическая методика определения индивидуальной меры рефлексивности (А.В. Карпов)

Способность к саморазвитию

Тест «Оценка способности к саморазви-тию, самообразованию» (В.И. Андреев)

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами проводилась оценка сформированности созидательной активности у будущих педагогов по обозначенным критериям. Были использованы следующие методы педагогической диагностики: анкетирование, эссе, тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности. Проведенная диагностика позволила сделать выводы о том, что будущие педагоги имеют:

— низкую мотивацию к получению выбранной профессии;

— несформированные умения решения ситуационных задач;

— недостаточную теоретическую подготовку к осуществлению проектной деятельности;

— частично сформированные навыки нахождения оригинальных и конструктивных решений в различных социальных ситуациях;

— недостаточную активность студентов и сформированность умения работы в команде;

— отсутствие навыков анализа, оценки, рефлексии своей деятельности;

— средние способности к саморазвитию.

На рисунке 4 представлены результаты констатирующего этапа работы.

EMBED Excel.Chart.8

Рис.4. Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной

работы

Данные результаты подтвердили наше предположение о необходимости организации специального обучения согласно разработанной модели, направленного на формирование всех компонентов созидательной активности у будущих педагогов.

Во втором параграфе «Реализация модели формирования созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза» рассматриваются особенности реализации модели формирования созидательной активности у будущих педагогов. Подробно раскрыты педагогические условия, способствующие формированию созидательной активности студентов.

Реализация первого условия разработанной модели формирования созидательной активности у будущих педагогов предполагала внедрение в образовательный процесс современных гуманитарных технологий, таких как проектная технология, портфолио, рефлексивный анализ и технология развития критического мышления. Учитывая такие характеристики образовательного пространства современного вуза, как деятельностный характер образовательного процесса, развитие самостоятельности студентов и ориентированности на саморазвитие, применение в процессе обучения бакалавров гуманитарных технологий позволило решить ряд задач, а именно: придание образовательному процессу творческого характера; формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов; развитие критического мышления студента; обучение коллективной деятельности, работе в команде; стимулирование самоуправления, саморазвития, самообучения, самоконтроля и др.

Для осуществления второго условия разработанной модели, учитывая такую характеристику образовательного пространства современного вуза как вариативность, в образовательный процесс был введен разработанный нами элективный курс «Разработка и реализация социально-значимых проектов». Данный курс имеет своей целью ознакомление студентов с теорией проектной деятельности и социального проектирования, а также формирование у студентов практических навыков разработки социально-значимых проектов. Предполагаем, что социально-значимое проектирование способствует успешной социализации личности будущих педагогов, решению проблем их самореализации, формированию способностей выполнять различные роли в сфере социально-педагогической деятельности (посредника, активиста, воспитателя и т.д.), умению работы в команде.

В модульное содержание элективного курса были включены вопросы становления и развития метода проектов в педагогике; этапы организации проектной деятельности; характеристика результатов и формы представления проектов и их оценка и др. Изучение теории дополнялось разнообразными практическими заданиями, организовывалось проведение деловых игр, дискуссий, круглых столов («Моя профессия и карьера», «Семейное неблагополучие как социально-педагогическая проблема», « Рабочий день молодого специалиста и др.).

Все проводимые в ходе элективного курса занятия, а также самостоятельная работа студентов были направлены на изменения в развитии интереса и мотивации к осуществлению будущей социально-педагогической деятельности; в формировании профессиональной компетентности, повышении уровня знаний в сфере проектной деятельности, развитии креативности, организаторских и социально-коммуникативных способностей студентов, умений работать в команде; в развитии способности к рефлексии и саморазвитию.

По окончании курса студенты проходили контрольное тестирование, а также защищали разработанный и реализованный социально-значимый проект (индивидуальный либо групповой), отражающий результаты их самостоятельной работы (проект «Организация досуга детей в летнем оздоровительном лагере», «Работа социального педагога с ребенком с ограниченными возможностями» и др.).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст