Формирование гражданско-патриотического сознания одаренных учащи

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Автор опыта:

Сорокотягина Наталья Федоровна,

учитель истории и обществознания,

заместитель директора по воспитательной работе,

МОУ СОШ № 33 г. Белгород

РАЗДЕЛ I.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения опыта.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 33 г. Белгорода» является одной из старейших школ города. Она преемница Стрелецкой школы Болховецкой волости, которая была основана в 1843 году.

В настоящий момент школа расположена в западной части г. Белгорода, граничит с Белгородским районом. Удалена от культурных центров города, поэтому является единственным образовательным, воспитательным центром микрорайона.

Социальная среда населения микрорайона школы достаточно разнообразна. Ее представляют служащие, рабочие, студенты. Большинство учащихся проживают в семьях, в которых родители со средним специальным образованием – 46 %. С высшим образованием родители у 30% учащихся. Как следствие, ученики имеют различный уровень интеллекта, коммуникативных способностей.

Автор отмечает, что при изучении генеалогического древа семей учащихся, истории микрорайона, школы, города дети не знают своих корней, истории края. У детей прослеживается недостаточно сформированное гражданско-правовое сознание, патриотические чувства.

Восстановлению и развитию гражданско-патриотического сознания учащихся способствует активная, грамотно организованная историко-краеведческая работа в школе.

Работа по выявлению сформированности гражданско-патриотического сознания учащихся была начата с анализа фактического состояния уровней общей осведомленности учащихся по данному направлению. Цель диагностики – определение уровней патриотического сознания, гражданской позиции учащихся.

Предварительная диагностика по методике П.В. Степанова, Д.В. Григорьева [16], проведенная в 9-х классах, показала следующий уровень сформированности отношения школьников:

К обществу: высокий уровень – 30%, средний уровень – 32%, низкий уровень – 38%;

К людям (уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, честность, толерантность): высокий уровень – 51%, средний уровень – 32%, низкий уровень – 17 %;

К Отечеству: высокий уровень – 26%, средний уровень – 36%, низкий уровень – 38 %.

Диагностика показала, что значительное число учащихся – 35% не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине. Они не испытывают чувство гордости за свою школу, край, земляков. Собственническое отношение преобладает над общественным. Гражданско-правовое сознание слабо сформировано.

Актуальность опыта.

Проблема гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания является значимой в современной жизни человека и всего общества. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. На Белгородчине гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию отводиться первостепенная роль, о чем говорится в областной программе «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области 2006-2011 годы» утвержденной постановлением правительства Белгородской области. О важности духовно-нравственного воспитания говорится и в программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в образовательных стандартах второго поколения.

Одним из надежных способов воспитания исторической памяти, патриотизма, гражданственности у одаренных учащихся является деятельность по вовлечению их во внеурочную работу.

Противоречие.

Исследование по данной теме выявляет противоречия: между требованиями современного общества к гражданско-патриотическому сознанию учащихся и отсутствием системы и несформулированных условий для формирования гражданско-правового сознания, патриотических чувств у детей и подростков.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования гражданско-патриотического сознания одаренных учащихся через вовлечение их во внеурочную деятельность, которая позволит создать условия для саморазвития, самореализации, творческой активности школьников.

Длительность работы над опытом.

Работа над опытом длилась в течение 3 лет.

1 этап – констатирующий (2008-2009 учебные годы). Была определена область исследования. Проанализировано состояние проблемы исследования в научной и методической литературе, определена цель, задачи деятельности, сформирована ведущая педагогическая идея.

2 этап – формирующий (2009-2010 учебные годы). На втором этапе исследования проводился констатирующий эксперимент с целью выявления первоначального состояния гражданско-патриотического сознания одаренных школьников. На основе результатов, полученных в процессе проведения данного эксперимента была составлена программа экспериментальной работы, проведен эксперимент, в ходе которого обосновывались условия эффективности гражданско-патриотического сознания школьников во внеурочной деятельности.

3 этап – контрольный (2010-2011 учебные годы). На третьем этапе сформулированы основные выводы, отработаны и систематизированы результаты исследований, подведены итоги.

Диапазон опыта.

Диапазон опыта охватывает систему внеурочной деятельности учащихся по истории, обществознанию, краеведению в классах основной школы (5-9 классы) и старшей (10-11 классы), направленную на повышение эффективности гражданско – патриотического сознания одаренных учащихся.

Теоретическая база опыта.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения поднимались выдающимися педагогами и общественными деятелями прошлого. Такими как В.Г. Белинским [2], Н.Г. Чернышевским [19], А.Н. Радищевым [16], А.С. Макаренко [10] и другими. Они говорили о том, как важно воспитатель сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения. В настоящее время в этой области ведутся исследования по многим направлениям. Анализ научной литературы по теме опыта показывает, что вопросы патриотического воспитания школьников исследованы довольно широко. Вместе с тем недостаточно исследована внеурочная деятельность с внедрением в нее краеведческой и исследовательской работы с одаренными учащимися.

Внеурочная деятельность — составная часть учебно — воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся [12].

Одаренные дети — значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся специфические способности (музыкальные, художественные и другие) [12].

Патриотизм — был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданностью ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать [5]. HYPERLINK «http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.vounb.volgograd.ru%2FCLNVR%2Flibrary%2FKusmarzev%2FPatriotism_na_slugbe_Russia.pdf&lr=225&text=5.%09%D0%92%D1%8B%D1%80%D1%89%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%90.%D0%9D.%2C%20%D0%9A%D1%83%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%B2%20%D0%9C.%D0%91.%2C%20%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B5%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%2F%2F%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2.-2006%2C%20%E2%84%963.-%D1%81.7&l10n=ru&mime=pdf&sign=3220c65d9f6146fd59a290765b8187e9&keyno=0» \l «YANDEX_53»  

Патриотизм HYPERLINK «http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.vounb.volgograd.ru%2FCLNVR%2Flibrary%2FKusmarzev%2FPatriotism_na_slugbe_Russia.pdf&lr=225&text=5.%09%D0%92%D1%8B%D1%80%D1%89%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%90.%D0%9D.%2C%20%D0%9A%D1%83%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%B2%20%D0%9C.%D0%91.%2C%20%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B5%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%2F%2F%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2.-2006%2C%20%E2%84%963.-%D1%81.7&l10n=ru&mime=pdf&sign=3220c65d9f6146fd59a290765b8187e9&keyno=0» \l «YANDEX_55» — одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость родины [5].

HYPERLINK «http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.vounb.volgograd.ru%2FCLNVR%2Flibrary%2FKusmarzev%2FPatriotism_na_slugbe_Russia.pdf&lr=225&text=5.%09%D0%92%D1%8B%D1%80%D1%89%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%90.%D0%9D.%2C%20%D0%9A%D1%83%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%B2%20%D0%9C.%D0%91.%2C%20%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B5%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%2F%2F%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2.-2006%2C%20%E2%84%963.-%D1%81.7&l10n=ru&mime=pdf&sign=3220c65d9f6146fd59a290765b8187e9&keyno=0» \l «YANDEX_54» Патриотизм  HYPERLINK «http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.vounb.volgograd.ru%2FCLNVR%2Flibrary%2FKusmarzev%2FPatriotism_na_slugbe_Russia.pdf&lr=225&text=5.%09%D0%92%D1%8B%D1%80%D1%89%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%90.%D0%9D.%2C%20%D0%9A%D1%83%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%B2%20%D0%9C.%D0%91.%2C%20%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B5%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%2F%2F%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2.-2006%2C%20%E2%84%963.-%D1%81.7&l10n=ru&mime=pdf&sign=3220c65d9f6146fd59a290765b8187e9&keyno=0» \l «YANDEX_56» — это духовное явление, которое имеет большую устойчивость, долго сохраняется в народе при его уничтожении, а в HYPERLINK «http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.vounb.volgograd.ru%2FCLNVR%2Flibrary%2FKusmarzev%2FPatriotism_na_slugbe_Russia.pdf&lr=225&text=5.%09%D0%92%D1%8B%D1%80%D1%89%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%90.%D0%9D.%2C%20%D0%9A%D1%83%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%B2%20%D0%9C.%D0%91.%2C%20%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B5%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%2F%2F%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2.-2006%2C%20%E2%84%963.-%D1%81.7&l10n=ru&mime=pdf&sign=3220c65d9f6146fd59a290765b8187e9&keyno=0» \l «YANDEX_55»  3  HYPERLINK «http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.vounb.volgograd.ru%2FCLNVR%2Flibrary%2FKusmarzev%2FPatriotism_na_slugbe_Russia.pdf&lr=225&text=5.%09%D0%92%D1%8B%D1%80%D1%89%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%90.%D0%9D.%2C%20%D0%9A%D1%83%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%B2%20%D0%9C.%D0%91.%2C%20%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B5%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%2F%2F%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2.-2006%2C%20%E2%84%963.-%D1%81.7&l10n=ru&mime=pdf&sign=3220c65d9f6146fd59a290765b8187e9&keyno=0» \l «YANDEX_57» -4 поколении умирает. Истинный, духовный в своей основе HYPERLINK «http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.vounb.volgograd.ru%2FCLNVR%2Flibrary%2FKusmarzev%2FPatriotism_na_slugbe_Russia.pdf&lr=225&text=5.%09%D0%92%D1%8B%D1%80%D1%89%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%90.%D0%9D.%2C%20%D0%9A%D1%83%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%B2%20%D0%9C.%D0%91.%2C%20%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B5%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%2F%2F%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2.-2006%2C%20%E2%84%963.-%D1%81.7&l10n=ru&mime=pdf&sign=3220c65d9f6146fd59a290765b8187e9&keyno=0» \l «YANDEX_56» патриотизм HYPERLINK «http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.vounb.volgograd.ru%2FCLNVR%2Flibrary%2FKusmarzev%2FPatriotism_na_slugbe_Russia.pdf&lr=225&text=5.%09%D0%92%D1%8B%D1%80%D1%89%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%90.%D0%9D.%2C%20%D0%9A%D1%83%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%B2%20%D0%9C.%D0%91.%2C%20%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B5%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%2F%2F%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2.-2006%2C%20%E2%84%963.-%D1%81.7&l10n=ru&mime=pdf&sign=3220c65d9f6146fd59a290765b8187e9&keyno=0» \l «YANDEX_58» предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству [5].

Патриотическое воспитание — представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [5].

Идеология патриотизма как система ведущих идей, актуализирующих представления человека об окружающем мире и себе самом в этом мире в масштабе коллектива, общества, государства, положена в основу патриотически — ориентированного подхода А.Н. Вырщикова и М.Б. Кусмарцева [5].

Использование местного, краеведческого материала во внеурочной работе позволяет наиболее наглядно и убедительно рассказать о многих исторических фактах и событиях. Ученые А.С. Заводе [8] и Н.П. Милонов [11] считают, что целью краеведческой работы является развитие у школьников мышления и мотивации самостоятельного изучения местного материала, определения его сущности и закономерностей.

В Законе РФ «Об образовании» определено объединение в государственных образовательных стандартах федерального и национально-регионального компонентов (ст. 7 п. 1).

Сегодня краеведение является необходимой составной частью регионального компонента, раскрывая школьникам специфические черты природной среды, истории и культуры региона, что имеет большое значение для становления мировоззрения, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности, а также для социализации школьников.

В образовательных стандартах второго поколения определена важность духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания школьников. и определена цель воспитания.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В настоящий момент интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а также новыми требованиями к работе педагогов.

Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в создании системы методов и приемов, форм внеурочной работы, способствующей патриотическому и гражданскому воспитанию одаренных школьников: Уроки Мужества, виртуальные экскурсии, исторические вечера, работа с музейными источниками и экспонатами, написание научно-исследовательских работ.

Реализация концепции краеведческого образования в педагогической практике автора предполагает наличие следующих механизмов:

системное проведение внеурочных и внешкольных мероприятий;

участие одаренных учащихся в городских, областных викторинах, конкурсах, олимпиадах, конференциях;

формирование банка методических материалов.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта:

Класс

Программа

УМК

История

6

«История России, 6-9 классы, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М., Просвещение, 2007.

Учебник: История России: с древнейших времен до конца XVI века, А.А. Данилов, Л. Г. Косулина, М.: Просвещение, 2007.

7

«История России, 6-9 классы, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М., Просвещение, 2007.

Учебник: История России с конца XVI до конца XVIII века, Данилов А. А, Косулина Л. Г. М.: Просвещение, 2007 г.

8

«История России, 6-9 классы, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М., Просвещение, 2007.

Учебник: История государства и народов России. XIX век. Данилов А. А, Косулина Л.Г. Учебник. М.: Просвещение, 2008

9

«История России, 6-9 классы, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М., Просвещение, 2007.

Учебник: История России, XX-начало XXI века, А.А. Данилов, Г.Г. Косулина, М.Ю. Брандт.- М.: Просвещение, 2008

10-11

«Россия и мир с древнейших времен до конца ХХ века», авторы О.В.Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, М., «Дрофа», 2009 год

Учебник: «Россия и мир», О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарёв, В.А. Рогожкин, М., Дрофа, 2007 год.

Обществознание

6-7

С.И. Козленко, И.В. Козленко «Обществознание» 6-7 класс, М., изд. «Русское слово» 2008 г.

Кравченко А.И. «Обществознание» 6 класс, М., «Русское слово», 2006 г.

Кравченко А.И. «Обществознание» 7 класс, М., «Русское слово», 2006 г.

8-9

А.И. Кравченко, Обществознание 8-9 классы, 10-11 классы, М., «Русское слово», 2006 год,

Кравченко А.И., Обществознание 8 класс, М., «Русское слово», 2008 год.

Кравченко А.И., Обществознание 9 класс, М., «Русское слово», 2008 год.

10-11

А.И. Кравченко, Обществознание 8-9 классы, 10-11 классы, М., «Русское слово», 2006 год,

Кравченко А.И. Обществознание 10 класс — М.: «Русское слово», 2007г.

Кравченко А.И. Обществознание 11 класс — М.: «Русское слово», 2007г.

РАЗДЕЛ II.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА.

Цель опыта: создание условий для формирования гражданско-патриотического сознания одаренных учащихся во внеурочной деятельности посредством использования краеведческого материала.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

Изучение литературы по данной проблеме;

Проведение первичной диагностики с целью выявления сформированности гражданско-патриотического сознания учащихся;

Подбор системы методов и приемов, форм внеурочной работы, способствующей патриотическому и гражданскому воспитанию одаренных школьников;

Использование разнообразных форм работы, методов, приемов во внеурочной деятельности с целью развития творческих способностей, самостоятельности, инициативности одаренных школьников;

Повторное диагностирование с целью выявления изменений в сформированности гражданско-патриотического сознания учащихся;

Анализ полученных результатов. Основные выводы.

Таким образом, результатом внеурочной деятельности одаренных школьников будет повышение гражданско-патриотического сознания учащихся.

Описание содержания образования и средств достижения цели.

В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеурочной работы: индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальная работа проводится с отдельными учениками, которые участвуют в заочный, очных олимпиадах, конкурсах, выступают на конференциях, оформляют стенгазеты, альбомы, выступают с докладами, сообщениями. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.

Групповая форма внеурочной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки, клубы, объединения. Занятия проводятся регулярно.

Массовые формы внеурочной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера, конкурсы, встречи. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

Алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии.

К индивидуальным формам внеурочной работы можно отнести подготовку отдельных учащихся к очным и заочным олимпиадам историко-краеведческой, гражданкой направленности, конкурсам, смотрам, вовлечение их в исследовательскую деятельность.

Ежегодно воспитанники автора опыта участвуют и занимают призовые места в очных олимпиадах по истории, обществознанию, школьному краеведению, праву, избирательному законодательству. Выступают на городских и областных конференциях научно-исследовательских работ учащихся.

Автор уделяет большое внимание исследовательской деятельности обучающихся считая его важнейшим фактором гражданско- патриотического воспитания.

Научно-исследовательская деятельность в образовательных учреждениях организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей развития личности ученика: самоутверждение, самовыражение, самоопределение. Научно-исследовательская деятельность учащихся рождает интересные формы взаимодействия педагогов и учащихся, становится необходимой, органически вписывается в общий педагогический процесс, становится мощным фактором, влияющим на результативность труда школьного коллектива, развитие педагога и ребенка.

Исследовательская работа должна быть построена не произвольно, а по определенной структуре, которая является общепринятой для научных трудов. Основными элементами этой структуры в порядке их расположения являются: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложение.

Титульный лист является первой страницей работы. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся пункты работы с указанием страниц.

Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (методы) исследования, дается характеристика работы – относится ли она к теоретическим исследованиям или к прикладным, сообщается, в чем заключается значимость и (или) прикладная ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы.

В основной части научно- исследовательской работы подробно приводится методика и техника исследования, даются сведения об объеме исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.

Заключение содержит основные выводы, к которым автор пришел в процессе анализа избранного материала. Должно быть подчеркнута самостоятельность, новизна, теоретическое и (или) практическое значение полученных результатов.

В конце работы приводится список использованной литературы (библиографический список). В тексте работы должны быть ссылки на тот или иной научный источник.

В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы. В случае необходимости можно привести дополнительные таблицы, рисунки, графики.

Очень важно правильно выбрать тему исследования. Она должна быть интересной для учащегося, понятной, близкой. Материалов исследования обычно бывает недостаточно, здесь могут оказать помощь материалы городских, областных архивов, музеев, в том числе и школьных, воспоминания очевидцев.

По материалам школьного музея были написаны ряд научно- исследовательских работ, с которыми воспитанники школы успешно выступали на городских, областных олимпиадах по школьному краеведению. Автору удалось заинтересовать учащихся школы архивными документами школьного музея, вовлечь в исследовательскую деятельность, совместно выявить интересные исторические факты, которые легли в основу исследовательских работ.

В 2009 году Смольякова Наталья, ученица 9 «А» класса, подготовила научно-исследовательскую работу на тему: «История развития средней школы № 33 города Белгорода в 40-50 годах». Работа посвящена становлению и функционированию школы в послевоенный период. Было выявлено, что в школе уделялось большое внимание военно-патриотическому воспитанию. В ходе работы были изучены документы, хранящиеся в фондах Государственного архива Белгородской области, а также копии из архивных фондов Военно – медицинского музея Министерства Обороны, фонды музея 6-й Гвардейской Краснознаменной Сивашской Отдельной танковой бригады в средней школе № 33 г. Белгорода. Ученица приняла участие в городской олимпиаде по школьному краеведению и стала победителем. В 2010 году Смольякова Наталья приняла участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ учащихся «Первые шаги в науку» стала лауреатом I степени, была приглашена на Всероссийскую конференцию в г. Обнинск, где стала дипломантом I степени.

В 2010 году Смольяковой Натальей, ученицей 10 «А» класса была написана другая научно-исследовательская работа «История возникновения и развития музея боевой славы 6-й Гвардейской Краснознаменной Сивашской отдельной танковой бригады в средней школе № 33 г. Белгорода в 70-80 гг.». Эта работа также была написана по материалам школьного музея, а также воспоминаниям очевидцев. Данная исследовательская работа в 2010 году заняла I место в городской олимпиаде по школьному краеведению, III место в областной олимпиаде, стала победителем в городской конференции научно-исследовательских работ «Открытие», была отмечена III местом на региональной конференции «Открытие» в г. Шебекино (Приложение 1).

По результатам участия Смольякова Наталья, ученица 11 «А» класса в 2010-2011 учебном году получила сертификат на получение персональной стипендии администрации города Белгорода одаренным детям за активную общественную деятельность, как лидер ученического самоуправления, победитель Всероссийской конференции учащихся «Первые шаги в науку».

Под руководством автора учащимися были написаны ряд других исследовательских работ, посвященные Н.Ф. Ватутину, Я.Т. Яровому, другим знаменитым землякам.

К групповым формам внеклассной работы относится деятельность в школьных краеведческих кружках, клубах, музеях.

Центром патриотического воспитания школьников в МОУ СОШ № 33 г. Белгорода является школьный музей боевой славы 6-й Гвардейской Краснознаменной Сивашской отдельной танковой бригады, который был открыт в 1973 году. Сбором экспонатов занимались учителя и учащиеся школы. Эффективность использования школьного музея в обучении и воспитании во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеурочной работы, включающий музейный материал в учебный и воспитательный процессы.

В практике сложились традиционные формы работы в школьном музее: экскурсия в музей, урок – экскурсия в музей, Урок Мужества, музейный вечер, читательская конференция, использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке, демонстрация музейных предметов во время беседы учителя, подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее т.д.

Урок Мужества – одна из самых распространенных форм внеклассной работы. По форме Урок Мужества может быть рассказом, повествованием, диспутом. Его зачастую проводят ветераны. Важно не только определить состав приглашенных гостей, но и обязательно провести с ними предварительную беседу. Цель подобной беседы состоит в том, чтобы приглашенный выбрал оптимальное содержание и форму своего выступления. Необходима предварительная подготовка: беседа с учащимися, по теме будущего урока, сообщение некоторых сведений о приглашенных, подготовка сообщений, исполнение литературно-музыкальной композиции. После Урока Мужества, через несколько дней, необходимо подвести итоги: провести обсуждение, обменятся впечатлениями. Проведение обсуждения формирует у школьников опыт анализа, объективного осмысления услышанного и увиденного, помогает скорректировать собственные оценки и суждения.

Урок Мужества, посвященный Н.Ф. Ватутину, автором был проведен в 9-х классах в 2008 году. Материал Урока Мужества может использоваться для проведения тематических классных часов, внеклассных мероприятий, встреч с ветеранами войны и труда, а также учителями истории при рассмотрении темы о Великой Отечественной войне и руководителями кружков краеведческой направленности.

Цели: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну; привитие чувства любви к родному краю, уважения к знаменитым ее землякам. Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам войны и труда.

При написании Урока использовались биографические данные Н.Ф. Ватутина, стихи известных поэтов: Самойлова А., Недогонова А., Суркова А. Также стихи и песни ветерана Великой Отечественной войны, бывшего учителя школы Ярового Якова Трофимовича и стихотворение ученицы 11 «А» класса Хохловой Татьяны. Данному мероприятию предшествовала большая подготовительная работа. Учащиеся подготовили интересный материал о героическом земляке. Помощь в подготовке и проведение данного Урока оказали учащиеся 11-х классов. Данное мероприятие было проведено в компьютерном классе с проектором и экраном, где были продемонстрированы портреты Н.Ф. Ватутина, памятник, фрагмент фильма «Курская битва». Материалы Урока Мужества были направлены на городской конкурс «Музей и дети» в 2008 году, в номинации «Лучший Урок Мужества» стал победителем (Приложение 2).

Музей в современной школе представляет собой такую интегрированную информационно-педагогическую среду, где становятся возможными новые формы в организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся.

Такие принципы работы школьного музея как комплексность, систематичность и преемственность предусматривают сочетание традиционных и инновационных форм и способов взаимоотношений с учениками. Одной из наиболее характерных черт школьного музея является смещение акцентов в понимании миссии музея от накопления, хранения и передачи конкретных знаний от учителя ученику к развитию способности приобретать эти знания и умения самостоятельно и использовать в практической деятельности. Информационные технологии могут оказать и оказывают на практике неоценимую помощь в решении этой задачи.

В практике школьного музея используются инновационные формы работы: виртуальная экскурсия, мультимедийная мастерская, Представление музейного предмета, создание буклетов, путеводителей, создание исследовательских работ и проектов.

Проведение виртуальной экскурсии похоже на проведение обыкновенной экскурсии: понадобится разъяснение учащимся цели экскурсии, сообщение им знаний, необходимых для успеха экскурсии.

Требования в виртуальной экскурсии как к организационной форме работы практически не отличаются от требований к проведению реальных традиционных экскурсий. Но существуют характерные признаки: моделирование в реальном масштабе времени; имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма; возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь.

Объектами экскурсии станут размещаемые в сети Интернет изображения и отображения реальных объектов: музейные экспонаты, описание биографий исторических личностей, фотогалереи, иллюстрации, памятники культуры, озвученные произведения исторических личностей, критические материал. Следовательно, при предварительном знакомстве с объектом экскурсии учитель будет обращаться не к реальному месту, а он будет знакомится с информацией того или иного сайта, который впоследствии по его настойчивой рекомендации посетят учащиеся.

План подготовки и проведения виртуальной экскурсии:

1.Определяется цель экскурсии;

2.Выбирается объект изучения;

3.Поиск Интернет-ресурсов об изучаемом объекте;

4.Формулируются проблемы;

5.Определяются задачи, которые учащимся необходимо будет решить;

6.Определяется последовательность ознакомления с сайтами и создание путеводителя для учащихся по сайтам;

7.Определение формы отчета или наглядного оформления результатов экскурсии.

Автором была проведена виртуальная экскурсия к памятным местам Белгородчины на тему: «Улицы моего города» в 2009 году. Экскурсию проводили учащиеся 10 класса для учащихся 5-х классов. Для подготовки и проведения данной экскурсии была проведена большая подготовительная работа: собран материал на сайтах, составлена схема экскурсии, подготовлена презентация. Учащиеся подготовили интересный, познавательный, краеведческий материал, богатый историческими событиями Белгородчины. Использовали биографии знаменитых людей, героические страницы их деятельности.

Данное мероприятие яркий пример воспитания патриотических чувств на примере краеведческого материала.

К массовым формам внеклассной работы можно отнести исторические вечера, конкурсы, встречи, предметная неделя по истории и обществознанию.

Автор в своей работе практикует проведение общешкольных мероприятий, вечеров истории. Отличительная особенность вечеров состоит в сочетании научности содержания с занимательностью, яркостью и эмоциональностью.

Задача историко-краеведческого вечера состоит в том, чтобы разнообразными средствами искусства (художественным чтением, музыкой, пением, инсценировкой) в дополнение к докладу, лекции помочь учащимся эмоционально воспринять значение, смысл и содержание исторического события, факта, явления.

К организации и содержанию вечера предъявляются педагогические требования:

1.Вечер рассматривается не как самоцель, а как средство воспитания, поэтому он должен иметь идейную направленность, т.е. должен вызывать такие переживания детей, которые ведут к воспитанию у них основ нравственности, патриотизма, внимательного и заботливого отношения к людям.

2.Одно из важнейших педагогических требований к вечеру –привлечение к нему самого широкого круга учащихся, чтобы каждый школьник мог проявить свои дарования и свое желание быть активным. Это требование в свою очередь вызывает необходимость дифференцированного подхода к каждому подростку, внимательного учета его индивидуальных особенностей, интересов и способностей.

3.Вечер должен быть интересным, занимательным. Одно из условий –разнообразие форм подачи материала: доклад, чтение стихов, встречи с участниками исторических событий, и обязательно элементы искусства – пение, музыка, инсценировка, хореография и игра, викторины, конкурсы.

Тематика историко-краеведческих вечеров разнообразна. Особенность вечера состоит в том, что, наряду с разнообразием жанра, наблюдается тематическая целенаправленность, как сообщений, так и художественной части.

Автором был подготовлен и проведен вечер для старшеклассников и ветеранов Великой Отечественной войны на тему: «Поклонимся великим тем годам…», который был проведен 8 мая 2009 года.

Мероприятие проводилось в форме устного журнала, со сменой тематических страниц – сцен (Начало войны, Брест, Москва, Ленинград, Сталинград, Курск, Победа). В мероприятии были использованы стихи известных поэтов страны и Белгорода, исполнены песни военных лет, инсценированы отрывки из произведений Б. Васильева «В списках не значился», Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». (Приложение 3).

Одной из эффективных форм внеклассной работы по формированию гражданственности и патриотизма является предметная неделя по истории и обществознанию. Правильно подготовленная и проведенная предметная неделя способствует повышению интереса к истории страны, края, событиям, личностям. Данная форма стимулирует познавательный интерес, творческие способности, расширяет кругозор учащихся, развивает поисковую, исследовательскую деятельность, формирует активную гражданскую позицию. Предметная неделя – это массовая форма работы. В нею вовлечены учащиеся всех классов, проводится по определенному плану (Приложение 4).

Автор в своей практике использует такие формы работы как: внеклассное мероприятие «Политические партии и выборы» в 9-х классах, урок-практикум «Закон и власть» в 11-х классах, внеклассное мероприятие колесо истории «Путешествие в средневековье» в 6-х классах (Приложение 5), деловая игра «Избирательная кампания», викторины, конкурсы, кроссворды, оформление исторических стенных газет и другие.

РАЗДЕЛ III.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

Результативность данного педагогического опыта определялась по следующим критериям:

Отношение воспитанников к обществу;

Отношение к людям;

Определение характера отношения школьников к Отечеству.

Результативность опыта отслеживалась в течение трех лет посредством мониторинга. Результаты изучения по методике П.В. Степанова, Д.В. Григорьева [17], позволили выявить уровень сформированности гражданского и патриотического сознания личности (см. таблица 1).

Таблица 1.

Результаты мониторинга

Учебный годклассУровеньОтношение

к обществуОтношение

к людямОтношение к Отечеству2008-2009

9

высокий

средний

низкий

30%

32%

38%

51%

32%

17%

26%

36%

38%

2009-2010

10

высокий

средний

низкий

51%

39%

10%

62%

35%

3%

43%

39%

18%

2010-2011



Страницы: 1 | 2 | Весь текст