Формирование навыков безопасного поведения в природных условиях

На правах рукописи

НЕЙМЫШЕВ Алексей Викторович

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ У ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.02 — Теория и методика обучения (естествознание; уровень общего

образования)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Екатеринбург — 2013 Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет»

Научный руководитель:кандидат педагогических наук, профессор

Репин Юрий Викторович

Официальные оппоненты:Ширшов Владимир Дмитриевич

доктор педагогических наук, профессор

кафедры истории и теории социальной работы

Института социального образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Малеева Елена Валентиновна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой общенаучных дисциплин ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщений»

Ведущая организация: ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский

государственный педагогический

университет»

Защита состоится 28 июня 2013 г., в 10.00 часов, на заседании диссертационного совета Д 212.283.06 на базе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г.Екатеринбург, пр. Космонавтов 26, ауд.316.

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале информационно-интеллектуального центра научной библиотеки ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

Автореферат разослан «27» мая 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного советаКусова Маргарита Львовна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы и темы исследования. Формирование потребностей в сохранении жизни и здоровья школьников в процессе обучения в образовательном учреждении выходит на первый план. Безответственное отношение к собственному здоровью, несоблюдение правил пожарной безопасности, дорожного движения, техники безопасности, негативное отношение к окружающей среде, приводит к несчастным случаям и, как следствие, к травматизму и к гибели.

Систематическое проведение школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», введенного в 1991 году в систему общего образования, позволяет решать государственные задачи подготовки учащихся к безопасной жизнедеятельности, к военной службе и действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, воспитывать культуру безопасного поведения, укреплять физическое и духовное здоровье. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» стал ведущим образовательным курсом, интегрирующим предметом, имея как самостоятельную стержневую учебную дисциплину, так и свои неотъемлемые компоненты во всех других учебных областях, а также во всей внеурочной и внешкольной работе с учащимися. У школьников от класса к классу должны вырабатываться психологическая устойчивость к стрессу и готовность к безопасному поведению в повседневных ситуациях взаимодействия с техникой, людьми, природой.

В процессе обучения определяющую роль играет не столько уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, сколько воспитание в человеке культуры безопасности жизнедеятельности. Культура безопасности жизнедеятельности — это необходимое условие устойчивого развития современной цивилизации.

Вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности у подростков рассматриваются в работах: Ю. В. Репина, А. Т. Смирнова, В. Д. Ширшова. Необходимость формирования навыков безопасного поведения у подростков, учитывая их высокую социальную значимость, рассматривается в работах А. Г. Маслова, Л. В. Моисеевой, В. Н. Мошкина, Т. С. Назаровой, С. П. Черного. Вопросы создания педагогических условий, способствующих формированию навыков, опыта безопасного поведения, готовности к эффективным действиям в экстремальной ситуации дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников освещаются в трудах Н.В.Елисеевой, Р.В.Григорян, Я.Б.Каплан, В.Ф.Купецковой, А.Г.Маслова, Т.Г.Хромцовой, А.В.Шигаевой и др.

В подростковый период у школьников должны быть сформированы основы экологического мышления, в том числе осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды. Основу урочной и внеурочной деятельности в вопросах воспитания культуры безопасности жизнедеятельности подростков должно составлять формирование у них необходимых умений и навыков. В ряде случаев человек оказывается недостаточно информированным о негативных последствиях тех или иных влияниях на природу и на других людей. Однако, даже зная о вредных и опасных последствиях своих действий, человек зачастую поступает вопреки своим знаниям, поскольку у него недостаточно сформированы экологические взгляды и убеждения, ориентирующие его на природную деятельность, соблюдение личной экологической безопасности.

В рамках созданного в 1994 году Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» рассматриваются два основных направления дополнительного образования, формирующие у учащихся навыки безопасной жизнедеятельности, воспитывающие «личность безопасного типа»: организованные в образовательных учреждениях секции «Юный спасатель» и различного уровня предметные олимпиады по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Разработаны и внедряются в практику программы полевых лагерей «Юный спасатель», которые ежегодно собирают большое количество участников, а также и другие формы дополнительного образования формирования навыков поведения на природе. Реализация каждой программы зависит от профессиональных интересов руководителя: археолог, спасатель, военнослужащий, медицинский работник и другие. Такие программы уже приносят положительные результаты в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у детей. Однако основной комплекс навыков, необходимых человеку для безопасного существования в природных условиях, формируется недостаточно, так как научно не разработано комплексное методическое обеспечение, не разработаны формы интеграции урочной, внеурочной и внешкольной работы, направленные на формирование навыков безопасного поведения у подростков в природных условиях в системе дополнительного естественнонаучного образования, а имеющиеся программы носят разрозненный характер.

Кроме того, основными проблемами в формировании навыков безопасного поведения у подростков в природных условиях, на наш взгляд, являются:

• недостаточная разработанность содержательного и методического аспектов дополнительного образования направленных на формирование навыков безопасного поведения у подростков в природных условиях;

• отсутствие эффективной модели и методики формирования навыков безопасного поведения, гармонично объединяющей ресурсы школьного естественнонаучного и дополнительного образования;

• отсутствие адекватных методик оценивания уровня сформированности навыков безопасного поведения у подростков в природных условиях.

Изложенное выше позволяет выделить в формирования навыков безопасного поведения у подростков в природных условиях средствами дополнительного естественнонаучного образования следующие противоречия:

на социально-педагогическом уровне: между необходимостью взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в ходе комплексного решения проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности у учащихся и рассогласованностью этого процесса на практике;

на научно-теоретическом уровне: между значимостью естественнонаучного образования в формировании навыков безопасного поведения в природных условиях и недостаточной интеграцией естественнонаучных курсов, преподаваемых в основном и дополнительном образовании;

на научно-методическом уровне: между потребностью формирования навыков безопасного поведения в природных условиях у учащихся в рамках дополнительного естественнонаучного образования и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса.

Необходимость разрешения указанных противоречий обусловливает проблему исследования, которая заключается в необходимости разработки научно обоснованной педагогической модели и методики формирования навыков безопасного поведения в природных условиях у школьников средствами дополнительного естественнонаучного образования.

Актуальность проблемы послужила основанием выбора темы нашего исследования «Формирование навыков безопасного поведения в природных условиях у подростков через систему дополнительного образования»

Цель исследования: научное обоснование и разработка педагогической модели и методики формирования навыков безопасного поведения у подростков в природных условиях через систему дополнительного естественнонаучного образования.

Объект исследования: процесс обучения учащихся в школе и учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования: методы, формы и средства формирования навыков безопасного поведения в природных условиях у подростков 14 — 16 лет в системе дополнительного естественнонаучного образования.

Гипотеза исследования. Эффективность формирования навыков безопасного поведения у подростков в природных условиях повысится, если:

Разработана и применяется педагогическая модель дополнительного естественнонаучного образования направленная на формирование навыков безопасного поведения в природных условиях, базирующаяся на принципах научности, системности и непрерывности, единства интеллектуального и эмоционально-волевого начал, взаимосвязи глобального, регионального и локального уровней раскрытия проблем в учебном процессе;

Обеспечены следующие педагогические условия: внедрение интегративного содержания естественнонаучных дисциплин в процесс формирования навыков безопасного поведения в природных условиях, сочетание основного и дополнительного образования с различными формами учебно-познавательной деятельности, систематизация предметного содержания, способствующая формированию навыков безопасного поведения, проведено дополнение образовательного процесса учебно-методическим материалом;

Разработан и применяется диагностический комплекс, состоящий из критериев оценивания уровня сформированности навыков, качественных и количественных методов оценивания, комплекса объектов исследования, разнообразных экспертов, проводящих оценку, позволяющий корректировать программу подготовки подростков.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами определены следующие задачи исследования:

Уточнить структуру и содержание базовых для исследования понятий: знаний, умений, навыков, экстремальной ситуации, выживание и, в частности, определение навыков безопасного поведения в природных условиях;

Разработать структуру формированию навыков у подростков, необходимых для безопасного поведения в природных условиях;

Создать естественнонаучную педагогическую модель формирования навыков безопасного поведения в природных условиях, основанную на интеграции содержания естественнонаучных дисциплин и адаптированную к дополнительному естественнонаучному образованию;

Разработать методику формирования навыков безопасного поведения в природных условиях, включающую диагностичные цели, теоретические положения, определяющие отбор содержания, форм и методов осуществления исследовательской деятельности в предметах естественнонаучного цикла, критерии и инструментарий оценивания уровня сформированности навыков безопасной жизнедеятельности в природных условиях.

Провести опытно-поисковую работу с целью проверки эффективности разработанной методики.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

концепции философов, педагогов, биологов и психологов о влиянии на развитии личности социальной и биологической сфера (В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев, К.И.Шилин); об особенностях развития подростков (С.В.Волков, И.В. Дубровина, Л.И. Фельдштейн и др.). При проектировании педагогической модели формирования навыков безопасного поведения у подростков мы использовали личностно-ориентированный подход (Д.А. Леонтьев, К.К. Платонов, А.В. Усова и др.).

Идеи по формированию культуры безопасности жизнедеятельности (В. В. Гафнер, И. А. Зубарева, Ю. В. Репин, Т. С. Сантаева, Л. А.Сорокина, В. Д. Ширшов, Л. И. Шершнев); педагогические идеи по формированию навыков (С. В. Белова, В. П. Журавлева, Н. Г. Занько, А. А. Ильина, К. Р. Малаяна, А. Г. Маслова, Б.С. Мастрюкова, О. Н. Русака); подходы к оценке эффективности обучения (В.А. Игнатова, П. В. Зуев, И. И. Нурминский). Теории педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Л.В. Моисеева).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс общенаучных и педагогических методов исследования: теоретических — изучение и анализ научной, методической и учебной литературы по проблеме исследования, проведение теоретического обобщения материалов исследования, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация; эмпирических — педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, методы математической и статистической обработки результатов опытно-поисковой работы.

Исследование проводилось в три этапа с 2009 по 2012 годы.

На первом, стартовом этапе, осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, выяснялось практическое состояние проблемы; определялся понятийный аппарат. Результаты теоретического анализа послужили основанием для формулирования гипотезы, цели и задач исследования, разработки его исходных теоретических положений.

На основе полученных данных выявлялись методы формирования навыков безопасного поведения в природных условиях. На данном этапе велась работа по формированию понятийного аппарата исследования. Разрабатывалась модель формирования навыков безопасного поведения в природных условиях в дополнительном естественнонаучном образование.

На втором, формирующем этапе (2010 — 2011 гг.), проводился эксперимент с целью проверки эффективности разработанной модели формирования навыков безопасного поведения в природных условиях в рамках дополнительного естественнонаучного образования; разрабатывались теоретические основы опытно-поисковой работы и естественно-экспериментальной методики, выявлялись условия успешности данного процесса, вносились необходимые коррективы и уточнения.

На третьем, итогово-диагностическом этапе (2011 — 2012 гг.) анализировались и обрабатывались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы и рекомендации по дальнейшему совершенствованию работы по формированию навыков безопасного поведения в природных условиях, оформлялись материалы диссертации.

Экспериментальная база исследования: в опытно-поисковой работе участвовали экспериментальная группа – 112 (МБОУ СОШ № 86 г. Нижнего Тагила, МБОУ СОШ 32 г. Нижнего Тагила) учащихся, контрольная группа -120 учащихся (МБОУ СОШ 40 г. Нижнего Тагила, МБОУ СОШ 95 г. Нижнего Тагила, МБОУ СОШ 70 г. Нижнего Тагила)

Научная новизна результатов исследования заключается:

в выделении дополнительного естественнонаучного образования как ключевого в формировании навыков безопасного поведения в природных условиях;

в обосновании интеграции содержания учебных и внеучебных видов деятельности естественнонаучного цикла в дополнительном естественнонаучном образовании в области безопасности жизнедеятельности;

в методике формирования навыков безопасного поведения у подростков в природных условиях в естественнонаучном образовании, важными аспектами которой являются:

– комплексное использование ресурсов основного школьного естественнонаучного и дополнительного образования;

– формулирование диагностичных целей, выделение методических принципов;

– выделение этапов формирования безопасного поведения в природных условиях у подростков.

Теоретическая значимость исследования:

раскрыто определение «навык безопасного поведения в природных условиях — способность человека грамотно и максимально быстро применять в естественной среде действия, сформированные путем повторения и доведения до автоматизма умений, основанные на прочно усвоенных знаниях, необходимое для поддержания жизнедеятельности и дальнейшего существования»;

проведен анализ программ формирования навыков безопасного поведения, на основании которого, выявлены основные недостатки существующих методик по формированию навыков безопасного поведения в природных условиях.

разработаны положения, определяющие отбор содержания и форм организации образовательного процесса в предметах естественнонаучного цикла, а также этапов формирования навыков безопасного поведения в природных условиях;

спроектирована и создана педагогическая модель формирования навыков безопасного поведения у подростков в природных условиях, основанная на принципах системности обучения, нравственного экологического императива и проблемно-целевой ориентации учебной деятельности, на активном взаимодействии субъектов образовательного процесса как внутри образовательного учреждения, так и с социокультурным окружением

Практическая значимость работы заключается:

в разработке методического обеспечения дополнительного естественнонаучного образования по формированию навыков безопасного поведения в природных условиях;

в разработке и внедрении программы дополнительного образования «Выживание в природных условиях»;

в оценке эффективности реализации разработанной педагогической модели формирования навыков безопасного поведения в природных условиях средствами дополнительного естественнонаучного образования.

Апробация результатов исследования осуществлялась:

через участие в организации районного и городского туров соревнований «Юный спасатель» города Нижний Тагил в рамках Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности»;

через участие в научно-практических конференциях и семинарах международного, федерального и регионального уровня;

в виде публикаций статей;

через работу по авторской образовательной программе дополнительного образования «Выживание в природных условиях» в МБОУ Гимназия № 86 и МБОУ СОШ № 32.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими положениями, обоснованностью теоретических предпосылок, проведением опытно-поисковой работы в условиях реальной педагогической деятельности, комплексностью и адекватностью методов теоретического и эмпирического исследования, статистической обработкой.

Результаты исследования публиковались в журналах рекомендованных ВАК: (Известия Уральского государственного университета: серия 1: проблемы образования, науки и культуры, 2010. № 6(85), Вестник Орловского государственного университета, серия новые гуманитарные исследования, 2011. № 3(17), Вестнике Орловского государственного университета, серия новые гуманитарные исследования, 2011. № 5(19)), через всероссийские журналы и через участие в научно-практических конференциях городского, международного уровня. Общий объем публикаций по теме исследования — 9 публикаций.

Положения, выносимые на защиту:

Поведение подростков в природных условиях будет максимально безопасным, если у учащихся сформированы специальные навыки, которые мы понимаем как способность человека грамотно и максимально быстро применять в естественной среде действия, сформированные путем повторения и доведения до автоматизма умений, основанные на прочно усвоенных знаниях, необходимые для поддержания жизнедеятельности и дальнейшего существования человека.

Для получения позитивного результата в процессе формирования навыков безопасного поведения в природных условиях необходимо реализовать специальную методику, созданную на основе структурно-функциональной модели обучения, включающую в себя интеграцию содержания основного и дополнительного образования, методы, средства и формы обучения учащихся, принципы взаимодействия учителей естественнонаучного цикла, педагогов дополнительного образования, методистов и родителей.

Процесс формирования навыков безопасного поведения в природных условиях будет успешным, если он регламентирован разработанной программой «Выживание в природных условиях», которая основана на принципах интеграции и особого наполнения содержания учебного материала, и осуществляется в специально организованных условиях.

Объективность оценивания навыков безопасного поведения в природных условиях повыситься при реализации диагностического комплекса, который состоит из качественных и количественных критериев оценивания, методов диагностики, банка экспертов и набора объектов диагностики.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, определены основные противоречия, проблемы, объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования; представлены теоретико-методологическая основа, методы и этапы исследования, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы обучения навыкам безопасного поведения в природных условиях у подростков в образовательном учреждении» раскрываются понятия «навык» и «умение», «природные условия», «выживание». Анализируются существующие в настоящее время основные подходы к формированию навыков, структура естественнонаучного образования.

В исследовании учитывалось, что в отечественной педагогике различают понятия «умение» и «навык» (Н. А. Бернштей, Е. Н. Кабанова-Меллер, З. А. Решетова, В. П. Беспалько). Учащийся должен осознавать средство и способ выполнения действия, диктуемые целью, а также условия, в которых реализуется умение. Однако степень сознательного контроля процесса может быть различной. Она зависит от прочности условно-рефлекторных связей, образовавшихся в результате повторений действий. Чем прочнее связи, тем прочнее умение, тем выше готовность учащегося выполнять определенную работу.

Внешнее различие умения и навыка заключаются в скорости выполнения действий без погрешностей, которое, в частности, не свойственно умениям человека. Иными словами, отработанный навык выражается наибольшей точностью в произведении каких-либо действий. В научных исследованиях многие авторы (Е.И. Бойко, Б.Ф. Ломов, А. А. Люблинская, С. Ф. Жуйков) отмечают, что умение – это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний.

По определению Н.А. Бернштейна — навык это деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма определенных умений.

На формирование навыка влияют:

мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнения, подкрепление, формирование в целом или по частям.

для уяснения содержания операции — уровень личного развития, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции, обратная связь.

для овладения операцией — полнота уяснения её содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр.).

Человек часто попадает в нестандартные ситуации, в которых организм ведет себя не так, как привык. Такие случаи принято называть экстремальными. Нами выявлено, что понятие экстремальная ситуация было сформировано еще в античные времена. Аристотель, Николай Кузанский, Бруно, Мопертюи, Лейбниц утверждали, что экстремальность указывает на предельные состояния в существовании вещей. Большой философский словарь трактует экстремальную ситуацию (лат. extremum — крайнее, предельное; situation — положение) – как интегративную характеристику радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях.

Безопасное поведение (словарь терминов под редакцией МЧС РФ) — удовлетворение потребностей населения в жизнеобеспечении (медицинское обслуживание, вода, продукты питания, жилье, предметы первой необходимости) на минимально необходимом для жизнедеятельности уровне в условиях различных ситуаций. Для этой цели используется сохранившееся продовольствие и питьевая вода, пригодные для временного размещения помещения, горючие материалы для обогрева и подготовки пищи, медикаменты домашних аптечек и сохранившихся медицинских учреждений. Использование различных средств, в т.ч. подручных, для установления связи с внешним миром, если таковой не имеется, для передачи сведений о случившейся ситуации. Учащиеся должны знать, как взять от природы все возможное и использовать на сто процентов: как привлечь к себе внимание в случае потери ориентировки, чтобы могли найти спасатели, как передвигаться по незнакомой территории в сторону цивилизации (если нет надежды на спасение со стороны) без карты и компаса. Ученики должны знать, как сохранить хорошую физическую форму, или вылечить себя от болезни или ранения, должны быть способны сами сохранять устойчивое моральное состояние и поддерживать его у тех, с кем разделяют невзгоды ситуации. Поведение — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации. Как трактует А.П.Горкин, природные условия – это совокупность свойств окружающей природы, которые так или иначе существенно влияют на жизнь человека.

На основании анализа научных понятий нами были сформулировано определение навыков безопасного поведения в природных условиях – как способность человека правильно и без промедления применять в естественной среде обитания действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма умений, основанное на прочно усвоенных знаниях, необходимых для поддержания жизнедеятельности и дальнейшего существования.

Как пишет В.Г. Волович в статье «Человек в условиях природной среды», из общего количества людей, попавших в природные условия, до 75 % испытывают чувство подавленности, до 25 % — невротическое состояние. Самообладание сохраняют не более 10 %. Постепенно в течение определенного времени люди либо адаптируются, либо их состояние ухудшается.

В ходе обучения мы стараемся повысить количество людей способных сохранять самообладание, оценивать обстановку и правильно действовать в сложившейся ситуации. Формируя навыки безопасного поведения в природных условиях в дополнительном естественнонаучном образовании, мы стремимся сократить количество людей, которые впадают в состояние паники или невротической заторможенности. Обученность действиям в автономных условиях — основополагающий фактор выживания. От степени профессиональной подготовки зависит многое.

В ходе контент-анализа исследований Ю.Л.Воробьева, В.Н. Латчука, А.Г. Маслова нами выявлены основные навыки, необходимые человеку для выживания в природных условиях:

1)добывание и очистка питьевой воды в природе;

2)ориентирование на местности с помощью карты, компаса, GPS-навигаторов,других приборов и без них;

оказание первой помощи при ранениях, травмах, отравлениях;

разведение костра при помощи подручных средств;

постройка временных укрытий,

В исследовании П. И. Калью определено, что здоровье — это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции. По мнению Всемирной организации здравоохранения, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных психических расстройств и физических заболеваний. Физическое состояние зависит от имеющегося в конкретный момент аварийного снаряжения и обученности действиям. На психическое состояние, им как следствие, поведение человека, влияет множество факторов: физико-географические особенности и стрессоры выживания. Оперативно реагировать на факторы выживания возможно как психически, что связанно с обученностью человека, так и физически, что определяется особенностями окружающей среды. От этих факторов зависит дальнейшее выживание и существование человека в природных условиях.

Опираясь на выше перечисленные основные умения и навыки безопасного поведения в природных условиях, и основываясь на характеристике факторов, предложенной А. Г. Масловым, мы разработали систему условий, необходимых для выживания и существования человека в природных условиях. Человеку для безопасного существования в природных условиях необходимо 5 основных факторов: во-первых, это наличие воды и пищи, во-вторых, своевременное и правильное ориентирование на местности и выбор пути следования, в-третьих, умения оказывать первую помощь себе и окружающим, в-четвертых, своевременное применение костра для обогрева, освещения и приготовления пищи, и, в-пятых, максимально быстрое возведение защитного сооружения от неблагоприятных природных факторов.

Таким образом, набор навыков, необходимых для существования в природных условиях, достаточно обширен. Однако учащиеся общеобразовательных учреждений либо не владеют данными навыками, либо имеют нечетко сформированные умения.

Во второй главе «Опытно-поисковая работа по формированию навыков безопасного поведения в природных условиях у подростков в дополнительном естественнонаучном образовании» представлена методика формирования навыков безопасного поведения в природных условиях средствами дополнительного естественнонаучного образования.

Проведя анализ основных нормативно-правовых актов в области безопасности жизнедеятельности и, основываясь на Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, мы выявили, что личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

На основании требований к уровню подготовки обучающихся на ступени основного общего образования курса Культура безопасности жизнедеятельности обучающиеся должны:

знать способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

уметь оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ушибах, переломах, ранениях, ожогах, кровотечениях, обморожениях;

уметь анализировать ситуации, связанные с угрозой жизнедеятельности;

уметь обеспечивать жизнедеятельность в чрезвычайных ситуациях природного характера;

На основе анализа учебно-методических пособий В.Н. Латчука, О. И. Пантюхова, А.Г. Смирнова, мы выявили, что в настоящее время комплексных программ формирования навыков безопасного поведения в природных условиях не существует. В практике применяются методики, косвенно формирующие навыки безопасного поведения в природе, и многие из них были разработаны еще в советское время. Одной из первых была разработана программа «Скаутизм». Программа является дополняющим звеном к учебному курсу «История» и недостаточно дополняет учебные занятия курса «Основ безопасности жизнедеятельности». Данная программа рассчитана на то, что дети придут к педагогу уже со сложившимися умениями оказания первой помощи и выживания в автономной среде. Еще одной программой, которая была разработана в советское время и используется до сих пор, является «Юный турист-проводник». Данная программа лишь дополняет знания в области ориентирования человека на местности, и опирается уже на сформированные умения у детей. Учащийся, который придет заниматься в секции «Юный турист-проводник», будет направлен на изучение способов ориентирования на местности и движения по маршруту. Успешно применяется практически во всех общеобразовательных учреждениях Свердловской области программа «Юный пожарный».

На уровне среднего общего образования существует ряд программ, направленных на формирование навыков безопасного поведения в природных условиях. Содержание учебных предметов для достижения общей цели образовательного процесса должно быть построено по принципу интеграции образовательных дисциплин. В естественнонаучном образовании необходимо интеграция учебных дисциплин, таких как: географии, биологии, экологии, физика, медицины, и курсов дополнительного образования. Как утверждает большинство авторов (Г.Д. Глейзер, В.В. Краевского, В.С. Леднёв) сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему, принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов (табл.1).

При анализе программ дисциплин естественнонаучного образования видно, что интеграция их содержания нарушена, многие учебные курсы не согласуются с другими предметами при изучении тем направленных на формирование навыков безопасного поведения в природных условиях. Так же мы выяснили, что большинство из программ направленно на формирование теоретических знаний, а практические умения и навыки формируются, в основном, в программах дополнительного образования. Стоит отметить, что предметы, направленные на формирование конкретных предметных знаний, умений и навыков, могли бы сформировать и навыки безопасного поведения, но поставить такую цель будет некорректно по отношению к ним, так как это снижает качество образования по каждому конкретному предмету. Именно поэтому дополнительное естественнонаучное образование становиться ключевым, в формировании необходимых навыков безопасного поведения в природных условиях.

Таблица 1

Интеграция содержания основного и дополнительного образования по формированию навыков безопасного поведения в природных условиях

Формируемый навыкОБЖГеографияБиологияФизикаПрограмма «Выживание в природных условиях» Первая

Доврачебная помощь при ранениях7 класс:

ПДП при

ранениях

8 класс

ПДП переломы8 класс

Кровь и

Кровенос-ная

система.1 год. Походная аптечка

Приемы транспортировки

пострадавшего

2год. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм.

3год Комплект медицинский транспортировочный. Шины вакуумные. Матрас «Омнимед».Ориентирование6 класс

Ориентирова-ние

на местности

(ориентирование по компасу и карте).

8 класс

Правила

Ориентирова-ния

на местности8 класс

Часовые пояса

Ориентирова-ние

по карте России Особенности географическо-го

положения.9 класс

Магнитное поле.

Магнитные

линии

Искусственные спутники Земли.1 год. Дополнительные и

вспомогательные направления на стороны горизонта

2 год. Движение при потере видимости.

3 год. Выбор оптимального пути движения по карте и на местностиПостроение

жилища8 Класс

Автономное

существование

человека в

природе.

Оборудование

временного

жилища

(укрытия).8 класс

Особенности географического положения. Климат.1 год. Понятие «бивак».

Планирование места организации бивака.

2год. Акклиматизация и ее значение

3год. Организация туристского быта в природных условиях.Разведение

костра8 класс

Способы

добывания огня.9 класс

Освоение огня

большими любыми9 класс

Теплопроводность1 год. Костровое снаряжение

2 год. Использование разборной

печки. Заготовка дров к ней. Ночные дежурства 3 год. Использование костров для обогрева при организации ночлегов в экстремальных ситуациях.Добывание воды8 Класс

Автономное

существование

человека в

природе.9 класс

Природные

условия и

ресурсы, их

особенности Урала7 класс

Три состояния

вещества.

9 класс



Страницы: 1 | 2 | Весь текст