Формирование индивидуальной культуры сельских школьников на этни

На правах рукописи

Дохопова Инна Михеевна

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА ЭТНИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ БУРЯТ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

специальность 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

Улан-Удэ

2007

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Бурятский государственный университет»

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Маланов Иннокентий Александрович

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Очиров Михаил Надмитович

доктор исторических наук, профессор

Бураева Ольга Владимировна

Ведущая организация:

Иркутский государственный педагогический университет

Защита состоится 19 апреля 2007 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Бурятский государственный университет», 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет».

Автореферат разослан 10 марта 2007 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент

И.Г.Моргунова

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Следуя гуманистическим целям образования и воспитания, школа решает задачу формирования личности, главными качествами которой являются осознание себя как представителя определенного этноса, готовность взаимодействовать с другими личностями, культурами, обществом и государством. Поэтому, педагогическая теория находится в активном поиске концепции, реализующей обе цели — воспитать человека как представителя определенной культуры нации, народности и гражданина мира (Шаповалов В.К.). Решить эту проблему можно в воспитательной системе индивидуально-личностной ориентации (Е.Н.Барышников), направленной на формирование человека-индивидуальности, способного быть самим собой, выступать субъектом жизнедеятельности (М.В.Воропаев), носителем индивидуальной культуры

Индивидуальная культура личности рассматривается нами как совокупность уникальных компетенций, обеспечивающих целостность, самобытность, неповторимость, активность личности в обществе. Индивидуальная культура человека развивается в процессе освоения, воспроизведения и трансляции культурных ценностей, в том числе этнических.

Культура сельских жителей, основанная на многовековых традициях, носит черты этничности (Т.Е.Санжиева). Поэтому элементы национальной культуры и педагогики наиболее отчетливо сохраняются в сельской семье, сельской школе.

Вместе с тем анализ учебно-воспитательной работы ряда сельских школ Иркутской области показал, что многие учителя недостаточно четко осознают потенциал народной педагогики. Например, 45% опрошенных нами педагогов не смогли сформулировать воспитательные цели национальных бурятских праздников. На наш взгляд, это вызвано тем, что недостаточно полно и четко определены содержание, формы и методы, а также педагогические условия эффективного использования этнических традиций бурят в воспитательной системе школы.

Итак, необходимость разработки воспитательных программ с учетом педагогического потенциала этнических традиций, определяется рядом несогласованностей в существующей образовательно-воспитательной практике:

— между потенциальными возможностями национально-этнической среды как средства формирования индивидуальной культуры личности и отсутствием технологии реализации ее образовательно-воспитательной функции;

— между осознанием педагогами значимости потенциала этнических традиций в образовании, воспитании школьников и отсутствием у них четких представлений о сущности и особенностях этнических традиций.

Отсюда сложилось противоречие между необходимостью целенаправленного использования этнических традиций в воспитательной деятельности школы и отсутствием научного, организационно-методического обеспечения этого процесса, которое на теоретическом уровне выражается в форме научно-педагогической проблемы: каковы педагогически целесообразные условия использования этнических традиций бурят в воспитании сельских школьников?

Для проведения экспериментальной работы нам следовало определить содержание воспитательной работы. Изучив ряд историко-краеведческих источников по теме, мы выяснили, что в середине XIX века распространенной была большая патриархальная бурятская семья с очень сильными традициями, формировавшими основы нравственной культуры подрастающего поколения. Анализ работ Н.В.Абаева, К.Д.Басаевой, О.В.Бураевой, М.С.Васильевой, Л.В.Санжеевой, Б.Сэрсэгмаа, А.Т.Тумуровой, Б.-Х. Ж. Цырендоржиевой позволил нам рассматривать семейно-бытовые традиции бурят в качестве содержательной части технологии, направленной на формирование индивидуальной культуры сельских школьников.

Степень разработанности проблемы. В имеющейся научно-педагогической литературе мы не нашли подробного анализа возможностей этнических традиций бурят в формировании индивидуальной культуры сельских школьников. Как видим, эта проблема не являлась предметом специального исследования.

Различные аспекты обозначенной проблемы исследовались Л.А.Амагаевой, Э.Ш. Ангановой-Бадмажаповой (нравственное воспитание учащихся на основе бурятских народных традиций, 1996), Г.И. Батуриной (народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе, 2001), Ц.Б. Будаевой (этноэкологические традиции: история и современность, 2003), Г.Х.Валеевой (патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики), А.Б. Григорян (формирование нравственного сознания и поведения у подростков на народных традициях, 1999), Р.К. Дахужевой (этнокультурное ориентирование образовательной системы региона, 2003), Т.В.Доржиевой (психологическое исследование роли этнических традиций в развитии творческого потенциала детей, 2000), Т.Д.Дугаровой (бурятские традиции как средство умственного воспитания младших школьников, 1994), В.М. Мантыковым (моделирование образовательно-воспитательной системы бурятской национальной школы в условиях автономного округа, 2005), И.В.Махаловой (воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа, 2003), А.А. Михайловым (инновационная деятельность сельского учебно-воспитательного комплекса как социально-педагогическая проблема, 2000), Е.М. Михалевой (этническое воспитание будущих первоклассников в поликультурном пространстве), Г.Ц. Молоновым, Н.Ж. Санжиевым (школа как системообразующий центр на селе в современных условиях), М.Н. Очировым (математика на бурятском языке), Т.К. Солодухиной (педагогика традиции в этнокультурном образовании русских школьников Бурятии, 2004), Н.Н. Цурцилиной (поэтический текст как средство развития индивидуальной культуры подростка, 2005).

На основе обзора научных исследований с учетом фактов педагогической действительности, нами сформулирована научно-педагогическая проблема: исследование содержания, методов, условий формирования индивидуальной культуры личности сельских школьников на этнических традициях бурят и определена тема исследования: «Формирование индивидуальной культуры сельских школьников на этнических традициях бурят».

Объект исследования: процесс формирования индивидуальной культуры сельских школьников.

Предмет исследования: использование этнических традиций бурят в формировании индивидуальной культуры сельских школьников.

Цель исследования: разработать и апробировать модель воспитательной системы, направленную на использование этнических традиций бурят в формировании индивидуальной культуры сельских школьников.

Задачи исследования:

1) уточнить понятия «индивидуальная культура личности», «этнические традиции»;

2) выявить педагогический потенциал семейно-бытовых этнических традиций бурят в формировании индивидуальной культуры личности;

3) изучить особенности формирования индивидуальной культуры сельских школьников-бурят в процессе освоения традиций родного народа и влияния этнических традиций на уровень их нравственной воспитанности;

4) разработать стратегию, этапы формирования индивидуальной культуры сельских школьников с использованием этнических традиций бурят;

5) апробировать модель воспитательной системы, направленную на формирование индивидуальной культуры сельских школьников.

Гипотеза исследования: Индивидуальная культура личности как совокупность уникальных компетенций личности формируется в условиях воспитательной системы школы. Системообразующим ядром воспитательной системы, направленной на формирование индивидуальной культуры сельских школьников, являются этнические традиции. Освоение этнических традиций наиболее эффективно осуществляется с позиций комплексного подхода и обеспечения преемственности воспитательных воздействий школы и семьи. Одним из показателей индивидуальной культуры личности является нравственная воспитанность, приобщенность к этническим традициям.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— исследования по этнопсихологии, психологической антропологии (С.М.Арутюнян, Э.А.Баграмов, Ю.В.Бромлей, В.Вундт, Л.Гумилев, И.С.Кон);

— концепция факторов индивидуально-психологических различий (В.С.Мерлин, В.Д.Небылицин, Б.М.Теплов), психогенетическая концепция индивидуальности (И.В.Равич-Щербо);

— концепция развивающейся личности (А.В. Петровский);

— философия и педагогика индивидуальности (О.С. Гребенюк, Н.Б.Крылова, И.И.Резвицкий);

— культурологический подход в педагогике (И.В.Балицкая, С.Н.Батракова, Е.В.Бондаревская, И.Е.Видт);

— принципы гуманистической (постнеклассичеcкой) теории воспитания (Г.Б. Корнетов, С.В. Кульневич), — педагогической антропологии (Б.М.Бим-Бад, О.Л.Подлиняев, В.А.Прудникова, В.В.Сериков);

— концептуальные основы современного воспитательного процесса (Л.А.Абрамова, А.А.Муронов, Е.Н.Степанов, Т.И.Шамова, Н.Е.Щуркова),

— основы семейной педагогики (Л.В.Байбородова, Р.В.Овчарова, Л.Я.Шамес),

— особенности организации воспитательной системы сельской школы (А.В.Ефремов, В.П.Лобанов и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных теоретических положений был использован комплекс методов исследования:

— анализ философской, педагогической, этнопедагогической, психологической, этнографической, социологической, исторической литературы;

— изучение материалов деятельности национально-культурных бурятских объединений в Иркутской области («Центр бурятской культуры», «Всебурятская ассоциация развития культуры», «Бурятский культурный центр «Туя»);

— сбор и обработка исторических очерков по результатам деятельности детско-молодежного клуба «Ангарский исток»; изучение опыта сельских школ Республики Бурятия по формированию личности школьников на этнических традициях;

— социолого-педагогические методики (наблюдение, опросы, анализ школьной документации), метод монографических характеристик.

— педагогический эксперимент.

Научная новизна исследования состоит в том, что

— этнические традиции бурят рассматриваются как целостная система, способная содействовать процессу формирования индивидуальной культуры личности сельских школьников;

— нравственная воспитанность и приобщенность сельских школьников-бурят к этническим традициям рассматриваются как показатели индивидуальной культуры личности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

— разработаны стратегия, этапы, основные направления и задачи формирования индивидуальной культуры личности сельских школьников на этнических традициях бурят;

— определены особенности формирования индивидуальной культуры сельских школьников, выявлен педагогический потенциал семейно-бытовых традиций бурят;

— проанализирована сущность понятий «этническая память», «этнические традиции», «индивидуальная культура личности».

Практическая значимость исследования состоит в том, что

— на основе описания этнических традиций бурят произведен отбор содержания и методов воспитательной деятельности;

— обоснованы возможности эффективного использования семейно-бытовых традиций в воспитательном процессе сельской школы;

— выявлены оптимальные условия воспитания индивидуальной культуры школьников.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивается

— методологическими позициями, основанными на общепризнанных идеях философов, педагогов, психологов,

— репрезентативностью выборки обследуемых учащихся,

— реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и цели исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

индивидуальная культура личности представляет собой совокупность уникальных компетенций личности, важнейшей из которых является нравственная воспитанность;

личностный, знаниевый, деятельностно-творческий, эмоционально-волевой компоненты индивидуальной культуры личности проявляются на высоком, среднем, низком уровнях; критериями оценки уровня индивидуальной культуры личности выступают отношение к миру, ценностям, повседневные действия личности;

модель воспитательной системы, направленная на формирование индивидуальной культуры сельских школьников на основе этнических традиций, представляет собой систему, включающую стратегию, этапы, цели, содержание, педагогические условия, ожидаемые результаты воспитательной деятельности;

важнейшим педагогическим условием эффективного формирования индивидуальной культуры личности является разработка комплексной программы, обеспечивающей преемственность школы и семьи в использовании этнических традиций.

Основной опытно-экспериментальной базой исследования является Одинская средняя общеобразовательная школа Иркутской области.

Этапы исследования.

Первый этап (2002-2003 гг.): изучение научной литературы о путях повышения эффективности деятельности по формированию личности школьников, передовой и массовый опыт использования этнических традиций в воспитании подрастающего поколения.

Второй этап (2003-2005 гг.):

– разработка и экспериментальная проверка эффективности модели воспитательной системы, направленной на формирование индивидуальной культуры сельских школьников (совместно с коллективом Одинской средней школы); компоненты этой модели проверялись не только в воспитательной работе школы, но и в семье; проводились опросы педагогов, родителей, школьников в целях сбора данных для констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Третий этап (2005-2006 гг.) – оформление текста диссертационного исследования, консультирование педагогической деятельности в Одинской средней школе.

Апробация и внедрение результатов работы в практику осуществлялась посредством публикаций в сборниках материалов научно-практических конференций в гг. Ангарск, Пермь, Улан-Удэ, изданы в Вестнике Бурятского госуниверситета. Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение отражены в публикациях. Непосредственное внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе разработки и апробации Программы «ШИК» в Одинской средней школе (2003-2005 гг.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения.

Основное содержание диссертации

Во введении обоснован выбор темы исследования, показана ее актуальность, сформулированы противоречия, существующие в образовательно-воспитательной практике. Представлен методологический аппарат исследования: определены объект, предмет, задачи, гипотеза. Обозначены теоретико-методологические основы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Перечислены основные положения, выносимые на защиту, кратко охарактеризованы этапы исследования.

В первой главе «Теоретические основы формирования индивидуальной культуры сельских школьников на этнических традициях» определены методологические основания технологии формирования индивидуальной культуры, очерчен понятийный аппарат исследования.

Концепция развития индивидуальной культуры основана на представлении о человеке как раскрывающейся возможности. Родившийся человек несет в себе новое, еще не освоенное культурой знание о мире. В процессе освоения и применения собственного творческого опыта человек превращает данный опыт в индивидуальную культуру. Познавая мир и существующий культурный опыт, личность пользуется индивидуальным инструментарием (ощущения, воображение, мышление, интуиция, воля) в естественном для него индивидуальном режиме.

В этом смысле схема становления индивидуальной культуры личности (Л.Ю.Салмин) позволяет изменить наш взгляд на последовательность процесса социализации. Вместо привычного алгоритма (освоение существующего культурного опыта SHAPE \* MERGEFORMAT ориентация в нем SHAPE \* MERGEFORMAT выбор своего места SHAPE \* MERGEFORMAT творческая самореализация, возможен другой сценарий: синхронизация процесса самораскрытия творческого потенциала личности и процесса освоения социо-культурного опыта. Это дает возможность использовать собственную волю личности в процессе образования, воспитания. Тогда «архив» культурного опыта (в том числе этнического) рассматривается как материал и инструмент формирования индивидуальной культуры личности.

Личность, включенная в образовательно-воспитательный процесс, участвует как в разнообразных видах деятельности, в том числе художественно-творческой, так и в процессе социального взаимодействия (в семье, школе), обогащающего ее жизненный опыт. В результате формируется культура, «взращенная» в человеке (Н.Н.Цурцилина, с. 30), тогда развитие может рассматриваться как формирование индивидуальной культуры личности.

Исходными в понятийной базе феномена «индивидуальная культура» являются следующие определения: культура — «форма самодетерминации индивида в горизонте личности», ее жизни, сознания, мышления; культура – это «из-обретение мира впервые» (В.С.Библер); общая культура – сложное системное образование, «смыслообразующим ядром которого является отношение человека к миру, себе, другим, труду, природе» (И.А.Зимняя и др.).

Индивидуальная культура тесно связана с общей культурой, поэтому включает культуру интеллектуальной деятельности, культуру отношения (к действительности, к себе, людям), культуру саморегуляции (эмоциональность), культуру общения (коммуникативная компетенция), культуру поведения (социокультурная компетенция), культуру предметной деятельности (креативность и художественный вкус).

Учитывая вышеперечисленные методологические позиции, мы можем представить структуру индивидуальной культуры личности:

Таблица 1

Цель как ожидаемый результат

Формирование целостной, самобытной, неповторимой, активной личности.

Задачи

Получение, освоение, сознательное применение и оформление в культуру собственного (уникального) творческого опыта

Функции

Регулятивная, ценностная, творческая, коммуникативная (трансляция этнических традиций)

Содержание

Культура как духовная и творческая созидательная деятельность формирует духовный мир личности, обеспечивает системой знаний и ценностных ориентаций.

Компоненты

Интеллект, эмоциональная сфера, способность понимать другого и сопереживать, критическое отношение к действительности, художественный вкус, креативность, коммуникативность.

Компетенции: нравственная, политическая, социокультурная, поликультурная.

Личностный компонент (моральные установки, устремления, планы, идеалы, нравственная позиция),

знаниевый компонент (осведомленность, информированность о традициях культуры народа),

деятельностно-творческий компонент (участие в художественно-творческой деятельности),

эмоционально-волевой компонент (дисциплинированность, организованность).

Формы (способы проявления)

Восприятие (ощущения), воображение, абстрактное мышление, интуиция, воля

Уровни

Высокий (творческий), средний (эвристически-репродуктивный), репродуктивный.

Критерии оценки

Отношение к себе, людям, миру, ценностям, повседневные действия, поведение.

Условия развития (формирования)

Ориентированность воспитательного процесса на активное приобщение к этническим традициям, преемственность школы и семьи в использовании этнических традиций в воспитании, стимулирование позитивных изменений личности в плане формирования индивидуальной культуры.

Каждая личность творит и отражает себя в творчестве (идеи, песни, танцы, поэзия). В этом контексте культура личности рассматривается как уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; совокупность компетенций, актуальных в демократичном и поликультурном обществе.

Компетенции, касающиеся поликультурных отношений, включают понимание различий между представителями различных культур, уважительное отношение к традициям своего этноса и других народов. Приобщаясь к культурному наследию своего народа, личность обретает нравственную основу индивидуальной культуры (Л.В.Кокуева).

Формирование индивидуальной культуры личности происходит в соответствии с личной потребностью в процессе воспитания. Содержанием процесса формирования индивидуальной культуры становится освоение ценностей культуры, в том числе этнической. Механизмом сохранения и передачи ценностей культуры индивиду является этническая память (Г.А.Бакиева). Этническая память содержит в себе многослойную сеть информации, пакеты знаний, «готовые» сценарии, регламентирующие и регулирующие поведение человека, и выступает сферой первичной социализации человека, когда человек погружается в язык, традиции, образование, воспитание, что позволяет ему самоидентифицироваться в системе социальных ценностей.

В нашей работе рассматриваются этнические традиции бурят. Буряты – народность, коренное население современной Бурятии. По антропологическим признакам буряты относятся к центрально-азиатскому типу монгольской расы. Главная причина, по которой сведения о происхождении бурят носят легендарный характер, — это отсутствие у древних бурят письменности. Отметим, что буряты в своем этногенезе достигли уровня народности.

Проанализировав различные интерпретации термина «народность», мы в нашей работе будем использовать следующее определение: народность – исторически сложившаяся общность людей, объединенных общей территорией, языком и психологическим складом, развивающимися экономическими и культурными связями.

Для обозначения наиболее устойчивых компонентов культуры ряд исследователей используют термин «традиции»: традиция означает передачу в диахронном плане, от старших к младшим, от поколения к поколению устоявшихся форм поведения, навыков, понятий, всего, что образует костяк культуры (С.А.Арутюнов).

В психологии традиции определяются как нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности членов общества (этноса) и прочно укоренившиеся в их жизни (В.Г.Крысько).

В качестве методологического ориентира разрабатываемой нами проблемы постнеклассическая теория воспитания позволяет перенести акцент педагогических инноваций от усовершенствования традиционного содержания, методов и форм к разработке условий оказания педагогической поддержки развивающейся личности (С.В.Кульневич). Сущность педагогической деятельности в данном контексте концепции — это обучение принципам жизни. Обращение к принципам жизни предоставляет педагогу возможность мягкого и тонкого регулирования процесса передачи социального опыта, в том числе этнического.

Успешная реализация любой педагогической технологии зависит от наличия педагогических условий, представляющих собой специально организованную среду, поддерживающую фон педагогического процесса. Например, это условия для востребования ценностно-смыслового компонента сознания; условия для реализации потенциала этнических тардиций.

Мы полагаем, что условием формирования индивидуальной культуры личности на основе этнических традиций может стать комплексный подход к организации педагогического процесса: ориентированность на этнические традиции как в учебном, так и в воспитательном процессе; разработка комплексной образовательно-воспитательной программы, в которой просматривается преемственность младшей, основной и старшей школы в вопросах использования воспитательного потенциала этнических традиций; согласованность и взаимосвязь школьного и семейного воспитания, основанного на традициях народной педагогики.

В поисках содержательной части предполагаемой модели формирования индивидуальной культуры сельских школьников-бурят, мы обратились к историко-краеведческим источникам, исследованиям, посвященным традициям семьи и брака у бурят. Семейно-бытовые этнические традиции бурят имели немало позитивных черт:

1) наличие тесных родственных связей в патриархальных семьях;

2) случаев грубого деспотизма или самоуправства в бурятских семьях, как правило, не наблюдалось;

3) традиционным было почитание авторитета старших в бурятской семье: ослушаться или перечить родителям считалось непозволительным, младшие подчинялись старшим;

4) уважение и почитание старших выражалось в том, что младшие не называли старших по именам, а пользовались широко принятой в быту терминологией родства;

5) строгость воспитания девочек в семье отражала строгая регламентация женского костюма;

6) мать в семье пользовалась большим уважением и почетом со стороны детей, непослушание или грубое отношение к ней считалось совершенно недопустимым;

7) буряты относились к детям исключительно мягко, очень любили их, но вместе с тем требовали беспрекословного послушания, которое прививалось с раннего детства; в присутствии старших, особенно посторонних, считалось неприличным громко разговаривать, кричать, прерывать или вмешиваться в разговор;

8) в воспитании нравственных качеств большую роль играли произведения устного народного творчества, поэтому в обучении детей поощрялись и высоко ценились остроумие, умение импровизировать, знание шуток-прибауток, присловий, юроолов.

Во второй главе «Разработка и апробация Программы формирования индивидуальной культуры сельских школьников-бурят (в Одинской средней школе Иркутской области)» представлены материалы диагностического исследования опыта Одинской средней школы по использованию этнических традиций бурят в образовательном процессе, данные о степени осведомленности, приобщении сельских школьников-бурят к традициям родного народа (в семье и школе), востребованности этнических традиций в воспитательной системе школы.

При выборе экспериментальной базы исследования были учтены следующие факторы: этнический состав населения (буряты), присутствие представителей разных возрастных групп, характер сохранившихся этнических традиций, сложившаяся система отношений к ним со стороны всего населения, целенаправленность процесса использования традиций бурятского народа, географическая и территориальная отдаленность от национально-культурного центра бурятского народа.

Педагогический процесс в Одинской средней школе направлен на вовлечение учащихся в творческую деятельность. Дети участвовали в фестивале монголоязычных народов «Алтан дурал» (1993 г., Усть-Орда, Иркутская область): конференции, посвященной 1000-летию народного эпоса «Гэсэр» (1995 г., Улан-Удэ); международной конференции в г. Улан-Баторе и т.д.

Вероятно, привлекая своих воспитанников к таким мероприятиям, педагоги интуитивно понимали, что дети осваивают культуру (в том числе народную) не механически, а творчески (Л.В.Кокуева). Осваивая народную культуру, культурно-исторический опыт, дети обретают свой индивидуальный опыт, индивидуальную культуру. И тогда творчество становится главной движущей силой развития личности.

Освоение народной культуры происходит в процессе участия школьников в кружках художественной самодеятельности, которые рассматриваются нами как вид проектно-художественной деятельности, процесс последовательного создания человеком культурной формы собственного внутреннего знания. В проектно-художественной деятельности школьник актуализирует «архив» культурного опыта, усваивает открытия и законы, осваивает информационно значимые виды деятельности.

Например, разучивая танцевальные движения, школьник развивает важнейший компонент индивидуальной культуры – ощущения. Представим этот процесс схематично:

Рисунок 1

SHAPE \* MERGEFORMAT

Как видим, участие школьников в художественной самодеятельности может способствовать формированию их индивидуальной культуры.

Однако проведенное нами анкетирование среди педагогов школы позволило выявить, что 57% учителей проводят этнокультурные мероприятия в классе только потому, что они запланированы на общешкольном уровне; лишь 28% специально изучали статьи, пособия по этнопедагогической тематике; только 15% участвовали в научно-практических конференциях; 45% не смогли четко сформулировать воспитательные цели бурятских национальных праздников; только 20% сами участвовали в художественной самодеятельности и т.д.

Эти факты свидетельствуют о том, что многие педагоги недостаточно четко осознают потенциал этнических традиций в воспитании школьников. Одновременно в этнопедагогике недостаточно полно и четко определены содержание, формы и методы, а также педагогические условия эффективного использования этнических традиций бурят в формировании индивидуальной культуры личности сельских школьников.

В педагогической практике сложилось противоречие между необходимостью целенаправленного использования этнических традиций в воспитательном процессе современной сельской школы и отсутствием научного и организационно-методического обеспечения этого процесса.

Поэтому определяющим параметром моделирования воспитательной системы школы в нашей работе служит приобщенность учащихся Одинской средней школы к народным традициям бурят, степень их востребованности в воспитательном процессе.

Начиная экспериментальную работу по моделированию воспитательной системы Одинской школы, мы исследовали уровень приобщенности школьников к этническим традициям, выявляли нравственную воспитанность как системообразующий элемент индивидуальной культуры личности. С этой целью на диагностическом этапе эксперимента различным видам стандартизированных и свободных опросов было подвергнуто 12 учителей и 33 школьника. Для изучения содержания и уровня осведомленности и приобщенности учащихся к народным традициям использовались различные методы: анкеты, беседы, сочинения («Моя семья», «Мой род», «Мой край», «Моя родина»).

В результате высокий уровень приобщенности к традициям бурят продемонстрировали 12% учащихся, достаточный – 20%, промежуточный – 30%, пассивный – 23%, неудовлетворительный – 15%. В оценках доброты, культуры общения, трудолюбия, нравственности преобладают низкий и средний уровни (62%, 72%, 68%, 58%).

Другие характеристики воспитанности (милосердие, честность, добрая воля, самоуважение, доброжелательность, вежливость) мы исследовали в 9-10 классах (27 учащихся). Лишь 20-33% школьников обладают достаточно высоким уровнем милосердия, честности, имеют развитую добрую волю, охотно соблюдают правила культуры поведения, доброжелательны, вежливы.

Результаты исследования также показали, что среди опрошенных школьников-бурят учащиеся с достаточным и высоким уровнем осведомленности о традициях родного народа составляют 45%.

Ответы школьников и педагогов на анкеты, интервью и беседы с ними, сочинения, анализ школьной документации позволили сформулировать следующий вывод: в содержании воспитательной работы Одинской средней школы имеется опыт последовательной трансляции этнических традиций бурят.

Исходя из этого, технология формирования индивидуальной культуры сельских школьников на этнических традициях бурят представляет собой совокупность стратегии, этапов, цели, содержания, педагогических условий, оформленных в модель воспитательной системы «ШИК»:

Таблица 2

Структура воспитательной системы «ШИК

Функции

Развивающая, комплексная, защитная, регулирующая, компенсирующая.

Этапы

Проектный, практический, обобщающий

Содержание

Проект «Повышение роли семьи в воспитании», программа «Тоонто». Трансляция семейно-бытовых традиций бурят.

Направления жизнедеятельности школьников:

— Мир, в котором я живу

— Хочу понять этот мир

— Что я могу сделать для этого мира?

Ожидаемый результат

Образ учащегося ШИК – целостная, самобытная, неповторимая, активная личность.

Критерии эффективности

— нравственная воспитанность,

— удовлетворенность жизнедеятельностью в школе,

— заинтересованное участие родителей;

— активная жизненная позиция.

Педагогические условия

а) наличие социально-психологической службы,

б) расширение сети школьных кружков,

в) сотрудничество с центрами бурятской культуры.

Разворачивая педагогический эксперимент, мы были убеждены, что расширение этнопедагогической информации в учебно-воспитательном процессе позволит не только увеличить круг познавательных интересов к культуре, истории своего народа, но и поможет выработать у школьников свое собственное отношение к окружающему миру, будет способствовать формированию мировоззренческих взглядов.

Предварительно нами было проведено исследование выраженности интереса учащихся Одинской средней школы к национальной культуре. Для определения уровня интереса учащихся мы использовали комплексный показатель, учитывающий устойчивость интереса (т. е. проявляется интерес всегда или нет) и общий оценочный балл интереса к традиционной культуре бурят.

Всего было опрошено 27 учащихся (до эксперимента в 2004-2005 гг. это были учащиеся 9-10 классов, после эксперимента в 2005-2006 гг. – учащиеся 10-11 классов). Мы попросили школьников выбрать предложенные варианты ответов на поставленный вопрос: «Проявляете ли вы интерес к изучению традиционной культуры бурят?»

Опросы проводились в сентябре 2005 г. и 2006 г. Обработав ответы, мы вывили, что 41% учащихся не проявляли никакого интереса к изучению традиционной культуры бурят, а после участия в программе «Тоонто», количество таких школьников сократилось вдвое (21%).

Как видим, значительная часть учащихся старших классов не обладала активным интересом к познанию народных традиций, культуры своего народа.

После проведенной работы ситуация изменилась. 79% школьников стали не только интересоваться традициями родного народа, но и участвовать в их пропаганде.

Также мы провели опрос «Беспокоит ли сельских школьников-бурят будущее своего народа?». Всего было опрошено 22 учащихся 10-11 классов в 2004-2005 гг. (контр. группа) и 27 учащихся 10-11 классов в 2005-2006 гг. (экспер. группа).

В целом лишь 1/3 сельских школьников беспокоит будущее бурятского народа. Данный факт свидетельствует о том, что есть позитивные изменения в результате работы по программе «ШИК», но незначительные.

Организуя экспериментальную работу, мы хотели знать, каков уровень воспитанности учащихся Одинской средней школы.

Воспитанность определяется нами как характеристика степени оформленности общественно значимых качеств личности, согласованности между знаниями, убеждениями, поведением.

Как нам удалось выявить (таблица 20), учащиеся контрольной группы продемонстрировали высокий уровень воспитанности по отношению к окружающим людям (33%), средний уровень по отношению к труду, Отечеству, окружающей природе (57-72%), в 4-х случаях – низкий уровень (отношение к окружающим людям, труду, учебе, Отечеству).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст