Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащи

На правах рукописи

ПЬЯННИКОВ Михаил Михайлович

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Чита — 2013

Работа выполнена на кафедре педагогики

психолого-педагогического факультета

ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»

Научный руководитель: 

КЛИМЕНКО ТАТЬЯНА КОНСТАНТИНОВНА,

доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»,

психолого-педагогический факультет, декан

Официальные оппоненты: 

ВАГАНОВА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА,

доктор педагогических наук, профессор,

АОУ ДПО РБ «Республиканский институт кадров управления и образования», проректор

ГУСЕВСКАЯ НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА,

кандидат педагогических наук, доцент,

ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», кафедра иностранных языков, доцент кафедры

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет»

Защита состоится 11 октября 2013 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.299.05 при Забайкальском государственном университете по адресу: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129, зал заседаний Ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» по адресу: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129.

Автореферат разослан «10» сентября 2013 года.

Автореферат размещен на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ http//www:vak.ed.gov.ru.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент

Марина Викторовна  Сёмина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В последние годы происходит активный процесс расширения культурных и экономических связей между государствами, связанный с масштабной интеграцией средств коммуникации в общественную жизнь и открытым доступом к глобальному информационному пространству. На фоне роста количества информационных ресурсов возрастает значимость умственного труда и умения работать с современными средствами коммуникации для поиска, анализа и передачи информации.

В связи с изменением социокультурных условий формирование информационно-коммуникационной компетентности приобретает особую значимость, которая подчеркивается в ряде работ (Н.И. Гендина, С.В. Панюкова, И.В. Роберт и др.). Информатизация оказывает влияние на все сферы деятельности человека, трансформируя требования к уровню знаний учащихся, которые должны уметь работать в сфере информационно-коммуникационных технологий и свободно ориентироваться в потоке информации. Навыки работы в информационном пространстве позволят выпускникам общеобразовательной школы развиваться и обучаться самостоятельно, правильно выбрать и спроектировать личную образовательную траекторию. Уровень сформированности информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы должен соответствовать запросам современного рынка труда и быть достаточным для получения профессионального образования.

Переход к информационному обществу обуславливает изменение содержания образования, что ведет к поиску новых методов, форм и технологий обучения. Одним из перспективных направлений в современной педагогике является развитие системы дистанционного образования, имеющее для России с ее обширными территориями и неравномерной плотностью населения особое значение. Понятия электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и условий, обеспечивающих функционирование электронной информационно-образовательной среды впервые прописаны в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В теории дистанционного обучения достаточно подробно освящены его технологии, методы, формы, средства и особенности организации (А.А. Андреев, Д. Киган, В.И. Солдаткин А.В. Хуторской и др.). Дистанционное обучение повышает гибкость, наглядность, интерактивность, вариативность образовательного процесса и обеспечивает качественно новые педагогические условия для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы. Разработка системы дистанционного обучения позволит создать равные стартовые возможности обучения и получить образование детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями, детям, живущим в отдаленных районах, ученикам малокомплектных школ и учащимся при отсутствии дидактических условий в школе.

Степень разработанности проблемы в научно-педагогической литературе: проблема процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности на основе информационно-коммуникационной грамотности отражена в работах таких ученых и педагогов, как С.М. Авдеева, В.Ф. Бурмакина, К.Б. Васильев, И.Д. Фрумин и др. В исследованиях Н.И. Гендиной, Н.И. Колковой, Г.А. Стародубовой, Ю.В. Юленко и др. рассмотрен феномен информационной культуры в контексте глобальных изменений современного общества. А.Ю. Кравцова, А.А. Кузнецов, С.В. Панюкова, И.В. Роберт и др. изучают особенности применения информационных и коммуникационных технологий в образовании. В исследованиях А.И. Башмакова, И.А. Башмакова, М.И. Башмакова, С.Н. Позднякова, Н.А. Резник и др. рассмотрен феномен использования информационно-коммуникационных технологий для создания образовательных ресурсов.

Теоретические и психолого-педагогические особенности дистанционного обучения рассматривались такими исследователями, как А.А. Андреев, С. Блертон, П.Б. Вильямс, Д. Киган, Н.К. Линдсей, М.Г. Мур, Е.С. Полат, В.И. Солдаткин, С.Л. Ховел и др.

Анализ научной литературы показал, что недостаточно разработаны теоретические и практические подходы к формированию и повышению информационно-коммуникационной компетентности учащихся в процессе организации дистанционного обучения, что свидетельствует о наличии противоречий между:

информатизацией общества и потребностью в акторах (от лат. actor – деятель) с соответствующей подготовкой в сфере информационно-коммуникационных технологий;

широкой информатизацией образования и отсутствием систем дистанционного обучения для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы;

образовательным потенциалом дистанционного обучения и недостаточным использованием этого потенциала при формировании информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы.

Сформулированными противоречиями продиктована проблема исследования – каковы педагогические условия формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы в процессе дистанционного обучения.

Все вышеизложенное определило тему исследования: «Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы в процессе дистанционного обучения».

Объект исследования – формирование информационно-коммуникационной компетентности в процессе дистанционного обучения.

Предмет исследования – педагогические условия формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы в процессе дистанционного обучения.

Цель исследования заключается в теоретическом выявлении и экспериментальной проверке педагогических условий формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы в процессе дистанционного обучения.

Гипотеза исследования: процесс формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы, обучающихся в системе дистанционного обучения, будет успешным, если:

обеспечить педагогические условия формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы (создание информационно-образовательного пространства, усиление мотивации учебной деятельности применением системы дистанционного обучения, организация сетевого взаимодействия педагога и учащихся, активизация самостоятельной деятельности учащихся в сфере информационно-коммуникационных технологий);

разработать систему дистанционного обучения, направленную на формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы;

осуществить мониторинг педагогического обеспечения формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы.

Задачи исследования:

обосновать структуру, содержание и этапы формирования информационно-коммуникационной компетентности в условиях информатизации образования;

определить психолого-педагогические особенности формирования информационно-коммуникационной компетентности подростков;

выявить потенциал дистанционного обучения в процессе формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы;

проанализировать педагогическое обеспечение процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы.

Методологической основой исследования являются: системный подход (И.В. Блауберг, А.Г. Кузнецова, Э.Г. Юдин и др.) и деятельностный подход (П.А. Гальперин, А.Н. Леонтьев, И.С. Рубинштейн и др.).

Теоретической основой исследования стали:

теории информатизации общества (Д. Белл, М. Кастельс, Ё. Масуда, Э. Тоффлер, А. Турен и др.);

концепция компетентностного подхода (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др.).

концепция использования информационно-коммуникационных технологий в образовании (С.М. Авдеева, В.Ф. Бурмакина, Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, С.В. Панюкова, И.В. Роберт А.В. Хуторской и др.);

концепция проектирования информационно-образовательной среды (А.И. Башмаков, И.А. Башмаков, М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник и др.);

положения возрастной педагогики и психологии о психологических особенностях старших школьников (А.С. Белкин, М.В. Гамезо, Л.М. Орлова, Е.А. Петрова А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн и др.);

теоретико-методологические и психолого-педагогичеcкие основы дистанционного обучения (А.А. Андреев, А.А. Ахаян, Е.С. Полат, В.И. Солдаткин и др.).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, методической и специальной литературы, нормативных документов, международных и государственных образовательных стандартов;

эмпирические: изучение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа, наблюдение, интервьюирование, анкетирование, статистический анализ результатов эксперимента.

Экспериментальная база исследования: МАОУ «Гимназия №9» г. Краснокаменска. В опытно-экспериментальной работе принимал участие коллектив педагогов, учащихся и родителей, всего 800 человек.

Этапы исследования:

На первом этапе (2008-2009 гг.) изучена философская, психолого-педагогическая, нормативная литература; изучена степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной науке; определен понятийный аппарат; сформулированы гипотеза, цели и задачи, уточнена методология, конкретизированы объект и предмет исследования.

На втором этапе (2009-2011 гг.) проведен констатирующий эксперимент, спроектирован образовательный портал с использованием информационных ресурсов, разработаны этапы формирования информационно-коммуникационной компетентности, уровни и критерии ее оценки, проведена опытно-экспериментальная работа по формированию информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы.

На третьем этапе (2011-2012 гг.) проанализированы и обобщены данные опытно-экспериментальной работы, проведена оценка разработанной модели информационно-коммуникационной компетентности, оформлена диссертационная работа.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

разработаны и обоснованы педагогические условия формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы в условиях дистанционного обучения;

создана система дистанционного обучения (информационно-образовательное пространство, преподаватель, который осуществляет дистанционное управление процессом обучения и учащиеся как субъекты учебного процесса), направленная на формирование и развитие информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы;

доказана перспективность использования дистанционного обучения в условиях информатизации образования; зависимость уровня сформированности информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы от активной деятельности в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные расширяют и конкретизируют положения современной дидактики о процессе формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы, обучающихся дистанционно. В исследовании:

выявлен и обоснован процесс формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы, обучающихся в системе дистанционного обучения;

систематизирован теоретический материал, который выступал базой исследования проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы в процессе дистанционного обучения;

изложены этапы формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы в процессе дистанционного обучения;

выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия, способствующие формированию информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы в процессе дистанционного обучения;

определены причинно-следственные связи процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы и дистанционного обучения;

выявлены критерии (информационный, коммуникационный, когнитивный) и охарактеризованы уровни (интуитивный, базовый, креативный) сформированности информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы.

Практическая значимость исследования.

Материалы данного исследования могут быть использованы при разработке учебных программ и элективных курсов. Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, могут найти практическое применение в педагогической деятельности учителей-предметников и специалистов в области дистанционного обучения.

В ходе проведенного исследования разработаны и внедрены в образовательную практику средства дистанционного обучения, которые включают:

информационно-образовательные средства: информационно-образовательное пространство, цифровое портфолио, Интернет-сервис и портал;

диагностические материалы для оценки информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы;

комплекс электронно-образовательных ресурсов (создание образовательно-цифровых роликов), который может быть использован учителями других школ в процессе обучения.

Достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивается комплексным и системным характером работы по формированию информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы в процессе дистанционного обучения, адекватностью методов цели, задачам и предмету исследования, опытно-экспериментальной проверкой основных положений диссертации, экспериментальным подтверждением гипотезы, математической обработкой полученных результатов и их качественной интерпретацией.

Апробация и внедрение полученных результатов. Результаты исследования нашли отражение в статьях, тезисах докладов, опубликованных автором.

Основные положения докладывались и получили положительную оценку на научно-практических конференциях различного уровня: VIII международной научной конференции «Наука и образование» (Белово, 2010 г.) XII международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки» (Москва, 2011 г.), всероссийской научно-практической конференции «Наша новая школа» (Москва, 2010 г.), краевой научно-практической конференции (Краснокаменск, 2011 г.) и I краевом форуме инновационных проектов «Образование – 2011» (Агинск, 2011 г.).

Материалы исследования внедрялись в образовательный процесс МАОУ «Гимназии №9» г. Краснокаменска, а также обсуждались практические аспекты реализации дистанционного обучения на педагогических советах и заседаниях молодых специалистов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Информационно-коммуникационная компетентность – это совокупность личностных качеств ученика (ценностные ориентации, знания, умения, навыки), обусловленные опытом его деятельности в сфере информационно-коммуникационных технологий. Содержание информационно-коммуникационной компетентности включает ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты, определяется компьютеризацией и информатизацией образования, использованием новых технологий в процессе обучения и необходимостью умения пользоваться информационно-коммуникационными технологиями в современном обществе.

2. Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы в процессе дистанционного обучения обеспечивается в результате реализации следующих педагогических условий:

созданием информационно-образовательного пространства, которое понимается как открытая образовательная система, объединяющая информационные и образовательные ресурсы и обеспечивающая взаимодействие пользователей в процессе их образования и самообразования;

усилением мотивации учебной деятельности старших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий в процессе дистанционного обучения;

сетевым взаимодействием педагога и учащихся (совместным действием субъектов обучения при помощи сетевых технологий, в процессе которого осуществляется обучение, создаются образовательные продукты и происходят внутренние изменения);

активизацией самостоятельной деятельности учащихся в сфере информационно-коммуникационных технологий (самоорганизованной, самоуправляемой деятельности, осуществляемой на основе индивидуальной образовательной траектории, направленной на совершенствование информационно-коммуникационной компетентности).

3. Разработка системы дистанционного обучения, направленная на формирование и развитие информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы, включает: информационно-образовательное пространство (цифровое портфолио, Интернет-сервис, портал), преподавателя, который осуществляет дистанционное управление процессом обучения, и учащихся как субъектов учебного процесса в их сетевом взаимодействии.

4. Мониторинг уровня сформированности информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы в процессе дистанционного обучения осуществляется по следующим критериям:

информационному (осознанию значимости современных информационных технологий, наличию умений поиска и обработки информации, наличию навыков пользования современными информационными средствами);

коммуникационному (умению пользоваться современными средствами связи, включая программное обеспечение, умению отбирать среди социальных сетей и программ для общения наиболее полезный софт, соответствующий целям коммуникации, умению использовать сетевые технологии для повышения продуктивности общения);

когнитивному (осознанному использованию современных информационных средств для повышения уровня образованности, стремлению к расширению и углублению знаний, умению использовать информационно-коммуникационные технологии; умению творчески применять навыки работы с информационными технологиями).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (215 источников) и приложений. Основной объем диссертации 172 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются противоречия, проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методологическая база, методы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов диссертационной работы, раскрываются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Информационно-коммуникационная компетентность как педагогическая проблема» анализируются философско-педагогические аспекты информационно-коммуникационной компетентности, рассматриваются теории информационного общества ведущих ученых (Р.Ф. Абдеев, Д. Белл, В.Л. Иноземцев, М. Кастельс, Ё. Масуда, Э. Тоффлер и др.).

Рассмотренные теории свидетельствуют о том, что в современном обществе происходят серьезные изменения, вызванные информационной революцией. Во всех концепциях затрагивается антропологическая проблема, а именно – место человека в развитии информационного общества. Базой для создания такого общества выступают знания, человеческие ресурсы, информация и высокие технологии. Исследователи, занимающиеся вопросом структуры и развития информатизации общества, имеют схожие взгляды на изменение уклада жизни и сознания современного человека. Учеными определяется ключевая роль человека как носителя и транслятора культуры, которая тоже претерпевает существенные изменения. Культура становится многомерной, многогранной и расплывчатой мультикультурой. Сознание человека в условиях информационного общества характеризуется как клиповое сознание. Одной из самых распространенных технологий в Интернете является гиперссылка, которая демонстрирует особенность такого сознания: кликами пользователь переходит от одной части текста к другой или совсем другому тексту или сайту. Каждая гиперссылка относится лишь к определенному контексту, а взаимосвязь между ними никак не отображается. При этом в сознании современного человека возникают такие же информационные «лоскуты», которые никак не соотносятся друг с другом. Различное понимание контекста приводит к множеству толкований и восприятий одного и того же явления.

Среди ученых нет однозначного мнения по поводу самого феномена информации. Специалисты, как правило, используют так называемую DIKW-модель, где D – data (данные), I – information (информация), K – knowledge (знания), W – wisdom (мудрость), позволяющую раскрыть отношения между информацией и знанием. (В.П. Седякин) Уровень информации вводит контекст, а уровень знаний раскрывает механизм действия (как) и условия использования (когда). На основе информации раскрываются новые смыслы и связи, появляются подходы к толкованию событий и явлений, т.е. информация выступает материалом для создания знания. Знание создается из информационного потока, но зависит от убеждений, цели и социального контекста.

В проведенном исследовании рассматривается информационная компетентность, в основе которой лежат знания, а также коммуникационная компетентность, которая проявляется через взаимодействие субъектов образования, поскольку это взаимодействие происходит в информационно-образовательном пространстве, то интегрированная компетентность определяется как информационно-коммуникационная компетентность. В настоящем исследовании, с опорой на подход А.В. Хуторского, под информационно-коммуникационной компетентностью понимается совокупность личностных качеств ученика (ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков), обусловленных опытом его деятельности в сфере информационно-коммуникационных технологий. Данная компетентность формируется поэтапно: информационная грамотность является базой для формирования информационно-коммуникационной компетенции, которая, в свою очередь, формирует информационно-коммуникационную компетентность; последняя составляет фундамент для формирования информационной культуры.

Психологический аспект формирования информационно-коммуникационной компетентности представляет собой сложный феномен, т. к. включает в себя основные сферы развития личности (интеллектуальную, деятельностную, эмоционально-волевую, мотивационно-ценностную, оценочную).

Исходя из сфер развития личности, целесообразно выделить пять компонентов информационно-коммуникационной компетентности.

Ценностно-мотивационный компонент включает в себя осознание роли информации и информационно-коммуникационных технологий в современном обществе и готовность осуществлять деятельность с сфере коммуникационных технологий.

Эмоционально-волевой компонент характеризуется качествами личности – решительностью, организованностью и целеустремленностью, необходимых для реализации деятельности и умением регулировать возникающие эмоции.

Когнитивный компонент представляет собой теоретические знания по работе с информацией и коммуникационными средствами.

Деятельностный компонент проявляется в наличии умений и навыков, в активном практическом применении информационно-коммуникационных технологий, информационных, технических средств для личностного развития и повышения уровня знаний.

Рефлексивный компонент представляет собой умение контролировать результаты деятельности и достижений, самоконтроль, самооценку и самоанализ.

С опорой на труды А. Баллона, Л.С. Выготского и других был сделан вывод о том, что развитие личности ребенка происходит в результате его взаимодействия с окружающими, в результате чего возникают знаковые для возраста личностные образования. Известно, что развитие возможно благодаря чередованию катаболических (интрапсихических) и анаболических (интерпсихических) процессов, которые являются основой для формирования личности ребенка. В процессе взаимодействия внешней среды и внутренних установок происходит формирование новых качеств личности ребенка. Поскольку внешние предпосылки на начальном этапе развития выступают ведущим фактором по отношению к внутренним установкам, то для полноценного развития психических функций личности ребенка необходимо усложнять условия его деятельности, способствуя формированию зоны ближайшего развития.

На основе психологической теории культурно-исторического развития ребенка, разработанной Л.С. Выготским и теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), процесс развития информационно-коммуникационной компетентности проходит несколько стадий развития: от внешних действий, переходя (интериоризируясь) во внутренний план.

Первый этап можно охарактеризовать как «знакомством» с компьютером или софтом. В ходе освоения компьютера, программного обеспечения ребенок-пользователь отдает команды, которые машина выполняет. Однако, столкнувшись с невозможностью выполнения какой-нибудь команды, пользователь, как правило, обращается к Интернету и пытается найти информацию, которая ему позволит решить проблему, т.е. происходит внешнее освоение приема. Далее происходит развитие внешнего приема – освоение рекомендованных способов деятельности, и он постепенно переходит во внутренний план, в план сознания. Именно поэтому пользователь, освоивший любую программу, которая позволяет работать с изображениями, по этапам без труда освоит похожую программу, т.к. функции и интерфейс программ не имеют серьезных различий.

Создание дистанционной системы обучения, которая базируется на самых последних достижениях в сфере информационных технологий с высокой степенью быстродействия и не зависящей от расстояния, является особенно актуальным для России с ее протяженностью и расстояниями между населенными пунктами. Под системой дистанционного обучения, вслед за А.Е. Лукиновой, в данном исследовании понимается совокупность взаимосвязанных средств, организационных форм, методических приемов взаимодействия субъектов образовательного процесса, предусматривающая активный обмен информацией между всеми участниками на основе использования средств информационно-коммуникационных технологий. Фундаментом дистанционного обучения выступает самостоятельная работа учащегося, который обучается по индивидуальному расписанию в удобное для него время, используя информационно-коммуникационные технологии для обратной связи с преподавателем и другими обучающимися.

Дистанционное образование обладает большим потенциалом, поскольку учит планировать процесс обучения, нести ответственность за результаты и подготавливает к процессу перманентного обучения в течение всей жизни. Основным принципом в такой системе обучения является принцип гуманизма, благодаря которому акцент делается на индивидуальных особенностях и деятельности учащегося, который, в свою очередь, из объекта обучения превращается в субъект, а сама система требует использования новых методов и средств обучения.

Для раскрытия педагогического потенциала системы дистанционного обучения в работе проанализированы способы взаимодействия всех элементов в данной системе, которые обусловлены видом коммуникации. Взаимодействие пользователя с компьютером или компьютерными программами предполагает реакцию машины на вводимые пользователем команды и запросы. Такое взаимодействие имеет ограниченную свободу действий, т.к. процесс коммуникации определяется программой или системой. Эффективность такой коммуникации обуславливается опытом пользователя и качеством интерфейса.

В процессе работы с компьютерными программами пользователь вводит определенные команды или выполняет манипуляции, на которые компьютер реагирует в соответствии с запросом. Такое взаимодействие обусловлено двумя факторами: уровнем общей информационной грамотности пользователя и интерфейсом программы.

В процессе взаимодействия «человек-компьютер-человек» возникает особый вид коммуникации. Данный вид коммуникации направлен на получение практического результата, который представляет особый интерес для педагогов, т.к. он направлен не только на обмен информацией, но и предполагает совместную деятельность учащихся и учителей.

Такое использование интерактивной связи подразумевает диалоговое взаимодействие в синхронном или асинхронном режиме и обмен информацией между участниками образовательного процесса. Взаимодействие пользователя с другими пользователями и компьютером ограничено общим уровнем информационной грамотности каждого отдельного участника процесса коммуникации, а также интерфейсом программного обеспечения. Процесс интерактивного взаимодействия выстраивается на базе сетевой коммуникации в сети Интернет, где можно обмениваться не только информацией и сообщениями, но текстовыми и графическими файлами, аудио, видео и анимацией.

Анализ литературы доказывает, что ресурсы Интернета обладают образовательным потенциалом, т.к. их использование в процессе дистанционного обучения помогает создать специфичную технологическую среду для дистанционного обучения и использовать этот потенциал для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы.

Интернет как источник информации предлагает доступ к текстовому, аудио и видео контенту. К коммуникационным ресурсам Интернета можно отнести форумы, блоги, электронную почту, программы для быстрого обмена текстовыми сообщениями, программы для аудио-чата и обмена файлами. Организация сетевой коммуникации может быть реализована следующими способами:

индивидуальной или групповой перепиской с применением системы мгновенного сообщения (Instant messaging);

ведением блогов, дневников, журналов;

групповой или индивидуальной проектной деятельностью;

пересылкой заданий и получением комментариев по электронной почте;

организацией групповых и индивидуальных видео или аудиоконференций.

Под дистанционным обучением, вслед за А.А. Андреевым, в настоящем исследовании понимается целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их  расположению в пространстве и времени, который реализуется  в специфической  дидактической системе.

Определение характеристики дистанционного обучения позволило построить взаимосвязь с процессом формирования информационно-коммуникационной компетентности, по компонентам и в системе (см. рисунок 1 с. 15).

Разработанная система включает создание педагогических условий, которые способствуют развитию информационно-коммуникационной компетентности. В системе дистанционного обучения выделены как компоненты объекты и субъекты. К объектам системы дистанционного обучения относятся информационно-образовательное пространство. Информационно-образовательное пространство, под которым, вслед за В.А. Новиковой, понимается открытая образовательная система, объединяющая информационные и образовательные ресурсы и обеспечивающая взаимодействие пользователей в процессе их образования и самообразования, включает в себя обучающие сетевые ресурсы и форум, которые представлены на портале. К Интернет-сервису относятся коммуникационные возможности сети (электронная почта, видео, аудио, онлайн- и оффлайн-конференции, блоги, чат, цифровое портфолио), а также программное обеспечение, при помощи которого осуществляется сетевое взаимодействие.

Компонент дистанционное управление процессом обучения подразумевает техническое и методическое сопровождение образовательного процесса.

К субъектам системы дистанционного обучения относятся преподаватели и учащиеся, которые взаимодействуют через информационно-образовательное пространство.

В представленной системе показано, что через создание педагогических условий осуществляется сетевое взаимодействие преподавателя и учащихся, которое способствует формированию и развитию информационно- коммуникационной компетентности путем воздействия на выделенные компоненты в данной компетентности.

Дистанционное обучение обладает мощным потенциалом, т.к. взаимодействие участников образовательного процесса осуществляется в удобное для учащихся время с опорой на внутренние ресурсы личности. Такое взаимодействие реализуется преимущественно через Интернет и позволяет выстроить обучение, используя не только специальные программы, но и отбирать нужный учебный материал в сети для реализации конкретного содержания обучения.

Рисунок 1. Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы в системе дистанционного обучения

Во второй главе «Педагогическое обеспечение формирования информационно-коммуникационной компетентности старших школьников в процессе дистанционного обучения» разрабатывалась программа формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы. В содержание данной программы вошли:

метод проектов;

портфолио ученика;

метод обучения в сотрудничестве.

Содержание сетевых учебных проектов обусловлено применением компьютерных технологий в процессе исследования, которое включает в себя сбор и анализ информации, разработку альтернативных решений, определение наиболее целесообразного и эффективного решения, практическое применение продукта. Конечным продуктом проектной деятельности является создание образовательно-цифровых роликов.

Личностные изменения и новообразования следует отслеживать, применяя технологию «Портфолио». На собственной страничке учащийся может записывать мысли, идеи, перечислять достижения, сканировать грамоты, выкладывать любую информацию, которая отражает результаты деятельности обучаемого.

Работа в группах развивает у учащихся не только коммуникативные навыки и умение сотрудничества в процессе совместной деятельности, но и индивидуальные способности.

Применение знаний на практике является важной стадией в формировании информационно-коммуникационной компетентности. Для развития навыков работы с информацией можно использовать не только метод проектов, также поисковую деятельность, которая стимулирует развитие критического мышления. Важным моментом является организация обратной связи учащихся друг с другом и преподавателем через публикацию объявлений, блогов, проведение онлайн- и оффлайн-конференций. Преподаватель выступает в этом случае модератором, который отслеживает информацию, пытается сгладить конфликты и решить возникшие трудности. На страничке можно представить защиту проекта с демонстрацией конечного продукта.

Педагогической технологией, которую можно применять в системе дистанционного обучения, является технология проведения учебных дискуссий. Цель проведения таких дискуссий – развитие коммуникативных навыков и критического мышления учащихся.

Работа по формированию информационно-коммуникационной компетентности проходила в три этапа. Эксперимент включал в себя равные для всех участников исследования начальные условия, реализацию технологии дистанционного обучения для повышения уровня информационно-коммуникационной компетентности и анализ конечных данных. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ «Гимназия №9» г. Краснокаменска.

Для проверки разработанной концепции формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы в процессе дистанционного обучения были отобраны 2 группы. В состав опытно-экспериментальной группы вошли 24 участника. Контрольная группа состояла из 23 человек.

В процессе разработки этапов формирования информационно-коммуникационной компетентности через систему дистанционного обучения появилась необходимость создания специальных Интернет-ресурсов и специального образовательного портала http://obrazgym.ru/.

На образовательном портале Гимназии №9 учащиеся организовано общение с администрацией и друг с другом. Таким образом реализуется основопологающий принцип дистанционного обучения – принцип обратной связи. В процессе создания информационно-образовательного пространства мы учитывали особенности формирования информационно-коммуникационной компетентности и попытались не только наполнить портал актуальной информацией, которая была бы полезна учащимся и способствовала развитию навыков работы с информационными источниками, но и содействовать развитию языковой компетенции. На примере изучения английского языка средствами дистанционного обучения через Интернет у учащихся формируются навыки и умения сетевого взаимодействия.

Особое внимание было уделено оптимальному построению интерфейса портала (рис. 2, с. 18), который состоит из:

панели навигации;

панели поиска;

верхней панели меню;

панели мини-чата;

панели опроса;

панели новостей;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст