Формирование рабочей осанки у юных спортсменов-танцоров на этапе

На правах рукописи

КАРЕВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ОСАНКИ У ЮНЫХ

СПОРТСМЕНОВ-ТАНЦОРОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТАТОДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

13.00.04 – теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной

физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Волгоград — 2013

Работа выполнена на кафедре теории и методики спортивных танцев, режиссуры и аэробики Волгоградской государственной академии физической культуры

Научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент

Репникова Елена Александровна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Фомина Наталия Александровна

профессор кафедры теории и методики

физического воспитания Волгоградской

государственной академии физической

культуры, г. Волгоград;

кандидат педагогических наук, доцент

Сингина Надежда Федоровна

заведующий кафедрой теории и

методики танцевального спорта

ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК)»,

г. Москва.

Ведущая организация – Московская государственная академия

физической культуры, п. Малаховка

Московской области

Защита состоится 21 мая 2013 г. в 10.30 часов на заседании диссертационного совета Д.311.011.01. при Волгоградской государственной академии физической культуры по адресу: 400005, г. Волгоград, проспект Ленина, 78, ауд. 52.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградской государственной академии физической культуры.

Автореферат разослан «____» апреля 2013 года

Ученый секретарь

диссертационного совета профессор

МОСКВИЧЕВ Ю.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современные спортивные танцы достаточно специфический вид спорта, сочетающий в себе красоту, изящество линий и позиций вместе с богатой пластичностью движений танцоров и непосредственно связан с их эстетическим восприятием (А.А. Коваленко, 2000; В. Галова, 2001; Е.В. Путинцева, 2010).

Можно утверждать, что спортивные танцы относятся к сложно-координационным видам спорта и связаны с искусством исполнения (С.А. Новик, 2000; В.Н. Астахов, В.Ю. Плаксин, 2001). Освоение техники танцев как европейской, так и латиноамериканской программы во многом зависит от правильной постановки и продолжительного удержания корпуса, рук, ног и головы, что составляет основу рабочей осанки танцора. В связи с этим одним из важных направлений совершенного обучения двигательным действиям является первоначальное освоение рабочих осанок (С.В. Вельдяев, 1999; В.В. Анцыперов, 2008), с формирования которых начинается процесс подготовки юных спортсменов. Ведь именно на начальном этапе подготовки решается основная задача — обучение простым двигательным действиям, лежащим в основе исполнения техники большинства танцевальных фигур (Ю.А. Стребкова, 2000; Р.В. Гусева, 2001; А.А. Коваленко, Т.Н. Попова, 2002; Е.В. Путинцева, 2008).

Известно, что, освоив ограниченное число простых, но базовых двигательных действий, спортсмену относительно легко освоить всю спортивную программу (С.В. Вельдяев, 1999; В.В. Анцыперов, 2008). К таким базовым навыкам можно отнести рабочие осанки танцора.

В современной системе подготовки достаточно основательно описана техника исполнения танцевальных фигур (А.А. Коваленко, 1999-2003; Г.Ю. Блинникова, 2000; А.Ф.Мотыль, Г.А Чикалова, 2010). При этом нет ответа на вопрос, как наиболее эффективно «поставить» технику и сформировать начальную школу движений, как это можно осуществить быстро и на высоком техническом уровне, так как практически отсутствуют работы, посвященные вопросам начальной подготовки юных танцоров, формирования у них специфических для спортивных танцев осанок.

Эффективное формирование двигательного навыка, в том числе навыка рабочей осанки, невозможно без достаточно развитых специальных физических качеств (Ю.Ф. Курамшин, 2004). Анализ научно-методической литературы показал, что физическая подготовка в спортивных танцах должна строиться с учетом ведущих двигательных способностей — координационных, силовых и скоростно-силовых (К.Е. Пыльнов, 1999; И.Е. Ересько, 2005; О.Г. Румба, 2006; М.А. Терехова, 2008).

Вместе с тем, известные авторские разработки комплексов общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений (И.А. Зуева, Е.Г. Игнатенко, 1997; М.А. Ганеева, 2000; Д.И. Грачев, 2000; О.В. Антипина, О.С. Шнейдер, 2004; А.А. Коваленко, 2005) недостаточно систематизированы и сделаны без учета ведущих физических качеств и двигательных способностей спортсменов, исполняющих различные танцевальные программы.

Таким образом, возникшее противоречие между возможностью целенаправленного формирования специфических рабочих осанок у юных спортсменов-танцоров и недостаточным научно-методическим обеспечением этого процесса определяет актуальность данного исследования.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс на этапе начальной подготовки в спортивных танцах.

Предмет исследования: средства и методы формирования рабочей осанки у спортсменов-танцоров на начальном этапе подготовки.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику формирования рабочей осанки с использованием статодинамических упражнений у спортсменов-танцоров на начальном этапе подготовки.

Гипотеза исследования: методика формирования рабочей осанки у спортсменов-танцоров на начальном этапе подготовки будет педагогически целесообразной и более эффективной, если в ее содержание включить:

— упражнения статодинамического характера, направленные на развитие силовой выносливости и способности к управлению движениями;

— своевременно учитывать характерные ошибки, возникающие при удержании рабочей осанки во время выполнения танцевальной программы;

— модельные параметры рабочей осанки в спортивных танцах.

Задачи исследования:

1. Определить характерные особенности рабочих осанок в спортивных танцах и их модельные параметры;

2. На основе выявления типичных нарушений рабочих осанок у юных танцоров раскрыть основные причины их возникновения и подобрать специальные упражнения по формированию рациональной осанки;

3. Обосновать целесообразность применения статодинамических упражнений в процессе формирования рабочей осанки у юных танцоров на этапе начальной подготовки.

4. Разработать методику формирования рабочей осанки с использованием статодинамических упражнений у танцоров 7-9 лет на этапе начальной подготовки и провести ее экспериментальную апробацию.

Теоретико-методологической основой исследования послужили:

– системный и структурно-функциональный подходы (Л. фон Берталанфи, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.);

– концепция уровневого построения и управления движениями Н.А. Бернштейна;

– научное понятие особенностей обучения двигательным действиям в сложнокоординационных видах спорта (Ю.К. Гавердовский, М.М. Боген, Ю.В. Менхин, В.В. Анцыперов и др.).

Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогические наблюдения, анкетирование, видеосъемка, педагогическое тестирование, медико-биологическое тестирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, методы математикой статистически.

Организация исследования.

Экспериментальные исследования проводились в течение трех лет (ноябрь 2009 – март 2012 гг.) на базе танцевально-спортивного клуба «Орхидея» и ФГБОУ ВПО «Волгоградской государственной академии физической культуры» и были объединены в три этапа с определенными задачами, средствами, методами их решения. Всего в эксперименте приняло участие 40 детей в возрасте 7-9 лет, занимающихся спортивными танцами на этапе начальной подготовки, и 20 высококвалифицированных спортсменов.

На первом этапе (ноябрь 2009 – июль 2010 гг.) основной задачей было определение общего направления исследования: выбор темы исследования; проведение анализа научно-методической литературы и педагогических наблюдений; проведение опроса тренеров и судей по спортивным танцам, отбор и апробация различных методик тестирования физической подготовленности танцоров.

На втором этапе (август 2010 – сентябрь 2011) проводилась разработка, обоснование основных положений методики формирования рабочей осанки и осуществление основного педагогического эксперимента, с целью проверки эффективности ее применения в тренировочном процессе юных танцоров на этапе начальной подготовки.

Третий этап (октябрь 2011 – май 2012) был направлен на анализ и обобщение результатов педагогического эксперимента, математическую обработку и анализ полученных данных, описание и окончательное оформление диссертационной работы.

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической базой, логической последовательностью научного исследования, адекватностью используемых методов задачам исследования, репрезентативностью эмпирического материала исследования, корректностью статистической обработки экспериментальных данных с привлечением современных информационных программ.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что:

— выявлены новые факты, подтверждающие положение о рабочей осанке в спортивных танцах как базового двигательного навыка;

— конкретизировано понятие рабочей осанки в спортивных танцах, под которой понимается фиксация специфической позы спортсмена во время исполнения танца, обеспечивающаяся совокупностью простых элементарных двигательных действий, определяющих взаиморасположение звеньев тела.

— определены модельные характеристики рабочих осанок в различных танцевальных программах;

обнаружены характерные ошибки, возникающие при удержании рабочих осанок у юных танцоров, во время исполнения танцев европейской и латиноамериканской программы;

разработана и апробирована технология применения статодинамических упражнений в процессе формирования рабочей осанки у танцоров 7-9 лет на этапе начальной подготовки;

разработана, теоретически и экспериментально обоснована методика формирования рабочей осанки у танцоров 7-9 лет на начальном этапе подготовки с использованием статодинамических упражнений;

получены новые сведения о педагогической целесообразности применения статодинамических упражнений в процессе формирования рабочей осанки у танцоров 7-9 лет на этапе начальной подготовки.

Теоретическая значимость состоит в дополнении теории спортивной

тренировки танцоров положениями и выводами диссертации, в которых:

− подробно описывается основное содержание экспериментальной авторской методики формирования навыка рабочей осанки у спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с помощью статодинамических упражнений;

− объясняется механизм повышения качества выполнения танцевальных программ за счет формирования у спортсменов навыка сохранения рациональной рабочей осанки с помощью адекватных статодинамических упражнений;

− дается понимание смысла деятельности тренера, направленной на обучение юных танцоров рабочей осанке при освоении техники танцевальных программ на этапе начальной подготовки.

Практическая значимость результатов исследования выражается в том, что применение авторской методики в учебно-тренировочном процессе приводит к повышению эффективности освоения танцевальных программ на этапе начальной подготовки, которая проявляется в сокращении сроков освоения рациональной техники танцев, повышении качества их выполнения и согласованности действий партнеров; а также в увеличении надежности и результативности соревновательной деятельности спортсменов.

Полученные результаты могут быть использованы в практической работе тренеров по спортивным танцам, в процессе обучения студентов на отделении спортивных танцев по курсу специализации, в ходе переподготовки и повышения квалификации тренеров по спортивным танцам.

Основные положения, выносимые на защиту:

— основу рабочей осанки в спортивных танцах составляют строго определенные положения звеньев тела (туловища, рук, ног и головы), характеристики которых имеют различные кинематические параметры и соответствующие им режимы работы мышц в зависимости от вида танцевальной программы;

— типичные нарушения в рабочих осанках, возникающие у юных танцоров в процессе исполнения танцев Европейской и Латиноамериканской программ напрямую зависят от уровня развития силовой выносливости рук, ног, спины и сформированных механизмов внутримышечной и межмышечной координации;

— формирование двигательного навыка рабочей осанки у танцоров 7-9 лет на основе авторской методики с использованием статодинамических упражнений, обеспечивает сопряженное развитие силовой выносливости (статической, динамической и скоростно-силовой), способности к управлению движениями, оказывает положительное влияние на повышение функциональных возможностей нервно-мышечного аппарата, позволяет значительно улучшить техническую подготовленность юных спортсменов.

Апробация и внедрение результатов. Основные положения диссертации были представлены на научно-методических и практических конференциях, заседаниях кафедры теории и методики спортивных танцев, режиссуры и аэробики Волгоградской государственной академии физической культуры. По материалам диссертации опубликовано 14 работ (три в журналах, входящих в перечень, утвержденных ВАКом рецензированных журналов и изданий), отражающих основное содержание проведенного исследования. Результаты исследования внедрены в процесс начальной подготовки спортсменов-танцоров 7-9 лет, о чем свидетельствуют акты внедрения.

Структура и объём работы: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 199 страницах машинописного текста и содержит 19 таблиц и 18 рисунков. Список литературы включает 197 источников, из них зарубежных – 14.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, дана характеристика объекта и предмета исследования, сформулирована цель работы, гипотеза, научная новизна, показаны теоретическая и практическая значимость, перечислены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе (обзор литературы) определяются общие предпосылки проблемы, рассматриваются вопросы, связанные с характеристикой основных показателей технического мастерства в спортивных танцах, рассмотрением рабочей осанки как базового двигательного навыка на этапе начальной подготовки; анализируются современные представления о двигательных умениях и навыках, основные подходы к формированию рабочих осанок, существующие в танцевальном спорте, особенности и преимущества использования статодинамических упражнений в системе оздоровительной физической культуры и спорта.

Анализ и обобщение литературных данных позволяют заключить, что в специализированной литературе отсутствуют достаточные знания и научно-обоснованные способы воздействия на процесс обучения рабочим осанкам детей, занимающихся спортивными танцами, что затрудняет теоретическое обобщение и практическую реализацию вопросов связанных с начальным этапом обучения юных танцоров. Требуется более глубокое изучение данного процесса.

Во второй главе сформулированы задачи исследования, дана характеристика используемых методов, поэтапно изложена организация исследования.

В третьей главе, на первом этапе исследований были изучены пространственные расположения рабочих положений звеньев тела в танцах европейской и латиноамериканской программ посредством моделирования. Рассчитывались кинематические характеристики имитационной модели в спортивных танцах: формы положения головы, рук, ног и туловища танцоров. Методом видеосъемки и компьютерных программ определялись углы в суставах танцевальной пары и каждого из партнеров по отдельности в трех плоскостях: сагиттальной, фронтальной и горизонтальной. В данных исследованиях приняли участи ведущие танцоры г. Волгограда (10 пар).

Анализ контурограмм (рис. 1 и 2) свидетельствует, что в спортивных танцах рабочие положения разнообразны и достаточно сложны. Они определяют организацию правильных действий и суставных движений, создающих наиболее целесообразные условия для работы мышц и для равновесия системы тел партнер-партнерша (поза партнерши должна за счет рационального расположения звеньев тела обеспечить партнеру прочную опору и свободу действия во время танца). Рабочая осанка характеризуется конкретными пространственными параметрами таких звеньев тела как позвоночник, бёдра, шея, голова, руки, отклонения от которых, нарушает точность выполнения движений.

В европейской программе основу рабочей осанки в большей степени составляет статический стереотип работы мышц, подразумевающий поддержания равновесия с максимальной экономичностью мышечных усилий и с минимальной динамикой изменения положения корпуса.

В латиноамериканской программе танцев — в основе техники танцев лежит преимущественно динамический стереотип движения, обуславливающий необходимость быстрого «переключения» напряжения с одних мышечных групп на другие, в соответствии с изменяющимися внешними пространственно-временными условиями.

В связи с этим к способности танцоров осознанно воспринимать и различать самые минимальные изменения в движениях по пространственным и силовым характеристикам, подчиняя управление специфическим временным параметрам, предъявляются серьёзные требования.

Это подтверждено наличием тесных взаимосвязей между интегральным показателем техники исполнения танцев европейской и латиноамериканской программ и показателями, полученными в тестах, определяющими способность дифференцировать пространственно-временные параметры движения, а также показателями развития силовых способностей (p<0,05) (таблица 1,2, 3 и 4).

Рис. 1. Базисные положения танцевальной пары

в Европейской программе

Рис. 2. Базисные положения партнеров

в Латиноамериканской программе

Корреляционный анализ установил, что для точности выполнения рабочей осанки в спортивных танцах наиболее важными являются пространственно-временные способности танцоров, оцениваемые в тестах: «узнавание предъявляемых углов» (у юношей 0,545-0,589; у девушек 0,540-0,687), «оценка величины предъявляемых углов» (у юношей 0,546-0,694; у девушек 0,545-0,587), «воспроизведение временного интервала – звук» (у юношей 0,645-0,765; у девушек 0,653-0,676), «воспроизведение временного интервала – свет» (у юношей 0,469-0,478; у девушек 0,549-0,603) «узнавание угловой скорости движения объекта» (у юношей 0,456-0,576; у девушек 0,476-0,538), «отмеривание отрезков» (у юношей 0,654- 0,765; у девушек 0,543-0,684).

Таблица 1

Исследование взаимосвязи результатов тестирования временных и

пространственных свойств и оценок за технику исполнения танцев Европейской программы у высококвалифицированных спортсменов, n = 20, p < 0,05

Танцы

Тесты

Медленный

вальс

Танго

Венский

вальс

Фокстрот

Квикстеп

Время реакции на свет

Ю

0,424

0,418

0,395

0,412

0,393

Д

0,431

0,405

0,405

0,420

0,433

Время реакции на звук

Ю

0,446

0,454

0,447

0,449

0,445

Д

0,444

0,451

0,449

0,449

0,452

РДО

Ю

0,437

0,437

0,438

0,432

0,334

Д

0,439

0,421

0,403

0,436

0,443

Время реакции выбора

Ю

0,432

0,443

0,397

0,434

0,386

Д

0, 421

0,436

0,303

0,422

0,441

Теппинг тест:

1-я минута

Ю

0,667

0,544

0,656



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст