Формирование конкурентоспособности предприятий частной системы з

На правах рукописи

АРАБЧИКОВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

ЧАСТНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Специальность:

08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва 2011

Работа выполнена в государственном научном учреждении «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации».

Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор, Заслуженный экономист РФ

Подпорина Ирина Всеволодовна

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Пономаренко Елена Васильевна

кандидат экономических наук, доцент

Веллем Лариса Александровна

Ведущая организация:

Институт экономики Российской Академии наук

Защита диссертации состоится 25 января 2011 года в 15 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 144.001.01 при государственном научном учреждении «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации» по адресу: 119992, Москва, ГСП-2, Зубовская улица, дом 2, зал заседаний Коллегии Счётной палаты Российской Федерации.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке государственного научного учреждения «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации» по адресу: 119121, Москва, Смоленский бульвар, дом 19.

Автореферат размещён на официальном сайте государственного научного учреждения «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации»: HYPERLINK «http://www.niisp.ru» www.niisp.ru.

Автореферат разослан «21» декабря 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 144.001.01,

кандидат экономических наук

С. А. Труфанов

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Мировой финансовый кризис внёс серьёзные коррективы в практику государственной поддержки социальной сферы. С одной стороны, именно социальная сфера должна оставаться основой стабильности в ситуации преодоления последствий экономического кризиса, а с другой стороны, в условиях экономической нестабильности государство утрачивает возможность предоставления социальных гарантий населению в прежних объёмах. В этой связи, в рамках реализации стратегической задачи государства по повышению качества жизни своих граждан и обеспечения минимальных социальных гарантий населению, особо остро встаёт вопрос о развитии конкурентного рыночного механизма хозяйствования для частных предприятий здравоохранения, конкурирующих на этом рынке между собой и с государственными лечебно-профилактическими учреждениями.

Решение этой задачи в России осложняется тем, что на протяжении многих лет продолжает функционировать теневой сектор оказания медицинских услуг населению на базе государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений. Подобная практика искажает рыночное предложение медицинских услуг, нивелирует стимулы к повышению качества медицинских услуг и ставит частные предприятия здравоохранения в невыгодное положение на рынке, даже при условии предложения более качественных медицинских услуг. На этом фоне решение задачи повышения собственной конкурентоспособности и сохранения высокого качества медицинской помощи, формирующего высокий потенциальный спрос на медицинские услуги, становится главным конкурентным преимуществом предприятий частной системы здравоохранения. Потребность в качественном восстановлении и поддержании здоровья населения, используя всю систему российского здравоохранения, включая и частную медицину, занимает ключевое место в совокупности социальных задач государства.

Сегодня можно говорить и о международной конкуренции в сфере российского здравоохранения, требующей полного пересмотра системы формирования собственной конкурентоспособности для большинства частных и государственных предприятий здравоохранения. Во всех странах с рыночной экономикой уже на протяжении многих лет и государственные, и частные предприятия здравоохранения работают в условиях жёсткой отраслевой конкуренции, управляя своими конкурентными преимуществами, эффективно используя дефицитные (в том числе финансово-экономические) ресурсы. В условиях рыночной экономики для любого участника рынка здравоохранения крайне актуальной является задача формирования его конкурентоспособности. Вместе с тем существует объективная необходимость теоретико-методологического обоснования конкурентоспособности в сфере здравоохранения на уровне конкретного субъекта предпринимательской деятельности.

Таким образом, исследование, посвященное вопросам формирования конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения на рынке медицинских услуг представляется актуальным. Актуальность подобного исследования также обусловлена отсутствием комплексных научных трудов по данной тематике.

Степень научной разработанности проблемы. Существенный вклад в развитие теории конкуренции внесли П. Друкер, Дж.М. Кларк, Ф. Котлер, М. Портер, Д. Рикардо, Дж. Робинсон, П. Самуэльсон, Ф.А. Хайек, П. Хайне, Э. Чемберлин, Й. Шумпетер и др. В работах этих учёных были описаны математические модели, различные формы и теории конкурентных отношений. Среди отечественных исследователей, развивающих учение о конкуренции, следует указать Г.Л. Азоева, В.Д. Андрианова, М.И. Гельвановского, М.Г. Долинскую, В.М. Жуковскую, И.В. Липсица, А.Н. Литвиненко, Н.К. Моисееву, Р.А. Фатхутдинова, А.Ш. Хасанову, А.Ю. Юданова. Вопросы конкуренции в сфере здравоохранения указанными исследователями не рассматривались.

Несмотря на значительное количество работ, посвященных общетеоретическим вопросам конкурентоспособности предприятий, в настоящее время не существует целостной теории конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в сфере здравоохранения. Отсутствует так же общепринятое определение самой категории конкурентоспособности предприятия здравоохранения. Вопросы оценки и повышения конкурентоспособности на уровне хозяйствующего субъекта на рынке медицинских услуг практически не изучены. Не установлена зависимость между конкурентоспособностью предприятия здравоохранения и конкурентоспособностью медицинских услуг. Более детальной разработки требуют особенности конкуренции на рынке медицинских услуг. Актуальность, недостаточная степень разработанности проблемы формирования конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения, а также теоретическая и практическая значимость дальнейшего развития исследований по обозначенной проблематике в условиях экономического спада определили выбор темы, цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических подходов к формированию конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения как субъектов предпринимательской деятельности на рынке медицинских услуг.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

1) обосновать теоретические положения, определяющие конкурентоспособность частных предприятий здравоохранения как субъектов функционирования сферы услуг;

2) исследовать проблемы конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения на рынке медицинских услуг и обосновать отличие понятия конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения от конкурентоспособности медицинских услуг;

3) проанализировать и обобщить современные подходы к оценке конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения, выявить и обосновать факторы и показатели конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения, сложившиеся в мировой практике;

4) разработать предложения по формированию конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения и методику оценки и повышения конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения на рынке медицинских услуг.

Объектом исследования являются предприятия частной системы здравоохранения, осуществляющие свою деятельность на конкурентном отраслевом рынке, как самостоятельные субъекты хозяйствования, созданные для предоставления медицинских услуг населению с целью удовлетворения потребностей в охране здоровья граждан и получения прибыли.

Предметом исследования являются экономические аспекты формирования конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения на рынке медицинских услуг.

Область исследования диссертации по своему основному содержанию соответствует пп. 8.10. «Методология, теория обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур. Формы современной конкуренции и их влияние на содержание предпринимательской деятельности», п. 8 паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством».

Теоретическую и методологическую базу исследования составили положения научных трудов ведущих российских и зарубежных исследователей в области теории систем; автоматического управления; стоимости; полезности; конкуренции и конкурентоспособности; стратегического менеджмента; маркетинга услуг; принятия решений и экономики здравоохранения; государственных финансов и финансов хозяйствующих субъектов; прогнозирования и моделирования экономических процессов.

Методологическую и методическую основу диссертационного исследования составляют аналитический, синтетический и системный подходы к изучению объекта исследования с применением методов анализа, синтеза, дедукции, индукции, классификации, типологизации, формализации, наблюдения, сравнения, абстрагирования, моделирования, прогнозирования, формальной и диалектической логики. Достижение цели и решение поставленных в диссертации задач осуществляется с использованием теоретических и эмпирических методов научного познания, а также графических интерпретаций.

Информационную базу исследования составили нормативно правовые акты органов государственной власти РФ; сведения с официальных сайтов органов государственного управления (Правительства РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ и др.) и контрольно-ревизионных органов (Счётная палата РФ); данные органов государственной статистики; материалы периодической печати по исследуемой проблеме; годовые и оперативные данные бухгалтерской и управленческой отчётности частных предприятий здравоохранения; материалы научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов» по теме диссертационного исследования; проведённые диссертационные исследования по смежной проблематике.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой комплексное исследование по теоретико-методическому обобщению и разработке подходов к формированию конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения на рынке медицинских услуг, которое предлагает решение теоретических и практических проблем, имеющих большое социально-экономическое значение в современных условиях. В ходе исследования получены следующие наиболее значимые результаты, раскрывающие личный вклад автора в разработку данной проблематики:

раскрыты особенности конкурентной среды на рынке медицинских услуг, оказывающие влияние на процесс формирования конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения, который, в свою очередь, базируется на управлении факторами и мониторинге уровня конкурентоспособности;

обоснована необходимость и произведено методологическое разделение категорий «медицинская услуга» (как комплексного продукта финансово-хозяйственной и лечебно-профилактической деятельности предприятий здравоохранения, имеющего свою рыночную цену), и «медицинская помощь» (как лечебно-профилактические мероприятия, направленные на сохранение и восстановление здоровья пациента, проводимые медицинскими работниками), определён вклад каждой из этих категорий в формирование конкурентной среды на рынке медицинских услуг;

обоснованы методологические подходы к анализу конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения и предоставляемых ими медицинских услуг. Это позволило сформулировать авторское определение категории «конкурентоспособность частного предприятия здравоохранения» как сравнительное преимущество на рынке медицинских услуг в определённый период времени, позволяющее продавать качественные медицинские услуги по рыночным ценам, обеспечивая социально-экономическую эффективность и собственную инвестиционную привлекательность;

выявлены факторы и проведена группировка показателей конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения, и на этой основе установлено наличие взаимосвязи между стратегической конкурентоспособностью частного предприятия здравоохранения и его рыночной ценой. Данная взаимосвязь проявляется в том, что главной задачей при обеспечении стратегической конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения является их инвестиционная привлекательность, определяемая потенциальным инвестором на рынке медицинских услуг посредством сравнительного анализа динамики рыночной цены частного предприятия здравоохранения;

разработана двухэтапная комплексная методика оценки конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения на основе анализа их внутренней (основанной на оценке их финансово-экономического состояния, скорректированного на индекс лояльности, характеризующего восприятие пациентами качества оказываемых частными предприятиями здравоохранения услуг) и внешней (основанной на оценке динамики их рыночной цены) конкурентоспособности;

предложен комплекс финансово-экономических инструментов, воздействующих на уровень конкурентоспособности частного предприятия здравоохранения в долгосрочной перспективе.

Практическая значимость исследования. Основные выводы, рекомендации, понятия, классификации, теоретические модели, аналитические методы и механизмы, разработанные в диссертации, ориентированы на широкое использование исследователями в области теории отраслевой конкуренции, теории управления предприятиями здравоохранения, теории позиционирования предприятий здравоохранения на отраслевом рынке. Самостоятельное практическое значение имеют следующие результаты исследования:

результаты проведенного в диссертационном исследовании анализа конкурентной среды для предприятий здравоохранения на рынке медицинских услуг могут быть эффективно использованы в финансовом менеджменте как частных предприятий здравоохранения, так и государственных медицинских учреждений;

разработанная на основе проведенной группировки система показателей конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения, ориентированная на обеспечение взаимосвязи между стратегической конкурентоспособностью частного предприятия здравоохранения и его рыночной ценой, может быть использована при принятии стратегических решений менеджерами предприятий здравоохранения для выработки конкурентных стратегий;

разработанная методика комплексной оценки и повышения конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения может использоваться менеджерами частных предприятий здравоохранения и медицинских учреждений, а также государственными и муниципальными служащими, курирующими социальный сектор, для формирования конкурентной среды в системе охраны здоровья граждан и принятия соответствующих управленческих решений;

предложенный комплекс финансово-экономических инструментов, воздействующих на уровень конкурентоспособности частного предприятия здравоохранения в долгосрочной перспективе, может использоваться федеральными, региональными и муниципальными органами управления здравоохранением при разработке предложений по совершенствованию законодательной базы, обеспечивающей создание единого конкурентного пространства для предприятий здравоохранения всех форм собственности;

материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных пособий и в учебном процессе в системе высшего образования и повышения квалификации по дисциплинам: «Экономика и управление в отраслях социальной сферы», «Экономика предприятия», «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия», «Экономическая теория», «Менеджмент», «Маркетинг», «Управление здравоохранением» и др.

Апробация и внедрение результатов научного исследования. Основные теоретические положения и практические рекомендации диссертационного исследования доложены, обсуждены и апробированы на всероссийских, региональных, городских, межвузовских научно-практических конференциях и семинарах в г. Москве (2007 г. – «Конкурентоспособность стоматологической клиники»; 2009 г. – «Устойчивая модель функционирования стоматологической клиники в условиях экономической нестабильности»), г. Валдае (2008 г. – «Современная частная стоматологическая клиника. Слагаемые успеха») и др.

Отдельные положения диссертационного исследования были включены в учебный процесс экономического факультета Московского государственного медико-стоматологического университета (МГМСУ) при проведении лекционных и семинарских занятий по курсу «Антикризисное управление», а также использованы при защите научного гранта по инновационной образовательной программе в 2007 – 2008 гг. Методологические подходы и методики, разработанные в диссертационном исследовании, применены в научно-исследовательской деятельности студентов при подготовке курсовых, дипломных работ и рефератов членов «Общества молодых учёных» МГМСУ.

Раздел методики оценки уровня внутренней конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения включен в блок аналитики медицинской информационной системы «Dental4Windows» (Дентал фо Виндоуз), разрабатываемой ООО «Сентор Софтвер» для рынков медицинских услуг России, стран Восточной Европы, Австралии и Океании, и внедрен в практику деятельности более чем 160 медицинских клиник.

Результаты диссертационного исследования в части применения первого этапа авторской методики оценки уровня конкурентоспособности, базирующейся на определении уровня внутреннего конкурентного потенциала, скорректированного на индекс лояльности пациентов, были внедрены в практику деятельности финансово-экономической службы ФГУ «Клиническая больница Управления делами Президента Российской Федерации» и в настоящее время используются в аналитической работе при оказании платных медицинских услуг населению.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано шесть работ общим объёмом 2,1 печатного листа (весь объём авторский), в том числе две статьи в научных журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией для публикации результатов диссертационных исследований на соискание учёной степени кандидата наук.

Структура и содержание диссертации определяются общей концепцией исследования, целью, поставленными задачами, логикой исследования и раскрываются во введении, трёх главах, заключении, списке использованных источников, включающем 289 наименований, четырёх приложениях. Наглядность излагаемого в диссертационном исследовании материала обеспечивается таблицами (20 шт.), рисунками (6 шт.).

Основное содержание исследования

В ходе диссертационного исследования автором были получены следующие основные результаты, раскрывающие наиболее существенные аспекты научной новизны выполненной работы.

1. Произведен анализ особенностей рынка медицинских услуг и методологическое обоснование системы формирования конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения и конкурентоспособности медицинских услуг, как основного результата их деятельности.

На основе анализа рынка здравоохранения в работе были систематизированы по функциональным признакам его участники, взаимодействие которых в конечном итоге формирует конкурентную среду на этом рынке (рисунок 1).

Рис. 1. Конкурентная среда рынка здравоохранения РФ

В диссертационном исследовании рассматривается только сегмент рынка медицинских услуг, на котором наряду с частными, функционируют государственные и муниципальные предприятия здравоохранения.

Сама медицинская услуга имеет ряд особенностей, оказывающих существенное влияние на формирование специфической конкурентной среды для частных предприятий здравоохранения:

в современной медицинской практике до сих пор не сформулированы объективные показатели качества медицинских услуг;

спрос на многие медицинские услуги характеризуется низкой ценовой эластичностью;

отсутствует прямая зависимость между величиной затрат на оказание медицинских услуг и результатом их потребления пациентом, а сам процесс взаимодействия врача и пациента отличается нестандартностью и индивидуальностью подходов;

проявляется значительная асимметрия информации в отношении потребительских свойств медицинских услуг у производителя и потребителя услуг (недостаток информации, а также неосязаемость этих услуг затрудняют потребительский выбор);

необходимый объём предоставляемых медицинских услуг для достижения положительного результата не может быть заранее определён и зависит от проводимых в ходе лечения обследований, характера и сложности заболеваний;

участие большого количества заинтересованных сторон в процессе сопровождения и оказания медицинских услуг (пациенты и члены их семей, работодатели, государство, страховые компании, предприятия здравоохранения, медицинский персонал и др.).

При формировании конкурентоспособности частного предприятия здравоохранения важно разделять такие понятия как «медицинская услуга» и «медицинская помощь».

Медицинская помощь представляет собой совокупность лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение и восстановление здоровья пациента, проводимых медицинскими работниками (врачами и средним медперсоналом). Эти мероприятия имеют в первую очередь отношение к технологии медицинского вмешательства и не опосредованы рыночным механизмом. В ходе оказания медицинской помощи предприятие здравоохранения несёт определённые затраты, которые в конечном итоге учитываются при формировании себестоимости медицинской услуги. Однако здесь ещё пока не возникает отношений купли-продажи нематериальных благ необходимых пациенту, так как последний практически устранен от процесса оказания медицинской помощи и крайне редко способен оценить её качественные и количественные характеристики.

Медицинская услуга представляет собой сугубо рыночную категорию, являющуюся комплексным продуктом финансово-хозяйственной и лечебно-профилактической деятельности предприятия здравоохранения, имеющим свою цену, формирующуюся посредством соизмерения спроса (со стороны пациентов, государства и страховых компаний) и предложения (со стороны предприятий здравоохранения) на рынке медицинских услуг. При этом потребительная стоимость медицинской услуги для пациента – это стоимость приобретенных благ, необходимых для поддержания и минимизации риска утраты здоровья; а стоимость медицинской услуги для предприятия здравоохранения – это стоимость осуществлённых в ходе оказания медицинской услуги затрат с учётом среднерыночной нормы прибыли.

Важной особенностью рынка медицинских услуг, искажающей его конкурентную среду является тот факт, что даже при наличии избыточного предложения цены на медицинские услуги остаются высокими, соответственно высокий уровень цен на медицинские услуги, как правило, не влечёт за собой снижения потребительского спроса и не стимулирует медицинских работников к повышению качества медицинских услуг.

Учитывая особенности конкурентной среды рынка медицинских услуг, представляется возможным сформулировать определение «конкурентоспособности медицинских услуг», под которой следует понимать сравнительное преимущество совокупности качественных и ценовых характеристик оказываемых услуг, обеспечивающее наиболее полное удовлетворение потребностей пациентов в поддержании, укреплении и восстановлении здоровья, в соответствии со сложившимися требованиями рынка и в условиях широкого предложения услуг-аналогов.

Для поддержания уже достигнутого уровня собственной конкурентоспособности на рынке медицинских услуг частному предприятию здравоохранения необходимо оказывать конкурентоспособные медицинские услуги. При этом отправной точкой в понимании конкурентоспособности частного предприятия здравоохранения являются потребности (интересы) пациентов. Стадийная модель формирования конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения на рынке медицинских услуг может быть представлена следующим образом (рисунок 2):

Рис. 2. Стадийная модель формирования конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения на рынке медицинских услуг

Максимальное удовлетворение потребностей пациентов в сохранении и восстановлении здоровья возможно лишь при оказании частным предприятием здравоохранения конкурентоспособных медицинских услуг.

Конкурентоспособные медицинские услуги формируются в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия здравоохранения, направленной на обеспечение качественной медицинской помощи с учетом комплекса сервисного обслуживания.

Конкурентные преимущества частного предприятия здравоохранения формируются в процессе оказания конкурентоспособных медицинских услуг благодаря эффективному управлению факторами конкурентоспособности.

Конкурентоспособность частного предприятия здравоохранения на рынке медицинских услуг формируется совокупностью его конкурентных преимуществ, а также системой оценки и управления уровнем его конкурентоспособности.

Стадийная модель формирования конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения на рынке медицинских услуг позволяет рассматривать предпринимательскую деятельность частных предприятий здравоохранения как систему, включающую в себя совокупность процессов оказания медицинских услуг, при соблюдении условий (законодательство и пр.) и ограничений (объем ресурсов) с целью максимального удовлетворения потребностей пациентов в сохранении здоровья и получения прибыли.

Таким образом, понятие «конкурентоспособность частного предприятия здравоохранения» представляет собой сравнительное преимущество частного предприятия здравоохранения на рынке медицинских услуг в определённый период времени, позволяющее продавать качественные медицинские услуги по рыночным ценам, обеспечивая социально-экономическую эффективность и собственную инвестиционную привлекательность.

Нельзя отождествлять понятия «конкурентоспособная медицинская услуга» и «конкурентоспособное предприятие здравоохранения». Так, предприятие здравоохранения с высоким уровнем конкурентоспособности может предоставлять неконкурентные медицинские услуги, выполняя например социальную или просветительскую функции (диспансеризации и гигиенические осмотры школьников и пенсионеров, оказание услуг по стандарту обязательного медицинского страхования и пр.). А предприятия с низким уровнем конкурентоспособности, могут иметь в своём арсенале конкурентоспособные медицинские услуги, связанные с единичными инновационными внедрениями или обусловленные наличием в штате предприятия здравоохранения одного высококвалифицированного специалиста.

2. Проанализированы факторы и показатели конкурентоспособности, систематизирована теоретическая база и методологически обоснованы подходы к оценке и формированию конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения.

В рамках диссертационного исследования проведено обобщение типологии факторов конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения и адаптация их к сфере охраны здоровья граждан в стратегической перспективе (рисунок 3).

Рис. 3. Факторы конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения

Уровень конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения, формируемый под влиянием первой группы факторов (на уровне внутренней среды) можно оценивать через относительные показатели эффективности использования ресурсов. В этой связи, показатели, взятые из финансовой отчетности, наиболее полно подходят для сравнения конкурирующих частных предприятий здравоохранения. Можно выделить две группы финансовых показателей в зависимости от сущности описываемых ими факторов: а) показатели, используемые на практике в качестве характеристик эффективности производственно-хозяйственной деятельности; б) показатели пропорциональности.

Вторая группа факторов, формирующих конкурентную рыночную среду здравоохранения, определяет условия, при которых обеспечение конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения принципиально различается на оперативном и стратегическом уровнях.

Важными показателями конкурентоспособности на оперативном уровне могут быть показатели эффективности, деловой активности и пр. В то время как конкурентоспособность частных предприятий здравоохранения в стратегическом плане определяется инвестиционной привлекательностью, критерием которой является рост рыночной цены частных предприятий здравоохранения.

Существует объективная взаимосвязь и взаимозависимость между конкурентоспособностью и рыночной ценой предприятия здравоохранения. Рыночная цена частного предприятия здравоохранения тем выше, чем более привлекательным с точки зрения потенциального инвестора выглядит данное предприятие на рынке медицинских услуг (оптимальным объектом для инвестиций является занимающее стабильное положение на рынке медицинских услуг, эффективно управляющее своими ресурсами, конкурентоспособное предприятие здравоохранения). Инвестиционная привлекательность является главной задачей при обеспечении конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения в стратегическом плане. Таким образом, можно констатировать наличие взаимосвязи между факторами формирования рыночной цены частного предприятия здравоохранения как субъекта предпринимательской деятельности на рынке медицинских услуг и показателями конкурентоспособности предприятия здравоохранения.

Оценка уровня конкурентоспособности частного предприятия здравоохранения позволяет ему использовать свой потенциал адекватно рыночной ситуации. Совершенно очевидно, что для такого сложного в части разнообразия видов оказываемых медицинских услуг объекта, каковым является частное предприятие здравоохранения, сложно подобрать универсальные показатели конкурентоспособности, отражающие все аспекты его деятельности.

Оценка уровня конкурентоспособности частного предприятия здравоохранения является одним из главных элементов формирования его конкурентоспособности. В ходе систематизации результатов проведённого сравнительного анализа подходов и методов оценки конкурентоспособности предприятий сферы услуг в целом, и предприятий здравоохранения в частности, применяемых современной практике управления здравоохранением был выявлен целый ряд недостатков. С учётом выявленных недостатков и ограничений сформулированы следующие требования к разрабатываемой методике оценки конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения:

методика должна стать инструментом разработки управленческих решений, направленных на формирование конкурентоспособности хозяйствующих субъектов сферы здравоохранения;

основу методики должен составить принцип комплексности, реализация которого построена на простом и понятном алгоритме действий;

в методике должны использоваться количественные методы оценки и непосредственного измерения, базирующиеся на реально доступных данных и стандартных показателях, категориях, терминах;

методика должна быть построена на формализации расчетов относительной конкурентоспособности частного предприятия здравоохранения в виде комплексного показателя конкурентоспособности, учитывающего влияние внешних и внутренних факторов;

методика должна быть обеспечена практическими рекомендациями по применению результатов количественной оценки уровня конкурентоспособности частного предприятия здравоохранения с целью выработки инструментов её дальнейшего повышения.

3. Разработана комплексная двухэтапная методика оценки конкурентоспособности и система инструментов воздействия на уровень конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения.

Анализ конкурентной позиции частного предприятия здравоохранения требует решения ряда задач, которые сгруппированы в диссертации по признакам, характеризующим потенциал конкурентоспособности: первая группа – оценка внутреннего потенциала конкурентоспособности; вторая группа – оценка внешнего потенциала конкурентоспособности предприятия здравоохранения.

Руководствуясь задачами первой группы, предприятие здравоохранения определяет степень собственной эффективности на сложившемся конкурентном рынке. Задачи второй группы ставят предприятие здравоохранения перед необходимостью внешней (рыночной) оценки его деятельности.

Исходя из этого, разработана двухэтапная методика оценки конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения, базирующаяся на оценке финансово-экономических показателей и финансовых потоков.

Первый этап методики представляет собой оценку внутренней конкурентоспособности частного предприятия здравоохранения:

объектом оценки являются внутренние факторы конкурентоспособности самого частного предприятия в динамическом ряду как наиболее гибкие и поддающиеся оперативному управленческому воздействию, в отличие от внешних – более статичных и трудно управляемых;

субъектом оценки являются должностные лица, контролирующие и вспомогательные службы частного предприятия здравоохранения, участвующие в принятии управленческих решений;

целью оценки является разработка мероприятий, направленных на поддержание и развитие конкурентных преимуществ, повышение потенциала конкурентоспособности, реализацию тактики и стратегии развития финансово-хозяйственной деятельности частного предприятия здравоохранения.

В рамках второго этапа методики производится оценка внешней конкурентоспособности частного предприятия здравоохранения:

объектом оценки являются внешние, реальные и потенциальные факторы формирования конкурентоспособности частного предприятия здравоохранения, способные повлиять на формирование рыночной цены частного предприятия здравоохранения, в моментном ряду (на определённую дату) в сравнении с другими предприятиями отрасли;

субъектом оценки являются потенциальные инвесторы или деловые партнёры, заинтересованные в определении рыночной цены частного предприятия здравоохранения для инвестирования в него своего капитала;

целью оценки является обоснование целесообразности инвестиций и оценка внешнего потенциала конкурентоспособности, выраженного в реальной рыночной цене частного предприятия здравоохранения.

Оба этапа предлагаемой методики могут использоваться как самостоятельные инструменты анализа, но только их совместное последовательное применение позволяет определить конкурентный потенциал частного предприятия здравоохранения с учётом внутренних и внешних факторов. Итогом оценки является комплексный показатель конкурентоспособности анализируемого частного предприятия здравоохранения, позволяющий вести сопоставления с предприятиями-конкурентами.

Анализ внутренней конкурентоспособности (I этап методики) частного предприятий здравоохранения проводится по следующему алгоритму:

оценка доходов частного предприятия здравоохранения;

оценка расходов частного предприятия здравоохранения;

оценка финансовых результатов деятельности частного предприятия здравоохранения;

оценка ликвидности финансовых ресурсов частного предприятия здравоохранения;

оценка внутреннего потенциала конкурентоспособности частного предприятия здравоохранения;

выводы (на основе динамики оценочных показателей) об уровне конкурентоспособности и факторах, оказывающих влияние на формирование внутреннего конкурентного потенциала частного предприятия здравоохранения, что является основой для перехода ко второму этапу методики.

Анализ внутренней конкурентоспособности сопровождается расчётом показателей платёжеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности (оборачиваемости) и показателей эффективности функционирования по доходам и расходам на примере конкретных предприятий здравоохранения.

В ходе функционирования на отраслевом рынке у предприятия здравоохранения возникает необходимость, наряду с традиционными показателями экономической эффективности, и в социальном критерии оценки эффективности деятельности направленной на оказание медицинских услуг населению. Этим критерием может стать лояльность пациентов, выраженная индексом лояльности (Iл).

Индекс рассчитывается как соотношение числа постоянных пациентов, получивших лечение на данном предприятии здравоохранения, к общей массе пациентов предприятия здравоохранения за определённый период (квартал, полугодие, год).

Положительная динамика индекса лояльности свидетельствует о том, что всё большее количество пациентов устраивает уровень оказания медицинских услуг в условиях данного частного предприятия здравоохранения, и они (пациенты) останавливаются в долгосрочной перспективе на конкретном предприятии здравоохранения, выбирая из множества конкурентов. Снижение индекса лояльности говорит о том, что общая эффективность деятельности по оказанию медицинских услуг уменьшилась, и постоянные пациенты делают выбор в пользу конкурентов.

Оценивая общий внутренний потенциал конкурентоспособности частного предприятия здравоохранения важно соотносить его коммерческую эффективность, как и любого другого предприятия, с общественным эффектом от его функционирования посредством корректировки показателя экономической эффективности частного предприятия здравоохранения на индекс лояльности пациентов.

В ходе диссертационного исследования была проведена количественная оценка внутренней конкурентоспособности частного предприятия здравоохранения по предлагаемой методике на примере ООО «Частная медицина».

Апробация первого этапа методики в рамках медицинской информационной системы «Дентал фо Виндоуз» на базе более чем 160 стоматологических клиник в 86% случаев продемонстрировала наличие прямой корреляционной связи между положительной динамикой показателя внутренней конкурентоспособности и ростом индекса лояльности. Вместе с тем, в 74% случаев снижение показателя внутренней конкурентоспособности сопровождалось снижением индекса лояльности, и только в 26% случаев было обусловлено снижением показателя экономической эффективности (Кэф), что свидетельствует о приоритете социальных факторов при формировании конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения на рынке медицинских услуг.

Данные о динамике оценочных показателей, полученные в ходе первого этапа, являются основой для перехода ко второму этапу методики. На втором этапе методики производится анализ внешней конкурентоспособности частного предприятия здравоохранения.

Мобилизация и развитие внешнего конкурентного потенциала частного предприятия здравоохранения невозможна без обеспечения его инвестиционной привлекательности. Таким образом, частное предприятие здравоохранения представляется в виде некоего объекта инвестиций, являющегося носителем определённой полезности и, как следствие, потребительной стоимости для реального или потенциального инвестора. Подобная исследовательская позиция учитывает происходящий в последнее время перенос основной конкурентной борьбы с товарных рынков на существенно пострадавшие во время кризиса рынки капитала и нарастающие тенденции разгосударствления лечебно-профилактических учреждений, в результате которых бывшие государственные медицинские учреждения могут стать полновесными участниками рынка частной медицины.

Оценивая частное предприятие здравоохранения как субъект предпринимательской деятельности, важно принимать во внимание перспективы его развития. В этом случае для определения его рыночной цены принципиальное значение имеет та часть капитала, которая способна в будущем приносить доход. Кроме этого, для собственника важно оценить сроки, после которых можно будет получать доходы и степень риска собственных вложений. Всю совокупность обозначенных факторов, влияющих на оценку частного предприятия здравоохранения как субъекта предпринимательской деятельности, способен учесть метод дисконтированных денежных потоков (далее – метод ДДП).

Оценка внешней конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения, с применением метода ДДП, имеет свой алгоритм.

Оценка рыночной стоимости предприятия здравоохранения методом ДДП.

Сам алгоритм метода ДДП является общепринятым и описан в специализированной литературе. Подробные расчеты показателей денежного потока с описанием используемых математических формул приводятся в тексте диссертационной работы.

II. Расчёт относительного коэффициента внешней конкурентоспособности.

В результате оценки обоснованной рыночной стоимости собственного капитала предприятия здравоохранения методом дисконтированных денежных потоков определяется внешний потенциал конкурентоспособности и динамика связанного с ней денежного потока, который сравнивается с показателем базового отраслевого аналога. Если расчётный коэффициент относительной внешней конкурентоспособности анализируемого предприятия здравоохранения больше единицы, это свидетельствует о высоком (в сравнении с базовыми отраслевыми показателями) конкурентном потенциале предприятия на рынке медицинских услуг.

III. Расчёт комплексного показателя конкурентоспособности частного предприятия здравоохранения.

Предлагаемый в диссертационном исследовании, комплексный показатель конкурентоспособности синтезирует в себе оценку внутренней и внешней конкурентоспособности частного предприятия здравоохранения.

Расчёт комплексного показателя конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения, наряду с использованием результатов оценки их внутренней и внешней конкурентоспособности, даёт возможность определить лидеров отрасли и способствует выявлению путей повышения конкурентоспособности анализируемых предприятий на рынке медицинских услуг.

Таким образом, в ходе исследования была разработана методика оценки лечебно-профилактической и финансово-хозяйственной деятельности частных предприятий здравоохранения и определения комплексного показателя конкурентоспособности, с учетом оценки их внутренней и внешней конкурентоспособности, выработан последовательный оценочный механизм, адаптирующий методы финансово-экономического анализа к особенностям функционирования частных предприятий здравоохранения. Методика является инструментом комплексного анализа конкурентоспособности и позволяет вести внутриотраслевые сравнения предприятий здравоохранения, учитывая ресурсообеспеченность, факторы внутренней и внешней среды на рынке медицинских услуг.

Разработанная методика имеет ряд принципиальных особенностей:

используемые в методике показатели отличаются высокой степенью сопоставимости, что является несомненным преимуществом при анализе частных предприятий здравоохранения различного профиля (моноклиники и поликлиники);

сама методика и результаты её применения доступны для восприятия финансовых служб и медицинских работников в виду простоты алгоритма и выходных форм;

существует возможность практического применения методики как в целом, так и в отдельных её блоках для обоснования и оценки принимаемых управленческих решений, направленных на повышение уровня конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения. Использование первого этапа методики в части оценки экономической эффективности, скорректированной на индекс лояльности пациентов, допустимо для мониторинга сектора платных медицинских услуг в государственных и муниципальных лечебных учреждениях.

Заключительным этапом формирования конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения является разработка программы, учитывающей потенциальные возможности повышения уровня его конкурентоспособности и рыночной цены с использованием следующих инструментов: увеличение денежного потока от лечебно-профилактической деятельности; оптимизация производственных запасов и дебиторской задолженности; рост операционной эффективности оказания медицинских услуг; управление капитальными вложениями; создание системы оптимизации уплаты налогов; мониторинг уровня рентабельности инвестиций; регулирование доли прибыли, направляемой на капитальные вложения; оптимизация соотношения собственных и заёмных средств; улучшение системы менеджмента и маркетинга на предприятии здравоохранения; выбор уникальной конкурентной стратегии и пр.

В Заключении диссертации обобщены результаты проведённого исследования, сформулированы основные научные выводы, предложения и рекомендации, вытекающие из её содержания.

Публикации

По теме диссертации опубликованы 6 работ общим объёмом – 2,1 п.л. (весь объём авторский).

Публикации в научных изданиях, рекомендованных ВАК России

Арабчиков К. Н. Проблемы конкурентоспособности в системе российского здравоохранения // Вестник АКСОР. 2009. № 1. – 0,32 п.л.

Арабчиков К. Н. Финансово – экономические механизмы повышения конкурентоспособности предприятий здравоохранения (методические аспекты) // Микроэкономика. 2008. № 7. – 0,33 п.л.

Публикации в других научных изданиях

Арабчиков К. Н. Анализ факторов и показателей конкурентоспособности предприятий здравоохранения // Государственный аудит. Право. Экономика. 2010. № 1. – 0,56 п.л.

Особенности здравоохранения как отрасли сферы услуг: Труды конференции 24-28 марта 2008 года. XXX Юбилейная итоговая конференция молодых ученых. — М., 2008. — 0,29 п.л.

Особенности конкурентного рынка в здравоохранении: Труды конференции 2007 г. XXIX Итоговая конференция общества молодых ученых МГМСУ. — М., 2007. — 0,25 п.л.

Арабчиков К. Н. Управление стоматологической клиникой // Конкурентоспособность стоматологических услуг: Сборник научных трудов / Под редакцией профессора Павлова С.Н. — М., 2006. – 0,35 п.л.

См., например: Коупленд Т. Стоимость компаний: оценка и управление /Коупленд Т., Колер Т., Мурин Дж. — М.: Олимп-Бизнес, 2002. -51 с.

PAGE

PAGE \* MERGEFORMAT 1

PAGE

PAGE \* MERGEFORMAT 1

PAGE 4

PAGE \* MERGEFORMAT 26