Формирование компетентности профессионального самосовершенствова

На правах рукописи

ГРЕНАДЕРОВА Светлана Викторовна

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

(на материале проектной деятельности)

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Волгоград — 2010

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный педагогический университет».

Научный руководитель –чл.-кор. РАО, доктор педагогических наук,профессор Сериков Владислав Владисла-

вович (ГОУ ВПО «Волгоградский

государственный педагогический

университет»).

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Петрунева Раиса Морадовна

(ГОУ ВПО «Волгоградский государствен-

ный технический университет»);

кандидат педагогических наук, доцент

Зотова Наталья Георгиевна

(ГОУ ВПО «Волгоградский государствен-

ный педагогический университет»).

Ведущая организация –ГОУ ВПО «Адыгейский государственный

университет».

Защита состоится 27 мая 2010 г. в 14.30 час. на заседании диссертационного совета Д 212.027.02 в Волгоградском государственном педагогическом университете по адресу: 400131, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградского государственного педагогического университета.

Текст автореферата размещен на официальном сайте Волгоградского государственного педагогического университета: http://www.vspu.ru 26 апреля 2010 г.

Автореферат разослан 26 апреля 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного советаА.А. Глебов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Ориентация российского общества на широкомасштабные инновации во всех сферах жизни предполагает такого же рода процессы и на всех уровнях образования. При этом система среднего профессионального образования выполняет особую роль, поскольку призвана обеспечить рынок труда руководителями среднего звена, специалистами, непосредственно соприкасающимися с производственными линиями, организующими деятельность рабочих, реализацию стандартов качества продукции. Востребованность выпускников среднего профессионального образования и более короткие сроки их подготовки не должны снижать внимание к качеству их образования, готовности к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования до 2010 г., Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 г., разработкой и утверждением стандартов третьего поколения профессионального образования, нарастанием инновационных процессов в образовании, подписанием Россией Болонской декларации и участием в единой европейской образовательной системе, цель профессионального образования заключается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В педагогических исследованиях последних десятилетий потребность в профессиональном самосовершенствовании как фактор становления и дальнейшего развития специалиста рассматривалась А.А. Деркачем, Б.С. Гершунским, Э.Ф. Зеером, А.К. Макаровой, В.Н. Максимовой, Л.М. Митиной, А.М. Новиковым, В.А. Пятиным, В.В. Сериковым и др. Условия формирования готовности будущих специалистов к непрерывному профессиональному самосовершенствованию рассматривались исследователями в аспектах самообразовательной компетентности (И.Н. Преображенская, Е.Н. Фомина), становления индивидуального стиля и системы профессиональной деятельности (В.В. Анисимова, О.С. Гребенюк, Е.К. Черничкина), как направление постдипломного образования (В.Н. Воронцова, И.Г. Гришина), направление методической работы в учреждениях СПО (Л.В. Елагина, Е.А. Шевелев), в аспекте технологии поддержки профессионально-личностного саморазвития будущих специалистов (Д.М. Марочкина, И.А. Славина, Н.В. Чекалева, А.П. Тряпицына).

Для профессионального образования все более значимой становится ориентация на запросы работодателей. По их мнению, как показывают опросы, выпускники учреждений среднего профессионального образования должны обладать такими сформированными компетентностями, которые позволят будущим специалистам среднего звена оперативно проводить обновление и наладку производственных линий, а работающим в области сервиса – изучать и удовлетворять потребности клиентов. При этом кроме технологических выходят на первый план гуманитарные аспекты профессиональной деятельности выпускников (умения предвидеть, прогнозировать собственный личностный и профессиональный рост; субъектная позиция по отношению к своей жизни и др.). По мнению исследователей (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А. Шелтон), эти общекультурные компетенции входят в структуру целостных профессиональных компетентностей современных специалистов, значимых при выполнении любой деятельности. Особенно это важно для будущих специалистов творческих профессий – дизайнеров, конструкторов-модельеров, художников-визажистов, на материале подготовки которых проводилось представляемое исследование. Их профессиональная компетентность в современных условиях выступает следствием профессионально-личностного саморазвития, целостной самоорганизации на этапах профессиональной подготовки в колледже.

Вместе с тем опросы 37 работодателей (ООО «Царицынская мануфактура», ЗАО «Гамма-сервис», Дом моды Поповой – ООО «Русская линия», Камышинское швейное предприятие – ООО «Иволга», ЧП «Мариоль» и др.) и анализ профессиональной деятельности 128 выпускников колледжей 2006–2009 гг. показывают, что у большинства специалистов (87%) не сформированы такие качества, как устойчивая профессиональная направленность, отношение к профессии как сфере своей самореализации, готовность оперативно реагировать на изменения в производственной сфере, способность к быстрой перестройке своих профессиональных качеств. Кроме того, выборочное обследование студентов Волгоградского технологического колледжа, Волгоградского колледжа бизнеса и Волгоградского колледжа ресторанного сервиса и торговли показывает, что свыше 28% из 450 студентов – будущих специалистов неадекватно оценивают собственный профессиональный потенциал, не могут выстроить и реализовать собственную систему профессиональной деятельности, выработать эффективный индивидуальный стиль. Более чем у 39% студентов отмечаются трудности в сфере самоорганизации, разрешении конфликтов в деловой и межличностной сферах, а также внутренних проблем, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Лишь 53% респондентов полагают, что материальное положение человека, его успешность в профессии зависят, прежде всего, от него самого, от его профессионального саморазвития, умения общаться с коллегами, презентировать свои способности и идеи; соответственно 47% склонны оправдывать свои неудачи экономической ситуацией в стране, ошибками руководства, слабой технической оснащенностью рабочих мест и др.

Вместе с тем анализ опыта работы преподавателей вышеперечисленных учебных заведений по формированию профессиональных качеств будущего специалиста позволил выявить, что основные этапы процесса обучения были направлены на овладение знаниями, умениями, навыками профессиональной деятельности без акцента на ценностно-смысловую сферу обучаемых, на их личностное принятие данной среды как наиболее значимой для творческой самореализации. Такой подход в обучении специалистов, как нетрудно предположить, затрудняет овладение профессией, снижает качество подготовки специалистов, и в той или иной мере связан с неразработанностью единых подходов изучения механизмов, источников и факторов формирования профессиональной компетентности будущих специалистов, среди составляющих которой исследователи И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, А.А. Хуторской, Б.Д. Эльконин выделяют приоритетной компетентность профессионального самосовершенствования. Важно, чтобы уже на ступени становления специалиста в колледже студенты поняли смысл профессионального самосовершенствования как одной из компетенций, входящих в структуру современно понимаемой профессиональной компетентности специалиста. Вместе с тем компетенция профессионального самосовершенствования студента и особенности ее формирования в колледже не являлись предметом специального научного исследования.

Сложившиеся обстоятельства практики обусловили обращение к теоретическому осмыслению процесса формирования компетентности профессионального самосовершенствования будущего специалиста: задачи изучения процесса профессионально-личностного самосовершенствования современного специалиста отражены в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Деркача, А.К. Марковой и др.; исследования особенностей становления личности в юношеском возрасте проводили Р. Бернс, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.И. Слободчиков, Э. Эриксон и др.; выявление механизма развития профессионально важных качеств специалиста и создание условий для достижения профессионального и личностного роста рассматривались Б.Г. Ананьевым, С.Б. Елкановым, Н.В. Кузьминой, Е.И. Сахарчук и др.; разработку продуктивных педагогических моделей и технологий подготовки современного специалиста осуществляли В.П. Беспалько, М.В. Кларин, В.М. Монахов и др. Кроме того, при обосновании средств формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию исследователи В.А. Болотов, О.С. Газман, В.В. Гузеев, Е.А. Крюкова, Е.С. Полат, Л.П. Разбегаева, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.Д. Фрумин обращались к проектной деятельности, рассматриваемой ими как познавательно-практическая деятельность, направленная на создание социально-ценного продукта, побуждающая к синтезу знаний из разных областей, накоплению опыта и в конечном счете развитию соответствующей компетентности.

Эти исследования ориентированы на выявление общих закономерностей, но вместе с тем на современном этапе в исследованиях, посвященных подготовке специалистов данного уровня, проблемы формирования компетенции специалиста в области самоорганизации, выявления и использования своего профессионально-творческого потенциала и, наконец, профессионального самосовершенствования специалиста как субъекта профессиональной деятельности до настоящего времени не получили должного освещения: не выявлены сущность и специфика данной компетенции; не разработаны критерии для определения уровней её сформированности на различных этапах процесса формирования данной компетенции; не выявлены роль проектной деятельности, способы ее организации в учебной и вне учебной деятельности студентов колледжа как условия включения их в профессиональное саморазвитие.

В силу этого можно указать на противоречия между:

– возросшими требованиями к выпускнику среднего профессионального образования, его готовности к работе в условиях прогрессирующих производств, возрастающей конкуренцией между специалистами среднего звена и неразработанностью представлений о сущности профессионального самосовершенствования как одной из компетенций будущего специалиста, ориентированного на постоянное саморазвитие, обновление технологий деятельности, своей и руководимых им сотрудников;

– спецификой обучения в колледже, в содержании которого значительный объем отдан практико-ориентированным дисциплинам и недостаточно представлен гуманитарный компонент; более коротким сроком вхождения в профессию и соответственно недостаточностью времени для рефлексии своих возможностей; доминированием не фундаментального, как в вузе, а прикладного знания и необходимостью подготовки специалистов, ориентированных на внедрение инноваций и способных реализовать позицию субъекта своего профессионально-личностного роста;

– сензитивностью юношеского возраста к проектной деятельности и проектированию, самосовершенствованию и самопознанию, анализу своих чувств и самоценности своей личности и отсутствием теоретических основ применения проектной деятельности как способа интенсивной профессиональной самореализации, источника компетентностного опыта, средства актуализации сил самосовершенствования будущего специалиста;

– необходимостью создания в процессе профессионального образования ситуаций, моделирующих условия, которые ставят студента перед необходимостью профессионального самосовершенствования, и недостаточной разработанностью типологии и форм организации проектной деятельности для данного контингента обучаемых.

Исходя из выделенных противоречий, определена проблема исследования, которая состоит в неразработанности процесса формирования компетентности профессионального самосовершенствования будущего специалиста в процессе его подготовки в колледже.

С учетом этого была выбрана тема исследования – «Формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа (на материале проектной деятельности)».

Объект исследования – формирование системы компетентностей у студентов колледжа.

Предмет исследования – процесс формирования компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа в проектной деятельности.

Цель исследования – разработка теоретических основ и технологии формирования компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа путем организации системы личностно-развивающих ситуаций в процессе проектной деятельности.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что эффективное формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа будет возможно, если:

– при постановке цели исследуемого процесса под данной компетентностью будет пониматься владение системой смыслов, ориентиров и приёмов профессионального самосовершенствования на основе знания тенденций развития будущей профессиональной сферы, среды общения с партнерами, клиентами и конкурентами, что проявляется в умениях оценивать свои творческие возможности, на основе самодиагностики корректировать представления об образе Я, накапливать опыт саморегуляции, создавать и реализовывать программы самообразования и самовоспитания;

– проектная деятельность будет обладать развивающими возможностями для формирования компетентности профессионального самосовершенствования у студентов колледжа при условии включения студентов в проектную деятельность, связанную с их профессией; моделирования ситуаций конкуренции проектов и продуктов творчества будущих специалистов, организации их взаимодействия при разработке и реализации профессиональных проектов с компетентными специалистами как носителями опыта профессионального самосовершенствования;

– будет реализована логика становления данной компетентности, предполагающая актуализацию потребности студента реализовать свои профессиональные и личностные качества в реальном проекте, включение его в разработку и апробацию собственного образа профессии и своего Я, обретение опыта применения знаний в условиях определения проектных целей и средств их достижения, внутрикомандного взаимодействия, реальной ориентировки в рыночной среде; переживание командной романтики и элементов игры, присущих возрасту ранней юности, в котором находится большинство студентов колледжа;

– включение студентов в проект будет стимулировать их рефлексивную и саморазвивающую активность благодаря состязательной атмосфере командной деятельности и возрастанию ответственной зависимости в отношениях между «рабочими группами» проекта. Планирование, реализация и оценка хода и результатов коллективной деятельности будут создавать условия для выявления и преодоления студентами недостатков в их профессиональной и личностной готовности к эффективной профессиональной деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены задачи исследования:

1.Определить сущностные характеристики профессионального самосовершенствования как одной из компетенций специалиста.

2.Выявить развивающие возможности проектной деятельности как средство формирования компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа.

3.Разработать модель процесса формирования компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа на основе проектной деятельности.

4.Выявить особенности организации процесса формирования компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа в проектной деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

– основные концепции личности как субъекта саморазвития (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.Н. и Д.А. Леонтьевы, В.Н. Мясищев, А.В. и В.А. Петровские, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.);

– основные положения целостного подхода к исследованию педагогического процесса как системы, обеспечивающей формирование интегративных свойств личности (В.С. Ильин, В.В. Краевский, Н.К. Сергеев);

– концепции личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Зайцев, Е.А. Крюкова, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.А. Якиманская и др.);

– ведущие положения деятельностного подхода в проектировании педагогических средств (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

– компетентностный подход в образовании (И.А. Зимняя, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской, Б.Д. Эльконин);

– теория субъектно-деятельностного подхода в образовании (Н.М. Борытко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.К. Сергеев и др.);

– концепция творческого саморазвития личности и самовоспитания (В.И. Андреев, Л.И. Рувинский);

– исследования по проблемам рефлексии как механизма саморегуляции личности (И.В. Лысенко, И.Н. Семенов, В.И. Слободчиков, С.Ю. Степанов, Ю.А. Шрейдер);

– классические и современные исследования в области проектной деятельности (В.В. Гузеев, Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, Н.В. Тарасова, И.Д. Чечель, С.Т. Шацкий, Г.П. Щедровицкий и др.);

– психологические и дидактические основы развития субъектности и креативности студента в процессе профессионального образования (В.И. Андреев, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Т.В. Черникова).

Для реализации цели и задач исследования применялись следующие методы: теоретические (анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, метод теоретического моделирования); эмпирические (изучение и обобщение опыта работы средних профессиональных учебных заведений, наблюдение за деятельностью и поведением студентов, беседа, анкетирование, тестирование, социологическое обследование студентов); опытно-экспериментальная работа; статистические методы обработки результатов эксперимента, их анализ и теоретическое обобщение.

Этапы исследования:

– опытно-эмпирический и теоретико-аналитический (2003–2004 гг.) – включал в себя сбор, обобщение и систематизацию эмпирического материала, отражающего состояние проблемы формирования компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа;

– теоретико-поисковый (2004–2005 гг.) – посвящен анализу психолого-педагогической, философской, специальной литературы, что позволило уточнить содержание проблемы, а также определить основные методологические характеристики исследования, в том числе исходные положения гипотезы исследования; был осуществлен отбор диагностических методик, разработана и обоснована модель процесса формирования компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа;

– экспериментальный (2005–2007 гг.) – констатирующий и формирующий эксперимент на базе ФГОУ СПО «Волгоградский технологический колледж», обработка полученных данных, а также апробация теоретических положений данной работы;

– завершающий (2008–2009 гг.) заключительный анализ и обобщение экспериментальных данных, текстовое оформление диссертационных материалов, формулировка теоретических выводов и практических рекомендаций.

Базой исследования являлся ФГОУ СПО «Волгоградский технологический колледж». Исследование осуществлялось поэтапно, с 2003-го по 2009 г. Всего в эксперименте приняли участие 386 студентов и 76 преподавателей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Компетентность профессионального самосовершенствования выражается в совокупности профессионально-личностных качеств, определяющих успешность будущего специалиста в общекультурном и профессиональном аспектах, которая проявляется в создании им программ саморазвития на основе опережающего анализа требований рынка и тенденций развития культурной среды; владении методами самообразования и самоконтроля; непрерывном расширении пространства своей жизнедеятельности; умении проводить самоэкспертизу своей профессиональной готовности. Это обусловливает сущностные характеристики компетентности профессионального самосовершенствования выпускников колледжа (дизайнеров, конструкторов-модельеров, художников-визажистов), для которых характерны принятие системы творческих жизненных ценностей, связанных с самосовершенствованием; чувство гармонии и вкуса; способность к пространственному обобщению; видение гармонии части и целого; способность отказаться от стереотипов и привычных форм; стремление выразить характерологические особенности клиента через модели одежды, создаваемый образ; стремление превзойти известные образцы, достижения в продуктах творчества; умения представить художественный образ в реальных изделиях; готовность ставить и решать профессиональные задачи, требующие самосовершенствования. Критерии сформированности данного вида компетентности следующие: принятие профессионального самосовершенствования как смысла и цели профессиональной деятельности и жизни в целом; потребность в постоянном развитии своих творческих сил в профессиональной и личностной сферах; знание основных приемов самосовершенствования в профессиональной деятельности; представление об образе Я и своих возможностях как будущего специалиста; умение разрабатывать программу саморазвития; опыт самосовершенствования, саморегуляции, удержания и достижения цели саморазвития, направленный на достижение высоких результатов будущего специалиста. На основе разработанных критериев компетентности профессионального самосовершенствования в исследовании выделены три уровня сформированности у студентов данной компетентности: 1) уровень осознания дефицита профессионального самосовершенствования, характеризующийся недостаточной рефлексией своих возможностей и условий самосовершенствования, отсутствием ценностного отношения к саморазвитию; 2) уровень проб саморазвития при наличии внешней поддержки, отличающийся проявлениями интереса к построению планов, программ профессионального самосовершенствования, работой над собой, возможностью расширения своего образования, хотя и не всегда реализуемый без поддержки наставника; 3) уровень самостоятельно организуемого профессионального самосовершенствования, на котором осознается эффективность собственной системы саморазвития, происходит владение системой знаний о методах самосовершенствования в личностном и профессиональном аспектах, умение презентовать полученный результат.

2. Развивающие возможности проектной деятельности как средство формирования компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа проявляются при рассмотрении познавательных проблем в контексте профессиональной ситуации; вариативности образовательных маршрутов, позволяющей студентам проявить и реализовать индивидуальность; моделировании профессиональных и личностных ситуаций посредством логики усложняющихся задач, которые приводят к требуемому уровню компетентности; возможности привлечения опыта из различных сфер науки, технологии и жизнедеятельности студентов в соответствии с целями достижения соответствующего уровня образования; возрастании роли собственного стиля, подхода, своей системы познавательной и практической деятельности обучаемых. Проектная деятельность студентов колледжа – это технология создания ситуации развития будущих специалистов; личностно значимая творческая деятельность, которая предусматривает переход студентов на позицию ее субъекта, актуализацию потребности профессионального самосовершенствования в процессе выполнения проекта. Личностно-развивающие ситуации в проектной деятельности обусловлены ожиданием команды эффективности действий участников проекта, что обусловливает активность студентов, направленную на самосовершенствование. При выполнении проекта стимулировались ситуация неудовлетворённости собственным уровнем профессионализма, своими достижениями, статусом, образом жизни, моделью поведения; ситуация поиска новых жизненных смыслов, стратегий поведения; ситуация создания программы саморазвития; ситуация пробы самосовершенствования, накопления первичного опыта; ситуация устойчивого функционирования потребности в профессиональном самосовершенствовании.

3. Модель формирования компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа отражает постепенное продвижение будущих специалистов от эпизодических проб и достижений в деятельности по профессиональному самосовершенствованию к выработке их собственной системы и включению самосовершенствования в образ жизни студентов. Основные этапы процесса формирования компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа:

1) побудительно-ориентировочный, целью которого являются актуализация мотивов и поиск смысла самосовершенствования, стимулирование ценностного отношения будущих специалистов к развитию компетентности профессионального самосовершенствования; доминирующим средством этапа является создание ситуации неудовлетворённости собственным уровнем профессионализма, своими достижениями и статусом на тренинговых занятиях спецкурса «Профессионально-личностное самосовершенствование»;

2) информационно-стимулирующий, имеющий целью овладение будущими специалистами системой гуманитарных, культурологических и психолого-педагогических знаний, обеспечивающих ориентировку и построение планов, программ и способов самосовершенствования; доминирующими средствами этапа являются создание ситуаций поиска новых жизненных смыслов, стратегий поведения и ситуаций создания программы саморазвития в творческой работе в мастерских и лабораториях по созданию продуктов творчества (проект-продукт, проект-самореализация, проект-содеятельность), посредством которой происходит самопознание студентов, переоценка собственных приоритетов с переживанием своего достижения.

3) практико-творческий, нацеленный на формирование комплекса умений профессионального самосовершенствования в соответствии с ожиданиями проектной команды; способности студентов к самоизучению, личностной оценке собственного жизненного опыта, овладению умениями саморегуляции, самоорганизации, самовоспитания как условия достижения целей проекта; доминирующим средством этапа является создание ситуации пробы самосовершенствования, накопления первичного опыта и устойчивого функционирования потребности в профессиональном самосовершенствовании студентов в презентации проектов-продуктов (с созданием коллекций одежды, сценических образов и др.), профессиональных модулях, открытых конкурсах мастерства.

4. В качестве основных условий формирования компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа в исследовании выделены следующие: распространение социального партнерства средней профессиональной школы с предприятиями, что позволяет включать студентов в профессионально направленные учебно-производственные проекты; общение с мастерами производственного обучения, которые сами являются творческими специалистами, профессионалами-дизайнерами, визажистами, модельерами, демонстрирующими студентам образцы высокоэффективной профессиональной деятельности; выбор форм обучения для студентов колледжа с учетом специфики их социализации, характерной для возрастной группы «ранняя юность», в силу чего должно отдаваться предпочтение обучению профессии в игре, использованию конкурсных и соревновательных форм проведения занятий, тренингов и творческих лабораторий; привлечение опыта из различных сфер науки, технологии и жизнедеятельности студентов; поддержка становления у студентов собственного стиля, подхода, своей системы познавательной и практической деятельности; моделирование в ходе проектной деятельности ситуаций взаимодействия с работодателями и клиентами в целях стимулирования у будущих специалистов потребности в самосовершенствовании, ситуаций внедрения инноваций, проявления предпринимательских инициатив, применения информационных технологий, которые привлекательны для большинства студентов колледжа.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что уточнена значимость профессионального самосовершенствования как приоритетной компетентности студентов колледжа, проявляющейся в создании ими программ саморазвития на основе опережающего анализа требований рынка, владении методами самообразования, самоконтроля, самооценки и самовоспитания; дополнены характеристики готовности студентов колледжа к самосовершенствованию, при которых эта готовность достигает уровня особого рода компетентности. Среди них принятие системы творческих жизненных ценностей, связанных с самосовершенствованием; чувство гармонии и вкуса; способность к пространственному обобщению; видение гармонии части и целого; стремление превзойти известные достижения в продуктах творчества; готовность ставить и решать профессиональные задачи, требующие самосовершенствования.

Впервые формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа обеспечивается организацией системы личностно-развивающих ситуаций в проектной деятельности как квазипрофессиональной, обеспечивающей постановку студента в позицию субъекта собственного образования посредством применения конкурсных форм проведения занятий, новых спецкурсов, тренингов и творческих лабораторий; общения с профессионалами-мастерами, дизайнерами, модельерами; создания профессиональных продуктов творчества.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в следующем: обоснованы сущностные характеристики компетентности профессионального самосовершенствования, что является основанием для выявления факторов и условий профессиональной подготовки студентов колледжа; разработана модель формирования компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа, реализация которой позволяет достичь высокого уровня сформированности данной компетентности; выявлены возможности применения проектной деятельности на основе системы личностно-развивающих ситуаций в формировании компетентности профессионального самосовершенствования, что способствует совершенствованию форм и методов профессионально-личностной подготовки студентов колледжа.

Представленная модель и соответствующие технологии овладения компетенцией профессионального самосовершенствования студентов колледжа открывают возможность дальнейшего изучения специфики реализации компетентностного подхода на данном уровне профессионального образования, реализуемого на основе образовательных модулей как способов организации совместной деятельности преподавателей-предметников, мастеров производственного обучения и студентов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных положений исследования, использованием комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования, длительным характером изучения педагогической практики и организацией опытно-экспериментальной работы со студентами колледжа, для которого характерны наличие значительного объема практико-ориентированных дисциплин и более короткий срок вхождения в профессию; сочетанием качественного и количественного анализа, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым опытом и практическим подтверждением основных положений исследования.

Практическая ценность результатов исследования: разработано критериально-диагностическое сопровождение процесса формирования компетентности профессионального самосовершенствования, позволяющее педагогу осуществлять качественный мониторинг процесса подготовки студента колледжа; экспериментально обоснованы педагогические условия, позволяющие поддерживать положительную динамику процесса формирования компетентности профессионального самосовершенствования студента колледжа; положения спецкурса «Профессионально-личностное самосовершенствование» и рекомендации по организации проектной деятельности со студентами колледжа способствуют расширению методического арсенала преподавателей и методистов учреждений среднего профессионального образования и могут быть использованы ими в практической деятельности для повышения современного качества среднего профессионального образования на компетентностной основе.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством обсуждения материалов на ежегодных научных конференциях и методологических семинарах Волгоградского государственного педагогического университета; заседаниях лабораторий проблем личностно ориентированного образования и управления качеством подготовки специалистов при Волгоградском государственном педагогическом университете; Международной научной конференции «Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы» (Саратов, 2007); международных интернет-конференциях «Актуальные вопросы современной науки» (Таганрог, 2008, 2009); Международной научно-практической конференции «Современные проблемы психологии личности: теория и практика» (Москва, 2008); в ходе научно-практических конференций «Проблемы модернизации учебного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях», «Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности специалиста» (Волгоград, 2007, 2009), Всероссийской научно-практической конференции «Особенности духовно-нравственного формирования личности в современных условиях» (Михайловка, 2008); в рамках III и IV региональных научно-практических конференций «XXI веку – здоровое поколение» (Михайловка, 2007, 2008); на конференциях «Педагогические исследования: идеи и реальность» (Волгоград, 2002, 2003, 2007, 2008, 2009); посредством публикаций в печати, а именно в научно-популярном журнале «Экология и здоровье» (Волгоград, 2006); на педагогических советах и методических кафедральных заседаниях ФГОУ СПО «Волгоградский технологический колледж». Основные положения и выводы исследования содержатся в 12 публикациях автора общим объемом более 9 п.л., в том числе в периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Внедрение результатов исследования осуществлялось через практическую деятельность исследователя в ФГОУ СПО «Волгоградский технологический колледж». Разработанные в процессе исследования дидактические материалы используются в работе кафедр «Дизайн», «Парикмахерское искусство и декоративная косметика», «Здоровый образ жизни» и воспитательной работе со студентами колледжа, а также в консультативной деятельности автора в учреждениях среднего профессионального образования г. Волгограда.

Объем и структура диссертации обусловлены логикой исследовательских задач. Диссертация (180 с.) включает в себя введение (18 с.), две главы (48 с., 72 с.), заключение (3 с.), список литературы (219 наименований) и 12 приложений с материалами опытно-экспериментальной работы, диагностическими методиками. Текст содержит 3 рисунка к экспериментальным учебным занятиям, 2 диаграммы, показывающие динамику изменения компетентности профессионального самосовершенствования в экспериментальном процессе, 4 таблицы, систематизирующие теоретический и эмпирический материалы. В первой главе «Компетентность профессионального самосовершенствования студентов колледжа и условия ее развития» рассматриваются вопросы, связанные с определением сущностных характеристик профессионального самосовершенствования как одной из компетенций специалиста. Особое внимание уделяется обоснованию педагогических средств процесса формирования компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа. Во второй главе «Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа в проектной деятельности» определена модель формирования компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа, проведена диагностика сформированности данной компетентности у будущих специалистов, выявлена специфика организации проектной деятельности в системе профессиональной подготовки студентов колледжа. Заключение содержит выводы исследования, намечает перспективные направления дальнейшей разработки проблемы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Первая глава «Компетентность профессионального самосовершенствования студентов колледжа и условия ее развития» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Профессиональное самосовершенствование как компетентность студента колледжа» раскрывается специфика профессиональной деятельности будущих специалистов; структура и состав компонентов и критерии компетентности профессионального самосовершенствования.

В соответствии с современным подходом основным результатом профессионального образования исследователи рассматривают сегодня компетентность будущего специалиста как единство личностного принятия профессии, опыта, совокупности знаний и умений, креативных способностей, самостоятельности, адекватной самооценки, эмоционально-волевой регуляции и интенции к саморазвитию. В системе общекультурных компетентностей особую роль играет компетентность профессионального самосовершенствования будущего специалиста как сознательное качественное изменение самого себя, основной внутренний механизм профессионально-личностного развития. Анализ деятельности специалистов, реализующих функцию профессионального самосовершенствования, позволил определить три структурных блока данной компетентности: 1) представление о профессиональном самосовершенствовании как о смысле жизни человека, ведущей ценности и цели жизнетворческого процесса (ценностно-смысловой компонент); 2) система гуманитарных, культуроведческих и психолого-педагогических знаний, обеспечивающих ориентировку и построение планов, программ и способов самосовершенствования (когнитивный компонент); 3) владение способами (умениями) саморегуляции, самооценки, самоорганизации, самовоспитания (операциональный компонент).

С учетом этого в работе определены критерии и показатели компетентности профессионального самосовершенствования, а также уровни сформированности у студентов данной компетентности. Студенты уровня осознания дефицита профессионального самосовершенствования характеризуются отсутствием активности в общении и решении личностных и профессиональных проблем, стремления к творчеству, инициативности, ответственности и активной жизненной позиции; низким потенциалом профессионального развития; обрывочными знаниями и несистематизированными представлениями о методах личностного и профессионального самосовершенствования. Студенты уровня проб саморазвития при наличии внешней поддержки характеризуются пониманием сущности, норм и принципов саморазвития; проявлениями интереса к построению планов, программ профессионального самосовершенствования; работой над собой, возможностью расширения своего образования, общей культурой, которые входят в число основных убеждений в системе ценностных ориентаций студента. Однако при этом у студентов недостаточно знаний особенностей профессионального самосовершенствования и его методов, способности к рефлексии собственных возможностей и поведения; они не владеют способами самоорганизации, самовоспитания, саморегуляции без внешней поддержки. Студенты уровня самостоятельно организуемого профессионального самосовершенствования осознают свое отношение к общечеловеческим ценностям; терминальные ценности «развитие» и «познание» являются для них ведущими в системе ценностных ориентаций; они отличаются активностью в общении и решении профессиональных задач; обладают экономическим мышлением, быстро адаптируются к изменяющимся условиям. Студенты владеют системой знаний о методах саморазвития в личностном и профессиональном аспектах; уровень их способности к самосовершенствованию высокий.

Во втором параграфе «Условия формирования компетентности профессионального самосовершенствования у студентов колледжа в проектной деятельности» выявлены личностно-развивающие ситуации в проектной деятельности, при прохождении которых у студентов колледжа формируется искомая компетентность.

Исходя из деятельностной природы компетентности в исследовании были смоделированы ситуации, через которые должен пройти студент для того, чтобы у него сформировалась компетентность профессионального самосовершенствования. Такая ситуация является своего рода жизненным событием, позволяющим студенту пережить и осмыслить коллизии, способствующие формированию компетентности профессионального самосовершенствования. Структура организации каждой из ситуаций включает в себя следующие операции: диагностика уровня профессионального самосовершенствования студентов колледжа, уточнение цели построения ситуации, организация нравственно-смысловых отношений в процессе проектной деятельности, оценка и самооценка данной деятельности преподавателем и студентом, возбуждение внутренних сил самосовершенствования студента. Наиболее благоприятные условия для актуализации таких ситуаций возникают при обучении студентов в проектной деятельности.

Подходы к определению логики развития компетентности профессионального самосовершенствования будущего специалиста представлены в работах И.А. Зимней, В.В. Серикова, А.В. Хуторского. С учетом их выводов были выделены побудительно-ориентировочный, информационно-стимулирующий и практико-творческий этапы процесса. Обобщение опыта работы со студентами колледжа различных уровневых групп позволило обосновать развивающие функции проектной деятельности как средства формирования компетентности профессионального самосовершенствования, которые проявляются при рассмотрении познавательных проблем в контексте профессиональной ситуации; вариативности образовательных маршрутов, позволяющей студентам проявить и реализовать индивидуальность; моделировании профессиональных и личностных ситуаций посредством логики усложняющихся задач, которые приводят к требуемому уровню компетентности; возрастании роли собственного стиля, подхода, своей системы познавательной и практической деятельности обучаемых.

Вторая глава «Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа в проектной деятельности» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Диагностика сформированности компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа» выбран диагностирующий инструментарий, проведена диагностика констатирующего эксперимента, обоснована модель формирования компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа.

Базой исследования был ФГОУ СПО «Волгоградский технологический колледж». Экспериментальная работа проводилась в течение пяти семестров – в период с сентября 2005-го по январь 2008 г. В эксперименте приняли участие студенты, обучающиеся по специальностям «Дизайн» (по отраслям) и «Парикмахерское искусство». Всего в опытно-экспериментальной работе участвовали 386 студентов и 76 преподавателей. В состав экспериментальной группы вошло 202 человека, в состав контрольной группы – 184 человека в возрасте 15–18 лет. В констатирующем эксперименте было выявлено распределение студентов экспериментальных и контрольных групп по уровням компетентности профессионального самосовершенствования (см. табл. на с. 21).

Процесс был разделён на три этапа: побудительно-ориентировочный, информационно-стимулирующий и практико-творческий. Переход от одного этапа процесса к другому связан с достижением определенного уровня сформированности этого качества у студентов. Необходимо отметить, что на всех этапах эксперимента проводилось целенаправленное педагогическое наблюдение за успехами студентов, что позволяло вносить определенные коррективы в ходе эксперимента. Проводились выборочный опрос, тестирование, анкетирование, контрольный срез, по результатам которых корректировался ход эксперимента.

Во втором параграфе «Организация проектной деятельности в системе профессиональной подготовки студентов колледжа» описан ход формирующего эксперимента и выявлены особенности организации процесса формирования компетентности профессионального самосовершенствования студента колледжа в проектной деятельности.

Первый этап организуемого в опытной работе процесса – побудительно-ориентировочныйимел целью актуализацию мотивов и поиск смысла самосовершенствования, ценностного отношения будущих специалистов к развитию компетентности в этой сфере. В качестве основного средства достижения этой цели была создана ситуация включения студентов в такие формы проектной деятельности, в которых актуализировались условия, позволяющие студенту познавать и реализовывать разнообразные стороны своего Я, – интеллектуальные, эмоциональные, физические и духовные. Этому также способствовали тренинговые занятия «Знакомство с самим собой», «Уровень притязаний», «Дорога взросления» с дифференциацией заданий по уровневым группам, помогающие студентам осознать неудовлетворённость собственными достижениями, образом жизни, моделью поведения, помогали обучающимся низкого и среднего уровней выявить пробелы в развитии собственных волевых качеств, самосознания, самоценности профессионально-личностных качеств. На данном этапе в качестве диагностических методик применялись контент-анализ творческих работ, сочинений, эссе, включенное наблюдение и др. В конце первого этапа уменьшилось число студентов низкого уровня – 34%, в контрольной группе – 43%. Число студентов на среднем уровне стало 63%, в контрольной группе – 54%.

Цель второго этапа – информационно-стимулирующегосостояла в овладении будущими специалистами системой гуманитарных, культуроведческих и психолого-педагогических знаний, обеспечивающих ориентировку и построение планов, программ и способов самосовершенствования. Системообразующим средством на этом этапе выступил проект «Осенний блюз», в ходе которого студентам-дизайнерам необходимо было подготовить коллекции моделей одежды с учётом современных тенденций моды для показа на празднике района. Каждая команда формировалась с учётом психологической совместимости. В команду входили студенты разных уровневых групп, каждый из которых получал самостоятельный участок работы в проекте – выполнялись функции художника, конструктора, модельера, постановщика номера, манекенщиц. Итогом проектной деятельности студентов экспериментальной группы на данном этапе выступили рефлексивные выводы, изменения образа Я, желание идентифицировать себя со специалистами-профессионалами. В результате достигли следующего распределения студентов по уровневым группам: с низким уровнем – экспериментальная (23%) и контрольная (40%) группы; со средним уровнем – экспериментальная (63%) и контрольная (56%) группы; с высоким уровнем – экспериментальная (14%) и контрольная (4%) группы.

Цель третьего, практико-творческого, этапа заключалась в формировании комплекса умений, направленных на овладение способами проектирования профессионального самосовершенствования. На данном этапе проходили завершение проектной деятельности, презентация, итоговая экспертиза продукта, рефлексия и послепроектный этап (апробация, выбор вариантов продолжения проекта).

При завершении работы над проектом «Построение профессиональной карьеры» со студентами экспериментальной группы была проведена деловая игра «33 несчастья в построении профессиональной карьеры», где использовалась ситуации пробы самосовершенствования, накопления первичного опыта «работы над собой». Участники игры выступили в роли экспертов, мотивируя или опровергая «причины неуспеха» (пробелы в образовании, отсутствие силы воли, неуверенность в принятии решений, нетерпимость и др.). Эти ситуации предполагали определение студентами разных уровневых групп собственных позиций, их обоснование и защиту в микрогруппах. Итогом работы студентов в пилотном проекте – профессиональном модуле «Консультант в торговом зале» – стало создание электронного портфеля достижений с положительными отзывами работодателей, являющихся социальными партнерами и экспертами по проекту, о проведенной стажировке на предприятии. Как показала диагностика, созданные в результате выполнения проектов «Осенний блюз» и «Искусство боди-арта» творческие продукты – коллекция одежды, постижерных работ, дизайн-проект – позволили студентам низкого и среднего уровней осознать свои профессионально-личностные особенности, способы жизнедеятельности. Основные тенденции изменений в уровневых группах состояли в возрастании у студентов опыта проявления позиции субъекта в отношении к профессиональной деятельности и собственным личностным качествам. Результаты эксперимента отражены в табл.

Динамика распределения студентов по уровням на всех этапах эксперимента по формированию компетентности профессионального самосовершенствования (кпсс), чел., %

Сравнительный анализ показывает, что по окончании эксперимента компетентность профессионального самосовершенствования студентов колледжа возросла по сравнению с началом эксперимента. Так, в экспериментальной группе число студентов с уровнем самостоятельно организуемого профессионального самосовершенствования повысилось на 51%. В контрольной группе повышение по данному показателю составило 13%. Число студентов с уровнем проб саморазвития при наличии внешней поддержки в экспериментальной группе снизилось на 13%, в контрольной – увеличилось на 3%. Число студентов с уровнем осознания дефицита профессионального самосовершенствования в экспериментальной группе снизилось на 38%, в контрольной – на 16%. Приведенные данные показывают, что последовательность ситуаций самоорганизации в проектной деятельности способствует усилению у наблюдаемых студентов признаков компетентности профессионального самосовершенствования, что подтверждает гипотезу исследования.

В заключении диссертации изложены основные выводы, свидетельствующие о правомерности выдвинутой гипотезы и состоящие в следующем: выделение в системе компетентностей будущего специалиста приоритетной компетентности профессионального самосовершенствования позволяет расширить границы трудоустройства выпускников среднего профессионального образования; показана стратегия построения образовательного процесса, в котором компетентность профессионального самосовершенствования студентов колледжа обеспечивается в органическом единстве с базовыми профессиональными компетентностями; выявленные педагогические условия формирования компетентности профессионального самосовершенствования у студентов колледжа представлены в целевом, содержательном и процессуальном аспектах модели процесса формирования данной компетентности; исследование показало значимость проектной деятельности как квазипрофессиональной, обеспечивающей мотивационный эффект и постановку студента в позицию субъекта собственного образования. Наибольшую сложность для студентов представляло овладение умениями критически мыслить, рассматривать познавательные проблемы в контексте профессиональной ситуации, планировать исследование, интерпретировать выводы, находить собственный стиль познавательной и практической деятельности. Проведенное исследование затронуло лишь одно из направлений формирования компетентности профессионального самосовершенствования у студентов колледжа и определило необходимость дальнейшей разработки и теоретического обоснования более полного комплекса педагогических условий и диагностических методик с целью повышения качества подготовки специалистов среднего звена.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

Научные статьи в журналах, входящих в реестр ВАК РФ

1. Гренадерова, С.В. Формирование у будущего специалиста компетентности в сфере личностного самосовершенствования / С.В. Гренадерова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. – 2009. – № 1(35). – С. 32–35 (0,4 п.л.).

2. Гренадерова, С.В. Особенности формирования компетентности личностного самосовершенствования в процессе профессионального образования / С.В. Гренадерова // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 2. – С. 29–31 (0,5 п.л.).

Статьи и тезисы докладов в сборниках научных трудов и материалов научных конференций

3. Гренадерова, С.В. Освоение ключевых компетенций студентами колледжа во внеаудиторной работе как ресурс профессионального развития специалиста / С.В. Гренадерова // Педагогические исследования: идеи и реальность : сб. науч. ст. / ФГОУ СПО «ВТК». – Волгоград : Изд-во «Колледж», 2008. – Вып. 12. – С. 65–67 (0,2 п.л.).

4. Гренадерова, С.В. Формирование психологического здоровья как составляющей компетентности личностного самосовершенствования специалиста в процессе проектной деятельности / С.В. Гренадерова // Материалы IV региональной научно-практической конференции «XXI веку – здоровое поколение», 15–18 мая 2008 г. : сб. ст. – Волгоград : Изд-во «Бланк», 2008. – С. 31–34 (0,3 п.л.).

5. Гренадерова, С.В. Актуализация потребности в профессиональном самосовершенствовании будущего специалиста в процессе социально-проектной деятельности / С.В. Гренадерова // Современные проблемы психологии личности: теория и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения Лидии Ильиничны Божович, 29–30 окт. 2008 г. – М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та : Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. – С. 191–195 (0,3 п.л.).

6. Гренадерова, С.В. Личностное самосовершенствование как критерий профессионального воспитания студентов колледжа / С.В. Гренадерова // Материалы Международной интернет-конференции «Актуальные вопросы современной науки» : сб. науч. тр. – М. : Изд-во «Спутник+», 2008. – С. 145–148 (0,3 п.л.).

7. Гренадерова, С.В. Развивающие возможности социально-проектной деятельности студентов колледжа / С.В. Гренадерова // Материалы III Международной интернет-конференции «Актуальные вопросы современной науки» : сб. науч. тр. – М. : Изд-во «Спутник+», 2009. – С. 100–103 (0,3 п.л.).

8. Гренадерова, С.В. Социально-проектная деятельность как условие профессионального воспитания будущего специалиста / С.В. Гренадерова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Особенности духовно-нравственного формирования личности в современных условиях», 23 окт. 2008 г. : сб. ст. – Волгоград : Изд-во «ООО “Бланк”», 2008. – С. 69–72 (0,3 п.л.).

9. Гренадерова, С.В. Реализация целостного подхода в формировании компетентности профессионального самосовершенствования будущего специалиста / С.В. Гренадерова // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается : материалы методол. семинара памяти проф. В.С. Ильина. Вып. 9. – Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. – С. 31–34 (0,3 п.л.).

10. Гренадерова, С.В. Проектная деятельность студентов как средство повышения качества образования / С.В. Гренадерова // Педагогические исследования: идеи и реальность. Вып. 13 : сб. науч. ст. / ФГОУ СПО «Волгоградский технологический колледж». – Волгоград : Изд-во «Колледж», 2009. – С. 35–39 (0,4 п.л.).

11. Гренадерова, С.В. Компетентность профессионального самосовершенствования – приоритетная характеристика будущего специалиста / С.В. Гренадерова // Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности специалиста : материалы науч.-практ. конф., 22 янв. 2009 г. – Волгоград : Колледж, 2009. – Ч. I. – С. 32–35 (0,3 п.л.).

Методические издания

12. Программа и методические рекомендации к авторскому спецкурсу «Профессионально-личностное самосовершенствование» / сост. С.В. Гренадерова. – Волгоград : Изд-во «Колледж», 2009. – 35 с. (2,2 п. л.).

ГРЕНАДЕРОВА Светлана Викторовна

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

(на материале проектной деятельности)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Подписано к печати 22.04.2010 Формат 60х84/16. Печать офс. Бумага офс.

Гарнитура Times. Усл. печ. л. 1,4. Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 110 экз. Заказ

ВГПУ. Издательство «Перемена»

Типография издательства «Перемена»

400131, Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27