Формирование профессионально-педагогической компетентности будущ

На правах рукописи

МАРИНИЧ Евгений Евгеньевич

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ВУЗЕ

Специальность 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Шуя — 2012Работа выполнена в ФГБОУ ВПО

«Шуйский государственный педагогический университет»

Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор

Волкова Тамара Николаевна

Официальные оппоненты

Викулина Мария Анатольевна,

доктор педагогических наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный

лингвистический университет имени

Н.А. Добролюбова», профессор кафедры

педагогики и психологии

Паршенкова Елена Николаевна,

кандидат педагогических наук,

ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный

педагогический университет»

старший преподаватель кафедры педагогики

и психологии детства

Ведущая организация

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный

педагогический институт»

Защита диссертации состоится «22» марта 2012 г. в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 212.302.01 при ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» по адресу: 155908, Ивановская область, г. Шуя, ул. Кооперативная, 24, каб. 220.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет». Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК МОиН РФ – vak2.ed.gov.ru.

Автореферат разослан «21» февраля 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук,

доцент Н.В. Лысых

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В настоящее время преобразования, происходящие в социально-экономической жизни нашей страны (вхождение в Болонский процесс, введение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, переход на уровневое образование), привели к необходимости модернизации системы педагогического образования. Выпускники вузов зачастую не готовы к самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии со своей квалификацией (В.И. Байденко, И.А. Дмитриева, В.С. Кукушин, В.В. Пижугийда, О.И. Ребрин, С.Е. Шишов и др.). Поэтому основными стратегическими направлениями усовершенствования педагогического образования является повышение качества подготовки специалистов, в том числе и специалистов в области логопедии.

Специфика коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда, связанная с исправлением речевых нарушений у детей, делает востребованным в современном обществе специалиста-практика, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к исследовательской работе, обладающего коммуникативной культурой, умеющего принимать своевременные диагностические и коррекционные решения и самостоятельно решать профессиональные задачи.

Проблема профессиональной подготовки педагогических кадров актуальна и находится в центре внимания ученых – философов, педагогов, психологов, социологов, историков и др. Исследования по данной проблеме ведутся в различных направлениях. Изучается сущность профессионально-педагогической компетентности (Г. Вайлер, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Я. Лефстед, А.К. Маркова, Н.С. Розов, В. Чипанах и др.) и компетенций ее составляющих: рефлексивной (В.К. Елисеев, Л.А. Кунаковская, Н.М. Пинегина), коммуникативной (Л.В. Львов, Т.Н. Пилыцикова), формирование и развитие которых происходит в определенной среде (А.А. Дергач, В.И Иванова, Е.В. Селезнёва, С.В. Сидорчик, Н.В. Соловьёва и др.) и специально организованных педагогических условиях (А.А. Вербицкий, В.В. Горшкова, Ц. Йотов, М.В. Кларин, М.И. Лисина, В.Я. Ляудис и др.). Исследуются средства формирования отдельных компонентов профессионально-педагогической компетентности (Г.Я. Буш, А.А. Вербицкий, Ц. Йотов, Н.В. Кулюткин, А.М. Матюшкин, М.Ю. Посталюк, Д. Шейлз, и др.).

Исследование Р.М. Султановой (2005) посвящено формированию профессиональной компетентности будущих учителей-логопедов в педагогической практике повышенного уровня. Н.Г. Петелина (2006) рассматривает вопросы психологических условий повышения личностно-профессиональной компетентности учителя-логопеда в системе повышения квалификации. Вопросам формирования профессиональной компетентности будущих учителей-логопедов посвящено диссертационное исследование Е.Н. Жукатинской (2008). В диссертации Е.Н. Волковой (2009) рассматриваются вопросы формирования коммуникативной культуры будущих учителей-логопедов в педагогическом вузе. Диссертационное исследование В.Я. Сайтхановой (2009) посвящено формированию нового профессионального опыта учителя-логопеда в условиях педагогической мастерской. Исследование Л.Л. Стаховой (2010) посвящено проектированию методической системы развития профессиональной компетентности учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях профессиональной среды

Опираясь на проведенный анализ научной литературы по данной проблеме, мы признаем в целом достаточную ценность результатов исследования вышеназванных авторов в педагогической сфере, но необходимо отметить целый ряд вопросов, которые на сегодняшний день остаются недостаточно разработанными в аспекте формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов. В их числе: недостаточная разработанность понятия «профессионально-педагогическая компетентность будущего учителя-логопеда»; отсутствие критериев оценки уровней ее сформированности на различных этапах становления будущего учителя-логопеда.

Более того исследуемая проблема усложняется еще и тем, что в образовательном процессе не учитывается потенциал личности будущего специалиста; технологическое обеспечение представлено традиционными технологиями, формами, методами обучения; отсутствует научно обоснованная модель подготовки компетентных специалистов – будущих учителей-логопедов в вузе.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью в теории проблемы формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда в вузе и отсутствием исследований по практической реализации основных направлений работы в образовательном пространстве вуза, направленной на формирование профессионально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов для подготовки их к решению профессиональных задач.

Изучение теории и практики формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов в вузе сделало возможным выделить противоречия между:

−социальным заказом общества на подготовку учителей к работе в постоянно меняющихся условиях профессиональной деятельности и недостаточной готовностью системы профессионального педагогического образования к выполнению этого заказа;

−между возрастающими требованиями к качеству подготовки профессионально ориентированных специалистов и существующими системами обучения в педагогическом вузе, не обеспечивающими формирование современных профессиональных компетенций учителя-логопеда в учебном и научном познании на требуемом стандартами уровне.

Решение указанных противоречий обусловило выбор проблемы исследования: какова должна быть модель формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов в педагогическом вузе, удовлетворяющая современным требованиям общества?

Разрешение вышеозначенной проблемы определили актуальность темы нашего исследования: «Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда в вузе».

Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда в вузе.

Объект исследования – профессиональная подготовка будущих учителей-логопедов в педагогическом вузе.

Предмет исследования – процесс формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда в вузе.

Гипотеза исследования: формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда в вузе будет эффективно, если:

− определена сущность и содержание понятия «профессионально-педагогическая компетентность будущего учителя-логопеда»;

выделены и определены компоненты профессионально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда;

разработана, обоснована и внедрена в образовательный процесс модель формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов в вузе.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены задачи:

1. Провести теоретический анализ современного состояния профессиональной подготовки будущих учителей-логопедов в вузе;

2.На основе анализа философской, психолого-педагогической, социологической и методической литературы теоретически обосновать сущность и содержание понятия «профессионально-педагогическая компетентность» в соответствии со спецификой профессии учителя-логопеда.

3. Выделить и определить компоненты профессионально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда;

4. Разработать, внедрить и экспериментально проверить модель формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов в вузе.

5.Определить и обосновать критерии оценки уровня сформированности компонентов профессионально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов в вузе.

6. Выявить и научно обосновать педагогические условия, повышающие эффективность формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов в вузе.

7. Провести педагогический эксперимент с целью проверки результативности разработанной модели формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов

Методологической основой исследования являются:

— системный подход (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Г.Н. Сериков, Э.Г. Юдин и др.);

— компетентностный подход (В.А. Болотов, В.В. Болотов, В.В. Краевский, A.A. Пинский, И.А. Зимняя, O.JI. Жук, A.B. Макаров и др.);

— деятельностный подход (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, К.К. Платонов, П.И. Пидкасистый, С.А. Рубинштейн, Ю.Г. Фокин и др.);

— практико-ориентированный подход (Ю.Н. Галагузова, Л.В. Собанова, В. Е.Мелехова)

— подходы к исследованию профессионализма и моделированию профессиональной деятельности (А.А. Кирсанов, Н.В. Кузьмин, А.К. Маркова, А.М. Новиков, В.А. Сластенин, Н.Ф Талызина и др.).

Теоретические основы исследования составили фундаментальные труды в следующих научных областях:

— идеи освоения деятельности и необходимости формирования ее ориентировочной основы (JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков);

— изучение среды и её влияния на индивида, вовлечённого в преобразование окружающей действительности (Л.С. Выготский, Л.Н. Коган, Д. Маркович, У. Найссер, В.И. Панова, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, Н.В. Соловьёва, В.А. Ясвин и др.);

— основы процесса формирования отдельных компонентов профессионально-педагогической компетентности специалиста (Д. Шейлз, Ц. Йотов, Г. Я. Буш, Н. В. Кулюткин, А. М. Матюшкин, М. Ю. Посталюк, А. А. Вербицкий);

— работы по активным методам обучения (Н.Н. Богомолова, Ю. Дмитриев, В.М. Ефимов, Д.Н. Кавтарадзе, М.М. Крюков, В.М. Розин, О.В. Шмакова, Г.П. Щедровицкий);

— работы по организации и проведению педагогической практики (О.А. Абдулина, И.Н. Банкуров, Л.Т. Кикнадзе, А.С. Чернышев, О.С. Цокур).

Методы исследования:

теоретические — сравнительно-сопоставительный анализ философской, психолого-педагогической, социологической и методической литературы по проблеме, изучение передового опыта и учебно-программной документации вуза и специальных учреждений, где осуществляется логопедическая помощь, с целью выявления условий успешной педагогической деятельности при применении личностно-развивающих технологий образования;

— экспериментальные – беседы, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение, педагогический эксперимент, метод математической статистики по обработке опытно-экспериментальных данных.

Экспериментальная база. Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2009-2012 гг. со студентами факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» (г. Шуя). В исследовании приняли участие 103 студента.

Основные этапы исследования:

Первый этап (2009-2010 г.г.) – поисково-подготовительный. Включал изучение состояния рассматриваемой проблемы в научной литературе, выявление положительных и отрицательных сторон современного состояния проблемы подготовки будущих учителей-логопедов в вузе. Выбор теоретико-методологической и опытной баз исследования, формулирование его объекта, предмета, цели, задач, рабочей гипотезы; проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (2010-2011 г.г.) – теоретико-проектировочный. В ходе данного этапа был разработан план эксперимента, подготавливались необходимые дидактические и методические материалы, осуществлялась разработка модели формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов в вузе.

Третий этап (2011-2012 г.г.) – экспериментально-обобщающий. Был проведен формирующий эксперимент. Проводился анализ и обобщение полученных результатов исследования; корректировка полученных на первом и втором этапах выводов; оформление теоретических и практических результатов исследования, формулировка выводов, рекомендаций, заключение, литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

уточнено содержание понятия «профессионально-педагогическая компетентность учителя-логопеда», под которой понимается интегративное качество личности, способной системно диагностировать имеющиеся речевые нарушения, отграничивая их от сходных по проявлениям нарушений, прогнозировать эффективность коррекционно-педагогической работы на основе применения различных логопедических технологий, осуществлять коррекцию недостатков речевого развития, проводить консультативно-профилактическую работу с родителями и педагогическим персоналом, направленную на предотвращение усугубления речевых нарушений у детей, подростков и взрослых людей;

выявлена структура профессионально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов, представленная единством компонентов:

мотивационного, раскрывающего наличие у будущего учителя-логопеда мотивов, целей, потребностей в профессиональном обучении, формирование интереса к профессионально-педагогической деятельности. Осознание значимости формирования соответствующих знаний, умений и профессионально-важных качеств, педагогических ценностей, принятие и осмысление профессиональной деятельности;

когнитивного, характеризующего наличие у будущего учителя-логопеда совокупности научные знаний о коррекционно-педагогической деятельности, знание логопедической технологии, ее сущности и структурных компонентов, технологии решения коррекционно-педагогических задач;

деятельностного, отражающего владение деятельностью на высоком профессиональном уровне, и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применять их на практике, способность будущего учителя-логопеда предвидеть и прогнозировать развитие коррекционно-педагогического процесса, воздействие данного процесса на речевое развитие ребенка и результаты своей профессиональной деятельности;

рефлексивного, раскрывающегося в умении сознательно контролировать и оценивать результаты коррекционно-педагогической деятельности и уровень собственного развития, личностные достижения, осуществлять анализ и рефлексию, определять уровень развития самооценки и степени освоения логопедической деятельности, готовности к ней и собственных коррекционно-педагогических действий;

коммуникативного, характеризующего умение устанавливать межличностные связи, организовывать целесообразные взаимоотношения в коллективе, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных ситуациях, четко и ясно излагать мысли, убеждать, аргументировать, передавать рациональную и эмоциональную информацию, организовывать и поддерживать диалог, пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации;

разработана и теоретически обоснована модель формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда в вузе, включающая целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный блоки;

выявлены уровни сформированности компонентов профессионально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов в вузе: низкий, средний, высокий, определяемые по критериям: специальный, деятельностный, коммуникативный, рефлексивный;

определены педагогические условия повышения эффективности процесса формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов в вузе: обогащение содержания учебных программ педагогических дисциплин путем включения в них практических вопросов организации коррекционно-педагогической, диагностической и консультативной деятельности; использование практико-ориентированного подхода как основного, направленного на формирование профессионально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов в практической деятельности; включение творческой активности будущих учителей-логопедов во все виды коррекционно-педагогической деятельности.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования вносят определенный вклад в развитие теории и методики профессионального образования, а именно:

— конкретизировано содержание понятия «профессионально-педагогическая компетентность будущего учителя-логопеда», включающее, в себя следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный, коммуникативный;

— разработана модель формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов, состоящей из следующих блоков: целевого, содержательного, процессуального, результативно-оценочного.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в ходе исследования создана и апробирована модель способствующая формированию профессионально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов в педагогическом вузе. Содержащиеся в исследовании научные идеи и выводы могут оказать практическую помощь в подготовке методических рекомендаций по формированию профессионально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда в современном вузе; могут быть использованы в учебном процессе при обучении дисциплинам предметной подготовки (логопедия, логопсихология, психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями, логопедическая ритмика, логопедические технологии, логопедические практикумы, практикум по постановке голоса и выразительности чтения); по факультативным дисциплинам (дифференциальная диагностика речевых нарушений, рефлексивные умения учителя-логопеда).

Результаты исследования могут быть применены в высших педагогических учебных заведениях, на факультетах повышения квалификации учителей-логопедов, воспитателей дошкольных и школьных образовательных учреждений.

Достоверность и надежность полученных научных результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических положений, адекватных цели, предмету и задачам исследования; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования; сочетанием теоретического анализа проблемы с обобщением эмпирических данных, подтверждающихся сочетанием количественного и качественного анализа результатов констатирующего и контрольного экспериментов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход исследования, его основные положения и результаты на различных этапах представлялись и обсуждались на заседаниях кафедры общей педагогики, научно-исследовательской лаборатории поствузовского образования ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»; на научных и научно-практических конференциях различного уровня: I заочная научная объединенная сессия молодых ученых, аспирантов, студентов «Трибуна ученого: актуальные проблемы современного образования» (Шадринск-Шуя 2011г.) Международной научной конференции «Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых» (Шуя — Москва, 2010, 2011 гг.); Всероссийской научно-практической конференции «Подготовка учителя для XXI века: теория и практика» (Н.Новгород, 2011г.); Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Технологический подход к моделированию и реализации процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» (г. Саранск, 2011г.); Международная научно-практическая интернет конференция «Использование педагогических технологий в практике работы современной школы» (Украина 2012г.) и опубликованы в трех статьях в журналах, рекомендованных ВАК МОиН РФ (г. Красноярск, г. Москва).

Положения, выносимые на защиту:

1.Профессионально-педагогическая компетентность будущего логопеда представляет собой интегративное качество личности, способной системно диагностировать имеющиеся речевые нарушения, отграничивая их от сходных по проявлениям нарушений, прогнозировать эффективность коррекционно-педагогической работы на основе применения различных логопедических технологий, осуществлять коррекцию недостатков речевого развития, проводить консультативно-профилактическую работу с родителями и педагогическим персоналом, направленную на предотвращение усугубления речевых нарушений у детей, подростков и взрослых людей.

2. Структура профессионально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда педагогического вуза состоящая из компонентов:

мотивационного, раскрывающего наличие у будущего учителя-логопеда мотивов, целей, потребностей в профессиональном обучении, формирование интереса к профессионально-педагогической деятельности;

когнитивного, характеризующего наличие у будущего учителя-логопеда совокупности научных знаний о коррекционно-педагогической деятельности;

деятельностного, отражающего владение деятельностью на высоком профессиональном уровне, уметь применять теоретические знания на практике, способность будущего учителя-логопеда предвидеть и прогнозировать развитие коррекционно-педагогического процесса, воздействие данного процесса на речевое развитие ребенка и результаты своей профессиональной деятельности;

рефлексивного, раскрывающегося в умении сознательно контролировать и оценивать результаты коррекционно-педагогической деятельности и уровень собственного разви

ориентированном, компетентностном) и принципах (преемственности, непрерывности, интегративности, профессиональной направленности), включает взаимосвязанные блоки – целевой, содержательный, процессуальный и результативно – оценочный.

4.Педагогические условия, определяющие эффективность формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда в вузе:

— обогащение содержания учебных программ педагогических дисциплин средствами включения в них практических вопросов организации коррекционно-педагогической, диагностической и консультативной деятельности;

— использование практико-ориентированного подхода как основного, направленного на формирование профессионально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов в практической деятельности;

— включение творческой активности будущих учителей-логопедов во все виды коррекционно-педагогической деятельности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность исследования; определены проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования; сформулирована гипотеза; раскрыты научная новизна и практическая значимость работы; содержатся сведения об апробации и внедрении результатов работы; излагаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда» проанализированы основные теоретические положения психолого-педагогической литературы, рассмотрены различные подходы к определениям понятий «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетентность», «педагогическая компетентность» и определено содержание понятия «профессионально-педагогическая компетентность учителя-логопеда»; раскрывается структура профессионально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда.

В отечественной педагогике и психологии определение и состав понятий компетенция и компетентность содержатся в работах В.И. Байденко, И.А. Зимней, Г.И. Ибрагимова, В.А. Кальней, А.М. Новикова, М.В. Пожарской, С.Е. Шишовой, А.В. Хуторского и др.. Большой вклад в разработку проблем компетентности внесли отечественные исследователи Н.В. Кузьмина, Л.А. Петровская, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.П. Алексеева, Н.С. Шаблыгина и др.

А.В.Хуторской, различая понятия «компетентность» и «компетенция», предлагает следующие определения:

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Такие авторы, как Л.Н. Болотов, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков подчеркивают именно практическую направленность компетенций.

По мнению Э. Зеер и Э. Сыманюк, компетенции – это обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовать на практике свою компетентность.

Из дифференцированного анализа более 20 определений удалось выявить, что «компетенция» является производным понятием от «компетентности» и, на наш взгляд, обозначает сферу приложения знаний, умения и навыки человека, в то время как «компетентность» — семантически первичная категория и представляет их интериоризованную (присвоенную в личностный опыт) совокупность, систему, некий «знаниевый» багаж человека.

Изучающие проблему компетентности учителя учёные в своих исследованиях используют то термин «профессиональная компетентность» (Б.С. Гершунский, Т.В. Добудько, А.К. Маркова), то термин «педагогическая компетентность» (Л.М. Митина), а иногда объединяют данные термины по аналогии с профессионально-педагогической деятельностью: «профессионально-педагогическая компетентность» (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская).

В результате проведенного анализа педагогической и научно-методической литературы было установлено, что в настоящее время в научной литературе нет однозначного подхода к определению понятия «профессиональная компетентность». В педагогической науке (работы И.А.Зимней, А.К.Марковой, А.В.Хуторского, В.И. Байденко и др.) понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как: совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий и др. Разнообразие и разноплановость трактовок понятия «профессиональная компетентность» обусловлены различием научных подходов: системно-структурного, компетентностного, личностно-ориентированного, практико-ориентированного и других, к решаемым исследователями научным задачам.

Наравне с понятием «профессиональная компетентность», которое может быть использовано в разных отраслях профессиональной деятельности, в педагогической науке и практике используется термин «педагогическая компетентность», отражающий специфику профессиональной деятельности педагога.

Так, в качестве основного понятия квалификационной характеристики учителя вводится понятие педагогической компетентности, которая представляет собой совокупность коммуникативных, конструктивных, организаторских умений учителя как субъекта педагогической деятельности, его способность практического использования этих умений в педагогической деятельности.

Под педагогической компетентностью учителя В.А. Сластенин понимает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Л.М. Митина в структуре педагогической компетентности учителя выделяет две подструктуры: деятельностную (умения, навыки и способы осуществления педагогической деятельности) и коммуникативную (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогического общения). Эти подструктуры можно представить следующими обязательными элементами: базовые (научные), психологические, педагогические, методические знания, умения, навыки; общая культура учителя, владение речью, способность воздействовать на учащихся, понимание их и другие элементы. Отсутствие хотя бы одного из компонентов разрушает всю систему, снижает ее эффективность.

Для разграничения понятий «профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность» обратимся к положениям, разработанным Г.В. Суходольским, о том, что профессиональная деятельность человека является разновидностью его трудовой деятельности или труда. Следовательно, профессиональная деятельность учителя как разновидность его трудовой деятельности есть не что иное, как педагогическая деятельность, где «педагогическая» — раскрывает принадлежность конкретной личности к педагогической профессии.

На наш взгляд, термины «профессиональная деятельность учителя» и «педагогическая деятельность» имеют одинаковую смысловую нагрузку, так как и в том и в другом случае речь идет о профессии учителя, в которой на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в которой достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности субъектов образования. Это делает возможным употребление понятий «профессиональная компетентность учителя» и «педагогическая компетентность» в качестве синонимов, имеющих смысловые оттенки и различное содержание, связанное с полисемантичностью термина компетентность, поэтому вслед за Ю.Н. Кулюткиным и Г.С. Сухобской в нашей работе мы используем термин «профессионально-педагогическая компетентность».

Обратимся к профессиональной деятельности учителя-логопеда. На разных этапах развития педагогического знания ученые размышляли о самой личности логопеда, ее профессионально значимых качествах, различных способностях и умениях, определяли сущность осуществляемых учителем-логопедом коррекционно-педагогических видов деятельности.

Основная цель деятельности учителя-логопеда – оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а так же коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи. Объект деятельности учителя-логопеда – различная речевая патология у детей.

Основной задачей учителя-логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи, формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку.

В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Логопедия» прописаны основные виды профессиональной деятельности учителя-логопеда — учебно-воспитательная; диагностико-аналитическая; коррекционно-развивающая; социально-педагогическая; научно-методическая; консультативная; культурно-просветительная; организационно-управленческая.

В ходе профессиональной деятельности учитель-логопед выполняет ряд функции:

диагностическая функция — проявляется в обследовании детей и определении типа нарушений;

коррекционная функция — участие логопеда в осуществлении системы специальных логопедических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития, свойственных детям с нарушениями речи, и содействующих не только исправлению отдельных нарушений, но и формированию личности в целом;

обучающая функция — выражается в стимуляции и управлении активностью ребенка, в результате которой у него формируются определенные знания, умения и навыки;

воспитательная функция — проявляется в процессе целенаправленного формирования гармонически развитой личности с помощью специально разработанных и научно обоснованных средств, форм и методов воздействия. Воспитательная функция включает и руководство взаимоотношениями детей с целью создания педагогически целесообразного, благоприятного микроклимата для психического развития каждого ребенка;

исследовательская функция — деятельность логопеда невозможна без глубокого анализа опыта логопедической и педагогической деятельности, без каждодневного поиска нового, анализа передового опыта и нововведений;

функция психолого-педагогического просвещения родителей — обеспечивая единство усилий детского учреждения и семьи, логопед выступает перед родителями и как пропагандист логопедических и педагогических знаний. Без воспитательной, просветительской работы с родителями невозможно добиться значительных успехов в формировании личности ребенка;

функция самообразования — работать сегодня на уровне предъявляемых к современному логопеду требований невозможно без постоянного обогащения знаниями новых исследований в области педагогики, психологии, медицины и логопедии, поэтому данной функции в настоящий момент придается особое значение.

Специфика коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда имеет социальных характер, обусловленный исправлением и развитием речевых способностей ребенка и социализации его как личности в обществе. Эффективность и результативность этой деятельности напрямую зависит от степени сформированности профессионально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда.

На наш взгляд, профессионально-педагогическая компетентность будущего учителя-логопеда — один из факторов, оказывающих существенное влияние на сохранение и развитие потенциала коррекционно-образовательного пространства, на адаптацию современных образовательных учреждений к динамически изменяющимся условиям, на инновационную деятельность, наконец, на обеспечение нормального функционирования процесса образования и воспитания. От нее принципиально зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс речевой коррекции и психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, насколько и как именно будут раскрыты возможности и способности ученика, каковы перспективы взаимодействия и конкретные формы сотрудничества ребенка и учителя.

Р.М. Султановой (2005) в диссертационном исследовании выявлена и обоснована сущность понятия профессиональная компетентность будущего учителя-логопеда, под которой понимается сложное интегративное образование, включающее широкий диапазон компонентов, которые представляют собой совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, личностных качеств, взглядов и убеждений, опыта, определяющих функциональную и социально-психологическую готовность педагога к творческому решению проблем образовательного процесса.

В результате проведенного теоретического анализа литературных источников и собственных исследований Н.Г. Петелина (2006) определила сущность и содержание понятия «профессиональная компетентность учителя-логопеда», под которой автор понимает интегративную характеристику профессионализма, включающую в себя развитые личностно-деятельностные структуры (на основе акмеологического подхода): личностно-профессиональная и профессионально-деятельностная компетентности.

Профессиональную компетентность учителя-логопеда Е.Н. Жукатинская (2008) определяет как интегративное, динамическое, структурно-уровневое образование личности студента, представляющее собой систематическое единство общепедагогической, специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций.

В своем диссертационном исследовании Л.Л. Стахова (2010) уточняет содержание понятия «профессиональная компетентность учителя-логопеда» как интегральной характеристики профессиональных и личностных качеств педагога, гармоничное сочетание знаний в области логопедии и смежных дисциплин, методики реализации направлений профессиональной деятельности, а также умений и навыков педагогического общения, развития и саморазвития личности в динамично развивающейся системе специального образования; обоснованы дидактические (осознанности, самостоятельности, самореализации), общенаучные (научности, реалистичности, целостности и системности), специфические (профессиональной направленности, соответствия содержания обучения требованиям развития общества, исследовательской творческой позиции, индивидуализации, партнерского «субъект-субъектного» общения, фокусирования) принципы реализации методической системы развития профессиональной компетентности учителя-логопеда, определены уровни сформированности профессиональной педагогической компетентности учителя-логопеда (адаптивный, продуктивный, креативно-творческий), соотнесенные с уровнями профессионального мастерства педагогов (педагог знающий, педагог-статист, педагог-новатор), в соответствии с которыми разработан критериально-диагностический инструментарий, позволяющий оценить качество образовательных услуг в условиях методической работы.

На основе различных подходов к трактовке категории «профессионально-педагогическая компетентность», ее содержания и структуры и выделенных особенностей деятельности будущих учителей-логопедов мы сформулировали уточненное определение понятия «профессионально-педагогическая компетентность будущего учителя-логопеда».

Профессионально-педагогическая компетентность будущего учителя-логопеда — это интегративное качество личности, способной системно диагностировать имеющиеся речевые нарушения, отграничивая их от сходных по проявлениям нарушений, прогнозировать эффективность коррекционно-педагогической работы на основе применения различных логопедических технологий, осуществлять коррекцию недостатков речевого развития, проводить консультативно-профилактическую работу с родителями и педагогическим персоналом, направленную на предотвращение усугубления речевых нарушений у детей, подростков и взрослых людей.

Структура профессионально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда вуза состоит из компонентов:

мотивационный — раскрывает наличие у будущего учителя-логопеда мотивов, целей, потребностей в профессиональном обучении, формирование интереса к профессионально-педагогической деятельности. Осознание значимости формирования соответствующих знаний, умений и профессионально-важных качеств, педагогических ценностей, принятие и осмысление профессиональной деятельности;

когнитивный — характеризует у будущего учителя-логопеда наличие совокупности научные знаний о коррекционно-педагогической деятельности, знание логопедической технологии, ее сущности и структурных компонентов, технологии решения коррекционно-педагогических задач;

деятельностный — отражает владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применять их на практике, способность будущего учителя-логопеда предвидеть и прогнозировать развитие коррекционно-педагогического процесса, воздействие данного процесса на речевое развитие ребенка и результаты своей профессиональной деятельности;

рефлексивный — раскрывается в умении сознательно контролировать и оценивать результаты коррекционно-педагогической деятельности и уровень собственного развития, личностные достижения, осуществлять анализ и рефлексию, определять уровень развития самооценки и степени освоения логопедической деятельности, готовности к ней и собственных коррекционно-педагогических действий;

коммуникативный — характеризует умение устанавливать межличностные связи, организовывать целесообразные взаимоотношения в коллективе, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных ситуациях, четко и ясно излагать мысли, убеждать, аргументировать, передавать рациональную и эмоциональную информацию, организовывать и поддерживать диалог, пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации;

Во второй главе «Модель формирования профессионально-педагогической компетентности студента – будущего учителя-логопеда в вузе» представлена модель процесса формирования профессионально-педагогической компетентности студента – будущего учителя-логопеда в вузе.

Анализ современного состояния проблемы профессиональной подготовки студента даёт возможность сделать вывод, что целостный, системно-деятельностный подход к исследованию этой многоаспектной проблемы требует построения модели подготовки студента — будущего учителя-логопеда к педагогической практике. Содержательная модель в качестве целостного педагогического процесса базируется на методологических подходах (системном, деятельностном, практико-ориентированном, компетентностном) и принципах (преемственности, непрерывности, интегративности, профессиональной направленности), включает взаимосвязанные блоки – целевой, содержательный, процессуальный и результативно–оценочный (см. рис. 1).

Целевой блок определен государственным стандартом; он выражается не только объемом необходимых умений, но и набором личностных качеств выпускника. Стержневой характеристикой будущего учителя-логопеда является профессионально-педагогическая компетентность, позволяющая на высоком уровне осуществлять коррекционно-педагогическую, диагностико-консультативную работу с родителями и педагогическим персоналом.

Реализующийся в соответствии с социальным заказом общества, нормативными документами (ГОС, учебным планом, учебными программами и др.). Содержание образования комплектуется с учетом социальных, педагогических требований и условий, требований индивидуально-личностного развития обучаемых.

Рис. 1. Модель формирования профессионально-педагогической компетентности

будущих учителей-логопедов в вузе

Содержательный блок. Структура формирования профессионально-педагогической компетентности предусматривает поэтапное формирование компонентов профессионально-педагогической компетентности на протяжения всего периода профессионального обучения и включает изучение студентами дисциплин предметной подготовки: введение в логопедическую специальность, логопедия, онтогенез речевой деятельности, методика развития речи дошкольников (специальная) и др. Завершающий этап процесса формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов опирается на реализацию полученных знаний и умений на базах практик, лабораторных занятий и др.

Процессуальный блок включает организационную деятельность и методическое обеспечение качества поэтапной профессиональной подготовки будущего учителя-логопеда.

Он представлен в модели содержанием образовательного пространства вуза, в которой происходит сопровождение и поддерживание процессов формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда.

Образовательное пространство – «территория-условие» для эффективного взаимодействия субъектов образования, их согласование взаимоотношений. Компоненты: ценностный, субъектный, социально-культурный, процессуальный, содержательный, управленческий, предметно-вещный. Функции – воспитывающая, обучающая, развивающая, формирующая индивидуальную картину мира субъекта, социально и культуро-проектирующая.

Образовательное пространство педагогического вуза можно представить в виде структуры, в которой взаимосвязаны и соотносятся между собой отдельные виды: информационно-образовательное пространство, культурно-образовательное пространство, пространство теоретического образования, пространство практического образования, научно-исследовательское пространство — все это можно рассматривать как организационные формы формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов.

Таким образом, анализ литературы показал, что формирование профессионально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов происходит в целостном образовательном пространстве вуза и определяется условиями образовательного процесса университета, который осуществляется через теоретическое и практическое обучение, внеучебную и научно-исследовательскую деятельность студентов. Потенциальные возможности каждого направления для формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда в вузе реализуется через практико-ориентированный подход.

Признаками образовательного пространства вуза являются:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст