Формирование коммуникативной компетенции учащихся в ходе построе

Формирование коммуникативной компетенции учащихся в ходе построения письменных высказываний

Тетерина Татьяна Михайловна,

Учитель английского языка

МОУ Култаевская сош

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках – является одной из главных задач каждого педагога. На уроках иностранного языка – это наиболее значимо. В данной работе хотела бы поделиться опытом по формированию у учащихся их письменной коммуникативной компетенции. Анализируя деятельность учащихся на уроке, можно посчитать, сколько времени остается на этот вид деятельности: если 5-10 минут — на проверку домашнего задания, столько же на объяснение материала, на отработку лексических и грамматических единиц… К сожалению, на коммуникацию остается 20 — 25 минут урока, из них на письменную – 5-7 минут. В среднем на одного ученика – 2-3 минуты за урок, 6-9 минут в неделю. Эти несложные математические расчеты не давали мне покоя уже давно. Приходилось искать другие средства для осуществления коммуникации. На помощь пришел случай из жизни. Три года назад в летнем лагере мне посчастливилось работать в качестве переводчика с волонтерами из Великобритании и Австралии и со школьницей из Америки. Воспользовавшись возможностью я, конечно, попросила у них разрешение на переписку с моими учащимися. Какая чудесная возможность письменной коммуникации ждала моих учеников! Переписка по почте завязалась у моих шестиклассников с девочкой Лизой из Америки и её одноклассниками (по возрасту, они подходили друг другу). И переписка четвероклассников по электронной почте с Джеммой, студенткой педагогического университета, и её учениками (по приезду домой в Великобританию у Джеммы была практика в школе).

Ещё 10 лет назад мечтать о том, что школьники смогут беспрепятственно общаться с ровесниками в устной или письменной форме было затруднительно. Мне всегда хотелось, чтобы учащиеся узнавали новое не только из учебника, но и от самих носителей языка. Кроме того, иметь возможность языковой практики, которой так не хватает на уроках английского языка, общаясь между собой и с учителем. Особенно это актуально для учащихся сельской школы т.к. у нас нет возможности пригласить носителя языка в школу, как у городских (языковых) школ или, наоборот, посетить англо – говорящую страну. Сейчас перед нами открылась возможность свободной коммуникации, в частности переписки с зарубежными сверстниками как обычным способом, отправив письмо в конверте, так и по электронной почте.

С одной стороны, мы получили то, о чем мечтали, с другой стороны возникало ряд внутренних проблем, с которыми раньше не приходилось встречаться. Не думайте, что написать письмо так уж просто, особенно на иностранном языке! От письма к письму ребятам нужно было писать все новые факты, описывать события, задавать вопросы и т.д. Итак, первая трудность — не хватало практики в написании сообщений разного характера, недостаточен был словарный запас. Необходимо заметить, что в требованиях Программы к обучению письму школьникам 5-7 классов предлагается лишь письменно фиксировать слова, предложения, списывать текст, выписывать из него слова, словосочетания, предложения. Требования же жизни диктовали нам несколько другие условия. Тех незначительных упражнений, которые изредка встречаются в учебнике на отработку письменных коммуникативных навыков, оказалось недостаточно для того, чтобы учащиеся овладели этим видом письменной речи. Вторая проблема – не хватало времени на уроке для писем, ведь каждому хотелось написать что-то свое. Мотивация у учащихся была прекрасная, оставалось решить, как её поддерживать и решить возникшие проблемы.

Я поставила следующие цели:

Знакомство учащихся с этикетом написания писем, статей, сочинений и других форм письменной коммуникации;

Привлечение учащихся к переписке с зарубежными сверстниками и участию в разных видах конкурсах, требующих от детей коммуникативной компетенции.

И задачи:

Способствовать овладению учащимися практическими умениями и навыками написания письменных высказываний разного характера;

Систематизировать материал из разных источников по проблеме;

Поддерживать переписку с зарубежными сверстниками для решения коммуникативных задач.

Начала отбирать материал, касающийся переписки, письменного речевого этикета из разных источников. На уроках стала уделять особое внимание заданиям, направленным не просто на записывание или списывание текста, а на оформление мыслей, смысловых сюжетов в письменной форме. Для ребят в классе разместила информационные постеры, сделала подборку упражнений из разных УМК, которыми можно было воспользоваться как на уроке, так и во внеурочное время:

Виды заданий на формирование письменной коммуникативной компетенции

УМК, автор, страница

1

Рекламные объявления — с.14,

Написание письма – с33, с.52, с.89

сочинение – размышление с. 40 — 41

«Английский с удовольствием» М.З.Биболетова, 7 класс

2

Написание письма – с.89, 95, 96,

Написание истории – с.74, 82,

Заполнение анкеты – с.69

Интервью – с.59

«Английский язык нового тысячелетия» Н.Н.Деревянко , 5 класс

3

Написание письма – с.7, 25,36,52-53,

Написание истории – с.8

Заполнение анкеты – с.28, с.72

Новогодние обещания – с57,

Написание открытки – с.59

Написание приглашения – с. 60

Ведение личного дневника –с.106

«Английский язык нового тысячелетия» Н.Н.Деревянко , 6 класс

4

Речевые клише – с.22

Письмо –с.24-25, 30, 47, 137

Реклама -136

Анкета -119

«Английский язык нового тысячелетия» Н.Н.Деревянко , 7 класс

5

О себе, семье – с 12-13, 46, 58, 60,138

Постер – с.28-29, 86, 134

Открытка – с.29, 106

Статья – с.30

Реклама – 124

Письмо –приглашение – с.126

“Blockbuster 1” Jenny Dooly – Virginia Evans

6

Написание письма – с.6,96

Написание статьи – с.11, с.30

Постер – с.28-29, 58-59

Написание приглашения – с.16, с46-47

Описание комнаты\места – с.19, 48-49

Опрос – С 38-39

Составление биографии –с.70

Реклама –с.88-89

Рецепт – с.90

«Английский в фокусе» В.Эванс, 6 класс

7

Написание статьи – с.9, 39

Описание места – с.13

Письмо – с.18, с.33, 50

‘Click on 2” Virginia Evans – Neil O`Sulivan

Итак, шла работа по формированию письменных коммуникативных умений, когда вначале большое внимание уделяется подготовке к коммуникации путем создания «строительного материала», т.е. обучение нормам письма, и только после этого учащимся предлагается применить полученные знания на практике для решения реальных коммуникативных задач. Для подростков важно не просто формально участвовать в каком либо речевом взаимодействии, но и вступать в него тогда, когда им есть что сказать и когда у них есть достаточный набор языковых и речевых средств для естественного участия в общении.

Задания по формированию письменных коммуникативных умений можно разделить на:

Написание статей, писем в журнал \ газету, описывающих какую либо проблему;

Написание эссе

Заполнение анкеты

Составление вопросника, рекламы, рецепта и т.д.

За время переписки ребята сами искали темы для общения, так же используя весь тот материал, который был предложен мной. Общение шло на самые разнообразные темы: от описания своей комнаты, до обмена рецептами блюд. Могу сказать с уверенностью, что у тех учащихся, которые принимали участие в переписке, сформировались умения и навыки работы с разными письменными заданиями, они овладели правилами переписки, формулами речевого этикета, успешно использовали свои умения в конкурсах различной направленности. А значит, я решила те задачи, которые раньше не знала, как решить.

Результаты работы по формированию письменной коммуникативной компетенции :

12 учащихся нынешних девятиклассников и 10 шестиклассников в течение трех лет продолжили переписку со сверстниками из-за рубежа. Сейчас они без труда могут правильно подписать конверт, оформить письмо, согласно формулам речевого этикета этих стран.

Ежегодно ребята принимают участие в краевых конкурсах сочинений на разные темы на английском языке.

2006\7 уч.год — 3 участника — сертификаты; 1 – Грамота.

2007\8 уч.год – 4 участника — сертификаты

2008\9 уч.год – 6 участников, из которых 4 получили Дипломы победителей.

Участие в олимпиадах на школьном, муниципальном и краевом уровнях. (В олимпиаде есть раздел написание статьи\сочинения).

Учебный год

Класс

ФИ

Место

2004-05

11

Тетерин Антон

3

2005-06

8

Батуева Анастасия

1

2006-07

9

Батуева Анастасия

1

2007-08

8

Пикулева Ксения

12

2008-09

9

Ананян Аревик

3

9

Пикулева Ксения

5

2008\09 учебный год — 2 ученицы прошли обучение на лингвистическом отделении краевой заочной гуманитарной школы и показали положительные результаты. ( В каждой работе было задание на решение коммуникативной письменной задачи).

Своим опытом делилась на РМО учителей английского языка и предложила учителям района вести переписку, проводить видео конференции on-line с ребятами внутри района. В данный момент налаживаем переписку с учащимися из Бершетской школы и ищем новых друзей за рубежом.