Формирование профессиональной компетентности будущего специалист

На правах рукописи

Драницына Татьяна Юрьевна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Калуга – 2013

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского»

Научный руководитель: Виноградский Вадим Геннадиевич,

кандидат педагогических наук, доцент

Официальные оппоненты: Орлихина Наталья Евгеньевна,

доктор педагогических наук, профессор,

начальник Инспекции Тульской области по

надзору и контролю в сфере образования

Крицкая Анна Рудольфовна,

кандидат педагогических наук, доцент

кафедры физики КФ МГТУ им. Н.Э Баумана

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Брянская государственная

сельскохозяйственная академия»

Защита диссертации состоится «24» апреля 2013 года в 13:30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.085.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» по адресу: 248023, г. Калуга, ул. Ст. Разина, 26, ауд. 303н

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» по адресу: г. Калуга, ул. Ст. Разина, 26.

Автореферат разослан «____» __________ 2013 года.

Ученый секретарь диссертационного

совета кандидат педагогических наук,

доцент Е.И. Малахова 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы и темы исследования. В последние годы в связи с интенсивным развитием современного машиностроения, сокращением и реструктуризацией рынка труда возросла роль специалистов технического профиля среднего звена. Активное обновление технического уклада производства, внедрение высокотехнологичного автоматизированного оборудования диктует все возрастающие требования к качеству подготовки будущих специалистов, уровню их профессиональной компетентности, готовности к практической деятельности.

Подобные изменения требуют от современного учреждения среднего профессионального образования (учреждение СПО) поиска и внедрения новых подходов к профессиональной подготовке будущих специалистов, обусловливающих устранение оторванности профессионального образования от потребностей работодателей на региональном рынке труда и личности обучающихся. Именно ориентация на потребителей, учет запросов работодателей регионального рынка труда, наряду с соблюдением требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО), актуальны при формировании профессиональной компетентности будущего специалиста технического профиля.

Анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований, показывает, что в теории профессионального образования понятие «профессиональная компетентность» обозначает совокупность профессионально обусловленных требований к специалисту и употребляется с таким термином как «профессиональная готовность» (Н.В. Кузьмина, М.И. Лукьянова, Е.И. Рогов, О.М. Шиян и др.).

В работах Е.В. Бондаревской, М.И. Дьяченко, О.Е. Ломакиной, К.К. Платонова и других авторов «готовность» понимается как фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности, как характеристика состояния и качества личности, позволяющая развиваться в профессиональном отношении, а компетентность проявляется в реальной деятельности.

Категория «профессиональная компетентность» как готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности рассматривается в исследованиях И.В. Волгина, И.П. Беккер, Я.В. Садчиковой, К.В. Шапошникова.

Вопросы взаимодействия готовности и мотивации личности к достижению успеха в профессиональной деятельности нашли отражение в работах Е.Ю. Артемьевой, Л.Н. Захаровой, О.А. Конопкина, А.Н. Леонтьева, Е.М. Никиреева, Б.А. Сосновского.

В условиях современного производства и постоянно обновляющего рынка труда особую значимость обретает использование дифференцированного подхода к отбору содержания профессиональных компетенций, с учетом конкретных требований работодателей, индивидуальных особенностей обучающихся, уровнем их мотивации к достижению успеха в профессиональной деятельности.

В настоящее время наибольший интерес для работодателя представляет специалист, профессионально мобильный, свободно ориентирующийся в смежных областях деятельности, готовый к решению профессиональных задач, благодаря качеству полученных теоретических знаний, сформированности умений и практического опыта, способный к самореализации личности, дальнейшему профессиональному и карьерному росту.

Вместе с тем, анализ психолого-педагогической и специальной литературы показал, что, хотя проблеме формирования профессиональной компетентности посвящено достаточно большое число исследований, особенности ее формирования у будущих специалистов технического профиля в процессе профессиональной подготовки в учреждениях СПО, исследованы недостаточно.

Анализ исследований методологии, теории и практики профессионального образования, изучение и обобщение педагогического опыта, связанного с организацией процесса профессиональной подготовки будущих специалистов в учреждениях СПО, а также изучение требований работодателей регионального рынка труда и анализ трудоустройства выпускников колледжа позволили выявить следующие противоречия, возникающие между:

потребностью в компетентных специалистах технического профиля, востребованных на региональном рынке труда, и недостаточным уровнем готовности выпускников учреждений среднего профессионального образования к реальным условиям трудовой деятельности;

необходимостью повышения уровня профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля, выпускаемых учреждениями СПО, приведения его в соответствие с требованиями потребителей регионального рынка труда и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогике профессионального образования.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в учреждениях СПО, ориентированной на конечного потребителя регионального рынка труда.

Сформулированная проблема обусловила выбор темы диссертационного исследования: «Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля в соответствии с потребностями регионального рынка труда».

Цель исследования – разработка модели процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля, в соответствии с потребностями регионального рынка труда и определение организационно-педагогических условий ее эффективного функционирования.

Объект исследования – профессиональная подготовка будущих специалистов технического профиля в учреждениях среднего профессионального образования.

Предмет исследования – формирование профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля в учреждениях СПО, ориентированной на потребителей регионального рынка труда.

Гипотеза исследования – формирование профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля в учреждениях СПО в соответствии с потребностями регионального рынка труда, будет более эффективным, если:

— в структуре профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля будет выделен функциональный компонент, содержание которого обеспечивает учет и детализацию конкретных требований работодателей;

— практически реализуется программа профессиональной подготовки, созданная на основе модели формирования профессиональной компетентности, построенной на основе компетентностного, контекстного и дифференцированно-интегративного подходов к обучению;

— соблюдаются следующие организационно-педагогические условия: включение в процесс профессиональной подготовки системы социального партнерства в качестве основы целевой адресной подготовки будущих специалистов технического профиля; использование в программах профессиональных модулей основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) интегративных курсов, построенных на основе содержания функционального компонента, учитывающего конкретные требования работодателей; обеспечение направленности профессиональной подготовки на региональные интересы и потребности личности обучающихся.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:

Выявить содержание и особенности современных требований конечного потребителя на региональном рынке труда к специалистам технического профиля.

Уточнить структуру и содержание профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля, ориентированной на конечного потребителя.

Разработать модель и на ее основе программу процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля, ориентированной на конечного потребителя регионального рынка труда.

Выявить организационно-педагогические условия, способствующие реализации модели процесса формирования профессиональной компетентности.

Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля, разработанной на основе модели и выявленных организационно-педагогических условий.

Методологическую основу исследования составили: основные положения компетентностного подхода в образовании (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Т.М. Ковалева, А.К. Маркова, А.В. Хуторской, Д.Б. Эльконин и др.);

системный подход в педагогике (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, М.А. Данилов, А.Г. Кузнецова, Н.В. Кузьмина, Э.Г. Юдин и др.);

концептуальные идеи профессионального образования (С.Я. Батышев, А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова и др.);

модульный подхода к обучению (К.Я. Вязина, А.А. Муравьева, П.И. Третьяков, П.А. Юцявичене);

исследования в области профессиональной компетенции и компетентности (В.И. Байденко, В.А. Болотов, Б.С. Гершунский, Л.В. Львов, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, Н.Н. Тулькебаева, Г.П. Щедровицкий и др.) основные положения компетентностного подхода в образовании.

Теоретической основой исследования являются: идеи организации образовательного процесса с позиции личностно-ориентированного подхода (А.С. Белкин, Е.В. Бондаревская, Л.М. Митина, В.В. Сериков,  И.С. Якиманская и др.); общедидактические принципы организации обучения (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, И.П.  Подласый и др.); особенности формирования и развития профессиональных качеств личности (Б.Г. Ананьев, В.П. Беспалько, А.А. Крутецкий, Л.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Е.И. Тупикин и др.); особенности формирования профессиональной компетентности личности (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Сластенин, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, Н.Б. Шмелева, Б.Д. Эльконин и др.); идеи использования требований работодателей для разработки модульных программ профессионального обучения, на основе компетентностного подхода (О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования:

теоретические – анализ литературы по данной проблеме; изучение законов, нормативно-правовых и программно-методических документов среднего профессионального образования; обобщение отечественного и зарубежного педагогического опыта, сравнительный анализ моделей образовательного процесса в учреждениях СПО, моделирование, анализ результатов эксперимента.

— эмпирические – педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, педагогический эксперимент, методы математической статистики для обработки экспериментальных данных (U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона, критерий Колмогорова-Смирнова), графические и табличные интерпретации данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлось государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Калужский политехнический колледж».

Диссертационное исследование проводилось в течение 8 лет (в период с 2005 по 2013 гг.) и включало три основных этапа:

Первый этап (2005-2008 гг.) – констатирующий, включал: установление исходных позиций исследования; анализ степени разработанности в психолого-педагогической литературе проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов технического профиля; осмысление и формулировку цели, объекта и предмета исследования, выдвижение рабочих гипотез, выявление условий проведения экспериментального обучения; проведение диагностики исходного уровня профессиональной компетентности обучающихся колледжа; разработку программы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля, на основе модели и выявленных организационно-педагогических условий.

Второй этап (2008-2011 гг.) – формирующий, составил основную часть экспериментальной работы и был направлен на опытную проверку разработанной программы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста технического профиля, ориентированной на конечного потребителя. Разрабатывалось программно-методическое обеспечение профессиональной подготовки будущих специалистов с учетом требований работодателей регионального рынка труда. Корректировались цели исследования, выдвинутые гипотезы и методологические основы. Разрабатывались критерии и показатели для оценки уровня сформированности профессиональной компетентности. Осуществлялась обработка данных, систематизация результатов исследования с применением методов математической статистики.

Третий этап (2011-2013 гг.), – обобщающий, заключался в дальнейшей обработке данных и систематизации результатов исследования, формулировке выводов и оформлении диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— уточнено содержание профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля, учитывающее конкретные требования работодателей регионального рынка труда;

разработана модель процесса обучения, направленного на формирование профессиональной компетентности будущего специалиста технического профиля;

— выявлены организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля.

Теоретическая значимость исследования определяется внесением определенного вклада в существующую теорию профессионального образования и в теорию компетентностного подхода за счет приращения знаний о структуре профессиональной компетентности будущего специалиста технического профиля, ориентированной на конечного потребителя регионального рынка труда, о содержании и организационно-педагогических условиях ее формирования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— использование разработанной карты сопряжения функциональных компетенций позволяет дифференцировать содержание функционального компонента профессиональной компетентности в соответствии с требованиями конечного потребителя и обеспечить его формирование за счет вариативной части ФГОС СПО;

— разработанные и внедренные в учебный процесс учреждений СПО учебные планы и программы профессиональных модулей ОПОП с использованием интегративных курсов, способствуют формированию профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля, ориентированной на региональный рынок труда;

— разработанная модель процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля, ориентированная на учет потребностей регионального рынка труда, может быть использована в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в учреждениях СПО в качестве основы при разработке учебно-методических материалов; в качестве дополнительной профессиональной образовательной программы на той же ступени обучения; в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов технического профиля.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модель процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля является структурно-содержательной основой профессиональной подготовки, ориентированной на требования конечных потребителей посредством учета и детального описания функциональных обязанностей специалистов в условиях конкретного производственного процесса.

2. Средством формирования профессиональной компетентности будущего специалиста технического профиля в соответствии с потребностями регионального рынка труда, обеспечивающим последовательное формирование и развитие его содержательной и организационно-деятельностной сторон, является использование карты сопряжения функциональных компетенций, позволяющее дифференцировать содержание функционального компонента профессиональной компетентности в соответствии с требованиями конечного потребителя и обеспечить его формирование за счет вариативной части ФГОС СПО.

3. Совместную подготовку будущих специалистов с работодателем целесообразно осуществлять в следующем порядке:

— анализ требований работодателей к уровню подготовки выпускников;

— составление «карты сопряжения функциональных компетенций», отражающей требования по ФГОС СПО дополненные требованиями работодателей;

— согласование с работодателями рабочих учебных планов, программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, рабочих учебных программ производственной практики;

— планирование и проведение производственного обучения, производственной практики в условиях реального производства;

— поэтапная оценка уровня подготовки будущих специалистов работодателями по средствам присвоения квалификационного разряда после каждого года обучения, при выполнении обучающимися различного комплекса работ, согласно квалификационным требованиям;

— оценка уровня сформированности профессиональной компетентности.

4. Программа формирования профессиональной компетентности будущего специалиста технического профиля, как практическая реализация предлагаемой модели, включает следующие компоненты: мотивационно-целевой компонент, который представляет собой последовательное формирование готовности личности к профессиональному самосовершенствованию и мотивации достижения в осуществлении профессиональной деятельности. Содержательный компонент модели предполагает комплексное наполнение учебных профессиональных модулей содержанием интегрированных, междисциплинарных курсов, а также содержанием функциональных компетенций, дифференцированных по потребностям конкретных работодателей; определяет структурные единицы модуля, отражает профессиональную направленность. Организационно-деятельностный компонент модели определяется спецификой профессиональной подготовки будущих специалистов технического профиля, предполагает внедрение в образовательный процесс программы формирования профессиональной компетентности с учетом выделенного функционального компонента ее структуры на основе контекстного и дифференциально-интегративного подходов в обучении. Результативно-оценочный компонент модели характеризует оценку уровня сформированности профессиональной компетентности будущего специалиста технического профиля на основе системы критериев и показателей.

5. Совокупность организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля: 1) включение в процесс профессиональной подготовки системы социального партнерства в качестве основы целевой адресной подготовки будущих специалистов технического профиля; 2) использование в программах профессиональных модулей ОПОП интегративных курсов, построенных на основе содержания функционального компонента, учитывающего конкретные требования работодателей; 3) обеспечение направленности профессиональной подготовки на региональные интересы и потребности личности обучающихся.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах: Калуга (2007, 2008, 2011 год); на Международных научно-практических конференциях (Москва, 2011); (Калуга, 2012); на регионально-практических конференциях (Калуга, 2007, 2008).

Результаты исследования отражены в 10 публикациях, включая три статьи в изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий.

Результаты исследования внедрены в практику ГБОУ СПО КО «Калужский политехнический колледж», ГБОУ СПО КО «Калужский индустриально-технологический колледж», ГБОУ СПО КО «Сосенский радиотехнический техникум», ГБОУ «Калужский транспортно-технологический техникум им. А.Т. Карпова».

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования обеспечивается согласованностью с современными достижениями психолого-педагогической науки, ориентацией на современные теоретико-методологические подходы к проблеме формирования профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля, использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных целям и задачам исследования, репрезентативностью полученных данных, содержательным анализом и статистической оценкой результатов опытно-экспериментальной работы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, раскрываются методологические основы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, представлены сведения об апробации и внедрении результатов работы.

В первой главе «Теоретические основы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля в соответствии с потребностями регионального рынка труда» рассматриваются проблемы профессионально-технического образования, связанные с формированием профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля, что является необходимым требованием при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты. Определены актуальные требования к профессиональной подготовке специалистов технического профиля; обоснованы содержание и структура профессиональной компетентности, которая учитывает основные виды и функциональные особенности профессиональной деятельности будущего специалиста технического профиля в условиях ориентации на потребителей регионального рынка труда. Рассматриваются отношения требований ФГОС СПО и требований работодателей регионального рынка труда к профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля.

Под профессиональной компетентностью мы понимаем интегративную, проявляемую в деятельности, характеристику специалиста, основанную на совокупности профессиональных знаний, умений и практического опыта, которая свидетельствует о его потенциальной готовности к успешному осуществлению профессиональной деятельности (Т.М. Сорокина, Я.В. Садчикова, И.А. Чебанная, М.А. Федулова).

При этом учитывается, что профессиональная компетентность – это реализованные в деятельности профессиональные компетенции.

В контексте педагогического исследования проанализированы подходы к определению сущности понятия «профессиональной компетентности» как готовности специалиста принимать решения при осуществлении профессиональной деятельности (А.К. Маркова, В.И. Кашницкий, Л.А. Петровская, В.А. Сластенин и др.), что позволило в исследовании определить структурные компоненты профессиональной компетентности будущего специалиста технического профиля.

Анализ работ (А.Г. Асмолов, А.В. Введенов, А.А. Деркач, Е.А. Климов, Е.М. Качнева, К.К. Платонов, Б.А. Сосновский и др.) раскрывает мотивацию достижения как предпосылку готовности личности обучающихся к успешной профессиональной деятельности.

Интегративный подход (А.Я. Данилюк, В.Т. Фоменко и др.) к отбору содержания образования, с учетом требований работодателей (А.А. Муравьева, О.Н. Олейникова), позволил выявить особенности и условия к определению содержания профессиональной подготовки будущих специалистов технического профиля в учреждениях СПО.

Профессиональная компетентность в нашем исследовании рассматривается как интегративное качество личности обучающихся, являющаяся результатом профессионального образования и системообразующим элементом будущей профессиональной деятельности.

Из множества компетенций, рассмотренных в работах В.И. Байденко, Ю.Г. Татур, В.Д. Шадрикова, Н.Ф. Миколишина и др., мы считаем, что целесообразно выделить такие основные группы компетенций специалистов технического профиля, как ключевые, общепрофессиональные и профессиональные. Согласимся с мнением И.В. Судибор, что ключевые компетенции являются универсальными, применимыми в различных жизненных и профессиональных ситуациях, на их основе формируется профессиональная компетентность будущего специалиста.

Результаты опроса работодателей регионального рынка труда машиностроительной отрасли производства, как конечных потребителей образовательных услуг, свидетельствуют о низкой оценке качества подготовки обучающихся в учреждениях СПО; о возрастающей потребности в деятельных, профессионально мобильных и компетентных специалистах, в специалистах с рабочей квалификацией, готовых включиться в производственный процесс без переучивания или с минимальной корректировкой профессиональных навыков.

Практика профессиональной подготовки будущих специалистов технического профиля по профессии НПО 151008 «Станочник (металлообработка)» и по специальности СПО 151901 «Технология машиностроения» показала, что содержание общепрофессиональных и специальных дисциплин (модулей) недостаточно нацелено на решение практических профессиональных задач, слабо отражает и учитывает запросы конкретных работодателей регионального рынка труда, не обеспечивает в полной мере формирование мотивации достижения успеха, которая способствует дальнейшему профессиональному развитию специалиста. Становится очевидной необходимость уточнения структуры профессиональной компетентности будущего специалиста технического профиля, которая бы позволила учитывать требования работодателей к уровню подготовки специалистов и динамично корректировать содержание учебных дисциплин (модулей).

Под требованиями работодателей Т.В. Никулиной понимаются их ожидания относительно функциональных компетенций работников конкретной специальности и определенного должностного уровня.

Мы разделяем позицию О.В. Ивановой, В.П. Фалько в дифференцировании профессиональной компетентности на общепрофессиональный и специальный компоненты, которые включают систему знаний, умений и практического опыта и обеспечивают готовность специалиста к успешной профессиональной деятельности.

На наш взгляд, существенным является содержательное наполнение структуры профессиональной компетентности будущего специалиста технического профиля за счет выделения в ее составе специального и функционального компонентов.

Выделенный функциональный компонент позволяет, в свою очередь, дифференцировать содержание профессиональной подготовки в зависимости от требований конкретных работодателей регионального рынка труда. В области машиностроения различия в требованиях к функциональным обязанностям специалистов могут быть связаны, например, со спецификой производственного процесса предприятий, уровнем технического состояния станочного парка и наличием автоматизированных обрабатывающих центров, различием видов выпускаемой продукции и другими особенностями технологического процесса производства.

Свое представление о профессиональной компетентности работодатели формулируют в функциональных обязанностях специалиста технического профиля в конкретном виде трудовой деятельности, раскрывая перечень производственно-технологических задач, к выполнению которых должен быть готов будущий специалист. В нашем исследовании эти требования нашли свое отражение в содержании функционального компонента профессиональной компетентности.

Для нашего исследования потребовалось введение понятия «карта сопряжения функциональных компетенций» как инструмента учета, сопоставления и детализации различных требований работодателей к функциональным обязанностям будущего специалиста технического профиля в условиях регионального рынка труда и соотнесение их с профессиональными компетенциями, формируемыми по ФГОС СПО. Данная карта может быть использована для оценки уровня сформированности функциональной компетентности будущих специалистов технического профиля в определенном виде профессиональной деятельности.

Таким образом, анализ проблемы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля, анализ ФГОС СПО последнего поколения и исследование требований работодателей регионального рынка труда, подтвердили потребность в подготовке специалистов в соответствии с запросами потребителей. Успешное формирование профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля в соответствии с потребностями регионального рынка труда достигается за счет формирования структурных компонентов профессиональной компетентности. Теоретически обоснованные положения первой главы легли в основу разрабатываемой модели формирования профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля, ориентированной на требования потребителей регионального рынка труда при организации процесса профессиональной подготовки в учреждениях СПО.

В ходе исследования была разработана модель процесса формирования профессиональной компетентности будущего специалиста технического профиля, в соответствии с потребностями регионального рынка труда. В качестве ее теоретического обоснования использованы компетентностный, контекстный и дифференцированно-интегративный подходы, взаимодополняющее применение которых позволяет обеспечить целостность процесса профессиональной подготовки будущих специалистов технического профиля в учреждениях СПО.

Контекстный подход к обучению предполагает профессиональную направленность обучения, объединение теоретической и практической подготовки будущих специалистов технического профиля, естественную взаимосвязь получаемых знаний с будущей профессиональной деятельностью. Применение данного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов технического профиля, ориентированной на потребителей регионального рынка труда, способствует постепенному насыщению учебного процесса элементами профессиональной деятельности и трудовых функций, в части реализации требований работодателей к функциональным обязанностям будущих специалистов.

Дифференцированно-интегративный подход позволяет структурировать множество компетенций, критериев и показателей их оценивания. Двигаясь от интегративной характеристики профессиональной компетентности будущего специалиста технического профиля, учитывая конкретные требования работодателей, дифференцируется содержание и структура профессиональной компетентности специалиста. Данный подход является одновременно и целью, и средством обучения, в основе которого лежит интенсивное использование внутри междисциплинарных связей с включением профессионально-ориентированного материала, максимально приближенного к условиям и требованиям регионального рынка труда.

Основу разработанной модели процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля составляет:

— определение содержания учебных профессиональных дисциплин (модулей) исходя из запросов конкретных работодателей регионального рынка труда: отбор базовых учебных элементов, анализ их структуры, выделение интегративных элементов, выбор оптимального соотношения теоретического и практического компонентов;

— реализация преемственности содержания обучения: дифференцирование содержания и структуры профессиональных компетенций, сопряжение профессиональных компетенций с учетом запросов конкретных работодателей; усиление профессиональной направленности обучения будущих специалистов на основе использования интегративных курсов в программах профессиональных модулей ОПОП;

— развитие готовности к трудовой деятельности: применение анализа и синтеза учебного материала, вариативность решения практических задач.

Разработанная модель характеризуется единством ее взаимосвязанных компонентов: мотивационно-целевого, содержательного, организационно-деятельностного, результативно-оценочного, в которые включено обновленное содержание, применительно к формированию у будущих специалистов технического профиля профессиональной компетентности, в соответствии с потребностями регионального рынка труда (рис.1)

Мотивационно-целевой компонент модели предполагает определение целей профессионального образования в учреждениях СПО с учетом запросов регионального рынка труда. Характеристиками данного компонента выступают: развитие готовности выпускников к трудовой деятельности, мотивация достижения успеха в своем профессиональном развитии, стремление к самореализации и самообразованию, профессиональному самосовершенствованию и карьерному росту.

Содержательный компонент модели определяет содержание профессиональной подготовки с учетом требований работодателей регионального

Рис. 1 Модель процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля

рынка труда и современных направлений развития машиностроительной отрасли производства.

В качестве системообразующего элемента используется профессиональная направленность и конструктивность модульного обучения, которые находят свое отражение в интеграции предметного содержания модулей вокруг идеи целевой адресной подготовки будущих специалистов технического профиля.

Данный компонент включает в себя отбор содержания на основе структуры профессиональной компетентности будущего специалиста технического профиля; приведение его к формату действующих образовательных стандартов путем разработки карты сопряжения функциональных компетенций; насыщение его учебным материалом функционального назначения за счет вариативной части образовательной программы. Это создает возможность для интеграции общепрофессиональных и специальных знаний, формирования умений и навыков по определенным видам деятельности будущих специалистов, что позволяет формировать не только профессиональные компетенции, но и ключевые.

Организационно-деятельностный компонент модели логически является продолжением мотивационного-целевого и содержательного компонентов и определяется спецификой профессиональной подготовки будущих специалистов. Данный компонент предполагает внедрение и практическую реализацию в образовательном процессе модели формирования профессиональной компетентности с учетом выделенных специального и функционального компонентов в ее структуре на основе компетентностного, контекстного и дифференцированно-интегративного подходов к обучению. В целях управления процессом профессиональной подготовки важным условием является наличие определенного соглашения (договора), регламентирующего отношения социальных партнеров и образовательных учреждений, при целевой адресной подготовке будущих специалистов, ориентированной на потребности регионального рынка труда.

Основу реализации предложенной модели составляет сотрудничество образовательного учреждения и предприятий, в сфере совместной целевой адресной подготовки компетентных специалистов технического профиля. Совместную подготовку будущих специалистов целесообразно осуществлять в следующем порядке:

— анализ требований работодателей к уровню подготовки выпускников, изучение особенностей производственных циклов предприятий, выявление функциональных обязанностей работников;

— составление карты компетенций, в которой, по сути представлены дополнительные требования работодателей (относительно ФГОС СПО) в определенном виде профессиональной деятельности будущего специалиста технического профиля;

— разработка учебно-методической документации с изменениями и дополнениями, дифференциацией компетенций по потребностям предприятий;

— согласование с работодателями рабочих учебных планов, программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, рабочих учебных программ производственной практики;

— планирование и проведение производственного обучения, производственной практики в условиях реального производства;

— поэтапная оценка уровня подготовки будущих специалистов работодателями посредством присвоения квалификационного разряда после каждого года обучения, при выполнении обучающимися различного комплекса работ согласно квалификационным требованиям;

— оценка уровня сформированности профессиональной компетентности — защита письменных экзаменационных работ и дипломных проектов на предприятии под председательством ведущих специалистов предприятий.

Результативно-оценочный компонент определяет соотношение целей и результатов практической реализации модели. На данном этапе проводится комплексная оценка уровня сформированности профессиональной компетентности обучающихся, оценка их мотивации к получению смежной (родственной) профессии или продолжению обучения на следующем уровне образования, уровень готовности к профессиональной деятельности в динамичных условиях регионального рынка труда. Система оценивания содержит формы и методы контроля, критерии и показатели результативности в рамках каждого модуля программы.

Во второй главе «Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста технического профиля, в учреждении среднего профессионального образования», разработана и теоретически обоснована модель процесса формирования профессиональной компетентности будущего специалиста технического профиля, ориентированной на потребителей регионального рынка труда, определены организационно-педагогические условия и эффективные средства ее реализации, а также критерии и показатели оценки уровней сформированности компонентов профессиональной компетентности. Данные констатирующего эксперимента исследования составили основу разработки процесса формирования профессиональной компетентности будущего специалиста технического профиля, ориентированной на потребителей регионального рынка труда.

Во второй главе изложено содержание опытно-экспериментальной работы направленной на проверку эффективности программы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля, разработанной на основе модели и выявленных организационно-педагогических условий; представлены основные ее этапы, анализ и интерпретация полученных результатов, уточнены теоретические выводы по данным эксперимента.

Процесс формирования профессиональной компетентности будущего специалиста реализуется на основе традиционных методов обучения, а также методов, активизирующих учебно-познавательную деятельность, позволяя в полной мере задействовать его потенциальные возможности и способности (проблемное обучение, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии). Одним из наиболее эффективных средств формирования профессиональной компетентности, на наш взгляд, являются учебно-профессиональная и профессиональная деятельность, которые позволяют синтезировать полученные ранее знания и умения, применить их в конкретных практических ситуациях, воплощая, таким образом, логику контекстного обучения.

Внедрение программ профессиональных модулей ОПОП осуществлялось путем разработки интегративных курсов, содержание которых углублено и расширено за счет использования «карты сопряжения функциональных компетенций», ориентированной на интегративные знания и умения согласно конкретных запросов работодателей регионального рынка труда.

Практической реализацией предлагаемой модели формирования профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля служит разработка программы профессионального модуля ОПОП с использованием интегративных курсов.

Данная программа призвана обеспечить поэтапное динамичное взаимодействие всех компонентов модели к достижению поставленных целей. В основу программы положены этапы формирования профессиональной компетентности: мотивационный (определение, систематизация исходного уровня готовности обучающихся к профессиональной деятельности, овладения знаниями общего профессионального характера, развитие мотивации достижения успеха личности обучающихся); общепрофессиональный (обобщенные знания и умения), профессионально-деятельностный (специальные и функциональные умения, ориентированные на региональный рынок труда, готовность к самосовершенствованию).

Условиями формирования профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля, в соответствии с потребностями регионального рынка труда (в области машиностроения) выступают: организация целевой адресной подготовки будущих специалистов в процессе их профессионального образования; использование интегративных курсов и установление междисциплинарных связей в программах профессиональных модулей ОПОП; направленность профессиональной подготовки на региональные интересы и потребности личности обучающихся.

В качестве критериев уровня сформированности профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля выступали: когнитивный (объем знаний в сравнении с требованиями стандарта и работодателей, осознанность знаний, степень владения усвоенными знаниями); операционный (оперативность знаний, полнота владения умениями и способами решения различных практических задач, способность к самостоятельному приобретению и реализации знаний), деятельностный (полнота операционного состава умений, готовность применения знаний и умений, способность оценить результат своей профессиональной деятельности), мотивационный (объем умений по сравнению с эталонным, профессиональная направленность, мотивация достижения успеха, готовность к саморазвитию, самообразованию).

Теоретически обоснованные положения легли в основу опытно-экспериментальной части работы, главной целью которой была проверка эффективности модели процесса формирования профессиональной компетентности будущего специалиста технического профиля, в соответствии с потребностями регионального рынка труда.

Задача экспериментальной части исследования заключалась в проверке модели процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов и определение степени эффективности организационно-педагогических условий ее реализации.

Опытно-экспериментальное исследование проходило в три этапа. На констатирующем этапе экспериментального исследования были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная группы (ЭГ). Диагностика испытуемых проводилась до и после эксперимента. Выборка состояла из 144 учащихся ГБОУ СПО «Калужский политехнический колледж». Контрольные группы до формирующего эксперимента – 70 чел., после эксперимента – 69 чел.; экспериментальные до и после эксперимента – 74 чел.

Формирующий этап заключался в организации обучения на основе модели процесса формирования профессиональной компетентности специалиста технического профиля, ориентированной на потребителей регионального рынка труда, при обеспечении выполнения организационно-педагогических условий ее реализации.

Контрольная группа проходила обучение по типовой образовательной программе с использованием традиционных методов и средств обучения без дифференцирования содержания учебного модуля под конкретные требования работодателей. В экспериментальных группах в содержание программ профессионального модуля был включен интегративный курс, содержащий профессионально-ориентированный материал, определенный в соответствии с требованиями к функциональной обязанностям специалистов, предполагающий овладение видами деятельности, востребованными работодателями на региональном рынке труда.

Для диагностики уровня сформированности профессиональной компетенции использовалось экспертное оценивание каждого компонента структуры профессиональной компетенции, с учетом разработанных критериев и показателей. Экспертное оценивание осуществлялось преподавателями ГБОУ СПО «Калужский политехнический колледж» (4 чел.) и инженерно – техническими работниками предприятий г. Калуги, являющимися социальными партнерами колледжа (3 чел.). Результаты экспертного оценивания сформированности компонентов структуры профессиональной компетентности обучаемых представлены в таблице 1 и рис. 2.

Таблица 1

Результаты экспертного оценивания компонентов структуры профессиональной компетентности обучаемых контрольных и экспериментальных групп

Структурные компоненты профессиональной компетентности

Экспертная оценка сформированности компонента

до эксперимента

после эксперимента

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

Ключевая

компетенция

Mx

σ

3,5614

,60965

3,5257

,61289

3,6643

,54508

3,9574

,62969

Общепрофессиональная

компетенция

Mx

σ

3,4471

,56664

3,4081

,57903

3,4771

5,2947

3,7676

,61315

Специальная

компетенция

Mx

σ

3,4843



Страницы: 1 | 2 | Весь текст