Формирование и развитие факторинговых услуг в современной эконом

На правах рукописи

ЕЛУФИМОВА ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕФАКТОРИНГОВЫХ УСЛУГВ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Специальность 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва, 2009

Работа выполнена на кафедре экономики предпринимательства Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

НОВРУЗОВ РОМАН БЕГЛЯРОВИЧ

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

МОРОЗКО НАТАЛЬЯ ИОСИФОВНА

кандидат экономических наук, профессор

СРЕБНИК БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ

Ведущая организация:ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Защита состоится « 8 » декабря 2009 г. в 1200 на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 226.003.01 при Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации по адресу: 109456, Москва, 4-й Вешняковский пр-д, д. 4, ауд. 113.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации.

Автореферат разослан « 7 » ноября 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат экономических наукВ.М. Смирнов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Развитие и совершенствование банковской системы в Российской Федерации сформировало предпосылки для возникновения различных видов кредитования, среди которых наиболее известными и широко распространенными являются кредитные договоры, а также договоры овердрафта. Однако альтернативой кредитования на пополнение оборотных средств являются факторинговые услуги, которые не требует залога и оформления большого комплекта документов.

Доля факторинга в ВВП России за 2008 г. составила 1,44%, немного уменьшившись по сравнению с 2007 г. (1,56%). Снижение доли факторинга в ВВП связано с тем, что данный инструмент кредитования является более динамичным и гибким относительно банковского кредитования. При ухудшении макроэкономической ситуации в стране факторинг «свернулся» быстрее, чем другие сегменты финансовых услуг. Однако снижение темпов роста оборота российских факторов связано также с переходом к освоению регионов, где работать заметно сложнее, чем в столице ввиду отсутствия наработанной статистики по дебиторам, наличия менее прозрачного бизнеса многих фирм, недостаточной укомплектованности специалистами, владеющими навыками работы в данной области.

Среди причин востребованности факторинговых услуг необходимо указать следующие моменты.

Во-первых, положительные стороны факторинга как инструмента финансового менеджмента для российских предприятий заключаются в возможности расширения экспортных операций, возможности привлечения новых покупателей и предложения им льготных условий покупки, обеспечении финансовой устойчивости предприятий.

Во-вторых, актуальность факторингового обслуживания для кредитных организаций в нынешних условиях подкрепляется высоким потенциальным спросом, поскольку в условиях обесценения оборотных средств для розничных потребителей практически невозможным становится закупка товара без товарного кредита. В этих условиях для поставщиков товарный кредит является единственной возможностью существенно нарастить объем продаж, что невозможно без финансовой поддержки и организационно-административного обеспечения в виде факторингового обслуживания. Снижение рисков при факторинговом обслуживании достигается за счет значительной диверсификации, низкой концентрации риска и ряда особенностей технологии. Следует также отметить высокую рентабельность и скорость оборачиваемости денежных средств.

Однако, несмотря на положительные стороны, более широкому распространению данного вида финансирования препятствует множество проблем. До настоящего времени существуют нерешенные проблемы в области законодательства, приводящие к разногласиям в решении различных вопросов, так или иначе связанных с деятельностью по финансированию под уступку денежного требования, которые препятствуют вступлению на рынок факторинга новых участников и ограничивают эффективность деятельности уже работающих в этой области компаний.

Сдерживающим фактором развития факторинговых услуг в России является несовершенство самой кредитно-финансовой системы. Прежде всего это относится к чрезвычайно высоким ставкам рефинансирования, обуславливающим комиссионную ставку за факторинговое обслуживание. Их снижение будет способствовать росту доступности факторинга для большинства нуждающихся в этом финансовом продукте российских компаний.

Новизна, многоаспектность и недостаточная проработанность ряда вопросов, связанных с формированием и развитием факторинговых услуг в условиях мирового финансового кризиса, обусловили необходимость выработки способов их решения. Таким образом, необходимость системного исследования проблемы развития факторинговых услуг в России предопределили выбор темы, цель, задачи, структуру и содержание исследования.

Степень разработанности проблемы. Развитие и формирование факторинговых услуг является малоразработанной темой теоретических и научных исследований в силу своей практической направленности.

Однако становление рыночных отношений в России, проблемы обеспечения высоких темпов экономического роста, поиск способов повышения эффективности отечественного бизнеса, включая предоставление финансирования, привлекли в последнее время к факторинговым услугам внимание многих специалистов.

На сегодняшний день сформировался целый ряд трудов отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматриваются правовые основы факторинга, его экономическая природа, проблемы его эффективности и управления рисками. Методологической базой исследования стали работы зарубежных авторов, таких как Дж. Батс, М. Лемуан, Ф. Селинджер, Дж. Синки, М. Форман, Д. Хаукинс. Также при подготовке диссертационного исследования автором изучались работы К.Р. Адамовой, Ю.А. Алексановой, В.В. Афонина и С.В. Леонтьева, Л.А. Бекларяна, М.Е. Буровой, О.Б. Гусева, Е.Ф. Жукова, Б.Д. Завидова, А.Г. Ивасенко, Л.П. Кроливецкой, М.Ю. Лаврик, О.И. Лаврушина, А.В. Лебедева, А.Д. Минеева, Л.А. Новоселовой, И.Я. Носковой, Р.В. Огонькова, С.А. Орехова, Е.С. Подвинской, В.И. Пятановой, М.В. Русакова, Ю.А. Соколовой, М.И. Трейвиша, В.М. Усоскина, А.М. Эрделевского и др.

Однако исследуя теорию и практику оказания факторинговых услуг, и отечественные, и зарубежные экономисты наибольшее внимание уделяют определению сущности и правовой природы факторинга, классификации его видов и форм. Вместе с тем ряд вопросов, связанных с развитием факторинговых услуг в условиях мирового финансового кризиса, а также преодолением негативных тенденций, ставших следствием указанного кризиса, не получили должного освещения, возможно в силу неожиданности и новизны данного явления.

Актуальность и недостаточная разработанность указанных и других проблем развития факторинговых услуг в условиях современной экономики послужили основанием для выбора темы диссертации, ее цели, задач и направлений исследований.

Цель диссертационной работы состоит в определении путей развития факторинговых услуг в условиях современной экономики.

Достижение выдвинутой цели потребовало решить следующие задачи:

проанализировать специфические особенности факторинговых услуг в современной экономике;

обосновать проблемы, препятствующие развитию факторинговых услуг, и предложить пути их устранения;

изучить зарубежный опыт осуществления факторинговых услуг и адаптировать его к российской практике;

определить основные направления развития факторинговых услуг в условиях современной экономики;

разработать алгоритм оценки факторинговых услуг.

Объектом исследования являются российские специализированные компании и банки, оказывающие факторинговые услуги.

Предметом исследования являются факторинговые услуги в системе кредитных операций.

Теоретической основой исследования послужили концептуальные подходы к исследованию деятельности факторинговых компаний г. Москвы и других регионов Российской Федерации и повышению эффективности их функционирования, работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов, а также законодательные и нормативные акты, посвященные изучаемой проблеме.

Методологическую базу исследования составили абстрактно-логический, аналитический, диалектический, монографический, нормативный, экономико-статистический, социологический и другие методы экономических исследований. В процессе проведения исследования применялись экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, экономический анализ, теория систем и системный анализ, сравнительный анализ.

Информационную базу исследования составили официальные материалы рейтинговых агентств и факторинговых компаний; материалы статистической отчетности Росстата по субъектам Российской Федерации; информационные сборники, а также фактические материалы, собранные автором в процессе практической деятельности; аналитическая информация ведущих российских информационных и консалтинговых агентств, материалы социально-экономических исследований, научно-практических конференций, семинаров, публикаций в периодической печати, каталоги и сборники, публикуемые в глобальной информационной сети Интернет, другие источники информации.

Научная новизна исследования состоит в формировании перспективных направлений совершенствования факторинговых услуг и разработке метода их оценки на основе анализа отечественного и зарубежного опыта.

Научная новизна подтверждена следующими научными результатами, выносимыми на защиту:

на основе анализа специфических особенностей факторинговых услуг в современной экономике доказано, что по сравнению с другими формами кредитования они представляют более широкий спектр услуг для клиентов в более удобной для них форме;

выявлены проблемы, препятствующие развитию факторинговых услуг, которые связаны с затруднением привлечения финансирования; функциональностью программного обеспечения; дефицитом квалифицированных кадров; вопросами управления рисками и их оценкой; мошенничеством; низким уровнем развития коллекторских агентств; несовершенством российского законодательства; низкой информированностью потенциальных клиентов; предложены пути их устранения;

проведена адаптация зарубежного опыта факторинговых услуг к российской практике в части разработки стандартизированных продуктов, использования стандартов МСФО, разработки инновационных направлений в стандартном факторинговом продукте;

обоснованы основные направления развития факторинговых услуг, к которым отнесены расширение региональных сетей банков и соответствующих специализированных компаний, маркетинговая политика по привлечению новых клиентов, расширение перечня предоставляемых продуктов; переход от индивидуального подхода, характерного для работы с крупными клиентами, к разработке стандартизированных продуктов, ориентированных на малый и средний бизнес;

разработан алгоритм оценки факторинговых услуг и установления комиссии, покрывающей расходы по обслуживанию и компенсирующей основные риски.

Теоретическое значение результатов исследования. Предложенные автором пути развития факторинговых услуг могут использоваться при разработке финансовой и управленческой политики специализированных компаний и банков, оказывающих данные услуги.

Основные положения диссертационной работы прошли апробацию в учебном процессе Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России, использованы при изучении дисциплин банковского цикла, при разработке учебно-методических пособий.

Теоретические положения по развитию рынка факторинговых услуг могут быть использованы при преподавании курсов «Банковский менеджмент» и «Взаимодействие банков и предприятий» для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» специализация «Банковское дело».

Практическая значимость исследования. Основные предложения автора по развитию факторинговых услуг позволят повысить их эффективность.

Результаты диссертационного исследования могут быть внедрены в практическую деятельность банковских организаций и компаний, предлагающих факторинговые услуги, а также могут быть использованы при разработке нормативно-законодательных актов, в том числе взяты за основу Федерального закона «О факторинге».

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на межвузовской научно-практической конференции «Государственное регулирование рыночной экономики 21 века: проблемы и перспективы» (Москва, ВГНА, 2005), международной научно-практической конференции «Инновационный прорыв в развитии России и регионов» (Москва, ВГНА, 2006), международной научно-практической конференции «Тенденции развития современного общества: пути преодоления экономического кризиса» (Саратов, СГСЭУ, 2009). По результатам исследования опубликовано 7 работ общим объемом 2,6 п.л. (в том числе авторских – 2,25 п.л.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений и списка литературы.

Работа содержит 146 страниц, 41 рисунок и 12 таблиц.

Структура работы соответствует поставленной цели и задачам исследования и имеет следующий вид.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФАКТОРИНГОВЫХ УСЛУГ

1.1. Теоретические предпосылки возникновения и развития факторинговых услуг

1.2. Сравнительная характеристика эффективности факторинговых услуг и других финансовых инструментов

1.3. Зарубежный опыт применения факторинговых услуг в качестве метода краткосрочного финансирования предприятий

ГЛАВА 2. ФАКТОРИНГОВЫЕ УСЛУГИ КАК СПОСОБФИНАНСИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯКРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1. Аналитическая оценка факторинговых услуг в современной экономике

2.2. Исследование проблем, препятствующих развитию факторинговых услуг

2.3. Методология проведения и оценки факторинговых услуг

2.4. Особенности налогообложения факторинговых услуг

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФАКТОРИНГОВЫХ УСЛУГ

3.1. Формирование благоприятных условий для развития факторинговых услуг

3.2. Показатели эффективности деятельности факторинговых компаний

3.3. Направления повышения эффективности факторинговых услуг

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

II. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Анализ специфических особенностей факторинговых услуг в современной экономике и доказательство их преимущества в части предоставления клиентам более широкого спектра услуг в более удобной для них форме.

Факторинг представляет собой комплекс финансовых услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности, который включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по своевременной оплате.

Факторинг также рассматривается как инструмент, дающий возможность покупателю отсрочить платежи, а поставщику – получить основную часть оплаты за товар сразу после его поставки.

Следующими близкими понятиями являются факторинговые операции и факторинговые услуги.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 43, ст. 824) факторинговые операции определяются следующим образом: «По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование».

В настоящее время нет устоявшегося определения понятия «факторинговые услуги». Однако, рассматривая услуги как неосязаемые выгоды, которые один субъект (поставщик услуги) предоставляет другому (потребителю услуги), факторинговые услуги можно трактовать как потенциально выгодные для клиентов и дебиторов финансовые отношения.

Учитывая высокие темпы развития факторинга в нашей стране как одного из востребованных и актуальных видов кредитования, неоднократно проводились попытки сравнения данной формы финансирования с так называемыми «альтернативными формами», к которым относят наиболее привычные и распространенные методы, например кредитование или цессию.

Факторинговые услуги существенно отличаются от кредитования не только по комплексу предоставляемых услуг, но в первую очередь по целевому назначению, которое выполняют те продукты, которые предлагает факторинговая компания. Различные области применения факторинга и различные возможности, которые могут получить компании от применения факторинга, позволяют сделать вывод о том, что важнее всего цель, которая стоит перед компанией. Если цель – активный рост, то его обеспечит факторинг, причем он будет выгоден, даже если потребует вдвое больших затрат, но обеспечит, например, троекратный рост бизнеса. Иными словами, факторинг позволяет за короткий срок увеличивать объем продаж в несколько раз и дает возможность компании развиваться более эффективно, чем при кредитовании.

Также эффект от факторингового обслуживания максимален в случае, если полученное финансирование направляется на закупку товара, который в свою очередь также отгружается с отсрочкой платежа, при этом компания снова получает финансирование, что позволяет ей активно расти и приносит существенные конкурентные преимущества.

Наиболее востребован факторинг для компаний, которые планируют расширять ассортимент своей продукции, привлекать новых покупателей, предоставлять отсрочки платежа, увеличивать сроки отсрочки платежей.

Обоснование проблем, препятствующих развитию факторинговых услуг, и путей их устранения.

Основные проблемы, оказывающие влияние на развитие факторинговых услуг, были сформулированы на основании исследования деятельности факторинговых компаний в 2008 г.

Основные трудности связаны с проблемами привлечения финансирования; недостаточным пониманием клиентами финансовых вопросов; функциональностью программного обеспечения; дефицитом квалифицированных кадров; вопросами управления рисками; недобросовестными методами работы со стороны некоторых факторов; мошенничеством; низким уровнем развития коллекторских агентств; несовершенством российского законодательства о факторинге, препятствующим развитию рынка в целом; низкой степенью осведомленности потенциальных клиентов о факторинге; отсутствием внешней информации об оценке и реализации возможных рисков.

Главными препятствиями для роста являются влияние на лицензируемую деятельность таких факторов, как политический кризис; экономический спад; ужесточение конкуренции и снижение уровня рентабельности, выход на рынок новых игроков; обучение профессиональных кадров, требующее существенных затрат времени; отсутствие общей базы данных по ненадежным дебиторам; низкий уровень прозрачности компаний, работающих на региональных рынках; отсутствие качественного программного обеспечения.

Вопросы, связанные с лицензированием и нормативно-правовым регулированием, занимают одно из первых мест в перечне основных проблем российского рынка факторинга. Речь идет о неопределенности в области лицензирования факторов – проблеме, которая затрагивает всех факторов, будь то отдельные юридические лица или департаменты в структуре банков. В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения лица, наделенного юридическими полномочиями на ведение факторинговой деятельности.

Что касается программного обеспечения, то следует отметить, что 83% обследованных компаний пользуются собственными разработками, многие из которых были созданы несколько лет назад. В случае крупномасштабного перехода к использованию комплексных систем, получивших широкое распространение на Западе, отрасль может понести существенные затраты по реинвестициям.

Среди инструментов управления рисками в большинстве случаев используются настройки ИТ-систем, позволяющие отслеживать изменения в положении клиентов/дебиторов, и проверки потенциальных клиентов службой безопасности; анализ и диагностика деятельности клиентов/дебиторов департаментом контроля дебиторской задолженности, а также специальное программное обеспечение; персонал, проекты на местах и плановый и внеплановый мониторинг; мониторинг взаимоотношений между клиентом и дебиторами; система внутренних рейтингов, в том числе основанных на платежной дисциплине дебиторов; анализ статистики за предыдущие периоды; программное обеспечение по управлению рисками собственной разработки.

Мошенничество – распространенное явление на рынке факторинга, и не только в России, но и во всем мире, однако уровень конечных убытков у российских факторов сравнительно ниже. Это свидетельствует о том, что российским факторинговым компаниям с большим успехом удается добиться возмещения убытков после совершения мошенничества.

Основные услуги, предлагаемые факторинговыми компаниями, представлены на рис. 1. Иные услуги, к которым относятся предпоставочное финансирование и инвойс дискаунтинг, предлагают лишь 17% компаний. Следует отметить, что на долю этих двух видов приходится незначительная часть общего оборота факторинга.

Рис. 1. Основные услуги, предлагаемые факторинговыми компаниями.

Среди новых продуктов можно отметить финансирование под обеспечение активами и продукты коммерческого финансирования. Кроме того, прогнозируется рост объемов реверсивного факторинга.

Вместе с тем можно отметить, что в условиях мирового финансового кризиса факторинговый бизнес остается востребованным в силу того, что имеет значительный потенциал, обладает инвестиционной привлекательностью для потенциальных инвесторов и кредиторов, характеризуется быстрой оборачиваемостью капитала (в среднем до трех месяцев) и высокой доходностью. Для обобщения сильных и слабых сторон данного вида деятельности, а также для выявления основных угроз и возможностей для развития в табл. 1 приведен SWOT-анализ развития факторинговых услуг.

Таблица 1

SWOT – анализ развития факторинговых услуг в 2009–2012 гг.

Сильные стороны

Слабые стороны

Значительная инвестиционная

привлекательность, потенциал и

возможности для развития

Несовершенство законодательной и

нормативной баз, регламентирующих

факторинговые услуги

Быстрая оборачиваемость капитала

Несовершенство бизнес-процессов

Высокая доходность

Нехватка квалифицированного персонала

Возможности по наращиванию

факторингового портфеля

Несовершенство риск-менеджмента

факторинговых компаний

Возможности расширения клиентской базы

Недостаток информации о факторинговых услугах

Повышенный интерес стратегических

инвесторов к факторинговым услугам

Отсутствие доступа к дешевым западным финансовым ресурсам, необходимым для фондирования собственных операций

Угрозы

Возможности

Нехватка средств на развитие бизнеса

Повышение качества факторинговых услуг

Рост барьеров для входа на рынок:

увеличение сумм вложений в технологию

организации продаж и развитие

филиальной сети

Смещение работы факторинговых

компаний в направлении обслуживания

среднего и малого бизнеса

Растущий спрос на факторинговые услуги

и ограниченное предложение со стороны

факторинговых компаний

Активное развитие факторингового

финансирования в регионах

Тенденция роста стоимости факторинговых

услуг, влекущая снижение спроса

на данные услуги

Расширение ассортимента антикризисных

факторинговых услуг, а также развитие

факторинга без регресса и международного

факторинга

Специфика ценообразования в условиях

повышенной рисковости факторинговых

услуг

Расширение перечня сопутствующих услуг в зависимости от потребностей клиентов

Распространение подробной информации о факторинговых услугах как о многофункциональном инструменте финансирования

SWOT-анализ развития факторинговых услуг в 2009–2012 гг. показал, что слабые стороны факторинга при грамотной политике руководства компаний могут быть превращены в возможности для его дальнейшего развития. При анализе слабых сторон факторинга обращает на себя внимание тот факт, что лишь два фактора, связанные с правовой составляющей и доступом к западным финансовым ресурсам, являются внешними. Все остальные могут корректироваться внутри компании-фактора. Основные угрозы развитию факторинговых услуг связаны в основном с финансовыми аспектами, построением разумной и эффективной финансово-экономической политики компаний.

Адаптация зарубежного опыта факторинговых услуг к российской практике в части разработки стандартизированных продуктов, использования стандартов МСФО, разработки инновационных направлений в стандартном факторинговом продукте.

По данным факторинговой ассоциации Factors Chain International объем мирового рынка факторинговых услуг в 2007 г. вырос на 15% по сравнению с 2006 г. и составил около 1,3 трлн евро. Распределение факторинговых услуг по странам приведено на рис. 2., при этом 71% мирового рынка приходится на Европу, 12% – на страны Америки, 16% – на Азиатско-Тихоокеанский регион и 1% – на Африку. При этом лидером мирового факторингового рынка является Великобритания, в которой:

объем факторинговых услуг составляет 13% ВВП;

число факторов достигает 100 (незначительно уступает США, где зарегистрировано 108 компаний);

суммарный факторинговый оборот оценивается в 243,8 млрд евро, что составляет более 20% от общемирового.

Самые высокие темпы роста наблюдаются в странах Восточной Европы: Венгрии (59% ежегодные темпы роста за 2000–2005 гг.), Румынии (58%) и Польше (54%). Следует отметить, что в различных странах ЕС существуют большие отличия в распределении долей различных факторинговых услуг. Так, в Швеции, Великобритании, Голландии, Кипре, Германии преобладает инвойс дискаунтинг, в Германии, Болгарии, Дании основное место занимает факторинг без регресса. В Португалии, Австрии, Венгрии, напротив, до 90% сделок приходится на долю факторинга с регрессом.

Рис. 2. Распределение факторинговых услуг по странам в 2007 г., млрд евро.

По нашему мнению, на развивающихся рынках основой для роста является перспектива развития инвойс-дискаунтинга. Данная услуга является оптимальной, когда клиент заинтересован, в первую очередь, в финансировании. Еще одним преимуществом данной услуги является конфиденциальность, которая позволяет решить проблему негативного отношения к факторингу со стороны покупателей (дебиторов).

Также очень высок потенциал роста таких услуг, как финансирование, обеспеченное активами (Asset Based Lending), реверсивный факторинг, а также Интернет решения и электронный факторинг.

На рис. 3 и рис. 4 представлены страны с наибольшей и наименьшей степенью проникновения факторинга (по доле факторинга в ВВП).

Рис. 3. Страны с высокой степенью развития

рынка факторинга

Рис. 4. Страны с наиболее слаборазвитым

рынком факторинга

Зарубежный опыт факторинговых услуг позволяет отметить его стабильный рост на 10 и более процентов в год, который будет продолжаться. В качестве основных причин дальнейшего роста, которые можно применить и к российской практике, можно назвать:

стандартизированность продуктов, включающих в себя комплекс различных услуг в сочетании с приемлемыми ценами; высокую рентабельность факторинговых услуг, которая заставляет факторинговые компании выходить на новые рынки, в частности сейчас активно осваиваются рынки стран Восточной Европы; в 2008 г. ЕБРР начал программу по финансированию услуг консультантов по развитию факторинга в данном регионе;

повышение профессионального и качественного уровня облуживания;

появление и использование новых универсальных информационно-технологических решений, которые создают мощное конкурентное преимущество для факторинга, позволяя снизить затраты и улучшить качество обслуживания;

внедрение стандартов, позволяющих факторинговым компаниям финансировать предприятия малого и среднего бизнеса с более низкой степенью затрат, чем при использовании стандартных банковских продуктов;

использование стандартов МСФО, которые будут способствовать повышению числа сделок по внебалансовому финансированию.

Обоснование основных направлений развития факторинговых услуг, к которым отнесены расширение региональных сетей банков и соответствующих специализированных компаний, маркетинговая политика по привлечению новых клиентов, расширение перечня предоставляемых продуктов; переход от индивидуального подхода, характерного для работы с крупными клиентами, к разработке стандартизированных продуктов, ориентированных на малый и средний бизнес.

Рынок факторинга в Российской Федерации, несмотря на ряд трудностей, возникающих при ведении данного вида операций, развивается достаточно высокими темпами, о чем свидетельствуют ежегодные рейтинги, размещаемые в открытом доступе рейтинговым агентством «Эксперт РА». В частности, в 2007 г. количество факторинговых сделок значительно увеличилось, например, число клиентов по договору факторинга у МФК «ТРАСТ» возросло до 925 компаний, представляющих более 20 отраслей российской экономики, количество поставок в рамках факторинга составило 39653, а оборот вырос более чем в 8 раз. В 2008 г. впервые за последние пять лет темпы роста рынка резко замедлились. Если в 2007 г. рынок вырос в 1,7 раза, то в 2008 г. прирост составил лишь 16,7% (рис. 5).

Рис. 5. Объем уступленных требований и темпы прироста рынка факторинга

При этом отмечается, что крупные и опытные факторы растут за счет формирования спроса в новых клиентских сегментах, а новые участники рынка зачастую ориентированы не столько на его развитие, сколько на захват уже существующей базы через ценовую конкуренцию.

На региональном уровне в структуре сделок лидирует Москва: на ее долю приходится порядка 51,7% всех факторинговых сделок. При этом число московских компаний в обороте факторов продолжает снижаться – с 53,6% в 2007 г. до 51,7% в 2008 г. Наиболее динамично развивался факторинг в 2008 г. в Санкт-Петербурге, в Южном и в Сибирском федеральных округах, однако при этом доля регионов (помимо Санкт-Петербурга) в общем объеме сделок незначительно сократилась (с 38,3% в 2007 г. до 36,8% в 2008 г.).

Разница в среднем размере сделок между регионами и Москвой в 2008 г. снизилась (в 2007 г. 24% факторинговых клиентов, сосредоточенных в Москве, «сделали» более 53% общего оборота российских факторов, тогда как в 2008 г. соотношение составило 46,8 к 51,7%). Это говорит о том, что в Москве постепенно увеличивается число компаний малого и среднего бизнеса, переходящих на факторинговое обслуживание.

Доля клиентов, относящихся к малому бизнесу, в зависимости от объема уступленных требований уменьшилась по сравнению с 2007 г., несмотря на рост числа этих клиентов в структуре сделок в зависимости от количества клиентов. По-прежнему основной объем дебиторской задолженности уступается крупным компаниям, их доля в общем объеме растет.

Отраслевая структура факторинговых сделок в 2007 и в 2008 гг. обнаруживает тенденцию к росту доли оптовой торговли. Если в 2007 г. лидерами по темпам роста были обрабатывающие производства и строительство, тогда как доля предприятий оптовой торговли падала, то в 2008 г. наблюдалась прямо противоположная тенденция. Она обусловлена стремлением факторинговых компаний и банков в условиях кризиса работать с понятными им рисками и финансировать клиентов из «традиционных» для факторинга отраслей.

Изменение экономической ситуации обусловило рост интереса не только к традиционному факторингу, предполагающему финансирование дебиторской задолженности с регрессом, но и к другим видам факторинговых услуг – факторингу без финансирования и безрегрессным сделкам. Доля сделок с финансированием от общего числа уступленных требований продолжает снижаться: в 2008 г. она составила 88,1% (91,6% в 2007 г. и 94,3% в 2006 г.). При этом среднее по факторам соотношение объема финансирования к объему уступленных требований, под которые предоставлялось финансирование, возросло с 86,5% в 2007 году до 90,7% в 2008 году. Доля факторинга с регрессом значительно возросла и составила по объему 19,1% сделок (около 11,5% в 2007 г.). Рост доли факторинга без регресса говорит о том, что рынок, несмотря ни на что, развивается не только экстенсивно, но и интенсивно, растет доверие факторов к дебиторам своих клиентов.

Доля международного факторинга в 2008 г. составила 2,69% рынка, что значительно больше прошлогодних показателей (1,65% от общего объема рынка в 2007 г.). Доля закрытого факторинга в общем объеме уступленных требований внутреннего факторинга в 2008 г. была незначительной – около 0,5%; доля реверсивного факторинга в объемах внутреннего факторинга без регресса – чуть более 1%.

Отметим основные черты, характеризующие современные факторинговые услуги.

Во-первых, российский рынок факторинга далек от насыщения. Некоторое сокращение факторинговых услуг, проявившееся в 2008 г., обусловлено выходом многих факторинговых компаний на региональные рынки, где данные услуги еще малоизвестны для среднестатистических менеджеров, требуются большая подготовительная разъяснительно-информационная работа, развитие инфраструктуры таких услуг, обучение востребованных в данной области специалистов.

Во-вторых, расширение филиальных региональных сетей банков и специализированных факторинговых компаний, грамотная маркетинговая политика по привлечению новых клиентов, расширение перечня предоставляемых факторинговых услуг являются достаточно эффективными и развивающимися направлениями деятельности, способствующими привлечению дополнительного дохода факторов.

В-третьих, в связи с увеличением доли малого и среднего бизнеса, использующего факторинговые услуги, востребованным является переход от индивидуального подхода, характерного для работы с крупными клиентами, к разработке стандартизированных продуктов, облегчающих понимание и использования факторинга в бизнесе. Ключевые факторы успешного функционирования компаний, оказывающих услуги факторинга, приведены на рис. 6.

Рис. 6. Ключевые факторы успешного функционирования факторинговых компаний

Алгоритм оценки факторинговых услуг и установления комиссии, покрывающей расходы по обслуживанию и компенсирующей основные риски.

При проведении оценки факторинговых услуг следует выделить несколько главных моментов, характерных для этого вида кредитования.

Во-первых, необходимо учитывать, что эти операции относятся к высокодоходным, поскольку ставки по ним превышают аналогичные показатели по кредитам, предоставляемым компаниям-заемщикам. Такая ситуация характерна и для факторинговых компаний, и для подразделений, действующих в составе банков.

Таким образом, для этой группы факторов представляется целесообразным оценить, какой процент от общей суммы операций, проводимых банком, составляют именно факторинговые услуги. Данную оценку необходимо проводить на всей протяженности жизненного цикла факторинговых услуг, то есть с момента начала их осуществления. Учитывая, что факторинговые услуги являются сравнительно новым видом финансирования и даже в наиболее активно использующих их банках протяженность жизненного цикла составляет максимум 10–15 лет, подобная оценка не вызовет затруднений ввиду наличия финансовой отчетности за прошедший период.

Во-вторых, необходимым элементом должен стать анализ факторинговых услуг по структуре проведенных сделок, который включает оценку распределения клиентов, использующих факторинг в качестве получения оперативного финансирования поставок товаров с отсрочкой платежа, по отраслям народного хозяйства. В этом направлении важно выявить такие отрасли, которые являются наиболее благоприятными с позиции минимизации риска неплатежей. Как показывает зарубежный опыт, к таким отраслям чаще всего относятся пищевая и нефтеперерабатывающая, а также некоторые направления сферы услуг, например туризм и реклама, которые пользуются повышенным спросом у населения. Следует подчеркнуть, что в условиях мирового финансового кризиса список данных отраслей будет смещаться в сторону производственных отраслей, производящих товары народного потребления, химических производств, смежных отраслей, в которых будет осуществляться производство различных товаров для первоочередных нужд населения.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст