Формирование профессиональной компетентности слушателей вузов фс

На правах рукописи

СОРОКИН Александр Витальевич

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Шуя 2012

Работа выполнена в Ивановском филиале ФКОУ ВПО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» и

ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»

Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор

Лагунова Марина Викторовна

Официальные оппоненты

доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ

Козлов Олег Александрович

ГРАО «Институт информатизации образования», заместитель директора института

кандидат педагогических наук, доцент Гонтарь Владимир Николаевич

ФГКОУ ВПО «Московский университет МВД РФ», доцент кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях учебно-методического комплекса «Специальная тактика»

Ведущая организация

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

Защита диссертации состоится «20» сентября 2012 г. в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 212.302.01 при ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» по адресу: 155908, Ивановская область, г. Шуя, ул. Кооперативная, 24, каб. 220.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет». Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК МОиН РФ – vak2.ed.gov.ru.

Автореферат разослан « 17» августа 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук,

доцент Н.В. Лысых

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования Качественная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) к сложным условиям их деятельности была и остается приоритетной задачей образовательных учреждений ФСИН России. Высокие требования к профессиональной подготовке слушателей вузов ФСИН России являются основным гарантом успешного функционирования данной структуры, главной составляющей которой являются специалисты с высшим юридическим образованием. Проводимая реформа высшего образования, как логическое следствие реформирования УИС, в условиях информатизации российского общества, предполагает применение компетентностного подхода в подготовке дипломированных специалистов.

Компетентностный подход, изложенный в Федеральном Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО — 03) от 24 марта 2011 года предполагает формирование компетенций профессиональной деятельности у будущих специалистов. Особенностью УИС является совершенствование уголовно-исполнительной политики и организации исполнения наказаний, направленной на социализацию осужденных; изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания; приведение системы исполнения наказаний в соответствие с международными стандартами, обучение, воспитание и профессиональная подготовка сотрудников новой формации и др. В процессе подготовки специалистов для ФСИН России особое внимание должно уделяться формированию у слушателей компетенций в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной деятельности, которые определяют юридические навыки будущих сотрудников УИС.

Компетентностный подход требует строить образовательный процесс на основе сформированных компетенций системно — деятельностного характера. Это предполагает выбор средств как предмета будущей профессиональной деятельности, и, как следствие выбора, осознанного формирования у себя профессиональных навыков применения средств в ходе моделирования профессиональной подготовки.

Общие вопросы теории совершенствования высшего профессионального образования нашли своё отражение в исследованиях С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, Е.Г. Осовского, В.А. Сластенина и др.

Компетентностный подход в подготовке специалиста исследовался в трудах В.И. Байденко, И.Г. Галяминой, И.А. Зимней, Г.А. Кручининой, Е.Б.Михайловой, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторского и др.

Особенности формирования, обучения и воспитания в среде силовых высших учебных заведениях и практике исследовались в трудах П.А. Афиногенова, который рассмотрел проблему формирования правовой культуры слушателей вузов ФСИН России, В.В. Елагина, работа которого посвящена формированию экономической компетенции слушателей вузов ФСИН России, Р.Р. Хайрутдиновой, работа которой посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций студентов — будущих юристов на основе учебных деловых игр, А.В. Гладков рассмотрел моделирование профессионального обучения курсантов в условиях военно-инженерного вуза. А.Ю. Коровкин рассмотрел решение проблемы формирования профессиональной компетентности у курсантов учебных заведений МВД России, также как и Гонтарь В.Н., Кручинин М.В. изучал проблему формирования профессионального правосознания студентов в вузе, Романов А.В. занимался вопросом совершенствования профессиональной подготовки курсантов в военных инженерных вузах, Блохин Д.Ю. рассматривал вопросы формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза – будущих офицеров РВСН, но диссертационных исследований, посвященных особенностям формирования профессиональной компетентности слушателей вузов ФСИН России нами не обнаружено.

Анализ исторически сложившихся подходов к подготовке слушателей вузов — будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) для ФСИН России, современных теории и практики правовой подготовки в вузах ФСИН России позволили выявить противоречие между потребностью современного общества и уголовно-исполнительной системы в высококвалифицированных специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности и недостаточной разработанностью теории и практики подготовки таких специалистов в вузах ФСИН России, что и обусловило актуальность и тему нашего исследования: «Формирование профессиональной компетентности слушателей вузов ФСИН России».

В связи с вышеизложенным, проблема исследования заключается в разрешении вышеназванного противоречия и разработке и внедрении системы формирования профессиональной компетентности слушателей вузов ФСИН России.

Цель исследования: теоретическое обоснование, построение и внедрение системы формирования профессиональной компетентности слушателей в вузах ФСИН России.

Объектом исследования является процесс подготовки слушателей в вузах ФСИН России.

Предмет исследования: система формирования профессиональной компетентности слушателей вузов ФСИН России, основанная на компетентностном подходе.

Гипотеза исследования: профессиональная компетентность у будущих сотрудников УИС будет сформирована, если:

провести анализ процесса профессиональной подготовки и выявить недостатки в ее развитии, выявить черты, свойственные современному состоянию профессионального образования в вузах ФСИН России;

конкретизировать понятие «профессиональная компетентность» в области профессиональной подготовки слушателей вузов ФСИН России;

выявить компоненты-компетенции профессиональной компетентности выпускников вузов ФСИН России;

разработать и внедрить модель формирования профессиональной компетентности слушателей в вузах ФСИН России.

В соответствии с гипотезой были определены задачи исследования:

Изучить специфику профессиональной деятельности специалистов УИС и на ее основе определить требования к профессиональной компетентности.

2. Определить сущность и структуру профессиональной компетентности будущих специалистов ФСИН России.

3. Разработать и внедрить модель формирования профессиональной компетентности слушателей высших учебных заведений ФСИН России;

4. Провести экспериментальную проверку эффективности разработанной системы и модели системы формирования профессиональной компетентности слушателей высших учебных заведений ФСИН России.

Методологическую основу исследования составили системный (В.С. Ильин, В.В. Краевский и др.) и деятельностный (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.С. Леднев, М.Н. Скаткин и др.) подходы к процессам и явлениям; компетентностный (Э.Ф. Зеер, И.Я. Зимняя, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской и др.) и технологический подходы к проектированию и организации образовательного процесса (Е.В. Бондаревская, Г.Е. Муравьева, В.В. Сериков, и др.).

Теоретическую основу исследованиясоставили:

теория непрерывного профессионального образования (А.П. Беляева, Б.С. Гершунский, А.М. Новиков и др.);

— закономерности и особенности процесса профессиональной подготовки (П.А. Афиногенов, В.В. Елагин, Л.Ю. Кривцова, Р.Р. Хайрутдинова, Е.В. Ручкина, А.В. Гладков, А.Ю. Коровкин и др.);

— теоретические проблемы повышения качества профессиональной деятельности специалистов силовых вузов России и психолого-педагогические аспекты организации их профессиональной подготовки (В.Д. Зорькин, О.А. Вагин, Б.Я. Гаврилов, Л.Г. Горшенин, В.В. Черников, Ю.Ф. Чуфаровский и др.).

Решение поставленных задач осуществлялось как теоретическими, так и эмпирическими методами исследования:

— теоретические: анализ и синтез философской (аксиологической), социологической, культурологической, педагогической, психологической литературы; терминологический анализ, классификация, моделирование;

— эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, изучение продуктов деятельности, эксперимент.

— экспериментальные: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

База исследования: Ивановский филиал ФКОУ ВПО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний». В эксперименте участвовало более 400 слушателей вузов ФСИН России.

Исследование проводилось в несколько этапов:

2007-2010 гг. — ориентировочно-поисковый этап. Изучалась и анализировалась научно-педагогическая литература, уточнялась проблема исследования, определялись цели, задачи, предмет и объект исследования, его методологические основания и методы экспериментальной работы. Проводился констатирующий эксперимент.

2010-2011 гг. — теоретико-проектировочный этап. Проводилось моделирование системы формирования профессиональной компетентности слушателей вуза ФСИН, выстраивалась методика обучения слушателей вуза ФСИН. Определялся порядок, методы и формы проведения формирующего и контролирующего экспериментов.

2011-2012 гг. — экспериментально-обобщающий этап. Осуществлялась экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы и эффективности разработанной модели, продолжалось экспериментальное обучение, велась статистическая обработка результатов, их внедрение в практику, оформлялось диссертационное исследование.

Научная новизна исследования:

Применен компетентностный подход к организации профессионального обучения слушателей в процессе профессиональной подготовки в условиях вузов ФСИН. Дано определение понятия «профессиональная компетентность» выпускников вуза ФСИН России: «Профессиональная компетентность выпускников вузов ФСИН России в области профессиональной подготовки образуется из системной интеграции в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной деятельности составляющих фундамент содержательного и процессуального аспектов профессиональной подготовки слушателей вузов ФСИН России».

Выделены компоненты-компетенции профессиональной компетентности будущих сотрудников УИС и даны их авторские определения:

в нормотворческой деятельности: способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

в правоприменительной деятельности: способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

в правоохранительной деятельности: готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;

в экспертно-консультационной деятельности: способен толковать различные правовые акты; давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности.

3. Разработана модель формирования профессиональной компетентности слушателей вузов ФСИН России, состоящая из: целей, принципов, форм, методов и средств учебной деятельности, интегрирующих компетенции, составляющие профессиональную компетентность, и представляющая структуру, действие, механизм, обеспечивающая функционирование и развитие создаваемого процесса.

4. Экспериментально проверена и доказана эффективность разработанной модели.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обоснована, на основе компетентностного подхода, разработана и внедрена модель формирования профессиональной компетентности слушателей вузов ФСИН России и конкретизировано понятие «профессиональная компетентность выпускников вуза ФСИН России», определена его структура и сущность.

Практическая значимость заключается:

в разработке и внедрении методики профессиональной подготовки слушателей в вузе, ориентированной на личность слушателя, на формирования профессиональных компетенций в области профессиональной деятельности;

в разработке критериев и практических рекомендаций по реализации моделирования процесса подготовки слушателей вузов ФСИН России как средства формирования профессиональной компетенции в профессиональной области;

в разработке учебно-методического комплекса, состоящего из системы тестовых заданий для определения уровней сформированности профессиональной компетенции выпускников вузов ФСИН России.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается научной методологией современного исследования; реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных поставленным задачам исследования; характером экспериментальной работы в строго учитываемых и контролируемых условиях; тестовыми заданиями; анализом результатов этой работы, подтвердившим на статистически значимом уровне эффективность предлагаемых организационно-педагогических условий и методики моделирования профессиональной подготовки слушателей как средства формирования профессиональных компетенций в области профессиональной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертации, теоретические и практические результаты излагались на расширенных заседаниях научно-исследовательской лаборатории поствузовского образования ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», а также на заседаниях кафедры уголовно-правовых дисциплин и гражданского права совместно с кафедрой государственно-правовых и специальных дисциплин Ивановского филиала ФКОУ ВПО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», на конференциях различного уровня: научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современного образования» (Москва, 2011); Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы образования в России» (Новосибирск, 2011); Всероссийской (с международным участием) заочной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные аспекты развития современного образования» (Чебоксары, 2011); Международной научно-практической конференции «Наука и современность» (Новосибирск, 2011); научно-практической конференции «Правовые и организационные аспекты реализации Концепции развития УИС в современных условиях» (Иваново, 2011); Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы деятельности органов и учреждений ФСИН России в условиях развития УИС» (Киров, 2011); Международной заочной научной конференции «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, 2012); V Международной научной конференции «Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых» (Шуя – Москва, 2012).

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная компетентность выпускников вузов ФСИН России в области профессиональной подготовки образуется из системной интеграции в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной деятельности составляющих фундамент содержательного и процессуального аспектов профессиональной подготовки слушателей вузов ФСИН России.

2. Профессиональная компетентность состоит из нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной компонентов-компетенций.

в нормотворческой деятельности: способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

в правоприменительной деятельности: способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

в правоохранительной деятельности: готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;

в экспертно-консультационной деятельности: способен толковать различные правовые акты; давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности.

3. Модель формирования профессиональной компетентности слушателей в вузе ФСИН России, состоящая из: целевого компонента, задающего цели и задачи формирования профессиональной компетентности слушателей в вузе ФСИН России; структурно-содержательного компонента, определяющего содержание дисциплин, комплектующееся с учетом социальных, педагогических, профессиональных требований, требований индивидуально-личностного развития обучаемых; организационно-процессуального компонента, описывающего специфику форм, методов, средств и технологий формирования профессиональной компетентности слушателей в вузе ФСИН России и результативно-оценочного компонента, который задает критерии и уровни сформированности профессиональной компетентности слушателей в вузе ФСИН России.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка основной использованной литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы и её актуальность, формулируются объект, предмет, цель и задачи исследования.

Первая глава «Теоретические основы системы формирования профессиональной компетентности слушателей вузов ФСИН России» раскрывает особенности требований к подготовке слушателей вуза ФСИН России на основе компетентностного подхода, заявленного ФГОС ВПО-03.

Анализ опубликованных материалов по проблеме модернизации российского образования (работы В.И. Байденко, И.А. Зимней, Г.И. Ибрагимова, В.А. Кальней, Е.Б. Михайловой, А.М. Новикова, М.В. Пожарской, С.Е.Шишова, А. В. Хуторского и др.) показывает, что в качестве основных единиц обновления содержания образования рассматриваются компетентности. Компетентность — это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений у студента, слушателя или курсанта; и компетенции — это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Для высшего специального образования это способности слушателя реализовывать на практике свою компетентность в области профессиональной подготовки.

Этому должно способствовать отчетливое представление слушателями о предстоящей служебной деятельности. Причем понятие деятельности в сознании слушателей должно формироваться не в общем смысле, т.е. в обезличенной форме, а быть максимально дифференцированно по направлениям.

Важное место при этом отводится умению проводить качественный системный анализ вариантов решений служебных задач, возможностям эффективного использования полученных знаний в различных направлениях.

Анализ работ в области профессионального образования (П.А. Афиногенов, В.В. Елагин, Л.Ю. Кривцова, Р.Р. Хайрутдинова, Е.В. Ручкина, А.В. Гладков, А.Ю. Коровкин и др.) позволил выделить особенности обучения в вузе ФСИН России:

особенностью обучения в вузе ФСИН России, по сравнению с гражданским вузом, является совмещение учебной и служебной деятельности. Совместно в группах учатся как рядовой, младший, средний так и старший начальствующий состав. Это приводит к увеличению физических и психических нагрузок, которые испытывает слушатель, напряженному ритму деятельности и постоянному дефициту времени. В условиях обучения в вузе ФСИН существенно повышаются требования к уровню развития волевых качеств и саморегуляции. Для слушателей характерно недостаточное развитие волевой сферы личности для стабильного проявления познавательной активности и самостоятельности. Это выражается в неустойчивости мотивации, в неспособности систематически готовиться к занятиям, в недостаточной настойчивости при преодолении познавательных трудностей, в неумении организовать и регулировать сложную деятельность. По этим причинам слабость волевой сферы мешает формированию познавательной самостоятельности.

Рассматривая организацию образовательного процесса с учетом требований ФГОС ВПО-03 и особенностей организации образовательного процесса в вузе ФСИН, в исследовании показана необходимость интеграции компетенций профессиональной деятельности будущего специалиста. Для сотрудника УИС интеграция компетенций на основе системно — деятельностного подхода представляет собой реализацию профессиональных навыков, регламентируемых нормативно — правовой базой, уставом внутренней службы. В исследовании интеграция перечисленных компетенций была формализована в профессиональные компетенции в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, и экспертно-консультационной деятельности, которые и составляют фундамент содержательного и профессионального аспектов в подготовки слушателей вузов ФСИН России

Одним из направлений профессиональной деятельности выпускника вуза ФСИН России является формирование профессиональной компетентности в уголовно-исполнительной системе. Для преодоления несогласованности процессов работы необходимо обучить слушателей как теоретическим основам профессиональной деятельности, так и практическим основам этой деятельности, отражающим реальную профессиональную деятельность сотрудника УИС ФСИН России.

Реализация функций специалистов уголовно-исполнительной системы основывается на Конституции РФ, Уголовно-исполнительном кодексе РФ, Федеральных законах РФ, Законах РФ, Указах президента РФ, Постановлениях правительства РФ, ведомственных приказах, распоряжениях и должностных инструкциях.

При разработке содержания обучения будущих специалистов УИС необходимо учитывать следующие особенности, которые характерны для пенитенциарной системы:

творческую активность, призывающую специалиста мыслить, анализировать, эффективно выполнять свою профессиональную деятельность;

коммуникабельность ‑ умение контактировать с людьми, ориентироваться в оперативной обстановке;

самостоятельность, требующую от работника умений персонально принимать решения, собственноручно фиксировать и подтверждать факты, совершать действия;

самообразование на протяжении всей профессиональной деятельности.

На основании выделенных требований к профессиональной подготовке и совокупности специфичных условий специалиста УИС, с учетом требований компетентностного подхода, сформируем основные компетенции уголовно-правовой подготовки как одной из разряда профессиональных дисциплин:

выпускник должен:

— знать роль и место правоохранительных органов в системе государственных органов Российской Федерации;

— знать особенности правоохранительной деятельности, ее роль и место в укреплении законности и правопорядка;

— знать правовые и организационные основы правоохранительной деятельности в соответствии с профилем подготовки;

— обладать гражданской зрелостью, глубоким уважением к закону и социальным ценностям правового государства, чувством профессионального долга, соблюдать нормы профессиональной этики;

— осознавать безусловный приоритет в служебной деятельности таких ценностей, как права, свободы и законные интересы граждан, законность и дисциплина;

— понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, понимать их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности;

— обладать профессионально значимыми волевыми и моральными качествами и психологической устойчивостью;

— уметь толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

— уметь юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

— уметь принимать правовые решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

— знать и уметь использовать в профессиональной деятельности особенности тактики и методики предупреждения, пресечения, выявления, раскрытия и расследования преступлений и административных правонарушений в соответствии с профилем подготовки;

— уметь осуществлять защиту безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности, пресекать противоправные действия, в том числе с применением физической силы, специальных средств, с применением и использованием огнестрельного оружия;

— уметь осуществлять профилактическую работу по обеспечению законности и укреплению правопорядка, проводить пропаганду правовых знаний среди осужденных;

— уметь осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками иных правоохранительных органов, представителями других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, с трудовыми коллективами, гражданами, муниципальными органами охраны общественного порядка, со средствами массовой информации;

— иметь навыки профессионального общения с различными категориями граждан;

— уметь в сложных условиях, экстремальных ситуациях, связанных с выполнением служебных обязанностей, принимать правильные управленческие решения; организовывать собственную работу и работу исполнителей на основе современных представлений о научной организации труда сотрудников правоохранительных органов;

— уметь использовать специальную технику, применяемую в деятельности правоохранительных органов, а также средства вычислительной техники;

— систематически повышать свою профессиональную квалификацию, анализировать и обобщать положительный опыт деятельности правоохранительных органов и использовать его в своей профессиональной деятельности.

Решение поставленных задач становится особенно проблематичным в условиях дефицита учебного времени.

Модернизация уголовно-исполнительной системы требует от современного специалиста функционального расширения профессиональной компетентности, синтезирующей общекультурные и профессиональные компоненты. Очевидно, что обозначенные характеристики определяются сформированностью у выпускников соответствующих профессиональных умений.

Неразработанность выше обозначенных вопросов приводит к тому, что в педагогической практике формирование профессиональных умений осуществляется преимущественно эмпирически, без необходимого научного обоснования, что обусловливает известную стихийность такой деятельности, а, следовательно, ее невысокую эффективность. Успехи в этом направлении возможны в первую очередь при разработке нормативного варианта деятельности, который составит основу проектирования содержания образовательных технологий и специального программного обеспечения подготовки будущих специалистов уголовно-исполнительной системы. Это предполагает исследование по определению полноты, существенности целей, функций и структуры деятельности, их ранжирования.

Инвариантные функции специалистов уголовно-исполнительной системы. В современных условиях актуализируются такие профессиональные функции, как прогнозирование, проектирование и организация процессуальных сторон системы исполнения наказаний. Реализация функций специалистов основывается на Конституции РФ, Уголовно-исполнительном кодексе РФ, Федеральных законах РФ, Законах РФ, Указах президента РФ, Постановлениях правительства РФ, ведомственных приказах, распоряжениях и должностной инструкции.

Вариативная часть функций специалиста определяется особенностями деятельности в уголовно-исполнительной системе. Уголовно-исполнительная деятельность связана, прежде всего, с исполнением всех видов наказаний, а также связанных с применением мер исправительного воздействия (труда, воспитательной работы, обучения и т.д.). Кроме основных функций существенную роль занимают и дополнительные функции (контроль за производственным процессом и обучением осужденных, их правовое воспитание, помощь в развитии социально значимых качеств личности осужденного, направленных на его ресоциализацию и т.д.).

Все вышеперечисленное позволило нам дать авторское определение понятия «профессиональная компетентность» выпускников вуза ФСИН России: Профессиональная компетентность выпускников вузов ФСИН России в области профессиональной подготовки образуется из системной интеграции в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной деятельности составляющих фундамент содержательного и процессуального аспектов профессиональной подготовки слушателей вузов ФСИН России.

Профессиональная компетентность состоит из нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной компонентов-компетенций, представленных в Табл. 1.

Таблица 1

Компоненты профессиональной компетентности выпускников вузов ФСИН России

Компоненты профессиональной компетентности

в нормотворческой деятельности

способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности

в правоприменительной деятельности

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства

в правоохранительной деятельности

готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению

в экспертно-консультационной деятельности

способен толковать различные правовые акты; давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности

Во второй главе «Модель формирования профессиональной компетентности слушателей высших учебных заведений ФСИН России» определены профессионально значимые государственные требования к выпускникам вуза ФСИН, проанализирован характер деятельности сотрудника УИС, проведен анализ психолого-педагогических исследований, в которых рассматриваются вопросы личностно-ориентированного обучения, спроектирована модель профессиональной подготовки слушателей на основе компетентностного подхода.

Установлено, что процесс непрерывного профессионального обучения курсантов необходимо рассматривать как систему, под которой А.А.Миролюбов понимает множество взаимосвязанных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения.

Согласно Г.П.Ягодину, педагогические системы характеризуются как «реальные по происхождению, специальные по субстационному признаку, сложные по уровню управления, открытые по характеру взаимодействия с внешней средой, динамичные по признаку изменчивости, вероятностные по способу детерминизации, целеустремленные по наличию идей, самоуправляемые по признаку управляемости системы».

Рис. 1 Модель формирования профессиональной компетентности слушателей вузов Федеральной службы исполнения наказаний России

В качестве основного метода исследования процесса профессиональной подготовки использован метод моделирования, позволяющий адекватно отразить реальную систему обучения, рассматривая моделирование как метод опосредованного изучения объекта, в ходе которого исследуется не сам интересующий исследователя объект, а некоторая промежуточная система.

Разрабатывая модель профессиональной подготовки, уделялось основное внимание следующим положениям:

профессиональным задачам, выполняемыми слушателями вуза ФСИН России;

психодиагностике и систематизации профессионально значимых качеств, необходимых для успешной службы;

особенностям профессиональной деятельности слушателям вуза ФСИН, обеспечивающими продуктивность и безопасность профессиональной деятельности.

Таким образом, целями непрерывной профессиональной подготовке слушателей вуза ФСИН являются: формирование и совершенствование профессиональной компетентности. В контексте этих целей определены интегративные задачи непрерывной профессиональной подготовке: задачи общей и профессиональной подготовки.

Решение названных задач достигается путем разработки:

а) структуры непрерывного образовательного процесса;

б) интегративно-дифференцированного содержания профессиональной подготовки;

в) формирование интегративных, специальных умений и знаний;

г) механизмов обучающей научно-методической и учебно-познавательной деятельности педагогов и слушателей.

Следует отметить, что непрерывную профессиональную подготовку слушателей вуза рассматриваем как способ и условия выражения и реализации идеи многоуровневости и непрерывности профессиональной подготовки как средства формирования профессиональных навыков.

Результатом такой подготовки будут различные уровни сформированности профессиональных юридических понятий, знаний, умений.

В свете активного обсуждения проблемы компетентностного подхода как приоритетной образовательной стратегии в условиях модернизации российского образования особый интерес представляет профессиональная компетентность, которая является ведущим компонентом профессионального потенциала личности.

Главной составляющей профессиональной компетентности будущих специалистов уголовно-исполнительной системы являются профессиональные компетенции, формируемые в процессе изучения юридических дисциплин. Однако государственными образовательными стандартами подготовки будущих юристов учебными дисциплинами юридической направленности ориентирование на формирование профессиональных компетенций не предусматривается. Поэтому, на наш взгляд, в учебный план юридических дисциплин необходимо внести дидактический материал, способствующий формированию профессиональных компетенций, т.к. объем часов юридических дисциплин превышает объем часов дисциплин психолого-педагогической направленности, при изучении которых слушатели приобретают знания основ коммуникации.

В рамках кадрового обеспечения работников уголовно-исполнительной системы предполагается:

— выработка требований к служебному поведению работников уголовно-исполнительной системы, создание правовых и организационных условий для их соблюдения;

— разработка и принятие мер (стандартов), основанных на единой системе обязанностей, запретов и ограничений, направленных на предупреждение коррупции;

— проведение комплекса мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования работников уголовно-исполнительной системы;

— подготовка высококвалифицированных специалистов за счет перехода образовательных учреждений высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний на бакалавриат, как основной уровень профессионального образования;

— повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, экономики, государственного управления, усиление антикоррупционной направленности в образовательных программах дополнительного профессионального образования работников уголовно-исполнительной системы.

Педагогическое взаимодействие обучаемых и преподавателей в учебном процессе осуществляется на основе технологической последовательности, усвоения содержания отдельных компонентов образования, периодизации уровней обучения, реализации целей в иерархической структуре от общих к частным, выступающим не только в роли своей внутренней сущности, но и как ценностей профессионального образования.

Низкий уровень профессиональной компетентности предполагает недостаточность приобретенных знаний, низкое владения умениями и навыками в работе с информационными технологиями, не обеспечивающее их успешное дальнейшее применение в профессиональной деятельности и формирование личности будущего специалиста с активной жизненной позицией.

Средний уровень профессиональной компетентности предполагает достаточный уровень знаний, владения умениями и навыками в области информационных технологий, самостоятельное осмысление теоретических задач и производственных практических ситуаций, возможность их успешного решения и использования в дальнейшей профессиональной деятельности.

Высокий уровень профессиональной компетентности характеризуют: формирование специалиста с активной жизненной позицией в обучении и профессиональной деятельности; высокий уровень у него аналитических способностей в осмыслении приобретённых знаний; самостоятельность в выработке взглядов, оценок и убеждений, в поиске и решении проблем, возникающих в профессиональной деятельности, сопряженных с высоким уровнем владения информационными технологиями.

В третьей главе «Экспериментальная проверка системы формирования профессиональной компетентности слушателей вузов ФСИН России» приведены результаты педагогического эксперимента.

Педагогический эксперимент проходил в три этапа. На констатирующем этапе эксперимента определялось сформированность компонентов-компетенций профессиональной компетентности при традиционной модели обучения. Изучение сформированности компонентов-компетенций профессиональной компетентности производилось на основе тестирования, анкетирования, интервьюирования, наблюдения, анализа существующих учебных планов, программ, учебно-методических комплексов, контрольно-измерительных материалов.

Выделим низкий, средний и высокий уровни сформированности компонентов-компетенций профессиональной компетентности слушателей вузов ФСИН России и дадим их авторское определение.

Таблица 2.

Уровни сформированности компонентов-компетенций профессиональной компетентности слушателей вузов ФСИН России

Компоненты

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

в нормотворческой деятельности

Участие в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности.

Внесение незначительных корректив в процессе разработки нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности.

Самостоятельная, творческая разработка нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст