Формирование навыка постановки опорных звеньев тела при обучении

На правах рукописи

ГОРЯЧЕВА НАТАЛЬЯ ЛЕОНИДОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОСТАНОВКИ ОПОРНЫХ ЗВЕНЬЕВ

ТЕЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ БРОСКОВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ В

АКРОБАТИКЕ С УЧЕТОМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ

13.00.04 − теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Волгоград − 2012

Работа выполнена на кафедре теории и методики гимнастики

ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»

Научный руководитель — доктор педагогических наук, доцент

Анцыперов Владимир Викторович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Седых Нина Викторовна – профессор кафедры теории и истории физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «ВГАФК»;

кандидат педагогических наук, профессор

Биндусов Евгений Евгеньевич – заведующий кафедрой теории и методики гимнастики ФГБОУ ВПО «МГАФК»

Ведущая организация — Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Защита диссертации состоится 04 декабря 2012 г. в 1030 часов на заседании диссертационного совета Д 311.011.01 при Волгоградской государственной академии физической культуры по адресу: 400005, г. Волгоград, проспект Ленина, 78, ауд. 52.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградской государственной академии физической культуры.

Автореферат разослан « » ноября 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета профессор

Москвичев Ю. Н.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Интерес к вопросам технической подготовки в спортивной акробатике неуклонно возрастает, так как качество выполняемых двигательных действий определяет результативность соревновательной деятельности (В.П. Коркин, А.В. Коркина, 1995; С.К. Малиновский, 2003; Т.А. Морозевич, 2005; Б.Н. Белохвостов, 2008; Е. Садовски, В. Балобан, Т. Нижниковски и др., 2009). Это требует постоянного совершенствования методики тренировки, познания особенностей в овладении техникой выполнения упражнений.

Теоретики физического воспитания отмечают существование моторных асимметрий как «один из интереснейших спортивных феноменов» (В.М. Лебедев, 1977; К.Д. Чермит, 1993, 2006; И.В. Ефимова, 1996; Е.М. Бердичевская, 2004). Несмотря на многочисленные исследования двигательной асимметрии в спорте и накопленный практический опыт, ни по одному из аспектов рассматриваемой проблемы не достигнуто должного единства мнений (И.В. Ефимова, 1996; Е.М. Бердичевская, 2004; Л.А. Колесникова, 2004; Г.П. Иванова, 2005; К.Д. Чермит, 2006; О.Н. Бобина, 2007; Е.М. Бердичевская и др., 2007; Я.Е. Козлов, 2008; Н.Г. Скрынникова, 2009; В.А. Григорьев, 2011).

В парной акробатике многочисленные двигательные действия носят симметричный характер, однако, у многих спортсменов даже визуально можно наблюдать признаки асимметрии движений. Эти особенности связаны с индивидуальным профилем асимметрии (ИПА), который является фактором, обеспечивающим индивидуальную специфику двигательных функций. В результате исследований двигательных асимметрий ряд авторов пришли к выводу о необходимости их учета и коррекции для достижения более высоких спортивных результатов (В.М. Лебедев, 1992; В.С. Степанов, 2000; К.Д. Чермит, 2006; Н.Г. Скрынникова, 2008, 2009).

В спортивной акробатике изучение асимметрии до настоящего времени ограничивалось обсуждением вопросов, связанных с поддержанием статического равновесия при разном ИПА (В.Н. Болобан, 1988; С.А. Руденко, 1999; Е.К. Аганянц, Е.М. Бердичевская и соавт. 2004), выбора удобной стороны поворотов и вращений (А.П. Оцупок, 1984). Очевидно, что этих данных недостаточно для понимания подлинной роли асимметрии в биомеханике двигательных действий.

Существующая система обучения движениям в условиях парного взаимодействия акробатов не учитывает проявлений асимметрии при выполнении бросковых упражнений, что негативно влияет на процесс обучения технике их выполнения, замедляет процесс формирования у акробатов необходимых двигательных умений и навыков. В связи с этим существует реальная потребность в поиске и нахождении таких средств и методов обучения навыку выполнения бросковых упражнений, в которых учитывался бы фактор асимметрии.

В силу того, что среди ученых и специалистов нет общепризнанного и научно обоснованного проекта решения этой проблемы в совершенствовании системы технической подготовки акробаток по указанному направлению, научно-методическая разработка методик и технологий обучения бросковым упражнениям в парной женской акробатике, учитывающих различные проявления у спортсменок фактора симметрии-асимметрии, является актуальной научной проблемой. Эта проблема особенно злободневна для совершенствования процесса спортивной тренировки акробаток на этапе их начальной специализации.

Одной из научных задач в решении этой проблемы выступает задача научной разработки и обоснования методики обучения акробаток навыку рациональной постановки опорных звеньев тела в бросковых упражнениях на основе учета фактора симметрии-асимметрии.

Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования, содержание исследовательской программы, методологические и методические особенности нашей диссертационной работы. На наш взгляд, разработка и экспериментальное обоснование методики формирования у спортсменок навыка рациональной постановки опорных звеньев тела в женской парной акробатике, на этапе начальной специализации и с учетом индивидуального профиля асимметрии (ИПА), создаст возможность существенно повысить качество и эффективность выполнения бросковых упражнений, окажет позитивное воздействие на совершенствование системы технической подготовки акробаток.

Объект исследования − процесс технической подготовки в женской парной акробатике на этапе начальной специализации.

Предмет исследования – средства, методы и приемы обучения навыку постановки опорных звеньев тела в бросковых упражнениях на основе учета фактора симметрии-асимметрии.

Цель исследования − разработать и экспериментально обосновать методику формирования навыка постановки спортсменками, на этапе начальной специализации, опорных звеньев тела в бросковых упражнениях женской парной акробатики, учитывающую двигательную асимметрию партнеров.

Гипотеза исследования. Методика формирования навыка постановки спортсменками, на этапе начальной специализации, опорных звеньев тела в бросковых упражнениях женской парной акробатики, учитывающую двигательную асимметрию партнеров, станет педагогически целесообразной и эффективной, если при ее разработке:

− двигательная асимметрия будет рассматриваться как компонент индивидуализированной технической подготовки акробаток в освоении бросковых упражнений;

− обучение бросковым упражнениям партнеров будет планироваться на основе освоения ими рациональной техники постановки опорных звеньев тела с учетом моторной асимметрии верхнего и нижнего партнеров;

− в управлении процессом обучения двигательным действиям будет использована система тестов, позволяющих определять и корректировать уровень проявления асимметрии у партнеров.

Задачи исследования:

1. Установить особенности проявления функциональной асимметрии в женской парной акробатике.

2. Обосновать комплекс тестов для оценки уровня проявления двигательной асимметрии у акробаток в парных упражнениях.

3. Выявить биомеханические различия в работе опорных звеньев тела при выполнении бросковых акробатических упражнений.

4. Разработать и экспериментально проверить методику формирования навыка постановки опорных звеньев при обучении бросковым упражнениям в женской парной акробатике.

Теоретико-методологической базой исследования явились концептуальные основы теории спортивной тренировки (Ю.В. Верхошанский, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов), фундаментальные положения системно-структурного подхода в спортивной тренировке (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, Л. Берталанфи, Д.Д. Донской), основные положения и принципы биомеханики спорта (Д.Д. Донской, Ю.К. Гавердовский, В.Б. Коренберг), современная теория обучения сложнокоординационным двигательным действиям (В.В. Анцыперов, Ю.К. Гавердовский, Ю.В. Менхин), научные труды по спортивной акробатике и гимнастике (В.Н. Болобан, Ю.К. Гавердовский, В.П. Коркин, В.Н. Курысь, А.В. Тишлер, М.И. Цейтин).

Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, видеорегистрация, тензодинамометрия, биомеханический анализ техники упражнений, тестирование функциональной асимметрии, контрольные испытания, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Организация исследования. Исследования проводились в три этапа.

В программу первого этапа исследований (2008–2009 гг.) входили следующие мероприятия: изучение данной проблемы в теории; обобщение опыта практической работы по отбору и подготовке партнеров в совместной работе; выявление наличия асимметрии при выполнении акробатических упражнений; подбор эффективных средств, методов и приемов обучения акробатическим упражнениям; формулировка названия работы, постановка задач, подбор и апробация методов исследования.

На втором этапе (2009–2010 гг.) изучались кинематические и динамические характеристики отталкивания при выполнении базового темпового упражнения, устанавливались возникающие при этом типичные ошибки, определялся коэффициент асимметрии у акробаток различных специализаций, рассчитывались наиболее оптимальные варианты исполнения темпового упражнения с учетом наличия у партнеров функциональной асимметрии.

Регистрация исследуемых показателей осуществлялась с применением методики, включающей синхронизированную видеосъемку с тензодинамометрией. Это позволило установить параметры техники выполнения темпового упражнения и выявить наличие асимметрии в работе ног нижнего партнера акробатической пары, и, как следствие, характер возникающих при этом двигательных ошибок.

На данном этапе разрабатывались комплексы упражнений, направленные на сглаживание моторной асимметрии в процессе специальной физической, специальной двигательной и специальной технической подготовленности акробаток, а так же формирование навыка совместного выполнения базовых и профилирующих вольтижных упражнений.

Третий этап (2010–2011 гг.) был посвящён разработке методики формирования навыка рациональной постановки спортсменками опорных звеньев тела, с учетом двигательной асимметрии при обучении бросковым упражнениям, отбирались необходимые для этого средства, методы и формы организации учебно-тренировочного процесса.

Апробировались различные варианты обучения акробатическим упражнениям на основе данных о функциональной асимметрии у партнеров. В итоге, окончательный проект экспериментальной методики компоновался из наиболее удачных вариантов. Испытание авторской методики на предмет ее педагогической целесообразности и эффективности, осуществлялось в педагогическом эксперименте.

В заключительной стадии диссертационной работы проводилась обработка и анализ результатов педагогического эксперимента, обобщение и теоретическая интерпретация, а также формулирование выводов, проектирование научных прогнозов и практических рекомендаций, оформлялся текст диссертации.

Достоверность и обоснованность полученных результатов, обеспечивалась надежной методологической базой и логичностью исследования, разнообразием и адекватностью используемых методов в процессе решения поставленных целей и задач, достаточным объемом эмпирического материала, репрезентативностью выборки и корректностью статистической обработки экспериментальных данных, применением современных информационных технологий.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

– выявлены типичные особенности проявления индивидуального профиля асимметрии у акробаток в квалификационном и возрастном аспектах, которые определяют существование 9 латеральных фенотипов, характерных для спортсменок, занимающихся спортивной акробатикой, из которых доминирующим является праволатеральный фенотип;

– раскрыты основные компоненты индивидуальных особенностей проявления асимметрии в структуре выполнения двигательных действий нижнего партнера в акробатической паре, которые выражаются в существовании специфических различий в моторной организации движений;

– разработаны информативные тестовые задания, позволяющие определять и корректировать уровень проявления двигательной асимметрии у партнеров при формировании навыка выполнения бросковых акробатических упражнений;

– отобраны специальные акробатические упражнения, методические приемы и формы обучения акробаток навыку рациональной постановки опорных звеньев тела, направленных на сглаживание двигательной асимметрии при обучении бросковым упражнениям.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дополнении теории и методики спортивной тренировки акробаток основными положениями и выводами диссертации, в которых:

− подробно описывается основное содержание экспериментальной авторской методики обучения навыку рациональной постановки опорных звеньев тела с учетом двигательной асимметрии при освоении бросковых упражнений в женской парной акробатике на этапе начальной специализации;

− объясняется механизм повышения эффективности выполнения бросковых упражнений за счет формирования у спортсменок навыка рациональной техники постановки опорных звеньев тела, учитывающей фактор асимметрии;

− формируется понимание смысла и целесообразности учета двигательной асимметрии при обучении акробаток бросковым упражнениям.

Практическая значимость результатов исследования выражается в том, что применение авторской методики в учебно-тренировочном процессе приводит к повышению эффективности обучения акробаток бросковым упражнениям на этапе начальной специализации, которая проявляется в сокращении сроков освоения рациональной техники бросковых упражнений, повышении качества их выполнения и согласованности действий партнеров в женских акробатических парах; а также в увеличении надежности и результативности соревновательной деятельности спортсменок в женской парной акробатике.

Разработанная методика формирования навыка рациональной постановки опорных звеньев тела в бросковых упражнениях у партнеров в женской парной акробатике, может быть использована тренерами детских спортивных школ и преподавателями вузов физической культуры.

Полученные результаты, теоретические выводы и положения можно также применять при обучении студентов физкультурных вузов на отделении спортивной акробатики по курсу специализации или в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки тренеров по спортивной акробатике.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. У спортсменок, занимающихся парной акробатикой, преобладает праволатеральный фенотип. Бросковые упражнения, выполняемые при асимметричной и симметричной постановке ног, имеют существенные различия в кинематических и динамических характеристиках техники выполнения отталкивания. Применяемая в практике спортивных тренировок и соревнований асимметричная постановка опорных звеньев тела оказывают негативное влияние на эффективность выполнения бросковых упражнений.

2. Разработанная и обоснованная автором диссертации методика формирования навыка рациональной постановки опорных звеньев тела при обучении бросковым упражнениям у партнеров в женской парной акробатике, учитывающая двигательную асимметрию, включает в себя следующие необходимые компоненты:

средства, направленные на повышение общей и специальной физической подготовленности акробаток, приемы индивидуализированной специальной тренажерной подготовки и совместного выполнения акробатических упражнений;

метод расчлененного упражнения, включающий в себя метод решения узких двигательных задач;

метод целостного упражнения, основанный на применении в качестве обучающих упражнений действий, однородных по структуре целевому упражнению;

метод сопряженных воздействий.

Необходимым компонентом авторской методики выступает специально разработанный комплекс информативных тестов, который позволяет объективно определять уровень двигательной подготовленности нижнего и верхнего партнеров акробатической пары и оперативно осуществлять коррекцию проявления асимметрии в работе опорных звеньев тела в женской парной акробатике.

3. Разработанная и обоснованная автором диссертации методика, учитывающая фактор двигательной ассиметрии, существенно повышает эффективность обучения и соревновательную результативность акробаток.

Основными показателями эффективности методики выступают:

– выравнивание величины вертикальных усилий в работе ног нижнего партнера акробатической пары;

– минимизация смещения общего центра массы тела в системе «партнер-партнер» относительно фронтальной и сагиттальной плоскостей;

– возрастание времени полетной фазы верхнего партнера.

Апробация работы происходила в процессе выступлений на научно-методических и научно-практических конференциях различного масштаба, обсуждений положений и выводов диссертации на заседаниях кафедры теории и методики гимнастики ВГАФК. Результаты исследований представлены в 11 публикациях на общенациональном и региональном уровнях, в том числе в реферируемых журналах.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Диссертация изложена на 179 страницах компьютерного текста, содержит 17 таблиц, 27 рисунков и 18 приложений. Список литературы включает 196 источников, из них 15 иностранных.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении теоретически обоснована актуальность темы исследования, определен объект и субъект исследования; сформулированы цель исследования, гипотеза, а также методологическая база диссертации; определены научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации; перечислены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации на основе анализа научных и методологических разработок, посвященных повышению уровня технической подготовленности в женской парной акробатике, определен круг вопросов, имеющих большую практическую и научно-познавательную ценность, ответы на которые требуют дополнительных исследований.

Не всегда и не в полной мере находят отражение в тренировочном процессе ответы, связанные с учетом ИПА акробатов. Это не позволяет в достаточной мере осуществлять подбор средств и методов, способных снизить проявление асимметрии и способствовать росту технического мастерства. Данные о соотношении симметрий-асимметрий у акробатов малочисленны. Они дают основание предположить, что проявления различных типов моторных асимметрий зависят от индивидуально-типологических особенностей спортсмена: возраста, пола, спортивной квалификации и стажа (Е.Д. Хомская с соавт., 1997; Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов В.А., 2000; Е.М. Бердичевская, 2004).

Понимание важности выявления связи между функциональными асимметриями спортсменов и успехами в достижении спортивного мастерства для женской спортивной акробатики, послужило основной причиной проведения данного исследования.

Во второй главе сформулированы задачи и описаны методы организации исследования.

В третьей главе описаны проблемы изучения особенностей проявления симметричной и асимметричной двигательной деятельности партнеров в парной акробатике, определяется ИПА, обосновываются тесты для контроля уровня специальной технической подготовленности акробатов с учетом фактора симметрии-асимметрии, осуществляется биомеханическое обоснование наличия асимметрии при выполнении темповых упражнений в парной акробатике.

С помощью педагогических наблюдений за работой партнеров в сило-балансовом упражнении установлено, что с ростом спортивной квалификации доля асимметричной работы заметно возрастает, что объясняется значительным ростом трудности упражнений, которые характеризуются исполнением элементов верхним партнером акробатической пары на одной руке или ноге с опорой на одну из конечностей или частей тела (голова, шея) нижнего.

Особый интерес представляют парные бросковые упражнения, а именно, современные подходы, связанные с повышением уровня технической подготовленности в вольтижной акробатике. Техническая сложность осваиваемых элементов определяется совокупностью необходимых двигательных действий, которые обеспечивают требуемое положение спортсмена или его перемещение в пространстве. При этом наибольшее количество ошибок возникает во время приземления верхнего партнера. Установлено, что в качестве «возмущающего» фактора выступает асимметричность действий как верхнего, так и нижнего партнеров.

В ходе анализа двигательной деятельности акробаток, разработана классификация симметричных и асимметричных положений в парной акробатике (таблица 1). Данная классификация построена с учетом специфики работы партнеров при выполнении вольтижных упражнений.

Таблица 1

Основные симметричные и асимметричные положения в парных упражнениях вольтижной акробатики относительно сагиттальной плоскости

Симметричные положения

Асимметричные положения

Работа нижнего партнера ногами

Верхний в стойке ногами на прямых руках нижнего

Верхний в стойке на одной ноге на прямой руке нижнего

Верхний в поддержке под живот на прямых руках нижнего

Верхний в поддержке под спину на прямой руке нижнего

Верхний в стойке на руках на прямых руках нижнего

Верхний в стойке на одной руке в прямой руке нижнего

Работа нижнего партнера ногами и руками

Верхний в стойке на руках в согнутых руках (на плечах) нижнего

Верхний в стойке на одной руке в согнутый руке нижнего

Верхний в сойке на руках на бедрах нижнего

Верхний в поддержке под живот на предплечьях нижнего

Верхний в поддержке на бедрах нижнего

Верхний в стойке на одной руке на бедре нижнего

Верхний в висе с поддержкой нижнего за пояс

Верхний в стойке на руках с поддержкой нижнего под бедра

Совместная работа партнеров ногами и руками

Верхний в стойке ногами в согнутых руках (плечах) нижнего

Верхний стоя на одной ноге с поддержкой нижнего под ногу

Верхний в стойке ногами на бедрах нижнего

Верхний в стойке на одной ноге в согнутой руке нижнего

Верхний толчком одной с рук нижнего (с фуса)

Основной причиной возникновения двигательных ошибок является наличие асимметрии в распределении общего центра массы (ОЦМ) в теле человека в сагиттальной и фронтальной плоскости относительно его продольной оси.

Большое значение для выполнения бросковых элементов в акробатической паре имеет постановка ног нижнего партнера. Чаще всего в целях увеличения площади опоры, а так же сохранения устойчивости системы «партнер-партнер», акробаты используют последовательную постановку стоп – стойка ноги врозь правой (левой). Данное исходное положение имеет ряд недостатков, особенно при выполнении бросковых упражнений. При вертикальной позе и асимметричном расположении ног центр масс тела оказывается смещенным в сторону одной из них. Нога, соответствующая направлению смещения (опорная нога), испытывает большую нагрузку, воспринимая большую часть веса тела. Другая (не опорная) нога оказывается в этих условиях менее загруженной, а потому более приспособленной для выполнения каких-либо иных действий. Последовательная постановка ног, особенно на начальной стадии обучения, влечет за собой и поворот туловища в сторону сзади стоящей ноги. В конечном итоге, все это приводит к смещению верхнего партнера в сагиттальной и фронтальной плоскости относительно его продольной оси и, как следствие, к нарушению техники исполнения упражнения.

Исследования последних лет позволяют квалифицировать ИПА, как один из факторов, определяющих широкий круг характеристик индивидуума. Немногочисленные данные о возможности изменения функциональных асимметрий под влиянием многолетних систематических тренировочных воздействий, позволяют обосновать целесообразность проведения исследований основ управления процессом технической подготовки с учетом фактора симметрии-асимметрии, и, прежде всего, на начальных этапах обучения (Е.М. Бердичевская, 1995).

Для определения ведущих руки и ноги у спортсменов акробатической пары проводился многопараметрический контроль моторных асимметрий с помощью набора тестов. Асимметрия моторики рук определялась по показателям силы кисти и силы разгибателей предплечья, асимметрия моторики ног – по показателям прыжка в длину и в высоту толчком правой и левой ногой.

Величина неравенств парных показателей вычислялась по коэффициенту асимметрии (Ка)

Ка = (F1-F2): F1*100

где: F1 – значение большего из симметричных показателей,

F2 значение меньшего из симметричных показателей.

При измерении моторики рук коэффициент асимметрии составил 13,8%, 10,1% и 7,0% в группах начальной подготовки, начальной специализации и спортивного совершенствования соответственно.

В результате тестирования моторики ног значение коэффициента асимметрии уменьшалось с ростом спортивной подготовленности: в группе начальной подготовки – 5,4%, в группе начальной специализации – 2,7%, в группе спортивного совершенствования – 1,2%.

В результате полученных данных выявлено преобладание правостороннего типа двигательных предпочтений, а также снижение коэффициента асимметрии по мере роста спортивного мастерства.

Определение ИПА, оценка степени моторной, слуховой и зрительной асимметрии, а также количественная характеристика изучаемых параметров проводилось с помощью аппаратно-программного комплекса тестов «Функциональные асимметрии». Всего было обследовано 20 акробатических пар (40 девушек) различной спортивной специализации – от первого юношеского разряда до мастера спорта РФ.

Экспериментальное выявление ведущей руки и ноги с помощью большого числа проб позволило выделить девять латеральных фенотипов (из 81-го), характерных для занимающихся женской парной акробатикой. Полученные данные, указывают на то, что среди спортсменок наиболее часто встречается праволатеральный фенотип.

Анализируя ИПА у акробатов при выполнении сило-балансовых упражнений на различных этапах подготовки, установлено влияние спортивного мастерства на увеличение моторной асимметрии в отношении ведущих правой руки и ноги. Это связано с выполнением элементов преимущественно на правой руке, вследствие чего правая часть тела испытывает большую нагрузку.

Для управления процессом подготовки спортсменов была разработана система тестов, позволяющая контролировать и корректировать уровень становления технического мастерства акробатических пар. Метрологическое обоснование двигательных тестов (тест-ретест) показывают, что они обладают достоверно хорошей степенью надежности (rtt=0,91-0,97) и имеют высокую информативность (rtk=0,88-0,91).

Для изучения структуры взаимодействия опорных звеньев тела во время выполнения бросковых упражнений и выявления существующих различий в технике выполнения отталкивания нижним партнером акробатической пары был проведен биомеханический анализ двигательного состава выполнения отталкивания. Данные исследования позволили осуществить расстановку акцентов развиваемых усилий во времени, т.е. ритмическую структуру бросковых упражнений. В настоящем исследовании влияние биомеханических цепей на асимметрию структуры движений рассмотрено на примере трехзвенных цепей (нижние конечности) при различной постановке опорных звеньев при выполнении акробатами бросковых упражнений. Динамические и кинематические характеристики движений фиксировались с помощью видеосъемки и тензодинамографии отдельно для каждой ноги.

Исполнение нижним партнером броска, как правило, осуществляется из асимметричного исходного положения − стойка ноги врозь правой (левой). В подобной, асимметричной постановке опорных звеньев, при выполнении толчка, во время приседания и последующего разгибания, каждая нога имеет свое направление развиваемых усилий мышц, а их суммарное – равнодействующая. В момент выполнения отталкивания, направление усилий мышц, разгибающих коленный сустав, лежит на линии, которая проходит через центр площади опоры и середину бедра. По нашему мнению, асимметричная постановка ног влечет за собой определенную разницу в работе нижних конечностей и требует повышенного внимания к технике исполнения бросковых упражнений.

Проведение тензометрических исследований позволило установить различия в распределении функций опорной и не опорной ног в бросковых упражнениях. Критерием эффективности исполнения заданий при различной постановке опорных звеньев явилась проекция положения общего центра массы тела (ОЦМТ) в пространственном поле устойчивости (по В.Б. Коренбергу, 2005). В частности, установлено:

– проекция ОЦМТ находится точно в центре поля устойчивости;

– проекция ОЦМТ смещена вперед или назад;

− проекция ОЦМТ смещена влево или вправо.

Полученные результаты записи усилий позволяют утверждать, что традиционная постановка опорных звеньев тела при выполнении темповых упражнений нерациональна. По мнению Коренберга В.Б. (1979), наибольшая величина предельной механической мощности при движении звеньев динамической цепи достигается в том случае, когда движения происходят одновременно.

Для подтверждения выше представленных данных нами осуществлялись тензометрические измерения различных вариантов постановки опорных звеньев тела при исполнении модельных упражнений. В качестве модели для изучения особенностей проявления функциональной асимметрии были избраны наиболее типичные для парной акробатики движения, такие как, приседание с тренажером, бросок тренажера, выполняемый только ногами, а также бросок тренажера, выполняемый ногами и руками. Подобный выбор элементов обусловлен тем, что они являются базовыми в вольтижных упражнениях и от качества их освоения в дальнейшем зависит успешность исполнения сложных акробатических соединений. Постановка опорных звеньев акробатами осуществлялась самостоятельно по принципу кому, как удобно. Вес отягощения составлял 50 % от массы тела верхнего партнера. Для изучения специфики взаимодействия опорных звеньев тела тензометрическая запись осуществлялась отдельно для правой и левой ноги.

Анализ характеристик вертикальной составляющей опорной реакции при выполнении модельного упражнения – приседания с тренажером показал, что накопление энергии и последующая ее реализация лежат в основе отталкивания верхнего партнера, являясь в них энергонасыщающим, разгонным элементом. Установлено, что асимметричная постановка опорных звеньев нижним партнером оказывает существенное влияние на проявление им силовых и координационных способностей. Представленные на рисунке 1 тензограммы опорной реакции демонстрируют различия в работе ног. Видно, что уже в стадии подготовительных действий (А-Б), кинематические и динамические характеристики движения по абсолютной величине вертикальной составляющей опорной реакции, развиваемые правой и левой ногой, несколько различаются. Прежде всего, обращает на себя внимание то, что правая нога менее всего загружена. Это позволяет ей раньше приступить к выполнению двигательного действия – разгону. Левая нога к активным действиям приступает спустя 368 мс. В целом длительность фазы амортизации составляет 1,0 секунду. В последующих стадиях рассматриваемого движения временные характеристики совпадают. Величина составляющей опорной реакции левой ноги значительно больше. Так усилия, развиваемые правой ногой в фазе торможения, составляют 5,1 кг, а левой соответственно – 8,5 кг. В стадии основных действий эти различия проявляются еще больше. На рисунке видно, что правая нога в данном движении выполняет в основном функцию сохранения равновесия, т.к. усилия опорной реакции минимальны. Впереди стоящая, левая нога, выполняет основную работу в отталкивании. Величина усилий вертикальной составляющей равна 5,95 кг.

Стадии упражнения

Подготовительная

Основная

Завершающая

Амортизация

Отталкивание

Фиксация

положения

Разгон

Торможение

Рис. 1. Кинематические и динамические характеристики выполнения упражнения с тренажеромПо нашему мнению, одной из причин подобного явления – асимметрия распределения масс в теле человека во фронтальной и сагиттальной плоскостях относительно его продольной оси. Это значит, что при вертикальной позе и несимметричном расположении ног ОЦМ тела акробатки и тренажера оказывается смещенным в сторону опорной. Нога, соответствующая направлению смещения, испытывает большую нагрузку, воспринимая большую часть собственного веса тела и тренажера (опорная нога). Другая, не опорная нога, оказывается в этих условиях менее загруженной, а потому более пассивна в выполнении необходимых технических действий.

Установленное явление получило дальнейшее подкрепление и при рассмотрении структуры движения, связанного с более интенсивным броском тренажера, выполняемого толчком только опорными звеньями – ногами, а так же ногами и руками. Следующим подтверждением, выше представленных материалов исследования, явились результаты изучения взаимодействия опорных звеньев акробатки при выполнении бросковых элементов в естественных условиях. Полученные материалы подтверждают факт установления асимметричной работы опорных звеньев у нижнего партнера при выполнении изучаемых упражнений.

Это позволяет утверждать, что асимметричная техника постановки опорных звеньев неэффективна и приводит к нарушению симметричности выполнения бросковых элементов, возникновению технических ошибок и снижению качества исполнения упражнений. Установленные различия в работе сформировали такие понятия как «ведущая – не ведущая конечность». Они отражают асинхронность включения конечностей в произвольное действие и предпочтительность их использования при решении точностных двигательных задач. Кроме того, длительная работа в стойке, характерной для выполнения вольтижных элементов, приводит к закреплению и формированию различий во взаимодействии одноименных мышечных групп опорной и не опорной ноги (Г.П. Иванов, В.Д. Спиридонова, Э.Н. Саутина, 2003).

В четвертой главе представлены результаты педагогического эксперимента по оценке эффективности применения экспериментальной методики в учебно-тренировочном процессе акробатов начальной специализации. По нашему мнению, формирование навыка симметричной постановки опорных звеньев позволит избежать негативного проявления асимметрии, сократить сроки и повысить стабильность и качество выполнения осваиваемых акробатических упражнений.

Особенностью разработанной методики является предварительная индивидуальная специальная техническая подготовка, направленная на формирование локальных умений на основе подбора средств, по параметрам, соответствующих компонентам техники базового упражнения. На основе предварительных исследований был определен круг подготовительных и подводящих упражнений, составляющих комплексы специальной физической (СФП), специальной двигательной (СДП), а также специальной технической (СТП) подготовки спортсменок к выполнению бросковых акробатических элементов.

В основу разрабатываемой методики легли положения современной методологии, структуры и технологии обучения (Ю.В. Менхин, 1996; Ю.К. Гавердовский, В.И. Мамзин, 1997; В.Н. Курысь, 1998; В.М. Смолевский, Ю.К. Гавердовский, 2002; Ю.К. Гавердовский, 2007).

Процесс реализации предлагаемой методики в практическом воплощении происходил по строго определенной схеме (рис. 2, 3).

СТРУКТУРА МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПОСТАНОВКИ ОПОРНЫХ ЗВЕНЬЕВ ПРИ ОБУЧЕНИИ БРОСКОВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ

АКРОБАТОК НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Цель: Формирование навыка симметричной постановки опорных звеньев тела

Задачи:

1. Совершенствование специальной физической подготовленности акробаток различной специализации с учетом ИПА

– освоение новых специальных умений и навыков;

– симметричное исполнение специально-подготовительных упражнений

2. Совершенствование общей физической подготовленности акробаток различных специализаций:

– развитие основных физических способностей

– пропорциональное развитие мышц всего тела

3. Повышение уровня технической подготовленности в парах с учетом ФА

Контроль и коррекция уровня проявления асимметрии

Средства:

1. ОФП и СФП

2. Индивидуальная СТП

3. Тренажерная подготовка

4.Парные акробатические упражнения

Методы:

1.Строго регламентированного упражнения:

– расчлененного упражнения;

– целостного упражнения;

– сопряженного воздействия

2.Соревновательный

Формы организации занятий:

1. Групповая 2. Индивидуальная

Рис. 2. Структура методики формирования навыка постановки опорных звеньев при обучении бросковым упражнениям акробаток на этапе начальной специализации

В программе представлены этапы обучения, разработаны комплексы СФП, СДП и СТП, определена дозировка каждого упражнения, даются методические указания, при соблюдении которых достигается наибольший эффект. Качественное освоение предлагаемых двигательных действий позволяет сформировать необходимые двигательные навыки и на их основе выполнять различные модификации элементов данного типа.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст