Формирование критического мышления студентов вуза как средства и

На правах рукописи

ХАРЛАМПЬЕВА Татьяна Васильевна

ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК СРЕДСТВА ИХ ЗАЩИТЫ

ОТ НЕГАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Челябинск – 2009

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор педагогических наук, профессор Астахова Людмила Викторовна.

доктор педагогических наук, профессор Климова Татьяна Егоровна,

доктор педагогических наук, профессор Никитина Елена Юрьевна

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

Защита состоится «23» апреля 2009 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.298.11 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.08 – теория и методика профессионального образования в ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» по адресу: 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 76.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет».

Текст автореферата размещен на сайте университета:

http:// www.susu.ac.ru.

Автореферат разослан 22 марта 2009 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент

Кийкова Н.Ю.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Процессы преобразования в социальной, духовной, политической и экономической жизни, происходящие в настоящее время в России, ставят новые проблемы и задачи перед обществом и государством. Среди них важное место принадлежит проблеме обеспечения информационно-психологической безопасности граждан Российской Федерации, так как формирование информационного общества, провозглашение свободы информации, увеличение ее объемов, а также девальвация нравственных ценностей в российском обществе вызвали негативные процессы манипулирования информацией. Это, в свою очередь, усиливает угрозы индивидуальному, групповому и общественному сознанию, угрозы информационно-психологической безопасности.

Озабоченность государства проблемой обеспечения информационно-психологической безопасности нашла свое отражение в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» (2000), которая развивает «Концепцию национальной безопасности Российской Федерации» (1997), применительно к информационной сфере; «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» (2008) и др.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010» одной из приоритетных задач высшей школы названо формирование личности, способной эффективно адаптироваться в современных условиях, предвидеть трудности, решать производственные проблемы. Это возможно только в том случае, когда выпускник вуза владеет средствами выявления и защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности. Однако, к сожалению, вузы уделяют этой проблеме недостаточное внимание.

Проблема обеспечения информационно-психологической безопасности личности и общества является междисциплинарной и требует усилия различных наук. Ученые и специалисты в области теории и методики высшего профессионального образования должны принимать непосредственное участие в решении данной проблемы, так как высшее учебное заведение становится одним из основных субъектов обеспечения информационно-психологической безопасности студентов как будущих специалистов и граждан Российской Федерации.

В последние годы в отечественной педагогической науке стали появляться работы, направленные на выявление путей, средств, методов, условий обеспечения информационно-психологической безопасности личности. Однако чаще различные аспекты проблемы рассматриваются в рамках школьного образования, исследований в русле теории и методики высшего профессионального образования крайне недостаточно.

Анализ научной литературы (Л.В. Астахова, Г.В. Грачев, Л. Мастерман, Л.М. Симэли, Д.С. Синицын, Е.А. Столбникова; А.В. Федоров, Р.М. Юсупов и др.) показал, что во всех рассмотренных работах авторов, занимающихся исследованием проблемы обучения защите от негативных информационных воздействий, обеспечения информационно-психологической безопасности личности, находит отражение понимание того, что одним из средств защиты личности является критическое мышление. Однако сам механизм реализации защитной функции критического мышления не нашел своего отражения в работах ученых, не рассмотрены и педагогические условия формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности.

Таким образом, актуальность исследования формирования критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности обусловлена рядом объективно существующих противоречий:

социально-педагогического характера – между социальным заказом общества на специалистов, способных защищаться от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности, обеспечивать собственную информационно-психологическую безопасность, и не в полной мере реализованными потенциальными возможностями высших учебных заведений в решении данной задачи;

научно-теоретического характера – между необходимостью создания научно обоснованной модели формирования критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий и ее недостаточной теоретической разработанностью;

научно-методического характера – между необходимостью формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий и недостаточностью содержательно-методического обеспечения названного процесса.

Данные противоречия обусловили проблему нашего исследования, связанную с необходимостью определения принципов, содержания, условий, методики формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности. Обозначенные противоречия и проблема определили тему исследования: «Формирование критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности». В качестве негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности рассматриваются негативные информационно-психологические воздействия, носящие манипулятивный характер.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов в вузе.

Предмет исследования: педагогическое обеспечение формирования критического мышления студентов в процессе профессиональной подготовки.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить модель формирования критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования: формирование критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности будет осуществляться успешно, если:

на основе системного подхода, а также методологии гуманистической педагогики, включающей единство личностного, деятельностного и диалогического подходов, спроектировать и реализовать модель формирования критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности;

эффективное функционирование данной модели будет определяться блоком педагогических условий, предусматривающим: соответствие функциональной структуры комплекса социально-гуманитарных дисциплин функциональной структуре критического мышления; сочетание индивидуального и коллективного характера обучения; использование критически насыщенного и критически корректного учебного материала;

разработать и внедрить методику формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий в образовательный процесс вуза.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

выявить состояние проблемы исследования, определить перспективные подходы к ее решению; уточнить понятийный аппарат исследования, содержание и структуру понятия «критическое мышление» с точки зрения его функционирования как средства защиты личности от негативных информационных воздействий;

разработать модель формирования критического мышления у студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности;

выявить и теоретически обосновать входящий в модель комплекс педагогических условий формирования критического мышления у студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности;

разработать и опытно-поисковым путем проверить методику формирования критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности.

Теоретико-методологической основой являются исследования, посвященные: методологии педагогики и методике исследований (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский и др.); общей и профессиональной педагогике (В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, А.В. Коржуев, Е.Ю.Никитина, В.А. Попков и др.), системному подходу (В.Г.Афанасьев, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров и др.); гуманистической педагогике (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, М.А. Молчанова, Е.Н. Шиянов и др.), личностному (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, А.А. Бударный, Э. Ф. Зеер и др.), деятельностному (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров и др.), диалогическому (М.М. Бахтин, Л.П. Буева, В.В. Горшкова, Б.Ф. Ломов, А.А. Ухтомский и др.) подходам; индивидуализации процесса обучения (М.А. Мартынович, Г.Ю. Стульпинас, И.Э. Унт, И.А. Чуриков и др.); деятельностной теории мышления (М.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров и др.); формированию критического мышления (Н.И. Мерзликина, И.А. Мороченкова, Е.А. Столбникова, Л.В. Хохлова и др.); технологии американской дидактики «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Джени Д.Стил, Кертис С.Меридит, Чарльз Темпл, Скотт Уолтер; И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская и др.); теории медиаобразования как развития критического мышления (Л. Мастерман и др.; Л. Зазнобина, А.В. Федоров и др.); информационной и информационно-психологической безопасности (Л.В. Астахова, А.Е. Войскунский, Г.В. Грачев, В.Г. Зазыкин, В.Е. Лепский, И.Н. Панарин, С.Ю. Решетникова, Д.С. Синицын, В.Г. Смолян и др.); защите от манипуляций в общении (Е.Л. Доценко, С.Г. Кара–Мурза, И. Огнев, В.П. Панкратов, Е.В. Сидоренко, Р. Чалдини и др.).

База исследования. Исследование проводилось на базе кафедры «Информационная безопасность» факультета «Экономика и предпринимательство» Южно-Уральского государственного университета. В исследовании принимали участие студенты дневной формы обучения, обучающиеся по специальности: «Организация и технология защиты информации», в процессе изучения ими дисциплин «Психология и педагогика», «Социальная психология» и специализированного курса «Информационно-психологическая безопасность личности и общества», а также участия в работе дискуссионного клуба «Актуальные проблемы информационно-психологической безопасности». В опытно-поисковой работе участвовало 502 студента.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2009гг.

На первом этапе (2004-2005 гг.) осуществлялось изучение состояния проблемы формирования критического мышления и обеспечения информационно-психологической безопасности в отечественной и зарубежной науке и практике работы общеобразовательных и высших учебных заведений, выявлялись наиболее эффективные направления их решения. Проходила разработка модели формирования критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности. Осуществлялся констатирующий этап опытно-поисковой работы. Полученные данные позволили сформулировать рабочую гипотезу, определить цели и задачи, объект и предмет исследования. Основные методы этапа: теоретические (анализ, обобщение, систематизация, прогнозирование, моделирование, планирование); эмпирические (наблюдение, тестирование, опрос, беседа); методы математической статистики и компьютерной обработки результатов.

Второй этап (2005-2007 гг.) связан с организацией формирующего этапа опытно-поисковой работы по внедрению модели формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности в образовательный процесс вуза. Для этого была предложена авторская методика. Проводилось отслеживание результатов внедрения модели. Основные методы этапа: теоретические (обобщение, систематизация,); эмпирические (методы наблюдения, диагностики, формирующий эксперимент); методы математической статистики.

Третий этап (2007-2009 гг.). Анализировались и обобщались итоги проведенного исследования, определялась логика изложения материала, уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление полученных результатов. Основные методы этапа: теоретические (обобщение и систематизация материала), методы диагностики, математической статистики и компьютерной обработки результатов, методы наглядного представления результатов.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

разработана модель формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности;

теоретически обоснован и опытно-поисковым путем проверен комплекс педагогических условий формирования критического мышления студентов в образовательном процессе вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности;

спроектирована методика реализации педагогических условий формирования критического мышления студентов в образовательном процессе вуза.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

1) уточнено понятие «критическое мышление» через определение механизма его функционирования как средства защиты личности от негативных информационных воздействий;

2) определен механизм формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий, основывающийся на формировании структурно-функциональных свойств критического мышления: интенциального, кондиционального, операционально-инструментального;

3) построенная модель может служить основой для конструирования педагогических технологий и методик организации процесса формирования критического мышления студентов в системе профессионального образования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработаны:

методика реализации педагогических условий формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности;

программно-дидактическое обеспечение образовательного процесса, включающее рабочую программу спецкурса «Информационно-психологическая безопасность личности и общества», обновленные программы по дисциплинам «Психология и педагогика» и «Социальная психология», задания, упражнения, темы дискуссий, учебно-методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ студентов (по дисциплинам «Психология и педагогика», «Социальная психология» и спецкурсу «Информационно-психологическая безопасность личности и общества»);

диагностический инструментарий, включающий критерии, показатели сформированности критического мышления, диагностические методики и методы математической статистики.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены совокупностью выбранных методологических, теоретических и технологических позиций, применением комплекса методов, адекватных предмету, задачам и этапам исследования, количественным и качественным анализом экспериментальных данных, подтверждением гипотезы исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством 1) отчетов на заседаниях кафедры «Информационная безопасность» Южно-Уральского государственного университета; 2) участия в работе научно-практических конференций: «Безопасность информационного пространства»: всероссийская научно-практическая конференция (Екатеринбург, 2005 г.); «Экономика. Информатика. Безопасность»: региональная научно-практическая конференция (Челябинск, 2005 г.); «Экономика. Информатика. Безопасность»: региональная научно-практическая конференция (Тюмень, 2007 г.); «60-я юбилейная научная конференция» (Челябинск: ЮУрГУ, 2008 г.); «Актуальные проблемы журналистики» (Челябинск, 2008 г.); 3) участия в конкурсе грантов студентов, аспирантов и молодых ученых вузов Челябинской области (2006 г.); 4) публикаций научных и методических материалов.

На защиту выносятся следующие положения:

Модель формирования критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной сфере, которая включает целевой, содержательно-технологический, критериально-оценочный блоки и блок педагогических условий, а ее реализация осуществляется на принципах: направленности на личность; активности и самостоятельности; коллективного характера обучения; сочетания положительного и отрицательного фона обучения; системности и последовательности; критической насыщенности материала; критической корректности материала; наглядности; перехода к самообразованию.

Комплекс педагогических условий, входящий в состав модели и обеспечивающий ее реализацию: соответствие функциональной структуры комплекса социально-гуманитарных дисциплин функциональной структуре критического мышления; сочетание индивидуального и коллективного характера обучения; использование критически насыщенного и критически корректного учебного материала.

Методика формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 17 таблиц, 5 рисунков, библиографического списка, включающего 201 источник, в том числе 3 на иностранном языке и 4 приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены цель, объект, предмет, сформулированы гипотеза и задачи исследования, определены теоретико-методологические основы, этапы и методы исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, приведены сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

В первой главе «Теоретическое исследование проблемы формирования критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности» раскрывается проблема обеспечения информационно-психологической безопасности личности и общества, определяются понятия «информационно-психологическая безопасность», «негативные информационно-психологические воздействия», «защита от негативных информационных воздействий» и др., рассмотрены пути и способы обеспечения информационно-психологической безопасности личности, исследованные в рамках педагогики. Рассматриваются взгляды различных ученых на сущность и определение понятия «критическое мышление», его функций, на характеристики критического мышления и пути его формирования. Представлено обоснование критического мышления как средства защиты личности от негативных информационных воздействий, описан механизм реализации его защитной функции, сформулировано понятие критического мышления. Осуществляется моделирование процесса формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий.

В результате проведенного теоретического анализа в данном исследовании мы взяли за основу определение «информационно-психологическая безопасность», данное в проекте Федерального закона «Об информационно-психологической безопасности». Под информационно-психологической безопасностью понимается состояние защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Под «негативными информационно-психологическими воздействиями», опираясь на определения, данные в работах Безноска Е.В., Грачева Г.В., Лепского В.Е., Панарина И.Н., Решетниковой С.Ю., Смолян Г.Л., мы понимаем манипулятивные воздействия, которые могут осуществляться государством (в том числе иностранными), органами власти и управления и другими государственными структурами; различными общественными, экономическими, политическими организациями, в том числе зарубежными; различными социальными группами и отдельными личностями при помощи знаково-символических и образных средств, соответствующих основным модальностям органов чувств и ощущений человека, через средства массовой информации, литературу, искусство, образование, воспитание, личное общение, применение которых приводит к искажению информационно-ориентировочной основы жизнедеятельности, снижению психологического потенциала специалиста и другим негативным последствиям. Исходя из теоретического анализа, мы понимаем информационно-психологические воздействия и информационные воздействия как синонимы.

Опираясь на определение психологической защиты, данное Доценко Е.Л., понятие «информационно-психологическое воздействие» и «информационно-психологическая безопасность», под «защитой от негативных информационных воздействий» понимается употребление субъектом средств выявления, устранения или ослабления ущерба, грозящего ему со стороны субъекта негативных информационных воздействий, который нарушает его информационно-психологическую безопасность.

В работах авторов, занимающихся исследованием проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности (Л. Мастерман, Л.М. Симэли, А.В. Федоров, Е.А. Столбникова и др.; Л.В. Астахова, Г.В. Грачев, Д.С. Синицын и др.), критическое мышление рассматривается как одно из средств защиты личности, однако сам механизм реализации защитной функции критического мышления учеными не отражен.

Анализ опыта исследования и формирования критического мышления в отечественной и зарубежной науке свидетельствует о том, что критическое мышление, начиная с древнегреческой науки, является объектом внимания зарубежных и отечественных философов, психологов, педагогов, что способствовало накоплению значительного опыта в исследовании данного интеллектуального феномена. Сформулированы различные определения критического мышления в зависимости от подхода к нему как к виду мыслительной деятельности, совокупности умений и навыков, стилю мышления, качеству мышления, качеству личности и т.д., а также в зависимости от функций критического мышления, через которые осуществляется его рассмотрение.

Среди работ ученых, представляющих наибольший интерес для нашего исследовании, являются те, в которых одной из функций критического мышления, требующих более детального изучения в данный исторический период, указывается защитная, критическое мышление рассматривается как фактор информационной безопасности (Алексеева И.Ю.), эффективный способ организационной защиты личности от информационно-психологических воздействий (Л.В. Астахова), средство защиты личности от манипулятивного воздействия медиа (А.А. Журин, Л.С. Зазнобина, Л. Мастерман, Л. Симэли, Е.А. Столбникова, А.В. Федоров и др.) и др. Однако механизм реализации защитной функции критического мышления также не нашел своего отражения в работах данных ученых.

Для того чтобы описать механизм реализации защитной функции критического мышления и обосновать его как средство защиты личности от негативных информационных воздействий, мы воспользовались деятельностной теорией мышления (М.Я. Басов, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, Ю.М. Шилков и др.). Она позволила рассмотреть процесс критического мышления и охарактеризовать его через совокупность относительно самостоятельных структурно-функциональных свойств (интенциального, операционально-инструментального, кондиционального). В результате было сформулировано определение критического мышления как средства защиты личности от негативных информационных воздействий. Это специфический вид мыслительной деятельности, результатом которого является выявление негативных информационных воздействий в текстах посредством логики, рефлексии, диалога, интерпретации, опоры на знания классификаций информационных воздействий, приводящий в действие защитные установки личности. Побудительной силой реализации защитной функции критического мышления является потребность субъекта в информационно-психологической безопасности, а значимую роль в создании условий мыслительной деятельности играют социально – культурные факторы, индивидуально-психологические и социально-психологические особенности субъекта мышления. Под текстом понимается любая знаковая система, которая является носителем смысловой информации и имеет языковую природу.

Для моделирования формирования критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий были выбраны системный подход (В.Г.Афанасьев, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров и др.) и методология гуманистической педагогики (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, М.А. Молчанова, Е.Н. Шиянов и др.), включающая единство личностного (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков и др.), деятельностного (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров и др.) и диалогического (М.М. Бахтин, Л.П. Буева, Б.Ф. Ломов, А.А. Ухтомский и др.) подходов.

Системный подход к процессу формирования критического мышления как средства защиты студентов от негативных информационных воздействий позволил рассматривать его как целостную систему, основными компонентами которой являются: процессы формирования интенциальных, операционально-инструментальных и кондициональных структурно-функциональных свойств критического мышления студента.

Личностный подход позволил придать образовательному процессу личностно-ориентированный характер, что принципиально важно, так как качественно различными являются структурно-функциональные свойства критического мышления каждого студента, что требует индивидуального подхода к процессу их формирования. Личностный подход наряду с системным подходом способствовали выявлению комплекса педагогических условий формирования критического мышления у студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий, а также разработке методики реализации этих условий.

Диалогический подход позволил определить основные формы и методы организации процесса формирования критического мышления, диалогический характер процесса взаимодействия между субъектами образовательного процесса. В рамках критического мышления диалог является одним из компонентов его операционально-инструментальных структурно-функциональных свойств, формирование диалога как внутримыслительного средства берет свое начало в диалоге внешнем, поэтому опора на диалогический подход является необходимым.

Деятельностный подход обязывает рассматривать обучение как сложную деятельность с присущей ей структурой. Исходя из этого, в модели формирования критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности были выделены следующие блоки: целеполагания, содержательно-технологический, критериально-оценочный, педагогических условий (рис.1).

Для научного обеспечения в образовательном процессе вуза формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий были определены следующие принципы: систематичности и последовательности; направленности на личность; активности и самостоятельности студентов; коллективного характера обучения; перехода к самообразованию; наглядности. Помимо принципов, обусловленных методологическими подходами, мы включили принципы: сочетания отрицательного и положительного эмоционального фона обучения; критической насыщенности и критической корректности учебного материала.

Рис.1. Модель формирования критического мышления студентов вуза как средства их защиты

от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности

Необходимость учета принципа сочетания отрицательного и положительного фона обучения обусловлена тем, что концентрация на угрозных аспектах информационной среды приводит к пониманию того, насколько многочисленны и разнообразны негативные информационные воздействия в современном мире, в том числе и в профессиональной деятельности, и каковы их возможные последствия, но, при этом, может вызвать излишние негативные эмоции, чувство тревоги и неуверенности. В результате есть опасность отказа от активной жизнедеятельности, попытки оградить себя от «угрожающей» социальной среды и т.д., что недопустимо.

Принцип критической насыщенности материала (Н.И. Мерзликина, А.В. Коржуев, В.А. Попков и др.) заключается в необходимости соответствия учебного материала критериям критической насыщенности, отражения различных позиции, включения смыслопоисковых моментов наряду с формально утверждающими, отражения научно-исторические знаний. Принцип критической корректности требует отсутствия в учебной информации таких фрагментов, в которых имелись бы содержательные или логические несообразности как формально утверждающего, так и критического плана.

Блок целеполагания отражает основную цель – формирование критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий. Данная цель исходит из государственного и социального заказа на формирование специалиста, способного эффективно адаптироваться в современных условиях, предвидеть трудности, решать производственные проблемы. Субъектами являются: преподаватель как организатор процесса формирования критического мышления студента и сам студент как активный субъект своего профессионального и личностного становления. Процесс формирования критического мышления происходит в рамках субъект-субъектного взаимодействия, объектом при этом выступает несформированность критического мышления студента.

Содержательно-технологический блок модели включает инвариантную и вариативную составляющие, а также формы и методы организации образовательного процесса, направленного на формирование критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий.

Исходя из проведенного теоретического анализа, операционально-инструментальные структурно-функциональные свойства критического мышления зависят от наличия у субъекта психологических знаний и знаний классификаций информационных воздействий. Для определения инвариантной составляющей нам понадобилось выбрать экспериментальную базу исследования, так как от этого зависело, в рамках каких дисциплин будет происходить процесс формирования критического мышления студентов. В качестве основной экспериментальной базы исследования выступала кафедра «Информационная безопасность» факультета «Экономика и предпринимательство» Южно-Уральского государственного университета. Среди специальностей, представленных на данной кафедре, была выбрана специальность 090103 «Организация и технология защиты информации», так как будущая профессиональная деятельность студентов, обучающихся на данной специальности, требует реализации защитной функции критического мышления на высоком уровне, составляя одно из неотъемлемых профессиональных качеств специалиста по защите информации. Анализ нормативно-правовых документов, отражающих содержание образования данной специальности, показал, что освоение психологических знаний происходит в рамках двух дисциплин: «Психология и педагогика», входящая в состав цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин регионального компонента (ГСЭ.Р), объем которой составляет 90 часов (из них 18 лекционных часов, 18 практических часов, 54 часа самостоятельной работы студентов), и «Социальная психология», относящаяся к циклу общих профессиональных дисциплин федерального компонента (ОПД.Ф), объемом 80 часов (36 лекционных часов, 18 практических часов и 26 часов самостоятельной работы студента). Данные дисциплины составляют инвариантную составляющую содержательно-технологического блока модели.

К вариативной составляющей содержательно-технологического блока модели мы отнесли специально разработанный курс «Информационно-психологическая безопасность личности и общества», который был включен в состав регионального (вузовского) компонента. Общая трудоемкость дисциплины составляет 84 часа, из них 36 лекционных и 18 практических часов, а также 30 часов самостоятельной работы студента, итоговый контроль осуществляется в форме зачета. Содержание курса включает три раздела. В первом разделе рассматриваются особенности формирования личности в современной информационной среде; основные факторы деформации информационной среды; базовые категории, понятия и ключевые проблемы информационно-психологической безопасности личности и общества. Во втором разделе рассматриваются основные источники, методология выявления и защиты от негативных информационных воздействий в межличностных, контакт-коммуникативных и масс-коммуникативных ситуациях. В рамках третьего раздела происходит обсуждение проблем информационно-психологической безопасности в профессиональной деятельности. В вариативную составляющую содержательно-технологического блока мы также включили дискуссионный клуб «Актуальные проблемы информационно-психологической безопасности».

Основными формами организации обучения являются лекция, практические занятия, тренинговые упражнения, дискуссии, доклады, самостоятельная работа, консультация, зачет. Основными методами: диалоговые, тренинговые, проблемные, рефлексивные, медиаобразовательные, исследовательские, технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и др.

Критериально-оценочный блок включает в себя критерии и показатели сформированности критического мышления как средства защиты студента от негативных информационных воздействий. В качестве критериев выступают структурно-функциональные свойства критического мышления: интенциальные, операционально-инструментальные, кондициональные. Показателем интенциальных свойств критического мышления является актуализация потребности в информационно-психологической безопасности; установка на обнаружение «следов» негативных информационных воздействий в текстах. Показателями операционально-инструментальных свойств критического мышления являются проявления основных средств, входящих в его состав: логика, рефлексия, диалогические навыки, интерпретационные способности. Знание классификаций информационных воздействий также входит в состав показателей этой группы свойств, так как они значительно влияют на все структурно-функциональные свойства критического мышления, особенно на операционально-инструментальные. К показателям кондициональных свойств критического мышления мы отнесли индивидуальные характеристики студента и степень осознания их влияния, а также уровень осознания социально-культурных факторов угрозы информационно-психологической безопасности. На основе перечисленных показателей осуществлялось отнесение студента к определенному уровню сформированности критического мышления студентов: низкому, среднему, высокому. Данный уровень свидетельствует о характере результата, который отражает, насколько достигнута поставленная цель и предполагает повышение уровня критического мышления студентов.

На обеспечение процесса формирования критического мышления также направлен блок педагогических условий.

Первое педагогическое условие заключается в необходимости соответствия функциональной структуры комплекса социально-гуманитарных дисциплин функциональной структуре критического мышления. Под комплексом социально-гуманитарных дисциплин мы понимаем дисциплины, в рамках которых осуществляется формирование критического мышления студентов. В качестве данных дисциплин в рамках нашего исследования выступают «Психология и педагогика», «Социальная психология» и специализированный курс «Информационно-психологическая безопасность личности и общества». Критическое мышление включает три относительно самостоятельные совокупности структурно-функциональных свойств: интенциального, кондиционального, операционально-инструментального. В рамках дисциплины «Психология и педагогика» приоритетным является формирование интенциальных свойств критического мышления; при освоении дисциплины «Социальная психология» акцентируется внимание на формировании кондициональных свойств критического мышления; курс «Информационно-психологическая безопасность личности и общества» является основой для формирования операционально-инструментальных свойств критического мышления. Это способствует формированию критического мышления у студентов как специфического вида мыслительной деятельности.

Второе педагогическое условие заключается в сочетании индивидуального и коллективного характера процесса обучения. С одной стороны, каждый студент обладает уникальным сочетанием индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик, обладает своеобразным опытом, индивидуальной информационной средой и т.д., что составляет сущность кондиционального структурно-функционального свойства критического мышления студента, соответственно и процесс формирования критического мышления у студентов будет происходить различным образом, что требует индивидуализации процесса обучения. С другой стороны, формирование критического мышления требует активного взаимодействия участников образовательного процесса, в рамках которого формируются структурно-функциональные свойства критического мышления. Таким образом, возникает необходимость сочетания индивидуального и коллективного характера обучения в процессе формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий.

Третьим педагогическим условием является использование критически насыщенного и критически корректного учебного материала. Суть его состоит в том, что, с одной стороны, требуется применять материал, способствующий рассмотрению информации с различных позиций, включающий смыслопоисковые моменты, отражающий историко-научные знания. С другой стороны, требуется, чтобы в учебном материале отсутствовали такие фрагменты, в которых имеются логические несообразности, противоречия. Включение данного условия в комплекс педагогических условий формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий способствует формированию операционально-инструментальных структурно-функциональных свойств критического мышления студентов, формирует критически-рефлексивный стиль мышления (А.В. Коржуев, В.А. Попков и др.).

Сочетание всех трех условий, то есть комплекс педагогических условий обеспечивает формирование критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности.

Таким образом, в первой главе диссертационного исследования проведено теоретическое исследование проблемы формирования критического мышления как средства защиты личности от негативных информационных воздействий; разработана модель формирования критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности.

Во второй главе «Опытно-поисковая работа по формированию критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности» изложены организационные основы, логика и содержание опытно-поисковой работы, отражена методика реализации педагогических условий модели, анализируются и обобщаются результаты опытно-поисковой работы.

Цель опытно-поисковой работы мы сформулировали следующим образом: проверить степень влияния комплекса педагогических условий на формирование критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий. Исходя из цели были поставлены следующие задачи: 1) обосновать организационно-технические моменты проведения опытно-поисковой работы; 2) разработать методику реализации педагогических условий формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий в процессе их профессиональной подготовки; 3) опытно-поисковым путем проверить влияние комплекса выделенных педагогических условий на эффективность процесса формирования критического мышления студентов.

Опытно-поисковая работа проводилась на базе кафедры «Информационная безопасность» факультета «Экономика и предпринимательство» Южно-Уральского государственного университета с 2004 по 2009гг. В исследовании принимали участие студенты дневной формы обучения, обучающиеся по специальности: «Организация и технология защиты информации». Количество студентов, участвующих в опытно-поисковой работе на констатирующем этапе, составило 502 человека.

Первый этап опытно-поисковой работы позволил определить исходный уровень сформированности критического мышления у студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий. Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы показали низкий уровень сформированности критического мышления у большинства студентов контрольных и экспериментальных групп. Применение методов математической статистики свидетельствовало о том, что различия результатов в контрольных и экспериментальных группах статистически значимо не отличаются между собой. Для наглядности приведем гистограмму распределения студентов по уровням на нулевом срезе (рис.2) и значение χ2 для сравниваемых групп (табл.1).

Из таблицы 1 видно, что полученное значение χ2 значительно меньше критического, которое составляет 9,2103 для уровня значимости 0,01, и 5,9915 для уровня значимости 0,05. Полученные различия попали в зону незначимости, поэтому группы могут использоваться для сравнения.

SHAPE \* MERGEFORMAT

Рис. 2. Распределение студентов по уровням сформированности критического мышления. Нулевой срез

Таблица 1

Значение χ2 для сравниваемых групп

Группа

КГ-1

КГ-2

ЭГ-1

ЭГ-2

КГ-1

 

0,0731

0,5425

0,0307

КГ-2

 

 

1,0182

0,0090

ЭГ-1

 

 

 

0,8340

Второй этап опытно-поисковой работы заключался в реализации в образовательном процесс экспериментальных групп комплекса педагогических условий. Методика реализации первого педагогического условия предусматривала:

1) определение задач дисциплин «Психология и педагогика», «Социальная психология» с точки зрения их использования для формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий; включение в содержание дисциплин знаний, способствующих формированию свойств критического мышления студентов, а также определение соответствующих данной задаче форм и методов организации процесса обучения;

2) разработку и реализацию в образовательном процессе спецкурса «Информационно-психологическая безопасность личности и общества» и программно-дидактического обеспечения, включающего обновленные программы дисциплин «Психология и педагогика» и «Социальная психология», задания, упражнения, темы дискуссий, учебно-методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ студентов.

Методика реализации второго педагогического условия предполагала, с одной стороны, индивидуализацию процесса обучения, которая осуществлялась за счет проведения диагностики (позволившей разделить студентов на три группы по показателю уровня сформированности критического мышления студента как средства их защиты от негативных информационных воздействий: низкий, средний, высокий); ориентации в процессе обучения на индивидуальную информационную среду студента посредством учебно-методического обеспечения самостоятельной работы. С другой стороны, методика предусматривала реализацию коллективного характера процесса обучения, который осуществлялся с использованием различных форм и методов обучения: дискуссий, игр, тренинговых упражнений. Сочетание индивидуального и коллективного характера обучения также было обеспечено с помощью личностно-ориентированного стиля общения между педагогом и студентом. Диалог, с одной стороны, лежит в основе личностно-ориентированного стиля общения между студентами и преподавателем и способствует индивидуализации процесса обучения, с другой стороны, является основанием коллективного характера обучения, основанного на взаимодействии.

Методика реализации третьего педагогического условия – использование критически насыщенного и критически корректного учебного материала – предусматривала применение различных форм учебного процесса: лекций, самостоятельных работ, дискуссий, научно-исследовательских работ студентов. В рамках лекционных занятий был произведен отбор и конструирование их содержания согласно критериям критической корректности и критической насыщенности. При выполнении самостоятельных работ использовались задания, требующие оценки соответствия указанным критериям различных текстов, включенных в учебно-методические рекомендации по дисциплинам «Психология и педагогика», «Социальная психология», «Информационно-психологическая безопасность личности и общества», а также выявленных студентами самостоятельно. Ориентация на использование критически насыщенного и критически корректного учебного материала осуществлялась также во внеаудиторной работе. Для этого был организован дискуссионный клуб по актуальным проблемам информационно-психологической безопасности. В рамках данного клуба мы приглашали преподавателей и специалистов из различных областей (журналисты, юристы, психологи, физиологи и др.), что способствовало обсуждению тем с различных позиций, жизненного и профессионального опыта и др. Использование дискуссионной формы организации процесса обучения в рамках внеаудиторной работы позволило обеспечить критическую насыщенность материала. Дискуссионная форма организации процесса обучения также изначально предполагает следование критериям критической корректности, обусловленное правилами ведения дискуссии. В процессе дискуссий преподаватель как организатор следил за соответствием ее содержания критериям критической корректности, корректировал ее процесс, требовал дополнительных аргументов, указывал на неправомерность обобщений, логические и содержательные противоречия и т.д., то есть обеспечивал соблюдение критериев критической корректности в рамках дискуссий. Во внеаудиторной работе также осуществлялась научно-исследовательская работа студентов, которая изначально предполагает, что в ее основе лежит неразрешенное противоречие, требующее разностороннего анализа, многоаспектного рассмотрения, владения историческими знаниями в изучаемой области и т.д., соответственно данная форма организации учебного процесса привела к получению студентами информации, отвечающей критериям критической насыщенности и критической корректности.

Для получения достоверных результатов диагностика проводилась в динамике. Нами было проведено четыре комплексных среза (0-й; 1-ый; 2-ой; итоговый). Результаты 0-го среза легли в основу констатирующей части опытно-поисковой работы, 3-го – в основу доказательства гипотезы. 1-ый (проводился после освоения студентами дисциплины «Психология и педагогика») и 2-ой (проводился после освоения студентами дисциплины «Социальная психология») срезы, проводились с целью проследить динамику изменения уровней сформированности критического мышления.

Реализация комплекса педагогических условий в образовательный процесс экспериментальных групп по результатам 1-го (промежуточного) диагностического среза не дала статистически значимых различий с контрольными группами. Приведем распределение студентов по уровням в результате 1-го диагностического среза (рис.3), а также значение χ2 для сравниваемых групп (табл.2).

SHAPE \* MERGEFORMAT

Рис. 3. Распределение студентов по уровням сформированности критического мышления. Первый срез

Таблица 2

Значение χ2 для сравниваемых групп

Группа

КГ-1

КГ-2

ЭГ-1

ЭГ-2

КГ-1

 

0,0159

0,4066

0,0816

КГ-2

 

 

0,4148

0,0677

ЭГ-1

 

 

 

0,8300

ЭГ-2

 

 

 

 

Из таблицы 2 видно, что полученное значение χ2 значительно меньше критического. Полученные различия попали в зону незначимости, следовательно, уровень студентов контрольной и экспериментальной групп статистически значимо не отличается между собой.

Результаты 2-го диагностического среза (после освоения студентами дисциплины «Социальная психология») представлены на рис.4 и в табл.3.

SHAPE \* MERGEFORMAT

Рис. 4. Распределение студентов по уровням сформированности критического мышления. Второй срез

Таблица 3

Значение χ2 для сравниваемых групп

Группа

КГ-1

КГ-2



Страницы: 1 | 2 | Весь текст