Формирование личностной готовности военнослужащих к деятельности

На правах рукописи

КУГНО Эдуард Эдуардович

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Специальность 13.00.01 –

общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Улан-Удэ – 2013

Работа выполнена на кафедре педагогики

ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

Научный руководитель

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО

«Бурятский государственный университет»

Цыренов Владимир Цыбикжапович

Официальные оппоненты

Подлиняев Олег Леонидович

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО

«Восточно-Сибирская государственная академия образования»

Дугарова Туяна Цыреновна

доктор психологических наук, доцент, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

Ведущая организация

ФГКВОУ ВПО «Военный институт физической культуры (филиал)

Военно-медицинской академии им.

С.М. Кирова» г. Санкт-Петербург

Защита состоится 15 февраля 2013 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.022.02 при ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: 670000, Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: 670000, Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5, ауд. 1110.

Автореферат разослан 15 января 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент Суетина Т.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Готовность к экстремальным ситуациям – одно из важнейших условий личной безопасности каждого человека и общества в целом. Сегодня проблема обеспечения безопасности заявляет о себе все более настойчиво: преступность, терроризм, военные конфликты, экологические катастрофы, аварии на производстве и транспорте. Тенденция увеличения количества различных угроз обуславливает необходимость формирования у людей навыков безопасного поведения, готовности к действиям в экстремальных ситуациях.

К наиболее экстремальным видам профессиональной деятельности относится профессия военного. Современная международная обстановка, социально-экономические и политические особенности развития страны определяют необходимость выполнения военнослужащими задач, связанных с риском для жизни и здоровья. Предотвращение актов международного терроризма, выполнение солидарного долга, участие в разрешении межнациональных конфликтов, ликвидации последствий стихийных бедствий и технологических катастроф требует от военнослужащих постоянной готовности к деятельности в экстремальных ситуациях. Эффективность деятельности военнослужащих в таких ситуациях во многом зависит не только от уровня их теоретической и практической подготовки, но и уровня физической, психологической и личностной готовности к такой деятельности.

С обозначенных выше позиций рассматриваемая тема представляет собой одну из актуальных проблем современной науки и практики, решение которой является предметом исследования не только военной, психологической, но и педагогической науки.

Степень изученности проблемы. Исследование в педагогической теории и практике показывает, что общетеоретические аспекты проблемы раскрываются в классических трудах отечественных ученых В.М. Бехтерева, Н.Д. Виноградова, А.Ф. Лазурского, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и др.

Современные педагогические взгляды на решение данной проблемы изложены в исследованиях Б.М. Бим-Бада, В.М. Видгофа, A.B. Кирьяковой, П.И. Пидкасистого, Л.К. Рахлевской, В.А. Сластенина и др.

Различные аспекты готовности к деятельности отражены в педагогических исследованиях С.В. Кобылянского, В.В. Серикова, Ю.Г. Резниковой, Л.С. Узун и др.

Анализ показал, что рассматриваемая проблема подготовки военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях во многих исследованиях рассматривалась с точки зрения их физической и морально-психологической подготовки. Особенности формирования психологической готовности военнослужащих к различным видам деятельности отражены в исследованиях А.В. Барабанщикова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, А.Г. Кузнецовой, Б.И. Фурмана, В.Т. Юсова и др. В этих работах рассматривается сущность психологической готовности как состояния и качества личности, ее структура и содержание, динамика становления и развития, благоприятные предпосылки и факторы, отрицательно на нее влияющие, пути ее формирования и поддержания у военнослужащих. Вопросы психологической и психофизической готовности как средства психологической адаптации военнослужащих к службе изучены Г.Н. Блахиным.

Исследования ряда военных ученых (Т.Т. Джамгаров, К.К. Платонов, И.И. Петрушевский, М.И. Дьяченко, В.И. Силин, М.П. Коробейников, Н.В. Краснов, В.Л. Марищук, Н.Т. Лобжа, A.M. Федотов, О.Н. Логинов и др.) показали, что одним из наиболее эффективных средств активного воздействия на психологическую готовность человека является физическая подготовка.

Различные элементы формирования морально-боевых качеств военнослужащих разрабатывали в научных трудах военные педагоги и психологи И.А. Алехин, А.В. Барабанщиков, А.П. Варакин, В.П. Каширин, А.Т. Малый, В.Д. Самойлов, Н.Ф. Феденко, М.О. Цепин и др.

Отдельные аспекты проблемы формирования готовности будущих офицеров к профессиональной воинской деятельности в вузах исследовались в работах А.Н. Абрамова, И.В. Бачинского, Н.М. Гамбурга, Н.Ф. Гейжан, В.Н. Голубева, Н.И. Косенкова, Л.Г. Лаптевой, Н.Г. Мирошниченко, В.Г. Михайловского, Г.И. Шпака и др.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что в современной педагогической науке разработаны технологические приемы, педагогические формы и методы организации подготовки военных к деятельности в экстремальных ситуациях подразделений внутренних войск и войск специального назначения, особых ударных групп быстрого реагирования в системе обеспечения внутренней безопасности государства. Однако в этих исследованиях данная проблема решается в направлении преимущественно развития физической и морально-психологической готовности военнослужащих. А вопросы личностной готовности, определяющие высокий уровень таких качеств, как самостоятельность, коммуникабельность, умение работать в группе людей, способность к совершению поступков в экстремальных ситуациях, не нашли должного отражения в психолого-педагогических исследованиях.

Кроме того, рефлексия собственного педагогического опыта в качестве инструктора центра психологической и физической подготовки летчиков дальней авиации к выживанию в экстремальных ситуациях показывает, что, действительно, эффективность деятельности военнослужащих зависит не только от уровня их физической и морально-психологической готовности, а также от уровня развития личностных характеристик.

Вышеобозначенные факты подтверждаются результатами проведенного опроса кадровых офицеров, который показал, что неуверенность действий молодых офицеров в экстремальных ситуациях обусловлена недостаточным развитием качеств личности, определяющих ее устойчивость, самостоятельность в принятии решений в условиях ограниченного временного пространства.

Более того, в условиях гуманизации российского общества и его вооруженных сил актуализируется необходимость акцентуации внимания на том, что только сформировавшаяся, обладающая определенными качествами личность может быть готова жить и действовать в любых, даже самых экстремальных, условиях. Поэтому сочетание традиционного понимания обеспечения готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях и поиска инновационных путей решения проблемы, основанной на комплексной (системной) подготовке военнослужащих, позволит повысить уровень их боевой готовности.

В этой связи необходимо обосновать показатели и уровни личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях с учетом требований личностно-ориентированного подхода, научно-методологического и организационно-технологического обеспечения процесса ее формирования.

Применение инновационных технологий обучения в процессе военно-профессиональной подготовки, основанных на гуманистических принципах, позволит обеспечить их личностную готовность к деятельности в экстремальных ситуациях.

Анализ теории научной проблемы и существующей практики позволил выявить ряд несоответствий между требованиями, предъявляемыми к деятельности военнослужащих в экстремальных ситуациях, и фактическим уровнем их готовности к данному виду деятельности; практикой подготовки военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях, ориентированной лишь на развитие физических и морально-психологических качеств и необходимостью акцентуации внимания на формирование личностных качеств; необходимостью разработки эффективных подходов формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях и недостаточной разработанностью педагогических аспектов данного процесса.

Вышеописанные противоречия обусловили проблему нашего исследования, которая состоит в объективной необходимости изучения и осмысления системы специальной подготовки военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях, разработке педагогических основ ее организации.

Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Формирование личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях».

Объект исследования – процесс подготовки военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях.

Предмет исследования – педагогическое моделирование процесса формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке эффективности педагогической модели формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях будет эффективным, если:

— обосновано понятие «личностная готовность военнослужащего к деятельности в экстремальных ситуациях» как педагогическая категория;

— разработана и реализована педагогическая модель формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях;

— выявлены и реализованы педагогические детерминанты, обеспечивающие эффективность реализации модели формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

выявить сущность процесса подготовки военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях;

определить содержание и структуру личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях;

теоретически обосновать, разработать и апробировать педагогическую модель формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях;

выявить и реализовать педагогические детерминанты, обеспечивающие эффективность процесса формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях.

Методологическую основу исследования составили:

— положения философии о природе человека и его деятельности (К.А. Абульханова — Славская, Б.Г. Ананьев, Л.П. Буева и др.);

— психолого-педагогические идеи о детерминации сфер личности, личностном смысле, поведении, отношении человека к окружающему миру (Э. Фромм, Э. Берн, А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов, С.Л. Братченко, В.П. Зинченко и др.);

— психологические теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн);

— идеи личностно-ориентированного подхода (А. Маслоу, К. Роджерс, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская, Е.Н. Шиянов, О.С. Газман и др.).

Кроме того, в нашем исследовании мы опирались на системно-деятельностный подход к анализу феномена личностного роста, педагогические идеи становления личности в процессе подготовки к деятельности в быстроменяющихся условиях.

Для проверки гипотезы исследования и решения поставленных задач использован комплекс методов, в который вошли:

теоретические методы: сравнительный анализ философских, психолого-педагогических подходов к исследованию сущности процесса подготовки военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях, обоснованию способов ее формирования и развития; многофакторный анализ сущности и содержания военно-профессиональной подготовки, в том числе учебных программ в аспекте их направленности на формирование готовности к деятельности в экстремальных ситуациях; разработка теоретической модели формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях;

эмпирические методы: включенное наблюдение, индивидуальные и коллективные беседы, интервьюирование и анкетирование; контент-анализ деятельности; конструирование учебных ситуаций и форм занятий, направленных на формирование готовности к деятельности в экстремальных ситуациях и диагностику результатов экспериментальной работы; педагогический эксперимент; методы математико-статистической обработки данных.

Основные научные результаты, полученные соискателем, и их новизна заключаются в том, что:

Уточнено понятие «личностная готовность военнослужащего к деятельности в экстремальных ситуациях», которое представляет собой особое интегральное образование, включающее в себя комплекс различных свойств и отношений личности, мировоззренческих и нравственных качеств, социальный опыт и социально-ценностные мотивы.

Выделены компоненты личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях: мотивационный (включающий мотивацию, способности и готовность к саморазвитию), ориентационный, операциональный (определяющий наличие коммуникативных, конструктивных, организаторских умений), волевой и оценочный компоненты, сопряженные с личностно-профессиональными ценностями военнослужащего.

Выявлены критерии сформированности личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях: вектор направленности личности; уровень мотивации успеха (избегания неудач); уровень тревоги / тревожности; локус контроля; уровень самооценки; уровень автономности; уровень личностных модальностей (самоотношения).

4. Обоснована, разработана и апробирована авторская педагогическая модель формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях, которая включает в себя совокупность компонентов, критериев и уровней, а также принципов построения модели (системности, прогностичности, универсальности, программированного управления, предпроектного педагогического моделирования), этапов (адаптационно-ориентационный, информационно-аналитический, репродуктивно-конструктивный, прогностическо-творческий). Структурными компонентами данной модели являются ориентационно-целевой, содержательно-организационный, оценочно-результативный и коррекционно-прогностический блоки.

5. Доказано, что на формирование личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях существенное влияние оказывают реализация педагогических детерминант.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что систематизированы и обобщены теоретические и методологические подходы, обосновывающие эффективность комплекса средств формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях, расширено научное поле педагогических исследований по проблеме подготовки военнослужащих к профессиональной деятельности.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что реализована педагогическая модель формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях, которая может быть экстраполирована в образовательную практику других ведомств. Основные рекомендации могут быть использованы в процессе создания унифицированной педагогической модели формирования личностной готовности к деятельности в экстремальных ситуациях в учреждениях различного профиля.

Основные положения, выносимые на защиту:

Личностная готовность военнослужащего к деятельности в экстремальных ситуациях представляет собой особое интегральное личностно-деятельностное качество, которое является результатом профессиональной подготовки, личностного развития и освоения социального опыта, сочетающее совокупность необходимых знаний, умений и навыков, психологических особенностей, мировоззренческих и нравственных качеств, социально-ценностных мотивов, профессиональных компетенций. Критериями ее сформированности выступают: уровень самоактуализации; вектор направленности личности; уровень мотивации успеха (избегания неудач); уровень тревоги / тревожности; локус контроля; уровень самооценки; уровень автономности; уровень личностных модальностей (самоотношения).

Личностная готовность военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях обладает отличительной чертой – она не может быть завершенной. Структура личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях включает мотивационный, ориентационный, операционный, волевой и оценочный компоненты, сопряженные с личностно-профессиональными ценностями военнослужащего.

Педагогическая модель формирования личностной готовности к деятельности в экстремальных ситуациях включает в себя совокупность компонентов, ее критериев и уровней, функций, принципов, этапов и позволяет судить о динамике его реализации. В качестве составляющих модели выступают ее блоки: ориентационно-целевой, содержательно-деятельностный, оценочно-результативный и коррекционно-прогностический.

Педагогическими детерминантами формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях являются личностные (учет исходного уровня сформированности системы моральных норм и ценностей военнослужащих: адекватная самооценка; уровень развития эмоционально-волевой сферы; специфика развития психических функций), организационно-педагогические (разработка программы курсов подготовки, направленной не только на формирование их физической и морально-психологической, но и личностной готовности; реализация в единстве двух подходов: системно-деятельностного и ситуативно-задачного), персонифицированная поддержка военнослужащих в процессе их подготовки (коррекция личностных проблем; обогащение личностного опыта через проведение поведенческих тренингов; уровень компетентности офицеров).

Достоверность исследования обеспечена методологической обоснованностью экспериментальной работы и ее пролонгированностью; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам диссертации; репрезентативностью экспериментальных данных; реальной возможностью воспроизведения эксперимента в практике учреждений, связанных с деятельностью в экстремальных ситуациях.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты теоретического и эмпирического исследования нашли отражение в 8 публикациях автора: в монографии, в научных сборниках и материалах научно-практических конференций международного и российского уровня (г. Улан-Удэ, Тольятти, Прага, Новокузнецк, Москва), в том числе в 3 статьях, опубликованных в сборниках, рецензируемых ВАК РФ.

База исследования. Исследование осуществлялось на базе Центра специальной и физической подготовки командования дальней авиации ВВС РФ г. Иркутск, а на этапе констатирующего эксперимента привлекались военнослужащие других подобных образований системы Министерства обороны России в (г. Майкоп, Хабаровск). Всего в ходе эксперимента обследовано 150 военнослужащих и 35 преподавателей, в формирующем эксперименте приняло участие 75 человек.

Основные этапы диссертационного исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2008 по 2012 г.

На первом, теоретико-аналитическом, этапе (2008-2009 гг.) проводился анализ научно-педагогической литературы по проблеме в целях выделения существующих подходов к решению обозначенной проблемы; определялись методологический аппарат, задачи и процедура педагогического исследования.

Второй – опытно-экспериментальный (2009-2011 гг.) – был посвящен формулировке концептуальных идей; анализу особенностей профессиональной подготовки военнослужащих, направленных на формирование личностной готовности к деятельности в экстремальных ситуациях; проведению констатирующего эксперимента, разработке и апробации программы формирующего этапа исследования, внедрению ее в практику подготовки военнослужащих.

На третьем, заключительно-обобщающем, этапе (2011-2012 гг.) была завершена опытно-экспериментальная работа; проведен количественный и качественный анализ результатов исследования и сделаны обобщающие выводы; сформулированы педагогические рекомендации по оптимизации путей и способов формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях; оформлено диссертационное исследование и автореферат.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, включающей 259 наименований, а также 28 диаграмм и 9 таблиц. Общий объем работы составляет 149 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определены объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования; сформулированы основные положения, выносимые на защиту; определена научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе «Теоретические основы формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях» дается логико-функциональный анализ состояния исследуемой проблемы; уточняется сущность основополагающих понятий; разрабатывается модель процесса формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях и выявляются педагогические детерминанты эффективной ее реализации в образовательном процессе центров подготовки летного состава к выживанию в экстремальных ситуациях.

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что понятие «экстремальные ситуации» в большей степени относится к области психологических исследований, ибо охватывает широкий круг функциональных состояний человека, которые протекают по типу динамического рассогласования. Экстремальные условия жизнедеятельности создают для человека значительные трудности, эффективное преодоление которых невозможно без волевых усилий, сознательной мобилизации всех личностных сил, реализации собственных действий и регуляции состояния организма. Они вызывают состояние сильнейшего переживания, которое может оказать отрицательное воздействие на психическое состояние и дезорганизующее влияние на деятельность, ее результативность. Исходя из этого, мы рассматриваем экстремальные ситуации как ситуации, оказывающие активное влияние на нарушение гомеостаза организма, самочувствие военнослужащего и его дееспособность. Изменения в функциональном состоянии военнослужащего, связанные с реакцией на экстремальные ситуации, могут иметь различный по силе и длительности характер, их динамика находится в определенной зависимости от переживаний объективных и субъективных трудностей. Детерминантой психического напряжения и снижения дееспособности в экстремальных условиях следует считать наличие внешних или внутренних факторов, которые сами по себе не несут экстремальный заряд, а лишь относятся к более или менее значимым для человека трудностям. Объективные трудности – это те, что обусловлены специфическими препятствиями внешних условий и свойственны всем представителям одной профессии. Субъективные трудности составляют личное отношение человека к объективным особенностям данного вида деятельности, носят индивидуальный характер и у представителей одной профессии могут быть различными. В совокупности названные трудности приводят к значительному снижению эффективности действий, возрастанию количества ошибок в действиях и операциях, а иногда полному срыву поставленной задачи. Решение данного вопроса кроется в необходимости осуществления целого комплекса мероприятий, направленных на формирование готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях, что позволяет сделать вывод о том, что решение проблемы должно рассматриваться не только в плоскости психологической, служебно-тактической и физической подготовки, но и через призму педагогического моделирования процесса. Вполне очевидно, что применение передовых и наиболее эффективных педагогических форм и методов при организации процесса формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях позволит достичь высокой эффективности выполнения личным составом служебно-боевых задач.

В психолого-педагогической науке в изучении данного вопроса сложилось три подхода: функциональный (Е.С. Кузьмин, Н.Д. Левитов, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищев и др.), личностный (А.Г. Асмолов, М.И. Дьяченко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Л.А. Кандыбович, В.А. Кpутецкий и дp.) и функционально-личностный (Е.А. Орлова, В.А. Сластенин и др.). Нам близка позиция В.А. Сластенина, который pассматpивает готовность как совокупность качеств личности, обеспечивающих успешное выполнение пpофессиональных функций. Она включает в себя pазличного pода установки на осознание поставленной задачи, модели веpоятностного поведения, определения специфических способов деятельности, оценку своих возможностей в соответствии с пpедстоящими тpудностями и необходимостью получения pезультата. Таким образом, при определении понятия мы опираемся на функционально-личностный подход и рассматриваем личностную готовность военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях как особое интегральное личностно-деятельностное качество, которое является результатом профессиональной подготовки, личностного развития и социального опыта, включающее совокупность необходимых знаний, умений и навыков, психологических особенностей, мировоззренческих и нравственных качеств, социально-ценностных мотивов, профессиональных компетенций.

Такая формулировка понятия позволила нам с опорой на теоретические исследования определить структуру готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях, основными компонентами которой стали: мотивационный, выpажающийся в наличии потpебности успешно выполнять поставленную задачу, интеpеса к объекту деятельности, способам ее осуществления, стpемления к успеху; оpиентационный, основанный на знаниях и пpедставлениях об особенностях и условиях деятельности; опеpациональный, пpедполагающий владение способами и пpиемами деятельности, умениями и навыками; волевой, хаpактеpизующий внутpеннюю потpебность в упpавлении действиями; оценочный, пpедполагающий самооценку своей подготовленности в соответствии с имеющимися обpазцами.

Анализ выполнения профессиональных обязанностей современного военнослужащего свидетельствует о том, что они сопряжены с повышенным риском и требуют специальной профессиональной подготовки, разработки программ формирования готовности к деятельности в экстремальных ситуациях. В связи с этим актуализируется проблема организации процесса развития готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях. Под организацией процесса формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях мы понимаем использование в процессе подготовки педагогических технологий, обеспечивающих решение данной проблемы в соответствии с разработанными этапами.

Для решения обозначенной проблемы нами была определена теоретико-методологическая стратегия исследования, в качестве которой выступили системный, личностно-деятельностный, технологический и компетентностный подходы. Системный подход позволяет рассматривать готовность военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях как процессуальную систему и спроектировать ее модель; личностно-деятельностный подход позволяет отразить взаимосвязь и взаимозависимость личностной и предметно-практической сторон развития готовности; технологический подход обеспечивает ориентацию процесса развития готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях на гарантированный результат, отражает ведущую стратегию рассматриваемого процесса, позволяет его строить на основе развивающих технологий. Компетентностный подход ориентирует на развитие у военнослужащих обобщенного способа взаимодействия в быстроменяющихся окружающих условиях. Для решения проблемы нами был использован метод моделирования, методологическая ценность которого для нашего исследования заключается в том, что он позволяет характеризовать содержательную сторону образовательной деятельности и отражать то новое, что появляется в целях, средствах, методах и формах деятельности.

На основе выбранной стратегии была спроектирована модель процесса формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях. Мы исходили из того, что любая научная модель представляет собой абстрагированное выражение сущности исследуемого явления. В основе моделирования лежит теория подобия, модель выступает в качестве приближенного аналога этого явления. В исследовании была соотнесена степень подобия модели процесса формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях реальной действительности и определен тип проектируемой модели. В основе построения модели использовались логико-смысловая модель личности и технология проектирования развивающего процесса, выбор которых обусловлен тем, что первая определяет логику проектирования, вторая – принципы проектирования.

Спроектированная нами модель процесса формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях является целостной, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат. В основу модели положены такие принципы, как системность, прогностичность, универсальность, программированное управление, предпроектное педагогическое моделирование. Структурными компонентами данной модели являются ориентационно-целевой, содержательно-организационный, оценочно-результативный и коррекционно-прогностический блоки. Ориентационно-целевой блок предполагает определение цели и задач рассматриваемого процесса. При определении цели и задач мы исходим из анализа сущности профессиональной деятельности военнослужащего, особенностей и специфики ее формирования в процессе подготовки с учетом прогнозируемых результатов.

В содержательно-организационном блоке представлена структура личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях, включающая в себя мотивационный, ориентационный, операциональный, волевой, оценочный компоненты. Так, на мотивационном этапе наиболее эффективной нам представляется технология формирования мотивации успеха. На ориентационном, операциональном и волевом этапах целесообразно использование компетентностного подхода. Эффективность изучаемого процесса во многом определяется реализацией технологического подхода, который представлен развивающими педагогическими технологиями, т.е. упорядоченной совокупностью действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в педагогических ситуациях, образующих интеграционное единство форм и методов обучения при взаимодействии обучаемых и обучающего в процессе развития индивидуального стиля деятельности. На этапе рефлексии предполагается определение процедуры диагностики, выбор методик измерения, разработка адекватного целям и задачам диагностического инструментария. Коррекционно-прогностический блок модели предполагает на основе анализа результатов процесса формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях внесение корректив в нее и на этой основе разработку прогностической модели.

Динамика достижения цели разработанной нами модели формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях определяется реализацией связанных с нею педагогических детерминант, оказывающих непосредственное влияние на эффективность процесса. Педагогические детерминанты в нашем исследовании – это факторы, предопределяющие структурные компоненты содержания образования и их взаимосвязи. Основными педагогическими детерминантами формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях выступают личностные (система моральных норм и ценностей военнослужащего, адекватная самооценка, уровень развития эмоционально-волевой сферы; специфика развития психических функций); организационно-педагогические (содержание военной подготовки, подбор педагогических технологий, методов организации учебной деятельности, учет специфики военно-профессиональной деятельности и личностных особенностей обучаемых), индивидуально-личностная поддержка обучаемого (коррекция личностных проблем, проведение поведенческих тренингов, определение уровня компетентности офицеров).

Таким образом, теоретическое исследование проблемы формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях позволило сделать вывод о том, что это является одним из важных направлений педагогической науки. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме позволил выявить методологические основы формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях: особенности выполнения военнослужащими служебного долга в быстроменяющихся окружающих условиях, смыслообразующие понятия, стратегию организации процесса.

На основе теоретических предпосылок разработана модель и выделены педагогические детерминанты формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях, которые необходимо уточнить, проверить в процессе опытно-экспериментальной работы.

Во второй главе «Экспериментальная проверка эффективности педагогической модели формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях» описывается логика и содержание педагогического эксперимента, представлены методики диагностики личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях, содержательно-процессуальные особенности реализации педагогических детерминант, анализируются и обобщаются результаты экспериментального исследования.

Целью экспериментальной работы мы ставили уточнение компонентов модели формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях, реализацию комплекса педагогических детерминант, его эффективного функционирования в образовательном процессе центров подготовки военнослужащих. Сформулированная цель определила характер основных задач, решаемых в ходе экспериментальной работы: 1) уточнить содержание компонентов модели формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях; 2) апробировать модель процесса формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях в рамках комплекса выделенных педагогических детерминант; 3) на основе выделенных критериев и показателей определить изменения в уровнях сформированности личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях; 4) сформулировать выводы, подготовить научно-методические рекомендации по реализации экспериментальной программы формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях.

Экспериментальной базой исследования стали центры специальной и психологической подготовки военнослужащих (г. Иркутск, Хабаровск, Майкоп). В исследовании принимали участие административные структуры центров, преподаватели-методисты учебного отдела; сотрудники отдела психологического обеспечения; инспекторы отдела по воспитательной работе; офицеры.

На констатирующем этапе исследования нами была выявлена степень физической и психологической готовности военных офицеров – курсантов центров. Характерной чертой профессиональной деятельности военных летчиков является наличие сознательных мотивов поведения, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Неуверенность в себе может быть вызвана объективным противоречием между реальным «Я» и идеальным «Я»: идеальное «Я» еще не выверено, а реальное – не оценено.

Экспериментальную группу составили 25 курсантов – военных летчиков. В целях подтверждения сформулированной гипотезы в исследовании было задействовано также две контрольные группы по 25 курсантов.

В основу определения критериев и уровней сформированности личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях были положены личностно-деятельностный, компетентностный и системный подходы.

Для определения исходного уровня личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях нами была проведена диагностика, обеспеченная соответствующим комплексом методов. На основе личностно-деятельностного подхода в определении исходного уровня сформированности готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях нами были выделены критерии, являющиеся показателями личности: уровень самоактуализации; вектор направленности личности; уровень мотивации успеха (избегания неудач); уровень тревоги / тревожности; локус контроля; уровень самооценки; уровень автономности; уровень личностных модальностей (самоотношения).

Уровень самоактуализации личности мы определили при помощи теста А. Маслоу, на основе анализа полученных данных нами были выделены три типа личностной направленности у курсантов, прибывших для прохождения курсов подготовки в центры. Наиболее многочисленными оказались представители 2-го типа (направлены на самоактуализацию, но со средними или низкими показателями уровней креативности и стремления к познанию), на втором месте – представители 1-го типа (средние или низкие показатели по всем шкалам), на третьем – представители 3-го типа: вектор личностной направленности этой группы курсантов смещен в сторону познания, креативности, но с низким уровнем стремления к самоактуализации (низкие результаты показателей шкал ориентации во времени, ценностей, спонтанности, гибкости в общении, контактности, аутосимпатии).

Методика «Направленность личности» или «Ориентировочная анкета» В. Смекайла и М. Кучера позволила нам также выявить, что у респондентов доминирует направленность на деятельность (с преобладанием коллективной, но без особой интенсивности), стремление поддержать хорошие отношения, но оно поверхностно, что препятствует выполнению коллективных заданий и оказанию искренней помощи людям. Это в определенной мере коррелирует с результатами опроса по направленности на самореализацию (с одновременно высокими показателями по шкалам: синергичность, контакность).

С помощью опросника Я. Стреляу и Д. Кейрси мы выявили, что 34% курсантов имеют ярко выраженное чувство долга, ответственности, стремление следовать четким правилам, им свойственны консерватизм и ориентация на авторитет и одобрение окружающих; 48% – стремление к свободе, оптимизм, склонность к риску, реалистичность, стремление жить и действовать в дискурсе «настоящего», не ориентируясь на отдаленные результаты; 8% – научный поиск, высокий уровень интеллекта, изобретательность; 10% курсантов – стремление к совершенствованию, духовность, желание реализовывать свой потенциал, всецело погружаясь в деятельность, проницательность.

Для диагностики общих способностей нами использовался тест на измерение уровня интеллекта Г. Айзенка. С помощью этого теста удалось установить, что коэффициент интеллектуальности у 33 % курсантов-первокурсников определяется в диапазоне от 100 до 120 (выше среднего), у 20 % – 90-95 (ниже среднего), у 47% – от 95 до 100 (средний). Полученные данные продемонстрировали относительную равнозначность измеряемого критерия во всех трех группах, с небольшим преобладанием курсантов с высоким (выше среднего) коэффициентом интеллектуальности у курсантов 2-й контрольной группы (специальность «юриспруденция»).

Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные по выделенным критериям – уровням диагностики – существенно не отличаются; отсутствие «идеального» курсанта – творческой, интеллектуальной, самоактуализующейся личности – вполне компенсируется наличием группы курсантов с ориентацией на дискурс «настоящего» и группы, ориентированной на чувство долга и поддержание традиций (дискурс прошлого). Это свидетельствует о наметившейся тенденции к созданию корпоративного сообщества, что представляется важным для успешной реализации личностно-ориентированной парадигмы; явно выраженная, зафиксированная тестированием установка большинства респондентов на самореализацию является позитивным моментом и может служить благоприятным фоном эксперимента. Таким образом, анализ результатов проведенного констатирующего эксперимента позволяет сформулировать вывод о том, что состояние сформированности личностных качеств курсантов, определяющих способность к самоактуализации и саморазвитию, требует проектирования образовательного процесса, нацеленного на создание условий для развития готовности к деятельности в экстремальных ситуациях, где и должны найти выражение эти личностные качества. Все это требует определения содержания, объема и характера видов деятельности, выбора форм и методов не только обучения и воспитания, но способов взаимодействия субъектов образовательного процесса. Эффективность педагогического процесса во многом зависит от того, насколько сам преподаватель владеет тем качеством, которое развивает у обучающегося. Мы исследовали педагогический потенциал преподавателей и выяснили, что 75 % преподавателей прошли практическую школу выживания, сами являются участниками боевых действий, 64 % преподавателей имеют спортивную подготовку высокого уровня, являются мастерами спорта, заслуженными тренерами России, рекордсменами в различных видах спорта. Полученные результаты позволили нам сделать вывод о том, что преподавательский состав центров вполне подготовлен профессионально к реализации процесса развития готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях. Таким образом, исследование готовности преподавательского состава к изменению философии построения образовательного процесса является базой для начала формирующего этапа экспериментальной работы.

Эмпирическая проверка модели формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях проводилась на базе Центра специальной и физической подготовки командования дальней авиации ВВС РФ г. Иркутск. В формирующем эксперименте приняло участие 75 военнослужащих: 1 группа по 25 чел. – экспериментальная (ЭГ), две группы по 25 чел. – контрольные группы (КГ). Целью формирующего эксперимента определена организация процесса формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях и подтверждение гипотезы.

Процесс подготовки военнослужащих ЭГ проходил по разработанной программе курсов, которая позволяла реализовать нашу модель (п.1.3). Ориентационно-целевой блок модели заключался в определении цели и задач процесса формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях. Цель деятельности была определена как подготовка военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях. Для достижения обозначенной цели был выделен комплекс задач.

В содержательно-деятельностном блоке были определены этапы реализации программы (мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный, критический), направления подготовки.

Образовательная программа была направлена на развитие у летного состава психологической и физической готовности к действиям после вынужденной посадки или приземления (приводнения) с парашютом, выработку навыков выживания в экстремальных условиях автономного существования в мирное и военное время, эффективного использования аварийно-спасательных и подручных средств в целях обеспечения благоприятного исхода выживания и возвращения летного состава в строй.

Отметим, что подготовка летного состава в центре являлась элементом учебно-боевой подготовки и проводилась путем выработки практических навыков выживания на основе полученных теоретических знаний, тренажей и практических занятий в условиях, максимально приближенных к реальным.

В процессе подготовки летного состава в центре решались специальные задачи, изложенные в Положении о специальных центрах (выживания летного состава), введенном в действие приказом Главнокомандующего ВВС РФ 2004 года № 450.

В содержание программы входят теоретические и практические занятия по выживанию, занятия на специальных тренажерах и непосредственно на местности, упражнения из программы по физической подготовке личного состава, стрельба из пистолета и автоматического оружия, метание гранат, занятия по развитию скорости мышления и военно-медицинской подготовке. Расчет учебного времени производился с учетом времени года: зимнее и летнее. Содержание программ включает следующие разделы: выживание в мирных и боевых условиях; физическая подготовка; огневая подготовка; военно-медицинская подготовка; совершенствование личностных качеств военнослужащих.

Программа реализации модели заключается в специально организованном обучении, которое позволило осознать военнослужащим свои потенциальные возможности, перспективы личностного и профессионального развития. Она предусматривала также организацию индивидуальной (персонифицированной) педагогической поддержки и сопровождения. В нашей практике такая необходимость возникала чаще всего на начальной стадии обучения, в адаптационный период. Для оказания нуждающимся помощи разрабатывались индивидуальные программы, включающие такие формы работы, как поведенческий тренинг, беседы, решение практических задач и т.д.

Важным моментом подготовки военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях является ограниченность времени. Поэтому важно было предусмотреть выявление педагогических детерминант, обеспечивающих эффективность реализации модели формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях. К ним мы отнесли содержание деятельности по подготовке военнослужащих, выбор образовательных технологий, методов организации учебной деятельности с учетом специфики военной профессии и личностных особенностей обучаемых, их субъектного профессионального опыта.

Второй значимый фактор, определяющий успешность реализации модели, – это личностные качества субъектов образовательной деятельности (система моральных норм и ценностей военнослужащих, их самооценка, уровень развития эмоционально-волевой сферы и психики). И третье, необходима индивидуально-личностная педагогическая поддержка обучаемых, включающая проведение поведенческих тренингов, коррекцию личностных проблем. Все эти три фактора мы определили как педагогические детерминанты, обеспечивающие успешность реализации апробируемой модели. Педагогические детерминанты обуславливают необходимость интеграции педагогических ресурсов в условиях модернизации Вооруженных сил России.

Эффективность формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях достигается через расширение их профессионального самосознания в коллективной деятельности, что фиксируется в вербализованной рефлексивной оценке профессионально-личностных проблем и затруднений, себя и своих возможностей.

Таким образом, реализация разработанной в теоретической части исследования педагогической модели формирования личностной готовности к деятельности в экстремальных ситуациях позволяет на основе системного подхода обеспечить полноценную подготовку военнослужащих.

Все материалы, полученные при исследовании, были обработаны с помощью статистических методов. Качественный и количественный анализ результатов позволил осуществить объективную, надежную и достоверную оценку материалов исследования, выявить закономерности в изменениях изучаемых показателей. В зависимости от характера полученных данных рассчитывались такие параметры, как EMBED Equation.3 среднее арифметическое, δ – среднее квадратическое отклонение, m – ошибка среднего арифметического, t – критерий достоверности различий сравниваемых величин, р – уровень значимости. Все параметры определялись согласно известным методам вариационной статистики. Большие массивы данных обрабатывались на компьютере в среде Windows 7 в приложении SPSS 19 и EXCEL.

При анализе уровня самоактуализации (n=25) до эксперимента в контрольной группе № 1 EMBED Equation.3 =62,80 балла при δ=16,80 (m=3,36), после эксперимента этот показатель увеличился и составил EMBED Equation.3 =68,06 балла при δ=19,57 (m=3,91). Прибавка за период эксперимента составила EMBED Equation.3 =5,26 балла. Этот показатель не превосходит 95%-ный уровень значимости при t=2,36; p<0,05, т.е. данные достоверны при двусторонней принятой гипотезе.

В контрольной группе № 2 исследуемый параметр «уровень самоактуализации» до эксперимента составил EMBED Equation.3 =71,46 балла при δ=22,35 (m=4,47), после эксперимента этот показатель изменился и составил EMBED Equation.3 =70,10 балла при δ=22,99 (m=5,19). Уменьшение за период эксперимента составило EMBED Equation.3 =1,36 балла. Этот показатель выше 95%-ного уровня значимости при t=0,43; p>0,05, полученные данные являются недостоверными.

В экспериментальной группе показатели до эксперимента составили EMBED Equation.3 =66,42 балла, при δ=21,29 (m=4,25). Этот показатель значительно увеличился по сравнению с КГ-1 и КГ-2 и к концу исследования составил EMBED Equation.3 =88,84 балла, при δ=20,61 и m=4,12. t-критерий Стьюдента составил 7,44 при p<0,001, полученные данные можно считать высокодостоверными в экспериментальной группе.

Анализ показателя «уровень мотивации успеха – избегание неудач» при n=25, до эксперимента в КГ-1 составил EMBED Equation.3 =11,36 балла при δ=3,68 (m=0,73), после эксперимента этот показатель незначительно увеличился и составил EMBED Equation.3 =11,76 балла при δ=3,30 (m=0,66). Этот показатель за период эксперимента увеличился на EMBED Equation.3 =0,4 балла. Данные можно считать недостоверными при t=1,15; p>0,05.

В КГ-2 уровень мотивации успеха – избегание неудач до эксперимента был равен EMBED Equation.3 =11,24 балла при δ=4,09 (m=0,81), после эксперимента этот показатель незначительно увеличился и стал равным EMBED Equation.3 =12,00 балла при δ=4,35 (m=0,87). Прибавка за период эксперимента составила EMBED Equation.3 =0,76 балла. Этот показатель можно считать достоверным при t=2,52; p<0,01.

В экспериментальной группе до эксперимента исследуемый параметр составил EMBED Equation.3 =11,32 балла при δ=4,23 (m=0,84). Этот показатель существенно увеличился по сравнению с КГ-1 и КГ-2 и к концу исследования составил EMBED Equation.3 =14,04 балла при δ=4,23 и m=0,84. t-критерий Стьюдента составил 6,44 при p<0,001, полученные данные в экспериментальной группе можно считать высокодостоверными.

В целом экспериментальная работа выявила положительную динамику формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях и доказала, что только комплексное педагогическое воздействие на ход этого процесса обеспечивает эффективное профессиональное развитие офицера Военно-воздушных сил РФ. В процессе проведения исследования была ярко выражена личная потребность курсантов экспериментальной группы не только в успешной профессиональной подготовке, но и в совершенствовании своих личностных качеств.

В заключении подведены общие итоги теоретико-экспериментального исследования, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы. Результаты проведенного исследования подтверждают основные положения гипотезы и позволяют сделать соответствующие выводы:

— личностная готовность военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях представляет собой особое интегральное личностно-деятельностное качество, которое является результатом профессиональной подготовки, личностного развития и социального опыта, сочетающее совокупность необходимых знаний, умений и навыков, психологических особенностей, мировоззренческих и нравственных качеств, социально-ценностных мотивов, профессиональных компетенций;

— выделенные компоненты структуры готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях (мотивационный, ориентационный, операционный, волевой и оценочный), сопряженные с личностно-профессиональными ценностями военнослужащего, позволяют достичь планируемых результатов;

— педагогическая модель процесса формирования личностной готовности к деятельности в экстремальных ситуациях включает в себя совокупность компонентов готовности, ее критериев и уровней, функций, принципов, этапов и позволяет судить о динамике его реализации. Эффективность процесса определяется комплексом педагогических детерминант, среди которых особое значение имеют: личностные (система моральных норм и ценностей военнослужащего, адекватная самооценка, уровень развития эмоционально-волевой сферы, специфика развития психических функций); организационно-педагогические (содержание военной подготовки, подбор педагогических технологий и методов, учет личностных особенностей обучаемых); индивидуально-личностная поддержка обучаемого (коррекция личностных проблем, проведение поведенческих тренингов, определение уровня компетентности офицеров).

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту освещения проблемы исследования. В ходе исследования наметились перспективные направления дальнейшего изучения проблемы: реализация разработанных научно-методических рекомендаций и учебных пособий по данной теме, разработка способов решения проблемы на этапе профессионального обучения.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Монография

Кугно Э. Э. Подготовка военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях [Текст]: монография / Э. Э. Кугно. – Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. – 140 с. (8,2 печ. л.).

Статьи в рецензируемых научных журналах

Кугно Э. Э. Содержание и структура готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях / Э. Э. Кугно // Вектор науки Тольяттинского госуниверситета. Сер. Педагогика и психология. – 2012. – № 1(8). – С. 195-198 (0,72 печ. л.).

Кугно Э. Э. Педагогические аспекты формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях / Э. Э. Кугно // Вестник Бурятского университета. – Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2012. – Вып. 1. Педагогика. – С. 49-54 (0,6 печ. л.).

Кугно Э. Э. Развитие эмоционально-волевого и физического компонентов готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях / Э. Э. Кугно // Еuropean social science journal = Европейский журнал социальных наук. – 2012. – № 2. – С. 133-137 (0.5 печ. л.).

Публикации в сборниках научных трудов

и материалов научных конференций

Кугно Э. Э. Теоретическое обоснование категориального аппарата системы подготовки военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях / Э. Э. Кугно // Aktualni vymoženosti vědy – 2012 : мateriály VIII mezinárodní vědecko-praktická konference. – Praha : Publishing House «Education and Science», 2012. – Díl 11. Pedagogika. – S. 25-29 (0,33 печ. л.).

Кугно Э. Э. Идеомоторная тренировка как средство психологической подготовки военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях / Э. Э. Кугно // Гражданская и профессиональная идентификация в региональной системе обучения : материалы всерос. науч.-практ. конф., 27 – 30 июня 2012 г. – Улан-Удэ, 2012. – С. 69-75 (0,5 печ. л.).

Кугно Э. Э. Психолого-педагогические особенности деятельности военнослужащих в экстремальных ситуациях / Э. Э. Кугно // Теория и практика педагогической науки в современном мире : традиции, проблемы, инновации, 15-16 февраля 2012 г. – Новокузнецк, 2012. – С. 123-127 (0,5 печ. л.).

Кугно Э. Э. Моделирование процесса развития личностной готовности к деятельности в экстремальных ситуациях / Э. Э. Кугно // Материалы IV Байкальского образовательного форума, 3-5 июля 2012 г. – Улан-Удэ, 2012. – С. 61- 68 (0,5 печ. л.).

Подписано в печать 11.01.13. Формат 60 х 84 1/16.

Усл. печ.л. 1,45. Тираж 100 экз. Заказ № 351.

Издательство Бурятского госуниверситета

670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а

e-mail: [email protected]

PAGE

PAGE

PAGE 26