Формирование компетентности в организации социально-правовой под

На правах рукописи

Губанов Максим Юрьевич

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ У БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ВУЗЕ

Специальность: 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (социальная работа – уровень высшего профессионального образования)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Тамбов – 2013

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном

образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Гарашкина Наталья Владимировна

Официальные оппоненты:

Фокин Владимир Андреевич

доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой социально-педагогических наук, социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

Гриднев Андрей Григорьевич

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры государственного и муниципального управления Второго Тамбовского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»

Защита состоится «28» июня 2013 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.261.05 в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» по адресу: Россия, 392003, г. Тамбов, ул. Рылеева, д. 52, зал заседания диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

Текст автореферата размещен на сайте Министерства образования и науки РФ (www.vak.ed.gov.ru).

Автореферат разослан «___» мая 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Л.К. Иванова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современной социальной ситуации происходят динамичные изменения в обществе, в государственной политике, повышается значение защиты прав человека, что усиливает роль социальной работы как деятельности, реализующей социальную политику и обеспечивающей конструктивное решение социальных проблем населения.

К стратегическим направлениям государственной политики России на современном этапе относятся укрепление правового государства и гражданского общества, усиление внимания к проблемам молодежи. В государственной молодежной политике значимым направлением является стартовая поддержка молодежи как инновационного ресурса общества. Социальный работник как профессионал, реализующий политику государства, призван оказывать помощь и осуществлять профилактическую работу со всеми группами населения, защищать интересы, организуя социальную поддержку наиболее незащищенных категорий граждан. В современных условиях важность приобретает социальная поддержка молодежи как объекта и субъекта социальной работы.

К востребованным государством, обществом и социальными службами видам деятельности профессионалов социальной сферы относится социально-правовая поддержка, с учетом увеличения проблем в молодежной среде актуализируется организация социально-правовой поддержки молодежи. В этой связи возникает общественный и государственный заказ вузовской подготовке на усиление внимания к вопросам формирования у студентов – будущих социальных работников компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи, что объясняет повышение значимости теоретической разработки и практического внедрения педагогических моделей данного процесса в вузе.

В науке есть предпосылки для разработки теоретико-прикладных аспектов проблемы формирования компетентности будущего социального работника в организации социально-правовой поддержки молодежи как задачи высшего образования в области социальной работы.

К настоящему времени возросло количество исследований, посвященных теории и методике высшего образования в области социальной работы (Н.Ф. Басов, В.Г. Бочарова, Н.Ш. Валеева, М.А. Галагузова, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, В.И. Жуков, Н.П. Клушина, А.А. Козлов, В.В. Колков, Р.М. Куличенко, В.А. Никитин, П.Д. Павленок, Н.М. Платонова, Л.В. Топчий, В.С. Торохтий, М.В. Фирсов, В.А. Фокин, Е.И. Холостова, Н.Б. Шмелева, Г.П. Штинова, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.).

Профессиональная компетентность и условия ее формирования в процессе вузовской подготовки специалистов исследованы в работах В.М. Байденко, В.А. Болотова, С.М. Вишняковой, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Н.В. Кузь-миной, А.К. Марковой, Г.В. Мухаметзяновой, Л.А. Петровской, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и др.

Отдельные аспекты профессионально-правовой компетентности специалистов освещаются в работах С.А. Беличевой, В.А. Лукова, Е.А. Певцовой, Л.В. Федякиной и др.

Социальная работа с молодежью и различные аспекты социальной поддержки различных групп молодежи исследуют С.С. Гиль, С.И. Григорьев, И.М. Ильинский, И.А. Липский, В.Т. Лисовский, М.И. Рожков, В.П. Слуцкий и др.

Выполнены работы по формированию правовой компетентности у будущих специалистов социальной работы в процессе профессиональной подготовки в вузе (М.А. Горбушина, 2007), по формированию правовой культуры будущего социального работника в вузовской подготовке (Н.А. Гарашкин, 2010), по формированию правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки (А.В. Коротун, 2010), по технологиям вузовского обучения будущего социального работника правовому просвещению населения (А.А. Полханов, 2011).

Однако в этих исследованиях не рассматривался процесс формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у студентов – будущих социальных работников в вузовской подготовке.

К настоящему времени проблема формирования компетентности будущего социального работника в организации социально-правовой поддержки молодежи остается недостаточно разработанной, что привело к возникновению ряда противоречий между:

– потребностями общества, государства, учреждений социальной сферы в специалистах социальной работы, способных осуществлять организацию социально-правовой поддержки молодежи, и недостаточным уровнем компетентности в данной деятельности у выпускников вуза;

– необходимостью формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у студентов-будущих социальных работников в условиях вузовской подготовки и недостаточной теоретико-методической разработанностью данного процесса;

– возможностями вуза в формировании данного вида социально-правовой компетентности и неполной их реализацией в связи с ограниченностью имеющегося научно-методического обеспечения.

Перечисленные противоречия позволяют сформулировать проблему настоящего исследования: каковы теоретические основы и педагогические условия формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у будущего социального работника в вузовской подготовке?

Актуальность проблемы, ее социальная значимость, недостаточная разработанность и объективная потребность практики обусловили выбор темы данного диссертационного исследования. Решение поставленной проблемы составляет цель исследования: разработать теоретические основы формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи в процессе вузовской подготовки будущего социального работника и выявить педагогические условия, обеспечивающие результативность данного процесса.

Объект исследования: вузовская подготовка будущих социальных работников.

Предмет исследования: процесс формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у студента-будущего социального работника в вузовской подготовке.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у студента-будущего социального работника в вузовской подготовке будет эффективен, если:

– определены содержание и структура компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у специалиста социальной работы, позволяющая проектировать содержательную составляющую образовательного процесса в вузе;

– на основе системного, культурологического, компетентностного и контекстного подходов разработана и внедряется модель формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у будущего социального работника в вузовской подготовке, включающая: концептуально-обеспечивающий, содержательно-методический, процессуально-алгоритмический и критериально-результативный компоненты;

– реализуются педагогические условия, обеспечивающие результативность формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у студента-будущего социального работника в вузе: проектирование и реализация учебной дисциплины «Организация социально-правовой поддержки молодежи» и дидактических разделов в базовых и специальных учебных дисциплинах, обеспечивающих формирование компонентов профессионально-правовой компетентности студента; использование традиционных и инновационных форм и методов вузовской подготовки, позволяющих студенту освоить объектно- и субъектно-ориентированные технологии организации социально-правовой поддержки молодежи; включение студентов в различные формы взаимодействия субъектов образовательно-профессиональной среды, инициирующих разработку и реализацию социально-правовых проектов, адресованных различным группам молодежи.

Задачи исследования:

1) определить содержание и структурный состав компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у специалиста социальной работы и критериально-уровневую базу для оценки результативности процесса формирования данной компетентности у студентов-будущих социальных работников;

2) на основе системного, культурологического, компетентностного и контекстного подходов выделить группы принципов формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у будущего социального работника в вузовской подготовке и разработать модель исследуемого процесса;

3) теоретически обосновать и апробировать педагогические условия результативности процесса формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у студента- будущего социального работника в вузовской подготовке.

Методологическую основу исследования составляют: общефилософские положения о взаимосвязи, взаимообусловленности социальных явлений и педагогической практики, социальной детерминированности воспитания, образования и развития личности, о человеке как субъекте саморазвития; положения педагогики и психологии о становлении личности, педагогические концепции высшей школы. Методологическую функцию в исследовании реализуют системный подход к познанию педагогических и социально-правовых процессов, а также культурологический, компетентностный и контекстный подходы, их основные положения об условиях формирования социально-правовой компетентности личности профессионала.

Теоретической основой исследования являются: теории становления человека как активного субъекта культуры (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Г.С. Батищев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков); теории личностно-профессионального становления будущего специалиста (А.П. Беляева, Е.А. Кли-мов, М.И. Старов, М.С. Чванова, С.Н. Чистякова); концепции культурологического (О.С. Газман, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, Н.Б. Крылова, Н.Е. Щуркова), компетентностного (И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской), контекстного (А.А. Вербицкий) подходов к высшему образованию; концепции социального образования (С.И. Григорьев, В.И. Жуков, Р.М. Куличенко, В.А. Никитин, Н.М. Платонова, В. А. Сластенин, Н.Б. Шмелева); ювенологические концепции (И.М. Ильинский, И.А. Липский, В.Т. Лисовский, М.И. Рожков, В.П. Слуцкий); концептуальные положения о сущности обучения в вузе (В.И. Андреев, С.И. Архангельский, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов), о разработке содержания образования (С.Я. Батышев, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый), о методах обучения и воспитания в высшей школе (В.В. Гузеев, М.М. Левина, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, Д.В. Чернилевский, Н.Г. Щуркова и др.), о специфике вузовской подготовки социальных работников (Н.Ф. Басов, Н.Ш. Валеева, Н.В. Гарашкина, Т.П. Дьячек, Н.П. Клушина, В.В. Сизикова, Л.В. Федякина, М.В. Фиросов, В.А. Фокин), о правовой подготовке и правовом воспитании молодежи (Е.В. Аграновская, А.В. Малько, Т.В. Муслумова, Е.А. Певцова, А.П. Семитко, В.П. Сальников, В.И. Чепурнов).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования. Теоретические методы исследования: анализ, синтез, обобщение при изучении философской, науковедческой, социологической, психологической, педагогической и методической литературы, учебников, учебных пособий, учебных планов и программ, выполненных ранее диссертационных исследований; моделирование. Эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ документации, обобщение практического опыта, педагогический эксперимент. Для обработки результатов педагогического эксперимента использовались статистические методы.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось на базе Института социальных и образовательных технологий Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (далее ТГУ). В целом опытной работой было охвачено 12 преподавателей, 217 студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа».

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

На первом этапе (2010–2011 гг.) осуществлялся анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; определены методология и методика исследования, его научный аппарат; осуществлялся анализ современного состояния проблем правовой подготовки будущих социальных работников и формирования компетентности студентов-будущих социальных работников в организации социально-правовой поддержки молодежи. На этом этапе осмысливались теоретические предпосылки исследования, был осуществлен анализ научных подходов и теорий, в рамках которых разрабатывалась методика проведения исследования, проводился констатирующий эксперимент, включающий диагностику исходного уровня компетентности студентов в организации социально-правовой поддержки молодежи в контрольной и экспериментальной группах.

На втором этапе (2011–2012 гг.) были сформулированы положения, определяющие теоретические основы формирования компетентности у будущих социальных работников в организации социально-правовой поддержки молодежи, разработана модель исследуемого процесса, определены критерии и показатели сформированности данной компетентности у студентов, начался формирующий эксперимент (введение разделов, формирующих конкретный вид профессионально-правовой компетентности студентов в учебные дисциплины «Права человека и социальная работа», «Конфликтология в социальной работе», «Технология социальной работы», «Ювенология», «Правовое обеспечение социальной работы», «Прикладные технологии социального менеджмента», разработка дидактического обеспечения и реализация курса «Организация социально-правовой поддержки молодежи» и др.).

На третьем этапе (2013 г.) обобщен, систематизирован материал исследования, обработаны полученные данные опытно-экспериментальной работы, уточнены основные теоретические выводы, оформлен текст диссертации и автореферата.

Достоверность научных результатов обеспечивалась обоснованностью исходных методологических и теоретических позиций, целостным подходом к исследуемой проблеме; применением комплекса методов исследования, адекватного предмету, цели и задачам, сочетанием количественных и качественных методов анализа; корректным использованием процедур математико-статистической обработки и оценки данных опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования:

— определены сущность и структурный состав компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у специалиста социальной работы (аксиологический, когнитивный и деятельностный компоненты), критерии, показатели и уровни сформированности данной компетентности у студентов-будущих социальных работников;

— выделены группы принципов формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у будущего социального работника в вузовской подготовке (системные, культурологические, компетентностно- и контекстно-ориентированные);

— разработана модель формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у будущего социального работника в вузовской подготовке, включающая концептуально-проектировочный, субъектный, содержательно-методический, процессуально-алгоритмический и критериально-результативный компоненты и технологии педагогической деятельности, самостоятельной деятельности студентов и совместной деятельности субъектов образовательно-профессиональной среды вуза, обеспечивающие формирование данной компетентности;

— теоретически обоснованы педагогические условия, обеспечивающие результативность процесса формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у студента-будущего социального работника в вузовской подготовке.

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в теорию и методику образования в области социальной работы, в частности в разработку педагогических основ формирования компетентности у будущих социальных работников в организации социально-правовой поддержки молодежи, с позиций системного, культурологического, компетентностного и контекстного подходов определены ведущие категории исследования, группы принципов, педагогические условия, критериально-уровневый аппарат оценки результативности процесса формирования данного вида профессионально-правовой компетентности. Введены в контексте исследования понятия: формирование компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у студента-будущего социального работника, компетентность в организации социально-правовой поддержки молодежи. Разработанная модель формирования компетентности у студента-будущего социального работника в организации социально-правовой поддержки молодежи может служить теоретической базой для проектирования данного процесса на различных этапах системы непрерывного социального образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в системе вузовской подготовки специалистов социального профиля. Материалы исследования послужили основой для разработки учебно-методического обеспечения правовой подготовки студентов (тесты, индивидуальные задания для студентов, вариативные разделы базовых и специальных учебных дисциплин и содержание программы «Организация социально-правовой поддержки молодежи»), а также технологического обеспечения студенческих проектов правовой направленности, которые могут быть использованы в образовательно-воспитательном процессе вуза, при разработке спецкурсов в процессе подготовки социальных работников, в программах повышения квалификации специалистов социальной сферы, в разработке программ правового информирования и просвещения в образовательных и социальных учреждениях и службах, работающих с подростками и молодежью.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Компетентность социального работника в организации социально-правовой поддержки молодежи рассматриваем как способность решать социально-правовые проблемы и задачи реальных жизненных ситуаций молодежи на основе социально-правовых знаний, ценностей и опыта, в соответствии с нормативными рамками реализации технологической деятельности социального работника на основе координации и привлечения ресурсов самой молодежи, социальных служб, общественных и других организаций и учреждений. Структурный состав компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у специалиста социальной работы включает: аксиологический, когнитивный и деятельностный компоненты.

Критериями сформированности у студентов будущих социальных работников компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи являются аксиологический, когнитивный, деятельностный и соответственно показатели – ценности, знания, умения и опыт в разработке и реализации технологий решения социально-правовых проблем молодежи, уровни – высокий, средний, низкий.

2. Формирование компетентности будущего социального работника в организации социально-правовой поддержки молодежи в ходе вузовской подготовки – это сложное единство педагогической деятельности, совместной деятельности субъектов образовательно-профессиональной среды и самостоятельной деятельности студента, нацеленное на приобретение им способности в разработке и реализации технологий, нацеленных на решение социально-правовых проблем молодежи.

3. Модель формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у будущего социального работника в вузовской подготовке включает компоненты: концептуально-проектировочный, содержательно-методический, субъектный, процессуально-алгоритмический и критериально-результативный.

Концептуально-обеспечивающий компонент модели содержит в себе идеи (гуманизации, демократизации, опережения, социального партнерства, повышения качества), подходы (системный, культурологический, компетентностный, контекстный), принципы (системности и дополнительности; культуросообразности и учета специфики правовой культуры молодежи; субъектности и сознательности в освоении профессионально-правовой компетентности; моделирования содержания и форм профессиональной деятельности в разрешении социально-правовых проблем молодежи; ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения; сочетания новых и традиционных педагогических технологий) и педагогические условия.

Субъектный компонент включает субъектов образовательно-профессио-нальной среды: преподавателей, студентов, руководителей и специалистов социальных и молодежных служб, организаций, представителей общественных организаций – и других субъектов научного, профессионального и гражданского сообществ, влияющих на решение социально-правовых проблем молодежи.

Содержательно-методический компонент модели включает инвариантный и вариативный содержательные блоки, а также формы и методы вузовской подготовки будущего социального работника, обеспечивающие формирование компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи.

Процессуально-алгоритмический компонент модели содержит три алгоритма технологий: педагогической деятельности, самостоятельной деятельности студентов и совместной деятельности субъектов образовательно-профессиональной среды вуза.

Критериально-результативный компонент модели раскрывает результат, критерии, показатели и уровни сформированности у студента компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи.

4. Педагогические условия, обеспечивающие результативность процесса формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у студента – будущего социального работника в вузовской подготовке:

– проектирование и реализация программы учебной дисциплины «Организация социально-правовой поддержки молодежи», а также дидактических разделов базовых и специальных учебных дисциплин, обеспечивающих формирование компонентов профессионально-правовой компетентности студента;

– использование традиционных и инновационных форм и методов вузовской подготовки, позволяющих студенту освоить объектно- и субъектно-ориентированные технологии организации социально-правовой поддержки молодежи;

– включение студентов в различные формы взаимодействия субъектов образовательно-профессиональной среды, инициирующих разработку и реализацию социально-правовых проектов, адресованных различным группам молодежи.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные идеи и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры социальной работы, ювенологиии и управления в социальной сфере ТГУ имени Г.Р. Державина. Результаты исследований апробированы на международных, межрегиональных, межвузовских научно-прак-тических конференциях: «Державинские чтения» (Тамбов, 2010, 2011, 2012, 2013 гг.), «Актуальные проблемы теории и практики социального воспитания» (Тамбов, 2010 г.), «Становление профессии «социальный работник»: опыт и перспективы» (Тамбов, 2010, 2012 гг.), «Социальная педагогика: вызовы 21 века» (Тамбов, 2011г.), «Проблемы формирования профессионализма специалистов социальной работы» (Екатеринбург, 2012г.), а также нашли свое отражение в ряде публикаций по теме исследования. Всего по теме исследования опубликовано 15 работ.

Материалы диссертационного исследования апробировались в учебно-воспитательном процессе Института социальных и образовательных технологий ТГУ.

Структура диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется его проблема, цель и задачи, гипотеза, объект и предмет исследования; раскрываются методологические основы и методы диссертационного исследования, представляются положения, выносимые на защиту, излагается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, данные об апробации работы и внедрении ее результатов.

В первой главе «Теоретическое обоснование процесса формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у будущего социального работника в вузовской подготовке»представлен теоретический анализ и основные положения, составляющие исходные позиции исследования, раскрыта сущность организации социально-правовой поддержки как технологии социальной работы с молодежью, определены содержание и структура компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи как вида профессиональной компетентности социального работника, выделены предпосылки, принципы и научно обоснована модель формирования данного вида компетентности у будущего социального работника в вузовской подготовке социальных работников.

Организация социально-правовой поддержки рассматривается в исследовании как востребованная практикой технология социальной работы с молодежью, которая требует научного осмысления совокупности действий, приводящих гарантированно к достижению поставленных целей деятельности профессионала с данной социально-демографической группой населения.

Опираясь на исследования ювенологов и исследования по проблемам социальной работы с молодежью (С.С. Бразевич, Л.Г. Гуслякова, С.И. Григорьев, В.А. Луков, Е.Г. Слуцкий, В.И. Чупров, Т.А. Юзефавичус и др.), уточнено понимание молодежи не только как объекта опеки и управления, но как субъекта инновационных социальных перемен, а также понимание социальной работы с молодежью как профессиональной и волонтерской деятельности, направленной на обеспечение социального благополучия молодого поколения и отдельного молодого человека, молодой семьи, осуществляемой государственными, региональными, муниципальными службами, а также коммерческими и общественными организациями, отдельными гражданами.

В исследовании отмечается, что в социальной работе с молодежью социальная поддержка имеет особое значение, так как она направлена на то, чтобы помочь клиенту увидеть собственный смысл во взаимодействии с представителем социальной службы, построить собственную линию поведения, которая признается клиентом как значимая и необходимая для него (Н.Ф. Басов).

Организация социально-правовой поддержки молодежи является значимой технологией социальной работы с данной возрастной группой. Данный вывод согласуется с позицией М.И. Рожкова о том, что поддержка молодого человека необходима в построении им социальных отношений, оказании ему помощи в решении личностных проблем и преодолении трудностей социализации. Содержание социально-правовой поддержки детерминируется совокупностью социально-правовых проблем молодежи, возникающих при взаимодействии молодежи и общества и связанных с социальным функционированием, социальным развитием и самореализацией молодых людей. Методы социально-правовой поддержки молодежи многообразны из-за различий: в образовательном, культурном, социальном, материальном уровне, в физическом состоянии, в возрасте.

Опираясь на исследования в области социальных технологий, организация социально-правовой поддержки молодежи определяется как технология профессиональной и непрофессиональной социальной работы, включающая: диагностику социально-правовых проблем в жизнедеятельности молодежи, определение путей их решения, оптимальный выбор и реализацию социально-правовых средств, привлечение и координацию субъектов социально-правовой поддержки к решению задач активизации и защиты молодежи в конкретной социальной ситуации.

Установлено, что данная востребованная и перспективная технология осуществляется на следующих уровнях: институциональном (государственная, региональная, муниципальная социальная политика в отношении молодежи и политика социальной службы, организации, учреждения) и клиенто-ориентированном (индивидуальные и групповые формы и методы социально-правовой деятельности) и включает два направления, обеспечивающие «социальные лифты» для молодежи: 1 – социально-правовая поддержка активности молодежи и ее инициатив в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что дает возможность актуализировать творческий потенциал (превентивно-профилактическое направление); 2 – социально-правовая поддержка молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (направление социальной помощи). Данные направления отражают базовые стратегии технологии организации социально-правовой поддержки – активизации и защиты молодежи (субъектную и объектную).

На основе проведенного анализа теоретических исследований и практики вузовской подготовки будущих социальных работников выявлено, что в современных условиях существуют предпосылки, обусловливающие необходимость формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у будущих социальных работников как задачи системы вузовской подготовки. К данным предпосылкам отнесены две группы: внешние предпосылки (интенсивные преобразования в обществе, динамизм и многообразие социальных проблем в молодежной среде, превентивная государственная молодежная политика; инновационные процессы в социальных службах, прежде всего, внедрение ювенальных технологий; повышение требований со стороны молодежи как клиентов социальных служб и расширение проблемного поля социальной работы с молодежью; сегментация учреждений и организаций социальной инфраструктуры общества, в которой востребованы разнообразные варианты профессионально-правовой деятельности социальных работников с молодежью; реализация дифференцированной правовой подготовки социальных работников в вузе с учетом потребностей работодателей; научные разработки в области культурологического и компетентностного подходов, позволяющие разрабатывать модель формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у будущих социальных работников в вузе; возможности системы вузовской подготовки в формировании компонентов данного вида профессионально-правовой компетентности социального работника); внутренние предпосылки: (потребность и заинтересованность студентов – будущих социальных работников в формировании компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи как показателе их будущей конкурентоспособности на рынке труда; лидерские способности, субъектная позиция, мотивация студентов на решение молодежных проблем, опыт общественной, волонтерской и учебно-профессиональной деятельности с молодежью, мобильность, правовая информированность).

В ходе исследования проанализированы труды, посвященные отечественной системе высшего профессионального образования в области социальной работы (Н.Ф. Басов, В.Г. Бочарова, Н.Ш. Валеева, М.А. Галагузова, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, В.И. Жуков, И.А.Зимняя, Р.М. Куличенко, В.А. Никитин, Г.И. Осадчая, А.И. Панов, Е.Н. Приступа, В.В. Сизикова, А.В. Топчий, Л.В. Федякина, М.В. Фирсов, В.А. Фокин, Н.Б. Шмелева, Г.П. Штинова и др.), установлено: что данную систему необходимо рассматривать в контексте профессионализации социальной работы, так как вузовский этап социального образования обеспечивает педагогическую составляющую теории и практики социальной работы, а также пополняет кадровые ресурсы социальной сферы; что наиболее востребованным направлением современных исследований становится разработка компетентностно-ориенти-рованных моделей вузовской подготовки будущих социальных работников.

В работе отмечается, что теоретическое обоснование данных моделей должно начинаться с определения сущности и структуры конкретных, отвечающих требованиям социальной практики, видов профессиональной компетентности. К одной из таких относится компетентность социального работника в организации социально-правовой поддержки молодежи. Ее рассмотрение построено в логике уточнения сущности компетентности – сущности профессиональной компетентности – сущности профессионально-правовой компетентности социального работника.

Анализ исследований в области компетентностного подхода (Б.С. Гершунский, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Дж. Равен, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицина, А.В. Хуторской и др.) позволил определиться с пониманием компетентности как способности решать проблемы и типичные задачи реальных жизненных ситуаций на основе знаний, ценностей, учебного и жизненного опыта, а также с пониманием профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей способность решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и способностей.

В исследовании выделены как задачи профессиональной деятельности социального работника: задачи социально-правовой поддержки молодежи (помощи, защиты, консультирования, информирования, просвещения, профилактики, реабилитации, сопровождения различных категорий молодежи), а также организационно-управленческие задачи (диагностика, целеполагание, анализ, прогнозирование, моделирование, проектирование, обеспечение ресурсами, мотивация, координация, посредничество, контроль). В ходе организации социально-правовой поддержки молодежи социальный работник, решая данные задачи, применяет конкретные технологии социально-правовой поддержки и функциональные технологии социального менеджмента.

С учетом выявленных задач дано определение компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи как вида профессионально-правовой компетентности социального работника.

Компетентность социального работника в организации социально-правовой поддержки молодежи является видом его профессиональной компетентности, в котором интегрированы опыт, ценности, теоретические знания, практические умения, навыки, личностные качества, обусловливающие его успешность в осуществлении социально-правовых технологий на основе ювенологического подхода на макро-, мезо- и микроуровнях управления социальной работы.

В ходе исследования были выделены компоненты структуры компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи (аксиологический, когнитивный, деятельностный), которые послужили основой для разработки критериев и показателей ее сформированнности у студентов – будущих социальных работников. Для аксиологического критерия показателями являются ценностные отношения к решению молодежных проблем на правовых основах средствами организации социально-правовой поддержки. Показателями когнитивного критерия являются знания, позволяющие осуществить анализ социальной ситуации и проблемного поля молодежи и организовать решение социально-правовых проблем, осуществлять профессиональные действия в соответствии с нормами права. Показателями деятельностного критерия являются умения и опыт применения технологий социально-правовой деятельности с молодежью и социального менеджмента, способность проектировать технологии социально-правовой поддержки молодежи, реализовывать их на практике, привлекать и координировать специалистов различных учреждений и организаций, управлять коллективом, осуществлять анализ, контроль и самоконтроль, в совокупности позволяющие осуществлять социально-правовые технологии в работе с молодежью.

Взяв за основу подход Н.В. Гарашкиной, которая рассматривает вузовскую подготовку будущих социальных работников как профессионально-образовательную среду, содержащую возможности для самореализации личности в образовательной и профессиональной деятельности и формирования профессиональной компетентности, дано определение процесса формирования компетентности будущего социального работника в организации социально-правовой поддержки молодежи в ходе вузовской подготовки – это сложное единство педагогической деятельности, совместной деятельности субъектов образовательно-профессиональной среды и самостоятельной деятельности студента, нацеленное на приобретение им способности в решении социально-правовых проблем молодежи.

В ходе исследования определены четыре группы принципов формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у будущего социального работника в вузе: системные (системности и дополнительности), культурологические (культуросообразности и учета специфики правовой культуры молодежи), компетентностно-ориентированные (субъектности и сознательности в освоении профессионально-правовой компетентности) и контекстно-ориентированные (моделирования содержания и форм профессиональной деятельности в разрешении правовых проблем молодежи; ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения; сочетания новых и традиционных педагогических технологий).

На основе системного, культурологического, компетентностного и контекстного подходов разработана модель формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи (ОСППМ) у студента – будущего социального работника (БСР) в вузе, данная модель представлена на схеме рис. 1, она включает следующие компоненты: концептуально-проектировочный, субъектный, содержательно-методический, процессуально-алгоритмический и критериально-результативный.

В соответствии с социальными тенденциями и учитывая идеи развития образования в России (А.М. Новиков), концепции развития современного социального образования в РФ до 2020 года, выделены основные идеи развития вузовской подготовки будущих социальных работников, влияющие на исследуемый процесс: гуманизации, демократизации, опережающего характера

Рис. 1. Модель формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у будущего социального работника в вузе

вузовской подготовки; социального партнерства и повышения качества

подготовки с использованием потенциала всех субъектов образовательно-профессиональной среды вуза.

Концептуально-обеспечивающий компонент модели содержит в себе кроме идей подходы, принципы и педагогические условия, позволяющие научно обосновать результативность процесса формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у будущего социального работника в ходе вузовской подготовки.

Субъектный компонент в модели включает субъектов образовательно-профессиональной среды, к ним относим кроме преподавателей и студентов также руководителей и специалистов социальных и молодежных служб, организаций, представителей общественных организаций и других субъектов научного, профессионального и гражданского сообществ, решающих социально-правовые проблемы молодежи.

Содержательно-методический компонент модели включает инвариантный и вариативный содержательные блоки, а также формы и методы вузовской подготовки будущего социального работника, нацеленные на формирование компетентности в области организации социально-правовой поддержки молодежи. Применение компетентностного и контекстного подходов позволило выделить в содержании блоков разделы, связанные с составляющими профессиональной деятельности по организации социально-правовой поддержки молодежи, это: организационно-управленческий, социально-правовой и ювенологический разделы. Единицей содержания образования с учетом контекстного подхода (по А.А. Вербицкому) является проблемная ситуация, отражающая профессиональную деятельность во всей своей предметной и социальной неоднозначности.

Учитывая, что методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю.К. Бабанский), методы вузовской подготовки, как образовательно-профессиональной среды, могут рассматриваться как способы взаимосвязанной деятельности ее субъектов (прежде всего, преподавателя и студента, а также супервизора студенческой практики – социального работника).

Считаем, что формирование компетентности в области социально-правовой поддержки молодежи может быть достигнуто в целостной системе организации вузовской подготовки социальных работников при интерграции трех групп методов вузовской подготовки будущих социальных работников: методы обучения; методы самостоятельной работы студента; методы организации студенческой практики и волонтерства.

Процессуально-алгоритмический компонент модели описывает алгоритм педагогической деятельности, алгоритм самостоятельной деятельности студентов и алгоритм совместной деятельности субъектов образовательно-профессиональной среды вуза.

В ходе исследования разработана технология педагогической деятельности преподавателя по формированию компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у будущего социального работника в вузовской подготовке, которая реализуется посредством следующих этапов: проектировочного, мотивационно-информационного, организационного, рефлексивно-оценочного.

Составляющей процессуально-алгоритмического блока разработанной модели является технология совместной деятельности субъектов образовательно-воспитательной среды по формированию компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи, ее этапы: подготовительно-договорный; проектировочный; реализационный; контрольно-корректировочный. Важнейшее место в организации совместной деятельности субъектов среды играет подготовительный этап, который обеспечивает включение студентов в совместную деятельность, настраивает на конструктивное и творческое сотрудничество и предполагает заключение договоров или соглашений о совместной деятельности.

Разработанная технология самостоятельной деятельности студента по освоению компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи включает этапы: мотивационно-смысловой, аналитико-поисковый, проектный, организационный, рефлексивный.

Критериально-результативный компонент модели раскрывает результат – сформированность у будущего социального работника компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи, критерии (аксиологический, когнитивный, деятельностный), показатели и уровни сформированности у студента компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи.

Вторая глава диссертационной работы «Педагогические условия формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у будущего социального работника в вузе и результаты опытно-экспериментальной работы» содержит подробное обоснование педагогических условий, обеспечивающих результативность исследуемого процесса, представлено проектирование и реализация программы «Организация социально-правовой поддержки молодежи», дан анализ результатов опытно-экспериментальной проверки.

Эмпирическое исследование, проведенное в ходе опытно-экспери-ментальной работы в социальных учреждениях г. Тамбова и Тамбовской области (157 респондентов: студенты, выпускники и специалисты – представители баз студенческой практики), показало, что большинство педагогов вуза и работодателей (соответственно 93% и 78%) рассматривают формирование компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи как значимое направление профессиональной подготовки будущего специалиста социальной работы в вузе. На вопрос: существует ли система организации социально-правовой поддержки молодежи в учреждениях и организациях, мы получили следующие ответы: только 5% педагогов, 7% студентов и 10% работодателей подтвердили существование таковой системы. В качестве наиболее важных социально-правовых проблем молодежи респондентами названы: правовой нигилизм, низкая правовая культура и информированность молодежи; недостаточная готовность будущих специалистов социальной сферы организовывать решение правовых вопросов молодежи, отсутствие специализированных молодежных юридических центров, недостаточное количество бесплатных правовых услуг, ориентированных на социальные проблемы молодежи, и др.

Проведенный анализ потребности в организации социально-правовой поддержки молодежи, а также анализ групп социально-правовых проблем, с которыми сталкиваются различные категории молодежи (молодая семья, студенты, учащаяся молодежь, подростки и наиболее востребованных способов организации социально-правовой поддержки (консультирование, информирование, просвещение, сопровождение), показал необходимость теоретического обоснования и внедрения педагогических условий, способствующих результативности процесса формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у будущего социального работника в ходе вузовской подготовки. Данными условиями являются:

– проектирование и реализация программы учебной дисциплины «Организация социально-правовой поддержки молодежи», а также дидактических разделов базовых и специальных учебных дисциплин, обеспечивающих формирование компонентов профессионально-правовой компетентности студента;

– использование традиционных и инновационных форм и методов вузовской подготовки, позволяющих освоить объектно- и субъектно-ориенти-рованные технологии организации социально-правовой поддержки молодежи;

– включение студента в различные формы взаимодействия субъектов образовательно-профессиональной среды, инициирующих разработку и реализацию социально-правовых проектов, адресованных различным группам молодежи.

Обосновывая первое педагогическое условие, опирались на позицию С.И. Архангельского о том, что любая учебная дисциплина должна дополняться новым содержанием развивающейся науки и практики, соответственно дидактическое проектирование осуществлялось на основе компетентностного и контекстного подходов, с учетом структуры исследуемого вида профессионально-правовой компетентности, сущности базового процесса и технологий, необходимых в организации социально-правовой поддержки молодежи. В ходе исследования были спроектированы программа дисциплины «Организация социально-правовой поддержки молодежи» (5 курс – специалитет), а также разделы и темы дисциплин:

– «Конфликтология в социальной работе» – раздел «Средства решения социально-правовых конфликтов» – темы «Медиаторство в молодежных службах», «Конфликты в молодой семье и брачный контракт», «Примирительные и восстановительные технологии в решении молодежных проблем» и др. – 3 курс (специалитет, бакалавриат);

– «Технология социальной работы» – раздел «Социально-правовые технологии» – темы «Социально-правовые технологии в работе с подростками», «Социально-правовые технологии в молодежной общественной организации» – 3 курс (специалитет, бакалавриат);

– «Правовое обеспечение социальной работы» – раздел «Ювенальные основы правового обеспечения социальной работы» – темы «Основные гарантии прав ребенка», «Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» – 3 курс (специалитет, бакалавриат);

– «Проблемы социальной работы с молодежью» – тема «Нормативно-правовое регулирование организации социальной работы с молодежью» – 4 курс (специалитет);

– «Ювенология» – темы «Проблемы социализации молодежи как объект ювенологических исследований», «Исследования молодежи с позиции социальной работы» – 4 курс (специалитет);

– «Прикладные технологии социального менеджмента» – раздел «Технологии социального менеджмента в работе с молодежью» – темы «Правовое регулирование организации социальной работы с молодежью», «Социально-правовой патронаж семьи девиантного подростка» и др., – 5 курс (специалитет).

Вторым педагогическим условием результативности формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у будущего социального работника является использование традиционных и инновационных форм и методов вузовской подготовки, позволяющих освоить объектно- и субъектно-ориентированные технологии организации социально-правовой поддержки молодежи. С учетом позиции Н.В. Бордовской, инновационные методы вузовской подготовки – это объективно-новые, как результат педагогического творчества; это адаптированные к вузу зарубежные практики или из других сфер социальной и профессиональной деятельности; это известные методы, применяемые в новых условиях.

Опираясь на труды П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой объектно-ориентированные технологии в социальной работе рассматривались как технологии, применяемые для определенной категории населения (на уровне личности, группы, общины), находящейся в трудной жизненной ситуации; а субъектно-ориентированные – как технологии, во-первых, применяемые профессионалами как субъектами социальной работы в решении проблем всего населения (без учета степени проблемности), и технологии, позволяющие перевести клиента из объектного состояния в субъектное.

К методам, которые нацелены на формирование технологических параметров исследуемой компетентности, относятся методы модульного, проектного и контекстного обучения, информационно-коммуникативные и интерактивные методы, включая деловые, ролевые игры, моделирование социально-правовых процессов, тренинги. В качестве системообразующего деятельность всех субъектов образовательно-профессиональной среды метода вузовской подготовки будущего социального работника выделяем метод организации проектной деятельности студентов.

Третьим педагогическим условием формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у будущих социальных работников в вузе является включение студента в различные формы взаимодействия субъектов образовательно-профессиональной среды, инициирующих разработку и реализацию социально-правовых проектов, адресованных различным группам молодежи. К новым формам взаимодействия субъектов данной среды были отнесены: совместные исследовательские, социально-культурные проекты, участие в совместных грантах, волонтерских акциях, проведение мастер-классов, студий, совместных методологических семинаров, включение преподавателей и студентов во внутриорганизационное обучение социальных работников, проведение конкурсов, выставок студенческих работ и трудов преподавателей кафедры, творческих презентаций, применение в совместных программах информационно-коммуникативных технологий (форум, чат и др.). Включенность студента – будущего социального работника в различные формы взаимодействия позволяет формировать аксиологические и деятельностные компоненты компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи.

Приступая к осуществлению опытно-экспериментальной работы по формированию у студентов компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи, был определен исходный уровень сформированности параметров данной компетентности. В ходе первичной диагностики было установлено, что наличный уровень сформированности компетентности являлся недостаточным для результативной организации социально-правовой поддержки молодежи. У студентов в большинстве своем не развито ценностное отношение к решению проблем молодежи на основе методов социально-правовой поддержки (73%), они не ориентированы на решение социально-правовых проблем молодежи с привлечением специалистов других служб и организаций, не достаточно информированы об их возможностях в решении социально-правовых проблем молодежи (64%); не владеют организационно-управленческими технологиями (диагностики возможностей субъектов социально-правовой поддержки, их мотивации, координации, комплексного проектирования и др.); не ориентированы на разработку проектов и программ, в которых применяются ресурсы самих клиентов в решении социально-правовых проблем (87%); не обладают знаниями в области социально-правовой поддержки молодежи, выступая разработчиками и организаторами проектов, использовали правовые знания, технологии работы с молодежью неосознанно (27%), не владеют технологиями оказания конкретных социально-правовых услуг с учетом специфики конкретных категорий молодежи (78%). Результаты первичной диагностики позволили выделить основные причины, влияющие на уровень сформированности исследуемой компетентности: отсутствие интегральных знаний об организации социально-правовой поддержки молодежи; недостаточное понимание ценности организации социально-правовой поддержки молодежи как межведомственной технологии; доминирование ценностей наблюдателя, участника, разработчика социального проекта, а не организатора в решении социально-правовых проблем молодежи средствами социального проекта; отсутствие умений, позволяющих разрабатывать проекты по организации социально-правовой поддержки молодежи. В результате проведенной диагностики были выявлены противоречия: между признанием студентами возможностей организации социально-правовой поддержки молодежи и отсутствием личностной ориентации на ее использование в собственной практической деятельности при разработке социальных проектов; между пониманием необходимости выступать организатором в решении социально-правовых проблем молодежи и низким уровнем знаний и умений, необходимых для данной деятельности. Результаты первичной диагностики послужили подтверждением теоретически обоснованных педагогических условий формирования компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у студентов – будущих социальных работников в вузе, а также определения направлений формирования аксиологического, когнитивного и деятельностного компонентов компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи и содержания деятельности в ходе опытно-экспериментальной работы.

На этапе формирующего эксперимента формирование исследуемой компетентности осуществлялось в рамках спецкурса «Организация социально-правовой поддержки молодежи», а также в ходе производственной практики. В программе учебного курса были выделены четыре раздела. Первый раздел «Сущность и особенности социально-правовой поддержки» позволил освоить студенту понятия «социальная поддержка», «социально-правовая поддержка», их взаимосвязь с социальной защитой и социальным обслуживанием, виды и направления социально-правовой поддержки. Второй раздел «Ювенологический подход в социально-правовой поддержке» включал вопросы: ювенологический подход в социальной работе, разнообразие видов поддержки молодежи, роль молодежи как субъекта и объекта социально-правовой поддержки, уровни социально-правовой поддержки молодежи, формы взаимодействия и группы технологий социально-правовой поддержки молодежи. В третьем разделе «Организация социально-правовой поддержки молодежи на институциональном уровне» изучались темы: сущность понятия «организация»; организация как технология социальной работы; государственная, региональная и муниципальная молодежная политика: нормативная база и основные направления; молодежная социальная служба как субъект социально-правовой поддержки, проектный и программно-целевой подходы в организации социально-правовой поддержки молодежи. В четвертом разделе «Организация социально-правовой поддержки молодежи на клиенто-ориентированном уровне» студентами осваивались темы, отражающие функциональные и конкретные технологии решения социально-правовых проблем молодежи как объекта и субъекта социальной работы (диагностика социально-правовой компетентности клиента, правовое просвещение молодежи, социально-правовая профилактика, реабилитация, контроль, социально-правовой патронаж, консультирование и др.).

Осваивая разделы курса, студенты выполняли индивидуальные и групповые задания, в которых не только приобретали знания, но и отрабатывали умения. В ходе производственной и преддипломной практики они реализовали социально-правовые проекты и программы для подростков и молодежи как технологии организации социально-правовой поддержки.

Результатом проектной деятельности студентов являлись реальные продукты в виде методических рекомендаций для специалистов, волонтеров, клиентов социальных служб (по организации социально-правовой поддержки различным категориям молодежи, консультационной деятельности специалистов, программ правового просвещения, правового информирования молодежи и др.), программ, реализуемых в социальных, образовательных и медицинских учреждениях (по оказанию юридической помощи молодой семье, социально-правовому консультированию по трудоустройству молодых инвалидов, социальной поддержке безработной молодежи, профилактике социальных девиаций среди подростков и молодежи, оказанию социально-правовых услуг выпускникам детского дома, профилактике молодежной безработицы, социально-правового сопровождения проблемного подростка и др.), информационных реестров (по защите прав клиентов, нормативно-правового регулирования молодежной социальной службы, молодежной общественной организации, организации благотворительной деятельности, нормативно-правовому обеспечению волонтерского отряда, по оформлению пособия, ссуды, ипотеки для молодой семьи и др.).

Важно, что выполнение индивидуального задания по проектированию позволило студенту приобрести опыт в организации социально-правовых проектов и программ, включая прогнозирование ситуации, моделирование сценария решения социальной проблемы, написания программы социально-правовой поддержки, составления плана мероприятий и его реализацию, координацию ответственных и участников проекта, посредничество, рекламу.

Особое значение в формировании компонентов исследуемой компетентности имел методический тренинг, позволяющий отработать умения, необходимые на всех этапах социально-правовой поддержки в ходе индивидуальной, групповой и коллективной форм организации работы. Тренинг включал упражнения по отработке умений по заполнению документов, проведению первичной социально-правовой консультации, проведению информационных занятий, массовых игр, коллективных дел формирующих правовую культуру подростков и молодежи. Результатом успешности тренинга явились разработки самих студентов и практическая реализация тренинговых занятий с конкретными клиентами.

Необходимо отметить, что новые формы взаимодействия выпускающей кафедры и молодежных служб позволили повысить уровень сформированности компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у студентов за счет включения в междисциплинарные команды и бригады по решению социально-правовых проблем молодежи; организацию совместных выставок, конкурсов, презентаций проектов и программ, инновационных технологий социально-правовой деятельности с молодежью и др.

Ценным является и то, что, разрабатывая программы по организации социально-правовой поддержки молодежи (для учащихся ПТУ, для старшеклассников, для студентов младших курсов, для молодой семьи, для проблемных подростков и др.), студенты пятого курса понимали их проблемы, осознавали их как понятные, личностно-значимые, близкие и необходимые им самим в настоящей и будущей жизнедеятельности, профессиональной деятельности, создании бизнеса, решении семейных проблем и др. Участники проектов в ходе рефлексии отмечали, что им «импонирует, что занятия и тренинги проводят молодые люди, они находят подходящие и понятные слова, понимают молодежную и подростковую субкультуру»; «близки по возрасту, но знают ответы на сложные житейские, правовые и другие проблемы»; «им можно рассказать, что не скажешь взрослым, родителям», «видно, что они заинтересованы в решении проблем, они креативны, с ними интересно», «хотим, чтобы студенты пришли еще», «будем поступать к Вам в университет» и др. Специалисты также позитивно отзываются о результатах совместных проектов и программ со студентами и преподавателями кафедры.

В процессе опытно-экспериментальной работы проводились диагностические срезы, позволяющие фиксировать динамику исследуемого процесса формирования социально-правовой поддержки молодежи у студентов. Измерение уровня сформированности компетентности в организации социально-правовой поддержки у студентов – будущих специалистов социальной работы проводилось в два этапа: перед началом образовательного процесса (входная диагностика), ориентированного на формирование исследуемой компетентности, и после завершения (выходная диагностика).

Оценка осуществлялась с помощью тестирования достижений, анкетирования, самооценки, экспертной оценки, включенного наблюдения, анализа продуктов деятельности: эссе, отчетов о практике, студенческих проектов, научных публикаций студента, отзывов с баз реализации проектов, портфолио. В результате проведенной диагностики была выявлена положительная динамика развития всех компонентов формируемой компетентности.

Итоговые данные свидетельствуют о том, что введенные педагогические условия позволили существенно повысить уровень сформированности компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи у студентов ЭГ.

Результаты проведенной диагностики по критериям исследуемой компетентности у студентов ЭГ и КГ представлены в сводной таблице № 1.

Таблица №1

Сводная таблица формирующего эксперимента

Группы

Контрольная

Экспериментальная

Вид диагностики

Входная (в %)

Выходная (в %)

Входная (в %)

Выходная (в %)

Уровни Н С ВН СВН С ВН С ВКогнитивный критерий26,259,514,319,161,91935,151,413,5040,559,4Аксиологический критерий11,96911,911,973,814,321,667,610,85,440,554,1Деятельностный критерий23,866,79,521,464,314,321,664,913,55,440,554,1

Полученные данные диагностики свидетельствуют, что после проведения опытно-экспериментальной работы в ЭГ уровень сформированности всех показателей компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи выше, чем в КГ.

Определение достоверности различия результатов в ЭГ и КГ проведено с помощью EMBED Equation.3 -критерия по всем показателям и представлено в таблице № 2.

Таблица № 2

Результаты статистической обработки данных эксперимента по критерию EMBED Equation.3

Значение EMBED Equation.3 —критерия

Когнитивные

показатели

Аксиологические

показатели

Деятельностные

показатели

Табличное статистическое значение

9,210

9,210

9,210

Экспериментальное значение

10,165

13,182

11,524

Полученные различия по всем параметрам исследуемой компетентности попали в зону значимости, что показывает достоверность результатов. Иными словами, следует принять гипотезу о том, что уровень всех параметров компетентности у студентов в ЭГ и КГ статистически значимо отличается между собой. Статистическая оценка показала правильность предположений, что подтверждает рабочую гипотезу эксперимента. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в процессе опытно-экспериментальной работы у студентов повысился уровень сформированности компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст