Формирование художественного кругозора и предпочтений учащихся

======================================================================Исследовательское задание к госэкзамену по педагогике и психологии в бакалавриате.

Тема: «Формирование художественного кругозора и предпочтений учащихся».

======================================================================

Работа защищена в 2004 году на «отлично» в Омском государственном педагогическом университете студентом, заканчивающим бакалавриат с красным дипломом. Объём работы: 26 страниц + приложения (анкеты, доклад на защиту). Формат: MS Word (шрифт Times New Roman 14пт, интервал 1,5). Работа включает введение (актуальность, цели, задачи и т.п.), теоретическую часть и практическую методику организации внеклассного мероприятия с анализом его результатов. Список литературы включает 5 источников. Работа будет полезна студентам, заканчивающим бакалавриат педвузов. Кроме того, её материалы могут пригодиться при написании различных рефератов и курсовых по педагогике.

Дополнительную информацию о работе можно узнать на сайте автора по адресу:

HYPERLINK «http://andrew-mak.narod.ru/education/pedagog/artoutlook.htm» http://andrew-mak.narod.ru/education/pedagog/artoutlook.htm

Связаться с автором можно по адресу: HYPERLINK «mailto:[email protected]» [email protected]

======================================================================

Содержание работы

TOC \o «1-3» \h \z \u

HYPERLINK «file:///C:\\DOCUME~1\\TOPSEC~1\\LOCALS~1\\Temp\\_tc\\Содержание.doc» \l «_Toc75515999#_Toc75515999» Введение PAGEREF _Toc75515999 \h 3

HYPERLINK «file:///C:\\DOCUME~1\\TOPSEC~1\\LOCALS~1\\Temp\\_tc\\Содержание.doc» \l «_Toc75516000#_Toc75516000» §1. Сущность и задачи художественного воспитания PAGEREF _Toc75516000 \h 5

HYPERLINK «file:///C:\\DOCUME~1\\TOPSEC~1\\LOCALS~1\\Temp\\_tc\\Содержание.doc» \l «_Toc75516001#_Toc75516001» Факторы художественного воспитания PAGEREF _Toc75516001 \h 5

HYPERLINK «file:///C:\\DOCUME~1\\TOPSEC~1\\LOCALS~1\\Temp\\_tc\\Содержание.doc» \l «_Toc75516002#_Toc75516002» Содержание художественного кругозора учащихся PAGEREF _Toc75516002 \h 11

HYPERLINK «file:///C:\\DOCUME~1\\TOPSEC~1\\LOCALS~1\\Temp\\_tc\\Содержание.doc» \l «_Toc75516003#_Toc75516003» §2. Формирование кругозора и предпочтений учащихся PAGEREF _Toc75516003 \h 14

HYPERLINK «file:///C:\\DOCUME~1\\TOPSEC~1\\LOCALS~1\\Temp\\_tc\\Содержание.doc» \l «_Toc75516004#_Toc75516004» Результаты исследования PAGEREF _Toc75516004 \h 14

HYPERLINK «file:///C:\\DOCUME~1\\TOPSEC~1\\LOCALS~1\\Temp\\_tc\\Содержание.doc» \l «_Toc75516005#_Toc75516005» Анализ результатов исследования PAGEREF _Toc75516005 \h 17

HYPERLINK «file:///C:\\DOCUME~1\\TOPSEC~1\\LOCALS~1\\Temp\\_tc\\Содержание.doc» \l «_Toc75516006#_Toc75516006» Разработка и проведение воспитательного мероприятия PAGEREF _Toc75516006 \h 18

HYPERLINK «file:///C:\\DOCUME~1\\TOPSEC~1\\LOCALS~1\\Temp\\_tc\\Содержание.doc» \l «_Toc75516007#_Toc75516007» Заключение PAGEREF _Toc75516007 \h 20

HYPERLINK «file:///C:\\DOCUME~1\\TOPSEC~1\\LOCALS~1\\Temp\\_tc\\Содержание.doc» \l «_Toc75516008#_Toc75516008» Список литературы PAGEREF _Toc75516008 \h 22

HYPERLINK «file:///C:\\DOCUME~1\\TOPSEC~1\\LOCALS~1\\Temp\\_tc\\Содержание.doc» \l «_Toc75516009#_Toc75516009» Приложения PAGEREF _Toc75516009 \h 23

HYPERLINK «file:///C:\\DOCUME~1\\TOPSEC~1\\LOCALS~1\\Temp\\_tc\\Содержание.doc» \l «_Toc75516010#_Toc75516010» Приложение I. Анкета «Изучение эстетических наклонностей учащихся» PAGEREF _Toc75516010 \h 23

HYPERLINK «file:///C:\\DOCUME~1\\TOPSEC~1\\LOCALS~1\\Temp\\_tc\\Содержание.doc» \l «_Toc75516011#_Toc75516011» Приложение II. Вопросы для беседы с классным руководителем PAGEREF _Toc75516011 \h 25

HYPERLINK «file:///C:\\DOCUME~1\\TOPSEC~1\\LOCALS~1\\Temp\\_tc\\Содержание.doc» \l «_Toc75516012#_Toc75516012» Приложение III. Вопросы для беседы с учащимися PAGEREF _Toc75516012 \h 26

Список литературы

Искусство и школа: Кн. для учителя / Сост. А. К. Василевский. – М.: Просвещение, 1981. – 288 с.

Лихачёв Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю. Б. Алиев, Г. Т. Ардаширова, Л. П. Барышникова и др.; Под ред. Н. А. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с.

Прасолова Е. Л. В союзе с красотой: (Эстет. воспитание учащихся во внеклас. работе): Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987. – 240 с.

Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С. А. Герасимова. – М.: Педагогика, 1983. – 264 с.

Доклад на защиту работы

«Формирование художественного кругозора и предпочтений учащихся»

Макарьев Андрей Леонидович

Омский государственный педагогический университет, 2004г.

Система эстетического воспитания призвана научить ребёнка видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. Основой системы эстетического воспитания школы можно считать искусство. В школе встреча детей с произведениями искусства происходит в основном на уроках художественного цикла (литературе, музыке, рисовании). Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса.

Эстетическая воспитанность учащихся предполагает высокую степень приобщения к ценностям эстетической культуры общества, характеризующуюся информированностью в области искусства и эстетики, глубиной, всесторонностью эстетических знаний, высоким уровнем художественных и эстетических предпочтений. Помимо знания ряда художественных произведений человек должен приобрести некоторый объём сведений из области теории и истории того или иного вида искусства.

Целью данного исследования является формирование художественного кругозора и предпочтений учащихся. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи исследования:

на основе анализа литературы выявить содержание художественного кругозора, основные направления работы по его формированию у учащихся;

изучить особенности художественного кругозора и предпочтений учащихся одного из классов;

на основе полученных данных определить основные задачи и содержание работы по расширению художественного кругозора учащихся и формированию их предпочтений;

разработать и провести одно из воспитательных занятий, направленных на развитие художественного кругозора учащихся, дать анализ его педагогической эффективности.

Данное исследование проводилось в средней общеобразовательной школе № 109 с углубленным изучением отдельных предметов Советского АО города Омска в пятом классе.

Изучение предпочтений учащихся в различных областях искусств показало, что среди предпочтений ребят первые места занимают кино и эстрадная музыка. Театры, музеи и выставки менее популярны среди них. Телепрограммы и книги об искусстве смотрят очень небольшое количество детей. Хотя дети и любят кино, но они слабо осведомлены о кино как об искусстве. Ребята практически ничего не знают о режиссёрах, о том, как снимают фильмы и т. д.

Большинство учащихся любят школьные уроки искусствоведческого цикла, однако, они практически не знают других художников, скульпторов и композиторов, кроме тех, которых изучали на уроках. В области театрального искусства осведомлённость детей ещё более низкая. Они практически не знают ни одного актёра или режиссёра театра. Около половины учащихся занимаются в различных музыкальных или художественных школах. Среди них наблюдается некоторое преобладание знаний об искусстве.

Те из ребят, кому удалось побывать на театральных спектаклях или на выставках, желают снова посетить их. Многие ребята, которые не посещали подобных мероприятий, также горят желанием на них побывать. Большинство детей хотели бы больше узнать о самом искусстве, хотя и не все. Таким образом, интерес школьников к искусству довольно высок, но он и не удовлетворяется должным образом.

На основе полученных в ходе исследования данных были определены следующие основные задачи содержание работы по расширению художественного кругозора учащихся:

формирование знаний по теории и истории искусств;

развитие интереса к изучению искусствоведческих дисциплин и воспитание любви к искусству;

формирование и развитие эстетического вкуса при отборе художественной, музыкальной и телевизионной продукции;

формирование эстетического и разрушение потребительского отношения к кино и музыке;

патриотическое воспитание детей через формирование знаний об известных деятелях искусства Омска и области.

Для решения поставленных задач необходимо провести ряд учебно-воспитательных мероприятий, включающих в себя междисциплинарные занятия по предметам искусствоведческого цикла, а также тематические классные часы, экскурсии в музеи и на выставки, посещение театра.

С учащимися была проведена беседа по теме «Омск: вчера, сегодня, завтра», в подготовке которой принимали участие и сами ученики. Они подготовили сообщения о возникновении Омской крепости, о гербе города, о названиях улиц и о людях, чьими именами они названы. Мы поговорили об омских художниках, посмотрели репродукции их картин.

Проведённое мероприятие может служить отправной точкой для начала планомерной работы по решению поставленных выше задач, направленных на расширение художественного кругозора и предпочтений учащихся. Это мероприятие зародило интерес у ребят, об этом свидетельствовал их живой интерес и участие в работе.