Формирование имиджа политического субъекта в электронных сми ре

На правах рукописи

ГРИГОРЬЕВ Егор Вадимович

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПОЛИТИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

В ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ:

РЕПУТАЦИОННЫЕ РИСКИ

И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

(на примере Саратовской области)

Специальность 23.00.05 – Политическая регионалистика. Этнополитика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Саратов – 2012

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина

Научный руководительдоктор политических наук, профессор

МИТРОХИНА Татьяна Николаевна

Официальные оппоненты:

ФЕДОТОВ Александр Сергеевич,

доктор политических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет», профессор кафедры философии и политологии

КУМОВА Светлана Валентиновна,

кандидат политических наук, доцент,

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.», доцент кафедры прикладных информационных технологий

Ведущая организация

ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия»

Защита состоится «8» февраля 2013 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 504.001.21 при ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу:

410031, г. Саратов, ул. Соборная, 23/25, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина, ауд. 336.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Поволжского института управления имени П.А. Столыпина – филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Автореферат разослан «05» января 2013 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д.А. Егоренков

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Проблемам политического имиджа в отечественной политической науке традиционно уделяется много внимания. Изучаются его отдельные структурные компоненты, сравниваются между собой имиджи самых разнообразных политических субъектов (начиная с имиджей конкретных личностей и заканчивая имиджами государств или международных организаций), анализируются различные способы формирования и возможности коррекции политических образов.

Вместе с тем представляется, что даже несмотря на стабильно высокий исследовательский интерес к данной тематике, сегодня по-прежнему сохраняется потребность в уточнении некоторых теоретико-методологических аспектов формирования политического имиджа. В частности, более детального объяснения требуют механизмы прогнозирования и планирования динамики имиджевой коммуникации в рамках социума.

Одним из способов, при помощи которого можно этого добиться, на наш взгляд, является рассмотрение феномена политического имиджа в сочетании с категорией репутации. Учет сущностной и функциональной взаимосвязи данных категорий будет способствовать обнаружению новых вариантов приведения имиджа в соответствие с требованиями целевой аудитории и ее восприятием текущей политической ситуации.

Дополнительную актуальность теме этого исследования придает также то, что в отличие от большинства других посвященных проблемам имиджа научных трудов в данной работе имидж рассматривается в разрезе его репутационных рисков и инвестиционных возможностей. Иными словами, основное внимание уделяется, с одной стороны, комплексу проблем, которые могут возникнуть при актуализации сконструированного образа и его восприятия аудиторией, и, с другой – ресурсам, необходимым для создания требуемого имиджа. В совокупности все это позволяет говорить о возможности социально-политического проектирования. Проектирования, под которым понимается определение оптимальных имиджевых стратегий политического актора в конкретных ситуациях и оценка репутационных рисков и инвестиционных возможностей субъекта, сопровождающих процесс реализации данных стратегий.

Особую злободневность отмеченные аспекты приобретают в пространстве региональной политики. Практика показывает, что в последнее время исследователи значительно чаще обращают свои взоры к анализу имиджей общенациональных политических субъектов. При этом образы региональных лидеров и организаций, как правило, остаются недостаточно изученными. По крайней мере, применительно к Саратовской области практически нет работ, в которых комплексно исследовались бы имиджевые и репутационные характеристики политического сообщества.

Более того, еще меньше трудов, посвященных формированию образов региональных политических субъектов в Интернет-СМИ. И это выглядит особенно странным, если учесть темпы, с которыми сеть стремительно превращается в одно из ключевых полей политической коммуникации. В связи с этим обращение к имиджевой проблематике именно в таком разрезе, безусловно, способно быть весьма плодотворным.

Тема настоящего исследования актуальна не только в теоретическом, но и в научно-практическом отношении. С точки зрения политической практики, разработка данной диссертационной проблематики представляется важной прежде всего в контексте совершенствования системы социально-политических коммуникаций в современном обществе и оптимизации процессов управления имиджевыми технологиями, посредством качественной диагностики имиджевых и репутационных профилей, их оперативной оптимизации под влиянием комплекса социальных и политических вызовов. В данном отношении особую значимость приобретают концептуальные и методические модели, основанные на учете ресурсных возможностей политического актора и сопровождающих процесс реализации его имиджа репутационных рисков.

Степень научной разработанности проблемы. В современном научном дискурсе имиджевая проблематика занимает одно из центральных мест. Понятие «имидж» сегодня органично встроено в исследовательские модели в самых разных отраслях социально-гуманитарного знания, активно развиваясь при этом в рамках имиджелогии как отдельного научного направления. Дебаты по проблемам имиджа и имиджмейкинга стали привычным атрибутом научного политологического дискурса, без обсуждения которых не обходится ни один крупный политологический форум. Столь пристальное внимание научного сообщества к этим вопросам не только доказывает их актуальность и общественную значимость, но и позволяет сделать вывод о качественном развитии исследований по заявленной проблематике, в том числе и в аспекте совершенствования теоретико-методологических подходов.

Научная концепция имиджа оформилась в середине XX века. У ее истоков стояли западные исследователи (Л. Браун, Дж. Джеймс, Д. Доти, Дж. Фоли и другие), которые анализировали проблемы имиджа, технологии его формирования, особенности восприятия прежде всего с позиций психологической науки. Социально-политическая теория имиджа получила развитие в трудах Г. Алмонда, С. Вербы, Э. Гоффмана, Р. Далтона, Д. Истона, У. Фланигана, Н. Зингейла, которые рассматривали имидж как неотъемлемую часть политической культуры и с этих позиций изучали его влияние на политический процесс.

В отечественной научной литературе теоретико-методологические аспекты политического имиджа получили развитие в трудах М.П. Бочарова, В.В. Волковой, Д.М. Дурдина, Е.Г. Морозовой, Е.А. Петровой, Г.Г. Почепцова, Б.Г. Ушакова, А.Н. Чумикова, Е.А. Дагаевой и других авторов. Технологиям создания политического имиджа посвящены исследования Е.В. Егоровой-Гантман, И. Минтусова, К.В. Плешакова, С.Ф. Лисовского, В.А. Евстафьева, А.А. Максимова, А.М. Цуладзе, Ж. Сегела, В.М. Шепеля.

В отдельную группу можно объединить работы А.Н. Кольева, О.Г. Овчинниковой, Е.Л. Доценко, С.Г. Кара-Мурзы, Н.И. Шестова, Г.В. Грачева, И.К. Мельника, С.А. Зелинского, посвященные проблемам манипуляций и мифологизации массового сознания, широко применяемых при построении политического имиджа, а также исследования Т.Н. Митрохиной, С.А. Федоровой, Ю.М. Алексеева, И.А. Бронникова, А.А. Вилкова, Г.В. Грачева, Ю.В. Мочаловой, Ю.В. Тарановой, Е.В. Фроловой, изучающих роль информационно-коммуникативных технологий в этой сфере.

Технологическим аспектам формирования политического имиджа посвящены диссертационные исследования по политологии А.М. Тулеева, А.Р. Галлямова, С.А. Костенко, Т.В. Федоровой, О.В. Мякотиной, Г.Г. Санникова, Ю.А. Селиверстовой, Т.А. Невской. Из представителей саратовской школы в этом направлении работали Н.В. Трошина, С.В. Вилков, Т.С. Мельникова.

Формирование политического имиджа является пограничной технологией, основанной на механизмах, изучаемых не только в политологии, но и в психологии, социологии, филологии, философии и других отраслях научного знания. Поэтому анализ данной проблематики проводится с точки зрения указанных наук. Так, С.Е. Ананьева, И.А. Базавова, О.А. Подгорнова, О.А. Малаканова, Е.А. Рожкова, Ю.А. Шогина проводят социологический анализ феномена политического имиджа. Представители психологической науки (Е.Б. Абашкина, В.А. Жебит, Е.А. Орлова, Е.В. Отц, Е.Б. Перелыгина, Р.Ф. Ромашкина) анализируют политический имидж в контексте личностного и нравственного аспектов, непосредственно формирующих облик политика. В диссертациях И.К. Черемушниковой и К.Е. Халина представлен философский ракурс проблемы.

Политико-психологические аспекты проблем, связанных с формированием, презентацией, репрезентацией, трансформацией образов власти и образов политических деятелей, интенсивно исследуются Т.Н. Пищевой, Н.М. Ракитянским, Л.А. Пресняковой, А.В. Федякиным и другими учеными, представляющими научную школу профессора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Е.Б. Шестопал.

В контексте данного исследования заслуживают внимания работы ученых, посвященные анализу феномена репутации. В этом ряду можно выделить те исследовательские проекты, в которых политическая репутация рассматривается в рамках теории политического лидерства или в ходе анализа процесса восприятия образов политических лидеров, и те, которые изучают этот феномен углубленно и комплексно. В их числе, в частности, можно отметить работы Н.Е. Гранкина, Н.В. Устиновой, И.Г. Харламова, А.Ю. Трубецкова. В исследованиях М.С. Дороховой и С.И. Шелонаева представлен социально-психологический ракурс проблем репутации. С позиций экономической науки репутацию анализируют М.Г. Анохин, О.Е. Гришин, И.С. Важенина, И.И. Решетникова, С.В. Горин, а также С.А. Пестриков, Т.Р. Шарипов и Д.С. Ёванович, изучающие репутационные риски в деловой среде.

Таким образом, анализ степени научной разработанности проблемы позволяет заключить, что данная тема в отдельных своих аспектах уже исследовалась, однако ее теоретико-методологический инструментарий и фактическая база нуждаются в уточнениях и дополнениях. Остается еще достаточное количество «белых пятен», которые требуют теоретико-методологической коррекции. По-прежнему ощущается недостаток комплексных исследований, в которых имиджевые и репутационные характеристики политических акторов исследовалась бы не изолированно, а в системной взаимосвязи, что также требует соответствующей проработки как на концептуальном, так и на методическом уровне. В данном исследовании сделана попытка компенсировать этот недостаток через анализ имиджа политического актора в контексте его репутационных рисков и инвестиционных возможностей с акцентом на комплекс возникающих в этой связи проблем, связанных как с актуализацией сконструированного образа и его восприятия аудиторией, так и с ресурсами, необходимыми для создания требуемого имиджа.

Целью диссертационного исследования является проведение комплексного анализа различных стратегий конструирования имиджа региональных политических субъектов в контексте их инвестиционных возможностей и репутационных рисков.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие исследовательские задачи:

– выявить соотношение трактовок имиджа и репутации в контексте исследования процессов формирования и реализации образов в политике, разработать теоретическую модель комплексного анализа имиджевых и репутационых характеристик политических субъектов;

– определить категории инвестиционных возможностей и репутационных рисков в контексте исследования политического имиджа и процессов его формирования, систематизировать теоретико-методологические подходы к их анализу;

– определить ресурсный и функциональный потенциал СМИ в процессах конструирования и реализации имиджей и формирования репутации политических акторов, выявить особенности Интернет-СМИ в этих процессах;

– разработать методику анализа имиджевых и репутационных характеристик политических акторов;

– выявить основные имиджевые характеристики региональных политических акторов (на примере Саратовской области), модели их формирования;

– определить взаимосвязь и взаимозависимость имиджевых и репутационных характеристик региональных политических акторов, оценить эффективность их имиджевой политики с точки зрения репутацинной рискогенности.

Объект диссертационного исследования составили имиджи политических субъектов в Интернет-СМИ Саратовской области.

Предметом диссертационного исследования явились репутационные риски и инвестиционные возможности формирования имиджа политических акторов.

В соответствии с поставленными целями и задачами, выделенными объектом и предметом исследования, выстраивается научная гипотеза, методологическая основа и общая концепция работы.

Рабочая гипотеза исследования. Инвестиционные возможности и репутационные риски можно рассматривать в качестве базовых индикаторов, при помощи которых можно замерить функциональность и эффективность имиджевой конструкции политического субъекта как на этапе ее конструирования, так и в процессе реализации. Учет этих факторов в процессах политического имиджмейкинга предоставляет возможность перевести в долгосрочный формат практики развития имиджевых стратегий политических акторов, повышая на этой основе качество всей системы социально-политических коммуникаций в рамках общества. Инвестиционные возможности и репутационные риски как элементы стратегического политического имиджейкинга находятся в тесной взаимосвязи, оказывая друг на друга влияние. С одной стороны, грамотно инвестируя в политический имидж различные стратегические ресурсы и соизмеряя этот процесс с ожиданиями и настроения общества, представляется возможным снизить потенциальную рискогенность имиджевого профиля. С другой стороны, тщательно прорабатывая рискогенную составляющую политического имиджа, можно повысить качество инвестиций в имиджевую конструкцию.

Методология исследования. Данная работа подготовлена с использованием достаточно широкого круга методов анализа текстовых данных. Большой объем несистематизированной информации, содержащейся в публикациях региональных СМИ, анализировался преимущественно при помощи методов контент-, ивент- и дискурс-анализа . На наш взгляд, только использование всех трех исследовательских приемов в совокупности (а не по отдельности) могло принести адекватные и верифицируемые научные результаты.

Кроме того, в ходе изучения материалов региональных изданий использовались методы статистической обработки данных. Они позволили вычислить соотношения различных тем в анализировавшихся источниках, построить необходимые для большей наглядности излагаемого материала графики, гистограммы и диаграммы.

При анализе содержания публикаций саратовских СМИ трудно избежать применения такого общенаучного метода, как умозаключение по аналогии. Данный прием позволил делать обобщения, основанные на анализе ограниченного количества материалов – например, на базе изучения статей, опубликованных в 2011 году; выдвигать предположения о характере и содержании информационной политики изданий в целом.

Для анализа репутационных характеристик региональных политических акторов использовалась методика фокус-групповых исследований. В задачи исследования входило выявление образов региональных политических акторов, сложившихся в массовом сознании, их репутационных характеристик, определение генеральных трендов их восприятия, ключевых параметров образа идеального политика. Обработка результатов осуществлялась с помощью политико-психологических исследовательских процедур и методик.

В ходе исследования постоянно использовался и ряд общенаучных методов: синтез, анализ, индукция, дедукция, наблюдение, сравнение и другие. К возможностям последнего из перечисленных методов пришлось обращаться на всем протяжении работы: при анализе основных подходов к выявлению инвестиционных возможностей и репутационных рисков в процессе формирования политического имиджа, при выявлении структурно-функциональных особенностей развития СМИ в информационном и политическом пространстве региона и особенно часто – при определении имиджевых характеристик политических акторовв региональных Интернет-СМИ.

Кроме того, применялся структурно-функциональный подход, позволивший предмет диссертационного исследования рассматривать в качестве отдельных составляющих и изучать их как взаимосвязанные, но при этом достаточно автономные аспекты.

На этапе соотнесения полученных результатов с реальными политическими событиями, происходившими в 2011 году, использовались также принципы системности, детерминизма и причинно-следственных связей. Принцип историзма позволил адекватно отследить хронологию событий и учесть особенности процессов, проходивших в то время.

Эмпирическая база исследования. Общая концепция исследования и поставленные задачи потребовали привлечения определенного круга источников. В первую очередь, необходимо отметить публикации саратовских СМИ, посвященные различным аспектам региональной политической жизни. В каждом отдельном случае изучались издания с использованием различных выборок. В частности, для группировки саратовских СМИ на основе «повестко-ориентированного» подхода анализировались публикации 36 региональных изданий, в том числе 22 печатных изданий, 10 общественно-политических сайтов и 4 телеканала. Контент каждого издания анализировался через день, что позволило не только выделить массив информации общественно-политической направленности, но и определить темы, к которым то или иное СМИ обращалось чаще всего.

Для анализа имиджевых характеристик политических акторов в региональных СМИ в 2011 году был проведен мониторинг информационных порталов «СаратовБизнесКонсалтинг», «Общественное мнение», «Четвертая власть», «СарИнформ.Ком», «Взгляд» и «ГТРК-Саратов». В общей сложности проанализированы 4307 материалов, в которых прямо или косвенно упоминались выбранные представители политической элиты Саратовской области.

В ходе исследования использовались также результаты экспресс-анкетирования, которое было проведено в саратовских вузах с целью определения степени заинтересованности студентов общественно-политическими процессами, уровня их политической осведомленности и предпочтений и способов получения новостной и аналитической информации. Всего были опрошены 200 студентов очной и заочной форм обучения Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского, Саратовской государственной юридической академии, Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина, Поволжского института управления им. П.А. Столыпина РАНХиГС и Саратовского государственного социально-экономического университета.

Репутационные характеристики региональных политических акторов определялись на основе результатов фокус-групповых исследований, которые проводились в январе – феврале 2012 года. Участниками четырех фокус-групп стали 32 человека в возрасте до 30 лет, представляющие журналистское сообщество региона (8 человек) и саратовское студенчество (24 человека).

В числе источников диссертационной работы также можно отметить результаты исследовательского проекта «Мир Интернета», который реализуется Фондом «Общественное мнение» с 2000 года. Они позволили уточнить функциональный и ресурсный потенциал русскоязычного сегмента Всемирной паутины, определить ключевые тенденции развития этого медиа-канала в современной России.

Совокупность использованных методов и широкий круг источников, привлеченный для написания работы, их разнообразие позволили провести всестороннее исследование, решить поставленные научные цели и задачи, сформулировать объективные выводы.

Научная новизна настоящей работы обусловлена выбором самого предмета исследования и постановкой соответствующих цели и задач. Как отмечено, в научной литературе чаще всего анализируются общие механизмы и приемы формирования политического имиджа. Попытки же изучения имиджа политических субъектов в ракурсе их репутационных рисков и инвестиционных возможностей встречаются гораздо реже. Более конкретные элементы новизны состоят в следующем:

– разработана теоретическая модель комплексного анализа имиджевых и репутационных характеристик политических акторов, обоснованы ее преимущества для стратегического планирования долгосрочных имиджевых стратегий;

– научно обоснованы и введены в контекст современных исследований политического имиджа и процесса его формирования категории инвестиционных возможностей и репутационных рисков политического актора, определены их сущностные и содержательные характеристики;

– разработана методика анализа имиджевых и репутационных характеристик политических акторов, сочетающая количественные и качественные подходы;

предложен «повестко-ориентированный» подход для структурирования региональных средств массовой информации и анализа их функциональных особенностей участия в процессах формирования политических образов;

– собран и проанализирован массив эмпирических данных, характеризующих имидж и репутацию шести политических акторов Саратовской области, оценены их инвестиционные возможности и репутационные риски в процессах имиджмейкинга.

Научно-практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут быть использованы для дальнейшего исследования проблем формирования политического имиджа в средствах массовой информации. На основе сделанных выводов возможно более полное уяснение сущности и разновидностей технологий создания медийного образа политического актора с точки зрения его инвестиционных возможностей и репутационных рисков.

Материал диссертации может быть полезен для исследователей, занимающихся проблемами политической имиджелогии и коммуникативистики, а также для преподавания в высших учебных заведениях практико-ориентированных разделов курса политологии.

Кроме того, сделанные в данном исследовании выводы будут интересны людям, непосредственно занимающихся формированием имиджей политических субъектов, либо работающих в средствах массовой информации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Комплексный анализ имиджевых и репутационных характеристик политических акторов позволяет существенно расширить рамки исследования процессов формирования и реализации образов в политике, активно развивая аспекты, связанные с планированием и прогнозированием динамики социально-политических коммуникаций, развитием долгосрочных имиджевых стратегий. Включение в контекст изучения политического имиджа репутационной составляющей актуализирует практики его коррекции, приведения в соответствие с социальными запросами, мнениями и оценками текущей деятельности политических акторов. В свою очередь, практики конструирования политического имиджа дают возможность рассматривать репутацию в качестве динамического феномена, который также подвержен изменению как в течение короткого промежутка времени, так и в долгосрочном формате под влиянием поведенческих стратегий актора или распространенной о нем информации.

2. Важной аналитической задачей в контексте комплексного анализа имиджевых и репутационных характеристик политических акторов является, с одной стороны, оценка их инвестиционных возможностей, с другой – учет комплекса репутационных рисков, возникающих в процессах реализации сконструированных образов и их восприятия целевыми аудиториями. Инвестиционные возможности политических субъектов выступают в качестве стратегических ресурсов, которые могут быть использованы при конструировании политических образов. Репутационные риски проявляются на стадии презентации и восприятия имиджевых характеристик как фактор их неопределенности и вариативности. В основе их возникновения лежат либо просчеты на этапе стратегического проектирования имиджевой конструкции, либо технологические аспекты политической конкуренции.

3. Средства массовой информации благодаря своим техническим возможностям и сущностным характеристикам играют ключевую роль в процессах конструирования и реализации политических имиджей, спонтанно или целенаправленно создавая политические образы, актуализируя их положительные или отрицательные характеристики. Особое место в этом ряду занимают Интернет-СМИ, функциональный и ресурсный потенциал которых позволяет вывести на новый уровень процессы имиджмейкинга в политической сфере благодаря сочетанию характеристик, присущих традиционным масс-медиа, и возможностей ресурсов Интернет. К числу эффектов, возникающих в сфере политического имиджмейкинга под влиянием Интернет-СМИ, можно отметить переход к сетевой, нелинейной, многоканальной модели социально-политической коммуникации, активизацию горизонтальных потоков обмена имиджформирующей информацией, развитие феномена открытого имиджа. Все это создает благоприятные возможности для проявления репутационных рисков в ходе реализации имиджевых практик и коммуникаций, повышения издержек и активизации кризисных процессов в этой сфере.

4. В качестве основания для анализа структурных и функциональных особенностей участия региональных СМИ в процессах политического имиджмейкинга можно использовать концепт информационной или медийной повестки дня. От общественной и политической разновидностей повестка дня СМИ отличается своим носителем и содержанием. Общность повесток дня отдельных саратовских СМИ позволяет говорить о возможности выделения в структуре регионального медиа-пространства трех групп изданий, условно названных в диссертационной работе «пулом «Единой России», «пулом П.Л. Ипатова» и «пулом прочих изданий, либо занимающих промежуточную позицию, либо не определившихся со своей позицией». В плане формирования имиджей региональных политических фигур издания, входящие в один пул, выполняют схожие функции.

5. Для выявления имиджевых характеристик политических субъектов целесообразно использовать механизмы количественного и качественного анализа публикаций СМИ. К первым из них отнесено выявление динамики информационного присутствия конкретной персоны и распределение общей суммы упоминаний конкретного политика по отдельным информационным ресурсам. Ко вторым – выбор информационного повода для упоминания субъекта политики, характер и интенциональная направленность данного упоминания. В процессе выявления имиджевых характеристик конкретных политических фигур сделан вывод о том, что в различных средствах массовой информации один и тот же политик может иметь различный медийный образ. Это зависит прежде всего от того, какую позицию занимает по отношению к конкретной персоне конкретное СМИ. Так, очевидно, что, если СМИ входит в пул того или иного политика или же пул его сторонника, то, скорее всего, оно будет формировать позитивный его образ, и, соответственно, наоборот.

6. Узнаваемость политика – необходимый компонент его образа и один из индикаторов продвижения его имиджа. С одной стороны, показатели узнаваемости напрямую обусловливают рациональное восприятие политического актора, формируя тем самым более структурированный персональный портрет прежде всего в плане морально-психологических и деловых характеристик политика. С другой стороны, чем больше информации о персоне оказывается в обществе, тем более противоречивый образ складывается в результате, тем шире возможностей для рассогласования имиджевых и репутационных профилей. При этом эффективность имиджевой политики регионального политического актора определяется не столько форматом и масштабом проводимой им информационной кампанией, сколько цельностью и доступностью имиджевой конструкции, способностью к ее оптимизации в условиях негативного информационного поля. В данном отношении подавляющее большинство анализируемых имиджевых профилей не соответствует этим требованиям, что повышает их репутационную рискогенность и снижает их потенциал.

7. Выявленные в ходе исследования рассогласования имиджевых и репутационных профилей региональных политических акторов обусловлены, с одной стороны, недоучетом социальных запросов на политическое лидерство, с другой – слабой проработкой действующих имиджевых конструкций, которые характеризуются чаще всего неопределенностью и вариативностью. Изменить положение, снизив при этом высокую репутационную рискогенность имиджевых профилей, позволит эффективное стратегическое планирование моделей политического имиджа, в основе которого лежит органическое сочетание ресурсного потенциала политических акторов, а также репутационных требований и ожиданий, сформировавшихся в обществе.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были изложены автором на международных и всероссийских конференциях:

Международная научно-практическая конференция «Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика» (2012 г., г. Новосибирск);

Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические аспекты развития современной науки» (2012 г., г. Москва);

Международная научно-практическая конференция «Город в современном пространстве: культура, политика, экономика, право» (2011 г., г. Саратов, Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина);

Всероссийская научно-практическая конференция «Военмеховские политологические чтения» (2007 г., г. Санкт-Петербург, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова);

3-й Международный форум-конкурс «Актуальные проблемы современной науки» (2007 г., г. Самара);

Всероссийская научно-практическая конференция «Пути и механизмы обеспечения конкурентоспособности российских регионов» (2007 г., г. Саратов, Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры политических наук Поволжского института имени П.А. Столыпина – филиала РАНХиГС при Президенте РФ.

Основные положения диссертации изложены в семи научных публикациях, в том числе в трех статьях, опубликованных в научных периодических изданиях, включенных в Перечень ВАК РФ.

Структура работы соответствует поставленным задачам и отражает особенности методологии. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность изучения имиджа политических акторов в контексте их инвестиционных возможностей и репутационных рисков, анализируется степень научной разработанности проблемы, определяются цель, задачи, объект, предмет исследования, теоретико-методологические основы, источниковая база работы, отмечается ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.

В главе 1 «Теоретико-методологические подходы анализа инвестиционных возможностей и репутационных рисков в процессе формирования имиджа политического субъекта» анализируется современный научный дискурс проблем формирования политического имиджа, обосновывается необходимость учета инвестиционных возможностей и репутационных рисков при конструировании и коррекции имиджевых характеристик политических акторов, предлагаются методики их изучения.

В первом параграфе первой главы «Имидж и репутация политического субъекта: сущностные структурно-функциональные характеристики» представлены трактовки имиджа и репутации, определено их соотношение в контексте исследования процессов формирования и реализации образов в политике, обосновывается преимущества комплексного анализа имиджевых и репутационных характеристик политических субъектов.

В современном научном дискурсе одно из центральных мест занимает понятие «имидж», которое сегодня органично встроено в исследовательские модели, получив концептуально-теоретическое оформление и методическое обеспечение. Чаще всего имидж рассматривается учеными в контексте коммуникативных практик, выступая в качестве одного из факторов всего комплекса социальных отношений и взаимодействий.

В современной науке наиболее проработаны социальные и психологические ракурсы в анализе сущностных, структурных и функциональных компонентов имиджа, на базе которых сформировалась весьма цельная теоретико-методологическая конструкция, которая используется и в политологических исследованиях. Между тем на современном этапе в условиях растущей потребности в устойчивых и долгосрочных имиджевых конструкциях она демонстрирует явную ограниченность, актуализируя тем самым работу в сфере концептуального обеспечения проблем формирования и реализации имиджа политических акторов. Перспективным в этом направлении представляется комплексный анализ имиджевых и репутационных характеристик политических акторов, позволяющий существенно расширить рамки исследования процессов формирования и реализации образов в политике, активно развивая аспекты, связанные с планированием и прогнозированием динамики социально-политических коммуникаций, развитием долгосрочных имиджевых стратегий.

Политический имидж в данном контексте можно рассматривать в качестве целенаправленно и искусственно формируемого социально-психологического образа того или иного политического актора, посредством которого обеспечивается его позиционирование в рамках социально-политического пространства и создаются возможности для мобилизации коллективного действия и репрезентации интересов социальных групп. В свою очередь, репутация, выступая в качестве комплекса оценочных суждений, мнений, оценок о политическом акторе и его деятельности, позволяет проводить комплексную оценку социальных представлений о политическом акторе, общественных ожиданий, прогнозировать и моделировать общественную деятельность.

Во главу угла в данном формате ставится проблема эффективности имиджевых практик, фиксация их результирующих эффектов на уровне репутационных характеристик субъекта, его политического веса и влияния. Подобное расширение исследовательских рамок не является искусственным и методологически оправдано, так как появляется возможность не только четко разграничивать и дифференцировать понятия «имиджа» и «репутации», определяя содержательные и функциональные рамки каждого феномена, но и встроить в общую исследовательскую матрицу целый комплекс научно-практических задач, связанных с этими категориальными уровнями. В числе преимуществ данной системной стратегии политического позиционирования, без сомнения, можно назвать и актуализацию реальных качеств и характеристик политического субъекта, за счет чего становится возможным существенно ограничить практики виртуализации конструируемого образа.

Во втором параграфе первой главы «Основные подходы к анализу инвестиционных возможностей и репутационных рисков в процессе формирования политического имиджа» определяются категории инвестиционных возможностей и репутационных рисков в контексте исследования политического имиджа и процессов его формирования, систематизируются теоретико-методологические подходы к их анализу.

Важной аналитической задачей в контексте комплексного анализа имиджевых и репутационных характеристик политических акторов является оценка, с одной стороны, их ресурсного и функционального потенциала, с другой – их инвестиционных возможностей, а также учет всего комплекса рисков, возникающих в процессах реализации сконструированных образов и их восприятия целевыми аудиториями. Инвестиционные возможности политических субъектов выступают в качестве стратегических ресурсов, которые могут быть использованы при конструировании политических образов. В свою очередь, репутационные риски проявляются на стадии презентации и восприятия имиджевых характеристик как фактор их неопределенности и вариативности.

Практики инвестирования в политический имидж современные исследователи связывают с активным распространением рыночных отношений в политической сфере, которая, как и многие другие сегменты современного общества, является местом встречи предложения (диспозиций и идентичностей) и спроса (установок и предпочтений) и связана с манипулятивными процедурами, создающими благодатную почву для использования имиджевых технологий. Инвестирование в политический имидж предполагает вложение как материальных, так и нематериальных ресурсов, которые, так же как и материальные ресурсы, могут способствовать получению политических дивидендов, трансформироваться в конкретные «продукты», значимые в системе политических коммуникаций, способные структурировать политическое пространство.

Анализ инвестиционных возможностей политического актора можно рассматривать в качестве ключевого этапа всей кампании по созданию цельной и конкурентоспособной имиджевой конструкции. По сути, это стратегическое проектирование, осуществляя которое, исследователь или имиджмейкер должен заглянуть в будущее, определяя возможные имиджевые стратегии политического лидера в различных социально-политических условиях и просчитывая репутационные риски в процессе их реализации.

В основе возникновения репутационных рисков чаще всего лежат просчеты на этапе стратегического проектирования имиджевой конструкции, связанные с недоучетом ресурсного потенциала политического актора или комплекса репутационных требований, сформировавшихся в обществе. Другим важным фактором формирования репутационных рисков в политической сфере выступают технологические аспекты политической конкуренции, связанные с формированием негативного политического образа оппонента. Речь идет о различных приемах распространения слухов, подмены понятий, «наклеивания ярлыков», негативной рекламы, которые в современных условиях получают широкое развитие в формате политических и информационных кампаний.

Для комплексного исследования инвестиционных возможностей и репутационных рисков в процессе формирования имиджевых конструкций в политической сфере лучше всего подходят различные прогнозные методики и алгоритмы, представленные в арсенале современной политической науки., В этом ряду прежде всего необходимо выделить методологию прогнозного сценирования и ситуационный анализ, которая позволит составлять многомерные и многоаспектные сценарные прогнозы развития имиджевых стратегий, вписывая их в ситуационный и процессуальный контекст. На уровне отдельных прогнозных методик наиболее функциональной с точки зрения своего аналитического потенциала и диагностических возможностей выглядит SWOT-анализ, который можно использовать для стратегического проектирования эффективной имиджевой конструкции политического актора.

Во второй главе «Роль СМИ в процессах формирования имиджа и репутации политических акторов» определяется ресурсный и функциональный потенциал средств массовой информации в процессах конструирования и реализации имиджей и формирования репутации политических акторов, выявляются особенности Интернет-СМИ в этих процессах, разрабатывается адекватная методика анализа публикаций СМИ для выявления имиджевых и репутационных характеристик.

В первом параграфе второй главы «Структурно-функциональные особенности развития СМИ в информационном и политическом пространстве региона» рассматриваются особенности развития действующих на территории Саратовской области средств массовой информации с точки зрения их структуры и выполняемых функций, определяется адекватная методика анализа публикаций СМИ для выявления имиджевых и репутационных характеристик политически акторов.

Базовым тезисом, который используется для характеристики медийного поля региона, является признание его неоднородности: входящие в него СМИ отличаются друг от друга по целому ряду параметров, что дает основания для выделения отдельных сегментов информационного пространства. Более того, указанные сегменты по-разному проявляют себя и в политике, а значит, обладают различной политической функциональностью.

Для выявления структурных особенностей развития СМИ в информационно-политическом поле региона и анализа их функциональности в работе используется «повестко-ориентированный» подход, основу которого составляет концепт медийной повестки дня, который, по нашему мнению, является достаточным объективным основанием для логической группировки всей совокупности региональных изданий по различным блокам.

Медийная (информационная) повестка дня отличается от своих политической и общественной разновидностей по содержанию и носителю и рассматривается в работе в качестве набора тем, сюжетов, освещаемых различными изданиями. Чаще всего ядро информационных повесток (4–5 ключевых тем) составляет примерно одни и те же сюжеты, разнится же так называемая «периферия» (набор остальных освещаемых тем) медиа-повестки и то, каким образом, с использованием каких риторических средств преподносятся основные проблемы, находящие свое отражение в СМИ.

Анализ публикаций 36 региональных изданий, в том числе 22 печатных изданий, десяти общественно-политических сайтов и четырех телеканалов на основе «повестко-ориентированного» подхода (контент каждого издания анализировался через день, что позволило не только выделить массив информации общественно-политической направленности, но и определить темы, к которым то или иное СМИ обращалось чаще всего) позволил сгруппировать издания регионального медиа-пространства в «пул «Единой России», «пул Ипатова» (губернатора Саратовской области на момент проведения исслеования) и «пул прочих изданий, либо занимающих промежуточную позицию, либо не определившихся со своей позицией».

Сообразно представленным группам можно говорить и о функциональности региональных СМИ. Помимо классических задач по информированию населения и выполнению роли передаточного звена между обществом и властью, региональные издания, как выяснилось, активно воздействуют на сознание своей читательской аудитории с целью формирования у нее соответствующего видения политической действительности.

Так, ресурсы, отнесенные к «пулу «Единой России», в 2011 году активно пытались представить в невыгодном свете деятельность регионального правительства и – отдельно – фигуру его главы П.Л. Ипатова. Входящие в «пул Ипатова» СМИ, напротив, старались акцентировать внимание на просчетах и проблемных местах в работе регионального отделения «партии власти». Эти задачи решались ими в том числе за счет выстраивания соответствующей информационной повестки дня: отбирая для освещения «нужные» сюжеты, издания изначально фокусировали внимание читательской аудитории на том, что сами издания считали важным и полезным в свете выполняемых ими политических функций.

Во втором параграфе второй главы «Особенности формирования имиджа и репутации политического актора в средствах массовой информации» выявляется особенности Интернет-СМИ в процессах конструирования и реализации имиджей и формирования репутации политических акторов.

Средства массовой информации рассматриваются в работе в качестве основного инструмента конструирования и реализации политических имиджей, спонтанно или целенаправленно создающего политические образы, актуализируя их положительные или отрицательные характеристики, активно используя различные методы внушения, формируя стереотипы, создавая и распространяя социально-политические мифы.

Моделируя в этой логике современные процессы коммуникации политических акторов и общества посредством имиджевых конструкций, следует отметить их преимущественно линейно-иерархичный характер, когда политические субъекты по информационным каналам транслируют социальным группам те или иные политические образы. Человек в условиях тотальной подмены политической реальности, ее виртуализации силами средств массовой информации становится коммуникантом (реципиентом), тем, на кого направлена информация, кто ее некритически потребляет, хранит и передает. В качестве результата (эффекта) этих коммуникаций рассматривается формирование в массовом (индивидуальном) сознании желаемых образов политических акторов, политических установок, поведенческих ориентаций, нужных коммуникатору, способствующих увеличению объемов паблицитного и политического капитала политического лидера или института, улучшению их репутации, выстраиванию доверительных отношений с аудиторией.

Многообразие информационных каналов в современном обществе позволяет их дифференцировать с точки зрения специфики и особенностей участия в процессах передачи имиджформирующей информации, подчеркивая при этом функциональный и ресурсный потенциал Интернет-СМИ, которые, сохраняя присущее всем средствам массовой информации содержание, приобретают отчетливую специфику, свойственную лишь данной медийной сфере.

Новые функциональные и технологические возможности по сравнению с традиционными масс-медиа, Интернет-СМИ обретают благодаря трем родовым качествам Всемирной паутины: гипертекстуальности (возможность с помощью встроенных в текст гиперссылок связывать отдельные документы), мультимедийности (соединение воедино возможностей различных знаковых систем) и интерактивности (возможность двухстороннего онлайн-общения с аудиторией). В свою очередь, от других ресурсов Интернета их отличает ориентация на периодическое производства информационных продуктов силами профессионального журналистского коллектива, которые преимущественно посвящены социуму.

В числе эффектов, возникающих в сфере политического имиджмейкинга под влиянием Интернет-СМИ, в работе рассматривается сетевая, нелинейная, многоканальная модели социально-политической коммуникации, активизация горизонтальных потоков обмена имиджформирующей информацией, а также развитие феномена открытого имиджа. Все это создает благодатную почву для формирования и проявления репутационных рисков в ходе реализации имиджевых практик и коммуникаций, повышая издержки и активизируя кризисные процессы в этой сфере, что, несомненно, актуализирует стратегическое планирование политического имиджа, качественную диагностику его основных компонентов, их оперативную коррекцию.

В третьей главе «Репутационные и имиджевые характеристики политических акторов в региональных Интернет-СМИ» на основе количественных и качественных методов анализируется массив эмпирических данных, характеризующих имидж и репутацию региональных политических акторов (на примере Саратовской области), оцениваются их инвестиционные возможности и репутационные риски в процессах имиджмейкинга.

В первом параграфе третьей главы «Имиджевые характеристики политических акторов в региональных Интернет-СМИ» выявляются основные имиджевые характеристики региональных политических актров в Интернет-изданиях региона, определяются модели их формирования.

Для анализа были отобраны наиболее заметные (с точки зрения величины их ежедневной читательской аудитории, продолжительности функционирования на территории региона и общественно-политической направленности основной массы их контента) представители Интернет-сегмента медийного поля региона – информационные порталы «СарБиСи», «Общественное мнение», «Четвертая власть», «СаратовИнформ.Ком», «Взгляд» и «ГТРК-Саратов». Для выявления имиджевых характеристик политических субъектов были использованы механизмы количественного (выявление динамики информационного присутствия конкретной персоны и распределение общей суммы упоминаний конкретного политика по отдельным информационным ресурсам) и качественного (выбор информационного повода для упоминания субъекта политики, его характер и интенциональная направленность) анализа публикаций СМИ.

Объектом исследования стали шесть региональных политических деятелей. Трое из них представляли исполнительную власть региона: председатель Правительства (губернатор) П.Л. Ипатов, первый заместитель председателя Правительства (вице-губернатор) Саратовской области А.Г. Бабичев и заместитель председателя Правительства Саратовской области А.А. Щербаков. Трое других являлись депутатами Саратовской областной Думы: председатель регионального парламента В.В. Радаев, вице-спикер М.В. Алешина и депутат А.С. Ландо. Хронологически исследование ограничивалось рамками 2011 календарного года, в течение которого были найдены и проанализированы 4307 материалов: 2166, в которых упоминался П.Л. Ипатов, 258 – А.Г. Бабичев, 296 – А.А. Щербаков, 797 – В.В. Радаев, 216 – М.В. Алешина и 574 – А.С. Ландо.

Медийные образы политиков, которые сформированы в интернет-изданиях региона отличаются друг от друга по своему формату и характеру. Очевидно, что главным фактором, обусловливающим это различие, вступает редакционная политика издания. В данном отношении, решая задачу по эффективному позиционированию конкретной политической фигуры в информационном поле, помимо совокупной частоты упоминаний в Интернет-СМИ, необходимо также держать в уме распределение этих упоминаний по конкретным ресурсам. В противном случае вполне может возникнуть ситуация, когда позитивный имидж будет сконструирован лишь в одном, и при этом – далеко не самом влиятельном, сегменте медийного пространства.

Большинство медийных образов региональных политиков формируются на основе периферийных стратегий информационного позиционирования, когда персона косвенно упоминается в материале. Центристские модели, в которых политик выступает в качестве активного начала, встречаются гораздо реже, что существенно снижает качество имиджевых профилей и ставит под сомнение эффективность всей имиджевой политики.

Формат формирования имиджевых характеристик анализируемых политических акторов обобщен в табл. 1.

Таблица 1

Формат формирования имиджевых характеристик

региональных политических акторов

Модель присутствия в СМИ → / Присутствие в СМИ ↓

Центристская

Центр-периферийная

Высокое

Высокое присутствие / центристская модель

П.Л. Ипатов

Высокое присутствие / центр-периферийная модель

В.В. Радаев

Низкое

Низкое присутствие / центристская модель

А.С. Ландо

Низкое присутствие / центр-периферийная модель

А.А. Щербаков,

А.Г. Бабичев,

М.В. Алешина

В региональных Интернет-СМИ преобладает «нейтральный» контент, посвященный региональным политическим акторам, что вполне объективно к условиях новостного формата анализируемых ресурсов. Однако и в них журналистам порой удавалось отразить свое (или редакционное) отношение к той или иной политической фигуре, используя, порой в одном-двух словах, метафоры, синонимы, эвфемизмы, штампы, ярлыки и другие средства.

Анализируемые медийные образы региональных политиков не отличаются целостностью, сочетая различные, порой противоречивые, имиджевые характеристики, что также обусловлено как редакционной политикой регионального Интернет-сегмент, ангажированностью изданий, а также активными информационными стратегиями политических оппонентов. В целом эффективность имиджевой политики регионального политического актора определяется не столько форматом и масштабом проводимой им информационной кампанией, сколько цельностью и доступностью имиджевой конструкции, способностью к ее оптимизации в условиях негативного информационного поля. В данном отношении подавляющее большинство анализируемых имиджевых профилей не соответствует этим требованиям, что повышает их репутационную рискогенность и снижает их потенциал.

Во втором параграфе третьей главы «Репутация и основные репутационные риски региональных политических акторов» определяется взаимосвязь и взаимозависимость имиджевых и репутационных характеристик региональных политических акторов, оценивается эффективность их имиджевой политики с точки зрения репутационной рискогенности.

Анализ репутации региональных политических акторов поводился в январе – феврале 2012 года в ходе фокус-групповых исследований, в которых приняли участие 32 респондента, представляющие журналистское сообщество региона и студенчество. Все они были достаточно хорошо информированы об актуальных проблемах и динамике саратовской политике, находились в курсе текущих политических событий и активно использовали Интернет-ресурсы для получения новостной и аналитической политической информации.

Работа с фокус-группами предполагала как коллективное обсуждение ряда сюжетов в рамках заявленной проблемы, так и индивидуальную работу респондентов. В задачи исследования входило выявление образов региональных политических акторов, сложившихся в массовом сознании, их репутационных характеристик, определение генеральных трендов их восприятия, ключевых параметров образа идеального политика.

В ходе исследования были выявлены корреляции между уровнем узнаваемости политика параметрами формируемого образа. С одной стороны, узнаваемость обусловливает рациональное восприятие политического актора, формируя тем самым более структурированный персональный портрет политика, особенно в плане оценки его морально-психологических и деловых качеств. С другой стороны, чем больше информации о персоне оказывается в обществе, тем более противоречивый образ складывается в результате, тем больше оснований возникает для рассогласования имиджевых и репутационных профилей.

Бессознательные ассоциации, как правило, формируют более привлекательный образ политика, чем его рациональные оценки респондентами. Если рациональное восприятие основано главным образом на имеющейся у респондента информации о политическом акторе, то, выстраивая ассоциативные ряды, участники опроса оперируют в основном эмоциональными впечатлениями, во многом интуитивно воспринимая посылаемые им в данный момент визуальные сигналы.

Рассогласования имиджевых и репутационных профилей региональных политических акторов обусловлены, с одной стороны, недоучетом социальных запросов на политическое лидерство, с другой – слабой проработкой действующих имиджевых конструкций, которые характеризуются чаще всего неопределенностью и вариативностью. Изменить положение, снизив при этом высокую репутационную рискогенность имиджевых профилей, позволит эффективное стратегическое планирование моделей политического имиджа, в основе которого лежит органическое сочетание ресурсного потенциала политических акторов, а также репутационных требований и ожиданий, сформировавшихся в обществе.

Показатели репутационных рисков и инвестиционных возможностей региональных политических акторов представлены в табл. 2.

Таблица 2

Инвестиционные риски и репутационные возможности

региональных политических акторов

Инвестиционные возможности → / Репутационные риски ↓

Низкие

Высокие

Низкие

Низкие возможности / низкие риски

М.В. Алешина

Высокие возможности / низкие риски

А.А. Щербаков,

В.В. Радаев

Высокие

Низкие возможности / высокие риски

А.Г. Бабичев, А.С. Ландо

Высокие возможности / высокие риски

П.Л. Ипатов

В заключении подводятся основные итоги исследования, делаются общие выводы, высказываются рекомендации по существу изучаемой проблемы.

Основные положения и результаты проведенного исследования изложены в публикациях автора.

Статьи, опубликованные в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендованных Перечнем ВАК:

1. Григорьев Е.В. Имидж публичного политика в региональных СМИ: количественный анализ // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. № 3 (102). С. 187–194.

2. Григорьев Е.В. Инвестиционные возможности и репутационные риски в процессе формирования политического имиджа // Правовая политика и правовая жизнь. 2012. № 3 (48). С. 64–70.

3. Григорьев Е.В. Актуальные вопросы изучения политического имиджа: проблемы и методология // Вестник ПАГС. 2012. № 2 (31). С. 79–84.

Статьи, опубликованные в иных изданиях:

4. Григорьев Е.В. Проблемы формирования политического имиджа в современной политологической литературе // Теоретические и практические аспекты развития современной науки: материалы III международной научно-практической конференции 27–28 марта 2012 г. М.: Спецкнига, 2012. С. 447–453.

5. Григорьев Е.В. Имидж публичного политика в региональных СМИ: качественный анализ // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика: материалы IV международной научно-практической конференции 17 августа 2012 г. Новосибирск: НГТУ, 2012. С. 95–105.

6. Григорьев Е.В. Блоголизация // Город в современном пространстве: культура, политика, экономика, право: материалы международной научно-практической конференции 26–27 января 2011 г. Саратов: ПАГС, 2011. С. 100–102.

7. Григорьев Е.В. Роль СМИ в формировании и развитии имиджа регионов // Пути и механизмы обеспечения конкурентоспособности российских регионов: материалы всероссийской научно-практической конференции 24–25 апреля 2007 г. Саратов: ПАГС, 2007. С. 66.