Формирование правовой культуры старших подростков в условиях шко

На правах рукописи

ИБРАГИМОВА ЗАРИНА НИКОЛАЕВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования.

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Тверь 2013

Работа выполнена на кафедре методики и технологии

социальной педагогики и социальной работы

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»

Научный руководитель

Николаев Валерий Александрович

доктор педагогических наук, профессор

Официальные оппоненты:

Попова Ольга Анатольевна

доктор педагогических наук,

ФГНУ «Институт управления

образованием» РАО, гл. научный сотрудник

лаборатории управления

образовательными системами

Панова Ольга Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент,

ГБОУ ДПО «Тверской областной институт усовершенствования учителей», руководитель отдела инновационной образовательной практики

Ведущая организация

ФКОУ ВПО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний»

Защита состоится «13» марта 2013 г. в 12:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.263.01 при Тверском государственном университете по адресу: 170100, г. Тверь, Студенческий пер., д. 12, корп. Б, ауд. 425.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет».

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ HYPERLINK «http://vak.ed.gov.ru» http://vak.ed.gov.ru; на сайте ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» HYPERLINK «http://universiti.tversu.ru» http://universiti.tversu.ru.

Автореферат разослан «12» февраля 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук М.В. Мороз

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. На современном этапе своего развития Россия находится в непрерывной системной модернизации социально-экономической, политической, правовой и других сфер жизни государства. Результатом данных преобразований должно стать формирование правового государства, развитое гражданское, экономически стабильное общество. Эффективность этих перемен может быть достигнута при условии масштабной правовой модернизации, пронизывающей все стороны жизни. Как утверждают специалисты, такое возможно, только если данный процесс, кроме совершенствования законодательства, улучшения функционирования государственных структур, будет сочетаться с развитием правовой грамотности населения, обеспечивающей правомерное поведение каждого. Как убеждает практика, правовое воспитание необходимо начинать еще в ходе школьного обучения.

Ориентация современной системы образования на развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства подчеркивается в Законе об образовании (ст. 14). В качестве ведущих принципов государственной политики в области образования выделено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека (ст. 2). Отечественное законодательство формулирует социальный заказ на активную правовую подготовку подрастающего поколения. Сходные мнения высказаны в международных законодательных актах. В Конвенции о правах ребенка отмечается необходимость всемерной поддержки государств, принявших ее, соблюдения всех выделенных прав и свобод несовершеннолетних, формирования у них представлений о своих правах и обязанностях.

По мнению специалистов-правоведов, гражданин правового государства должен не просто знать современное законодательство, но и стать носителем правовой культуры. Необходимость ее формирования вытекает из характеристики существующего представления о правовом статусе личности. Этот статус включает в себя совокупность прав, свобод, законных интересов, обязанностей личности, в основе которых лежат конституционные права свободы и обязанности. Правовая культура обеспечивает законность, сохранение правопорядка, создает нравственную основу для равенства каждого перед законом, защиты от произвола, свободного саморазвития личности.

Современная действительность, специальные исследования показывают, что в массовом сознании законодательство не всегда является безусловной ценностью, что является следствием низкого уровня правовой культуры населения. В молодежной среде довольно часто встречаются проявления правового нигилизма, асоциального поведения, криминальной деформации нравственно-ценностных ориентиров, установок. Это объясняется в основном низким уровнем правовой культуры, которая предполагает наличие глубоких правовых знаний, позитивное отношение к ним, создающее мотивы превращения их в правовые ценности, ценностные ориентации, определяющие установки на правомерное поведение, которое реализуется в правовых навыках и поступках.

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется новыми требованиями к подрастающему поколению. Сегодня для прогресса общества требуются инициативные, компетентные, ответственные граждане, способные активно, на законных основаниях действовать на благо всего общества. Важнейшими качествами гражданина правового государства являются дисциплинированность, уважение к законам, правам и свободам каждого человека, правомерное поведение, активная гражданская позиция, способность к социальной активности. По мнению ведущих специалистов (Е.В. Аграновская, В.Л. Васильев, А.С. Гречин, Н.Ю. Гурьянов, С.А. Комаров, А.Ф. Никитин, А.Р. Ратинов и др.), интегративным личностным качеством человека современного общества является правовая культура.

Особую значимость имеет формирование правовой культуры у части подрастающего поколения, воспитывающейся в детских домах, школах-интернатах. Как свидетельствуют данные Госкомстата, каждый пятый российский ребенок воспитывается в детском доме или интернате. Дети из этих учреждений отличаются от домашних детей тем, что они лишены родительской заботы, поддержки. Им самостоятельно приходится отстаивать свои права, как в условиях интерната, так и в дальнейшей жизни. Они чаще сталкиваются с несправедливостью, посягательством на свою честь, достоинство, законные интересы. Согласно нашим данным, в отличие от учащихся общеобразовательных школ, у большинства из них значительно ниже уровень правовой культуры, что провоцирует ущемление их законных прав, асоциальное поведение, правонарушения.

Большое число воспитанников школ-интернатов может быть отнесено к группе социального риска. От 9,1 до 33,3% участников эксперимента не имеют родителей. Многие воспитывались в неблагополучных семьях, где родители были лишены родительских прав (31,8 – 66,7%). Значительная часть детей(28,6 – 31,8%) имеют хронические заболевания. Из оставшихся многие (27,3 – 38,9%) часто болеют. Нередки нарушения дисциплины (19,1 – 33,8%). Большинство едва выполняют учебную программу (52,4 – 68,%). Многие чувствуют себя беззащитными (54,3 – 62,0%), неоднократно сталкивались с нарушениями своих законных прав. По данным исследований, в школах-интернатах сегодня не достаточно специально разработанных методик, программ правового воспитания, учитывающих особенности психического, интеллектуального и физического развития детей этой категории. Для предотвращения посягательств на их безопасность, противоправных действий самих воспитанников школ-интернатов сегодня крайне важно освоение ими ведущих правовых норм, развитие уважения к законодательству, формирование умений его адекватного использования в повседневных и трудовых отношениях.

Состояние изученности проблемы. Понятие правовой культуры носит междисциплинарный характер, рассматривается в рамках юридических, философских, социологических, психологических, педагогических исследований. По некоторым данным, имеется около 250 определений данного понятия. Однако, по мнению многих специалистов (А.С. Гречин, В.И. Каминская, А.Р. Ратинов, В.Е. Семенов и др.), в понимании содержания правовой культуры еще нет надлежащей ясности.

Исследователи выделяют следующие разновидности правовой культуры: 1) общества в целом; 2) социальной общности (профессиональной, этнической и т.п.); 3) отдельной личности (Н.Ю. Гурьянов, В.А. Лазарев и др.).

Правовая культура общества анализируется с позиций различных подходов. Согласно институционально-нормативному подходу (В.К. Бабаев, В.Н. Баранов, В.И. Каминская, В.А. Лазарев, А.Р. Ратинов, В.П. Сальников, А.П. Семитко и др.) правовая культура объединяет ряд компонентов: право, правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правомерное поведение граждан, свободу и ответственность человека, гарантированные законом. Более расширенно правовая культура рассматривается с позиций аксиологического подхода (Н.Ю. Гурьянов, О.В. Сазонов и др.) как система норм, ценностей общества, включает также правосознание, правовую науку, законодательство, правопорядок, правовую деятельность. В рамках функционально-деятельностного подхода (Н.Л. Гранат, И.А. Иванников, С.А. Комаров, Т.В. Муслумова, Т.В. Синюкова и др.) правовая культура представляет собой способы правового регулирования общественных отношений, формы взаимодействия их субъектов, отношение их к разнообразным правовым нормам, явлениям, выполняет ряд функций: человекотворческую или гуманистическую, защитную; аксиологическую, праворегулятивную.

Правовая культура личности является составной частью правовой культуры общества и характеризуется как единство правового сознания и правомерного поведения (В.К. Бабаев, В.М. Баранов, М.Н. Марченко, Т.В. Муслумова, В.А. Толстик, В.В. Федоров и др.).

В исследованиях правового сознания также выделяется ряд подходов: гносеологический, который определяет состав правового сознания – правовая идеология и правовая психология (Е.А. Лукашова, Т.В. Муслумова, В.Е. Семенов и др.); социально-психологический, представляющий правовое сознание как единство когнитивной и эмоциональной составляющих, регулирующих поведение человека (С.С. Алексеев, А.В. Венгеров, А.С. Гречин, С.А. Комаров, В.Е. Крутских, В.С. Нерсесянц, Е.А. Рябов, А.Я. Сухарев); аксиологический, согласно которому правовое сознание выполняет ценностно-ориентационную функцию по отношению к правовой культуре (Е.В. Аграновская, В.И. Бегинин, В.Л. Васильев, А.Б. Венгеров, Н.Л. Гранат, В.М. Корельский, О.В. Сазонов, В.Д. Перевалов и др.).

Психологический анализ правовой культуры показал, что правовые знания в единстве с правовыми эмоциями, чувствами формируют у человека определенное отношение к правовым нормам, превращая их в убеждения (Л.М. Голубева, А.Р. Ратинов, Г.Р. Фаттахова, Т.А. Фирсова и др.). Правовое мышление выступает в качестве основного механизма формирования правового сознания (Л.С. Выготский, Ю.М. Грошевой, А.Н. Леонтьев, А.И. Овчинников, В.М. Розин, С.Л. Рубинштейн, А.Э. Жалинский и др.). Сравнительный анализ результатов психологических и юридических исследований позволил выявить специфику правовых эмоций, чувств, важных для формирования правовой культуры (Ф.Е. Василюк, С. Грановская, А.Н. Леонтьев, А.В. Смоленцев, М.Г. Яновская и др.).

В педагогической науке с позиции личностного подхода (Е.В. Аграновская, О.Н. Богатикова, Е.А. Лукашева, Т.В. Синюкова, М.Б. Смоленский, П.И. Элиасберг и др.) правовая культура рассматривается как личностное образование, интегрирующее в единстве правосознание и правовую деятельность. Представители компетентностного подхода (О.А. Панова, И.И. Трофимов, С.А. Хасанова, А.А. Черемисина и др.) правовую компетентность характеризуют как один из уровней правовой культуры, включающий когнитивный, мотивационный и деятельностный компоненты. В рамках нравственного подхода (А.Ф. Никитин, Н.М. Савченко, Е.Г. Федоренко, Е.Н. Шумелкина, Е.В. Ярошенко и др.) выделены смысловой, эмоциональный и поведенческий уровни правовой культуры. Представители деятельностного подхода (А.С. Гречин, М.С. Каган, С.А. Комаров и др.) характеризуют правомерное поведение, которое является вершиной правовой культуры и воплощается в правовых привычках и навыках.

Исследователи правовой культуры в рамках аксиологического подхода (Н.Ю. Гурьянов, В.В. Попов, Т.А. Фирсова Л.П. Фомина и др.) установили, что правовые ценностные ориентации содействуют развитию правовых убеждений, которые определяют правовые установки личности. Рассмотрение правовой культуры с позиций системно-структурного подхода (В.А. Балюк, О.Н. Богатикова, Е.И. Евсикова, М.В. Кускова, Л.М. Матвиенко, И.Г. Митюнова, А.А. Рыбаченко, А.М. Столяренко, П.Б. Тарасов, С.Б. Тугуз и др.) характеризуется выделением когнитивного, эмоционально-волевого, инструментально-деятельностного компонентов.

Анализ правовой культуры в рамках выделенных подходов выполнен адекватно поставленным в них задачам. Применительно к данному исследованию определения, приведенные в названных работах, не отвечают в полной мере стоящим перед нами задачам. Это обусловило необходимость уточнения сущности и структуры понятия правовой культуры подростков, воспитывающихся в школе-интернате.

Многие авторы отмечают, что формирование правовой культуры во многом достигается в процессе правового воспитания как целенаправленной, систематической деятельности (Е.В. Аграновская, Г.П. Давыдов, Б.Т. Лихачев, Е.А. Лукашева, Л.М. Матвеенко, А.Ф. Никитин, Т.В. Синюкова, М.Б. Смоленский, С.В. Стецура, П.И. Элиасберг и др.). Традиционно правовое воспитание трактуют в широком и узком смысле слова (В.К. Бабаев, В.М. Баранов, С.Б. Беликова, В.А. Толстик, С.А. Хасанова). Рассмотрены отдельные стороны правового воспитания учащихся школ-интернатов (С.Н. Александрова, И.Ф. Дементьева, К.И. Казакова, А.А. Католиков, М.Ю. Кондратьев, О.А. Корсакова, А.С. Макаренко, В.С. Мухина, А.М. Нечаев, М.М. Плоткин, В.Г. Ципульский, Л.М. Шипицина и др.). Ряд авторов (С.Н. Байжуминов, Б.Т. Лихачев, Л.М. Матвиенко, С.А. Хасанова и др.), изучающих правовое воспитание, предлагают рассматривать его с позиций системно-структурного подхода. Однако глубокого системного анализа процесса формирования правовой культуры до настоящего времени не проведено.

Недостаточная разработанность в педагогической теории правовой культуры применительно к подросткам, воспитывающимся в школе-интернате, неполная четкость и ясность представлений о ее сущности, структурных компонентах проявляются в недоработках педагогов-практиков в области правового воспитания. Согласно опросам классных руководителей, воспитателей, социальных педагогов, студентов педагогических специальностей, большинство из них недооценивают значение правового воспитания в становлении личности ребенка. Они отвели ему в среднем 7-е место из 13 предложенных видов воспитания.

Недоработки практики проявляются в недостаточной сформированности правовой культуры учащихся. Большинство подростков, воспитывающихся в школах-интернатах (53,4 – 55,7 %), в ходе констатирующего тестирования показали низкий уровень правовой информированности. Многие из них хотели бы получить дополнительные знания в области права (49,8 – 55,7%). Однако в ходе образовательного процесса они не всегда могут найти ответы на возникающие у них правовые вопросы.

Анализ теории и практики формирования правовой культуры у подростков, воспитывающихся в интернатах, выявил ряд противоречий между: а) высокой значимостью правовой культуры в жизни современного человека и недостаточно глубоким ее изучением наукой; б) большим значением правовой культуры в социализации подростков, обучающихся в школе-интернате, и недостаточным вниманием, которое уделяется ее формированию в практике обучения и воспитания; в) необходимостью системной организации процесса правового воспитания и эпизодичностью, разрозненностью правовоспитательных мероприятий в интернатных учреждениях.

Выделенные противоречия обусловили актуальность проблемы исследования: каковы средства и условия эффективного формирования правовой культуры старших подростков в школе-интернате?

Недостаточная разработанность проблемы и ее практическая значимость определили тему диссертационного исследования: «Формирование правовой культуры старших подростков в условиях школы-интерната».

Объект исследования – образовательно-воспитательная работа со старшими подростками в школе-интернате.

Предмет исследования – содержание и условия формирования правовой культуры старших подростков, обучающихся в школе-интернате.

Цель исследования – посредством теоретического анализа раскрыть сущность правовой культуры и в процессе опытно-экспериментальной работы выявить средства и педагогические условия ее формирования у старших подростков в школе-интернате.

Гипотеза исследования – процесс формирования правовой культуры подростков, обучающихся в школе-интернате, осуществляется эффективней, если:

— он организован системно в соответствии со структурными элементами правового воспитания (когнитивно-познавательным, эмоционально-ценностным, деятельностно-практическим), обеспечивающими развитие соответствующих компонентов правовой культуры;

— в его основе лежит модель правового воспитания, включающая цель, задачи, закономерности, принципы, средства, методы, формы, критерии и показатели результативности, адекватные его структурным элементам;

— на основе модели правового воспитания разработана комплексная программа формирования правовой культуры, включающая учебную, внеклассную, внешкольную деятельность учащихся, правоохранительную практику, научно-исследовательскую работу, адаптированные к педагогическому процессу школы-интерната;

— при реализации программы соблюдаются три группы педагогических условий: организационные, процессуальные, содержательные.

Задачи исследования:

1. С позиций междисциплинарного анализа уточнить сущность понятия правовой культуры общества и личности, определить их взаимосвязь.

2. Выявить структуру правовой культуры личности, выделить ее компоненты и их составляющие.

3. Разработать модель правового воспитания подростков в условиях школы-интерната как основного средства формирования правовой культуры.

4. На основе педагогической модели создать комплексную программу правового воспитания подростков, обучающихся в школе-интернате, провести экспериментальную проверку ее эффективности.

5. Определить педагогические условия эффективной реализации программы правового воспитания подростков.

Теоретико-методологические основы

В процессе исследования мы ориентировались на следующие методологические подходы: системно-структурный подход к познанию педагогического процесса (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, В.В. Краевский и др.); деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.); единство теории и практики в педагогическом процессе (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Я.С. Турбовской и др.); целостность педагогического процесса (В.С. Ильин, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин и др.).

В ходе исследования мы исходили из таких теоретических положений: культурологический подход в педагогических исследованиях (И.Ф. Исаев, В.А. Николаев, В.А. Сластенин, А.Н. Ходусов и др.); выделение в структуре культуры материальной и духовной составляющих (Ц.Г. Арзаканьян, А.А. Зворыкин, М.С. Каган, Я. Кучиньский, Г.Францев и др.); правовая культура является составляющей духовной культуры (И.А. Гайдучонок, А.А. Зворыкин, А.Г. Здравомыслов, Г. Францев и др.); философско-юридические подходы к трактовке правовой культуры (В.К. Бабаев, В.Н. Баранов, Н.Л. Гранат, А.С. Гречин, Н.Ю. Гурьянов, И.А. Иванников, В.И. Каминская, С.А. Комаров, В.А. Лазарев, М.Н. Марченко, Т.В. Муслумова, А.Р. Ратинов, О.В. Сазонов, В.П. Сальников, А.П. Семитко, Т.В. Синюкова, В.А. Толстик, В.В. Федоров и др.); психолого-педагогические интерпретации правовой культуры (Е.В. Аграновская, В.А. Балюк, О.Н. Богатикова, Л.М. Голубева, Е.И. Евсикова, М.В. Кускова, Е.А. Лукашева, Л.М. Матвиенко, И.Г. Митюнова, А.Ф. Никитин, О.А. Панова, В.В. Попов, А.Р. Ратинов, А.А. Рыбаченко, Н.М. Савченко, Т.В. Синюкова, М.Б. Смоленский, А.М. Столяренко, П.Б. Тарасов, И.И. Трофимов, С.Б. Тугуз, Г.Р. Фаттахова, Е.Г. Федоренко, Т.А. Фирсова, Л.П. Фомина, С.А. Хасанова, А.А. Черемисина, Е.Н. Шумелкина, Е.В. Ярошенко и др.); правовое воспитание как средство формирования правовой культуры (С.Н. Байжуминов, С.Б. Беликова, Г.П. Давыдов, Б.Т. Лихачев, С.В. Стецура, В.А. Толстик, П.И. Элиасберг и др.); освоение глубоких знаний, убеждений, устойчивых мотивов деятельности достигается путем интеграции в сознании человека рациональной и эмоциональной составляющих (Л.С. Выготский, Р.М. Грановская, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.); мышление выступает в роли внутреннего, предварительного организатора поведения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); глубокое понимание и усвоение правовых знаний обеспечивается с помощью их объяснения, раскрывающего внутренние и внешние связи познаваемого объекта, составляющие его сущность. (А.А. Вагин, Д.В. Вилькеев, А.С. Габидуллин, Н.Ф. Лысенко, В.А. Николаев, М.Н. Скаткин, А.М. Сохор, С.А. Шапоринский и др.).

Методы и база исследования

Для объективного решения стоящих перед исследованием задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов. Эмпирические методы: анализ философских, юридических, педагогических, психологических научных источников, нормативно-правовых документов, результатов деятельности учащихся, изучение педагогической практики, экспериментальная работа, комплекс диагностических методов (опрос, тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение) и др. Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификация, обобщение, моделирование и др. Методы статистической обработки экспериментальных данных: вычисление среднего арифметического, определение процентного соотношения данных, расчет критерия Стьюдента.

Опытно-экспериментальная работа, изучение опыта правового воспитания старших подростков, воспитывающихся в условиях школы-интерната, проводились в течение двух лет (2010 – 2012 гг.) в следующих учреждениях: Казенное образовательное учреждение Орловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Некрасовская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Казенное образовательное учреждение Орловской области общеобразовательная школа-интернат «Орловский лицей-интернат», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 им. Н.С. Лескова» г. Орла, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Орла, Федеральное казенное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 68», Государственное казенное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Дубровская специальная общеобразовательная школа закрытого типа» Брянской области.

На разных этапах в опытно-экспериментальной работе приняли участие 283 учащихся, студентов, 47 воспитателей, социальных педагогов, учителей, преподавателей вузов.

Основные этапы исследования

На первом этапе (2008 – 2009 гг.) на основе анализа научной литературы по философии, юриспруденции, социологии, культурологии, психологии, педагогики была уточнена сущность правовой культуры общества и личности, выделена структура правовой культуры личности.

На втором этапе (2009 – 2011 гг.) на основе обобщения, систематизации трудов по правовому воспитанию разработана педагогическая модель процесса формирования правовой культуры. На ее базе создана экспериментальная программа развития правовой культуры подростков в условиях школы-интерната, определены критерии и показатели результативности этого процесса. Программа была адаптирована к образовательному процессу школ-интернатов и апробирована в ходе опытно-экспериментальной работы на их базе.

На третьем этапе (2011 – 2012 гг.) осуществлялась статистическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы, анализ, сравнение, систематизация, интерпретация полученных данных. Проводилась проверка экспериментальной гипотезы, сформулированы основные выводы, рекомендации. Выполнено окончательное оформление результатов теоретического и экспериментального исследования.

Научная новизна исследования:

— уточнена сущность и структура понятия «правовая культура», включающая когнитивно-познавательный, эмоционально-ценностный, деятельностно-практический компоненты;

— конкретизирована сущность правового сознания и правомерного поведения как составляющих правовой культуры;

— разработана педагогическая модель правового воспитания – основного средства формирования правовой культуры;

— на основе этой модели создана и апробирована в условиях различных школ-интернатов программа правового воспитания старших подростков;

— выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования правовой культуры подростков в школе-интернате.

Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теории педагогики: с позиций системно-структурного подхода дано определение правовой культуры и ее составляющих – правового сознания и правомерного поведения; исходя из концепции исследования сформулировано определение правового воспитания как важнейшего средства развития правовой культуры; обоснованы педагогические условия ее успешного формирования.

Практическая значимость состоит в том, что полученные в ходе исследования представления о сущности, структуре правовой культуры, разработанная модель и на ее основе комплексная программа формирования правовой культуры старших подростков, выявленные педагогические условия результативности этого процесса могут быть использованы при организации правового воспитания в школах-интернатах. Критерии результативности процесса формирования правовой культуры, экспериментальные методики, используемые для оценки ее сформированности, могут применяться в учебной и внеучебной работе по освоению правовых знаний, ценностей, правомерного поведения различных категорий воспитанников.

Положения, выносимые на защиту

1. Правовая культура общества – это составная часть его духовной культуры, которая складывается из восприятия правовой системы общества через призму правового сознания, правового мышления, правовых чувств и фиксируется у большей части общества как система правовых ценностей, выражающих отношение к ведущим правовым нормам, явлениям, выступающих в роли способов правового регулирования общественных отношений, обеспечивающих законность, правопорядок, правомерное поведение граждан.

Правовая культура личности является составляющей базовой культуры человека и характеризует качество и глубину правовых знаний, степень понимания нравственно-юридического смысла правовых норм, качество правовых убеждений, реализуемых в бытовой, трудовой, общественной жизнедеятельности, проявляющихся в соблюдении правовых норм, отстаивании собственных прав и свобод, правомерном поведении.

2. Структурными компонентами правовой культуры личности являются: 1) когнитивно-познавательный компонент (правовое сознание, правовое мышление, правовые взгляды и убеждения); 2) эмоционально-ценностный (правовые чувства, правовые ценности, правовые ценностные ориентации); 3) деятельностно-практический (мотивация правомерного поведения, правовые установки, привычки и навыки правомерного поведения).

3. Правовое сознание – это эмоционально-когнитивная составляющая правовой культуры, представляющая собой синтез динамичной, находящейся в непрерывном совершенствовании системы правовых знаний, образующихся с помощью правового мышления, которые под влиянием чувств, эмоций, настроения, воли становятся правовыми убеждениями, мировоззрением, определяют оценки правовых явлений, формируют правовые ценностные ориентации, социально-правовые установки, регулирующие правомерное поведение человека.

Правомерное поведение – это социально значимые действия, поступки человека в соответствии с законодательством, направленные на соблюдение, исполнение, использование, применение права, контролируемые правовой культурой.

4. Основным средством развития правовой культуры является системное, целенаправленное правовое воспитание. Правовое воспитание – это процесс целенаправленного, системного, взаимосвязанного воздействия на сознание, чувства, поведение подростков объективных и субъективных факторов, обеспечивающий необходимый, принятый в данном обществе уровень формирования правовых знаний, убеждений, ценностных ориентаций, установок, умений, развитие уважительного отношения к праву, умений по отстаиванию своих прав, навыков правомерного поведения, согласующихся с потребностями, ценностями правового общества. Структура правового воспитания включает когнитивно-познавательный, эмоционально-ценностный, деятельностно-практический элементы, обеспечивающие полноценное и всестороннее формирование соответствующих компонентов правовой культуры.

Педагогическая модель правового воспитания включает следующие функциональные элементы: цель, задачи, закономерности, принципы, средства, методы, формы, критерии, показатели результативности, адекватные когнитивно-познавательному, эмоционально-ценностному, деятельностно-практическому структурным элементам.

5. На основе педагогической модели разработана комплексная программа формирования правовой культуры старших подростков, обучающихся в школе-интернате, «Гражданин правового государства». Определены ведущие направления реализации программы, адекватные структурным элементам правового воспитания. Выделены пути воплощения программы: 1) учебная классная работа, 2) внеклассная учебная работа, 3) внеклассная воспитательная работа, 4) правоохранительная практика, 5) научно-исследовательская деятельность учащихся, 6) создание музея права, 7) оценка и самооценка правовых знаний.

6. Определены три группы педагогических условий эффективной реализации программы формирования правовой культуры: организационные, процессуальные, содержательные.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью и корректностью методологических и теоретических подходов, использованием комплекса взаимосвязанных методов научного исследования, адекватных предмету и задачам исследования, согласованностью теоретических положений и выводов, достаточностью источниковедческой базы, надежностью и валидностью экспериментальных методик, репрезентативностью выборки испытуемых, корректным использованием статистических методов обработки с последующей качественной интерпретацией полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись следующими путями: публикация научных статей (10), обсуждение на заседаниях кафедры методики и технологии социальной педагогики и социальной работы ОГУ (2008 – 2012 гг.), выступления на научно-практических конференциях: Международная заочная научно-практическая конференция «Интеграция теории и практики в решении социальных проблем», 2 – 10 апреля 2009 г., г. Орел; II Международная заочная научно-практическая конференция «Интеграция теории и практики в решении социальных проблем», 18 – 19 мая 2010 г., г. Орел; XIII Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы модернизации российского образования», 30 сентября 2010 г., г. Таганрог; Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы социальной медицины и психологии» 19 февраля 2011 г., г. Махачкала; IV Международная научно-практическая конференция «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)», 29 ноября 2011 г.; III Международная заочная научно-практическая конференция «Интеграция теории и практики в решении социальных проблем», 26 – 27 декабря 2011 г., г. Орел; Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы педагогики, психологии и социологии», 20 февраля 2012 г., г. Махачкала; Научная конференция «Актуальные проблемы историко-теоретических и юридических наук», 28 марта 2012 г., г. Орел; Научная конференция в рамках юридического факультета ФБГОУ ВПО «Орловский государственный университет» «Проблемы теории государства и права», 30 мая 2012 г., г. Орел.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1 «Теоретические основы формирования правовой культуры» посвящена изучению сущности правовой культуры с философско-юридических, психолого-педагогических позиций. Анализ имеющихся подходов к формулированию понятия правовой культуры показал значительный разброс мнений о ее сущности. Для уточнения смысла данной категории выполнен ее междисциплинарный анализ. Существует несколько классификаций правовой культуры по различным основаниям: 1) общества в целом; 2) социальной общности (профессиональной, этнической и т.п.); 3) отдельной личности. Предложенные разновидности правовой культуры находятся в неразрывном единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности.

В ходе междисциплинарного анализа установлено, что правовая культура общества рассматривалась с позиции разных подходов: институционально-нормативного (В.К. Бабаев, В.Н. Баранов, В.И. Каминская, В.А. Лазарев, А.Р. Ратинов, В.П. Сальников, А.П. Семитко и др.); функционально-деятельностного (Н.Л. Гранат, И.А. Иванников, С.А. Комаров, Т.В. Муслумова, Т.В. Синюкова и др.); аксиологического (Н.Ю. Гурьянов, О.В. Сазонов и др.). Всесторонний анализ и обобщение результатов исследований в рамках названных подходов позволили установить, что правовая культура общества – это составная часть его духовной культуры, которая складывается из восприятия правовой системы общества через призму правового сознания, правового мышления, правовых чувств и фиксируется большей частью общества как система правовых ценностей, выражающих отношение к ведущим правовым нормам, явлениям, выступающим в роли способов правового регулирования общественных отношений, обеспечивающих законность, правопорядок, правомерное поведение граждан. Правовая культура общества определяется доминирующими социально-экономическими, политическими, духовными отношениями, особенностями менталитета, историческим опытом развития.

По данным исследований (В.К. Бабаев, В.М. Баранов, М.Н. Марченко, Т.В. Муслумова, В.А. Толстик, В.В. Федоров и др.), правовая культура отдельной личности входит как составная часть в правовую культуру общества и отражает степень и характер ее развития, обеспечивающую ее социализации правомерную деятельность. Анализ и обобщение результатов философских, юридических, социологических, психологических, педагогических исследований позволили определить структурные компоненты правовой культуры личности и их составляющие: 1) когнитивно-познавательный (правовые взгляды, убеждения, правовое мышление, правовое сознание); 2) эмоционально-ценностный (правовые чувства, ценности, ценностные ориентации); 3) деятельностно-практический (мотивация, правовые установки, привычки, навыки правомерного поведения). (См. рис. 1).

Рис. 1. Структура правовой культуры.

Обобщив значительное количество педагогических подходов к характеристике правовой культуры (Е.В. Аграновская, О.Н. Богатикова, Е.А. Лукашева, А.Ф. Никитин, Т.В. Синюкова, М.Б. Смоленский, П.И. Элиасберг и др.), установлено, что она является составляющей базовой культуры человека и характеризует качество и глубину правовых знаний личности, степень понимания нравственно-юридического смысла правовых норм, качество правовых убеждений, реализуемых в бытовой, трудовой, общественной жизнедеятельности, проявляющихся в соблюдении правовых норм, отстаивании собственных прав и свобод, правомерном поведении.

В ходе междисциплинарного анализа установлено, что составной частью правовой культуры является правовое сознание. Оно изучалось в рамках различных исследований: С.С. Алексеев, В.И. Бегинин, В.Л. Васильев, А.В. Венгеров, Н.Л. Гранат, А.С. Гречин, В.М. Корельский, В.Е. Крутских, Е.А. Лукашова, В.С. Нерсесянц, В.Д. Перевалов, Е.А. Рябов, О.В. Сазонов, В.Е. Семенов, А.Я. Сухарев и др. Обобщение проанализированных подходов позволило в интегрированном виде охарактеризовать правовое сознание как эмоционально-когнитивную составляющую правовой культуры, представляющую синтез динамичной, находящейся в непрерывном совершенствовании системы правовых знаний, образующихся с помощью правового мышления, которые под влиянием чувств, эмоций, настроений, воли становятся правовыми убеждениями, мировоззрением, определяют оценки правовых явлений, формируют ценностные ориентации, социально-правовые установки, регулирующие правовое поведение человека.

Анализ исследований сознания в психологии и праве (Р.М. Грановская, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Де Роберти, С.Л. Рубинштейн и др.) убеждает в том, что правовое сознание является одним из важнейших этапов формирования правовой культуры и интегрирует его когнитивно-познавательный и эмоционально-ценностный компоненты.

Соотнесение данных психологических (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) и правовых исследований (В.К. Бабаев, Ю.М. Грошевой, А.Э. Жалинский, А.И. Овчинников, В.М. Розин и др.) позволило установить, что основным источником формирования когнитивно-познавательного компонента правовой культуры является правовое мышление. Как установлено психолого-педагогическими и юридическими исследованиями (В.И. Гойфман, С.А. Комаров, А.И. Овчинников и др.), важнейшей функцией правового мышления является объяснение правовых явлений, обеспечивающее восприятие и понимание норм права, что составляет основу когнитивно-познавательного компонента. Педагогическими и философскими исследованиями (В.Н. Голованов, В.И. Кириллов, Е.П. Никитин, А.М. Сохор, С.А. Шапоринский и др.) установлено, что объяснение направлено на раскрытие сущностных связей изучаемого объекта (причинных, функциональных, структурных) с помощью соответственно причинных, функциональных, структурных способов (Н.Ф. Лысенко, В.А. Николаев и др.). В ходе опытной работы выявлена логика (последовательность способов) объяснения правовых знаний, обеспечивающая их глубокое понимание. Правовые факты: структурный, причинный, функциональный способы. Правовые понятия: функциональный, причинный, структурный. Законы и правовые нормы: структурный, функциональный, причинный способы.

Эмоционально-ценностный компонент правовой культуры обеспечивает эмоциональный, активный характер мышления (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.). Эмоции выступают в роли мотивирующих факторов процесса познания. Соотнесение результатов психологических исследований (Ф.Е. Василюк, С. Грановская, А.Н. Леонтьев, М.Г. Яновская и др.) с педагогической практикой позволило установить, что при первичном ознакомлении с правовыми нормами возникают эмоциональные реакции, определяющие интерес воспитанников к предъявляемой юридической информации. На базе эмоциональной оценки правовых явлений включаются процессы мыслительной деятельности по осознанию норм права. В зависимости от глубины понимания подростком их нравственно-юридической сущности, осмысления социальной значимости в жизни всего общества, семьи, самого индивида переживаются правовые чувства, выражающие субъективное отношение к конкретным правовым нормам, явлениям.

Перенос результатов психологических исследований (Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.) на сферу права позволил установить, что в единстве правовых знаний и чувств формируются правовые убеждения. На их основе складываются ценностные ориентации, установки, правовые умения, навыки решения сходных правовых проблем, которые определяют правовую деятельность.

Сравнительный анализ философских, психологических исследований позволил сделать вывод о том, что правовые ценностные ориентации являются важнейшим этапом развития правовой культуры. Они представляют собой систему взглядов, отношений личности, определяют убеждения, идеалы, принципы, выполняют ориентирующую роль социальных установок, ведущих мотивов правомерной деятельности.

Правовые убеждения, установки, ценностные ориентации воплощаются в правомерном поведении, которое составляет основу деятельностно-практического компонента, являющегося вершиной формирования правовой культуры. В его рамках происходит развитие правовых умений, навыков правомерного поведения, правовых привычек, социально-правовой активности, стимулирующих противодействие нарушениям в области права. Логика развития правовомерного поведения предполагает последовательное соблюдение, исполнение, использование, активное отстаивание правовых норм, контролируемое правовой культурой.

Правомерное поведение – это социально значимые действия, поступки человека в соответствии с законодательством, направленные на соблюдение, исполнение, использование, применение права, контролируемые правовой культурой. Определены механизмы формирования правомерного поведения: 1) сознательное следование праву; 2) уклонение от неблагоприятных последствий, которые могут наступить вследствие нарушения правовых норм; 3) правовая активность, выражающаяся в самостоятельном изучении и следовании нормам права, осознании социальных последствий нарушений правовых норм, соотнесении собственных желаний с желаниями окружающих, пропаганда правовых знаний и поведения.

В ходе исследования выделено нескольких уровней правомерной деятельности. Верхний уровень – это правомерное поведение, определяемое мотивами соблюдения законодательства, их использования для обеспечения собственной жизнедеятельности и полноценного функционирования общества. Средний уровень – это правовые действия, имеющие целью соблюдение отдельных правовых норм. Нижний уровень – правовые операции, т. е. способы осуществления правовых действий в зависимости от условий их реализации.

Деятельность школ-интернатов имеет специфику, влияющую на результативность формирования правовой культуры: 1) морально-психологический климат интерната осложняет взаимоотношения детей и педагогов; 2) недостаточное число социальных контактов, чрезмерная опека не обеспечивают необходимую сформированность социальных умений; 3) закрытость интернатов приводит к социальной инфантильности, затрудняет саморегуляцию личности, развитие внутреннего самоконтроля. Воспитанники школ-интернатов отличаются особенностями по сравнению с учащимися общеобразовательных школ, которые вызваны рядом факторов, сопровождающих процесс их социализации: 1) состояние их физического и психического здоровья; 2) процесс первичной социализации, происходящий в семье; 3) вторичная социализация в интернате.

Многие воспитанники интернатов страдают различными соматическими заболеваниями, болезнями кожи, щитовидной железы, нарушением осанки, зрения, кариесом, простудными заболеваниями, что негативно сказывается на успеваемости, поведении, отражается на взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Воспитанникам школы-интерната свойственна конформность установок, чрезмерная потребность в защите от внешних воздействий, эмоциональная незрелость, тревожность, невротизация личности, недостаточная произвольность поведения, слабость учебной мотивации, преобладание игровой деятельности. Интернатские дети отличаются обидчивостью, конфликтностью, агрессивностью, негативными реакциями, неуверенностью в себе, затруднениями в общении. Их интеллектуальное развитие отличается дисгармоничностью, многие имеют отклонения в психическом развитии. Выделенные особенности этих детей, а также особенности интернатных учреждений определяют специфику организации процесса формирования правовой культуры. Данная специфика состоит в активном использовании игровых, творческих, эмоционально насыщенных занятий, расширении социальных контактов воспитанников, создании комфортной, правовой среды, обеспечивающей им состояние защищенности.

В главе 2 «Педагогические условия и средства формирования правовой культуры подростков» представлено описание педагогической модели системы правового воспитания и основанной на ней программы формирования правовой культуры подростков. Во многих публикациях (Г.П. Давыдов, Б.Т. Лихачев, Л.М. Матвеенко, С.В. Стецура, С.Б. Тугуз и др.) подчеркивается, что важнейшим средством развития правовой культуры является целенаправленная система правового воспитания.

Обобщая различные формулировки данного понятия (В.К. Бабаев, В.М. Баранов, С.Б. Беликова, В.А. Толстик, С.А. Хасанова и др.), интерпретируя их в соответствии с концепцией данного исследования, мы определяем правовое воспитание как процесс целенаправленного, системного, взаимосвязанного воздействия на сознание, чувства, поведение подростков объективных и субъективных факторов, обеспечивающий необходимый, принятый в данном обществе уровень формирования правовых знаний, убеждений, ценностных ориентаций, установок, умений, развитие уважительного отношения к законодательству, умений по отстаиванию своих прав, навыков правомерного поведения, согласующегося с потребностями, ценностями правового общества. В процессе правового воспитания осуществляется полноценное и всестороннее формирование всех компонентов правовой культуры: когнитивно-познавательного, эмоционально-ценностного, деятельностно-практического.

Обобщение различных подходов (С.Н. Байжуминов, Б.Т. Лихачев, Л.М. Матвиенко, С.Б. Тугуз, С.А. Хасанова, А.А. Черемисина и др.), соотнесение их с практикой правовоспитательной работы позволили выделить следующие структурные элементы правового воспитания: когнитивно-познавательный, эмоционально-ценностный, деятельностно-практический, которые ориентированы на формирование соответствующих компонентов правовой культуры.

На основе этих элементов построена педагогическая модель системы правового воспитания, включающая следующие функциональные элементы: цель, задачи, закономерности, принципы, содержание, средства, методы, формы, адекватные структурным элементам, а также педагогические условия, обеспечивающие его эффективность.

Анализ ведущих характеристик правового воспитания (С.Б. Беликова, С.А. Беличева, М.Г. Лаврарсланова, Б.Т. Лихачев, Л.М. Матвиенко, С.В. Стецура и др.) показал, что его цель состоит в формировании гуманной личности, обладающей необходимыми для жизни в обществе юридическими знаниями, признающей демократические ценности, уважающей и соблюдающей закон, отличающейся граждански активной позицией, умеющей защитить свои права и свободы, обеспечивающие интеграцию в правовое общество и полноценную реализацию жизненных планов.

Цель формирования правовой культуры реализуется в конкретных задачах. Сравнительный анализ задач в различных публикациях, обобщение опыта работы с подростками позволили выделить три группы задач правового воспитания, дифференцируемые в соответствии с его элементами: 1) задачи когнитивно-познавательного элемента, 2) задачи эмоционально-ценностного элемента, 3) задачи деятельностно-практического элемента.

Синтез результатов изучения педагогической теории и практики, а также, трехэлементной структуры правового воспитания, позволил сформулировать закономерности данного процесса.

Закономерности, определяющие когнитивно-познавательный элемент правового воспитания: 1. Чем адекватней мотивация освоения правовых знаний возрастным и индивидуальным особенностям подростков, их жизненному опыту, тем больший интерес они проявляют при их усвоении. 2. Чем активней участие подростков в изучении правовых знаний, тем выше эффективность их освоения. 3. Чем более соответствует логика объяснения конкретному виду правовых знаний, тем выше уровень их понимания. 4. Чем чаще в процесс правового воспитания включаются познавательные, творческие, нестандартные задания, тем выше уровень активности подростков.

Закономерности эмоционально-ценностного элемента: 1. Чем больше процесс изучения правовых знаний опирается на интересы, потребности, запросы детей, тем эффективней он протекает. 2. Чем в большей степени в процессе правового воспитания задействована эмоциональная сфера учащихся, тем выше успешность формирования правовых убеждений. 3. Чем доступней, образней, понятней представлены детям правовые знания, тем в большей степени они присваиваются ими как правовые ценности. 4. Чем чаще подростки переживают возможность и результативность применения правовых знаний, тем выше вероятность превращения их в правовые взгляды.

Закономерности деятельностно-практического элемента: 1. Чем больше правовые ценности соответствуют потребностям подростков в правомерном поведении, тем в большей степени они становятся правовыми установками. 2. Чем целесообразней организована общественно значимая деятельность подростков в процессе освоения правовых ценностей, тем в большей степени они воплощаются в правомерном поведении. 3. Чем эффективней организована коллективная деятельность воспитанников, направленная на их взаимодействие по освоению правовых знаний, тем выше уровень формирования правовых умений и навыков. 4. Чем в большей степени методы, формы правового воспитания связаны с реальной жизнью, практикой, тем успешней развиваются привычки правомерного поведения. 5. Чем успешней воспитанники могут использовать правовые знания на практике, тем выше их состояние защищенности.

Существенными составляющими педагогической модели правового воспитания являются принципы ее реализации как основные, исходные положения, выступающие в роли руководящих положений, правил, установок. Анализ принципов правового воспитания, рассмотренных в различных исследованиях (С.Н. Александрова, И.Г. Митюнова, И.Ф. Рябко, П.Б. Тарасов, С.А. Хасанова и др.), соотнесение их с практикой формирования правовой культуры, а также концепцией данного исследования позволили выделить принципы, дифференцируемые в соответствии со структурными элементами правового воспитания. Принципы реализации когнитивно-познавательного элемента: 1) нравственно-юридической обоснованности правовых знаний, 2) системности, 3) высокой результативности, 4) междисциплинарности, 5) непрерывности. Принципы реализации эмоционально-ценностного элемента: 1) эмоционального подкрепления правовых знаний, 2) ценностного наполнения правового воспитания, 3) формирования полноценных правовых убеждений, 4) гуманизации правовых знаний. Принципы реализации деятельностно-практического элемента: 1) связи с жизнью, 2) личностно-деятельностного подхода, 3) коллективно-творческой организации деятельности детей, 4) интеграции воспитательных воздействий.

Как убеждают результаты исследований, важными элементами модели правового воспитания являются средства, методы, приемы его реализации. Обобщение результатов теоретического и эмпирического исследований позволило выделить методы, адекватные средствам правового воспитания: словесные, познавательно-творческие, дискуссионные, образные, технические, литературно-творческие, игровые, коллективно-творческие, деятельностные и др.

Методы, используемые в рамках когнитивно-познавательного элемента правового воспитания. Словесные методы: лекция, рассказ, объяснение, пояснение, свободное общение, внушение, наставление, приказ, просьба, уговор, увещевание и др. Познавательно-творческие методы: решение познавательных правовых задач, защита фантастических проектов, пресс-конференция, турнир знатоков права, заочное путешествие, бой правоведов, подготовка рефератов, конспектов первоисточников и др. Дискуссионные методы: проблемное изложение, диспут, дискуссия и др.

Методы, применяемые в процессе реализации эмоционально-ценностного элемента правового воспитания. Образные методы: яркие, наглядные примеры, факты из жизни известных людей, самих подростков, связанные с правовыми явлениями, фрагменты из художественных произведений, рассказы очевидцев, ситуации-модели, фантастические ситуации, ситуации-образцы. Технические методы: демонстрация видеосюжетов, отрывков из радио- и телепередач, телешоу, художественных и документальных фильмов и т.п. Литературно-творческие методы: инсценирование рассказов, судебных процессов, правовых явлений, устный журнал, живая газета, стенгазета, газета-молния, журнал-эстафета и др.

Методы используемые при реализации деятельностно-практического элемента. Игровые методы: сюжетно-ролевые, деловые, творческие игры, игры-путешествия, игры-имитации, викторины и др. Коллективно-творческие методы: коллективно-творческое дело, творческий праздник, творческая учеба, творческий слет и др. Деятельностные методы: патрулирование территории, шефство над младшими школьниками, нарушающими дисциплину, выступление с правовыми сообщениями и др.

Анализ традиционных и специфичных форм правового воспитания, соотнесение их с опытом формирования правовой культуры у подростков, обучающихся в школе-интернате, позволили дифференцировать их на две группы: 1) организационные формы учебной и воспитательной работы, 2) формы организации работы воспитанников. К организационным формам относятся: уроки, лекции, семинары, практикумы, факультативы, лектории, конференции, экскурсии, учебные консультации, встречи, олимпиады, кружковые занятия, конкурсы, турниры, дежурства, поручения, социально-правовая практика и др. Они реализуются в формах организации работы воспитанников: индивидуальной, групповой, массовой.

Многие исследователи (С.Б. Беликова, П.Б. Тарасов, С.Б. Тугуз, С.А. Хасанова и др.) в качестве одного из элементов теоретической модели системы правового воспитания выделяют педагогические условия – обстоятельства, факторы, обстановку, сопровождающие педагогический процесс, обеспечивающие оптимальную интеграцию содержания, форм, методов, взаимодействия участников педагогического процесса для наиболее благоприятного, успешного, полноценного достижения его целей.

Обобщение различных взглядов, опыт практической работы позволяют дифференцировать педагогические условия формирования правовой культуры на три группы: организационные, процессуальные, содержательные. К организационным условиям относятся: а) мотивационно-правовая подготовка педагогов; б) реализация всех возможностей учебного, внеучебного, внешкольного, воспитательного потенциала интернатного учреждения; в) использование содержания общеобразовательных дисциплин в соответствии с их спецификой, особенностями учебного материала, методико-техническим оснащением для правового воспитания; г) организация дополнительных дисциплин, факультативов, кружков правовой направленности; д) привлечение потенциала ближайшего социально-административного окружения (социума, учреждений дополнительного образования, органов социальной защиты); е) вовлечение в процесс правового воспитания органов правопорядка (полиции, прокуратуры, суда, учреждений исполнения наказания и др.).

Процессуальные условия: а) целенаправленный характер процесса правового воспитания; б) активное использование коллективной творческой деятельности воспитанников; в) создание в образовательном учреждении правовой среды, адекватной реальным политико-правовым, социально-экономическим условиям жизни общества, обеспечивающей защищенность каждого ребенка; г) оптимальное сочетание информационных, репродуктивных, продуктивных, интерактивных, проблемных методов, технологий обучения и воспитания; д) научно-методическое, материально-техническое обеспечение процесса правового воспитания, соответствующее современным требованиям организации педагогического процесса; е) систематический контроль и самоконтроль, определяющий результативность процесса формирования правовой культуры.

Содержательные условия: а) оптимальное сочетание когнитивно-познавательного, эмоционально-ценностного, деятельностно-практического элементов правового воспитания в процессе формирования правовой культуры; б) изучение законов, правовых норм, документов, соответствующих актуальным и потенциальным запросам воспитанников; в) обеспечение глубокого понимания правовых знаний, формирования правовых убеждений на основе эмоционально-позитивного отношения к ним, развитие установок, качеств, умений правомерного поведения; г) дифференцированный подход в зависимости от возраста детей, их пола, специфики интернатного учреждения, исходного уровня правовой культуры; д) индивидуальный подход к воспитанникам в зависимости от личностных особенностей, интересов, успеваемости, уровня воспитанности, условий социализации. Педагогическая модель правового воспитания представлена (рис. 2).

.

Рис.2. Педагогическая модель правового воспитания

На основе модели, учитывая особенности организации педагогического процесса в школе-интернате, разработана экспериментальная программа правового воспитания подростков «Гражданин правового государства». Она включает направления, пути, средства, формы, адекватные структурным элементам теоретической модели.

Ведущие направления реализации программы. Направления когнитивно-познавательного элемента: 1) мотивация изучения правовых знаний; 2) обеспечение глубокого понимания сущности правовых понятий, законов; 3) изучение ведущих отечественных и международных законодательных актов о правах детей; 4) усвоение основ демократии, прав и свобод человека, ребенка, ведущих отраслей правовой системы РФ и др. Направления эмоционально-ценностного элемента: 1) воспитание уважения к праву, государству; 2) развитие убеждений в нравственной направленности законодательства и необходимости его неукоснительного соблюдения; 3) обеспечение отношения к праву как социальной ценности. Направления деятельностно-практического элемента: 1) формирование установок правомерного поведения; 2) развитие умений, привычек, опыта жизнедеятельности в соответствии с действующим законодательством; 3) становление активной жизненной позиции по предотвращению правонарушений.

Основными путями реализации программы выступали: 1) учебная классная работа (освоение правовых знаний в рамках учебных дисциплин); 2) учебная внеклассная работа (экскурсии, кружок правовых знаний, олимпиада по праву и др.); 3) внеклассная воспитательная работа (классные часы, беседы правовой направленности, встречи с работниками юстиции, тренинг правомерного поведения, коллективные творческие дела по праву и др.); 4) правоохранительная практика; 5) научно-исследовательская деятельность учащихся (викторины, турниры знатоков права, юридический КВН и др.); 6) создание музея права; 7) оценка и самооценка уровня правовой культуры (констатирующая, текущая, итоговая).

Для оценки результативности программы правового воспитания, в соответствии с компонентами развития правовой культуры, выделены три основных критерия ее сформированности: когнитивно-познавательный, эмоционально-ценностный, деятельностно-практический. Определены соответствующие им показатели. Оценка показателей выделенных критериев осуществлялась с помощью методов, адекватных выделенным критериям: анкетирование, опрос, тестирование, беседа, наблюдение и др.

Результативность экспериментальной работы определялась путем сравнения начальных и конечных количественных показателей, полученных с помощью экспериментальных методик: а) в уровне правовых знаний, б) уважительном отношении к праву, в) мотивах и умении его практического применения. Результаты сравнения подвергались статистической обработке с помощью критерия Стьюдента (табл.1).

Таблица 1

Сформированность компонентов правовой культуры учащихся экспериментальной («Некрасовская школа-интернат для детей-сирот и детей оставшихся, без попечения родителей») и контрольной групп (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 им. Н.С. Лескова») (по отдельным тестам)

Компоненты правовой культуры

Когнитивно-познавательный компонент ПК – мотивация изучения правовых знаний (тест 4)

Эмоционально-ценностный компонент ПК – уважительное отношение к законам

(тест 5)

Деятельностно-практический компонент ПК – мотивация практического применения права (тест 7)

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Конст. эксп.Формир. эксп.Конст. эксп.Формир. эксп.Конст. эксп.Формир. эксп.Конст. эксп.Формир. эксп.Конст. эксп.Формир. эксп.Конст. эксп.Формир. эксп.40,9+ 8,9650,1+ 8,041,0+ 7,3042,8+ 6,7832,8+ 8,1243,1+ 6,7232,8+ 8,1234,1+ 6,9443,4+ 8,7649,6+ 4,9747,5+ 5,5747,0+ 4,86td = 2,96,

р < 0,01

td = 0,70,

р > 0,05

td = 3,09,

р < 0,01

td = 0,34,

р > 0,05

td = 1,97,

р > 0,05

td = 0,55,

р > 0,05

Рис. 3. Графическая интерпретация уровня развития компонентов правовой культуры

В ходе тестирования установлено, что эксперимент позитивно повлиял на мотивацию изучения правовых знаний (тест 4, p<0,01), глубина понимания смысла правовых терминов учащимися стала статистически достоверно выше (тест 1, p<0,01). Участники эксперимента стали гораздо глубже понимать, какие качества в первую очередь необходимы гражданину правового государства: знание своих прав и обязанностей, уважение к законам, умение отстаивать свои права и свободы, опора на закон в жизни и деятельности и т.п. (тест 2). К концу эксперимента подростки стали лучше осознавать ценности, необходимые для полноценного существования демократического общества (тест 3, p<0,01). На первые места при итоговом тестировании чаще ставились такие ценности, как уважение к правам и свободам каждого человека, равенство всех людей перед законом, активная борьба с коррупцией и т.п.

В ходе экспериментальной работы особое внимание уделялось развитию эмоционально-ценностного компонента правовой культуры. Согласно нашим данным, реализация экспериментальной программы в полном объеме обеспечила статистически достоверное улучшение уважительного отношения подростков к законам (тест 5, p<0,01), эмоционально позитивного отношения к действующему законодательству (тест 10, p<0,01).

Анализ сформированности деятельностно-практического компонента правовой культуры свидетельствует о том, что мотивация применения правовых знаний в экспериментальных классах значительно выросла (тест 7, p<0,05). Практическое применение правовых знаний подростками (тест 8) улучшилось при реализации экспериментальной программы в полном объеме (p<0,05). В контрольных классах результаты начального и конечного тестирования показали статистически не достоверные изменения по большинству показателей выделенных критериев (p>0,05).

Результаты тестирования перепроверялись наблюдениями за участниками эксперимента, беседами с ними, воспитателями, социальными педагогами и др. Сопоставительный анализ результатов исследования с помощью различных методов, их статистическая обработка показали высокую результативность экспериментальной программы по формированию всех компонентов (когнитивно-познавательного, эмоционально-ценностного, деятельностно-практического) правовой культуры. Главный итог реализации экспериментальной программы – формирование у подростков устойчивого уважительного отношения к законам, установки на недопустимость их нарушения, стремления решать все споры, недоразумения, противоречия в соответствии с социальными и правовыми нормами.

В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:

1. Правовая культура общества определяет правовую культуру личности, которая характеризует качество и глубину правовых знаний, степень понимания нравственно-юридического смысла правовых норм, качество правовых убеждений, реализуемых в бытовой, трудовой, общественной жизнедеятельности, проявляющихся в соблюдении правовых норм, отстаивании собственных прав и свобод, правомерном поведении. Структурными компонентами правовой культуры являются: 1) когнитивно-познавательный, 2) эмоционально-ценностный, 3) деятельностно-практический.

2. Правовое сознание – это эмоционально-когнитивная составляющая правовой культуры, представляющая собой синтез динамичной, находящейся в непрерывном совершенствовании системы правовых знаний, образующихся с помощью правового мышления, которые под влиянием чувств, эмоций, настроений, воли становятся правовыми убеждениями, мировоззрением, определяют оценки правовых явлений, формируют ценностные ориентации, социально-правовые установки, регулирующие правовое поведение человека.

3. Правомерное поведение – это социально значимые действия, поступки человека в соответствии с законодательством, направленные на соблюдение, исполнение, использование, применение права, контролируемые правовой культурой.

4. Правовое воспитание (основное средство формирования правовой культуры) представляет собой процесс целенаправленного, системного, взаимосвязанного воздействия на сознание, чувства, поведение подростков объективных и субъективных факторов, обеспечивающий необходимый, принятый в данном обществе уровень формирования правовых знаний, убеждений, ценностных ориентаций, установок, развитие уважительного отношения к законодательству, умений по отстаиванию своих прав, навыков правомерного поведения, согласующихся с потребностями, ценностями правового общества.

5. Педагогическая модель системы правового воспитания включает структурные элементы (когнитивно-познавательный, эмоционально-ценностный, деятельностно-практический), направленные на формирование соответствующих компонентов правовой культуры, а также функциональные элементы (цель, задачи, закономерности, принципы, средства, методы, критерии результативности), адекватные структурным элементам правового воспитания.

6. На основе модели правового воспитания разработана комплексная программа формирования правовой культуры подростков в условиях школы-интерната «Гражданин правового государства». Ведущим путями реализации программы являются: учебная, внеклассная воспитательная работа, правоохранительная практика, научно-исследовательская деятельность учащихся.

7. Определены основные группы педагогических условий эффективного формирования правовой культуры: организационные, процессуальные, содержательные.

Все задачи, стоящие перед данным исследованием, решены, гипотеза в целом нашла свое подтверждение. Исследование можно считать завершенным. Полученные результаты не исчерпывают всех аспектов этой сложной и многогранной проблемы. Нуждаются в углубленном изучении процесс объяснения и понимания правовых знаний, формирование правовых ценностных ориентаций, правовых установок, правового мышления, правомерного поведения различных категорий воспитанников и др.

Публикации, отражающие основное содержание диссертации

Статьи в рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ изданиях

Гуданова З.Н. Формирование правовой культуры в Российской Федерации [Текст] / З.Н. Гуданова // Вестн. Орлов. гос. ун-та. Cер.: Новые гуманитарные исследования. – Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2008. – Вып. 1. С. 221 – 224.

Ибрагимова З.Н. Сущность правовой культуры в условиях становления правового государства (междисциплинарный подход) [Текст] / З.Н. Ибрагимова // Вестн. Орлов. гос. ун-та. Cер.: Новые гуманитарные исследования. – Орел: Изд-во ОГУ, 2012. Вып. 1(21). – С. 336 – 340.

Ибрагимова З.Н. Формирование правовой культуры подростков группы риска [Текст] / З.Н. Ибрагимова // Вестн. Орлов. гос. ун-та. Cер.: Новые гуманитарные исследования. Орел: Изд-во ОГУ, 2012. – Вып. 3 (23). – С. 286 – 291.

Ибрагимова З.Н., Николаев В.А. Сущность и структура правовой культуры современного подростка [Текст] / З.Н. Ибрагимова, В.А. Николаев // Вестн. Тверс. гос. ун-та. Cер.: Педагогика и психология. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2012. – Вып. 3. – С. 123-130.

Статьи в журналах и сборниках научных трудов

Гуданова З.Н. Правовое воспитание как важнейший источник формирования правовой культуры [Текст] / З.Н. Гуданова // Кафедра: психол.-пед. журн. – Тверь: ГОУ «Тверской областной институт усовершенствования учителей», 2010. – С. 55 – 59.

Гуданова З.Н. Правовое воспитание как фактор полноценного развития подростков [Текст] / З.Н. Гуданова // Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы VI-ой Междунар. науч.-практ. конф. – Таганрог: Изд-во «Спутник+», 2010. С. 189-192 .

Гуданова З.Н. Некоторые пути формирования правовой культуры современного государства [Текст] / З.Н. Гуданова // Интеграция теории и практики в решении социальных проблем. Сб. науч. тр. – Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2010. – С. 27 – 32.

Ибрагимова З.Н. Правовое просвещение детей-инвалидов [Текст] / З.Н. Ибрагимова // Интеграция теории и практики в решении социальных проблем. Сб. науч. тр. – Орел: ПФ «Картуш», 2011. – С. 41-43.

Ибрагимова З.Н. Профилактика делинквентного поведения подростков средствами правового воспитания [Текст] / З.Н. Ибрагимова // Актуальные вопросы педагогики, психологии, социологии: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Махачкала: ДГПУ, 2012. – С. 147 – 150.

Ибрагимова З.Н. Правовая культура в Российской Федерации: учеб.-метод. пособие. – Орел: ООО «Переплетчик», 2012. 29 с.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст