Формирование психологической готовности будущих специалистов соц

НАЧОУ ВПО Современная гуманитарная академия

На правах рукописи

Андреева Елена Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

19.00.03 – Психология труда, инженерная психология, эргономика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва — 2013

Работа выполнена на кафедре экономической психологии и психологии труда

Негосударственной автономной некоммерческой организации

высшего профессионального образования

Институт мировых цивилизаций

Научный руководитель: Бонкало Татьяна Ивановна

доктор психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии и психологии труда Российского государственного социального университета

Научный консультант: Грачев Георгий Васильевич

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии НАЧОУ ВПО Современная гуманитарная академия

Официальные оппоненты: Пряжникова Елена Юрьевна

доктор психологических наук, профессор,

кафедры «Педагогика и психология дистанционного

обучения» факультета дистанционного обучения

Московского городского психолого-педагогического

университета

Манохина Ольга Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент,

помощник проректора по научно-инновационной

деятельности НОУ ВПО Институт международной

торговли и права

Ведущая организация: НОУ ВПО Институт бизнеса, психологии и управления, кафедра психологии

Защита состоится 27 марта 2013 г. в 16:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 521.003.02 при НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия» по адресу: 109029, Москва, ул. Нижегородская, д.32, стр.4 ауд. 352 – зал заседаний диссертационных советов.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Современной гуманитарной академии.

Автореферат разослан ____ февраля 2013 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Г.В. Гнездилов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена причинами научного и практического характера. С одной стороны, решительный переход России на инновационный путь развития объективно определяет необходимость в психологических исследованиях различных сторон инновационной деятельности и подготовки к ней конкурентоспособных профессионалов. Здесь в качестве приоритетной для исследования заявляет о себе проблема познания формирования психологической готовности специалистов к инновационной деятельности в ведущих областях развития общества, одной из которых выступает социальная сфера.

Социальный заказ общества на эффективное проведение социальной политики ориентирует на формирование специалистов, готовых и способных осуществлять инновации, проявлять творчество, активно трансформировать и овладевать передовым отечественным и зарубежным опытом, знаниями, современными профессиональными ценностями, моделями и технологиями, а также всеми качествами, которые позволили бы будущему специалисту социальной сферы эффективно осуществлять инновационную деятельность в социальных учреждениях. Сущность и ценность такой психологической готовности к инновационной деятельности специалистов социальной сферы проявляется в их готовности и способности ориентироваться на эффективный творческий подход в решении всех социальных проблем, выполнение профессиональной деятельности на основе привлечения потенциала новых моделей, алгоритмов и технологий для решения социальных проблем человека и общества.

С другой стороны, несмотря на наличие такой острой научной и практической проблемы, формирование психологической готовности к инновационной деятельности специалистов социальной сферы психологией изучена недостаточно: не выработано системного подхода, научно обоснованных решений по актуальным направлениям формирования психологической готовности специалистов социальной сферы к инновационной деятельности.

В условиях масштабной модернизации всех сторон функционирования общества все его сферы, и в особенности социальная сфера, объективно выделяют в качестве основного приоритета свое инновационное развитие. В последние годы наблюдается активизация инновационной деятельности и в социальной работе. Социальная работа должна стать областью «социальной инженерии», которая сможет выполнять в обществе социально-инновационную функцию по совершенствованию механизмов решения возникающих социальных проблем.

В условиях перехода системы высшего профессионального образования России на инновационный путь развития содержательная и организационно-методическая основа этого процесса заложены в государственных образовательных стандартах третьего поколения. Они определяют основные аспекты формирования у будущих специалистов социальной сферы компетенций инновационного характера, которые ориентируют их на инновационную деятельность в условиях динамических социально-экономических изменений, в числе которых в первую очередь следует указать готовность к генерации и реализации инновационных идей и технологий в социальной сфере. Решение этой задачи требует создания оптимальных условий для становления ключевых характеристик психологической готовности к инновационной деятельности, качество которой определяется развитием у студентов мотивационной направленности на эту деятельность, сформированностью у них профессионально значимых качеств, удовлетворенностью теми сторонами учебной деятельности, которые более значимы в становлении профессионала, формированием когнитивного, операционального, эмоционально-волевого и коммуникативного компонентов готовности к инновационной деятельности.

Состояние научной разработанности проблемы исследования. Теоретический анализ проблемы подготовки к инновационной деятельности будущих специалистов социальной сферы позволил выявить недостаточное внимание к ней со стороны исследователей психологической науки и представителей смежных наук. В большей степени фрагментарно изучались отдельные общие аспекты готовности к инновационной деятельности отечественными и зарубежными учёными: роль руководящих работников в процессе внедрения (Л.Водачек, П.Друкер и О.Лодачкова); принятие решений сравнительно с новшеством (Б.Твисс); проблемы инновационной политики, взаимоотношения трудового коллектива и инноваторов (К.Кирсанов А.Пригожий, Д.Сиверин, и др.); проблемы эффективности инноваций, направлений взаимодействия нововведений, взаимосвязь инновационного развития и общества (Б.Санто); инновационная деятельность и инновационная культура как факторы развития и становления современного предпринимателя (А.Валеева, Д.Вахитсва).

В последние годы в области социальной науки и практики усиливается их интеграция, результаты которой нашли отражение в научных разработках. В частности, психологами исследуются такие стороны анализируемой проблемы, как: модернизация и инновационное развитие социально-гуманитарного образования в России (Н.Ф.Басов, Т.О.Закомолдина, Н.В.Старостенков, Л.В.Федякина); теория и инновационная практика в подготовке социальных психологов и педагогов (Л.Ф.Алексеева, М.В.Владыко, С.В.Кашин, Л.В.Мардахаев, А.К.Маркова, Н.Б.Шмелева); подготовка к инновационной деятельности в вузах специалистов различного профиля(Н.Б.Березанская, С.И.Дворецкий, А.А.Деркач, Т.Ф.Золотарева, Е.И.Муратова); формирование готовности к отдельным видам профессиональной деятельности (Л.В.Абдалина, А.А.Деркач, М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, Г.А.Ковалёв, Н.С.Пряжников, Е.Ю.Пряжникова, Б.А.Сосновский, В.Д.Шадриков); соотношение готовности и установки, а также формирование профессионально значимых качеств личности социального работника (О.В.Баранова, И.Э.Белоусова, С.К.Бондарева, В.Г.Бочарова, В.М.Герасимова, В.И.Долгова, И.А.Зимняя, А.С.Прангишвили, Л.А.Степанова, Д.Н.Узнадзе).

Несмотря на то, что проблема формирования готовности к профессиональной деятельности признается современными учеными в качестве одной из наиболее актуальных, в психологической науке применительно к специалистам социальной сферы, в том числе к их инновационной деятельности, она остается крайне недостаточно изученной. По причине отсутствия социального заказа в отечественной психологии труда нет специальных исследований таких вопросов, как сущность и содержание, особенности и динамика, технологии и техники формирования психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности.

На основе анализа реальной психолого-педагогической теории и практики по проблеме формирования психологической готовности к инновационной деятельности специалистов социальной сферы выявлены существенные нерешенные противоречия между:

потребностью социальных учреждений в кадрах, готовых к инновационным преобразованиям, способных мобильно реагировать на стратегические и ситуационные вызовы времени, к формированию новой системы социального обслуживания населения и недостаточным уровнем сформированности у специалистов социальной сферы психологической готовности к инновационным преобразованиям и изменениям;

возросшими объективными требованиями к формированию психологической готовности к инновационной профессиональной деятельности специалистов социальной сферы и недостаточной научной разработанностью психологических моделей, алгоритмов, технологий и условий эффективного решения этой приоритетной научной и практической задачи прежде всего в системе высшего профессионального образования;

востребованностью научного обоснования системы эффективного формирования психологической готовности студентов к будущей инновационной социальной деятельности и недостаточной разработанностью теоретико-методической базы, содержания и организации модернизации психологической подготовки специалистов в вузах социального профиля на основе актуализации инновационной роли всех субъектов образовательного процесса и создания для этого достаточных условий.

Практическая востребованность, недостаточная научная изученность и разработанность психологией труда анализируемой проблемы определили актуальность ее исследования и выбор темы диссертации: «Формирование психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности».

Цель исследования – выявление сущности и содержания психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности и разработка на этой основе модели ее формирования в условиях высшего профессионального образования.

Объект исследования – личностно-профессиональное развитие будущих специалистов социальной сферы в вузе.

Предмет исследования – процесс формирования у будущих специалистов социальной сферы психологической готовности к инновационной деятельности в процессе их обучения в вузе.

Гипотеза исследования. Психологическая готовность будущих специалистов к инновационной деятельности в социальной сфере может эффективно формироваться в системе высшего профессионального образования при привлечении для этого потенциала научно обоснованной модели, алгоритма и технологии. Такая системная архитектоника может быть сформирована и эффективно внедрена в образовательный процесс вуза, если она:

раскрывает сущность и содержание психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности;

определяет критерии и показатели уровня ее сформированности;

отражает поэтапную организацию процесса формирования у студентов психологической готовности к инновационной деятельности;

опирается на идею интегрирования в образовательный процесс вуза инновационных психологических и социально-психологических технологий, обеспечивающих развитие мотивационного, когнитивного, операционального, эмоционально-волевого и коммуникативного компонентов психологической готовности специалиста социальной сферы к инновационной профессиональной деятельности; определяет внешние и внутренние условия достижения этой цели.

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании выдвинуты задачи:

Проанализировать теоретико-методологические предпосылки формирования психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности в процессе их обучения в вузе.

Уточнить сущность и раскрыть внутреннюю структуру психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной социальной работе как профессиональной деятельности.

Разработать модель формирования психологической готовности студентов к инновационной деятельности, основанную на идее интегрирования в образовательный процесс вуза инновационных психологических технологий.

Экспериментально исследовать особенности и динамику эффективного формирования психологической готовности субъектов инновационной деятельности, будущих специалистов социальной сферы в вузе.

Выявить условия эффективного формирования у будущих специалистов социальной сферы психологической готовности к инновационной деятельности и разработать научно обоснованные рекомендации по его совершенствованию.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют актуальные подходы, принципы, концепции и теории психологической науки, обеспечивающие всестороннее исследование и продуктивное решение недостаточно изученной и имеющей существенные противоречия научной и практической проблемы. Прежде всего, это: системный, структурно-функциональный и деятельностный подходы; принципы развития, активности, интегративности, детерминированности, единства сознания и деятельности и другие. В рамках успешного проведения исследования полезными оказались принципиальные положения, теории социального развития личности А.Л.Журавлева, В.А.Лабунской, А.Л.Свеницкого; положения и выводы психологической теории по актуальным проблемам социальной сферы и социальной работы С.Л.Кандыбовича, А.В.Карпова, Е.А.Петровой, Л.Б.Филонова; положения и выводы психологический науки и акмеологии о творческой реализации жизненной стратегии, условиях достижения собственных вершин в развитии и деятельности Л.В.Абдалиной, К.А.Абульханова-Славской, А.А.Бодалева, А.А.Деркача, А.П.Ситникова; общенаучные, общепсихологические и конкретные подходы, принципы и методы психологии, идеи о человеке как активном субъекте, о единстве личности и деятельности, познающем и преобразующем окружающий мир и себя самого в процессе деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн).

В исследовании учтены требования инновационных подходов и теоретических разработок по проблемам социального и профессионально-личностного развития человека (Н.А.Государев, Ю.М.Забродин, Е.А.Климов, В.И.Моросанова, А.К.Осницкий); подготовки специалистов социальной сферы (Н.Г.Басов); организации психологической практической подготовки студентов социальной сферы (Т.О.Закомолдина); инновационные стратегии в подготовке научно-педагогических кадров (С.В.Кашин), совершенствовании интеллектуальных ресурсов личности в контексте инновационного развития и деятельности (Н.Б.Березанская и Т.Ф.Золотарева).

Научный анализ и экспериментальная работа опирались также на новые результаты диссертационных исследований актуальных проблем подготовки и деятельности специалистов социальной сферы, которые получены в последние годы. Прежде всего полезными являются результаты исследования проблемы подготовки кадров к инновационной деятельности, управления инновационными процессами в образовании на уровне общеобразовательной и высшей школы, подготовки педагогических кадров к инновационной профессиональной деятельности. Эти проблемы исследовали в своих диссертациях И.Н.Алексеенко, Д.С.Амирян, С.С.Беляева, А.В.Берестов, С.А.Виденеев, Ф.З.Вильданова, С.В.Герасименко, В.И.Долгова, О.Н.Дувалина, А.М.Иванова, Н.В.Казакова, И.К.Кондратьев, Г.Д.Кошелева, Е.Д.Кузнецова, Ю.Г.Максимов, О.Л.Маркова, О.В.Плешакова, А.А.Пчелинников, Е.В.Родькина, А.И.Рыбакова, Л.Т.Чернова.

Методы исследования. Согласно с поставленными задачами нами был применен комплекс методов исследования, который включал в себя: теоретические – анализ научной литературы по проблеме исследования, теоретический синтез получаемых материалов, абстрагирование и моделирование; эмпирические – наблюдение, в том числе включенное, анкетирование, интервьюирование, тестирование, экспертная оценка; экспериментальные – констатирующий и формирующий этапы эксперимента; статистические – количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе исследования, математическая обработка результатов эксперимента. В процессе исследования были использованы следующие методики: «Методика изучения мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной; «Потребность в достижении» Ю.М.Орлова; «Мотивация к успеху» Т.Элерса; «Стиль мышления» А.К.Белоусовой; опросник креативности Джонсона, адаптированный Туник «Ваш творческий потенциал»; «Диагностика ригидности» Г.Айзенка; Методика «Готовность к риску» Шуберта; «Оценка уровня общительности» В.Ф.Ряховского; опросник рефлексивности А.В.Карпова; «Методика диагностики уровня поликоммуникативной эмпатии» И.М.Юсупова. При анализе и обобщении результатов эмпирического исследования были использованы методы статистической обработки данных посредством статистических пакетов «Statistic for Windows» и «EXCEL». Все переменные были проверены на нормальность распределения признака. В соответствии с программой исследования, с целью оценки достоверности различий между группами и оценки достоверности сдвига в выборках до и после исследования были использованы критерий Манна-Уитни, χ2 — критерий и t -критерий Стьюдента.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе научно-образовательного комплекса РГСУ, в том числе на Московской площадке, в филиалах гг. Анапа, Армавир, Батайск, Сочи, Уфа. В общую исследовательскую выборку вошли 202 студента факультета «Социальной работы, управления и рекламы», 134 человека (68 студентов экспериментальной группы и 66 студентов контрольной группы) специальности «социальная работа» заочного отделения и 68 человек (36 студентов экспериментальной группы и 34 студента контрольной группы) специальности «Социальная работа» очного отделения филиала Российского государственного социального университета в г. Анапе. Диссертационное исследование было проведено в период с 2009 по 2012 годы и охватывало три этапа.

На первом этапе (2009-2010 гг.) осуществлялся анализ научной литературы, определение актуальности проблемы, разработка исходных теоретических принципов, выделение объекта, предмета исследования, формулирование его цели и задач. На этом этапе составлена библиография по проблеме, изучена научно-методическая, психолого-педагогическая и психологическая литература. Разработан понятийный аппарат исследования, гипотезы, задачи, формы и методы исследования.

На втором этапе (2010-2011 гг.) проводилось обобщение актуальных для нашего исследования теоретико-методологических положений инновационной деятельности в социальной сфере. Проведено эмпирическое исследование, полученные данные которого вошли в разработку алгоритма для построения психологической модели формирования готовности студентов к инновационной деятельности в социальной сфере. На данном этапе обоснованы критерии, показатели инновационной деятельности будущих специалистов социальной сферы.

На третьем этапе (2011-2012 гг.) апробирована авторская модель формирования у студентов психологической готовности к инновационной социальной работе, разработана креативно-развивающая программа в рамках модели, предложен проект создания в вузе научно-исследовательской и инновационно-образовательной среды, разработаны научно-методические рекомендации по совершенствованию психологического сопровождения процесса подготовки будущих субъектов к инновационной деятельности в социальной сфере.

В ходе исследования решена научная задача, которая состоит в выявлении сущности и особенностей психологической готовности специалистов социальной сферы к инновационной деятельности, с учетом которых обоснована и апробирована модель эффективного формирования психологической готовности студентов, креативно-развивающая программа, разработаны научно обоснованные методические рекомендации по совершенствованию психологического сопровождения студентов — субъектов инновационной деятельности в социальной сфере.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

На основе результатов системного анализа обоснованы теоретико-методологические предпосылки познания и формирования психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности в процессе обучения их в вузе. Сформулированные авторские подход, методы, адаптированные методики и процедуры теоретического анализа и экспериментальной работы позволили охарактеризовать психологические особенности и получить новые характеристики психологической готовности к инновационной деятельности специалистов социальной сферы и процесса их формирования в вузе.

Впервые уточнены сущность и содержание психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной социальной работе как профессиональной деятельности.

Разработана и апробирована авторская модель формирования у будущих специалистов социальной сферы психологической готовности к инновационной деятельности в процессе их обучения в вузе.

Экспериментально исследованы возможности и особенности, а также изучена динамика эффективного формирования психологической готовности к инновационной деятельности студентов, специалистов социальной сферы в вузе. Это позволило в научный оборот ввести новые эмпирические данные.

Апробирована инновационная технология психологического сопровождения образовательного процесса в вузе и предложены практические рекомендации по привлечению его потенциала для эффективного формирования психологической готовности будущих специалистов к инновационной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: посредством анализа имеющихся теоретических подходов к изучению проблемы формирования психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности были уточнены и конкретизированы сущность и содержание психологической готовности как особого качества личности будущих специалистов по социальной работе, проанализированы особенности профессиональной инновационной деятельности специалистов по социальной работе, следствием чего явилось построение модели формирования психологической готовности к инновационной деятельности студентов, будущих специалистов социальной сферы; выявленные сущностные и содержательно-статические характеристики психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности послужили основой для эмпирического изучения критериев, показателей, уровней ее сформированности на стадии профессиональной подготовки, которые использованы при разработке системы психологического сопровождения образовательного процесса в вузе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные основы в виде модели формирования психологической готовности студентов социального профиля к инновационной деятельности, в виде создания научно-исследовательской и научно-образовательной среды способствуют эффективной реализации и внедрению данной модели в образовательный процесс, обеспечивших заметное совершенствование этой деятельности. Внедрение авторской модели возможно в высших учебных заведениях, что явится качественно новым направлением при подготовке будущих специалистов социальной сферы к осуществлению инновационной деятельности.

Разработаны, теоретически обоснованы и апробированы спецкурсы «Основы инновационной и научно-исследовательской деятельности в социальной сфере», «Социально-психологические основы инновационной деятельности в социальной сфере», глоссарий терминов инновационной и научно-исследовательской деятельности, инновационный программно-целевой социально-психологический тренинг, а также разработаны рекомендации по совершенствованию психологического сопровождения студентов, субъектов инновационной деятельности в социальной сфере, включающие программу психологического просвещения специалистов по социальной работе, разработано методическое пособие «Методы исследования психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности» для студентов, аспирантов и преподавателей вузов. Полученные научные и эмпирические данные могут быть использованы специалистами по социальной работе, психологами, работниками социальных служб как в учебном процессе, так и в практической деятельности.

Отличие теоретических и эмпирических данных исследования от результатов, которые получены другими авторами, заключается в том, что:

разработана модель формирования у студентов психологической готовности к инновационной деятельности в социальной сфере, которая реализована на основе субъектно-деятельностного подхода и включает в себя алгоритм, технологии и условия, формы, методы, структуру, функции и принципы этого феномена;

предложен комплексный исследовательско-развивающий психологический мониторинг, объединивший систему сбора, анализа, обработки информации, средства социально-психологического тренинга и аутотренинга студентов, научно-методические разработки и рекомендации по использованию возможностей мониторинга в процессе профессиональной подготовки в высшей школе;

доказана эффективность модели формирования психологической готовности будущих специалистов в вузе к инновационной деятельности в социальной сфере, способствующая развитию профессионально-важных инновационных качеств у специалистов социальной сферы, как субъектов инновационной деятельности, а также повышению уровня актуализации и сформированности мотивационного, когнитивного, эмоционально-волевого, коммуникативного компонентов готовности к этой деятельности;

введены программы новых спецкурсов «Основы инновационной деятельности в социальной сфере», «Социально-психологические основы развития профессионализма субъекта инновационной деятельности социальной сферы»; глоссарий психологических терминов по инновационный деятельности; социально-психологический тренинг программно-целевой направленности и актуальные методические рекомендации;

изложены новые эмпирические данные, раскрывающие сущностные характеристики и особенности формирования психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности;

раскрыты особенности субъекта инновационной деятельности в социальной сфере и специфика инновационной деятельности специалиста по социальной работе, определяющая характер формирования готовности будущих специалистов социальной сферы;

изучены основные содержательно-статические характеристики и особенности психологической готовности к инновационной деятельности, представляющие собой взаимосвязь и взаимообусловленность мотивационного, когнитивного, операционального, эмоционально-волевого и коммуникативного компонентов, детерминирующие сущность, содержание и технологию инновационной деятельности специалистов по социальной работе;

проведена модернизация в рамках интегративного субъектно-деятельностного подхода сложившихся методов, средств и процедур, дополнение их авторскими инновациями, которые в совокупности составили целостную исследовательско-развивающую технологию

определены пределы и перспективы использования в социальной практике результатов исследования в интересах оптимизации формирования психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности и эффективной подготовки к ней современных специалистов социальной сферы;

представлена система психологического сопровождения студентов в процессе их обучения, раскрываемая автором как целенаправленная исследовательско-развивающая деятельность по диагностике, развитию, коррекции, просвещению в соответствии с требованиями, предъявленными в акмеограмме субъекта инновационной деятельности в социальной сфере.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась синтезом научных подходов в обосновании научных идей, проработанностью теоретико-методологических основ, использованием адекватных методических приемов, репрезентативностью выборки и сбором эмпирических данных с последующей их интерпретацией. Применен апробированный инструментарий в исследовании, статистическая и математическая обработка данных и их экспертная проверка, обеспечена репрезентативная выборка.

Положения, выносимые на защиту.

Основными теоретико-методологическими предпосылками формирования психологической готовности будущих специалистов к инновационной деятельности являются: методология познания феномена готовности субъекта деятельности, которая объединяет системный подход, принципы активности, единства сознания и деятельности, творчества, детерминированности и организационно-методический блок, включающий методики и процедуры системного анализа и экспериментального исследования проблемы. Теоретические предпосылки объединяют востребованные в совокупности актуальные теории, концепции, положения и выводы психологии труда, на основе которых представляется возможным раскрыть на общем, частном и единичном уровнях сущность, содержание, механизмы и детерминанты проявления феномена психологической готовности субъекта деятельности к выполнению в рамках этой деятельности профессиональных функций.

Психологическая готовность будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности представляет собой особое психическое новообразование их личности, выражающееся через совокупность профессионально важных и необходимых качеств, умений и навыков, обеспечивающих успешность инновационной деятельности в многообразиях профессиональных ситуаций, через оптимальное выполнение профессиональных функций инновационной деятельности в общесоциальном контексте инновационного развития страны. Сущность и особенности психологической готовности студентов к инновационной деятельности в социальной сфере проявляются в сформированности основных психических сфер и образований, которые обеспечивают профессиональное самоопределение в главном — соответствие субъекта деятельности предъявляемым к нему этой деятельностью требованиям. Инновационная деятельность специалиста по социальной работе, как системная детерминанта, определяющая характер формирования готовности будущих специалистов социальной сферы, раскрывается как целенаправленная активность субъекта труда по созданию, разработке, освоению новых социальных технологий и социальных программ, внедрению их в практику социальной работы с различными категориями клиентов в интересах более эффективного решения актуальных для них социальных проблем и улучшению их социального функционирования. Эти результаты выступают инновационным продуктом выполняемой деятельности будущего специалиста социальной сферы.

Содержательно-статические характеристики психологической готовности будущих специалистов к инновационной деятельности раскрывает ее структура, которая представляет собой взаимосвязь и взаимообусловленность мотивационного (положительное отношение студента к профессиональной инновационной деятельности, решению учебно-исследовательских задач, осознание профессиональной и личностной значимости приобретаемых умений, знаний и навыков, стремление к достижению успеха в профессии), когнитивного (представления и знания о творческом характере профессиональной деятельности специалистов социальной сферы, осознание студентами необходимости проведения инновационных реорганизаций в профессиональной сфере, знания структуры и особенностей построения процесса решения профессионально-исследовательской задачи; знания методологии, теории и технологии профессионального исследования, особенностей организации исследовательской деятельности и использование новых методов диагностики и инструментария для проведения исследования), операционального (умения принимать решения об использовании нового, формулировать цели и подходы к применению инновации, прогнозировать пути внедрения нововведений, разрабатывать концептуальные основы и этапы экспериментальной работы, осуществлять ее оценку и контроль), эмоционально-волевого (уверенность студентов в успехе, сосредоточенность на проблеме, решимость студентов достигнуть цели посредством самоорганизации, освоить и использовать систему знаний для решения учебно-исследовательской задачи в инновационной профессиональной деятельности, мобилизованность, инициативность) и коммуникативного (готовность студентов обработке, переработке, обмену, хранению, поиску, сбору необходимой информации для решения инновационных задач в профессии, использование специалистами информационно-коммуникационных технологий (ресурсов локальных и глобальных сетей) для решения инновационных профессиональных задач) компонентов, которые во взаимосвязи детерминируют сущность, содержание и технологию инновационной деятельности специалистов по социальной работе.

Разработанная и апробированная модель формирования психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности системно раскрывает сущность, структуру, содержание и организацию профессионального самоопределения и достижения соответствия психических сфер и образований личности требованиям инновационной социально практической деятельности. Содержательно модель представляет собой системную архитектонику, в которой содержатся шесть блоков: блок целеполагания, включающий внешние и внутренние предпосылки для формирования готовности к инновационной деятельности, цели и задачи, реализуемые на данном этапе. Второй блок включает содержательные характеристики психологической готовности к инновационной деятельности. Третий блок модели определяет инновационные функции специалистов по социальной работе, которые выполняет специалист социальной сферы как новатор, разработчик, исследователь. Четвертый блок охватывает формы, методы, средства, подходы, принципы и этапы психологического сопровождения процесса формирования у студентов психологической готовности к инновационной деятельности. Пятый блок модели представляет критерии определения уровня ее сформированности: интуитивно-эмпирический, репродуктивно-адаптивный, профессионально-креативный. Модель позволяет интегрировать два взаимосвязанных между собой процесса – процесс эффективного освоения профессиональной деятельности и внедрения в нее новшеств и процесс психологического обеспечения такого освоения. Использование этой модели дает возможность всесторонне оценивать процесс и результат этой деятельности, эффективно развивать творческий потенциал субъекта инновационной деятельности в социальной сфере.

Формирование у студентов психологической готовности к инновационной деятельности есть динамический процесс постепенного перехода от низшего (интуитивно-эмпирического) к высшему (профессионально-креативному) уровню сформированности соответствующей готовности, что обеспечивается внедрением в образовательный процесс вуза креативно-развивающей программы. Креативно-развивающая программа объединяет четыре направления, обеспечивающие оптимизацию профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности. Первое направление ориентировано на формирование положительного отношения к будущей профессиональной деятельности, положительной психологической установки на освоение нового; второе направление нацелено на формирование у студентов инновационного мышления, способности к выдвижению гипотез, прогнозированию, проектированию и моделированию в социальной сфере; третье направление оптимизирует процесс формирования воли к преодолению внешних и внутренних преград при осуществлении инновационной профессиональной деятельности; четвертое направление обеспечивает развитие эмпатии, навыков обратной связи, говорения, слушания, «Я» — высказывания, запоминания, пересказа в межличностной и групповой работе.

Одним из актуальных условий эффективности формирования психологической готовности будущих специалистов к инновационной деятельности в вузе выступает психологическое сопровождение образовательного процесса, система которого раскрывается как целенаправленная деятельность по развитию, диагностике, просвещению, коррекции в соответствии с требованиями, предъявленными в акмеограмме субъекта инновационной деятельности в социальной сфере, где специалист по социальной работе выступает в качестве новатора, исследователя, разработчика, творческого субъекта. Система психологического сопровождения образовательного процесса по формированию готовности к инновационной деятельности способствует развитию инновационных профессионально-важных качеств специалистов по социальной работе как субъектов инновационной деятельности, созданию ориентационного поля инновационного профессионального развития студента как будущего специалиста, овладению студентами основами научно-исследовательского творчества, развитию способности к саморегуляции и стремления к саморазвитию и самосовершенствованию при осуществлении инновационной и научно-исследовательской деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Степень и эффективность внедрения теоретических и эмпирических результатов высокая и многоплановая. Полученные данные были апробированы автором при проведении практических занятий со студентами специальности «социальная работа» филиала Российского государственного социального университета в г. Анапе. Теоретические и эмпирические данные, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, апробировались через опубликование статей, тезисов, разработку и представление программы и тематического плана к спецкурсам «Основы инновационной и научно-исследовательской деятельности в социальной сфере», «Социально-психологические основы инновационной деятельности в социальной сфере», разработку глоссария терминов инновационной и научно-исследовательской деятельности в социальной сфере, разработку инновационного программно-целевого социально-психологического тренинга, методических рекомендаций по совершенствованию системы социально-психологического сопровождения студентов, субъектов инновационной деятельности в социальной сфере. Основные идеи диссертационного исследования внедрены в образовательный процесс филиала Российского государственного социального университета в г. Анапе в качестве научно-исследовательского проекта «Формирование научно-исследовательской и инновационно-образовательной среды в филиале РГСУ в г. Анапе. Разработан психологический инструментарий по выявлению сформированности уровней готовности к инновационной деятельности будущих специалистов социальной сферы в виде методического пособия. Материалы диссертационного исследования получили одобрение на научно-практических конференциях разного уровня. Результаты исследования докладывались на IX Всероссийской с международным участием молодежной научной конференции и Школы – семинара для студентов, молодых ученых и специалистов «Социальные, психолого-педагогические и духовно-нравственные проблемы современной российской молодежи» (г. Анапа 2009 г.), на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональная подготовка и становление личности будущего специалиста в условиях обучения в гуманитарном вузе» (г. Анапа 2009 г.), на IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Здоровье населения – основа процветания России» (г. Анапа 2010г.), на межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социального развития российской молодежи и пути оптимизации государственной молодежной политики» (г. Краснодар 2009 г.), на I Всероссийской научно-практической конференции «Современное образование в условиях реформирования: инновации и перспективы» (г. Красноярск 2010 г.) и других научно-практических конференциях. Результаты исследований опубликованы в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.

Область применения и рекомендации по использованию результатов. Теоретические и эмпирические данные могут быть использованы в образовательном процессе высших учебных заведений, в системе подготовки специалистов социальной сферы к инновационной профессиональной деятельности, в системе повышения квалификации, а также в системе самосовершенствования конкретных специалистов. Модель формирования психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности, креативно-развивающая программа, акмеограмма, а также разработанные научно-практические рекомендации полезны для теоретического и практического применения в социальной сфере, прежде всего для специалистов по социальной работе.

Структура диссертации характеризуется целью, гипотезой, задачами и логикой исследования. Диссертационное исследование состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографического списка и приложений. Основной объем диссертации – 269 страниц. Библиографический список использованной литературы состоит из 287 наименований, из которых 9 на иностранном языке. В диссертации содержится 10 таблиц и 40 рисунков.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы, сформулированы цель и гипотеза исследования, определены задачи, методы, этапы исследования, показаны научная новизна и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические предпосылки формирования психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности» проводится анализ теоретических основ, общих и частнонаучных подходов, принципов и методов формирования психологической готовности к инновационной деятельности, обобщено современное состояние разработанности изучаемой проблемы, выявлены содержание и сущностные характеристики психологической готовности к инновационной деятельности специалистов по социальной работе, разработана модель ее формирования в условиях высших учебных заведений.

Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что отдельные стороны исследуемой проблемы изучались учеными как в общетеоретическом плане, так и профессионально-практическом аспекте. Более того, категории субъекта деятельности, готовности, установки, готовности к профессиональной деятельности и другие категории применимы как в психологии труда, так и в общей, социальной, педагогической психологии, в акмеологии и социологии, а наибольшего результата можно достичь, только объединив усилия всех отраслей научного знания. Изучение проблемы формирования психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности проводилось в нескольких направлениях. Во-первых, в общем контексте изучалось понятие «готовность». Во-вторых, многопланово и многосторонне рассмотрен анализ процесса формирования готовности к профессии как психологического феномена. В-третьих, большое внимание уделялось анализу структурных характеристик психологической готовности к инновационной профессиональной деятельности будущих специалистов по социальной работе и разработке модели, способствующей оптимальному формированию психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности.

В рамках первого направления было показано, что понятие «готовность» изучалось К.А.Абульхановой, Б.Г.Ананьевым, А.В.Брушлинским, И.А.Вишняковым, М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбовичем, С.Л.Рубинштейном, Е.А.Сергиенко, Д.Н.Узнадзе, Г.А.Цукерман и другими учёными. «Готовность» определяется учёными как существенный признак установки, обнаруживающейся в случаях поведенческой активности субъекта, готовность – это «настрой» на выполнение профессиональной деятельности и особое качество личности. Так, В.А.Крутецкий обусловливает «готовность» как пригодность к деятельности, которая выражается в активном положительном отношении к ней, склонности заниматься ею, переходящей в страстную увлеченность на высоком уровне развития, это наличие определенного запаса навыков, знаний и умений, в соответствующей области. Я.Л.Коломинский, понимая «готовность» как профессиональную «техническую» подготовку и формирование личностной готовности к труду, называет ее психологической готовностью. Готовность представляется им как в виде определенного уровня развития личности, предлагающего сформированность целостной системы ее коммуникативных качеств, включающих в себя ряд поведенческих и эмоциональных компонентов. Проблеме психологической готовности к определенному виду социальной активности уделяют внимание в отечественных и зарубежных исследованиях такие ученые, как Г.М.Андреева А.Г.Асмолов, Д.Майерс, В.С.Магун, Л.А.Надирашвили, Г.Олпорт, К.Обуховский, П.Н.Шихирев, В.А.Ядов и другие. Готовность субъекта к выполнению профессиональной деятельности, по Р.А.Низамовой, включает такие важные качества, как умение научно организовать труд трудового коллектива, а также свой труд, умение работать самостоятельно, способность видеть перспективы развития, по В.А.Сластенину, – это такое психологическое состояние, которое отражает динамизм личности, богатство ее внутренней энергии, волю, инициативность, способность к идентификации себя с другими или перцептивную способность, по А.Л.Денисовой – это целенаправленное выражение личности, включающее ее взгляды, убеждения, мотивы, отношения, чувства, волевые и интеллектуальные качества, установки, навыки, знания, умения, настроенность на определенное поведение.

Анализ содержания второго направления показал, что процесс формирования психологической готовности к инновационной профессиональной деятельности будущих специалистов по социальной работе следует рассматривать как процесс образования зрелой личности, включающий в себя приобретение соответствующих знаний, умений и отношений (направленности). Отношения, определяющие структуру готовности к инновационной социальной работе, основываются на непосредственном эмоционально-познавательном отношении, интересе к профессии, при оптимальных условиях переходящих в направленность личности на профессиональную деятельность.

В рамках третьего направления, опираясь на исследования А.Л.Денисовой, Н.В.Молотковой, В.А.Сластенина, Н.К.Солоповой, нами были выделены мотивационный, когнитивный, операциональный, эмоционально-волевой и коммуникативный компоненты психологической готовности к инновационной деятельности. Учитывая потребность в кадрах инновационного типа, инновационную направленность профессиональной деятельности специалистов социальной сферы, активизацию процесса обучения студентов основам инновационной деятельности, поиск путей усиления мотивации будущих специалистов к инновационной деятельности, а также потребность в совершенствовании процесса саморазвития инновационной личности, мы предприняли попытку воссоздания целостного образа эффективного формирования у будущих специалистов социальной сферы готовности к инновационной деятельности в процессе подготовки их в вузе.

Эта попытка была основана на системном синтезе и интеграции системно-целостного познания сущности и структуры психологической готовности к инновационной деятельности и моделирования алгоритма и технологии ее формирования на протяжении профессиональной подготовки.

Наша авторская модель, схематично представленная на рис. 1, выступает системной архитектоникой эффективного формирования в образовательной среде психологической готовности будущих специалистов социальной работы к инновационной деятельности. Формирование психологической готовности студентов к инновационной

SHAPE \* MERGEFORMAT

деятельности в авторской модели представлено как целенаправленный и последовательный процесс становления значимых личностно-профессиональных качеств, структурно выделенных в мотивационном, когнитивном, операциональном, эмоционально-волевом и коммуникативном компонентах психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к эффективному выполнению профессиональных функций инновационной деятельности на основе системного привлечения потенциала развивающейся личности студента, актуальных алгоритмов и технологий, а также оптимизации системы психологического сопровождения образовательного процесса в вузе.

Учитывая специфику формирования психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности, следует отметить, что в результате внедрения модели в образовательный процесс вуза происходит оптимизация основных «параметров» их становления на основе проявления всех субъектов. Этими субъектами являются: студент как субъект инновационной профессиональной деятельности и его внутренние составляющие (творческая активность, мотивация, самостоятельная работа, познавательный интерес, стремление к самосовершенствованию); профессорско-преподавательский состав, который оказывает учебно-воспитательное воздействие на студента; положительный психологический климат на факультете; материально-техническое обеспечение вуза; оптимизация и формирование соответствующей мотивационной инновационно-образовательной среды.

Для характеристики уровней сформированности психологической готовности к инновационной деятельности как сложного личностного качества целесообразно выделить критерии, детально отражающие содержание каждого компонента. Сформированность мотивационного компонента готовности к инновационной деятельности определяется мотивационно-ценностным критерием, дающим возможность оценить настрой на профессиональную деятельность, интерес к ней, мотивацию на ее овладение, устойчивое стремление к успеху и к самообразованию в профессии. Формирование когнитивного компонента мы определяем посредством профессионально-гносического критерия, дающего возможность провести анализ когнитивной сферы будущих специалистов социальной сферы, выявить уровень знаний, умений и навыков в сфере инновационной деятельности. Операциональный компонент готовности к инновационной деятельности мы определяем с помощью профессионально-деятельностного критерия, способствующего выявлению у студентов умения применять научно-исследовательский инструментарий в решении типовых и нестандартных задач в будущей профессиональной деятельности, владение навыками самостоятельного научно-исследовательского творчества. Эмоционально-волевой компонент готовности к инновационной деятельности мы определяем посредством эмоционально-оценочного критерия, выявляя у будущих специалистов социальной сферы наличие готовности к риску, мобильности, гибкости, эмоциональной устойчивости. Сформированность содержательных характеристик коммуникативного компонента выявляем посредством профессионально-коммуникативного критерия, позволяющего провести анализ развития коммуникативных качеств, умений и навыков специалистов по социальной работе.

Отразив детально содержание каждого из компонентов готовности к инновационной деятельности и определив критерии их сформированности, мы определили три уровня их возможной сформированности: интуитивно-эмпирический, репродуктивно-адаптивный и профессионально-креативный. В исследовании для оценки оптимальности воздействия на личность будущих специалистов социальной сферы использован весь критериально-оценочный блок и входящие в них критерии и показатели, позволившие содержательно описать особенности становления готовности к инновационной профессиональной деятельности на каждом из выделенных уровней в исследуемых группах специалистов по социальной работе.

На данном этапе следует отметить то, что по итогам изучения актуального уровня сформированности у студентов психологической готовности к инновационной деятельности, в котором принимали участие испытуемые экспериментальных и контрольных групп, студенты были объединены в общую группу первого этапа эмпирического исследования.

Использование мотивационно-ценностного критерия психологической готовности к инновационной деятельности показало, что более 75% общей группы характеризуются низким и средним уровнями мотивации к овладению профессии, стремлением к достижению успеха, потребностями в достижении, низким уровнем интереса к профессии, средним уровнем удовлетворенности от творческой работы в процессе научно-исследовательской деятельности, отсутствием желания студентов участвовать в научных конференциях, семинарах, публиковать результаты НИР.

С помощью профессионально-гностического критерия было установлено, что большинство (65%) будущих специалистов по социальной работе на начало формирующего эксперимента не овладели системой научно-исследовательского творчества, знаниями методологии, теории и технологии социальных исследований; инициативный стиль мышления студентов не является преобладающим, и только одна треть студентов осознает необходимость инновационных преобразований в социальной сфере.

По профессионально-деятельностному критерию были выявлены низкие показатели психологической готовности и способности к самостоятельному научно-исследовательскому творчеству, умения применять инструментарий при выполнении типовых и нестандартных задач в будущей профессиональной деятельности.

Применение эмоционально-оценочного критерия позволило выявить, что более 65% студентов обладают низким и средним уровнями готовности к риску, высоким уровнем ригидности, низкими показателями умений мобилизовать свои силы и регулировать эмоциональные состояния, умений управлять собой в процессе исследовательской и инновационной деятельности.

Использование профессионально-коммуникативного критерия психологической готовности к инновационной деятельности показало, что у 70% студентов — низкий и средний уровни рефлексии, не сформированы навыки самоанализа, самопонимания, средние показатели эмпатийного общения, эмоциональной чувствительности, умения входить в положения другого человека по общению, навыков межличностного взаимодействия обмена необходимой информацией.

На основе представленных критериев была разработана критериально-оценочная система, в соответствии с которой определялись три уровня сформированности психологической готовности будущих специалистов по социальной работе к инновационной деятельности: низкий (интуитивно-эмпирический), средний (репродуктивно-адаптивный), высокий (профессионально-креативный).

Результаты определения актуального уровня сформированности у студентов психологической готовности к инновационной деятельности свидетельствуют о том, что только 18,2 % от общего количества испытуемых характеризуются высоким, или профессионально-креативным, уровнем сформированности психологической готовности к инновационной деятельности; 44,4% — средним, а 37,4% — низким.

Таким образом, результаты исследования позволили прийти к заключению об актуальности проблемы формирования психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности и целесообразности экспериментального внедрения разработанной психологической модели в образовательный процесс вуза с целью проверки ее эффективности.

Во второй главе «Экспериментальное обоснование эффективности модели формирования психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности» были изучены особенности и динамика формирования психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности в вузе в процессе реализации разработанной модели.

Экспериментальное исследование проводилось на базе РГСУ и его филиалов в г. Анапе с 2009 по 2012 учебный год. В выборку экспериментального исследования вошли 202 студента, обучающихся по специальности «социальная работа».

В рамках экспериментальной работы была внедрена комплексная креативно-развивающая программа, которая позволяет поэтапно проводить психологическую подготовку будущих специалистов социальной сферы в рамках апробированной системы психологического сопровождения образовательного процесса, включающей в себя реализацию психологического мониторинга, разработанных спецкурсов и инновационного программно-целевого тренинга, состоящего из семи взаимосвязанных тематических блоков, которые поэтапно реализуются в процессе обучения студентов в вузе (рис. 2).

Рис. 2. Система психологического сопровождения процесса формирования

психологической готовности будущих специалистов социальной сферы

к инновационной деятельности.

Для экспериментального исследования был разработан комплексный исследовательско-развивающий психологический мониторинг, который объединил в себя систему сбора, анализа, обработки информации, получаемой в результате психодиагностики; средства тренинга и аутотренинга студентов; научно-методические разработки и рекомендации по использованию возможностей мониторинга. Психологический мониторинг понимается нами как специально организованное систематическое наблюдение за динамикой, особенностями и уровнем эффективности формирования мотивационного, когнитивного, эмоционально-волевого и коммуникативного компонентов психологической готовности студентов к инновационной деятельности в социальной сфере на основе использования авторской критериально-оценочной системы.

Приоритетной целью креативно-развивающей программы является развитие инновационного потенциала личности специалиста по социальной работе, профессиональных умений, знаний, профессионально-важных качеств, установок, отношений за счет реализации и оптимизации системы формирования готовности к инновационной деятельности в рамках вуза. Программа предполагает реализацию трех основных этапов: мотивационно-познавательного, когнитивно-операционального и коммуникативно-поведенческого. Каждый этап имеет свои цели, задачи, направления, формы и методы формирования ключевых компонентов внутренней структуры психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности.

После реализации каждого этапа проводились диагностические срезы с помощью разработанной категориально-оценочной системы. На графике (рис. 3) показана динамика изменения психологической готовности к инновационной деятельности по всем выделенным критериям.

Рис. 3. Динамика изменения показателей готовности к инновационной деятельности у будущих специалистов социальной сферы по всем критериям.

Условные обозначения: 1 – на начало эксперимента; 2 – после мотивационно-познавательного этапа; 3 – после когнитивно-операционального этапа; 4 – после коммуникативно-поведенческого этапа; 5 – после эксперимента.

Под воздействием разработанных технологий, внедренных в учебный процесс вуза, на мотивационно-познавательном этапе выросли показатели мотивационно-ценностного критерия (t=3,44, p < 0,01). В результате участия в психологическом тренинге «Профессиональная идентичность» у студентов был актуализирован процесс адаптации, сформировано положительное отношение к выбранной профессии, желание заниматься инновационной и научно-исследовательской деятельностью. На когнитивно-операциональном этапе видимые изменения и положительную динамику приобрели показатели профессионально-гносического (t=2,99, p < 0,01) и профессионально-деятельностного (t=2,34, p < 0,05) критерия, что свидетельствует о формировании когнитивного и операционального компонентов психологической готовности к инновационной деятельности в процессе внедрения разработанных спецкурсов и тренингов «Инновационное мышление» и «Креативность». Видимые изменения показателей эмоционально-оценочного и профессионально-коммуникативного критерия мы отметили на коммуникативно-поведенческом этапе, что свидетельствует о формировании эмоционально-волевого и коммуникативного компонентов готовности к инновационной деятельности. У студентов под воздействием тренингов «Эмоциональная устойчивость», «Рефлексивность», «Коммуникабельность», «Самопрезентация» получили своё развитие умения контролировать свои эмоции, мобилизовать свои силы, преодолевать страхи, умения брать инициативу в свои руки, сосредотачиваться на проблеме, навыки самоконтроля, самообразования, сформированы коммуникабельность, эмпатия, рефлексия, умения представлять итоги проделанной работы.

Среди студентов экспериментальных и контрольных групп нами была обнаружена различная динамика роста показателей уровней сформированности готовности к инновационной деятельности до и после внедрения комплексной креативно-развивающей программы (табл. 1).

По итогам комплексной креативно-развивающей программы выявлена динамика изменений соотношений уровней сформированности психологической готовности к инновационной деятельности в экспериментальных группах и отсутствие ее в контрольных группах. Оказалось, что у студентов в контрольных группах показатели остались в основном те же, а в экспериментальных группах была отмечена тенденция к росту высокого уровня (увеличение в среднем на 22,2%), среднего уровня (увеличение в среднем на 8%) и, напротив, на 30,1 % обеспечено снижение низкого уровня сформированности психологической готовности к инновационной деятельности (χ2 = 57,9, p < 0,01).

Изменилось количество (более 82%) будущих специалистов по социальной работе, обладающих инициативным стилем мышления (t = 8,5, p < 0,001), стремлением к творческому самовыражению (t = 4,65, p < 0,001). Увеличилось число студентов (более 87%), имеющих высокий и средний уровень готовности к риску (t = 3,8, p < 0,001), готовности и способности мобилизировать свои силы, способности к регулированию эмоциональных состояний, снизился уровень ригидности, вязкости, косности мышления (t = 9,7, p < 0,001); возросло число студентов (более 84%), обладающих умением поиска, сбора, переработки, хранения обмена необходимой информации, умением представлять итоги о проделанной работы в виде рефератов, отчетов, статей, с привлечением современных средств редактирования и печати, возрос уровень коммуникабельности у будущих специалистов социальной сферы (t = 2,4, p < 0,05), возрос уровень эмпатии (t = 3,5, p < 0,001), рефлексивности, способности к самоанализу, самопониманию, способности к самоконтролю своего поведения, анализу и координации его в соответствии с изменяющимися условиями в процессе инновационных преобразований (t = 5,5, p < 0,001). Комплексная креативно-развивающая программа способствовала оптимизации процесса формирования психологической готовности к инновационной деятельности, проводимой со студентами экспериментальных групп.

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа показателей компонентов психологической готовности к инновационной деятельности будущих специалистов социальной сферы до и после реализации экспериментальной программы

Компоненты и элементы готовности

До эксперимента (X ± m)

После эксперимента (X ± m)

ЭГ1+2КГ1+2tpЭГ1+2КГ1+2tpПриобретение знаний4,2 ± 0,24,4±0,40,6>0,056,2±0,44,8±0,22,5<0,01Овладение профессией4,9±0,24,8±0,30,4>0,057,4±0,65,2±0,43,0<0,001Получение диплома6,3±0,45,9±0,40,7>0,053,8±0,25,2±0,34,9<0,001Мотивация к успеху15,8±1,216,1±1,20,2>0,0521,4±1,716,6±1,42,2<0,01Потребность в достижении13,5±0,914,4±1,10,6>0,0516,7±1,614,8±1,21,0>0,05Инициативность 10,3±0,711,1±0,80,8>0,0524,3±2,412,2±1,24,5<0,001Критичность 14,9±0,913,8±0,80,8>0,0513,4±0,913,2±1,10,7>0,05Управление 12,6±0,815,7±1,12,3<0,0515,1±1,115,9±1,10,8>0,05Практичность 16,6±1,415,9±1,30,4>0,0516,8±1,416,1±1,30,4>0,05Креативность 24,6±2,127,8±2,41,1>0,0546,6±4,128,9±2,23,8<0,001Ригидность 7,9±0,47,2±0,40,7>0,053,2±0,26,9±0,311,9<0,001Готовность к риску5,8±0,36,2±0,41,2>0,057,2±0,46,0±0,33,3<0,001Рефлексия 5,2±0,25,5±0,31,0>0,057,8±0,45,2±0,25,9<0,001Эмпатия 42,3±4,253,1±5,11,6>0,0568,8±6,252,9±5,12,0<0,05Коммуникабельность 17,7±1,716,9±1,61,2>0,0522,9±1,416,6±1,52,8<0,01Результаты реализации экспериментальной программы по формированию у будущих специалистов социальной сферы психологической готовности к инновационной деятельности позволили сформулировать следующие рекомендации.

Проведенное диссертационное исследование подтвердило начальную гипотезу, правильность положений, выносимых на защиту и постановку задач исследования. Оно дало возможность оптимизировать процесс психологической подготовки будущих специалистов к инновационной профессиональной деятельности. В рамках разработанной авторской модели представляется возможность более эффективно формировать полноценную личность и психологическую готовность специалиста социальной сферы к инновационной деятельности в образовательной среде высшей профессиональной школы. В модели формирования психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности отображено системное критериальное оценочное основание в составе критериев, показателей и уровней его продуктивности. В ходе исследования предложена и успешно проведена креативно-развивающая программа.

В целом результаты экспериментального исследования показывают, что привлеченный потенциал разработанных модели, алгоритма и технологии совершенствует организационные, содержательные, технологические основы функционирования психологической службы вуза, обеспечивающей эффективность инновационно-модульного комплекса университетского образования по специальности и направлению «Cоциальная работа».

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении предполагают продолжение фундаментальных и прикладных исследований приоритетных направлений, связанных с изучением различных сторон инновационной деятельности на начальном и последующих этапах труда специалистов по социальной работе, активизацией инновационной деятельности специалистов по социальной работе в различных социальных учреждениях, оптимизацией роли самосовершенствования в формировании у них психологической готовности к инновационной деятельности.

III. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

А) Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:

Психолого-педагогическое сопровождение подготовки специалистов для социальной сферы // Социальная политика и социология. – 2009. – № 9.- С. 100-101. (0,4 п.л.)/

Инновации и инновационная деятельность в системе высшего образования: сущность и особенности // Человеческий капитал. – 2010. – № 6. — С. 129-133. (0,6. п.л.) (Соавтор: Лаптева И.Л., к.псх.н. РГСУ)

Формирование профессиональной готовности и отношения к профессиональной деятельности будущих специалистов по социальной работе // Человеческий капитал. – 2010. – №7. – С. 273-276. (0,6 п.л.)

Стратегия формирования специалистов новой формации как творческих субъектов инновационной деятельности // Человеческий капитал. – 2010. –№ 10. – С. 69. (0,3 п.л.)/

Формирование готовности к инновационной деятельности будущих профессионалов // Социальная политика и социология. – 2010. — №10. – С.61-86. (0,4 п.л.)/

Проблемы развития мотивации инновационной профессиональной деятельности будущих специалистов социальной сферы // Человеческий капитал. – 2011. – № 5. – С.92-97. (0,4 п.л.)

Экспериментальное исследование эффективности формирования социально-психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности // Человеческий капитал. – 2012 г. – № 7. – С. 123-131. (0,8 п.л.) (Соавтор: Лаптев Л.Г., д.псх.н, профессор)

Б) Публикации в других изданиях:

О необходимости психологического сопровождения будущих специалистов помогающих профессий // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социального развития российской молодежи и пути оптимизации государственной молодежной политики». – К.: Просвещение Юг, 2009. – С. 24-27.(0,4 п.л.) (Соавторы: Селезнев С.Б. д.мед.н, профессор кафедры ювенального права филиала РГСУ в г. Анапе, Варгина Н.А., к.п.н., доцент кафедры социальной работы и рекламы филиала РГСУ в г. Анапе).

Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов по социальной работе // Материалы IX Всероссийской с международным участием молодежной научной конференции и Школы – семинара для студентов, молодых ученых и специалистов «Социальные, психолого-педагогические и духовно-нравственные проблемы современной российской молодежи». – А.: филиал РГСУ в г. Анапе, 2009. – С. 150-153. (0,6 п.л.) (Соавторы: Селезнев С.Б. д.мед.н, профессор кафедры ювенального права филиала РГСУ в г. Анапе, Варгина Н.А., к.п.н., доцент кафедры социальной работы и рекламы филиала РГСУ в г. Анапе).

Психолого-педагогические аспекты инновационного развития социального образования // Материалы межрегиональной научно — практической конференции «Актуальные проблемы социального развития российской молодежи и пути оптимизации государственной молодежной политики». – К.: Просвещение-Юг, 2010. — С. 3-5. (0,4 п.л.)

Социально-психологический тренинг как один из методов развития коммуникативной компетентности будущих специалистов по социальной работе // Четвертые университетские социально-гуманитарные чтения 2010 года. В 3 т. Т.3: материалы. – Иркутск: Изд-во Иркутского гос.ун-та, 2010. – С.83-87. (0,4)

Формирование профессиональной готовности и отношения к деятельности будущих специалистов по социальной работе // Сборник научно-педагогической школы РГСУ в области социальной науки и социального образования / Под ред.академика РАН В.И. Жукова. – М.: Изд-во РГСУ. – 2010. – С. 98-103. (0,6 .л.)

Подготовка кадров инновационного типа в высшей школе // Казанская наука. – 2010. – №9. – С. 423-427. (0,6 п.л.)

Подготовка кадров для социальной сферы в условиях инновационного развития страны // Сборник научных трудов филиала РГСУ в г. Анапе. Вып. 7. – А.: Филиал РГСУ в г. Анапе, 2010. – 371 с. (0,3 п.л)

О необходимости социально-психологической подготовке студентов к инновационной деятельности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональная подготовка и становление будущего специалиста в условиях обучения в гуманитарном Вузе». – А.: Филиал МГГУ им. Шолохова в г. Анапе, 2010. – 322с. (0,3 п.л.)

Будущие специалисты социальной сферы, субъекты инновационной деятельности: сущность и особенности // Сборник материалов V Международной научно-практической конференции: в 2-х частях «Проблемы и перспективы развития образования в России».- Н.: Издательство НГТУ, 2010.- 241с. (0,4 п.л.)

Социально-психологическая готовность студентов к инновационной деятельности в социальной работе // Материалы I Международной научно-практической конференции «Современная наука: теория и практика» Том 2 (Часть 2) Общественные науки. — С.: Сев. Кав ГТУ, 2010. – С.17-20. (0,5 п.л.)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст