Формирование современного образовательного пространства на основ

На правах рукописи

КУБАСОВ Олег Петрович

Формирование современного образовательного пространства

на основе принципа интеграции

(на примере вузов Министерства внутренних дел)

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Казань 2012

Работа выполнена в лаборатории общепрофессиональной и естественнонаучной подготовки Федерального государственного научного учреждения «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования

Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент

Ахмадиева Роза Шайхайдаровна

ГУ «Научный центр безопасности

жизнедеятельности детей»

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Сафин Раис Семигуллович

ФГОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»

кандидат педагогических наук, доцент

Щербаков Виктор Степанович

ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования

Ведущая организация: ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД России»

Защита диссертации состоится «15» марта 2012 г. в 10 ч. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д. 008.012.01. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования по адресу: 420039, г. Казань, ул. Исаева, 12.

С диссертацией можно познакомиться в библиотеке ФГНУ ИПП ПО РАО.

Объявление о защите и электронная версия автореферата размещены на официальном сайте ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования HYPERLINK «http://www.kcn.ru/tat_ru /» http://www.kcn.ru/tat_ru / science/ispo_ rao и на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации по адресу HYPERLINK «mailto:[email protected]» [email protected] «14» февраля 2012 г.

Автореферат разослан «14» февраля 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета А.Р. Масалимова ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования. Качество профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел к успешному выполнению оперативно-розыскных и служебно-боевых задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью – одно из приоритетных направлений образовательной политики Департамента государственной службы и кадров МВД России. Акцентуация профессионального образования МВД на становление личности будущих сотрудников органов внутренних дел обусловила качественно новый подход к подготовке курсантов (слушателей), владеющих правовыми знаниями и способных к их активному применению в оперативно-розыскной и служебно-боевой деятельности.

Решение этой задачи востребовало создание в вузах МВД образовательного пространства на основе принципа интеграции, обеспечивающего системную целостность и динамичность его структурообразующих компонентов (оперативно-служебного, проектно-интегративного, информационно-коммуникационного, событийно-креативного, здоровьесберегающего, психолого-педагогического) с целью формирования у курсантов (слушателей) правоохранительной профессионально-специализированной компетенции, как интегративного качества личности, влияющего на усвоение правовых знаний и способность к их активному применению в оперативно-розыскной и служебно-боевой деятельности, а также на развитие морально-психологической устойчивости, профессионально-личностный рост и карьеру, исходя из требований специальности и стандартов квалификации.

Особенности формирования образовательного пространства на основе принципа интеграции в высшей школе МВД России обусловлены коллегиально-авторитарной системой управления, основанной на единоначалии, спецификой профессиональной деятельности будущих сотрудников органов внутренних дел, связанной с выполнением оперативно-розыскных и служебно-боевых задач, высокой морально-психологической устойчивостью личности, а также формированием у курсантов (слушателей) профессионально-специализированных компетенций.

Состояние разработанности проблемы исследования. Анализ специальной литературы показал, что проблеме создания в вузе МВД образовательного пространства на основе принципа интеграции посвящен ряд исследований. Теоретические основания профессионального образования отражены в исследованиях С.Я. Батышева, Э.Ф. Зеера, В.С. Леднева, Г.В. Мухаметзяновой, А.М. Новикова, Г.М. Романцева, И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко, Н.Б. Пугачевой, Н.А. Читалина, Т.М. Трегубовой, и др. Содержание и структура образовательного пространства разработаны М.Я. Виленским, Б.Л. Вульфсон, В.И. Гинецинским, А.П. Лиферовым, Г.Н. Сериковым, Е.А. Ямбургом и др. Организационно-педагогические основания проектирования образовательного процесса представлены в исследованиях А.И. Бондаревской, А.Я. Данилюка и др. Характеристика компетентностного подхода к профессиональному образованию дана в работах Р.Х. Гильмеевой, Э.Ф. Зеера, И.А.Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Г.В. Мухаметзяновой, А.М. Новикова, Дж. Равен, Л.А. Петровской, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова. Возможности «технологизации» педагогического процесса разработаны в трудах В.П. Беспалько, Б. Блум, В.В. Гузеева, М.В. Кларина, П.Ф. Кубрушко, В.Ш.Масленниковой, Е.В. Муравьевой, Р.С. Сафиным, Г.К. Селевко, В.В. Юдина, R.Q. Dave, W. Flitner, D. Rowntree, T. Sakamoto. Особенности учебно-образовательного процесса в вузах МВД раскрыты в работах В.Я. Кикоть, А.М. Столяренко, Ю.В. Сысоева, Ю.Л. Агешина, В.В. Головченко, А.Ф. Назаренко и др.

Однако в научной литературе не разработаны теоретические основания формирования образовательного пространства на основе принципа интеграции в вузах МВД, не определена роль современного образовательного пространства в подготовке курсантов (слушателей) к успешному выполнению оперативно-розыскных и служебно-боевых задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью, не выявлены педагогические условия формирования образовательного пространства на основе принципа интеграции в вузах МВД.

Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между возросшими требованиями к качеству профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел и не разработанностью научно-педагогических оснований формирования в вузах МВД современного образовательного пространства на основе принципа интеграции.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования современного образовательного пространства на основе принципа интеграции в вузах МВД.

Объект исследования: процесс формирования современного образовательного пространства в высшей школе.

Предмет исследования: педагогические условия формирования современного образовательного пространства на основе принципа интеграции в вузах МВД.

Актуальность проблемы, предмет исследования обусловили выбор темы: «Формирование современного образовательного пространства на основе принципа интеграции (на примере вузов Министерства внутренних дел)».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования современного образовательного пространства на основе принципа интеграции в вузах МВД.

Гипотеза исследования: формирование современного образовательного пространства на основе принципа интеграции в вузах МВД будет эффективным, если:

– определены сущность и структура образовательного пространства, ориентированного на формирование у курсантов (слушателей) правоохранительной профессионально-специализированной компетенции;

– разработана и научно-методически обоснована проектно-кластерная модель формирования интегративного образовательного пространства на основе взаимосвязи целевого, содержательного, процессуального компонентов профессиональной подготовки;

– выявлены педагогические условия формирования интегративного образовательного пространства (организация сетевого взаимодействия вуза с подразделениями, учреждениями системы МВД; готовность преподавателей к формированию и использованию интегративного образовательного пространства с учетом современных требований к качеству подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел; создание интерактивной социально-профессионально-педагогической инфраструктуры);

– определены этапы, критерии и показатели сформированности интегративного образовательного пространства.

Цель и гипотеза определили задачи исследования, которые обусловили логику изложения научного материала:

– дать сущностную характеристику современного образовательного пространства и выявить особенности его формирования на основе принципа интеграции в вузах МВД;

– разработать проектно-кластерную модель формирования современного образовательного пространства в вузах МВД;

– выявить и апробировать педагогические условия формирования современного образовательного пространства в высшей школе МВД;

— определить этапы, критерии и показатели сформированности современного образовательного пространства в вузах МВД.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

– диалектическая теория познания; общие диалектические принципы взаимосвязи субъекта и объекта, процесса и результата, единичного, особенного и общего; единство преемственности и поступательности (традиций и инноваций); интерпретация целостности (конкретного) как единства многообразия (Д.П. Горский, А.Ф. Зотов, В.В. Ильин, Б.М. Кедров, В.А. Лекторский, Т.И. Хилл, Ф. Энгельс);

– полипарадигмальный подход к проблемам учебно-образовательного процесса Г.В. Мухаметзяновой;

– концептуальные идеи о проектировании новых квалификационных и компетентностных требований к подготовке специалистов адаптивного типа (Г.В. Мухаметзянова, Э.Ф. Зеер, И.Я. Зимняя, В.В. Сериков, А.М. Новиков и др.);

– положения о закономерностях профессионального становления будущего специалиста (О.А. Абдуллина, Н.Е. Астафьева, Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.П. Беляева, И.А. Зимняя, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, А.Н. Ходусов, И.С. Якиманская).

База исследования: ФГКОУ ВПО «Казанский юридический институт» МВД России, Нижегородская академия МВД России, Центр профессиональной подготовки МВД по РТ, Елабужское суворовское военное училище МВД России.

Исследование проводилось в течение 8 лет (2003–2011 гг.) в несколько этапов:

Первый этап (2003–2005 гг.) – изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, педагогического опыта, определение темы, цели, объекта, предмета исследования, формулирование гипотезы, конкретизация задач, поиск и обоснование теоретико-методологической основы исследования, разработка программы опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2005–2009 гг.) – составление сущностной характеристики современного образовательного пространства и выявление особенностей формирования образовательного пространства на принципе интеграции в вузах МВД; разработка проектно-кластерной модели и выявление педагогических условий формирования современного образовательного пространства на основе принципа интеграции в вузах МВД.

Третий этап (2009–2011 гг.) – апробация педагогических условий формирования современного образовательного пространства на основе принципа интеграции в высшей школе МВД; определение этапов, критериев и показателей сформированности современного образовательного пространства на принципе интеграции в вузах МВД; систематизация и обобщение результатов исследования, уточнение теоретических выводов, оформление диссертации, определение перспектив изучения исследуемой проблемы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– теоретически обоснован процесс формирования современного образовательного пространства на основе принципа интеграции в высшей школе МВД, направленного на формирование правоохранительной профессионально-специализированной компетенции у курсантов (слушателей), отражающей когнитивные, оперативно-служебные, этические характеристики личности;

– определены и обоснованы общие (партисипативность, консенсуальность, центрация, аттракция) и педагогические (модульность, персонализации) принципы формирования интегративного образовательного пространства в высшей школе МВД;

– разработана и научно-методически обоснована проектно-кластерная модель формирования современного образовательного пространства на основе принципа интеграции в вузах МВД, включающая цель, задачи (установление интегративных связей в управлении профессиональной подготовкой будущих сотрудников органов внутренних дел; организация системной целостности содержания подготовки (общеобразовательной, общепрофессиональной, оперативно-розыскной, служебно-боевой); разработка программно-методического обеспечения формирования интегративного образовательного пространства, ориентированного на формирование у курсантов (слушателей) правоохранительной профессионально-специализированной компетенции), принципы, методы (когнитивно-ориентированные, проектно-кейсовые, профессионально-прикладные, стажировка), условия, этапы (адаптационный, содержательный, инновационный), критерии (структурность, функциональность, продуктивность);

– выявлены и апробированы педагогические условия формирования современного образовательного пространства на основе принципа интеграции в вузе МВД (организация сетевого взаимодействия вуза с подразделениями, учреждениями системы МВД; готовность преподавателей к формированию и использованию интегративного образовательного пространства с учетом современных требований к качеству подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел; создание интерактивной социально-профессионально-педагогической инфраструктуры).

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

– дана сущностная характеристика современного образовательного пространства (как многомерного и полифункционального образования, характеризующегося неразрывностью, процессуальностью, обновленным содержанием и выступающего объективным фактором личностно-профессионального развития и обучаемых, и преподавателей) и выявлены особенности формирования образовательного пространства на основе принципа интеграции в вузах МВД (коллегиально-авторитарная система управления, основанная на единоначалии; специфика профессиональной деятельности будущих сотрудников органов внутренних дел, связанная с выполнением оперативно-розыскных и служебно-боевых задач, формирование правоохранительной профессионально-специализированной компетенции);

– определены содержание (интегрированное средство профессионально-личностного развития будущего специалиста, созданное в процессе установления интегративных связей в управлении профессиональной подготовкой будущих сотрудников органов внутренних дел, организации системной целостности содержания (общеобразовательной, общепрофессиональной, оперативно-розыскной, служебно-боевой) подготовки, создания нового программно-методического обеспечения, кроссдисциплинарных технологий и обуславливающее быструю и эффективную адаптацию образовательных программ, учебно-методической и научно-исследовательской работы к возросшим требованиям к качеству подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел) и структура (оперативно-служебный, проектно-интегративный, информационно-коммуникационный, событийно-креативный, здоровьесберегающий, психолого-педагогический компоненты) интегративного образовательного пространства в вузе МВД, ориентированного на формирование у курсантов (слушателей) правоохранительной профессионально-специализированной компетенции.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны научно-методические рекомендации по формированию образовательного пространства на принципе интеграции в вузах МВД, включающие учебно-методические комплексы «Силовое задержание и сопровождение правонарушителя» «Обезоруживание правонарушителя», «Задержание под угрозой табельного оружия», «Помощь сотруднику (гражданину) при нападении на него» «Выявление и задержание нарядами милиции лиц, подозреваемых в совершении преступлений, оказание содействия подразделениям милиции», «Организация и проведение тактико-специальных учений по выполнению комплекса оперативно-служебных задач», «Освоение умений и навыков правоохранительной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности», «Начальная профессиональная подготовка сотрудников ОВД». Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования учебных курсов (слушателей) в системе профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел и повышения квалификации научно-педагогических кадров высшей школы МВД.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена последовательной опорой на современную методологию научного познания, использованием методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; корректной реализацией исходных теоретических положений и понятийно-терминологического аппарата исследования; проведением научных исследований в единстве с практической деятельностью автора; непротиворечивостью выводов современным научным представлениям о современном образовательном пространстве в вузе, а также длительностью исследования, тесной связью с педагогической практикой; вариативностью выборки; тщательной проверкой гипотезы исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования в профессионально-педагогическую практику проходили на всех этапах исследования. Ход и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях лаборатории специальной и практической подготовки в Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО, Международных, Всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Современная методика преподавания в учебных заведениях России» (Волгоград, 2004), «Проблемы укрепления законности и борьбы с преступностью: социально-правовые аспекты» (Казань, 2007), «Теория и практика разработки и реализации социально-экономических проектов в вузе» (Альметьевск, 2008), «Противодействие незаконному обороту наркотиков: пути повышения эффективности правоохранительной деятельности» (Омск, 2009). «Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов» (Орел, 2010). «Социально-правовые проблемы борьбы с преступностью на современном этапе» (Казань, 2011) Результаты исследования отражены в 32 публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит несколько параграфов, заключения, двух рисунков; трех таблиц; списка использованной литературы; приложений.

На защиту выносятся:

1. Содержание (интегрированное средство профессионально-личностного развития будущего специалиста, созданное посредством установления интегративных связей в управлении профессиональной подготовкой будущих сотрудников органов внутренних дел, организации системной целостности содержания подготовки, создания нового программно-методического обеспечения, кроссдисциплинарных технологий и обуславливающее быструю и эффективную адаптацию образовательных программ, учебно-методической и научно-исследовательской работы к возросшим требованиям к качеству подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел) и структура (оперативно-служебный, проектно-интегративный, информационно-коммуникационный, событийно-креативный, здоровьесберегающий, психолого-педагогический компоненты) интегративного образовательного пространства в вузе МВД ориентированного на формирование у курсантов (слушателей) правоохранительной профессионально-специализированной компетенции.

2. Проектно-кластерная модель формирования современного образовательного пространства на основе принципа интеграции в вузах МВД, включающая цель, задачи (установление интегративных связей в управлении профессиональной подготовкой будущих сотрудников органов внутренних дел; организация системной целостности содержания подготовки (общеобразовательной, общепрофессиональной, оперативно-розыскной, служебно-боевой); разработка программно-методического обеспечения формирования интегративного образовательного пространства, ориентированного на формирование у курсантов (слушателей) правоохранительной профессионально-специализированной компетенции), принципы, методы (когнитивно-ориентированные, проектно-кейсовые, профессионально-прикладные, стажировка), условия, этапы (адаптационный, содержательный, инновационный), критерии (структурность, функциональность, продуктивность).

3. Педагогические условия формирования современного образовательного пространства на основе принципа интеграции в вузе МВД (организация сетевого взаимодействия вуза с подразделениями, учреждениями системы МВД; готовность преподавателей к формированию и использованию интегративного образовательного пространства с учетом современных требований к качеству подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел; создание интерактивной социально-профессионально-педагогической инфраструктуры).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении сформулирована проблема исследования и обоснована ее актуальность; определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы, теоретико-методологические основы исследования; охарактеризованы этапы исследования; представлены научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; сформулированы положения, выносимые на защиту и отражающие основные результаты.

В первой главе «Теоретические основания формирования современного образовательного пространства на основе принципа интеграции» дана сущностная характеристика современного образовательного пространства и выявлены особенности формирования образовательного пространства на основе принципа интеграции в вузах МВД; теоретически обоснован процесс формирования современного образовательного пространства на основе принципа интеграции в высшей школе МВД, ориентирующего на формирование у курсантов (слушателей) правоохранительной профессионально-специализированной компетенции, определены сущность, содержание, структура и принципы формирования современного образовательного пространства на основе принципа интеграции в высшей школе МВД.

Установлено, что современное образовательное пространство – это многомерное и полифункциональное образование, характеризующееся неразрывностью, процессуальностью, обновленным содержанием и выступающее объективным фактором личностно-профессионального развития и обучаемых, и преподавателей. Принцип интеграции обеспечивает системную целостность и динамичность структурообразующих компонентов образовательного пространства, направленных на оптимизацию профессионального становления будущих сотрудников органов внутренних дел, формирование у них готовности к обучению через всю жизнь, способности к самоорганизации и конкурентоспособности в служебной деятельности.

Выяснено, что формирование интегративного образовательного пространства в вузах МВД обусловлено коллегиально-авторитарной системой управления, основанной на принципе единоначалия, спецификой профессиональной деятельности будущих сотрудников органов внутренних дел, связанной с выполнением оперативно-розыскных и служебно-боевых задач, а также формированием профессионально-специализированной компетенции.

Раскрыто содержание современного интегративного образовательного пространства в вузе МВД как интегрированного средства профессионально-личностного развития будущего специалиста, созданного посредством установления интегративных связей в управлении профессиональной подготовкой будущих сотрудников органов внутренних дел, организации системной целостности содержания (общеобразовательной, общепрофессиональной, оперативно-розыскной, служебно-боевой) подготовки, проектирования нового программно-методического обеспечения, кроссдисциплинарных технологий, обуславливающего быструю и эффективную адаптацию образовательных программ, учебно-методической и научно-исследовательской работы к возросшим требованиям к качеству подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел и ориентирующего субъектов педагогического процесса и правоохранительной деятельности на формирование у курсантов (слушателей) правоохранительной профессионально-специализированной компетенции.

Выявлены и обоснованы структурообразующие компоненты современного интегративного образовательного пространства в вузе МВД, ориентированного на формирование у курсантов (слушателей) правоохранительной профессионально-специализированной компетенции:

— оперативно-служебный, нацеленный на: приобретение опыта выполнения оперативно-розыскных и служебно-боевых задач; формирование способности понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы; выполнение гражданского и служебного долга, профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета; обеспечение законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, защиту граждан, охрану общественного порядка; осуществление профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; предупреждение преступлений и иных правонарушений использование при решении профессиональных задач особенностей тактики проведения оперативно-служебных мероприятий в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности;

— проектно-интегративный, направленный на: интеграцию содержания подготовки; проблемно-тематическую и целевую интеграцию дисциплин; субъектную интеграцию; интеграцию форм и методов обучения, теории и практики; формирование способности ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах; использование знаний и методов гуманитарных экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач; на анализ правоотношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; осуществление юридической экспертизы проектов нормативных актов, квалифицированные юридические заключения и консультации;

— информационно-коммуникационный, в рамках которого у курсантов (слушателей) формируется способность осуществлять коммуникацию, грамотно вести полемику и дискуссии, деловое общение на иностранных языках; работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями; применять основные методы, средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации; реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, проверять, анализировать, оценивать ее и использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений; соблюдать в профессиональной деятельности требования нормативных актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности; обеспечивать соблюдение режима секретности;

— событийно-креативный, созданный усилиями всех субъектов педагогического процесса и правоохранительной деятельности и направленный на формирование у курсантов (слушателей) непримиримости к коррупционному поведению, толерантности в социальном и профессиональном взаимодействии с учетом этнокультурных и конфессиональных различий; способности к рациональной работе в коллективе и кооперации с коллегами, конструктивному разрешению конфликтных ситуаций, а также способности эффективно использовать при выполнении профессиональных задач криминалистической и специальной техники;

— здоровьесберегающий, обуславливающий формирование и развитие у курсантов (слушателей): устойчивой ориентации на здоровый образ жизни, применение методов физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности; способностей осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, правомерно и эффективно применять и использовать табельное оружие и специальные средства; выполнять профессиональные задачи в особых условиях или чрезвычайных обстоятельствах, военное время; способностей по оказанию первой медицинской помощи, обеспечению личной безопасности и безопасности граждан в процессе решения служебных задач;

— психолого-педагогический, ориентированный на формирование у курсантов (слушателей) способности проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния; к способности применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы.

Определены и научно обоснованы общие принципы формирования современного интегративного образовательного пространства в высшей школе МВД: 1) партисипативности, обуславливающего как продуктивное взаимодействие институтов социально-педагогической и правоохранительной деятельности вуза, так и сотрудничество с научными организациями, подразделениями, учреждениями МВД, сотрудниками иных правоохранительных органов, представителями других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, с муниципальными органами охраны общественного порядка, трудовыми коллективами, гражданами, со средствами массовой информации, заинтересованными в повышении качества подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел; 2) консенсуальности, опосредующего взаимное согласие и ответственность субъектов педагогического процесса и правоохранительной деятельности по обеспечению педагогических условий профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел к успешному выполнению оперативно-розыскных и служебно-боевых задач и формирования у них правоохранительной профессионально-специализированной компетенции; 3) центрации, направленного на признание приоритета субъектной самореализации курсантов (слушателей) в процессе профессионального становления и формирования способности к самоанализу своих возможностей, самосовершенствованию, адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям; 4) аттракции (от лат. Attrahere – привлекать, притягивать), обеспечивающего системную целостность целевого, мотивационного, содержательного, процессуально-деятельностного, контрольно-оценочного компонентов педагогического процесса и правоохранительной деятельности.

Определены и научно обоснованы педагогические принципы формирования современного интегративного образовательного пространства в высшей школе МВД: 1) модульности, обеспечивающего в пределах образовательного модуля комплексное освоение знаний, умений, навыков и приобретение опыта выполнения оперативно-розыскных и служебно-боевых задач в рамках формирования конкретной компетенции в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности; 2) персонализации, обуславливающего интегрированное и целенаправленное воздействие на развитие свойств субъектности; определение у каждого будущего сотрудника органов внутренних дел индивидуальной траектории формирования правоохранительной профессионально-специализированной компетенции.

Обосновано формирование у курсантов (слушателей) правоохранительной профессионально-специализированной компетенции как интегративного качества личности, влияющего на усвоение правовых знаний и способность к их активному применению в оперативно-розыскной и служебно-боевой деятельности, а также на развитие морально-психологической устойчивости, профессионально-личностный рост и карьеру, исходя из требований специальности и стандартов квалификации.

Правоохранительная профессионально-специализированная компетенция включает следующие интегративные характеристики личности:

— когнитивные – позитивное мышление; усвоение теоретических знаний о сущности и структуре правоохранительной деятельности, мировоззренческих основ современных проблем жизнедеятельности; осознание необходимости соблюдения правовых норм; способность понимать и анализировать мировоззренческие социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации, значение гуманистических ценностей, свободы и демократии;

— оперативно-служебные – способность выявлять, пресекать уголовные преступления и административные правонарушения; применять в профессиональной деятельности теоретические основы раскрытия и расследования преступлений, использовать в целях установления объективной истины по конкретным делам технико-криминалистические методы и средства, тактические приёмы производства следственных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений; раскрывать преступления; осуществлять производство дознания по уголовным делам, административным правонарушениям и иные виды административных производств; организовывать и выполнять розыск лиц; обеспечивать защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

— этические – способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами профессиональной этики и служебного этикета, применять при решении профессиональных задач психологические средства и приёмы.

Во второй главе «Модель формирования современного образовательного пространства в вузах МВД на основе принципа интеграции и результаты ее экспериментальной апробации» представлены проектно-кластерная модель и педагогические условия формирования современного образовательного пространства в вузах МВД; определены этапы, критерии и показатели сформированности современного образовательного пространства в вузах МВД; описаны результаты опытно-экспериментальной работы.

Разработана проектно-кластерная модель формирования интегративного образовательного пространства в вузах МВД. Проектная составляющая предполагает рассмотрение целей, содержания, технологий профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел как проект инновационной деятельности на интегративной основе. Это обуславливает взаимосвязь целевого, мотивационного, содержательного, процессуально-деятельностного, контрольно-оценочного компонентов профессиональной подготовки. Кластерная составляющая обеспечивает интегрированное взаимодействие между субъектами профессиональной подготовки и правоохранительной деятельности, что приводит к созданию особой формы инновации – «совокупного инновационного продукта», проявляющегося в качестве профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел.

Достижение поставленной цели (построение образовательного пространства на основе принципа интеграции, ориентированного на формирование у курсантов (слушателей) правоохранительной профессионально-специализированной компетенции) предусматривает решение ряда задач:

1) установление интегративных связей в управлении профессиональной подготовкой будущих сотрудников органов внутренних дел, содействующих многомерному взаимодействию субъектов управления, развитию их профессиональной мобильности, формированию у курсантов (слушателей) правоохранительной профессионально-специализированной компетенции и готовности к выполнению оперативно-розыскных и служебно-боевых задач;

2) организация системной целостности содержания общеобразовательной, общепрофессиональной, оперативно-розыскной, служебно-боевой (тактико-специальной, огневой, физической, морально-психологической и служебной подготовки);

3) разработка программно-методического обеспечения формирования интегративного образовательного пространства, обуславливающего поиск и разработку организационно-педагогических и методических механизмов доведения научных результатов до их практического применения в деятельности субъектов педагогического процесса и правоохранительной деятельности (см. рисунок 1).

Качественное отличие представленной модели состоит в том, что она является знаниево-деятельностной и направлена на построение образовательного пространства на основе принципа интеграции, ориентированного на формирование у курсантов (слушателей) правоохранительной профессионально-специализированной компетенции.

В совокупность педагогических условий формирования современного образовательного пространства на основе принципа интеграции в вузах МВД включены организация сетевого взаимодействия вуза с подразделениями и учреждениями системы МВД; готовность преподавателей к формированию и использованию интегративного образовательного пространства с учетом современных требований к качеству подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел; создание интерактивной социально-профессионально-педагогической инфраструктуры.

Организация сетевого взаимодействия вуза с подразделениями и учреждениями системы МВД представляет особый вид совместной деятельности, направленный на концентрацию различного типа ресурсов, развитие вариативных форм социального партнерства, интеграцию учебно-образовательной деятельности.

Рис. 1. Проектно-кластерная модель формирования современного образовательного пространства на основе принципа интеграции (на примере вузов МВД)

Сетевое взаимодействие вуза с подразделениями и учреждениями системы МВД возможно при условии их заинтересованности в подготовке будущих сотрудников органов внутренних дел к успешному выполнению оперативно-служебных задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью; соорганизации потребностей во взаимодействии и стратегических целей; формирования общего ценностно-смыслового пространства деятельности; вовлеченности всех субъектов сети в процесс разработки и принятия управленческих решений; открытости, развитии системы внешних связей; экспертно-аналитического сопровождения деятельности, мониторинга и обсуждения результатов изменений в сетевых формах взаимодействия. Сетевое взаимодействие вуза с подразделениями и учреждениями системы МВД обеспечивает практическую направленность оперативно-розыскной и служебно-боевой подготовки и неукоснительное выполнение программ обучения в процессе служебной деятельности; интеграцию содержания профессиональной подготовки с актуальными направлениями борьбы с преступностью и оперативной обстановкой в регионе.

Следующее педагогическое условие формирования интегративного образовательного пространства в вузах МВД – готовность преподавателей к формированию и использованию интегративного образовательного пространства с учетом современных требований к качеству подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел.

Готовность – это качественная характеристика личности, включающая активно-действенное состояние, систему методологических знаний и компетенций; способность к самоопределению и саморазвитию. Психологическими предпосылками готовности к выполнению конкретной задачи являются ее понимание, осознание ответственности, определение методов работы. Затрудняют формирование готовности пассивное отношение к задаче, отсутствие плана действий и намерения максимально использовать свой опыт. Готовность преподавателей к формированию интегративного образовательного пространства с учетом современных требований к качеству подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел диалектично взаимосвязана с их методологической культурой и опытом служебной деятельности. В качестве основных компонентов методологической культуры можно выделить: владение современными методологическими знаниями по педагогике и психологии, правоохранительной деятельности; компетентность в организации условий деятельности, адекватных поставленной педагогической задаче; предметная компетентность; компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности. С одной стороны, преподаватели высшей школы МВД – практикоориентированные специалисты, воздействующие на курсанта (слушателя) научными достижениями, личностными качествами, служебно-боевыми заслугами. С другой стороны, преподаватель – ведущая фигура педагогического процесса, взаимодействующая с курсантами (слушателями) на основе концептуальных гуманистических принципов образования, направленных на подготовку компетентных специалистов.

Нами выявлены структурообразующие элементы готовности преподавателей к формированию интегративного образовательного пространства с учетом современных требований к качеству подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел: мотивационный – положительное отношение к формированию интегративного образовательного пространства; интеллектуально-логический – представления о структуре интегративного образовательного пространства и методах его формирования; оценочный – методическая рефлексия, способность к самоанализу, самокритике.

В совокупность педагогических условий формирования интегративного образовательного пространства в вузах МВД включено и создание интерактивной социально-профессионально-педагогической инфраструктуры. Интерактивный характер социально-профессионально-педагогической инфраструктуры обусловлен особенностями внутриличностной и межличностной коммуникации в процессе профессиональной подготовки. Интерактивная социально-профессионально-педагогическая инфраструктура – это система диалогического взаимодействия субъектов учебно-образовательного процесса и правоохранительной деятельности, институтов социально-педагогической деятельности вуза и условий микросоциума обеспечивающая субъектную самореализацию и подготовку курсантов (слушателей) к успешному выполнению оперативно-розыскных и служебно-боевых задач по охране правопорядка и борьбес преступностью.

Опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий формирования интегративного образовательного пространства в вузах МВД проводилась с 2003 по 2011 год, на базе ФГКОУ ВПО «Казанского юридического института МВД России». В опытно-экспериментальной работе приняли участие 85 преподавателей и 248 курсантов (слушателей). Контрольной группой стали 123 курсанта (слушателя), обучающиеся по специальности «Правоохранительная деятельность» и 35 преподавателей. Экспериментальную группу составили 125 курсантов (слушателей), обучающиеся по специальности «Юриспруденция» и 50 преподавателей. Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

В рамках констатирующего этапа (2003-2005 годы) было выявлено отношение преподавателей, курсантов (слушателей), сотрудников учреждений системы МВД к формированию в вузе интегративного образовательного пространства; проанализированы интегративные связи в управлении профессиональной подготовкой будущих сотрудников органов внутренних дел. В ходе бесед с преподавателями выяснено, что интеграция является одной из важнейших тенденций взаимодействия и развития образования, носит глобальный характер и рассматривается как принцип эффективного развития профессионального образования при подготовке курсантов (слушателей) в вузе МВД. По мнению сотрудников учреждений системы МВД, реализация межпредметных связей в процессе профессиональной подготовки курсантов (слушателей) способствует развитию взаимосвязи теоретического и практического мышления будущего сотрудника. По результатам констатирующего этапа были разработаны учебно-методические комплексы «Освоение умений и навыков правоохранительной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности», «Начальная профессиональная подготовка сотрудников ОВД».

На формирующем этапе (2005-2009 гг.) были выявлены – педагогические условия формирования интегративного образовательного пространства в вузах МВД. Разработаны сетевые форматы взаимодействия (концентрация ресурсов, социальное партнерство, интеграция служебно-боевой) и направления взаимодействия (научно-методическое, нормативно-управленческое, оперативно-служебное, информационное). Созданы и апробированы сетевые образовательные программы (тактико-специальные учения, оперативно-тактические учения «Антитеррор», создана и функционирует «Юридическая клиника», акции «Мобильник возвращается домой», «Игровые автоматы», «Нет наркотикам»). Разработаны и внедрены учебно-методические комплексы: «Выработка навыков сотрудников патрульно-постовой службы милиции у курсантов первого курса»; «Межвузовских оперативно-тактических учений».

С преподавателями проведены научно-методические мероприятия: деловые игры; ситуативные тренинги; подготовка и защита проектов; круглые столы «Антикоррупционные образования в системе ОВД: организационно-правовые аспекты формирования антикоррупционного поведения сотрудников ОВД», «Правовая система и вызовы современности» «Национальная безопасность России: тенденции и перспективы», «Конфликты в организациях: управление конфликтной ситуацией» учебные тревоги, тактико-специальные учения.

В рамках создания интерактивной социально-профессионально-педагогической инфраструктуры разработан и реализован проект «Против коррупции»; учреждена научно-практическая секция Совета МВД России по науке и передовому опыту в МВД по РТ, в состав, которой вошли МВД по Республике Татарстан, Казанский юридический институт МВД России, Филиал ВНИИ МВД по Республике Татарстан; проведены оперативно-тактические учения по охране объектов универсиады; созданы многоуровневые модели интерактивных комплексов по служебно-боевой, физической, огневой и тактико-специальной подготовке.

На контрольном этапе (2009-2011 гг.) эксперимента были апробированы педагогические условия, выявлены этапы формирования интегративного образовательного пространства (адаптационный, содержательный, инновационный) на основании следующих критериев: 1) структурность – консолидация вуза с подразделениями, учреждениями системы МВД и местным сообществом, направленная на межкорпоративное взаимодействие, установление оперативных информационных связей и обеспечивающая практическую направленность оперативно-розыскной и служебно-боевой подготовки, взаимосвязь ее содержания с оперативной обстановкой в регионе и актуальными направлениями борьбы с преступностью; 2) функциональность – система устойчивого взаимодействия вуза с подразделениями, учреждениями системы МВД и местным сообществом, направленная на формирование единого информационно-коммуникативного пространства, повышение качества оперативно-розыскной и служебно-боевой подготовки курсантов (слушателей) к успешному выполнению задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью; обеспечение и неукоснительное выполнение программобучения в процессе оперативно-служебной деятельности; 3) продуктивность – структурно-функциональная интеграция вуза с подразделениями, учреждениями системы МВД и местным сообществом, направленная на проектно-целевое сотрудничество по формированию у курсантов (слушателей) правоохранительной профессионально-специализированной компетенции, обеспечению качества обучения в системе оперативно-розыскной и служебно-боевой подготовки.

Характеристика этапов следующая.

Адаптационный этап – имеют место проблемно-тематическая и целевая интеграция дисциплин; субъектная интеграция; интеграция форм и методов обучения, теории и практики; формирование у курсантов (слушателей) профессиональных идеалов, готовности к обучению через всю жизнь, устойчивого и позитивного интеллектуального и ценностно-эмоционального отношения к своей профессии, опыта выполнения оперативно-розыскных и служебно-боевых задач. В учебно-образовательной практике используются когнитивно-ориентированные, проектные, профессионально-прикладные методы подготовки. Вместе с тем следует отметить, что межкорпоративное взаимодействие вуза с подразделениями, учреждениями МВД и местным сообществом направлено лишь на концентрацию различного типа ресурсов, не сформировано единое информационно-коммуникативное пространство; оперативно-розыскная и служебно-боевая подготовка имеет практическую направленность, однако ее содержание не достаточно взаимосвязано с оперативной обстановкой в регионе и актуальными направлениями борьбы с преступностью. Интегративные связи в управлении профессиональной подготовкой будущих сотрудников органов внутренних дел не установлены. Не разработано научно-методическое обеспечение формирования интегративного образовательного пространства вуза на основе компетентностного подхода. У преподавателей вуза пассивное отношение к формированию интегративного образовательного пространства.

Содержательный этап – характеризуется интеграцией содержания профессиональной подготовки (проблемно-тематической и целевой интеграцией дисциплин, субъектной интеграцией, интеграцией форм и методов обучения, теории и практики, интеграцией в оперативно-служебной подготовке); формированием у курсантов (слушателей) профессиональных идеалов, готовности к обучению через всю жизнь, опыта выполнения оперативно-розыскных и служебно-боевых задач. Служебно-боевая подготовка имеет практическую направленность, ее содержание взаимосвязано с оперативной обстановкой в регионе и актуальными направлениями борьбы с преступностью. Активно применяются в учебно-образовательной практике когнитивно-ориентированные, проектно-кейсовые, профессионально-прикладные методы подготовки. Сетевое взаимодействие вуза с подразделениями, учреждениями МВД и местным сообществом направлено на концентрацию различного типа ресурсов, развитие вариативных форм социального партнерства, формирование единого информационно-коммуникативного пространства. Субъекты сетевого взаимодействия заинтересованы в подготовке будущих сотрудников органов внутренних дел к успешному выполнению оперативно-служебных задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью, формировании правоохранительной профессионально-специализированной компетенции. У преподавателей вуза позитивное отношение к формированию интегративного образовательного пространства. Однако, не достаточно развиты интегративные связи в управлении профессиональной подготовкой будущих сотрудников органов внутренних дел. Не разработано научно-методическое обеспечение формирования интегративного образовательного пространства вуза на основе компетентностного подхода.

Инновационный этап – характеризуется интеграцией содержания профессиональной подготовки и ее взаимосвязью с оперативной обстановкой в регионе и актуальными направлениями борьбы с преступностью; формированием у курсантов (слушателей) правоохранительной профессионально-специализированной компетенции; активным применением когнитивно-ориентированных, проектно-кейсовых, профессионально-прикладных методов подготовки. Сетевое взаимодействие вуза с подразделениями, учреждениями МВД и местным сообществом направлено на интеграцию учебно-образовательной и правоохранительной деятельности, формирование единого информационно-коммуникативного пространства, с целью подготовки курсантов (слушателей) к успешному выполнению оперативно-розыскных и служебно-служебных задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью. Разработано научно-методическое обеспечение формирования интегративного образовательного пространства вуза на основе компетентностного подхода. У преподавателей вуза имеет место готовность к формированию интегративного образовательного пространства. Развиты интегративные связи в управлении профессиональной подготовкой будущих сотрудников органов внутренних дел. Созданы многоуровневые модели интерактивных комплексов по служебно-боевой, физической, огневой и тактико-специальной подготовке(см. табл. 1).

Таблица 1

Динамика формирования современного образовательного пространства на основе принципа интеграции в ФГКОУ ВПО «Казанский юридический институт МВД России»

Этапы

Критерии

Адаптационный

2005 год

Содержательный

2009 год

Инновационный

2011 год

Структурность

(Создание консолидированных структур вуза с учреждениями, подразделениями МВД и местным сообществом)

Оперативные штабы– 2

Оперативные совместные совещания – 36

Совет ветеранов – 1

Оперативные штабы– 5

Оперативные совместные совещания-48

Совет ветеранов-1

Оперативные штабы – 6

Оперативные совместные совещания – 50

Совет ветеранов – 1

Родительский совет – 1

Общественный совет-1

Функциональность

(Реализация системной целостности содержания, подготовки и взаимодействия с оперативной обстановкой в регионе)

Учебные тревоги – 2

Командно штабные тренировки – 2

Учебные тревоги – 2

Командно штабные тренировки – 2

Оперативно-тактические учения – 1

Акции-3

Интернет сайт КЮИ МВД РФ – 1

Видеоконференции – 6

Программа блочно-модульного обучения ППС -1

Учебные тревоги – 4

Командно-штабные тренировки – 5

Оперативно-тактические учения – 2

Комплексно-тактические учения – 4

Акции – 5

Интернет сайт КЮИ МВД РФ – 1

Программа блочно-модульного обучения ППС – 1

Видеоконференции – 16

Совещания в режиме видеоконференций – 23

Продуктивность

(Организация проектно-целевых форм и много-уровневых инновационных моделей подготовки)

Научно-практическая секция КЮИ МВД, отделения НИИ МВД и МВД по РТ-1

Научно-практическая секция КЮИ МВД, отделения НИИ МВД и МВД по РТ – 1

Проект «против коррупции» – 1

Локальная электронная сеть -– 1

Международная полицейская ассоциация – 1

Научно-практическая секция КЮИ МВД, отделения НИИ МВД и МВД по РТ – 1

Проект «против кор-рупции» – 1

Интерактивные ком-плексы по служебно-боевой подготовке – 3

Локальная электронная сеть – 1

Международная полицейская ассоциация – 1

Электронная библиотека – 1

В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и выводы проведенного исследования.

1. Создание в вузе интегративного образовательного пространства обуславливает профессиональную подготовку курсантов (слушателей) в рамках профессиональной деятельности, создает базу для обучения в течение всей служебной деятельности, и обеспечивает формирование правоохранительной профессионально-специализированной компетенции.

2. Проектно-кластерная модель формирования современного образовательного пространства на основе принципа интеграции в вузах МВД предусматривает установление интегративных связей в управлении профессиональной подготовкой будущих сотрудников органов внутренних дел, организацию системной целостности содержания общеобразовательной, общепрофессиональной, оперативно-розыскной, служебно-боевой подготовки, разработку программно-методического обеспечения и ориентирует субъектов педагогического процесса и правоохранительной деятельности на повышение качества оперативно-розыскной и служебно-боевой подготовки курсантов (слушателей) к успешному выполнению задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью; обеспечение и неукоснительное выполнение программ обучения в процессе правоохранительной деятельности.

3. Педагогические условия формирования современного образовательного пространства на принципе интеграции в высшей школе МВД (организация сетевого взаимодействия вуза с подразделениями, учреждениями системы МВД; готовность преподавателей к формированию и использованию интегративного образовательного пространства с учетом современных требований к качеству подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел; создание интерактивной правоохранительной социально-профессионально-педагогической инфраструктуры) нацелены на содержательный, технологический и кадровый компоненты учебно-образовательного процесса. Это обеспечивает качество профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел к успешному выполнению оперативно-розыскных и служебно-боевых задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью, высокую морально-психологическую устойчивость личности.

4. Этапы (адаптационный, содержательный, инновационный), критерии (структурность, функциональность, продуктивность) и показатели сформированности в вузах МВД современного образовательного пространства на основе принципа интеграции отражают процессы устойчивого взаимодействия вуза с подразделениями, учреждениями системы МВД и местным сообществом, обуславливающие установление оперативных информационных связей и обеспечение практической направленности оперативно-розыскной и служебно-боевой подготовки, взаимосвязи ее содержания с оперативной обстановкой в регионе и актуальными направлениями борьбы с преступностью.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. Однако проблема формирования в вузах МВД современного образовательного пространства на основе принципа интеграции требует своего дальнейшего исследования. Можно обозначить следующие перспективы дальнейших исследований данной проблемы: создание многоуровневых моделей оперативно-розыскной и служебно-боевой (тактико-специальной, физической, огневой и морально-психологической) подготовки; разработка мониторинга качества служебно-боевой подготовки курсантов (слушателей) к успешному выполнению задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью; механизмы сетевого взаимодействия вуза с подразделениями, учреждениями МВД и местным сообществом.

Основные положения и результаты исследования отражены в 32 публикациях автора общим объемом 26.5 п.л.:

Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Кубасов, О.П. Педагогическая интеграция: сущностная характеристика / О.П. Кубасов // Известия Южного федерального университета. – Ростов на Дону, 2008. – №10.– С. 22-29.

2. Кубасов, О.П. Интеграция в образовании: сущностная характеристика/ О.П. Кубасов // Казанский педагогический журнал. – Казань: изд-во ИПП ПО РАО, 2008. – №10. – С. 70-77.

3. Кубасов, О.П. Формирование интегративного образовательного пространства в вузах Министерства внутренних дел (МВД) / О.П. Кубасов // Образование. Наука. Научные кадры. – 2011. – №1. – С. 201-205.

4. Кубасов О.П. Сущностная характеристика интегративного образовательного пространства в вузах министерства внутренних дел (МВД) / О.П. Кубасов // Казанский педагогический журнал. – 2011. – №2. – С. 54-59.

Научные статьи, учебно-методические пособия, рекомендации и учебные программы, опубликованные в иных изданиях:

5. Кубасов, О.П. Физическая подготовка в образовательном пространстве вуза МВД России / О.П. Кубасов // Материалы Международного педагогического форума. – Ростов н/Д.: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. – Ч. 2. – С. 84-87.

6. Кубасов, О.П. Образовательное пространство как педагогическая категория / О.П. Кубасов // Альманах современной науки и образования. — Тамбов: Грамота. 2008. – № 10 (17). – С. 87-89.

7. Кубасов, О.П. Физическая подготовка как основополагающий фактор образовательного пространства служебно-боевой подготовки / О.П. Кубасов // Юбилейная научно-практическая конференция. – Казань: КЮИ МВД России, 2009. – С. 207-209.

8. Кубасов, О.П. Методологические подходы к трактовке интеграции в образовании / О.П. Кубасов // Научные труды КЮИ МВД России. – Казань: КЮИ МВД России, 2009.-№ 9.- С.361-367.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст