Формирование сообщества асеан социокультурное измерение

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Факультет мировой экономики и мировой политики

Кафедра международных экономических организаций и европейской интеграции

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему Формирование сообщества АСЕАН: социокультурное измерение

Студент группы № АИ2

Мурашова А.С.

Научный руководитель

к.п.н., доц. Канаев Е.А.

Москва, 2013 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2

1 Теоретическое обоснование интеграционных процессов в регионе Юго-Восточной Азии …………………………………………………………………………………………6

1.1 Основные положения неофункционализма как теории региональной интеграции…………………………………………………………………………………………….6

1.2Предпосылки создания социокультурного сообщества АСЕАН …………………………………………………………………………………………14

2 Практические аспекты создания социокультурного сообщества АСЕАН ………………………………………………………………………………17

2.1 Особенности социокультурного сообщества АСЕАН на основе анализа Плана для СКС………………………………………………………………………………17

2.2 Возможности углубления интеграции АСЕАН: применение опыта ЕС……………………………………………………………………………………..23

2.3 Особенности защиты прав рабочих-мигрантов в АСЕАН…………………37

3 Внерегиональные условия формирования социокультурного сообщества АСЕАН ……………………………………………………………………………….49

3.1 Влияние бизнеса на формирование социокультурного сообщества АСЕАН..49

3.2 Влияние взаимодействия АСЕАН и ЕС в рамках форума АСЕМ на укрепление социокультурной идентичности стран АСЕАН……………………..65

Заключение…………………………………………………………………………..74

Введение

Современный этап мирового развития характеризуется повышенным вниманием политиков, историков и общественности к наиболее перспективным областям интеграции, в частности к интеграции региональной. Региональная интеграции – это важная черта современных международных отношений, интеграционные группировки, на данный момент, стали важной составляющей современной глобальной политики и экономики. Одни из наиболее успешных примеров такого регионального объединения является Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии – АСЕАН. Будучи основана в 1967 году, Организация, благодаря своему активному развитию привлекает к себе существенное внимание. На данный момент, в эту Ассоциацию входят 10 стран Юго-Восточной Азии: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Таиланд, Сингапур, Филиппины.

Происходящая трансформация роли региональной кооперации в Азии к более глубокому взаимодействию определенно свидетельствует о постепенном и устойчивом укреплении мирового глобального взаимодействия. В современном глобализирующемся мире увеличившееся влияние регионального компонента развития стало играть значительную роль в мировой политике. Приоритет регионального взаимодействия стран Юго-Восточной Азии является важным показателем интеграции и взаимодействия в странах ЮВА в различных областях: экономической, политической, социокультурной. Желание усиливать интеграционный процесс вызывает необходимость искать новые пути развития для АСЕАН. Подписание Балийского соглашения II, подтвердило стремление АСЕАН к 2015 году создать интегрированное объединение, основанное на трех сообществах: экономическом, социокультурном и сообществе безопасности. В данной работе рассматривается Социокультурное сообщество, как одна из частей структуры АСЕАН. Таким образом, АСЕАН, на данный момент, является наиболее институционализированной структурой в Азиатско-Тихоокеанском регионе (далее — АТР).

Объект данного исследования – АСЕАН, предмет – Социокультурное сообщество. Теоретический инструментарий, выбранный нами для исследования региональной интеграции – неофункционализм, причины использования этой теории, преимущества и недостатки раскрыты в первой главе данной работы.

Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: Социокультурное сообщество представляет собой не более чем гипотетический проект, без реального наполнения. Добиться его реализации возможно при сочетании экономического и политического факторов. Фактор политической воли необходим для построения таможенного союза, который является следующим этапом после зоны свободной торговли. Построение таможенного союза предполагает установление общего внешнего тарифа в торговле с третьими странами. Эта мера поможет получить общие средства всего АСЕАН, которые целесообразно распределить на реализацию проекта построения социокультурного сообщества (в частности для выравнивания экономического развития стран региона).

Общая идентичность возможна при условии свободного перемещения людей в пределах АСЕАН (безвизовое пространство), обеспечения равных прав для граждан всех стран интеграционного проекта, на основе вышеперечисленного (а также учитывая фактор «общего исторического наследия») возможно формирование общих ценностей и лояльности населения к АСЕАН, повышение уровня легитимности проекта.

Цель работы заключается в том, чтобы, основываясь на официальных документах Ассоциации, так же как и на изучении работ экспертов выбранной нами области исследования, оценить возможности и препятствия для АСЕАН на пути формирования Социокультурного сообщества АСЕАН к 2015 году.

Задачи, соответствующие поставленной цели:

1) Объяснить предпосылки интеграции в Социокультурной сфере с позиции неофункционализма.

2) Обозначить преимущества неофункционализма.

3) Провести ретроспективный анализ формирования АСЕАН.

4) Выявить взаимозависимость между экономической и социокультурной интеграцией.

5) Обозначить факторы, способствующие интеграционному процессу и факторы, которые ослабляют интеграционные тенденции в социокультурном сообществе АСЕАН.

6) Провести сравнительный анализ интеграционных процессов в Европейском Союзе с аналогичными процессами в АСЕАН.

7) Определить уровень влияния трудовой миграции на построение Социокультурного сообщества АСЕАН.

8) Провести анализ фактора корпоративной социальной ответственности.

9) Определить уровень влияния Форума Азия — Европа (далее – АСЕМ) на формирование Социокультурного сообщества в АСЕАН.

Структура данной диссертации непосредственно коррелирует с целью и задачами данного исследования. Диссертация состоит из трех глав, введения, заключение и списка литературы. В первой главе, “Теоретическое обоснование интеграционных процессов в регионе Юго-Восточная Азия ” Мы раскрываем основные положения теории неофункционализма, формирования интеграционного объединения в регионе ЮВА, наряду с анализом понятия Путь АСЕАН и его влиянием на интеграционные процессы в регионе. Вторая глава, “Практические аспекты формирования Социокультурного сообщества АСЕАН ” посвящена изучению непосредственно Социокультурного сообщества АСЕАН, исторических предпосылок его формирования. В данной главе также раскрываются внутренние аспекты формирования Социокультурного сообщества АСЕАН, основные направления его формирования. На основе компаративного анализа интеграционных процессов в АСЕАН и аналогичных процессов в ЕС мы выявляем связь между уровнем экономической интеграции в регионе и развитием его Социокультурных связей. В третьей главе “Внешние условия формирования Социокультурного сообщества АСЕАН” анализируется степень того, насколько транснациональный бизнес и взаимодействие АСЕАН и ЕС в рамках форума АСЕМ влияют на формирование Социокультурного сообщества. В данном диссертационном исследовании используется несколько типов источников: основные документы АСЕАН; речи, декларации, официальные заявления, монографии и статьи экспертов ЮВА; периодические издания, соответствующие выбранной нами тематике.

Теоретическую основу данного исследования составляют работы в области политической науки и теории международных отношений, включая труды по развитию АСЕАН и влиянию на этот процесс глобальных условий. Необходимо упомянуть труды следующих авторов, таких как Малетин Н.П., Степанов Е.Д., Торкунов А., Богатуров А.Д., Цыганков П.А., Кортунов С.В., Канаев Е.А., Колдунова Е.В., Сумский В.В. и другие. Среди зарубежных исследователей стоит указать таких, как Амитав Ачария (Amitav Acharya), Десмонд Болл (Desmond Ball), Родольфо Северино (Rodolfo C. Severino), Майкл Лайфер (Michael Leifer), Эммануэль Адлер (Adler Emanuel).

 

1 Неофункционализм как основа анализа процесса региональной интеграции в АСЕАН.

1.1 Основные положения неофункционализма.

Современные исследователи международных отношений справедливо уделяют большое внимание толкованию процессов региональной интеграции. Особенно важным является объяснение тенденций, которые приводят к добровольному созданию большей, чем государство, политической единицы.

На настоящий момент существует несколько теорий, описывающих процесс интеграции. В переводе с латыни слово “integratio” означает сращивание, восполнение, “integrare” – превращать в целое, “integer” – целое.

Таким образом, интеграция – процесс объединения, сращивания частей в некоторую целостность. В нашем случае объектом анализа является социокультурная интеграция в рамках АСЕАН. Однако, данная область взаимодействия стран АСЕАН является наиболее слабо интегрированной. Таким образом, рассматривать социокультурную интеграцию необходимо в связке с интеграцией экономической, при успешном проведении последней, сближение в рамках социокультурного сообщества будет проходить гораздо эффективней.

Одной из наиболее распространенных теорий, описывающих процесс региональной интеграции, является неофункционализм, основоположниками которого были Эрнст Хаас, Джозеф Най, Леон Линдберг, Стюарт Шейнгольд. Несмотря на то, что изначально неофункционализм появился как наиболее логичное и последовательное по сравнению с функционализмом объяснение европейской интеграции, мы считаем целесообразным применить его в случае рассмотрения специфики интеграции стран АСЕАН. Немаловажным фактором является и так называемый “демонстрационный эффект” ЕС. Под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений, как правило, и у других государств появляется желание вступить в эту организацию либо же вобрать все лучшее из нее и создать некое собственное объединение.

Неофункционализм вышел за рамки сугубо европейской теории и доказывает свою состоятельность в глобальном масштабе.

Первое, что хотелось бы отметить, это причина, по которой мы отдаем предпочтение неофункционализму. Основные положения функционализма были учтены неофункционалистами: теория о формировании международных организаций, которые помогают государствам эффективней выполнять свои функции, формирование наднациональных структур и делегирование суверенитета, выделение отдельных сфер для кооперации государств.

Неофункционализм является пересмотром функционализма и определением региональных рамок теории. Именно неофункционализм определен как теория региональной интеграции, в то время как функционализм региональную интеграцию не объясняет, делая упор на анализ международных организаций. Так же, одним из недостатков функционализма является невнимание к политической интеграции, за что их в частности, критикуют неофункционалисты. В рамках неофункционализма существуют категории общего интереса, трансформации лояльности элит, эффект перетекания- “spillover effect”.

Конечной и самой главной целью любой экономической активности является улучшение условий всех, участвующих в этой активности субъектов, как в экономическом, так и в социокультурном плане. Эти слова Эрнста Хааса очень четко показывают зависимость между такими сферами как экономика и культура, что дает нам возможность рассматривать социокультурную интеграцию, о которой пойдет речь в данной работе, в непосредственной корреляции с экономикой.

Так же данное утверждение вписывается в вышеупомянутую нами концепцию spillover. Термин «spillover» ввел Леон Линдберг в 1963г., исследователь объяснил эффект перетекания следующим образом: «первоначальная цель и передача полномочий центральным институтам порождает ситуацию или цепь событий, которые возможно разрешить только через дальнейшее увеличение спектра целей и передачи полномочий».

По словам Хааса, именно стремление создать общий рынок в экономической сфере является самым продуктивны для развития региональной интеграции и максимизации эффекта перетекания.

Изучение региональной интеграции помогает понять, как и почему страны объединяются в те или иные региональные группы. Необходимо отметить, что наименьшая вероятность возникновения “эффекта перетекания” была замечена в военных союзах. Данный тезис можно проиллюстрировать практическим примером предшествующих АСЕАН неудачных проектов объединения в Юго-Восточной Азии, таких как блок СЕАТО(1954)- Договор о коллективной обороне в Юго-Восточной Азии, в который, наряду с США и рядом европейских стран, входили Таиланд, Филиппины. Но блок так и не смог создать политико-экономический союз, который был бы направлен против проникновения коммунистических идей в регион. Одной из самых главных проблем стала проблема расширения состава СЕАТО, так как остальные страны ЮВА отказались участвовать в явно проамериканском объединении. Что касается Филиппин и Таиланда, то их опасения оказаться в изоляции от остальных стран ЮВА из-за своей проамериканской направленности оказались настолько сильными, что блок вскоре стал несостоятельным.

Позже, на совещании в Бангкоке в августе 1961 года Таиланд, Филиппины и Малайская Федерация подписали Бангкокскую Декларацию об образовании Ассоциации Юго-Восточной Азии-АСА. Эта организация вплоть до официального самороспуска в 1967 году так и не смогла привлечь в свои ряды ни одного нового государства ЮВА. Аутсайдеры были по-прежнему не склонны связывать себя с сообществом, члены которого ориентировались, по их мнению, на военно-политическое сотрудничество со странами Запада.

Хаас так же убежден, что главным тормозом для успешного регионального интегрирования является разница в экономическом развитии стран-участниц. А так как основным фактором стимуляции интеграции является открытие национальных экономик, то это может быть потенциально опасным для экономик слаборазвитых стран, которые стремятся к протекционизму. Результаты такой интеграции могут быть объективно негативными, что отрицательно скажется на восприятии населением стран региона объединений в, какого-либо, рода ассоциации и союзы. Таким образом, очевидно, что страны с не конкурентоспособной экономикой могут, заведомо, не выдержать глобальной конкуренции. Однако, если интеграционная группа является достаточно зрелой, то в ее рамках формируется успешное во всех отношениях общее социоэкономическое пространство.

Региональная интеграция опирается и на цивилизационные ценности, “полюсы цивилизационного воздействия”, исповедующие общие традиции, собственную идеологию и стиль жизни (“европейский”, “азиатский”, “латиноамериканский” – ЕС, АСЕАН, МЕРКОСУР соответственно). Таким образом, региональная интеграция поддерживает высокий уровень устойчивости, которая прямо пропорциональна степени внутреннего разнообразие человечества.

Очевидно, что интеграция это не резкий скачок, а продуманный, постепенный процесс, в котором присутствуют свои закономерности. Делая акцент на экономическую интеграцию, так как именно она на данный момент является наиболее успешной в рамках АСЕАН, следует привести ступени экономической интеграции Б. Балассы, которые отображают этапы успешной экономической интеграции :

зона свободной торговли,

таможенный союз,

общий рынок

экономический и валютный союз

полная экономическая интеграция.

АСЕАН уже прошел первую стадию данной классификации — учреждение зоны свободной торговли внутри Ассоциации. Помимо этого у АСЕАН как сообщества существует несколько ЗСТ с внешними партнерами, такими как Китай, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Япония и так далее. Конечно, стоит отметить что ЗСТ высшего уровня, то есть застрагивающее все 4 свободы ( перемещение товаров, услуг, людей и капиталов) АСЕАН имеет пока лишь с Австралией.

Параллельно с экономической интеграцией должна развиваться и политическая, которая проявится в создании общих наднациональных институтов. Причем очень важно, чтобы политика и экономика следовали параллельно. В противном случае, организации, которые основываются лишь на политических заявлениях в скоро времени покажут свою несостоятельность ( пример СЕАТО, АСА).

В первые десятилетия своего существования, АСЕАН с трудом поддерживала кооперацию, так как за политическими лозунгами не следовало никакого реального взаимодействия. Несмотря на то, что формально организация провозгласила своей основой экономические интересы, изначально мотивом образования АСЕАН были именно политические стремления защиты внутренней стабильности, так как организация была создана на антикоммунистической основе. Однако, помимо этого объединительного фактора, было много других, которые разобщали и из-за чего первые десятилетия существования организации эксперты считают уместным называть “топтанием на месте”. У стран был достаточно скудный опыт взаимодействия который, помимо прочего, смешивался с территориальными и этническими противоречиями. Что, по мнению Т.Сулицкой, ставило под сомнение жизнеспособность организации.

Таким образом, вплоть до 1976 года значимых успехов в интеграции у стран АСЕАН не было. Главной причиной являлось стремление стран начать сближение политически при наличии слишком многих для этого препятствий и при игнорировании необходимости согласования интересов экономических. Без выполнения вышеперечисленных условий, закономерно, что странам не удавалось сблизиться и в социокультурной сфере.

В последних работах по региональной интеграции Хаас отдельно указывает на необходимость учета социальных сил, изменений в восприятии и выражает надежды, что свободы передвижения, обеспеченные общим рынком, способствуют повышению уровня доверия и позитивного восприятия. Очевидно, что данного фундамента для эффективного социокультурного взаимодействия у АСЕАН долгое время не было. Уместно на наш взгляд привести цитату Мохаммада Садли, профессора Университета Индонезия: “…страны были слишком заняты поисками мер доверия”.

Таким образом, лишь с 1970-х годов Ассоциация начала существовать реально, а не эфемерно, и началось это существование со стимулирования взаимных хозяйственных связей. Экономика, обладая внутренней логикой, сильнее, чем «капризные повелевания политиков». Документально это было подтверждено принятием “Декларации согласия АСЕАН” которая определила механизм экономической интеграции провозглашенной в качестве основной цели создания АСЕАН. В течение следующего десятилетия экономические показатели ряда стран АСЕАН существенно возросли, увеличился объем валового внутреннего продукта на душу населения. Однако на долю межрегионального товарооборота приходилось всего15%. Ассоциация лишь подошла к порогу создания ЗСТ. Договоренность о создании ЗСТ была достигнута в 1992 году на саммите в Сингапуре, и именно этот момент стал поворотным в истории Ассоциации. Далее мы можем наблюдать типичный эффект перетекания: побочным, но эффективным и качественно новым явлением внутриасеановской интеграции стало создание субрегиональных экономических зон (СРЭЗ) АСЕАН. Выступая в марте 1997 года в Маниле, Генеральный Секретарь организации А. Сингх прямо указал на необходимость институционализировать СРЭЗ патронажного участия в их деятельности Совещания министров экономики стран АСЕАН. Наглядно демонстрируется тезис неофункционализма об эффективной интеграции на основе взаимного и поэтапного развития политической и экономической кооперации. Уместным будет привести тезис Хааса о том, что функционирование общего рынка по большей части является основанием для образования политического союза. Вальтер Хальштейн — председатель первой еврокомиссии создаваемого ЕС Общего рынка, так же высказывался в поддержку тезиса о постепенной интеграции: «Каждое общее действие создает основание, необходимость для дальнейших совместных действий […] Ежедневно растет круг задач, с которыми можно справиться только путем совместного сотрудничества».

Далее страны ставят перед собой задачу преодоления разрыва в уровнях экономического развития, без которого усиления дальнейшей интеграции не представляется возможным. Но как раз на этом этапе у Ассоциации возникли очевидные трудности. Гораздо более привлекательным для стран — членов кажется взаимодействие не внутри организации, а за пределами. Однако, не стоит спешить с выводами о несостоятельности тезиса о неизбежном укреплении экономического взаимодействия. Ссылаясь на последовательность Ная — Шмиттера: совпадение изначальных целей – разочарование — влияние внешних факторов — переоценка мотивов участников — решение проблем и увеличение институционализации, мы видим, что незначительные препятствия на пути региональной интеграции не могут быть критическими для ее осуществления.

Неофункционалисты так же указывали на необходимость лояльности элит к процессу интеграции. В данном случае в своей работе, помимо прочего, мы рассмотрели пример того, как бизнес может привнести вклад в формирование устойчивого Социокультурного сообщества.

Проводя анализ в рамках неофункционализма, можно сделать вывод о том, что успешность интеграции во многом зависит от прямой в ней заинтересованности национальных элит. В частности, заинтересованность в успешном ведении бизнеса может вызвать эффект перетекания. Таким образом, соблюдение компаниями корпоративной социальной ответственности через ряд факторов приводит к укреплению социокультурной интеграции. Очевидно, что не только стремление руководителей государств могут усиливать интеграцию, но и другие группы интересов так же могут оказывать свое влияние. В категорию таких агентов входят: большой бизнес — транснациональные корпорации, ученые, деятели культуры и образования, организации гражданского общества т.д. Так же, по мнению неофункционалистов, противоречия между государствами не должны восприниматься как нечто, способное остановить интеграцию. Наоборот, интеграция станет своеобразным ключом к разрешению тех или иных противоречий. Следовательно, один из главных уроков ЕС для АСЕАН является постоянный поиск компромисса.

Подводя итог, мы суммируем все указанные нами выше причины, по которым для анализа перспектив формирования социокультурного сообщества АСЕАН была выбрана именно теория неофукнционализма:

Данная теория описывает именно региональную интеграцию, в нашем случае АСЕАН является именно таким региональным интеграционным объединением.

Этапы развития интеграции в рамках АСЕАН полностью укладываются в положения данной теории: начало эффективного взаимодействия на основе корреляции политики и экономики, наличие эффекта перетекания в различных сфера взаимодействия, влияние лояльности элит на формирование интеграционного объединения.

Так как неофункционализм как теория зародился для объяснения самого успешного на данный момент примера эффективной региональной интеграции-интеграции в рамках ЕС, то мы считает логичным использовать опыт данного объединения как образец для проработки будущих совместных действий по сближению среди стран АСЕАН.

Таким образом, мы считаем уместным сделать анализ эффективности АСЕАН как интеграционного объединения, и спрогнозировать его развитие в будущем, основываясь на теории неофункционализма.

1.2 ЮВА как культурно-цивилизационная общность. ASEAN Way как социокультурная особенность АСЕАН.

Регион Юго-восточной Азии, в рамках которого была создана Ассоциация стран юго-восточной Азии — АСЕАН, является мультикультурным. Тем не менее, есть ряд общих черт, которые характерны практически для всех стран, входящий в Ассоциацию:

1) общий опыт колониальной зависимости

2) их общее стремление бороться за свободу

3) низкие стандарты жизни

Каждое государство в АСЕАН имеет свои собственные различные экономические ресурсы и политические интересы, так же как и культурные традиции. Стремление гармонизировать интересы стран в рамках Ассоциации потребует понимания, кооперации и компромисса. А так же некоторой доли риска. Очевидно, что лишь волевые решения способны трансформировать ткань региона в интегрированное сообщество.

Большое значение имеет то, что страны АСЕАН в своей Декларации 1967г. упомянули о духе добрососедства, что является, очевидно, положительным изменением в их внешних политиках за годы автономного существования и вынужденного разделения, и говорит о серьезном намерении продвигаться вперед к интеграции.

Особое влияние на формирование целостного и эффективного интеграционного объединения оказывает существование крепких социокультурных связей между народами региона.

АСЕАН появился в 1967 г. 8 августа в составе Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда которые подписали Декларацию АСЕАН в Бангкоке. Согласно этой Декларации страны подтверждали свою историческую связь и убежденность в необходимости дальнейшего усиления кооперации. Они объединились в Ассоциацию, чтобы интенсифицировать экономический рост, социальный прогресс и культурное развитие региона. Примечательным является то, что страны АСЕАН договорились о достижении всего вышеперечисленного, выбирая свой собственный, уникальный путь интеграции — ASEAN Way или Путь АСЕАН.

Концепция Путь АСЕАН, означает, что все решения принимаются государствами на основе консенсуса и что невмешательство во внутренние дела государств и уважение их суверенитета являются ключевыми в реализации их планов по достижению эффективной интеграции. Из вышесказанного следует так же, что страны-члены Ассоциации больше тяготеют к свободной реализации принимаемых решений в рамках АСЕАН.

Такое понимание Пути АСЕАН возникло из истоков ее образования, когда страны-основательницы стремились стабилизировать их региональные взаимоотношения, чтобы быть уверенными, что они свободны в решении их внутренних проблем. Позже, на основе различных заявлений, документов и конвенций, новый Устав АСЕАН был обнародован в 2007 году. В нем невмешательство и консенсус в принятии решений были уже формализованы как правила формирующие основу будущих действий Ассоциации.

Регион Юго-восточной Азии является пестрым по своему составу управленческих моделей. В данном регионе присутствуют монархии, демократии, авторитарные режимы. Экономически развитые страны соседствуют с государствами, которые только на пути к этому.

В социальной и культурной сферах — разнообразие это то слово, которое может действительно охватить различные уклады жизни, которые существуют в регионе.

Социокультурное различие стран АСЕАН не остановило лидеров государств региона стремиться к кооперации. Существует Устав и другие формальные документы, которые направлены на укрепление Социокультурного сообщества. Страны АСЕАН считают, что укрепление сотрудничества в экономике и в безопасности возможно лишь тогда, когда в государствах существуют небезразличные общества.

2 Внутренние аспекты формирования СКС

2.1 Особенности социокультурного сообщества АСЕАН на основе анализа Плана для СКС.

СКС стремится: привнести вклад в построение в АСЕАН сообщества, которое было бы ориентировано на людей и социально ответственно, с целью создать в будущем общество солидарности и единства наций и народов АСЕАН, через продвижение общей идентичности и построения заботливого сообщества, которое было бы гармоничным и состояло бы из социально благополучного населения.

В создание СКС большой вклад привнесли Филиппины. Уже в 1962, Филиппины представили рабочий документ по созданию СКС в АСА. На 10-м саммите АСЕАН, они стали инициаторами создания СКС, которое бы дополнило АЭС. СКС имел в своем ведении социальное и культурное измерение развития и интеграции в АСЕАН. Это было важным шагом АСЕАН в демонстрации собственной зрелости как интеграционного объединения.

Таким образом, СКС было интегрировано в Видение АСЕАН 2020 от 1997 года. На 13 саммите в Сингапуре в ноябре 2007 года, лидеры согласились создать План для СКС, который бы включал в себя конкретные действия и программы, показывающие, что новая опора начала эффективную работу. Филиппины создали план действий, чтобы подтвердить намерение АСЕАН имплементировать СКС.

Этот план включал в себя 4 основных элемента:

1)Построение небезразличного сообщества для того, чтобы бороться с бедностью и успешно проводить инновации в сфере социальной защиты.

2)Управление социальным фактором экономического сближения через построение конкурентоспособной человеческой ресурсной базы.

3)Стабильная защита окружающей среды и эффективное природоохранное законодательство.

4)Усиление регионального социального взаимодействия для построения Сообщества АСЕАН в 2020 г.

Все эти четыре основных элемента были позже переработаны в рамках Плана АСЕАН в 6 характеристик сообщества: человеческое развитие, социальное благополучие и защита, социальная справедливость и права, обеспечение стабильного состояния окружающей среды, построение идентичности АСЕАН и сужение разрыва в развитии между странами.

Важно отметить, что выполнение последнего пункта является залогом успеха в обеспечении реализации предыдущих пяти. И очевидно, что сужение разрыва в развитии между странами возможно именно через правильное распределение средств сообщества, и предшествующей этому верной их аккумуляции.

Подробнее рассмотрим каждую из выделенных нами характеристик:

Человеческое развитие выражено в увеличении благосостояния и

благополучия народов АСЕАН через инвестирование в образование, человеческие ресурсы и строительство, предпринимательство,

популяризацию английского языка, развитие науки и техники.

2) Обеспечение социального благополучия и его защита — это шаги, которые АСЕАН собирается предпринять для уменьшения разрыва в уровне развития стран-членов. В этой связи страны должны уделять особое внимание защите окружающей среды и предупреждению природных катастроф и должны иметь возможность адекватно решать проблемы защиты здоровья жителей Ассоциации. Защита здоровья включает в себя эффективное взаимодействие по противодействия пандемии и развитию регионального взаимодействия.

3) Обеспечивая защиту прав человека и социальной справедливости СКС побуждает каждого члена Ассоциации соблюдать права человека во всех сферах, что так же включает права женщин и детей и защиту других мало защищенных групп. Так же, важную роль в построении эффективного СКС играет защита мигрантов.

4) Другой аспект это обеспечение защиты окружающей среды. Цель АСЕАН — продвигать развитие чистых или, так называемых, зеленых технологий.

5) Построение единой идентичности АСЕАН — эта амбициозная инициатива призвана продвигать общие ценности единства в многообразии среди всех социальных уровней.

Идентичность АСЕАН определяется коллективными нормами, ценностями, убеждениями и стремлениями стран Ассоциации. Так же важным является уважение культурного наследия, сотрудничество и обмен культурной информацией, а так же проведение мероприятий по продвижению единой идентичности АСЕАН.

6) Сужение разрыва между развивающимися и развитыми странами АСЕАН.

Важно отметить, что выполнение последнего пункт является залогом успеха в обеспечении предыдущих пяти. Очевидно, что сужение разрыва в развитии между странами возможно именно посредством правильного распределения средств сообщества, и предшествующей этому продуктивной их аккумуляции.

Есть ряд препятствий, которые присутствуют уже на документальном этапе оформления СКС. Мы решили рассмотреть некоторые из них, чтобы дать адекватную оценку того, насколько вероятно создание действенного СКС в будущем.

План для СКС АСЕАН определил государства-члены как единственные акторы СКС. План для СКС так же делает акцент на роли масс-медиа и неправительственных организации. Тем не менее, АСЕАН так же ограничивает общественные организации списком в дополнении 2 к Уставу АСЕАН. Таким образом, аккредитованными гражданскими организациями в основном являются федерации профессиональных организаций и гражданских объединений. Такие объединения занимаются в основном гуманитарными вопросами и вопросами развития.

В статье 2.2 1 Устава АСЕАН говорится о том, что «необходимо уважать разные культуры, языки и религии народов АСЕАН, делая акцент на общих ценностях и духе единства в разнообразии». Уважение к разнообразию так же упомянуто в Проекте СКС и регулирует любые попытки некой культурной гегемонии в государствах-членах. Таким образом, СКС не может вводить правила, которые, так или иначе, проявляют неуважение к культуре или обществу государства-члена.

Необходимо указать то, что вышеперечисленная активность имеет добровольный характер для стран АСЕАН. Что и является существенным тормозом по ее эффективному проведению.

То есть все, что прописано в Плане СКС не является обязательным и зависит от возможностей того или иного государства достигать очерченные в документе цели. Таким образом, не соблюдающее План государство не подвергается каким-либо санкциям. Тем не менее, страны-члены должны сообщать о своих достижениях по имплементации Плана у себя на родине во время встреч комитета главных представителей СКС. Следовательно, подписание Плана является неким политическим заявлением стран-членов, а его исполнение – обязательством морального характера.

Мы видим высокую степень институционализации в СКС, несмотря на то, что сама АСЕАН всегда считалась во многом неформальной организацией. В данном случае, институционализация проявляется в определении целей, установлении акторов, которые смогут привнести вклад в достижение этих целей и определении процедур по достижению этих целей.

Важно помнить, что мультикультурализм — это одна из главных характеристик региона ЮВА. Тем не менее, в рамках СКС то, что называется формированием идентичности сверху вниз, представляет собой определенный риск для СКС и для АСЕАН в целом. Не исключается несовпадение взглядов элит и общества на сам процесс интеграции в рамках СКС и на его результаты. Общество, построенное исключительно на удовлетворении стремлений элит может оказаться неустойчивым и хрупким.

Тем не менее, Батун-Гарсия считает, что данное утверждение совсем не обязательно является верным и делает высокие ставки на успешное построение идентичности потому, что очевидны намерения АСЕАН стать цельным региональным объединением. «АСЕАН — это больше, чем экономический или политический аппарат. Ассоциация ставит себе цель стать в полной мере региональным объединением, состоящим из людей, объединяющих свои цели и ценности».

По мнению Рудольфо Северино, «Без более глубокого чувства региональной идентичности – объединения интересов каждого с общими интересами и общим благополучием — истинная стабильность и региональная экономическая интеграция не были бы возможными».

В восприятии элит и государств, сообщество и идентичность тесно связаны друг с другом. Однако вызывают опасения возможные конфликты между мультикультурализмом и построением региональной идентичности. В Плане описано стремление построения данной идентичности, как «основы региональных интересов ЮВА и как коллективного самосознания, норм, ценностей и убеждений». К тому же, важно понимать, что государственная идентичность не обязательно является идентичностью индивидуальной.

Джонсон в дальнейшем выявила, что то, что понимает АСЕАН под общей региональной идентичностью не является на данный момент настолько четко определенным, чтобы быть воссоздано на практике.

Как подчеркивает Джонсон, АСЕАН не хватает внутреннего осознания того, что же такое быть АСЕАНовцем, что в себя включает это понятие. По нашему мнению, прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо иметь конкретный набор ощутимых преимуществ проживания в Ассоциации, и именно данные преимущества пока не могут быть очевидными для жителей ЮВА.

Построение региональной идентичности является гораздо более сложным процессом, нежели построение идентичности национальной. В значительной мере из-за того, что все страны мультикультурны и мультиэтничны. Таким образом, формирование мультикультурализма сверху вниз является некой утопией.

Официальные документы СКС не дают нам ответа на вопрос о том, заинтересован ли отдельный житель АСЕАН в построении региональной идентичности. Есть очевидная необходимость в сбалансировании видения элит с чаяниями простых граждан по вопросу построения монолитного сообщества.

На национальном уровне демократического общества, правительства, которые не ответственны по отношению к народу, могут быть смещены. Такая ситуация возможна потому, что через общественный договор люди и государства понимают, что и те, и другие имеют определенные роли, которые они должны выполнять. В рамках СКС такой социальный контракт отсутствует. Государства через правительства решили создать СКС, идея которого может быть чуждой народам АСЕАН. Это создает своеобразный разрыв между самой Ассоциацией и людьми и не дает возможность формальным институтам проникнуть в сознание индивидов.

Государства, организации гражданского общества, академические и бизнес сообщества могут быть сгруппированы как элиты, контролирующие создание СКС. Тем не менее, сознание индивида, который является гражданином одной из страны-члена, может и не прочувствовать идею СКС. Таким образом, это мешает ему или ей представить сообщество, в котором он является именно асеановцем. Неизбежно, это тормозит формирование его идеи об институтах, которые контролируют границы более широкие, чем его собственное государство.

2.2 Возможности интеграции АСЕАН: применение опыта ЕС.

Стоит отметить, что традиционной ошибкой государств АСЕАН является отделение сфер интеграции и попытки сделать их автономными. На самом деле, пример ЕС показывает нам эффективность параллельного развития интеграции, как в экономике, так и в политике, что в дальнейшем станет катализатором социокультурного единства региона. Для реализации всех проектов, затрагивающих социальную защиту и культурное взаимодействие необходимо выделять серьезные суммы, которые невозможно получить без совместных усилий по экономической кооперации, которая в дальнейшем поможет высвободить достаточное количество средств на эти цели. Одновременно с этим, необходим так же и механизм эффективного распределения этих средств и контроля за их использованием, что, в свою очередь, предполагает создание наднациональных институтов, способных продуктивно осуществлять все возложенные на них функции. Очевидно, что все вышеперечисленное может остаться лишь в рамках деклараций до тех пор, пока страны не проявят должную политическую волю и готовность идти на уступки во взаимодействии друг с другом.

В частности, это касается и делегирования части полномочий наднациональным органам, в целях эффективного функционирования АСЕАН как интеграционного объединения. К сожалению, последнее предложение рассматривается странами-членами АСЕАН, как покушение на их суверенитет, который является основой Пути АСЕАН. Однако, если смотреть на данный вопрос шире, то делегирование полномочий в данном случае будет иметь своей целью увеличение эффективности работы Ассоциации.

Важно определить, сможет ли социокультурное сообщество быть должным образом институциализировано и продвинуто дальше. Важность построения данного сообщества подробно изложена в Плане АСЕАН от 2009 г. по построению социокультурного сообщества. Но фактические методы, с помощью которых можно было бы достичь все поставленные цели являются размытыми и, в таком случае, чрезвычайно разнообразными. Перед АСЕАН встают сразу несколько вопросов: какие именно социальные образования могут существовать в рамках социокультурного сообщества? Какие регуляторы нужны для того, чтобы контролировать его деятельность? Какие шаги необходимо предпринять для того, чтобы эффективно контролировать взаимодействие между странами АСЕАН? Сможет ли достижение всего вышеперечисленного снизить неопределенность, в целом усилить региональную интеграцию и социокультурное сообщество в частности?

Формирование лояльности граждан АСЕАН к Ассоциации должно быть четко продумано. В данном случае лучшим примером, показывающим способы достижения общественной лояльности, является Европейский Союз. Поэтапно пройдя все ступени интеграции по лестнице Б. Баласса, ЕС смог создать довольно успешный механизм консолидации и распределения общих средств, в частности на социокультурные проекты. Анализируя Европейскую стратегию безопасности и фактические достижения ЕС, мы пришли к выводу, что именно параллельная интеграция политики и экономики, наличие политической воли государств, способствует эффективному функционированию интеграционного объединения и обеспечению его комплексной безопасности.

В целях доказательства обозначенного выше тезиса, мы считаем уместным провести компаративный анализ пройденных этапов интеграции в ЕС и в АСЕАН. Очевидно, что изучение примера ЕС, как наиболее успешного интеграционного проекта на данный момент, будет способствовать достижению ощутимых результатов и использованию всех преимуществ региональной интеграции в АСЕАН.

Пример европейского интеграционного проекта показывает, что лояльность общества к интеграционному объединению напрямую зависит от осознания первым практической выгоды от углубленного сотрудничества нескольких стран. Таким образом, формируются и общие ценности народов региона, в качестве основы социокультурного сообщества, что является одной из ключевых целей существования АСЕАН. Очевидно, что экономически близкие государства будут стремиться сотрудничать на взаимовыгодных условиях, смогут эффективно вести транснациональный бизнес. Для рационального распределения средств из общего бюджета необходимо будет создать орган, который будет отвечать за распоряжение средствами. Таким образом, политическая и экономическая интеграция будут взаимодополнять друг друга, увеличивая преимущества АСЕАН для стран в нее входящих.

Сравнивая историю объединения стран ЕС и АСЕАН, стоит отметить, что и в первом и во втором случае, большую роль играл политический фактор. В случае с ЕС это было стремление стран Европы не допустить нового возвышения Германии и тем самым не допустить больше возникновения еще одной мировой войны. В ситуации со странами ЮВА катализатором объединения была необходимость защитить свои государства от возможного проникновения коммунистических идей из Китая и Вьетнама.

В обоих случаях, организации декларировали в первую очередь экономическую цель объединения. Однако, в случае ЕС экономика стала реальной, осознанной странами основой политического взаимодействия и в последующем, эффективного позиционирования на международной арене в качестве единого актора — Союза. Несмотря на то, что изначально ЕС не планировался быть чем-то большим, чем сообщество экономического взаимодействия, мы видим, что успешное прохождение всех этапов экономической интеграции привело к формированию Союза, успешно функционирующего в самых различных областях, помимо экономики. Самые первый договор 1951 г. о формировании Европейского объединения угля и стали был не просто пустой декларацией о намерениях. Первые значительные шаги в европейском интеграционном проекте были сделаны для того, чтобы передать руководство добывающей и сталелитейной промышленности во Франции и Германии наднациональному органу. Главной целью ЕОУС было помочь странам Европы преодолеть послевоенный кризис в ключевых секторах экономики, посредством отмены торговых барьеров.

Эффективное взаимодействие стран на основе данного соглашения привело к формированию Зоны свободной торговли в ЕС в 1957 г. с подписанием Римского договора о создании Европейского Экономического Сообщества и Европейского Сообщества по атомной энергии. Таким образом, торговые барьеры между странами Сообщества были устранены. Была разработана общая сельскохозяйственная политика и политика помощи третьим странам. В 1967 г. произошло сращивание исполнительных органов трех Сообществ, таким образом, появляется единая Европейская Комиссия, контролирующая выполнение решений Европейских Сообществ и соблюдение директив и регламентов странами-членами. Изначально, управление ЕОУС, ЕЭС и Евратомом проводилось разными органами. В 1967 г. произошло сращивание руководящих институтов Сообществ, и появился новый орган — Европейская Комиссия, которая стала институциональной основой современного Европейского Союза. Главная роль Европейской Комиссии состоит в том, чтобы обеспечивать имплементацию договоров, учреждающих ЕС. Комиссия уполномочена выдвигать законодательные инициативы, отслеживать выполнение директив и регламентов. Так же в случае невыполнения того или иного соглашения, Комиссия имеет право применять санкции, в том числе, обращаться в Европейский Суд.

Несмотря на то, что общий рынок был поставлен как одна из целей ЕЭС еще в 1957, настоящий прогресс в этой сфере долгое время был незначительным. Положение изменилось лишь с принятием Единого Европейского Акта 1-го июля 1987 г. Этот документ установил дедлайн по переходу к общему рынку с четырьмя свободами — первое января 1993 г.

ЕЕА внес значительные изменения в процесс принятия решений. До его введения, принятие решений должно было происходить единогласно. Это тормозило процесс интеграции: сначала один, а потом другой представитель той или иной страны вставал на позицию протекционизма и голосовал против какого-либо акта, который имел ключевое значение для углубления интеграции.

После того, как ЕЕА вступил в силу, появилась возможность голосовать квалифицированным большинством голосов по всем вопросам, которые касались создания общего рынка (за исключением вопросов о налогах и свободном передвижении граждан).

Другим важным элементом ЕЕС явилось введение принципа субсидиарности. Данный принцип заключается в том, что решение должно быть выполнено на том уровне, где его реализация будет более эффективной. Таким образом, было установлено, что те вопросы, которые целесообразней урегулировать на национальном уровне, будут решаться на уровне государств. Однако, тот ряд вопросов, который будет эффективней рассматривать на уровне наднациональном. Юридические акты и соглашения, целью которых является продвижение к общему рынку, были приняты в сферах гармонизации стандартов, налогов и транспортного законодательства, так же как и в сфере взаимного признания дипломов о высшем образовании.

Гармонизация стандартов производства различных товаров, включая производство экологически чистых продуктов, так же как и гармонизация правил о безопасном труде – для защиты прав работников и покупателей , стала необходимой мерой, которая смогла предотвратить нарушение правил честной конкуренции в рамках либерализации на рынках товаров, услуг, капиталов.

В декабре 1991г., главы государств и правительств стран-членов ЕС на встрече в Маастрихте сделали решающий шаг на пути к дальнейшей интеграции: было решено создать Европейский Союз, который дополнялся бы новыми формами сотрудничества, общей внешней политикой и общей политикой безопасности — ОВПБ, взаимодействием в области правосудия и внутренних дел.

Договор о Европейском Союзе был подписан 6-го февраля 1992 г., и вступил в силу 1-го ноября 1993 г. Согласно этому договору было установлено: единое европейское гражданство, т.о. все граждане стран-участниц автоматически получают гражданство ЕС. Каждый гражданин ЕС имеет право на свободное передвижение и выбор места жительства в рамках ЕС, возможность выставлять свою кандидатуру или быть избирателем на местных или общеевропейских выборах в стране пребывания, пользоваться защитой дипломатических и консульских служб за пределами Союза.

Что касается АСЕАН, то с момента ее образования в 1967 г., с подписания Бангкокской Декларации, и до фактических шагов к интеграции прошло более 10-и лет. В своей монографии Н.П. Малетин справедливо указывает, что в момент создания АСЕАН и в первые годы ее функционирования, основной акцент делался на преодолении противоречий и урегулировании конфликтов между партнерами по Ассоциации ради выживания самой организации. Договорное оформление Ассоциации происходит в 1976 г. с подписанием Балийского Договора о Дружбе и Сотрудничестве в АСЕАН и Декларации согласия АСЕАН.

В 1977 г. происходит подписание соглашения о преференциальной торговле. Однако, данный документ нельзя назвать эффективным из-за слишком большого списка товаров-исключений. Окончание Холодной войны и появление НАФТА, общего Европейского рынка заставили страны АСЕАН действовать в защиту своих собственных торговых интересов. В 1993 г. было подписано соглашение о создании АФТА — Азиатской Зоны Свободной Торговли (Asian Free Trade Area) к 2008 г. Главными целями, очерченными в данном документе, были: экономическое взаимодействие, поддержание экономического роста, уменьшение и устранение неторговых барьеров. Главный способ реализации вышесказанного включал в себя CEPT- Соглашение о преференциальных тарифах. (Common Effective Preferential Tariff). Данное соглашение предусматривало снижение тарифов от 0-5%, с существованием списка товаров-исключений. Таким образом, очевидно, что формирование ЗСТ в рамках АСЕАН проходило очень сложно и, по сути, является таковым с некоторыми оговорками на все еще присутствующий минимальный процент тарифов и ряд нетарифных ограничений.

Так же, к данному моменту не было создано никакого координирующего наднационального органа, кроме как существующего с 1976 г. Секретариата АСЕАН со штаб-квартирой в Джакарте. Решение о его создании было принято на встрече министров иностранных дел. Он был создан, чтобы координировать работу АСЕАН и для более эффективной имплементации проектов АСЕАН. В 1992 г. на саммите в Сингапуре полномочия Секретариата были расширены, в том числе ему была предоставлена возможность выдвигать свои инициативы в области интеграции. Однако, по мнению исследователей, Секретариат так фактически и остался органом, отвечающим лишь за проведение саммитов АСЕАН и различного рода встреч министров. Несмотря на то, что Секретариат был наделен более широким спектром полномочий, он остается слабым институтом, по сравнению с наднациональными органами ЕС. Таким образом, ограничивая спектр ответственности Секретариата, АСЕАН считает себя приверженной своим принципам уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела стран.

В 1998 году было принято решено продвигать регион ЮВА как инвестиционно привлекательный, в этих целях было выдвинуто предложение о создании AIA (инвестиционная зона АСЕАН). Однако, существование списка товаров, не входящих в СЕРТ тормозило достижение этой цели. Так же принцип добровольности играл не последнюю роль в замедлении процесса интеграции. Страны Индокитая серьезно опасались и опасаются за свои собственные экономики, в случае если им придется открыть свои рынки, они окажутся уязвимыми перед импортными товарами. Другая проблема это малые объемы торговли в рамках АСЕАН.

Так, в 2001 году только 22% всего экспорта стран АСЕАН приходилось на внутрирегиональную торговлю, а в 1993 было лишь на 1% меньше. Таким образом, очевиден провал в реальном уменьшении тарифов.

Позже, в 2003 году было заключено новое Балийское Соглашение II, в частности оно касалось стремления создать общий рынок без всяких ограничений и подтверждало стремление следовать Плану Видение АСЕАН 2020 г. Позже этот срок сократился до 2015 г. Страны-члены Ассоциации должны были по возможности убирать нетарифные ограничения к 2005 г., унифицировать требования таможенного контроля к 2004 г, разрешить свободное передвижение квалифицированных рабочих. Тем не менее, принцип консенсуса был снова подтвержден. Так же был создан орган АСЕАН по контролю за выполнением договоренностей, контролирующий выполнение странами оговоренных правил, но его решения не являются обязательными.

В связи с этим возникает вопрос, какие действия стоит предпринять странам АСЕАН для того, чтобы направить интеграцию, в частности в СКС в правильное русло? Ответить на этот вопрос нам поможет анализ опыта ЕС в построении общего рынка и предыдущих этапах интеграционного процесса.

Норман Палмер предложил ряд инструментов для анализа различий в типе регионализма ЕС и АСЕАН. Он выделяет два типа регионализма — старый и новый. Главными характеристиками старого регионализма он называет: развитие по направлению к общей интеграции, отход от национального суверенитета, тенденции к федерализму. Тем не менее, в странах третьего мира и в ЮВА в особенности, характеристиками нового регионализма являются взаимозависимость, как следствие глобализирующегося рынка, и национализм, появившийся в процессе строительства наций, которое до сих пор не завершено в ряде государств ЮВА.

Европейская интеграция развивалась как вертикально, так и горизонтально, а после принятия Маастрихтсткого договора федералистская природа Союза окрепла. С другой стороны, в момент создания и в процессе развития АСЕАН, глобальная и региональная взаимозависимость приобретала осязаемые черты, что было отмечено в основных документах АСЕАН. Несмотря на региональную кооперацию, тем не менее, суверенитет имеет исключительное значение для стран региона ЮВА.

Складывание регионализма в ЮВА происходило в постколониальном мире, где важными факторами были: тренд антиколониализма, неприсоединение и блоковая структура. В заключении, новая экспортоориентированная модель, воспринятая от Японии, Тайваня и Южной Кореи, стала одним из важнейших элементов регионализма ЮВА, который так же дистанцировался от регионального развития остального третьего мира.

В Европе же основная масса идей о продолжении региональной интеграции и возможных путях ее осуществления (федералистская модель, неофункциональное видение интеграции, либеральный межправительственный подход, теория многоуровневого управления), появилась в период Холодной войны и блокового противостояния. Помимо функционалистских экономических моделей были сформированы политические цели интеграции. Западная Европа и Европейская интеграция предполагали включить в себя элементы, которых не было у Восточных сателлитов СССР — демократию, верховенство закона, защиту прав и фундаментальных свобод человека.

Что же касается АСЕАН, то главными ценностями Ассоциации были названы: экономический рост, основанный на авторитарном управлении трудом, зарплатами и обменным ставками. Хотя эта модель имела различные вариации применения в самой Азии и даже в рамках ЮВА она называется здесь «Азиатской экономической моделью».

Соответственно, как мы уже отмечали, модель регионализма в ЮВА характеризуется значительный акцентом на суверенитете. Таким образом, антиколониальная риторика была непосредственно объединяющим фактором для стран АСЕАН.

Возвращаясь к Евросоюзу, следует отметить, что отмена внутреннего контроля на границах — создание Шенгенской Зоны стало значительным шагом ЕС, который существенно повлиял на положительное отношение к Союзу его жителей. После подписания Амстердамского договора 2-го октября 1997 года, общий визовый режим стал частью соглашения о ЕС через постепенное распространение механизма Шенгенских соглашений почти во всех странах ЕС. Так же расширилось число сфер, где решения могут приниматься большинством голосов. Некоторые акты ЕС могут быть законами прямого действия.

К моменту образования Шенгенской зоны (и вступления в силу соответствующих соглашений), общий рынок ЕС находился на последней стадии своего активного формирования. Важно отметить, что общий рынок ЕС основывался на четырех свободах передвижения: товаров, капитала, услуг и людей. Усилиями председателя ЕК Жака Делора и специально созданной комиссии по устранению нетарифных ограничений, общий рынок ЕС стал действительностью к моменту подписания Маастрихтского договора. Сочетание данных факторов, а также достижения в технологической сфере и связанные с этим увеличившиеся скорости коммуникации, наглядно продемонстрировали, что не только границы ЕС, но и сами люди стали открыты друг другу. Таким образом, стал активно реализоваться девиз ЕС о согласии в многообразии.

В проекте Стратегии внутренней безопасности ЕС, так же указывается, что степень доверия граждан к Союзу прямо пропорциональна гарантиям безопасности и стабильности, которые ЕС должен обеспечить своим гражданам. ЕС – союз 27 государств, с населением в 500 млн. человек, экономический рост вместе с возможностями, которые открывают перед его жителями свободное и демократическое общество, основанное на силе закона, является основой благополучия региона.

Очевидно, что разница в экономической мощи стран ЕС и АСЕАН существенна. В частности, главной проблемой генерации общей политики в АСЕАН является разница в экономическом развитии ее членов. Особенно сильно она проявляется в сравнении пятерки стран-основателей с более поздними членами Ассоциации — странами Индокитая. В этом контексте, пример интеграции ЕС дает нам возможность проанализировать политику выравнивания, которая применяется Евросоюзом для депрессивных регионов, которые характеризуются более низким уровнем экономического развития. В частности, это касается стран Южной и Восточной Европы, которые на момент вхождения в Союз (или сообщества) существенно уступали странам Западной Европе по ряду макроэкономических показателей. Следовательно, уровень жизни в таких странах был достаточно низким.

В первую очередь, эффективное осуществление политики выравнивания напрямую зависит от того, насколько эффективно страны готовы сотрудничать друг с другом и какие полномочия они готовы предоставить наднациональным институтам. Далее, мы посчитали уместным проанализировать особенности политики выравнивания в ЕС. Этот анализ поможет понять, как именно АСЕАН сможет провести аналогичную политику в рамках Ассоциации, найти наиболее приемлемые пути по ее имплементации.

Политика выравнивания

Европейская политика, которая направлена на поддержку депрессивным регионам, на развитие их промышленного потенциала Союза является наиболее финансово затратной, после сельскохозяйственной политики. Проведение мер по выравниванию проходит через несколько фондов: Европейский Фонд Регионального Развития, Европейский социальный фонд, Фонд поддержки рыболовства, Гарантийный фонд для сельского хозяйства.

Главными целями данной региональной политики ЕС являются:

1)помощь каждому региону развить его полный потенциал

2)улучшить конкурентоспособность, инвестируя на региональном уровне в области с высоким потенциалом роста

3)поднять уровень жизни стран, присоединившихся к ЕС с 2004 г и позже, до среднеевропейского, как можно скорее

Основные черты стран, с высоким уровнем неравенства:

1)отсутствие эффективных социальных гарантий

2)низкий уровень образования

3)высокий уровень безработицы

4)не эффективная инфраструктура

Региональная политика занимается инвестированием именно в человеческий капитал. Сама ее суть состоит в том, чтобы увеличивать рост благосостояния и рабочих мест посредством:

1)продвижения стран и регионов, нуждающихся в поддержке как выгодных регионов для инвестирования. Для этого региону помогают стать более доступным, через развитие современных технологий и улучшение инвестиционного климата.

2)поддержку инноваций, предпринимательства, помощь в кооперации регионов для наилучшего использования национальных и региональных фондов, развитие и эффективная имплементация современных стратегий для роста.

3)Создание новых, улучшенных рабочих мест, предотвращение “утечки мозгов”.

Для того, чтобы оценить, насколько тот или иной регион нуждается в поддержке, было решено вычислять уровень душевого ВНП по паритету покупательской способности и сравнивать со средним уровнем по ЕС. Так же учитывается уровень безработицы, если он выше среднего уровня по Союзу, то стране оказывается финансовая поддержка.

Из-за ограниченности финансовых ресурсов фондов, было решено ввести “меру предельного поглощения”. Таким образом, размер финансирования на выравнивание региона не должен превышать определенную долю ВВП страны-рецепиента. В среднем не более 4-6%.

Часть регионов, после принятия новых членов, автоматически выпала из программы выравнивания, так как и душевой ВНП повысился по сравнению с союзными показателями. Таким образом, бывшим дотационным регионам все равно продолжала оказываться поддержка на временной основе.

В последние годы наметилась тенденция к снижению различий между “старыми” и “новыми” странами ЕС.

Чтобы преодолеть текущий кризис в 2008 году Европейским Советом был одобрен план оздоровления Европы, который составлял 1,5% бюджета ЕС-200 млрд. евро, 170 млрд. предоставлялось из национальных бюджетов и 30 млрд. предоставлял бюджет ЕС и ЕИБ. Было так же предложено упростить критерии для получения средств из Европейского Социального Фонда. К кризису привело отсутствие жестких дисциплинирующих механизмов и безответственность ряда стран, которые не выполняли принятые на себя обязательства по регулированию бюджетного дефицита и государственного долга. Экономическая часть ЕС отличается от Валютной как раз тем, что в сфере экономики отсутствуют принуждающие механизмы для выполнения тех или иных коллективных решений. В Валютной части, национальные банки подчиняются решением Европейского Центрального Банка. Таким образом, ЕС необходимо усилить контроль за соблюдение бюджетной дисциплины.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст