Формирование коммуникативных универсальных учебных умений младши

На правах рукописи

Арефьева Оксана Михайловна

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Специальность 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва 2012

Диссертационная работа выполнена на кафедре общей педагогики

ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент,

Хаджиалиев Курбан Идрисович

Официальные оппоненты:

действительный член РАО,

доктор педагогических наук,

профессор

Бим-Бад Борис Михайлович

НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет»

кандидат педагогических наук,

Алексеенкова Надежда Владимировна

заведующая кафедрой русского языка НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет»

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

Защита состоится «10» апреля 2012 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 521.027.01 при НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет» по адресу: 115191, г. Москва, 4-й Рощинский пр., д. 9-а,ауд. 203.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет», с авторефератом – на официальном сайте Министерства образования и науки РФ: [email protected]

Автореферат разослан «___» марта 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат педагогических наукН.П. Молчанова

Общая характеристика работы

Актуальность проблемы исследования. Современная система обучения в начальной школе, находясь в процессе реализации программы «Наша новая школа» и реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, обусловила необходимость новых подходов как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к поиску и разработке новых технологий, моделей развития школьника. В своем Послании Федеральному Собранию РФ (ноябрь 2009 г.) Д.А. Медведев, говоря об инициативе «Наша новая школа», в качестве важнейших выдвинул задачу раскрытия способностей каждого ученика, воспитания его как личности, готовой к жизни в современном мире. Для успешного решения поставленной задачи необходимы кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации; необходим переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций, от сотрудничества учителя и учащихся в ходе овладения знаниями к активному участию последних в этом сотрудничестве.

Одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решать задачи быстрого и качественного обучения, что находит свое отражение в современной концепции развития универсальных учебных действий, разработанной на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и С.В. Молчанов).

Данная концепция конкретизирует требования к результатам начального образования и является значимой и необходимой в процессе планирования обучения в дошкольных образовательных учреждениях, в начальной и последующих после начального звена образовательных ступенях.

На начальной ступени образования особое значение приобретает готовность школьников к обучению не только и не столько на основе знаний, умений, навыков сформированных в той или иной степени в дошкольных учреждениях, сколько на базе умений излагать приобретенные знания (ответ на уроке, участие в школьных мероприятиях, в последующем в выступлениях на конференциях), которые являются коммуникативными универсальными учебными умениями.

Коммуникативные универсальные учебные умения – умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке; умение в общении управлять инициативой; техникой интонирования, логикой речи, ее выразительностью и эмоциональностью; образной передачей информации; умение составлять короткий диалог. Именно на данном этапе обучения индивидуальные успехи ребенка впервые приобретают социальный смысл.

Начальная школа фундамент дальнейшего образования, и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность в обучении на последующих ступенях общеобразовательной школы и в дальнейшем при получении профессионального образования в средних и высших профессиональных учебных заведениях России.

В связи с этим возникает необходимость диагностики коммуникативных универсальных учебных умений, сформированных или не сформированных в дошкольных учебных заведениях или в семье, с последующей опорой и учетом тех или иных индивидуальных и типологических особенностей современного младшего школьника, способствующих его успешной реализации в учебно-воспитательном процессе.

Анализ педагогической и психологической литературы показал, что проблема формирования коммуникативных умений долгое время оставалась проблемой высшего образования, в основном, педагогического. Специальное внимание данной проблеме уделяется в основном исследователями вузовской педагогики (И.А. Зязюн, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин). В ряде исследований, посвященных классификации внутренних средств деятельности, коммуникативные умения рассматриваются как умения использовать речь в качестве воздействия на людей, технику общения и контакта; умения осознавать свое поведение (А.А. Бодалев, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев).

Проведенный анализ показал, что в научной литературе применительно к коммуникациям описаны основные их характеристики, такие как вербальные (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.), невербальные (Т.Н. Волкова, В.А. Лабунская), продуктивные (К.А. Мичурина, Р.П. Неманова, Т.Б. Одинцова, Г.Д. Чистякова), рецептивные (И.А. Зимняя, З.И. Клычникова, Ю.Ф. Малинина, С.Д. Толкачева).

При безусловной значимости упомянутых исследований, коммуникативные универсальные учебные умения младших школьников не являлись предметом специального исследования, многие вопросы формирования коммуникативных универсальных учебных умений в образовательном процессе начальной школы также остаются недостаточно разработанными.

По нашему же мнению, в условиях обучения учащихся начальных классов на русском языке данному компоненту универсальных учебных действий следует отвести первостепенное значение в силу следующих причин:

1. Процесс коммуникации происходит в условиях совместного обучения представителей различных национальностей, где каждый из членов группы испытывает определенные трудности интерферентного характера в общении на русском языке, выступающем и в качестве языка обучения, и межнационального общения. Исследование выявило, что в современной дагестанской многонациональной школе с русским языком обучения, отдельной проблемой является организация межнационального общения детей внутри различной этничности Дагестана. Поэтому приоритетным направлением работы учителя начальных классов является развитие и формирование коммуникативных универсальных учебных умений, так как именно они станут фундаментом на последующих ступенях обучения.

2. Овладение системой речевой и языковой подготовки служит основой обучения по всем предметам.

3. Формирование личностного, регулятивного и познавательного компонентов универсальных учебных действий невозможно без четко разработанной системы по развитию коммуникативных универсальных учебных умений в системе начального обучения.

В то же время необходимо отметить, что имеющийся в республике научный потенциал и опыт практической деятельности по формированию общеучебных умений и навыков у учащихся не реализует полностью систему формирования коммуникативных универсальных учебных умений первоклассников-билингвов в силу недостаточной разработанности проблемы.

Одной из особенностей дагестанской начальной школы является то, что сохранившаяся нуклеарная национальная семья традиционно воспитывает детей дошкольного возраста в семье, таким образом, приход в школу и организация образовательного процесса именно с этими детьми усложняется необходимостью включения их в коллективную деятельность и развития у них всех известных универсальных учебных умений.

Анализ педагогической и психологической литературы по данной проблеме, а также практика учителей начальной многонациональной школы показали, что остаются нерешенными противоречия между:

— увеличением социальной значимости всей деятельности школы и большей ориентацией на конечные знания, умения и навыки в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и имеющимся потенциалом учебных предметов в формировании коммуникативных универсальных учебных умений;

— декларируемой приоритетностью ключевых компетенций и неудовлетворительным положением дел в практике формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников;

— необходимостью активизации работы по формированию коммуникативных универсальных учебных умений и слабой специальной подготовкой педагогических кадров Республики Дагестан по данному направлению;

— возрастанием интереса к решению данной проблемы со стороны учителей и отсутствием системной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных умений;

— возрастанием у младших школьников-билингвов потребности в социализации через общение и отсутствием необходимых для этого умений.

Исходя из недостаточной теоретической разработанности проблемы и практической необходимости решения указанных противоречий, нами выбрана тема исследования : «Формирование коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников».

Целью исследования является разработка педагогической технологии по формированию коммуникативных универсальных учебных умений в условиях многонациональной начальной школы и выявление ее эффективности.

Объект исследования: коммуникативные универсальные учебные умения первоклассников.

Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников.

В качестве гипотезы исследования выступили следующие предположения:

— эффективность формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников зависит от уровня готовности к их овладению, взаимодействию в коллективе, к новой социальной роли;

— развитие коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников должно основываться на учете индивидуальных особенностей учащихся;

— использование индивидуализированной технологии обучения, предусматривает реализацию каждым учащимся своих способностей и потребностей в общении.

Задачи исследования:

1) провести анализ педагогических и психологических исследований по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных умений;

2) разработать педагогическую технологию формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

3) выявить динамику развития коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников, установить ее связь с индивидуальными особенностями и потребностями учащихся в общении;

4) разработать психолого-педагогические рекомендации по совершенствованию развития коммуникативных универсальных учебных умений в учебном процессе начальной школы.

Методологическую основу исследования составили: общие теоретические положения личностно-ориентированного подхода в психологии (И.С. Якиманская), теория проблемно-развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, И.Я. Лернер и др.), педагогические и психологические теории развития личности (Е.Д. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Н.Ф. Талызина, М.И. Лисина, Д.И. Фельдштейн и др.), психологические теории об индивидуальном и личностном развитии человека (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.), идеи об учете индивидуальных особенностей учащихся (Я.А. Каменский, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, И.А. Колесникова, И.С. Якиманская и др.), концепция развития первоклассников в учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, Г.П. Антонова, А.З. Зак, Е.В. Козлова, В.А. Крутецкий, Н.А. Менчинская, Л.Ф. Обухова, Ж. Пиаже и др.), теория социализации личности (И.С. Кон, В.Ш. Масленникова, З.Г. Нигматов и др.), психолого-педагогическая теория развития в совместной деятельности (Г.М. Андреева, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский), теория и методология гуманно-личностного подхода к самоактуализации личности (Ш.А. Амонашвили, А.И. Крупнов, А. Маслоу, К. Роджерс).

В качестве методов исследования выступили: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы, исследований и работ по проблеме, экспериментальные методы, эмпирические методы: наблюдение, беседы, метод опроса, анкетирование, анализ продуктов деятельности, проективные методики, количественный и качественный анализ полученных фактических данных, математико-статистические методы обработки данных исследования.

В исследовании был использован ряд методик: для выявления уровня сформированности умений на ориентацию на партнера по общению, направленных на учет позиции собеседника (партнера) использовались методики «Левая и правая сторона» и «Братья и сестры» Ж. Пиаже; для выявления уровней сформированности умений по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) использовалась методика «Рукавички» Г.А. Цукерман; разработанная нами анкета, направленная на выявление коммуникативных универсальных учебных умений.

Для статистической обработки данных использовалась компьютерная программа SPSS Windows XP, версия 13.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и сделанных на их основании выводов обеспечивается теоретическими обоснованиями, рассматриваемыми в изложении диссертационной работы; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам, логики исследования; репрезентативностью выборки и статистической значимостью полученных результатов, достигаемых за счет применения различных методов статистической обработки.

Организационная база исследования. Научно-исследовательская работа проводилось в течение четырех лет и включала ряд этапов. Эмпирической базой исследования выступили Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 1», Муниципальное образовательное учреждение «Многопрофильный лицей № 9» г. Махачкалы, СОШ № 12 г. Дербента, СОШ №1 г. Каспийска. В исследовании участвовало 159 учащихся и 40 учителей начальных классов.

Основные этапы исследования.

Исследования проводились с 2007 по 2011 гг. в три этапа:

Первый этап (2007-2008 гг.) – изучение и анализ состояние философской, педагогической, психологической литературы; анализ работы начальной школы, разработка проблематики исследования; определение цели и задачи исследования; формулирование гипотезы и задачи исследования; изучение реальной практики формирования коммуникативных универсальных учебных умений первоклассников (106 учащихся школ Республики Дагестан); составление программы эксперимента, определялись концептуальные направления в исследовании.

Второй этап (2008-2010 гг.) – проведение констатирующего и формирующего эксперимента, проверка эффективности разработанной системы индивидуализации обучения; анализ и корректировка технологии;

Третий этап (2010-2011гг.) – осуществление статистической обработки полученных данных, систематизация и обобщение их, формулировка выводов и методических рекомендаций по исследуемой проблеме; оформление материалов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые в качестве объекта исследования выступают коммуникативные универсальные учебные умения младших школьников. В исследовании разработана авторская технология по формированию коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников, основанная на индивидуальном подходе. Выявлено, что такой фактор как язык межнационального общения определяет особенности коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников в процессе обучения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно расширяет представления современной педагогики о формировании коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников. Разработанная система психолого-педагогических рекомендаций по развитию коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников является самостоятельным и перспективным направлением работы в современной школе.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанная технология с учетом индивидуальных особенностей младших школьников поможет организовать более эффективное обучение в начальной школе. В деятельности образовательных учреждений широкое применение могут найти подобранный диагностический комплекс и разработанная анкета для диагностики коммуникативных универсальных учебных умений, разработанная авторская программа «Я учусь общаться» по формированию коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников и система психолого-педагогических рекомендаций.

Положения, выносимые на защиту:

На основании проведенного анализа научной литературы в содержание рабочего понятия «коммуникативные универсальные учебные умения младших школьников» мы включили умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке; умение в общении управлять инициативой; техникой интонирования, логикой речи, ее выразительностью и эмоциональностью; образной передачей информации; умение составлять короткий диалог; умение излагать приобретенные знания (ответ на уроке, участие в школьных мероприятиях, в последующем в выступлениях на конференциях);

Уровень формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников находится в прямой зависимости от уровня готовности к овладению коммуникативными универсальными учебными умениями младших школьников, выявленного на этапе диагностического обследования (общее развитие, степень владения языком межнационального общения); а также особенностью дагестанской начальной школы, в которой сохранившаяся нуклеарная национальная семья традиционно воспитывает детей дошкольного возраста в семье, таким образом, приход в школу и организация образовательного процесса именно с этими детьми усложняется необходимостью включения их в коллективную деятельность и развития у них всех известных универсальных учебных умений.

Уровень формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников напрямую связан с содержанием и организацией профессиональной подготовки учителей в педагогических вузах и в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;

Эффективность формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников возрастает в процессе применения разработанной авторской технологии «Я учусь общаться», основанной на индивидуальном подходе, а также на соблюдении определенных условий организации учебного процесса. К последним можно отнести: индивидуальный подход в обучении, создание ситуации успеха во время проведения занятий, стимулирующей самоактуализацию и самовыражение учащихся.

Апробация и внедрение результатов. Результаты исследования освещались на заседаниях кафедры общей педагогики ДГУ 2007-2010гг.; в процессе работы автора в качестве учителя начальных классов в МОУ гимназии № 1 г. Махачкалы; в выступлениях на научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых (ДГУ, ДГПУ, г. Махачкала, 2008, 2009, 2010); на XIV Региональной научно-практической конференции «Гуманитарные науки: новые технологии образования» (г. Махачкала, 2009), на XV Региональной научно-практической конференции «Гуманитарные науки: новые технологии образования» (г. Махачкала, 2010), на II международной научно-практической конференции «Начальное образование: инновации и ценности. Теория и практика» (г. Махачкала, 2009, г. Москва, 2009), на международной научно-практической конференции: «Слово в языке и речи» в ДГПУ, Институте языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра РАН (г. Махачкала, 2010), на страницах журнала «Начальное образование» – №3, 2010г., на республиканской научно-практической конференции «Педагоги XXI века и инновационный образовательный процесс: модели, формы, направления» (г. Хасавюрт, 2010), на международной научно-практической конференции: «Русский язык и школа» в рамках республиканской целевой программы «Русский язык (2007-2010гг.)» в ДНИ Институте педагогики им. А.А. Тахо-Годи (г. Махачкала, 2010), на страницах научно — методического журнала «Мир образования — образование в мире» (№1, 2011г.), на заседаниях кафедры педагогики начального образования ДГПУ, на заседаниях кафедры педагогики и методики начального обучения ГОУ ДПО ДИПКПК, на семинарах методических объединений МОУ «Гимназия №1», МОУ «Многопрофильный лицей №9» г. Махачкалы, в школах г. Дербента, г. Каспийска. Результаты исследования отражены в публикациях автора.

Внедрение результатов исследования осуществлялось: в работе методического объединения учителей начальных классов МОУ гимназии № 1 г. Махачкалы, во внеучебной деятельности в МОУ «Многопрофильный лицей №9» г. Махачкалы, на курсах повышения квалификации в ГОУ ДПО ДИПКПК г. Махачкалы, в работе кафедры педагогики начального образования факультета начальных классов ФГБОУ ВПО Дагестанского государственного педагогического университета г. Махачкалы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. В тексте диссертации содержится 11 таблиц, 1 рисунок. Библиографический список включает 276 источников, из них 14 на иностранном языке.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цель, задачи, гипотеза, объект, предмет, методы и методики исследования, а также научная новизна, теоретическое и практическое значение, излагаются основные положения, выносимые на защиту, даются сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

В первой главе «Теоретические основы формирования универсальных учебных умений младших школьников» содержится теоретический анализ научной литературы, раскрывающий различные подходы к изучению универсальных учебных умений, коммуникативных универсальных учебных умений, проявления коммуникативных универсальных учебных умений для социализации через общение, анализ проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников.

В первом параграфе отражено понимание универсальных учебных умений в отечественной и зарубежной науке. Среди исследований, посвященных специфике коммуникативных универсальных учебных умений выделяются исследования методологического плана: исследования Е.М. Алифановой, О.А. Веселковой, Х.П. Назаровой, О.В. Никоновой, А.А. Панферовой, которые позволяют установить значимость владения коммуникативными умениями младшими школьниками при решении ими задач обучения речевой и межличностной коммуникации. Согласно системному подходу Б.Ф. Ломова, это отражение имеет уровневую организацию и реализуется на перцептивном уровне, уровне представлений и речемыслительном уровне.

Таким образом, под коммуникативными универсальными учебными умениями мы понимаем умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке; умение в общении управлять инициативой, техникой интонирования, логикой речи, ее выразительностью и эмоциональностью; образной передачей информации; умение составлять короткий диалог; умение излагать приобретенные знания (ответ на уроке, участие в школьных мероприятиях, в последующем в выступлениях на конференциях).

Во втором параграфе раскрываются позиции исследований, посвященных изучению коммуникативных универсальных учебных действий как педагогической проблемы на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов), а также значимость владения коммуникативными умениями младшими школьниками при решении ими задач обучения речевой и межличностной коммуникации (Е.М. Алифанова , О.А. Веселкова, Х.П. Назарова, О.В. Никонова, А.А. Панферова).

Нами были выделены необходимые характеристики общего уровня развития общения у детей, поступающих в начальную школу. В состав базовых (т.е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты: потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника.

В третьем параграфе представлены современные требования в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, который определяет развитие и формирование коммуникативных универсальных учебных умений. Выбранная нами педагогическая технология обладает значительным воспитательным и развивающим, а также здоровьесберегающим потенциалом. Это отвечает современным приоритетным потребностям личности, общества и государства. Мы считаем, что в данной работе коммуникативные универсальные учебные действия и коммуникативные универсальные учебные умения возможно считать синонимичными. Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Формирование коммуникативных универсальных учебных умений в условиях совместного обучения представителей различных национальностей, где учащиеся общаются на русском языке, выступающем в качестве языка межнационального общения, является приоритетным направлением работы учителя начальных классов школ с многонациональным составом и служит фундаментом для успешного обучения на последующих образовательных ступенях.

Во второй главе «Эмпирическое исследование коммуникативных универсальных учебных умений учащихся начальных классов» раскрываются сущность и содержание основных этапов опытно-экспериментальной работы, основанной на авторской программе «Я учусь общаться», анализируются полученные результаты, проводится математическая обработка итоговых данных, обосновываются выводы.

Опытно — экспериментальная работа проводилась с 2008го по 2010 годы на базе МОУ «Гимназия № 1» и МОУ «Многопрофильный лицей №9» г. Махачкалы, СОШ №12 г. Дербента, а также СОШ №1 г. Каспийска. В соответствии с целями и задачами эксперимента была разработана его программа, включающая три этапа (констатирующий, формирующий и заключительный (контрольный)), каждый из которых отражал изменения в компонентах авторской системы и предполагал анализ их содержания. Реализация программы эксперимента предусматривала позитивные изменения ведущих характеристик коммуникативных универсальных учебных умений, что способствовало не только повышению уровня сформированности данного умения, но и осознанности его применения в общении.

Первый этап эксперимента заключался в выявлении исходного состояния изучаемого объекта, отслеживался уровень готовности к коммуникации у детей, поступающих в дагестанскую начальную школу. Для проверки уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий использовались следующие методики: «Левая и правая сторона», «Братья и сестры» (Ж. Пиаже), «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Для обобщения полученных данных использовался статистический критерий х2. Нулевая гипотеза в данном случае представляла собой предположение о том, что различия, наблюдаемые между частотами, полученными для респондентов двух разных групп, носят случайный характер. Для проверки нулевой гипотезы вычисленная величина х2 сравнивалась с ее критическим значением, найденным по справочным таблицам. Нулевая гипотеза отвергалась на уровне значимости (р ≤ 0,05, р ≤ 0,01, р ≤ 0,001) для числа степеней свободы, равном 3.

В результате анализа данных констатирующего эксперимента нами были выделены три типа младших школьников с точки зрения стиля их общения в школе. Учащиеся первой группы, условно названные как эгоцентричный тип, составили 15% от общего числа школьников. Ко второй группе были отнесены 45% школьников. Они дружелюбны, их отличает ярко выраженная позитивная Я-концепция и наличие положительного отношения к одноклассникам. К третьей группе принадлежат 40% школьников. Они не уверены в себе. Учащиеся имеют средний уровень успешности в общении и развитии большинства коммуникативных умений при негативной Я-концепции и крайне недоверчивом, настороженном отношении к окружающим в сочетании с низким социометрическим статусом.

Дополнительные наблюдения, проводимые учителями на уроках, показали: несмотря на то, что все учащиеся знают о правилах общения, практически применяют их не всегда правильно или совсем не применяют; не всегда могут выслушать мнение одноклассника, сформулировать вопрос, договориться в совместной деятельности. На основе результатов констатирующего эксперимента установлены четыре уровня готовности младших школьников к овладению коммуникативными универсальными учебными умениями. Их характеристики даны в таблице 1.

Таблица 1

Уровни сформированности готовности к овладению коммуникативными

универсальными учебными умениями младших школьников

Уровень

Качественная характеристика

Оптимальный

Выявление собственного неумения общаться, то есть недостаточности навыков в общении, и возникновение необходимости овладения новыми КУУУ, активная роль в общении, стремление к сотрудничеству, к развитию своих коммуникативных умений осознанно.

Допустимый

Выявление недостаточности полученных КУУУ для сотрудничества и общения и возникновение необходимости в овладении новыми способами общения. Однако коммуникативная активность проявляется не всегда в достаточной мере.

Критический

Проявляется в основном внешняя мотивация к овладению КУУУ. Внутренняя мотивация отсутствует. Умения общаться проявляются слабо.

Сверхкритический

Осознание необходимости овладения КУУУ отсутствует.

Результаты наблюдения по данным уровням представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сформированность готовности учащихся к овладению коммуникативными

универсальными учебными умениями

Уровни

Класс

МОУ «гимназия №1»

г. Махачкалы

Класс МОУ

«Многопрофильный лицей №9» г. Махачкалы

Класс СОШ № 12

г. Дербента

Класс СОШ № 1

г. Каспийска

Всего

Оптимальный

6 (23,7%)

5 (18,5%)

5 (18,5%)

7 (26,9%)

23 (21,7%)

Допустимый

10 (38,3%)

9 (33,3%)

8 (26,9%)

5 (19,2%)

32 (30,2%)

Критический

7 (26,9%)

9 (33,3%)

12 (44,4%)

11 (42,8%)

39 (36,8%)

Сверхкритический

3 (11,1%)

4 (14,9%)

2 (10,2%)

3 (11,1%)

12 (11,3%)

Анализ данных, представленных в таблице 2, показывает, что у большинства испытуемых (39 человек, или 36,8%) от общего числа исследованных учащихся коммуникативные универсальные учебные умения находятся на критическом уровне, а у 32 человек (30,2%) – на допустимом, всего у 23 человек (21,7%) – на оптимальном уровне. Однако стоит отметить распределения по уровням в каждом конкретном классе. В 1-м классе МОУ «Гимназия № 1» г. Махачкалы у 26,9% учащихся данные умения сформированы на критическом уровне и всего у 23,7% – на оптимальном уровне. Также необходимо отметить, что в классе есть учащиеся со сверхкритическим уровнем развития коммуникативных универсальных учебных умений. В МОУ «Многопрофильный лицей №9» г. Махачкалы у 33,3% первоклассников наблюдается критический уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных умений, у 18,5% – оптимальный. Несмотря на то, что у учащихся наблюдается допустимый уровень развития умений 33,3%, в классе присутствуют ученики со сверхкритическим уровнем развития данных умений (14,9%). В МОУ «Многопрофильный лицей №9» г. Махачкалы так же как и в школе №12 г. Дербента, одинаковое количество учащихся на оптимальном уровне развития коммуникативных универсальных учебных умений (18,5%). У 10,2% первоклассников данные умения находятся на сверхкритическом уровне, а у 26,9% – на допустимом. Однако у большинства учащихся уровень развития коммуникативных универсальных учебных умений является критическим. В школе №1 г. Каспийска у 26,9% учащихся с оптимальным уровнем развития коммуникативных универсальных учебных умений, у большинства учащихся (42,8%) наблюдается критический, у 11,1% – сверхкритический, и лишь у 19,2% учащихся данные умения находятся на допустимом уровне.

В ходе исследования уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных умений учащихся к концу первого года обучения мы установили причины низкого уровня сформированности данных умений. Одной из причин является незнание учителями путей формирования коммуникативных универсальных учебных умений, как следствие – отсутствие системы формирования коммуникативных универсальных учебных умений первоклассников.

Оценка сформированности коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников с опорой на выявленные базовые критерии производилась по четырем уровням:IV – низкий (близко к репродуктивному), III – средний (адаптивный), II – выше среднего (продуктивный), I – высокий (творческий).

Данные уровни представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных

умений младших школьников

Уровни

Содержательная характеристика по критериям

I. Высокий

(творческий)

Ученик показывает сознательный интерес к общению как к межличностному взаимодействию на основе понимания его необходимости в жизни, умеет договариваться в процессе совместной деятельности.

Ученик проявляет самостоятельную активность в процессе общения, стремится эффективно овладеть умениями общения.

Ученик проявляет заинтересованность в результатах общения, умеет убеждать.

Ученик критически оценивает результаты совместного с партнерами общения, находит выход из трудных ситуаций, аргументирует свою точку зрения.

II. Выше среднего (продуктивный)

Ученик проявляет понимание важности общения в жизни, но не постоянен в своем интересе к нему как к процессу межличностного взаимодействия.

Ученик проявляет самостоятельность в общении, но в большинстве случаев не показывает необходимой инициативы, недостаточно активен в овладении умениями общения.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст